УПРАЖНЕНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ СИЛЫ ГОЛОСА — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

УПРАЖНЕНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ СИЛЫ ГОЛОСА



 

Дети стоят по кругу. Руки согнуты на уровне талии, пальцысжаты в кулаки.

1 Руки в стороны, затем — вверх. Изменение силы голо­са на гласном а (о, у) - с тихого звучания увеличивать силу звука по мере поднятия рук. Самое верхнее положение рук соответствует самому громкому звучанию:

па__А__А

по__О__О

пу__У__У

 

Примечание.

Шрифтами разного кегля (высоты) обозначена сила звучания: па — ти­хое, ПА — среднее, ПА — громкое и т. д.

 

2. Руки вверх через стороны с одновременным изменени­ем силы голоса от тихого звучания к громкому и наоборот:

па__А__А__А__а

по__О__О__О__о

пу__У__У__У__у

* * *

1. Дети стоят по кругу. Руки согнуты на уровне талии, пальцы сжаты в кулаки.

Легкий удар кулаками на уровне та­лии: па.

Сильное встряхнуть кулаками навер­ху: ПА.

Повторить несколько раз (рис. 54).

Различение на слух тихого и громкого звучания слогов. Ученики на слух воспринимают слоги, произносимые учите лем, стоящим спиной к ученикам, и воспроизводят их с дви­жениями и без них.

2. Дети стоят по кругу. Руки опущены вниз.

Движения напоминают взмахи крыльями, только более резко: руки вверх в стороны: ПА; руки вниз: па (рис. 55). Повторить несколько раз (рис. 56).

ПА__па__ПА__па

* * *

Дети стоят по кругу. Руки согнуты на уровне груди.

Волнообразные движения руками. Верхнее положение рук соответствует громкому произнесению гласного, ни­жнее — тихому (рис. 57).

па__А__А__А__а__А__А__

 

Дети стоят по кругу. Руки опущены.

Поднять руки вверх, одновре­менно изменяя силу голоса от ти­хого звучания до громкого, затем присесть, одновременно убавляя силу голоса (рис. 58).

Повторить упражнение не­сколько раз.

 

 

ПА-па

Дети стоят по кругу. Руки согнуты на уровне груди.

Прыжок на месте, руки в стороны вверх: ПА; сразу опуститься на корточ­ки, сгруппироваться: па (рис. 59).

Повторить упражнение несколько раз.

* * *

ПА папа

ПА папо

ПА папу

па та бу

Дети стоят по кругу. Руки согнуть на уровне груди.

1. Резко выбросить руки вверх в стороны: ПА; слегка встряхнуть кулаками два раза на уровне талии: папа.

2. Резко выбросить руки вверх в стороны: ПА; удары кулаками в стороны: папо.

3. Руки вверх в стороны: ПА; удары кулаками вперед перед грудью: папу,

4.Вернуться в И. п., слегка встряхнуть кулаками на уров­не талии: па; удар кулаками в стороны: та; сразу же накло­ниться вперед, расслабленным движением руки вниз: бу.

В этом упражнении слоги произносятся голосом обыч­ной для разговорной речи силы.

* * *

па па па один два три...



ПА ПА ПА ОДИН ДВА ТРИ...

папапа... 1, 2, 3...

ПАПАПА... 1,2,3...

СТОП! СТОП!

Дети стоят по кругу друг за другом. У учителя барабан.

1. Учитель размеренно и тихо стучит в барабан, ученики на цыпочках идут по кругу: па па па;

учитель размеренно, но громко стучит в барабан, учени­ки идут по кругу, громко топая: ПА ПА ПА (в такт ударам);

учитель тихо и быстро стучит в барабан, ученики также тихо и быстро идут по кругу: папапа (в такт движениям);

учитель громко и быстро стучит в барабан, ученики, громко топая, быстро идут по кругу: ПАПАПА (в такт дви­жениям);

учитель громко и резко ударяет в барабан, ученики оста­навливаются: СТОП!

2. Повторить упражнение, вместо слогов произнося чис­лительные.

3. То же упражнение выполняется в условиях, когда учи­тель стоит, повернувшись к детям спиной, чтобы они не ви­дели его действий с барабаном.

 

* * *

ПАпопупипе

паПОпупипе

папоПУпипе

папопуПИпе

папопупиПЕ

 

Дети стоят или сидят по кругу. Руки согнуты на уровне груди, локти опущены.

Движение кистей рук, имитирующее игру на пианино. Проговаривание слогов каждого ряда на одном выдохе с выделением ударного слога взмахом рук и более громким голосом.

