Журомский С. И. - организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов и органов судейского сообщества — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Журомский С. И. - организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов и органов судейского сообщества

2017-05-22 367
Журомский С. И. - организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов и органов судейского сообщества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ МОДУЛЯ

Организационное обеспечение деятельности судов – одно из основных направлений правоохранительной деятельности. Под ним принято понимать осуществление мер по созданию условий, необходимых для судебной деятельности, ее кадровому, организационному и материальному обеспечению. Именно так раскрывается содержание данной правоохранительной функции в разделе 5 «Обеспечение деятельности судов и органов судейского сообщества».

Студенты должны изучить полномочия, задачи Министерства Республики Беларусь и Главных управлений юстиции облисполкомов в этих направлениях деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

1. Понятие и значение организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов.

2. Органы осуществляющие эту деятельность.

3. Полномочия Минюста и его органов на месте по обеспечению деятельности судов.

1. Понятие и значение организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов.

 

Для нормального функционирования органов судебной власти - судов, кроме правового обеспечения, необходимо решение комплекса организационно-кадровых, материально-технических, финансовых, информационных и иных вопросов.

Вся названная исполнительно-распорядительная деятельность охватывается понятием организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов. Она включает кадровое, организационное, ресурсное и информационное обеспечение органов судебной власти в целях создания надлежащих условий для отправления правосудия, выполнения задач суда при строгом соблюдении его независимости и самостоятельности.

Эта деятельность носила разные наименования:

с 1917 по 1957 г. она называлась судебным управлением и включала также такие функции, как ревизии, позже - проверки деятельности судов, их инструктирование;

с 1958 по 1989 г. - организационное руководство судами;

с 1989 по 1994 г. - организационное обеспечение деятельности судов;

с 1995 г. по настоящее время - организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов. Это не простая замена понятий и терминов, а отражение положения суда в государстве и в системе юстиции, постепенное повышение его роли, укрепление независимости.

В самом деле, в условиях административно-командной системы - это судебное управление; после проведения некоторых демократических преобразований в се­редине 50-х годов - организационное руководство судами; в годы перестройки и строительства демократи­ческого правового государства - организационное и ма­териально-техническое обеспечение деятельности судов.

2. Органы, осуществляющие организацион­ное и материально-техническое обеспечение деятельности судов. Основные этапы их развития.

 

Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов (в прошлом - судебное управление) в разные периоды осуществляли суды и органы юстиции.

С первых дней установления советской власти вопросы управления в области юстиции, в том числе и судами, входили в компетенцию: в центре - Наркомата РСФСР, на местах - юридических отделов и секций исполкомов Советов и военно-революционных комитетов, губернских комиссаров юстиции.

В Беларуси большую работу по организации нового судебного аппарата, органов следствия, обвинения, защиты, нотариата и других юридических учреждений провел Комиссариат юстиции Западной области, деятельность которого направлялась Наркоматом юстиции РСФСР. После образования БССР 5 января 1919 г. был основан Народный комиссариат юстиции БССР. Проводниками организационно-административных мероприятий Наркомата юстиции на местах являлись уездные совещания судей и уездные бюро юстиции.

По Положению о Наркомюсте БССР от 3 ноября 1924 г. [СУ БССР. 1924. № 25-26. Ст. 231] на Наркомюст возлагались задачи:

- организация, руководство и инструктирование судов, прокуратуры, а также других органов юстиции;

- надзор за законностью действий государственных органов, учреждений, предприятий, отдельных лиц;

- наблюдение за деятельностью арбитражной и земельной комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних, коллегий защитников;

- надзор за законностью в местах лишения свободы.

Все эти годы параллельно с Наркоматом юстиции некоторые функции судебного управления осуществляли вышестоящие суды. Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик 1938 г. освободил от функции судебного управления все суды. Вся их деятельность была сосредоточена на осуществлении правосудия. По существу это было правильное решение, так как ставилась задача укрепить независимость судей и улучшить качество отправления правосудия. Однако на практике многие демократические принципы организации и деятельности в те годы в условиях тоталитарного государства попирались и не претворялись в жизнь.

