Основы биохимии и молекулярной биологии — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Основы биохимии и молекулярной биологии

2017-05-20 511
Основы биохимии и молекулярной биологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Орловский государственный аграрный университет»

 

 

ОСНОВЫ БИОХИМИИ И МОЛЕКУЛЯРНОЙ БИОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

студентам-заочникам

направления подготовки

БИОТЕХНОЛОГИЯ

Орел-2014 г

 

 

ОСНОВЫ БИОХИМИИ И МОЛЕКУЛЯРНОЙ БИОЛОГИИ.

Методические указания и задания для контрольных работ./Павловская Н.Е., Солохина И.Ю.

 

 

Рецензенты:

Прудникова Е.Г., к.с.-х.н., доцент кафедры химии

 

Методические указания составлены в соответствии с программой курса «Основы биохимии и молекулярной биологии»

 

Одобрено и рекомендовано кафедрой биотехнологии и методической комиссией ФГБОУ ВО Орел ГАУ

 

 

 

Издательство Орел ГАУ

 

1.Цели и задачи дисциплины

 

Цель дисциплины–сформировать у студентов современные представления о химическом составе организмов, о биохимических процессах, протекающих в живых клетках и организмах, а также о биологических субстратах, участвующих в этих процессах.

В задачи изучения дисциплины входит изучение строения и биологических функций важнейших биополимеров и биорегуляторов: белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, витаминов, коферментов, гормонов; механизмов ферментативных биоэнергетических превращений; специфических процессов, характерных для живых систем: ферментативный катализ, обмен углеводов, белков и липидов, мембранный транспорт, превращениям энергии, метаболизм ксенобиотиков, генетика прокариот и эукариот.

Задачей курса «Основы биохимии и молекулярной биологии» является изучение строения и свойств макромолекул, входящих в состав живой материи, их химических превращениях и значении этих превращений для понимания физико-химических основ жизнедеятельности, молекулярных механизмов наследственности и адаптации биохимических процессов в организмах к изменяющимся условиям окружающей среды. Знание биохимии имеет большое значение для формирования понимания единства метаболических процессов в организме и их регуляции на молекулярном, клеточном и организменном уровнях.

 

 

Рекомендуемая литература

Основная

1. Авдеева, Л.В. Биохимия: Учебник / Л.В. Авдеева, Т.Л. Алейникова, Л.Е. Андрианова; Под ред. Е.С. Северин. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2013. - 768 c.

2.Биологическая химия /(Ю.Б. Филиппович, Н.И. Ковалевская, Г.А. Севастьянова и др.); под ред. Н.И. Ковалевской.- М.: ИЦ «Академия», 2008.-256с.

3.Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия: учебник. -3-е изд., стер. -М.: Медицина, 2008.03, [1] с.: рис., табл

4.. Коничев, А. С. Молекулярная биология: учебник для студентов пед. вузов / А. С. Коничев, Г. А. Севастьянова. – М.: Дрофа, 2008. - 359 с.

5. Ленинджер А. Основы биохимии. В 3-х тт. – М.: Мир, 2010.

6. Щербаков В.Г. Биохимия: учебник / В.Г. Щербаков, В.Г. Лобанов, Т.Н. Прудникова, А.Д. Минакова. – СПб.: ГИОРД, 2009

 

Дополнительная

1. Кнорре Д.Г., Мызина С.Д. Биологическая химия.– М., 2004. 479 с.

2. Тюкавкина Н.А. Биоорганическая химия: Учебн. для вузов / Н.А. Тюкавкина, Ю.И. Бауков. – М.: Дрофа, 2004. – 544 с.

3 Коничев, А. С. Молекулярная биологи: учебник для студентов пед. вузов / А. С. Коничев, Г. А. Севастьянова. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 400 с.

4. Комов В.П., Шведова В.Н. Биохимия. СМ.: Дрофа, - 2004. -638 с.

5.Николаев А.Я. Биологическая химия: учебник / А.Я. Николаев. – М.: Медицинское информационное агентство, 2007.

6. Рогожин В.В. Биохимия растений: учебник / В.В. Рогожин. – СПб.: ГИОРД, 2011

7. Терах Е.И. Биохимия. Метаболизм веществ и энергии в клетке: учебное пособие / Е.И. Терах. – Новосибирск: СибУПК, 2010.

