Поэмы. Поэма «Мцыри» и «Демон» — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поэмы. Поэма «Мцыри» и «Демон»

2017-05-20 829
Поэмы. Поэма «Мцыри» и «Демон» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Перу Л. принадл. около 30 поэм, включая незавершенные замыслы.

1- Это романтические по преим. поэмы, где действует романт. герой и т.п. Продолжение пушк. и байрон. традиций

2-. Исторические поэмы на фолькл. основе (Боярин Орша1836, Песня про царя Ивана Вас., молодого опричника и удалого купца Калашникова,1837)

3- иронические произведения (Сашка, Тамбовская казначейша..)

Однако из 30 – две традиционно и справедливо счит. вершинными достижениями в этом жанре – МЦЫРИ, 1839 и ДЕМОН (посл. ред. -1841)

 

Еще в 1830-1831 годах у Лермонтова зародился замысел создать образ юноши, рвущегося на волю из монастыря или тюрьмы. Но прошло несколько лет, прежде чем Лермонтову удалось осуществить его. Когда Лермонтов путешествовал по Военно-Грузинской дороге, он встретил старика-монаха, который рассказал поэту историю своей жизни. Его рассказ напомнил Михаилу Юрьевичу о прежнем замысле и дал ему реальную, взятую из жизни сюжетную основу. Определилось и место действия: Кавказ, окрестности Мцхета, монастырь при слиянии Куры и Арагвы.

 

«Мцыри» - лирическая поэма. В ней дается по преимуществу изображение сложных переживаний героя, а не внешних событий. Лермонтов выбрал форму поэмы-исповеди, поскольку рассказ от имени героя давал возможность показать его внутренние противоречия и метания.

 

Завязка — русский генерал оставил в монастыре пленного ребенка. Кульминация — Мцыри на свободе. Развязка — предсмертная исповедь Мцыри. Сюжет поэмы составляют впечатления Мцыри от прожитых на воле трех дней. Образ Мцыри - символ стремления к свободе, символ патриотизма. Пейзаж олицетворяет свободную жизнь, становится средством характеристики героя.

 

 

Тема поэмы - изображение сильной, смелой, свободолюбивой личности, юноши, рвущегося на волю, на родину из чужой и враждебной ему монастырской среды. Раскрывая ее, Лермонтов показывает нам различные грани: человек и природа, связь человека с его родиной, с народом, тяжесть вынужденного одиночества и бездействия. Во всей поэме громко звучат идея борьбы за свободу, протест против сковывающих человеческую личность общественных условий.

 

Счастье жизни для Мцыри в борьбе за поставленную им себе цель - обрести родину и свободу, здесь прослеживается верность традиции романтизма. Единственный образ поэмы - Мцыри. В детстве попав в монастырь, он не мог примириться с жизнью среди чужих людей, вдали от родины, от своего народа. «Он знал одной лишь думы власть» - вернуться в родной аул:

 

 

Поэма «Мцыри» — типично романтическое произведение (единство человека с природой — сцена грозы и побег из монастыря; романтическая любовь — встреча с грузинкой; борьба — поединок с барсом; свобода — побег из монастыря, являющегося олицетворением несвободы). В произведении нашла яркое выражение тема родины. Композиция поэмы замкнутая. Мцыри волею рока возвращается в монастырь (романтическая идея неодолимого рока, пессимистический пафос произведения).
Путь героя в открытом пространстве внутренне замкнут; М. движется по кругу. Природа сначала оправдывает его надежды: он ликует, рассказывая старику монаху о первоначальных впечатлениях от родного края; о том, что ему были понятны «думы» скал, причудливые горные хребты, духовная жизнь природы. Он как будто слился со всей вселенной, с космосом, постиг смысл мироздания. Его взволновала встретившаяся на пути молодая грузинка; он победил барса. Но одновременно он и страшился стихийных сил. Символическим выражением тщетности желаемой гармонии стало невольное возвращение к монастырю и услышанный звон колокола.


Трагическое бессилие героя ведет к отказу от всяких поисков. М. охвачен бредом, к нему приходит искушение забвения холода и покоя. М. терпит поражение, но это не отменяет порыва к свободе, жажды гармонии с природой, с бытием. Уже сам по себе этот порыв — символ непримиренного, неуспокоенного и мятежного духа. Несмотря но то что сила духа угасает без «пищи» и М. ищет «приют» «в раю, / В святом, заоблачном краю», он все-таки готов променять «рай и вечность» на вольную, полную опасностей жизнь в стране отцов. Тем самым страдания и тревоги героя умирают вместе с ним; желанная свобода не достигнута.

 

В. Г. Белинский «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности».

«Несмотря на незрелость идеи и на некоторую натянутость в содержании «Мцыри», — подробности и изложение этой поэмы изумляют своим исполнением. Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цветы у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, — что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда он писал эту поэму».

ДЕМОН

Ученые спорят: «Мцыри» или «Демон» — последнее слово Лермонтова-романтика, какая из этих поэм идейно-эстетически выше? Они обе принадлежат к вершинным достижениям мировой романтической поэмы. Их роднит социальный протест и богоборчество. Но каждая из них идейно-эстетически своеобразна, ставит и решает свои задачи. Вначале был создан «Демон». Поэма создавалась Лермонтовым в течение 10 лет Поэма, начатая в 1829 году («Мой Демон», «Я не для ангелов и рая»), имеет восемь редакций: первая — 1829 год, вторая — 1830 год, третья и четвертая — 1831 год, пятая — 1832—1834 годы, шестая — 8 сентября 1838 года, седьмая — 4 декабря 1838 года и восьмая — декабрь 1838 — январь 1839 года.