 

* * *

1.папопу папопу папопу папопу папопу

2.ма ма ма ма ма ма ма

3.мама мама мама мамамама

4.1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5.понедельник вторник среда четверг пятница суббо­та воскресенье

6. Мама ушла домой.
Мама ушла домой.

1. Дети стоят по кругу. Руки согнуты на уровне талии, пальцы сжаты в щепотки.

Постепенный подъем рук вверх. На разных уровнях вы­соты раскрывать щепотки в три приема, одновременно про­говаривая каждый раз слоги: папопу (первая строчка). На каждом уровне поднятия рук слоги произносить с разной интенсивностью: от тихого звучания до нормального и громкого, а затем, наоборот — понижая голос и опуская руки.

2. Дети стоят по кругу. Руки опущены вниз.

Постепенный подъем, а затем опускание рук с одновре­менным изменением силы звучания голоса от тихого до громкого и наоборот: ма ма (вторая строка).



3. Повторить первое упражнение: мама (третья строка).

4. Повторить первое упражнение, одновременно прого­варивая числительные (четвертая строка).

5. Повторить первое упражнение: название дней недели (пятая строка).

6. Повторить первое упражнение, проговаривая текст шестой строки.

 

* * *

1.папа папа ПА па

2.папа папа ПА по

3.папа папа ПА пу

4.папа папа ПА пи

5.папа папа ПА пэ

 

Дети стоят по кругу, руки сжаты в кулаки на уровне груди.

1. Легкий удар правой рукой вправо, левой — влево: папа папа, голос нормальной громкости. На слоге ПА руки выбросить вверх в стороны (как на звуке а) и сказать гром­ко, затем понизить голос до нормального и на уровне груди выполнить легкий удар руками, сжатыми в кулаки: па.

2. Повторить все движения, кроме последнего. Послед­нее движение легкий удар кулаками в стороны: по.

3. Повторить движения. Последнее: легкий удар кулака­ми вперед на уровне груди.

4. Повторить движения. Последнее: легкий удар кулака­ми вверху.

5. Повторить движения. Последнее: легкий удар кулака­ми вперед в стороны:

* * *

1. А — у 4. топ-топ-топ

А —у ТОП-ТОП-ТОП

А — у 5. маленькие ножки идут по дорожке

о____ о__ БОЛЬШИЕ НОГИ ИДУТ ПО ДОРОГЕ

2. та ТА ТА ТА та

тата ТАТА ТАТА ТАТА тата

3. тихо — ГРОМКО
тихо — ГЮМКО
тихо — ГРОМКО

 

Дети стоят по кругу, ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1. Резко раскрыть руки вверх в стороны: А, вернуться в И. п., сразу согнуть правую руку в локте и прикоснуться локтем к поднятому колену левой ноги, одновременно ска­зать: у (А — громко, у — тихо).

Повторить упражнение еще два раза, поочередно каса­ясь левым локтем правого колена, правым локтем левого колена.

Наклон туловища слегка в правую сторону, приложить руку ко рту: о ___, в левую сторону: о___, (голос средней громкости, характерный для разговорной речи).

2. Шаги с хлопками в круг, на каждый шаг — хлопок: та.

Начиная с тихого хлопка и тихого проговаривания, посте­пенно увеличивая громкость, дойти до середины круга: ТА.

Шаги из круга с изменением силы голоса и хлопков от громкого до тихого.

Повторение описанного упражнения, на каждый шаг и хлопок: тата.

3. Дети стоят по кругу, руки опущены.

Палец правой руки поднести ко рту: тихо, быстро раз­вести руки в стороны вверх: ГРОМКО.

Переступать ногами на месте. Шаг правой ногой (тихо): тихо, громко топнуть левой ногой: ГРОМКО.

Повторить упражнения с добавлением к шагам хлопков.

4. Шаги в круг, тихо ступая и приложив палец к губам: топ-топ-топ (шаг — слово).

Шаги из круга, громко топая ногами: ТОП-ТОП-ТОП.

Повторение упражнения несколько раз.

5. Проговаривание с движениями:

маленькие ножки — Руку опустить к полу, затем сразу же указать на свои ноги.

идут по дорожке — Тихие шаги в круг.

БОЛЬШИЕ НОГИ — Руку поднять вверх и сразу же ука­зать на свои ноги.

ИДУТ ПО ДОРОГЕ — Громкие шаги из круга.

Ходьба по кругу: тихие шаги сопровождаются проговариванием предложения тихим голосом, громкие шаги — громким голосом.

* * *

— ТАНЮШЕНЬКА!

—ау!

—ПОДРУЖЕНЬКА!

—ау!