8. Чернова Н.Н. Биохимия. Руководство к практическим занятиям: учебное пособие / Н.Н. Чернова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

 

 

Тема 4. Пептиды, распространение в природе, участие в обмене

Петиды – это полиамиды, построенные из a -аминокислот. По числу аминокислотных остатков в молекуле пептида различают дипептиды, трипептиды, тетрапептиды и т.д. Пептиды, содержащие до 10 аминокислотных остатков, называют олигопептидами, более 10 аминокислотных остатков – полипептидами. Природные полипептиды, включающие более 100 аминокислотных остатков, называют белками.

Строение пептидов

Формально пептиды можно рассматривать как продукты поликонденсации аминокислот.

Аминокислотные остатки в пептиде связаны амидными (пептидными) связями. Один конец цепи, на котором находится аминокислота со свободной аминогруппой, называют N-концом. Другой конец, на котором находится аминокислота со свободной карбоксильной группой, называют С-концом. Пептиды принято записывать и называть, начиная с N-конца.

Название пептида строят на основе тривиальных названий, входящих в его состав аминокислотных остатков, которые перечисляют, начиная с N-конца. При этом в названиях всех аминокислот за исключением С-концевой суффикс “ин” заменяют на суффикс “ил”. Для сокращенного обозначения пептидов используют трехбуквенные обозначения входящих в его состав аминокислот.

Пептид характеризуется аминокислотным составом и аминокислотной последовательностью.

Аминокислотный состав пептида может быть установлен путем полного гидролиза пептида (расщепления до аминокислот) с последующим качественным и количественным анализом образовавшихся аминокислот методом ионобменной хроматографии или ГЖХ-анализом сложных эфиров аминокислот. Полный гидролиз пептидов проводят в кислой среде при кипячении их с 6н. HCl.

Одному и тому же аминокислотному составу отвечает несколько пептидов. Так, из 2-х разных аминокислот может быть построено 2 дипептида, из трех разных аминокислот – 6 трипептидов, из n разных аминокислот n! пептидов одинакового состава. Например, составу Gly:Ala:Val=1:1:1 отвечают следующие 6 трипептидов.

Gly-Ala-Val Gly- Val-Ala Val-Gly-Ala Val-Ala-Gly Ala-Gly-Val Ala-Val-Glu

Таким образом, для полной характеристики пептида необходимо знать его аминокислотный состав и аминокислотную последовательность.

Физико-химические свойства пептидов определяются аминокислотным составом, то есть пептиды могут быть нейтральными или заряженными, проявлять кислотные или основные свойства, они имеют изоэлектрическую точку и поэтому могут быть разделены электрофоретическими методами или же храматографически.

В природе существует два вида пептидов, один из которых синтезируется и выполняет физиологическую роль в процессе жизнидеятельности организма, другой образуется за счет химического или ферментативного гидролиза белков в организме или вне его. Пептиды, образующиеся в процессе гидролиза вне организма (in vitro), широко используются для анализа аминокислотной последовательности белков.

Ферментативное образование пептидов происходит в желудочно-кишечном тракте человека в процессе переваривания белков пищи. Оно начинается в желудке под действием пепсина, гастриксина и заканчивается в желудке под действием пепсина, гастриксина и заканчивается в кишечнике при участии трипсина, химотрипсина, амино- и карбоксипептидаз. Распад коротких пептидов завершается ди- и трипептидами с образованием свободных аминокислот, которые расходуются на синтез белков и других активных соединений.

Для многих природных пептидов установлена структура и роль. На рисунке отображены физиологическое значение и функциональная роль наиболее распространенных групп пептидов, от которых зависят здоровье человека и органолептические и санитарно-гигиенические свойства пищевых продуктов.

Специфичность ферментов

Под специфичностью ферментов понимают способность каждого из них катализировать одну или несколько близких по природе хими-ческих реакций. Это одно из важнейших биологических явлений, без которого невозможен упорядоченный обмен веществ в живом организме, а следовательно, и сама жизнь.