Управление в области юстиции стало исключительной компетенцией Наркомата юстиции СССР, учрежденного 20 июля 1936 г. [СЗ СССР. 1936. № 40. Ст. 338], наркоматов юстиции союзных республик (в том числе БССР) и их управлений на местах, образованных в 1939 г. Система органов управления в области юстиции, установленная в конце 30-х гг., просуществовала без изменений до 1956 г. В том году для ликвидации излишней централизации в руководстве судами и расширения прав союзных республик, сокращения государственного аппарата Министерство юстиции СССР было упразднено, а управления юстиции на местах ликвидированы. Позднее упразднены и Министерства юстиции союзных республик. 20 февраля 1960 г. - Министерство юстиции БССР [СЗ БССР. 1960. № 4. Ст. 38]. Руководство народными и областными судами, государственными нотариальными конторами и ведение судебной статистики вновь стали входить в компетенцию соответственно областных судов и Верховного Суда БССР. Для работы по кодификации и систематизации законодательства была образована Юридическая комиссия при Правительстве республики. Эта комиссия, кроме того, осуществляла руководство адвокатурой, органами ЗАГСа и Институтом судебной экспертизы.

Однако проведенная реформа себя не оправдала, и в 1970 г. в целях повышения уровня государственного руководства судами и другими учреждениями юстиции, улучшения правовой работы в народном хозяйстве, совершенствования законодательства и укрепления законности были восстановлены Министерство юстиции СССР, министерства юстиции союзных республик и созданы отделы юстиции исполкомов областных Советов. В БССР Министерство юстиции и отделы исполкомов областных Советов воссозданы Указом Президиума Верховного Совета БССР от 5 ноября 1970 г. [СЗ СССР. 1970. № 34. Ст. 497].

В связи с образованием союзно-республиканского Министерства юстиции СССР Основы законодательства о судоустройстве 1958 г. были дополнены ст. 38(1), специально посвященной вопросам организационного руководства судами. В ней указывалось, что организационное руководство судами в пределах и порядке, предусмотренных законом, осуществляется: Министерством юстиции СССР - в отношении судов союзных республик и военных трибуналов; министерствами юстиции союзных республик - в отношении верховных судов автономных республик, областных, краевых, городских судов, судов автономных областей и национальных округов, районных (городских) народных судов; министерствами юстиции автономных республик, отделами юстиции исполкомов областных, краевых, городских Советов - в отношении районных (городских) народных судов.

В 1972 г. утверждаются положения об органах юстиции, в том числе и Положение о Министерстве юсти­ции БССР [СЗ БССР. 1972. № 30. Ст. 484, 485].

Основы законодательства о судоустройстве 1989 г. предусмотрели значительное сужение полномочий органов юстиции в отношении судов, возложив на них лишь организационное обеспечение их деятельности.

Статья 15 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» уточнила функции Министерства юстиции Республики Беларусь в отношении общих и военных судов, назвав их организационным и материально-техническим обеспечением деятельности судов. Еще более конкретизируются они в Положениях о Министерстве юстиции от 25 ноября 1992 г. [Собрание постановлений Совета Министров Республики Беларусь. 1992. № 33 (69). Ст. 601] и от 1 декабря 1995 г. [Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь. 1995. № 34. Ст.835] с последующими изменениями и дополнениями.

3. Полномочия Министерства юстиции и его органов на местах по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов. Другие их функции.

 

Согласно ст. 15 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов в Республике Беларусь осуществляется:

- Министерством юстиции Республики Беларусь - в отношении областных, Минского городского, районных (городских) и военных судов;

- управлениями юстиции исполнительных комитетов областей, г. Минска - в отношении районных (городских) судов;

- Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь - в отношении хозяйственных судов.

Перечисленные органы в соответствии со своей компетенцией:

- разрабатывают и вносят предложения по вопросам организации судов;

- осуществляют с участием соответствующих судов подбор и подготовку кандидатов в судьи, повышение квалификации судей и работников судов;

- организуют работу по материально-техническому обеспечению и созданию надлежащих условий для их деятельности, ведению судебной статистики, исполнению судебных решений;

- разрабатывают и осуществляют меры, направленные на укрепление независимости судей;

- осуществляют иные полномочия по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов в соответствии с действующим законодательством.

Следует заметить, что со становлением независимой и самостоятельной судебной власти полномочия органов исполнительной власти в отношении судов существенно сужены. Это происходило постепенно. До конца 50-х гг. это ведомство, впрочем, как и до революции, наделя­лось правом ревизовать судебную деятельность, издавать обязательные для судов циркуляры, инструкции и другие предписания. С 1958 г. Министерство юстиции и его местные органы лишаются права проводить ревизии судов, а с 1989 г. - и права проверки организации их работы.