— ИДИ ГУЛЯТЬ!

— иду!

— ИДИ БЫСТРЕЙ!

бегу!

Дети стоят по кругу. Правая ладошка поднята ко рту.

1. Дети выполняют упражнение, изменяя силу голоса от громкого до тихого.

2. Дети делятся на две группы и выполняют упражнение по ролям. Одна группа произносит слова громки голосом, другая — тихим.

Группы меняются местами.

* * *

В лесу кричу: «Ау! Ау!» громко

А мне в ответ: «Ау! Ау!» тихо

Горе кричу: «Ау! Ау!» громко

Гора в ответ: «Ау! Ау!» тихо

 

1. Дети стоят по кругу.

Первую строчку произносить громко. Движение на звук е переходит в движение на звук у: В лесу кричу — правую ладошку поднести ко рту: «Ау! Ау!»

Вторую строчку произносить тихо. Указательное движе­ние на себя переходит в естественный жест «тихо» (палец к губам): А мне в ответ: «Ау! Ау!» — левую ладошку поднести ко рту.

Третья строчка произносится громко. На одном указа­тельном движении рукой вверх сказать слитно: Горе кричу: «Ау! Ау!» — поднести правую ладошку ко рту.

Четвертую строчку сказать тихо, движение, аналогичное предыдущему, но выполненное другой рукой.

* * *

Мы идем, мы идем. Мы идем, мы идем.

Тихо песенку поем. Громко песенку поем.

— Прыгнем раз, прыгнем два. - Прыгнем раз, прыгнем два.

Прыгать рады мы всегда. Прыгать рады мы всегда.

 

Дети идут по кругу и говорят (по заданию учителя) то тихо, то громко. Прыгнем раз, прыгнем два — два прыжка на месте на двух ногах. Прыгать рады мы всегда — прыжки вперед на каждом слове.

* * *

1. Ударяй тихонечко: стук-стук-стук.

И тогда услышишь нежный звук.

2. Ударяй сильнее: стук-стук-стук.

И тогда услышишь громкий звук.

 

Дети сидят по кругу, имитируя игру на пианино.

1. Первые две строчки «играть» тихо и говорить тихим голосом, выделяя ударные слоги легким взмахом руки.

2. «Играть» громко, сопровождая «игру» громким произ­несением слов, выделяя ударные слоги сильным взмахом руки.

* * *

Пальчик о пальчик тихо бьем.

Пальчик о пальчик тихо бьем.

А потом в ладоши громко бьем.

Хлопаем в ладоши: бом-бом-бом.

 

Дети стоят по кругу, руки согнуты на уровне груди.

1. Первые две строчки произносить тихим голосом, од­новременно тихо ударяя указательными пальцами рук.

2. Две последние строчки произносить громким голосом, сопровождая проговаривание сильными хлопками (хлопок — слово).

 

* * *

1. Ногами топ, ногами топ,
Громко топнем: топ-топ-топ громко

 

Ногами топ, ногами топ,

Тихо топнем: топ-топ-топ тихо

 

2. Руками хлоп, руками хлоп,
Громко хлопнем: хлоп-хлоп-хлоп громко

 

Руками хлоп, руками хлоп,

Тихо хлопнем: хлоп-хлоп-хлоп. тихо

 

Дети стоят по кругу, руки на поясе.

1. Проговаривая слова, дети переступают ногами на месте (шаг — слово). Громкому произнесению слов соответствуют сильные удары ног, тихому — слабые.

2. Громкому и тихому проговариванию соответствуют громкие и тихие хлопки (хлопок — слово).

* * *

Топай —ТОП

Топай —ТОП тихо

 

Хлопай, хлопай:

ХЛОП-ХЛОП-ХЛОП громко

 

Дети идут по кругу. Говорят и выполняют движения сначала тихо, потом громко. При повторении упражнения первую его часть можно говорить громко, а вторую — тихо.

* * *

Что там нормально

шепчут тихо

листья? нормально

Подойдем и нормально

спросим. нормально

Листья отвечают: нормально

осень, громко

осень, нормально

осень. тихо

И.Цекович

 

Дети стоят по кругу.

 

Примечание.

Здесь и далее голос средней силы, характерный для разговорной речи, условно обозначим термином «нормально».

 

1. Проговаривание с движениями, плавно переходящими одно в другое:

что — Руки согнуты на уровне груди, локти чуть подня­ты в стороны, движение кистей рук снизу вверх, обозначаю­щее вопрос.

там — Предыдущее движение переходит в указательный жест в сторону (одной рукой или двумя).

шепчут — Указательный палец правой руки приложен к губам.