Исследуя природу ферментативного катализа Э.Фишер в 1890-х годах пришел к выводу, что специфичность ферментов можно уподобить соответствию между “ключом и замком”. При этом под-разумевается, что активный центр фермента имеет жесткую структуру, подобно замку. Молекула субстрата должна иметь комплементарную структуру, чтобы входить в активный центр, подобно ключу (рис 4.2). Представление Э.Фишера об активном центре фермента, как жесткой структуре, не подвергалось сомнению в течение полустолетия.

По мере изучения механизма действия ферментов был выявлен ряд данных, которые нельзя согласовать с теорией “ключа и замка”. Например, фермент не может атаковать (подвергнуть превращению) молекулы веществ, обладающие меньшим или большим размером по сравнению с субстратом, но имеющие такие же группы для взаимодействия с ферментом, что и субстрат. Следует отметить, что в ряде случаев такие молекулы связываются с контактным участком активного центра, но при этом превращение субстрата не происходит.

Специфичность у разных ферментов выражена в неодинаковой степени. Различают следующие типы специфичности.

1. А б с о л ю т н а я с п е ц и ф и ч н о с т ь. При этом типе специфичности фермент катализирует превращение только одного субстрата. Фермент каталаза катализирует расщепление пероксида водорода на воду и кислород; ее действие ограничивается только этим субстратом.

 

 
 

Рис 4.2. Схема связывания фермента и субстрата согласно теории “ключа и замка”

Обозначение: E- фермент; S-субстрат; Р - продукты; ES- комплекс фермент-субстрат; ЕХ - истинный активированный комплекс; А - активный центр фермента.

 

2. Г р у п п о в а я с п е ц и ф и ч н о с т ь. Основным признаком для ферментов этого типа специфичности служит характер разрушаемой или создаваемой связи в близких по строению группах веществ. К ферментам с групповой специфичностью относятся липазы, катализирующие гидролиз сложных эфиров глицерина и карбоновых кислот; фосфатазы, действующие на эфиры фосфорной кислоты; пептидгидролазы, катализирующие гидролиз пептидных связей в белках и пептидах и др.

3. С т е р е о х и м и ч е с к а я с п е ц и ф и ч н о с т ь. Ферменты этого типа специфичности действуют на определенный изомер одного и того же вещества: D- или L-, a- или b-, транс- или цис-. Пептидгидролазы действуют только на пептиды, образованные аминокислотами L-ряда.

 

Пластический обмен

Все химические реакций живой клетки можно разделить на два типа: реакции синтеза (биосинтеза), с помощью которых осуществляется пластический обмен, и реакции расщепления - энергетический обмен.

Обмен веществ и энергии - это совокупность физических, химических и физиологических процессов превращения веществ и энергии в живых организмах, а также обмен веществами и энергией между организмом и окружающей средой.

Обмен веществ у живых организмов заключается в поступлении из внешней среды различных веществ, в превращении и использовании их в процессах жизнедеятельности и в выделении образующихся продуктов распада в окружающую среду.
Все происходящие в организме преобразования вещества и энергии объединены общим названием - метаболизм (обмен веществ). На клеточном уровне эти преобразования осуществляются через сложные последовательности реакций, называемые путями метаболизма, и могут включать тысячи разнообразных реакций. Эти реакции протекают не хаотически, а в строго определенной последовательности и регулируются множеством генетических и химических механизмов. Метаболизм можно разделить на два взаимосвязанных, но разнонаправленных процесса: анаболизм (ассимиляция) и катаболизм (диссимиляция).


