Развитие предпосылок логического мышления и способности к обобщению — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Развитие предпосылок логического мышления и способности к обобщению

2017-05-23 491
Развитие предпосылок логического мышления и способности к обобщению 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Игра «Разложи фигуры»

Цель: Развивать восприятие формы, величины, цвета, ориенти­ровки в различении этих признаков, логичность и обоснованность мыслительных действий.

Ход игры: Игра состоит из 24 картинок (8 на 6 см) с изображе­нием геометрических фигур четырех видов (квадрат, треугольник,


круг, ромб), трех цветов (синий, красный, зеленый), большого и ма­ленького размера.

1-й вариант. В этой игре устная инструкция не используется Логопед молча раскладывает карточки на группы по какому-либо признаку (по форме, цвету, размеру). Разложив 8-12 карточек, пере­дает остальные ребенку. Если он не понял, что надо делать, пояс­няет: «Клади подходящее к подходящему». Затем раскладывают­ся карточки по другому признаку.

2-й вариант. Карточки делятся поровну между играющими. Логопед выкладывает на столе карточку, ребенку надо положить карточку с фигурой, отличающейся только одним признаком. На­пример, первая карточка — маленький красный круг, ребенку нуж­но положить большой красный круг, или маленький синий круг, или маленький красный квадрат и так далее.

Игра «Похож— не похож»

Цель: Научить детей сравнивать предметы, находить сходство по форме, величине, цвету, материалу; развивать наблюдательность, мышление и речь.

Ход игры: 1-й вариант. Детям предлагают найти в комнате два похожих предмета и доказать их сходство. Чаще всего дети подбирают предметы по цвету и размеру. Задача логопеда обра­тить их внимание на скрытые свойства предметов, недоступные непосредственному восприятию. Например, лисичка на картинке и плюшевый мишка похожи, потому что они животные.

2-й вариант. Играющие садятся в кружок. Логопед предлагает детям загадать два предмета, а затем, не называя их, рассказать, чем они похожи и чем отличаются друг от друга. Например: «Две машины. Одна пашет землю, другая возит грузы. Одна громко тре­щит, а другая едет тихо» (трактор и грузовик). Дети складывают ладошки «лодочкой», взрослый обходит всех и делает вид, что у каждого прячет камушек в ладонях. Тот, у кого оказался каму­шек, загадывает первым, все остальные отгадывают. Тот, кто отга­дал первым, говорит свою загадку.

Игра «Лото»

Цель: Развивать у детей обобщение, то есть научить их класси­фицировать предметы по основным существенным признакам и подводить под общее понятие.

Игровой материал: Карты и карточки с изображениями пред­метов мебели, посуды, животных, транспорта, овощей, фруктов, обу­ви и т. д.


Ход игры: Ведущий называет картинки, игроки по очереди на­рывают соответствующее изображение на своих больших картах.

i окончании игры каждый ребенок анализирует свои картинки и обобщает их по логическим категориям. Например: «На моей карте посуда (овощи, транспорт и т. п.)».

Игра «Лодочки»

Цель: Развитие предпосылок логического мышления и мысли-| тельных операций анализа и синтеза.

Ход игры: Ребенку показывают картинку, где в виде человечков I нарисованы красный и синий карандаши, стоящие возле реки. | У берега находятся три лодки: красная, красно-синяя (наполовину красная, наполовину синяя) и синяя. Показывая на картинку, ло-I гопед предлагает ребенку следующую сказочную задачу: «Красный ]и синий карандаши хотят вместе покататься по реке на одной (лодке. У берега реки три лодки. Красному карандашу нравится лодка красного цвета, а синему карандашу нравится лодка синего цвета. Какую лодку им выбрать, чтобы они могли покататься вме­сте в одной лодке и чтобы и красный, и синий карандаши были довольны?» Успешно справиться с этим заданием ребенок может только в том случае, если совместит данные сразу о двух объектах, содержащиеся в условии задачи (желание красного и синего ка­рандаша), что позволит ему выбрать лодку красно-синего цвета.

Таким образом, в коррекционном воздействии на заикающихся детей необходимо не только учитывать структуру дефекта, но про­водить специальную работу по развитию положительных свойств личности, психологической и социальной готовности заикающих­ся детей к школе.

Предложенные игры помогут ребенку ярче воспринимать окру­жающий мир, улучшат память, научат избавляться от неприятных переживаний.

Литература

Божович Л. К. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

Венгер А. Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. М., 1985.

Венгер Л. А. О формировании познавательных способностей в процессе обу­чения дошкольника // Хрестоматия по возрастной и педагогической психо­логии. М., 1981.

Венгер Л. А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.

Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школь­ников. М., 2001.


Волкова Г. А. Личностные характеристики заикающихся детей шестилет­него возраста // Нервно-психические и речевые нарушения. Л., 1982. С. 3-Ц.

Волкова Г. А. Личностные характеристики заикающихся детей 7 лет // Изучение динамики речевых и неречевых психических нарушений. Л., 1983 С. 17-27.

Волкова Г. А. Индивидуально-личностные особенности заикающихся дош­кольников как фактор, затрудняющий адаптацию детей к школе // Актуаль­ные проблемы логопатологии: Исследование и коррекция. СПб., 2001. С. 100-112.

Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М., 2000.

Запорожец А. В. Избранные психологические труды. М., 1986.

Коломинский Я. Л., Панъко Е. А. Учителю о психологии детей шестилетне­го возраста. М., 1988.

Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольника: Занятия. Игры. М., 2000.

Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М., 2001.

Фомина Л. В. Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте 5-5,5 лет. М., 2001.

Шванцара И. и др. Диагностика психического развития. Прага, 1978.

Галина Анатольевна Волкова, профессор кафедры логопедии Ин-та специ­альной педагогики и психологии Международного университета семьи и ре­бенка им. Р. Валленберга, президент Ассоциации логопатологов Санкт-Петер­бурга и области, основанной в 1991 г. Санкт-Петербург. Т. 271-57-60.

Мария Олеговна Филиппова, учитель-логопед Государственного образова­тельного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медико-социальной помощи. Центр психолого-медико-социального сопро­вождения Кронштадтского административного района г. Санкт-Петербурга. Т. 236-84-77.

Ж. М. Глозман, А. В. Вартанов, А. А. Кисельников, Н. Л. Карпова


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.