Вместе с тем органы юстиции имеют необходимые полномочия, чтобы содействовать повышению уровня осуществления правосудия, своевременному рассмотре­нию дел при строгом соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только закону. В частности, они принимают участие в аналитической работе судов, в обеспечении рационального ее планирования, разработке методических рекомендаций, обсуждении материалов обобщения судебной практики и анализе данных судебной статистики. Проводятся совместные заседания Верховного Суда и коллегии Министерства юстиции по итогам работы судов, органов и учреждений юстиции, определяются задачи по дальнейшему совершенствованию совместной деятельности, улучшению качества и эффективности правосудия, повышению культуры судопроизводства, укреплению материально-технической базы учреждений юстиции и судов.

Никакими условиями не ограничено участие Министерства юстиции и его заместителей в заседаниях Пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Значительна роль Министерства юстиции в формировании судейского корпуса, укомплектовании судов профессиональными, нравственно достойными судейскими кадрами, повышении их квалификации, усилении гарантий судейской независимости и высокого престижа судейского труда.

Представители органов юстиции с правом решающего голоса включаются в состав квалификационных коллегий судей, участвуют в утверждении персональных составов экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена у лиц, претендующих на должность судьи, в определении порядка подготовки и проведения этого экзамена, в даче заключения о рекомендации на судебную должность или об отказе в этом, в проведении квалификационной аттестации судей и принятии решения о присвоении им квалификационного класса и т.д. Совместно с Председателем Верховного Суда Министр юстиции вносит представления Президенту республики об организации районных (городских) судов, их количественном составе, кандидатурах председателей, их заместителей и судей этих судов, о количественном составе областных и Минского городского судов, составе президиумов (совместно с председателями областного, Минского городского судов), кандидатурах председателей и заместителей председателей данных судов.

Министр юстиции совместно с Председателем Верховного Суда и Председателем Высшего Хозяйственного Суда вносят представления Президенту Республики Беларусь о присвоении квалификационных классов, понижении в классе и лишении квалификационного класса соответственно - в отношении судей Верховного Суда и других общих судов, а также судей хозяйственных судов.

Министру юстиции принадлежит право возбуждения дисциплинарного производства в отношении всех судей общих и хозяйственных судов, за исключением Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда и судей этих судов. Руководитель местного органа юстиции вправе возбудить такое производство в отношении судей районных (городских) судов.

Немаловажное значение для правильной организа­ции работы судов имеют издаваемые Министерством юстиции инструкции, приказы, разъяснения по общим и конкретным вопросам организации судебной деятельности, например инструкции по делопроизводству, по статистической отчетности, об исполнительном производстве, о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств, денег, ценностей, документов и иного имущества по уголовным делам, о стажировке молодых специалистов и др.

Министром юстиции утверждены Положения о помощнике председателя районного (городского) суда, со­вместно с Председателем Верховного Суда - Временное положение о полномочиях судей по административным делам и исполнительным производствам районных (городских) судов, Рекомендации по формированию и работе с резервом кадров в органах, учреждениях юстиции и судах и многие другие. В 1997 г. Министерством юстиции Республики Беларусь был подготовлен и издан Сборник нормативно-правовых документов для использования в работе судов.

В связи с включением военных судов в систему общих судов республики на указанные органы возлагается обязанность заниматься вопросами организации военных судов, вносить соответствующие предложения (совместно с Председателем Белорусского военного Суда) Президенту Республики Беларусь. К ведению органов юстиции относится организация переподготовки и повышение квалификации не только судей, но и судебных исполнителей, консультантов, секретарей судебных заседаний и других работников аппарата судов.

Большую работу проводят Министерство юстиции и его управления на местах по формированию резерва кадров в органах, учреждениях юстиции и судах, а также подготовке этого резерва.

Органы юстиции организуют работу по исполнению решений, определений и постановлений судов по гражданским делам, постановлений по делам об административных правонарушениях, приговоров, определений и постановлений и решений других органов, исполнение которых возложено на судебных исполнителей.

На Министерство юстиции Республики Беларусь возлагается задача организационно-правового обеспечения судебно-правовой реформы.