Анаболизм - это совокупность процессов биосинтеза органических веществ (компонентов клетки и других структур органов и тканей). Он обеспечивает рост, развитие, обновление биологических структур, а также накопление энергии (синтез макроэргов). Анаболизм заключается в химической модификации и перестройке поступающих с пищей молекул в другие более сложные биологические молекулы. Например, включение аминокислот в синтезируемые клеткой белки в соответствии с инструкцией, содержащейся в генетическом материале данной клетки.
Катаболизм - это совокупность процессов расщепления сложных молекул до более простых веществ с использованием части из них в качестве субстратов для биосинтеза и расщеплением другой части до конечных продуктов метаболизма с образованием энергии. К конечным продуктам метаболизма относятся вода (у человека примерно 350 мл в день), двуокись углерода (около 230 мл/мин), окись углерода (0,007 мл/мин), мочевина (около 30 г/день), а также другие вещества, содержащие азот (примерно б г/день). Катаболизм обеспечивает извлечение химической энергии из содержащихся в пище молекул и использование этой энергии на обеспечение необходимых функций. Например, образование свободных аминокислот в результате расщепления поступающих с пищей белков и последующее окисление этих аминокислот в клетке с образованием СО2, и Н2О, что сопровождается высвобождением энергии.
Процессы анаболизма и катаболизма находятся в организме в состоянии динамического равновесия. Преобладание анаболических процессов над катаболическими приводит к росту, накоплению массы тканей, а преобладание катаболических процессов ведет к частичному разрушению тканевых структур. Состояние равновесного или неравновесного соотношения анаболизма и катаболизма зависит от возраста (в детском возрасте преобладает анаболизм, у взрослых обычно наблюдается равновесие, в старческом возрасте преобладает катаболизм), состояния здоровья, выполняемой организмом физической или психоэмоциональной нагрузки.

 

Энергетический обмен состоит из трех этапов.

Первый из них: подготовительный этап. На этом этапе крупные молекулы белков, нуклеиновых кислот, жиров, углеводов расщепляются на более мелкие: глюкозу, глицерин, жирные кислоты, нуклеотиды. При этом выделяется небольшое количество энергии, которая рассеивается в виде тепла.

Второй этап - бескислородный или анаэробный. Этот этап можно рассмотреть на примере расщепления глюкозы. Обратите внимание на то, что при этом не используется кислород и образуется всего две молекулы АТФ. Необходимо учитывать, что в виде АТФ запасается всего 40% энергии, остальное рассеивается в виде тепла.

Третий этап - кислородный или аэробный. Особенность данного этапа состоит в том, что в реакциях гликолиза участвует кислород и образуется 36 молекул АТФ.

Имейте в виду, что в случаях большой надобности в энергии в клетках эукариот может идти процесс энергетического обмена только до второго этапа, то есть только анаэробный гликолиз.

При изучении пластического обмена обратите внимание на то, в каких органоидах клетки происходит синтез тех или иных органических веществ (углеводов, жиров, белков, нуклеиновых кислот).

Фотосинтез -это процесс образования органических веществ из неорганических с помощью световой энергии. Исходными для фотосинтеза являются углекислый газ и вода, содержащие значительно меньше энергии, чем глюкоза. Следовательно, в процессе фотосинтеза солнечная энергия преобразуется в химическую. (Энергия переходит из одной формы в другую).

Обратите внимание: процесс фотосинтеза имеет несколько ключевых моментов. Молекула хлорофилла содержит атом Mg. Электроны на внешнихорбиталях металла неустойчивы. При ударе фотоном электрон вылетает из атома. Но в таком состоянии он долго существовать не может. Он должен вернуться на свое место, излучив предварительно энергию, полученную от фотона, или отдать ее. У растений в хлоропластах эта энергия не теряется. Она частично идет на синтез АТФ, но, самое важное, этот электрон идет на фотолиз воды. Образовавшиеся ионы водорода идут на синтез органических веществ, а кислород выделяется в атмосферу. Это реакции световой фазы. Следующая фаза условно получила название темновой. Это ряд ферментативных реакций, в процессе которых связывется углекислый газ и синтезируются углеводы. При этом расходуется энергия АТФ и атомы водорода.

Биосинтез АТФ в клетке

  1. Окислительное фосфорилирование
  2. Фотофосфорилирование
  3. Субстратное фосфорилирование

 

 