Поэма ходила по рукам в списках и производила на современников «потрясающее впечатление… Вся читающая Россия знала ее наизусть». Она предназначалась к публикации в январском номере «Отечественных записок» за 1842 год, но подверглась цензурному запрету. Краевскому удалось опубликовать лишь отрывки из нее («Отечественные записки», 1842, № 6) без фамилии автора.

.Сюжетом этой романтической поэмы послужила легенда о падшем ангеле, когда-то входившем в свиту Бога, но затем возроптавшем на Него за то, что Бог будто бы несправедлив и допускает зло. Отпав от Бога, ангел стал демоном, слугой Сатаны, и ополчился на Бога якобы из любви к человечеству и с расчетом на то, что люди покинут Бога. Но посеянное демоном зло не принесло плодов добра. Оно так и осталось злом, не исправив человечество, а породив еще больше грешников. И тогда демон разочаровался в Сатане. Ему надоело делать зло, и он решил помириться с Богом, снова припасть к Его милости. Лермонтов написал поэму о том, что случилось после бегства ангела от Бога и после разочарования демона в Сатане. Вопрос, который был поставлен Лермонтовым, звучал примерно так: возможно ли искупление грехов, возвращение в лоно Бога, если демон не собирается отказываться от своих прежних убеждений? Может ли примириться с Богом тот, кто остался индивидуалистом? Может ли падший ангел, вновь ищущий согласия с Богом, творить добро?

Образ Демона. Главный герой поэмы — Демон, образ, олицетворяющий злое начало, которое доходит до всеобщего отрицания мира. Демон не просто скептик. Он страдает от ощущения

бессмысленности бытия, и это придает ему мрачное обаяние. Демон вершит единоличный суд над миром. Он мстит обществу, человечеству и — Творцу.

 

Демон Лермонтова не враждует с Богом, он хочет достичь гармонии, вновь почувствовать ценность добра и красоты через любовь к земной женщине.

 

Хочу я с Богом помириться,/

Хочу любить, хочу молиться,/

Хочу я веровать добру

 

Читатель застает Демона в роковой, переломный момент его судьбы. Демон вспоминает о прежней гармонии с миром, «когда он верил и любил».

 

Демона, пресытившегося и добром, и злом, внезапно поражает своей красотой Тамара. Она напоминает Демону «лучшие дни», и в нем оживает «святыня любви, добра и красоты!..». Через любовь к Тамаре, надеется Демон, он сможет вновь прикоснуться к мировой гармонии. Чтобы Тамара досталась только ему, «лукавый Демон» приводит жениха Тамары к гибели.

 

Вторгаясь в жизнь Тамары, Демон разрушает мир патриархальной цельности, а сама любовь к Тамаре исполнена эгоизма: она нужна Демону для собственного возрождения и возвращения утраченной гармонии с миром. Цена этой гармонии —неизбежная и неотвратимая смерть Тамары.

 

И входит он, любить готовый,

С душой, открытой для добра,

И мыслит он, что жизни новой

Пришла желанная пора.

 

Но добро, которого он жаждет, достигается с помощью зла.

Искушая Тамару, он представляется ей страдальцем, которому опостылели зло, познание и свобода, нелюбовь неба и земли, отверженность и одиночество. Он просит любви и участия к его страданиям;

Меня добру и небесам

Ты возвратить могла бы словом.

 

Он хочет любить и быть добрым, не принимая Божьего мира в целом, и потому обречен на скепсис и на своеволие;

Все благородное бесславил

И все прекрасное хулил...

 

Ему удается одержать верх над земной женщиной, которая одаряет его любовью

Но возрождение Демона невозможно. Его торжество над Тамарой оказывается одновременно и его поражением. Надеявшийся на вечное счастье, на абсолютное разрешение противоречий своего сознания, Демон на один миг становится и победителем, и побежденным. Приобщение к гармонии благодаря любви к земной женщине и ценой ее гибели не осуществилось. Злое начало вновь проступило в Демоне. Конечным словом Демона, брошенным в мир, стало проклятие;

И проклял Демон побежденный

Мечты безумные свои,

И вновь остался он, надменный.

Один, как прежде, во вселенной

Без упованья, без любви!..

 

Трагедия Демона разворачивается на фоне природы, которая хранит свою естественность и величие. Она продолжает жить прежней одухотворенной и гармонической жизнью. Страдания Демона по гармонической утопии, его порыв к свободе, страстный протест против несправедливого устройства бытия были бы оправданны, если бы гармония достигалась не своеволием, а целеустремленным напряжением творческих усилий.

«Демон» — романтическая поэма. Но, завершенная в переходную пору острой борьбы в творчестве Лермонтова романтических и реалистических устремлений, о на несет в себе и явно реалистические тенденции. Таковы объективно-описательные изображения природы Кавказа, Грузии, быта Гудала, приготовлений к свадьбе, красоты Тамары, гибели ее жениха, вида монастыря, облика сторожа, прощания родных с умершей Тамарой.

В России «Демон» полностью впервые опубликован лишь в 1860 году.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.