листья — Руки согнуты на уровне груди, на ударный слог слегка поднять их в стороны вверх, затем опустить.

подойдем и спросим— Два небольших шага вперед, паль­цы рук поднять ко рту и слегка давящим движением опус­тить руки.

листья (см. выше) отвечают — Вытянуть руки вверх в стороны на ударный слог.

осень — Кистью правой руки взмахнуть вверх.

осень — Кистью левой руки взмахнуть в сторону на уровне груди.

осень — Кистью правой руки взмахнуть, опустить руку вниз.

2. Проговаривание стихотворения без движений с убран­ными за спину руками.

* * *

А сова — все ближе, ближе нормально

А сова — все ниже, ниже нормально

И кричит громко

В тиши ночной: тихо

Поиграй, дружок, со мной! громко

С.Маршак

 

Дети стоят по кругу.

1. Проговаривание с движениями:

а сова — все ближе, ближе — Взмахнуть руками, как крыльями (сова), затем правую руку прижать к себе на уров­не груди (все ближе), потом такое же движение левой рукой.

а сова все ниже, ниже — Взмахнуть руками, как крыль­ями, правую, затем левую руку плавно опустить вниз.

и кричит — Пальцы правой руки поднести ко рту и резко поднять вверх с одновременным усилением голоса.

в тиши ночной — Плавно опустить руку, указательный палец поднести к губам («тихо»).

поиграй, дружок, со мной — Ладони рук «рупором» поднести ко рту и громко произнести текст.

2. Проговаривание стихотворения без движений.

 

* * *

Была нормально

тишина, тишина, тишина... тихо

Вдруг громче

грохотом еще громче

грома громко

сменилась она. нормально

И вот уже дождик нормально

тихонько — очень тихо

ты слышишь? тихо

Закапал, закапал, закапал по крыше... нормально

А.Барто

 

Дети стоят по кругу.

1. Проговаривание текста с движениями, плавно перехо­дящими одно в другое:

была — Наклон вперед. Движение несколько расслаблен­но на звуках б, д.

тишина, тишина, тишина— Указательные пальцы то пра­вой, то левой руки прикладываются к губам, туловище по­ворачивается вправо-влево-вправо.

вдруг грохотом грома — Встрепенуться всем телом, как от неожиданности, и, подняв руки вверх, произнести слова в соответствии с указанием в тексте — громче, еще громче, громко.

сменилась она — Из положения «руки вверх» выполняется слегка давящее движение (плавное на звук с) руками вниз (Сменилась) и далее указательный жест правой рукой (она).

и вот уже дождик — Плавное движение рук вперед, пере­ходящее в движение, имитирующее дождь.

тихонько ты слышишь? — Палец правой руки прило­жен к губам, затем указательное движение (ты), которое переходит в естественный вопросительный жест — прило­жить руку к ушной раковине, как бы прислушиваясь.

закапал, закапал, закапал по крыше — Движение, имити­рующее дождь, выполняемое попеременно то правой, то ле­вой рукой (закапал), переходит в давящее движение руками вперед (по крыше).

2. Проговаривание текста без движений.

* * *

Муха села на палец нормально

И спросила: «Вы проспались?» нормально

Пальцем муху я ловлю. нормально

Засыпаю... тихо

Сплю. совсем тихо

Вдруг громко

Все громче голоса: еще громче

— Ой, оса! Летит оса! громко

Вон, у Ромы на носу громко

Ну, ловите же осу! нормально

А.Барто

 

Дети сидят по кругу («по-турецки»).

1. Проговаривание стихотворения с движениями:

муха села мне на палец — Движение на звук у переходит в движение на звук с (муха села), затем указательный жест на себя (мне), потом указательным пальцем левой руки дотро­нуться до указательного пальца правой руки.

и спросила: «Вы проспались?» —- Движение на звук с (и спро­сила), затем указательный жест, направленный на кого-ни­будь (вы), потом движение кистями рук в стороны, при этом указательные пальцы делают неполное вращательное движе­ние.

пальцем муху я ловлю— Указательный палец правой руки следует за «летящей мухой».

засыпаю, сплю — Ладони рук подставить под щеку, голова склоняется ближе к коленям, голос становится тише (засы­паю), далее голова склоняется совсем низко, глаза закрыты, вся поза имитирует позу спящего человека (сплю) (рис. 60).

вдруг — Вздрогнуть и резко выпрямить туловище (рис. 61).

все громче голоса — Руки поднять вверх через стороны, пальцы рук сжать в кулаки и потрясти ими при вытянутых руках.