Таблица 1. Номера вопросов контрольной работы

Последняя цифра шифра Предпоследняя цифра шифра
         
  1,20,23, 34,42,55, 2,19,24, 35,43,56, 3,18,25, 36,44,57, 4,17,26, 37,45,58 5,16,27, 38,46,59
  10 19 24 9 13 25 37 44 57 8 17 26 38 45 58 7 16 27 39 46 59 6 11 28 40 47 60
  8 18 25 38 44 57 7 17 26 39 45 58 6 19 27 40 46 59 5 11 28 31 47 60 4 15 29 32 48 51
  6 16 27 37 43 58 5 11 23 38 44 59 4 13 28 39 45 60 3 14 29 40 46 51 2 17 30 31 47 52
  4 14 26 35 44 59 3 12 27 36 45 60 2 11 29 37 46 51 1 18 30 38 47 52 10 12 21 39 48 53
  3 12 28 33 43 60 2 13 29 34 44 51 1 12 30 35 45 52 10 15 21 3 46 53 9 16 22 37 47 54
  2 15 27 32 46 51 1 14 28 33 47 52 10 16 24 34 48 53 9 17 22 35 49 54 8 13 23 36 50 55
  5 17 30 31 45 52 8 15 21 32 46 53 9 18 23 33 47 54 6 13 23 34 48 55 3 19 24 35 49 56
  7 13 22 39 47 51 10 19 22 40 48 52 5 20 21 31 49 53 2 12 24 32 50 54 1 17 25 33 41 55
  9 11 21 40 41 53 4 18 30 31 42 54 7 15 22 32 43 55 8 20 25 33 44 56 7 14 26 34 45 57

 

 

Продолжение таблицы № 1

Последняя цифра шифра Предпоследняя цифра шифра
         
  6 15 28 39 47 60 7 14 29 40 48 54 8 13 30 31 49 53 9 12 21 33 50 52 10 11 22 32 41 51
  5 12 29 31 48 51 4 15 30 32 49 52 3 17 21 33 50 53 2 16 22 34 41 54 1 15 23 35 42 55
  3 16 30 33 49 52 2 18 21 34 50 53 1 20 22 35 41 54 10 13 23 36 42 55 9 14 24 37 43 56
  1 19 21 32 48 53 10 14 22 33 49 54 9 12 23 34 50 55 8 18 24 35 41 56 7 20 25 36 42 57
  9 15 22 40 49 54 8 13 23 31 50 55 7 16 24 32 41 56 6 17 25 33 42 57 5 19 26 34 43 58
  8 14 23 38 48 55 7 11 24 39 49 56 6 18 25 40 50 57 5 20 26 31 41 58 4 17 27 32 42 59
  7 18 24 37 41 56 6 12 25 38 42 57 5 11 26 39 43 58 4 19 27 40 44 59 3 20 28 31 45 60
  4 11 25 36 50 57 1 16 27 37 41 58 10 14 27 38 42 59 7 20 28 39 43 60 2 14 29 40 44 51
  10 13 26 34 42 56 9 19 28 35 43 57 4 15 28 36 44 58 3 11 29 37 45 59 8 16 30 38 46 60
  2 20 27 35 46 58 5 17 26 36 47 59 2 19 29 37 48 60 1 15 30 38 49 51 6 12 21 39 50 52

Задания для контрольных работ

По курсу необходимо выполнить одну контрольную работу. По контрольной работе даются вопросы для выбора контрольного задания. В контрольном задании необходимо ответить на 7 вопросов, которые берутся из разделов «Перечень вопросов контрольной работы».

Ответы даются в краткой форме, но должны содержать конкретный материал, включая формулы химических соединений и уравнения реакций изучаемых вопросов, по которым рецензент определяет степень проработки вопросов студентом. Примерный объем всего контрольного задания – стандартная школьная тетрадь. Задание должно быть написано четким и разборчивым почерком. С правой стороны тетради обязательно оставлять поля для рецензии и заметок. Неряшливое выполнение работы не допускается. Такие работы возвращаются без проверки и не зачитываются. В конце контрольной работы следует указать, какая литература использована и год ее издания, а также год издания методических указаний. Кроме того, должна быть личная подпись студента, выполнившего задание, и дата выполнения. Номера вопросов для контрольного задания берутся из таблиц, приложенным ниже, соответственно двум последним цифрам шифра (т. е. номеру зачетной книжки). Последняя цифра шифра находится в первой колонке по вертикали, а предпоследняя – сверху по горизонтали. В точке пересечения этих двух колонок обозначены номера вопросов, на которые вам необходимо ответить.

Например, при шифре 4245 берем две последние цифры – 45; по вертикали отыскиваем последнюю цифру – 5, а по горизонтали (сверху) находим предпоследнюю цифру – 4. В точке пересечения строчки 5 и колонки 4 находим номера вопросов. На которые необходимо ответить, а именно 9,16,22,37,47,54,66.