Эта задача осуществляется разнообразными форма­ми и методами: активное участие в разработке Концепции судебно-правовой реформы, в ее претворении в жизнь; в реализации правовой политики государства; в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента Республики Беларусь, Национального собрания и Совета Министров республики, разработке по поручению Президента, Парламента и Правительства и по собственной инициативе совместно с другими государ­ственными органами проектов законодательных и иных нормативных актов; разработка заключений о проектах законодательных актов, декретов, указов, постановлений и иных нормативных актов; систематизация и кодифика­ция законодательства. В соответствии с Указами Президента Республики Беларусь от 28 июня 1997 г. № 407 и от 10 мая 1999 г. № 257 центральным государственным учреждением по подготовке проектов правовых актов является теперь Национальный центр законопроектной деятельности.

В целях защиты интересов граждан и субъектов хозяйствования различных форм собственности в стране с 1993 г. введен институт правовой государственной регистрации нормативных актов министерств и других рес­публиканских органов государственного управления. Выполнение этой задачи возложено на Министерство юстиции Республики Беларусь. В журнале «Юстиция Беларуси», учредителем которого является указанное министерство, публикуются зарегистрированные нормативные акты.

С декабря 1990 г. у Министерства юстиции появилась функция регистрации политических партий, профессиональных союзов и других общественных объединений, контроль за соблюдением соответствия их деятельности законодательству и их уставам.

Порядок создания, регистрации и деятельности общественных объединений (политических партий, профсоюзов и иных объединений граждан) определен законами Республики Беларусь «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «О профсоюзах», другими нормативными актами.

Министерство юстиции осуществляет общее и методическое руководство адвокатурой, издает нормативные акты, регулирующие ее деятельность; приостанавливает не соответствующие законодательству решения руководящих органов коллегий адвокатов и вносит в эти органы представления об отмене этих решений; контролирует соблюдение законодательства лицами, осуществляющими адвокатскую деятельность; имеет право получать от адвокатов сведения, связанные с соблюдением законодательства об адвокатской деятельности, при условии соблюдения адвокатской тайны; регистрирует уставы коллегий адвокатов; вносит представления в коллегии адвокатов о привлечении адвокатов к дисциплинарной ответственности; выдает и аннулирует лицензии на право занятия адвокатской деятельностью; оказывает содействие в материально-техническом, информационно-правовом обеспечении деятельности коллегии адвокатов.

Органы юстиции осуществляют общее и методичес­кое руководство государственным нотариатом, его мате­риально-техническим обеспечением, ведут реестр государственных нотариальных контор, выдают лицензии нотариусам, занимающимся частной нотариальной практикой, проверяют их работу, вырабатывают реко­мендации по единообразному применению правовых норм.

В компетенцию Министерства юстиции входит оказание методической помощи органам ЗАГСа, разработка инструкций, регламентирующих их деятельность, обобщение опыта работы ЗАГСов в целях повышения уровня обслуживания ими населения.

Министерство юстиции и его органы на местах организуют исполнение судебных и иных решений, исполнение которых возложено на судебных исполнителей.

В установленном порядке Министерство юстиции осуществляет лицензирование отдельных видов юридической деятельности (адвокатской, нотариальной, оказание правовых услуг субъектами хозяйствования), с апреля 1998 г. - выдачу лицензий на осуществление деятельности по распространению правовой информации; реализует государственную политику в области охраны авторского права и смежных прав.

Ответственным направлением деятельности Министерства юстиции является правовое обеспечение внешних связей и правовая защита интересов Республики Беларусь, ее граждан и организаций за рубежом. Им организуется научно-исследовательская работа в области криминологии, криминалистики и судебной экспертизы, оно участвует в правовом просвещении населения, в том числе и с использованием средств массовой информации; рассматривает, как и все государственные органы, предложения, заявления и жалобы граждан и выполняет некоторые другие обязанности.

В будущем функции Министерства юстиции в соответствии с Концепцией судебно-правовой реформы должны еще более расширяться. В частности, на него предполагается возложить, как это уже имеет место в Российской Федерации, руководство исправительно-трудовыми учреждениями (кроме их охраны), ресоциализацию осужденных, управление службами паспортизации, виз и регистрации.

В ведение Министерства юстиции намечается передать экспертно-криминалистические подразделения, создать независимую экспертную систему, освобожденную от ведомственных влияний.

