В каких школах и каких классах учить детей с трудностями в усвоении знаний — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

В каких школах и каких классах учить детей с трудностями в усвоении знаний

2017-05-20 537
В каких школах и каких классах учить детей с трудностями в усвоении знаний 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Классы выравнивания комплектуются детьми, имеющими заключение ПМПК (МПК) о задержке психического развития, на основании приказа № 103 Совмина СССР от 3 июля 1981 г.

В 1995/96 учебном году количество детей с ЗПР в России составило 150 тыс. (12, 5 тыс. классов).

В классы выравнивания принимают преимущественно де­тей с более выраженной формой задержки психического раз­вития (церебрально-органического происхождения). Дети с другими формами задержки остаются в массовых классах. Комплектование классов осуществляется только на начальной ступени обучения — подготовительный, 1, 2 классы и, как исключение, — 3.

Цель организации классов выравнивания — создание для детей с задержкой психического развития адекватных их особенностям условий воспитания и обучения, которые позво­ляют предупредить дезадаптацию в образовательном учреж­дении.

Для установления диагноза, имеющего социально-педагоги­ческую значимость и определяющего потребность в специали­зированной программе обучения, рекомендуется комплексное обследование ребенка комиссией при участии как минимум и трех специалистов: врача-психоневролога, педагога (логопед или дефектолог) и психолога. Такое обследование можно про­вести в районной психолого-медико-педагогической консуль­тации или, при ее отсутствии, в районной медико-педагогичес­кой комиссии.

Направление ребенка на консультацию в ПМПК часто вы­зывает отрицательную реакцию со стороны родителей, что осложняет работу учителей и администрации школы. При этом обнаруживается не только безразличие родителей к про­блемам ребенка, но и их стремление всеми средствами дока­зать, что он «такой, как все», стремление не замечать и не признавать никаких негативных особенностей в его развитии. Изменение такой ошибочной позиции входит в компетенцию специалистов ПМПК (МПК). В беседе с родителями, руковод­ствуясь прежде всего интересами ребенка, специалисты опре­деляют, какими способами ему помочь, и направляют его в школу, школу-интернат или в класс выравнивания.

Если организация выезда детей в районный центр для посе­щения ПМПК представляет большие трудности, необходимо


 




постараться устроить выезд комиссии в школу (возможно, на договорных началах).

Если ранее существовавшая практика медико-педагогичес­ких комиссий предусматривала, чтобы ребенка направлял врач-психоневролог, то сегодня по действующему Положению о ПМПК родители могут по собственной инициативе обратить­ся в консультацию.

При обучении в школах (классах выравнивания) для детей с ЗПР обеспечиваются коррекция отклонений в развитии ре­бенка, его познавательной деятельности и речи, восполнение пробелов развития в дошкольный период и на первоначаль­ном школьном этапе.

Структура начальных классов может иметь варианты:

1-й вариант — в составе 2, 3, 4 классов — для детей, бе­зуспешно обучавшихся в массовой школе;

2-й вариант — в составе подготовительного, 1, 2, 3, 4 клас­сов — для детей, ранее не обучавшихся в школе.

По итогам обучения в начальной школе решается вопрос о дальнейшем обучении детей: или они переходят в массовые классы, или продолжают посещать коррекционные классы. Перевод в массовую школу осуществляется органами народно­го образования на основании решения педагогического сове­та школы, в которой работает класс выравнивания. Протокол МПК из личного дела изымается и подшивается в медицинс­кую карту ребенка.

Структура 5—9 классов соответствует структуре массовой школы.

Отбор содержания и методов обучения осуществляется с учетом общей характеристики психологических особенностей детей данной категории, а также на основе педагогического изучения уровня усвоения знаний, умений и навыков, предус­мотренных школьной программой.

Для этого типа школ и классов выравнивания разработана и утверждена нормативная документация, определены орга­низационно-педагогические условия обучения и воспитания, учитывающие психофизические особенности детей (щадящий режим, меньшая наполняемость классов, соответствие темпов учебной работы возможностям познавательной деятельности детей, что обусловливает увеличение на один год сроков обу­чения в начальной школе). Разработаны учебные планы, для начальных классов — специальные программы, обеспечива­ющие фронтальную коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса, внесены изменения в содержание


обучения в 5—9 классах, разрабатывается временный обра­зовательный стандарт специального (коррекционного) образо­вательного учреждения для детей с ЗПР.

В целях коррекции недостатков психического развития школьников начальных классов, ликвидации пробелов в зна­ниях, а также для развития моторики, пространственной ори­ентации проводятся групповые и индивидуальные коррекци­онные занятия. Специальные занятия по коррекции дефектов развития, восполнению пробелов в знаниях, а также логопе­дические проводятся по группам и индивидуально. Группы комплектуют с учетом сходных речевых дефектов, однород­ности недостатков развития. Занятия по ритмике проводят без деления класса на группы.

По окончании начальных классов 50—60% детей перехо­дят на массовое обучение (обычно в школе из двух четвертых классов выравнивания остается один). Другая половина уче­ников остается в 5 классе выравнивания, но учится на основ­ной ступени «год в год».

Широко распространены дошкольные группы для детей с ЗПР 5—6-летнего возраста. Из них 80% детей поступают в обычные массовые школы, другие — в школы, школы-интер­наты, в классы выравнивания.

Школы (школы с продленным днем), школы-интернаты для детей с ЗПР входят в систему специального образования (в России в ее составе около 60 учреждений). Все указанные учреждения работают по специально разработанным програм­мам. Программы для начальных классов регулярно переиз­даются МО РФ. Рекомендации к изменениям в программах 5—9 классов утверждены МО в 1992 г. (см.: Дефектология. — 1993. — № 2—6).

Выпускники этих учебных учреждений получают цензовое образование в объеме неполной средней школы. После окон­чания 9 класса им выдают документ того же образца, что и выпускникам массовых школ, т. е. предоставляют возмож­ность свободного выбора дальнейшего пути.

Классы компенсирующего обучения (ККО) для детей «группы риска» (типология не обозначена, по материалам ИКП РАО — это в основном дети с ЗПР конституционального, психогенного, соматогенного происхождения) комплектуют­ся на основании приказа МО РФ № 333 от 8 сентября 1992 г. школьными консилиумами, в составе которых должны быть психолог, логопед, школьный врач, учитель, имеющий опыт работы с указанной категорией детей.


I


В Примерном положении о классах компенсирующего обу­чения указано, что при отсутствии в школе названных спе­циалистов классы ККО комплектуются через МПК (ПМПК). Однако широко распространена практика комплектования классов ККО без специалистов, силами учителей. Вопросы перевода детей решаются в таких случаях администрацией.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.