 

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Орловский государственный аграрный университет»

 

 

ОСНОВЫ БИОХИМИИ И МОЛЕКУЛЯРНОЙ БИОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

студентам-заочникам

направления подготовки

БИОТЕХНОЛОГИЯ

Орел-2014 г

 

 

ОСНОВЫ БИОХИМИИ И МОЛЕКУЛЯРНОЙ БИОЛОГИИ.

Методические указания и задания для контрольных работ./Павловская Н.Е., Солохина И.Ю.

 

 

Рецензенты:

Прудникова Е.Г., к.с.-х.н., доцент кафедры химии

 

Методические указания составлены в соответствии с программой курса «Основы биохимии и молекулярной биологии»

 

Одобрено и рекомендовано кафедрой биотехнологии и методической комиссией ФГБОУ ВО Орел ГАУ

 

 

 

Издательство Орел ГАУ

 

1.Цели и задачи дисциплины

 

Цель дисциплины–сформировать у студентов современные представления о химическом составе организмов, о биохимических процессах, протекающих в живых клетках и организмах, а также о биологических субстратах, участвующих в этих процессах.

В задачи изучения дисциплины входит изучение строения и биологических функций важнейших биополимеров и биорегуляторов: белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, витаминов, коферментов, гормонов; механизмов ферментативных биоэнергетических превращений; специфических процессов, характерных для живых систем: ферментативный катализ, обмен углеводов, белков и липидов, мембранный транспорт, превращениям энергии, метаболизм ксенобиотиков, генетика прокариот и эукариот.

Задачей курса «Основы биохимии и молекулярной биологии» является изучение строения и свойств макромолекул, входящих в состав живой материи, их химических превращениях и значении этих превращений для понимания физико-химических основ жизнедеятельности, молекулярных механизмов наследственности и адаптации биохимических процессов в организмах к изменяющимся условиям окружающей среды. Знание биохимии имеет большое значение для формирования понимания единства метаболических процессов в организме и их регуляции на молекулярном, клеточном и организменном уровнях.

 

 

Рекомендуемая литература

Основная

1. Авдеева, Л.В. Биохимия: Учебник / Л.В. Авдеева, Т.Л. Алейникова, Л.Е. Андрианова; Под ред. Е.С. Северин. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2013. - 768 c.

2.Биологическая химия /(Ю.Б. Филиппович, Н.И. Ковалевская, Г.А. Севастьянова и др.); под ред. Н.И. Ковалевской.- М.: ИЦ «Академия», 2008.-256с.

3.Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия: учебник. -3-е изд., стер. -М.: Медицина, 2008.03, [1] с.: рис., табл

4.. Коничев, А. С. Молекулярная биология: учебник для студентов пед. вузов / А. С. Коничев, Г. А. Севастьянова. – М.: Дрофа, 2008. - 359 с.

5. Ленинджер А. Основы биохимии. В 3-х тт. – М.: Мир, 2010.

6. Щербаков В.Г. Биохимия: учебник / В.Г. Щербаков, В.Г. Лобанов, Т.Н. Прудникова, А.Д. Минакова. – СПб.: ГИОРД, 2009

 

Дополнительная

1. Кнорре Д.Г., Мызина С.Д. Биологическая химия.– М., 2004. 479 с.

2. Тюкавкина Н.А. Биоорганическая химия: Учебн. для вузов / Н.А. Тюкавкина, Ю.И. Бауков. – М.: Дрофа, 2004. – 544 с.

3 Коничев, А. С. Молекулярная биологи: учебник для студентов пед. вузов / А. С. Коничев, Г. А. Севастьянова. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 400 с.

4. Комов В.П., Шведова В.Н. Биохимия. СМ.: Дрофа, - 2004. -638 с.

5.Николаев А.Я. Биологическая химия: учебник / А.Я. Николаев. – М.: Медицинское информационное агентство, 2007.

6. Рогожин В.В. Биохимия растений: учебник / В.В. Рогожин. – СПб.: ГИОРД, 2011

7. Терах Е.И. Биохимия. Метаболизм веществ и энергии в клетке: учебное пособие / Е.И. Терах. – Новосибирск: СибУПК, 2010.

8. Чернова Н.Н. Биохимия. Руководство к практическим занятиям: учебное пособие / Н.Н. Чернова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

 

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.