ой, оса! — Руки прижать к груди, вздрогнув всем телом при произнесении (ой), затем указать правой рукой вверх.

летит оса! — Поднятой правой рукой (указательным пальцем) следовать за «осой».

вон, у Ромы на носу — Указательный жест рукой, направ­ленный на мальчика, затем на свой нос.

ну — Слегка ударить кулаками согнутых рук сверху вниз, выражая нетерпение.

ловите же осу! — Резкое хватательное движение двумя руками вперед.

2.Дети стоят по кругу. Проговаривание текста стихотво­рения построчно. Один ученик произносит первую строчку, другой — вторую и т. п.

3.Проговаривание стихотворения хором без движений.

 
 


* * *

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок. тихо

 

Но подул вдруг ветерок —

Закружился снежок. громче

 

Пляшут все пушинки,

Белые снежинки. громко

 

1. Дети стоят по кругу. Первые две строчки говорим ти­хим голосом. Слова первой строки произносим слитно под плавное дирижирование правой руки. Затем указательный палец правой руки прижать к губам на слове тихо; далее естественный жест на слове падает переходит в движение на звук с в слове снежок.

2. Следующие две строчки говорим голосом повышенной громкости. Движение двумя руками вправо-влево на слове подул, встрепенувшись на слове вдруг, выполняем движение на звук в в слове ветерок. Движение на звук з (закружился) переходит в движение на звук с (снежок).

3. Последние две строчки говорим громко, кружась, слег­ка подпрыгивая на одном месте.

4. Проговаривание текста стихотворения по две строчки. Один ученик произносит две первые строчки, другой — две вторые и т. п.

5 Проговаривание стихотворения хором без движений, затем (по заданию учителя) возможно проговаривание текс­та отдельными учениками.

УПРАЖНЕНИЯ

НА ИЗМЕНЕНИЕ ВЫСОТЫ ГОЛОСА

 

Дети стоят по кругу, руки опущены.

 

1. Поднять руки до уровня лба, локти развести в стороны.

Одновременно с движением сказать слог МА ___ в высокой тесситуре (рис. 62).

 

 

2. Из предыдущего положе­ния опустить кисти рук до
уровня подбородка: МО___ в средней тесситуре (рис. 63).

 

 

3. Опустить кисти рук до уровня груди: МУ__ в низ­кой тесситуре (рис. 64).

* * *

Произнесение слогов разным по высоте голосом.

1. Чередование высокой и низкой тесситуры: МА___— МУ___(рис. 65).

 

 

2. Чередование высокой и средней тесситуры: МА__— МО__ (рис. 66).

 

 

3. Чередование средней и низкой тесситуры: МО__ МУ__(рис. 67).

 

* * *

ма___ па___

мо___ по___

му___ пу___

 

Поднять руки до уровня лба, опускать их (как по сту­пенькам) до уровня подбородка, а затем до уровня груди с одновременным проговариванием нараспев слогов, пользу­ясь голосом разной тесситуры (высокой, средней, низкой).

 

* * *

ТА↑ ТОН↓ ТА↑ ТОН↓ Динь-дон, динь-дон.

татаТА́та ТА__ТОН↓ В переулке ходит слон.

ТА__та ТА__та татаТОН↓ Старый, серый, сонный слон.

ТА↑ТОН↓ ТА ↑ТОН↓ Динь-дон, динь-дон.

И.Токмакова

Примечание

а↑ — стрелка вверх — высокий голос; а↓ — стрелка вниз — низкий, отсутствие стрелки — средний.

 

Дети сидят по кругу («по-турецки»), руки на уровне гру­ди.

1. Проговаривание сначала слогов, затем текста стихот­ворения (с движениями рук), опираясь на условные знаки:

ТА↑— руки подняты вверх в стороны, голос высокий;

ТОН↓ — руки опущены вниз, указательный жест паль­цем в стороны вниз, голос низкий;

татаТА́та — легкие взмахи кистями рук перед грудью на безударных слогах, сильный взмах рук на ударном слоге;

ТА___ТОН↓ — правая рука отводится от середины гру­ди в сторону: ТА__и опускается затем вниз: ТОН;

ТА__та ТА__та — правая рука отводится от середины груди в правую сторону, затем левая рука в левую сторону татаТОН↓.

2. Проговаривание стихотворения без движений.

Основная задача — соблюдать изменения голоса по вы­соте в соответствии с условными знаками (↓↑).

* * *

Бьют часы,

Бьют часы: динь —

дан —

дон.

 

Дети стоят по кругу, руки опущены.

Делать легкие взмахи руками вправо-влево: бьют часы, бьют часы.

Поднять руки до уровня лба, сказать нараспев высоким голосом: динь.