4. Система и структура Министерства юстиции Республики Беларусь

Министерство юстиции - республиканский орган государственного управления, подчиненный Совету Министров Республики Беларусь.

В систему Министерства юстиции входят:

- управления юстиции облисполкомов и Мингорисполкома;

- государственные нотариальные конторы;

- НИИ проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы;

- Комитет по авторским и смежным правам.

Структурные подразделения аппарата министерства:

- Управление законодательства о государственном и социальном строительстве;

- Управление хозяйственного законодательства;

- Управление организационного обеспечения деятель­ности судов;

- Управление общественных объединений;

- Управление нотариата, ЗАГСа, правового просвещения и лицензирования юридической деятельности;

- Управление правовой экспертизы правовых актов Национального банка и органов государственного управления;

- Управление правового обеспечения внешних связей, включающее международно-правовой отдел и отдел по исполнению международных договоров о правовой помощи;

- отдел организационного обеспечения деятельности адвокатуры;

- отдел кадров;

- отделы бухгалтерского учета, отчетности и ревизионной работы;

- планово-финансовый отдел;

- общий.

Возглавляет Министерство юстиции и руководит его деятельностью Министр юстиции, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь. Президентом Республики Беларусь определяется численность заместителей Министра юстиции по представлению Правительства.

Министр юстиции несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство юстиции задач и функций; вносит в Совет Министров республики проекты актов законодательства по вопросам, входящим в компетенцию министерства; распределяет обязанности между своими заместителями, руководителями структурных подразделений центрального аппарата министерства по руководству отдельными направлениями его деятельности, утверждает структуру и штатное расписание аппарата в пределах численности и расходов на его содержание, положения о структурных подразделениях, а также положения (уставы) о подведомственных ему учреждениях и организациях.

Министр юстиции в пределах своей компетенции издает приказы и инструкции и дает указания, обязательные для исполнения работниками судов и других органов юстиции, учреждений и организаций системы Министерства и иных республиканских органов государ­ственного управления, а также должностными лицами и гражданами, на которых они распространяются.

В Минюсте образуется коллегия, в состав которой входят Министр (председатель коллегии), его заместители (по должности), а также другие руководящие работники и ведущие специалисты системы Министерства. Численность и персональный состав коллегии утверждаются Правительством.

Коллегия рассматривает основные вопросы деятельности Министерства, в том числе подведомственных ему учреждений и организаций. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами Министра. В случае разногласий между Министром и коллегией при обсуждении вопросов и принятии решений Министр проводит в жизнь свое решение и уведомляет об этом Совет Министров, а члены коллегии, в свою очередь, имеют право информировать о своей позиции Правительство,

Для рассмотрения научных рекомендаций и предложений по вопросам совершенствования деятельности подведомственных Минюсту учреждений и организаций при Министерстве может быть создан научно-консультативный совет из ученых и высококвалифицированных специалистов. Состав совета и положение о нем утверждаются Министром.

Министерство юстиции является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Определите понятие и содержание функции организационного обеспечения деятельности судов.

2. Назовите органы, участвующие в осуществлении этой функции и дайте общую характеристику роли органов юстиции.

 

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.

 

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2008. – 48 с.

2. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. - Минск, 29 июня 2006 г.

3. Положение о Министерстве юстиции Республики Беларусь от 31.10.2001 г. – Минск, 2008.

4. О деятельности Главного управления юстиции Гродненского облисполкома. Приложение № 1, 2 и 3.

5. Бибило В.Н. Судоустройство в Республике Беларусь. – Минск, 2008.

6. Судоустройство. Учебник / Под ред. Данилевич А.А., Мартинович И.И. - Минск: «Амалфея», 2010.

 

Частное учреждение образования «БИП - Институт правоведения»

Гродненский филиал

 

Управляемая самостоятельная работа

 

Журомский С.И.

 

 

НОТАРИАТ

 

СУДОУСТРОЙСТВО

 

 

Гродно 2015

Журомский С.И. - НОТАРИАТ

 

 

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ МОДУЛЯ

 

В системе правоохранительных органов нотариат занимает важное место и осуществляет деятельность присущими ему организационно-правовыми формами и методами.