Опустить руки до уровня подбородка, сказать нараспев, голосом средней тесситуры: дан.

Опустить руки до уровня груди, сказать нараспев голо­сом низкой тесситуры: дон.

* * *

1. Шарики висят,

Качаются, звенят.

Повтори их звон: динь —

дан —

дон.

2. Бубенчики висят,

Качаются, звенят.

Повтори их звон: динь-динь,

дан-дан,

дон-дон.

Дети стоят по кругу, руки опущены.

1. Делать легкие взмахи руками и покачиваться вправо-влево при произнесении слов: шарики висят, качаются, зве­нят.

Динь дан — дон — Поднять руки да уровня лба, опускать их (как по ступенькам) до уровня подбородка, а затем — до уровня груди с одновременным проговариванием нараспев слогов, пользуясь голосом разной тесситуры (высокой, средней, низкой).

2. Повторить упражнение. При проговаривании нараспев слогов в разной тесситуре на одном движении говорить два слога.

* * *

Водят пчелы хоровод — нормально

Брум, брум. низко

В барабан ударил кот нормально

Трум, трум. нормально

Стали мыши танцевать — нормально

Тир-ля-ля, тир-ля-ля, высоко

Так, что начала дрожать нормально

Вся земля. нормально

Шведская народная песенка

 

Дети стоят по кругу.

1. Проговаривание текста с движениями:

водят пчелы хоровод — Дети, держась за руки, идут по кругу, говорят предложение средним голосом.

брум, брум — Взмах правой, затем левой рукой вниз, го­лос низкий.

в барабан ударил кот — Имитировать удары в барабан (выделить ударный слог в слова барабан более выразитель­ным взмахом руки), продолжать «барабанить» на словах ударил кот (удар — слово).

трум, трум — Продолжать «барабанить», держать руки на уровне груди, произнося слоги средним голосом.

стали — Пальцы рук поднести ко рту, слегка давящим движением опустить их вниз.

мыши — Опять поднести ко рту ладони рук и резким движением выдвинуть руки вперед.

танцевать - Покачиваясь всем корпусом вправо-влево, одновременно плавно взмахивать руками вправо-влево.

тир-ля-ля, тир-ля-ля — С легкими подскоками кружиться вокруг себя, на слоге тир — взмах правой рукой вверх, по­казывая этим высокое звучание голоса.

так, что — Два раза легким движением выполнить ука­зательный жест.

начала дрожать — С легким напряжением потрясти ру­ками;

вся земля — Широким жестом описать слева направо круг перед собой (правой рукой).

2. Проговаривание текста по ролям с движениями, одна группа говорит за автора средним голосом, другая — ос­тальной текст низким и высоким голосом. Группы череду­ются.

3. Проговаривание текста без движений с убранными за спину руками с изменением голоса по высоте.

* * *

На дереве, на веточках нормально

Воробышки сидят: нормально

«Чирик↑-чирик↓, чирик↑-чирик↓, высоко-низко

Чирик↑-чирик↓», — кричат. высоко-низко, нормально

 

Дети стоят по кругу.

1. Две первые строчки говорить голосом средней тесситу­ры. Выполнить два указательных движения рукой вверх — в сторону (на дереве, на веточках), затем два легких приседания (воробышки сидят).

Две следующие строчки произносить голосом разной тес­ситуры (высокой, средней, низкой) в соответствии с условны­ми знаками, дирижируя при этом правой рукой вверх-вниз.

Слово кричат сказать голосом средней тесситуры (нор­мально).

2. Повторить упражнение.

* * *

Мы ходим ночью, ходим днем: нормально

тик↑-так↓, тик↑-так↓, тик↑-так↓. высоко-низко

И все же с места не сойдем: нормально

тик↑-так↓, тик↑-так↓, тик↑-так↓. высоко-низко

Загадка

 

Дети стоят по кругу.

1. Проговаривание текста с движениями.

Первую строчку говорить нормальным голосом во время ходьбы на месте.

Затем остановиться, «дирижировать» пальчиком правой руки вверх-вниз, показывая этим высокое и низкое звучание голоса при произнесении слогов тик-так.

При произнесении следующих двух строчек повторить движения, описанные выше.

2. Повторить упражнение без движений.

* * *

Тик↑-так↓, тик↑-так↓— высоко-низко

тикают часы. нормально

Тик↑-так↓, тик↑-так↓— высоко-низко

ровно стучат. нормально

 

Дети стоят по кругу.

1. Проговаривать слоги тик-так, дирижируя при этом указательным пальцем правой руки вверх-вниз, вверх-вниз. Изменять голос по высоте в соответствии с условными знака­ми (↓↑).