Нотариат призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами нотариальных действий в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В современных условиях значительно возрастает роль правовой работы как организующей и координирующей деятельности по применению действующего законодательства в сфере гражданского оборота. Организация и ведение правовой работы на предприятиях излагается на юридическую службу. Юридическая служба предприятия – это самостоятельные подразделения – юридические отделы либо специалисты – юристы: главные (ведущие) юрисконсульты, юрисконсульты, заместители руководителей по правовым вопросам.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

1. Понятие, значение и основные этапы развития нотариата в Республике Беларусь.

2. Задачи и организация нотариата.

3. Компетенция нотариата.

4. Юридическая служба предприятия (объединения).

5. Оказание юридических услуг по лицензиям.

 

1. Понятие, значение и основные этапы развития нотариата в Республике Беларусь

 

В системе правоохранительных юрисдикционных органов особое место занимает нотариат, удостоверяющий сделки и имеющие правовое значение факты в целях придания им юридической достоверности (бесспорности), совершающий иные предусмотренные законом и связанные с гражданским оборотом действия.

В отличие от суда, предметом рассмотрения которого являются гражданские споры, нотариат занимается бесспорными делами. Нотариальное производство отличается от гражданского процесса и тем, что оно осуществляется единолично, без состязательности и публичности, но при строгом соблюдении закона.

Выполняя свои функции по удостоверению сделок, свидетельствованию верности копий документов, обеспечивая исполнение бесспорных обязательств, нотариат способствует предупреждению правонарушений, укреплению законности, охране гражданских прав. Обнаружив при совершении нотариальных действий нарушение законности гражданскими или отдельными должностными лицами, нотариусы сообщают об этом для принятия мер учреждениям, предприятиям, организациям или прокурору. При сомнении в подлинности представленных документов нотариус вправе задержать их и направить на экспертизу.

Появление нотариата в нашей стране было вызвано общественными потребностями, и в первую очередь необходимостью защиты частной собственности. История нотариата ведет свое начало с Древнего Рима. Само название этого правового института происходит от латинского слова «nоta», что означает стенографический знак, которым в античные времена удостоверяли сделки.

Наибольшее развитие нотариат получил в условиях капиталистического общества, поскольку он является, неотъемлемой частью рыночной экономики.

Дореволюционный нотариат с победой Октябрьской революции прекратил свою деятельность. Нотариальные действия в первые годы советской власти выполняли местные органы государственного управления и созданные при них нотариальные отделы и подотделы, а также народные судьи.

С переходом к новой экономической политике и развитием гражданского оборота роль нотариата существенно возросла. Необходимо было усилить государственный контроль за законностью сделок, не допускать злоупотребления правом, обхода закона. В этой связи 15 октября 1921 г. Наркомат юстиции БССР предложил организовать при уездных бюро юстиции нотариальные отделы. Нотариальный отдел создавался также; в Минске при Наркомюсте БССР.

В январе 1922 г. в республике после ликвидации уездных бюро юстиции учреждаются должности уездных народных нотариусов. Общее руководство уездными народными нотариусами осуществлялось нотариальным подотделом Наркомата юстиции БССР [СУ БССР. 1922. № 6. Ст. 100]. 6 марта 1925 г. постановлением Президиума ЦИК БССР было утверждено первое Положение о государственном нотариате БССР [СУ БССР. 1925. № 17. Ст. 141], подробно регламентировавшее организацию нотариата и порядок совершения нотариальных действий.

Единообразная структура нотариальных органов в масштабе Союза ССР была установлена Основами судоустройства СССР и союзных республик 1924 г.

Принципиальное значение для развитие нотариата в союзных республиках имело постановление ЦИК и СНК СССР от 14 мая 1926 г. «Об основных принципах организации государственного нотариата» [СЗ СССР. 1926. № 35. Ст. 352].

На основе указанного постановления ЦИК и СНК БССР утвердили новое Положение о государственном нотариате БССР, введенное в действие с января 1927 г. [СЗ БССР. 1927. № 5. Ст. 17]. В последующие годы законодательство о нотариате неоднократно обновлялось. Уточнялась компетенция но­тариата, совершенствовались его организация и порядок выполнения нотариальных действий, повышались требования к кандидатам на должности нотариусов.

Ликвидация Минюста БССР в 1960 г. привела к передаче руководства нотариатом областным судам и Верховному Суду БССР. В соответствии со ст. 11 Положения о государственном нотариате БССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета БССР от 12 января 1967 г., сеть и штаты государственных нотариальных контор устанавливались Верховным Судом БССР. Председатель этого суда назначал и освобождал от должности старших нотариусов. Нотариусы назначались председателями областных судов. Однако осуществление судами не свойственных им функций было временным явлением и с восстановлением органов юстиции в 1970 г. указанные прерогативы были вновь отнесены к компетенции Министерства юстиции БССР и его отделов на местах.

Повышение роли нотариата нашло отражение в общесоюзном Законе о государственном нотариате от 19 июля 1973 г. [Ведомости Верховного Совета СССР. 1973. № 30. Ст. 393] и принятом на его основе 30 апреля 1974 г. Законе о государственном нотариате БССР [СЗ БССР. 1974. № 13. Ст. 224].

В связи с переходом к рыночным отношениям роль нотариата значительно возрастает. Увеличивается и объем нотариального обслуживания, особенно в сфере предпринимательства. В целях полного и своевременного удовлетворения потребностей населения в нотариаль­ном обслуживании в порядке эксперимента в г. Минске, а позднее и в областных центрах и ряде крупных городов республики в 1993 г. и последующих годах была допущена частная нотариальная практика.

Как показала жизнь, частная нотариальная деятельность себя оправдала: повысилась производительность труда и культура обслуживания, техническая оснащенность, появились новые рабочие места. Вместе с тем эксперимент выявил и некоторые недостатки в функционировании этого правового института, в частности, незаконное обогащение частных нотариусов за счет обращения в свою пользу государственной пошлины; неоказание бесплатных нотариальных услуг лицам, имеющим соответствующие льготы; отсутствие действенного контроля за их работой. В связи с этим Декретом Президента Республики Беларусь № 12 от 3 мая 1997 г. «О некоторых мерах по совершенствованию адвокатской и нотариальной деятельности в Республике Беларусь» с мая 1997 г. была приостановлена выдача лицензий на право осуществления частной нотариальной деятельности до принятия соответствующего решения главой государства. Декретом был также установлен срок действия таких лицензий - пять лет, в том числе и на ранее выданные.

Конституционный Суд Республики Беларусь своим решением от 23 января 1998 г., признав конституционность введения в республике частной нотариальной практики, обязал частных нотариусов добровольно или в судебном порядке возвратить государству неправомерно полученные средства, т.е. государственную пошлину, полученную ими за оказание нотариальных услуг с 1995 г. по 1997 г.

В условиях перехода к многоукладной экономики возникла настоятельная необходимость в реформировании института нотариата, введения в Республике Беларусь нотариата латинского типа, наиболее эффективного и экономически выгодного в европейских условиях. Это дало бы нам возможность со временем вступить (как это сделала Россия) в Международный союз латинского нотариата, основанный в 1948 г. и насчитывающий 69 национальных объединений частных нотариусов, а следовательно, использовать опыт, накопленный мировым сообществом, войти в единое правовое пространство, способствующее развитию рыночных отношений и сбалансированно обеспечивающее как государственные, так и частные интересы в гражданско-правовой сфере. Суть так называемого свободного латинского нотариата в том, что нотариус является лицом свободной профессии, т.е. независим при исполнении своих функций, и одновременно он представитель официальной власти, действует от имени государства. Составленные нотариусом латинской школы документы обладают полной юридической силой и не нуждаются в дополнительном подтверждении. Он консультирует клиента при заключении контрактов и выполнении иных нотариальных действий, разъясняет права и обязанности, предупреждает о последствиях нотариальных действий, с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла причинить вред его интересам. Нотариус же англосаксонской системы права занимается лишь заверением документов, подтверждающих аутентичность подписи. Нотариус - государственный служащий - пользуется меньшим доверием у населения и инвесторов, менее активен и оперативен, чем частный нотариус латинской школы.

Латинский нотариат - это эффективный правоприменительный и правозащитный институт, который выполняет функцию предупредительного правосудия, т.е. позволяет не доводить дело до суда, путем устранения или снижения вероятности возникновения споров, является надежным механизмом защиты прав и закон­ных интересов участников гражданско-правовых отношений.

Международные стандарты в организации нотариата содержатся в Резолюции Европейского парламента «Нотариат в Европейском Сообществе» АЗ-0422/93 [Российская юстиция. 1999. № 1. С. 33-34].

2 февраля 2000 г. Указом Президента Республики Беларусь № 38 утверждено Положение о но


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.118 с.