Вторую часть предложения говорить голосом средней тесситуры, дирижируя при этом пальчиком перед собой.

2. Повторить упражнение без движений, изменяя при произнесении слов голос по высоте.

* * *

Бежал ручей по камешкам — нормально

Бежал↓, бежал↓, бежал↓. низко

Потом в глубокой лужице — нормально

Лежал↑, лежал↑, лежал↑. высоко

 

Дети стоят по кругу, руки опущены.

1. Умеренно бежать на месте при произнесении слов:
Бежал ручей по камешкам
Бежал, бежал, бежал.

Потом в глубокой лужице — Остановиться на месте и взмахнуть рукой (потом), затем показать двумя руками «яму» (в глубокой) и выполнить движение на звук у (лужице). Лежал, лежал, лежал — положить руку под щеку и покачи­ваться вправо-влево.

Первую и третью строчки текста говорить голосом сред­ней тесситуры, вторую — низкой, четвертую — высокой.

2. Повторить упражнение. При проговаривании текста вторую строчку говорить голосом высокой тесситуры, а последнюю — низкой.

3. Повторить упражнение без движений, проговаривая текст голосом разной тесситуры (средней, низкой, высокой; средней, высокой, низкой).

УПРАЖНЕНИЯ НА ЧЕРЕДОВАНИЕ

НИЗКОЙ И ВЫСОКОЙ ТЕССИТУРЫ

ма__↓ ма__↓ ма__↓ ма__↑

мо__↓ мо__↓ мо__↓ мо__↑

му__↓ му__↓ му__↓ му__↑

ми__↓ ми__↓ ми__↓ ми__↑

 

Дети стоят по кругу.

Понижение и повышение голоса при произнесении ряда слогов. Движение правой руки вправо-влево на уровне гру­ди (дирижирование) сопровождает проговаривание каждого слога. Три первых слога говорить голосом низкой тесситу­ры, последний — высокой. Рука при произнесении этого сло­га «подбрасывается» вверх.

* * *

Была зима — был холод, снег. низко

Ушла зима — и снегу нет. высоко

 

Дети стоят по кругу.

1. Произнести текст разным по высоте голосом. Первую строчку сказать низко. Движение на звук б (была зима) пере­ходит в естественное потирание рук и дутье на них (был хо­лод), затем следует движение на звук с (снег). Вторую строч­ку сказать высоко. Махнуть рукой вперед (ушла зима) и раз­вести руками в стороны (и снега нет).

2. Повторить упражнение с движениями, затем без дви­жений, изменяя голос по высоте.

* * *

— Садись поближе, высоко

Нагнись пониже, низко

Посмотри получше — высоко

Вот так. низко

 

Дети стоят по кругу.

1. Произнести текст разным по высоте голосом. Первую и третью строчки — высоко, вторую и четвертую — низко. Сопровождать проговаривание естественными движениями или указательными жестами.

2. Повторить упражнение с движениями, затем без них.

 

* * *

—Ну, Весна, как дела? высоко

—У меня уборка. низко

—Для чего тебе метла? высоко

—Снег мести с пригорка. низко

О. Высотская

Дети стоят по кругу.

Произнесение текста разным по высоте голосом.

1. — Ну, Весна, как дела? — Указательное движение пра­вой руки переходит в движение, обозначающее вопрос. Текст произносится в высокой тесситуре.

У меня уборка — Указательный жест на себя переходит в естественное движение («вытирание стола тряпкой»). Текст произносится в низкой тесситуре.

Для чего тебе метла? — Движение, обозначающее во­прос (для чего?), переходит в указательный жест на кого-нибудь, затем в естественное движение («подметание пола»). Текст произносится в высокой тесситуре.

Снег мести с пригорка — Движение на звук с перехо­дит в естественное движение («подметание»). Текст произ­носится в низкой тесситуре.

2. Повторить упражнение. Чередование высокой и ни­зкой тесситуры выполнить следующим образом: 1-ю и 3-ю строчки текста говорить низко, 2-ю и 4-ю — высоко в сопро­вождении описанных движений.

3. Проговаривание текста стихотворения без движений.

 

* * *

Дали туфельку слону, высоко

Взял он туфельку одну. высоко

И сказал: «Нужны пошире, низко

И не две, а все четыре». низко

С.Маршак

Дети стоят по кругу.

1. Произнести текст разным по высоте голосом.

Дали туфельку слону — Протянуть руку вперед, как будто что-то даем. Сказать на одном выдохе и одном движении высо­ким по тесситуре голосом.

Взял он туфельку одну — Естественное движение (рукой к себе), показать один палец на слове туфельку. Сказать высо­ко.

И сказал: «Нужны пошире — После движения на звук с развести руки в стороны. Сказать низко.

И не две, а все четыре». — Отрицательное движение рукой и покачивание головой сменяется широким естественным жестом и показыванием четырех пальцев. Сказать низко.

2. Разделить детей на две группы, повторить упражнение с движениями «по ролям». Затем, повторить упражнение, поменяв группы местами.

3. Повторить упражнение без движений, изменяя голос по высоте.

* * *

—Где ты был? Где ты был? высоко

—Я ходил на речку. низко

—А зачем ты ходил? высоко

—Рыбу там ловил. низко

 

Дети стоят по кругу.

1. Произнести текст разным по высоте голосом. Первую строчку произнести высоко. Движение, обозначающее во­прос (где?), переходит в указательное движение на кого-ни­будь (ты), затем удивленно развести руки в стороны (был).

Вторую строчку произнести низко. Движение на звук я и 2 шага вперед (Я ходил), показать рукой вперед (на речку).

Третью строчку произнести высоко. Движение, обозна­чающее вопрос, переходит в указательное движение на кого-нибудь. (А зачем ты ходил?)

Четвертую строчку произнести низко. Указательное дви­жение рукой вперед- вдаль. На этом движении сказать слит­но все предложение.

2. Повторить предложения с учителем, выучив текст по ролям.

3. Повторить упражнение в форме игры: одна группа детей задает вопросы, выполняя движения, голосом высокой тесситуры, другая группа детей отвечает, выполняя движе­ния, голосом низкой тесситуры.

4. Повторить упражнение в форме игры, где вопросы следует произносить низко, а ответы — высоко.

5. Повторить упражнение без движений, варьируя толь­ко голос.

 

* * *

Покружилась звездочка высоко

В воздухе немножко, низко

Села и растаяла высоко

На моей ладошке. низко

 

Дети стоят по кругу.

1. Произнести текст разным по высоте голосом. Каждую строчку говорить слитно на одном движении.

Покружилась звездочка — Сказать высоко, выполняя круговые движения рукой.

В воздухе немножко — Сказать низко, выполняя движе­ние на звук в.

Села и растаяла — Сказать высоко, немножко присесть, руки в стороны.

На моей ладошке — Сказать низко, показать пальцем одной руки на ладошку другой.

2. Повторить упражнение с движениями. Первую и третью строчки сказать низко, вторую и четвертую — высо­ко.

3. Повторить упражнение без движений.

* * *

Это кто? Это кто? низко

По дороге скачет?

— Это наш озорной высоко

Непоседа-мячик.

 

Дети стоят по кругу.

1. Произнесение текста разным по высоте голосом. Первые две строчки говорить низко. Указательное движение на кого-нибудь переходит в движение, обозначающее вопрос. Выполнить дважды (Это кто? Это кто?). Показать рукой перед и подпрыгнуть на месте (По дороге скачет?).

Следующие две строчки произнести высоко. Указатель­ное движение на себя переходит в движение на звук з (Это наш озорной), а затем в движение, имитирующее «удар» по мячу (Непоседа-мячик).

2. Повторить упражнение. Чередование высокой и низкой тесситуры происходит так: две первые строчки произносятся высоко, две следующие — низко.

3. Повторить упражнение без движений.

* * *

—Где купили вы, синьор, высоко

Этот красный помидор?

 

—Вот невежливый вопрос! низко

Это собственный мой нос!

 

Дети стоят по кругу.

1. Произнести текст разным по высоте голосом. Каждое предложение произносить слитно на одном выдохе. Первое предложение произнести высоко, второй — низко.

Где купили вы, синьор, это красный помидор? — Выпол­нить движение, обозначающее вопрос, развести руки в сто­роны (как бы удивленно) и указать на кого-нибудь. Затем указать пальцем на что-нибудь и изобразить руками перед собой какой-то большой предмет круглой формы.

Вот невежливый вопрос! Это собственный мой нос! — Движение на звук в, затем поднять плечи, выражая удивле­ние, развести руки в стороны, а потом указать на свой нос.

2. Повторить упражнение с движениями. Теперь первое предложение произнести низко, а второе — высоко.

3. Разделить детей на две группы. Повторить упражне­ние «по ролям».

4. Повторить упражнение без движений.

* * *

Пес шагал по переулку, низко

Он жевал большую булку.

 

Подошел щеночек, высоко

Попросил кусочек.

 

Дети стоят по кругу.

1. Произнести т






Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.121 с.