Язык и сознание. Задачи нейролингвистики. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Язык и сознание. Задачи нейролингвистики.

2017-05-22 1507
Язык и сознание. Задачи нейролингвистики. 2.00 из 5.00 1 оценка
Заказать работу

Язык — знаковая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание). Термин «язык», понимаемый в широком смысле, может применяться к произвольным знаковым системам, хотя чаще он используется для более узких классов знаковых систем.

Сознание — состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.

Сознание может пониматься в более широком или более узком смысле. Так, сознание в широком смысле — это «психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или рациональном», а в узком смысле — «высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека за счет рефлексии».

Сознание акцентирует статический аспект явления, это свойство мозга, это высший уровень психической активности человека, это способность идеального отражения действительности, а также механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях.

Сознание формирует субъективный образ объективного мира.

По «большому толковому словарю русского языка» сознание:

1. Человеческая способность воспроизведения действительности в мышлении.

2. Восприятие и понимание окружающей действительности, свойственные человеку; мыслительная деятельность, ум, разум. // Способность осмысленно воспринимать действительность (потеря сознания).

3. Понимание, осознание человеком, группой людей общественной жизни; взгляды, воззрения людей как представителей общественных классов, слоев.

4. Ясное понимание, осознание чего либо, мысль, чувство, ощущение чего-либо (сознание долга).

5. разг. Сознательность (Где твое сознание?)

Структура сознания включает в себя знания, внимание, эмоции, воображение, память.

Формы сознания: восприятие, осмысление, оценка, воспоминание, фантазирование, жизненный опыт.

Предмет сознания – окружающий мир, его предметы и явления; особый самостоятельный духовный мир.

Сознание детерминируется следующими факторами:

- биологические (общая биология человека)

- психические (способность отражать миры через субъектные образы)

- социальные (общественно-трудовая деятельность)

- психофизиологические (психология и физиология индивида)

Язык и сознание. Функции языка по отношению к сознанию:

-Язык – орудие формирования актов сознания

-Язык – средство выражения сознания

-Язык – условие осознания человеком деятельности собственного сознания.

Функции сознания по отношению к языку:

-Сознание – одно из главных условий, непосредственно вызывающих перемены в лексико-семантической системе языка (специализация, генерализация, амилиорация и др)

-Сознание формирует речевые и языковые стили

-Сознание контролирует развертывание речи

Различают когнитивное и языковое сознания. Когнитивным, подчёркивая ведущую роль познания в его формировании, в лингвокогнитивной науке принято называть сознание «вообще». Когнитивное сознание формируется в результате познания субъектом окружающей действительности, а содержание сознания представляет собой знания о мире, полученные в результате познавательной деятельности (когниции) субъекта. Сознание (когнитивное сознание)в онтогенезе и филогенезе формируется при участии языка, знаки которого служат материальными опорами обобщения в процессе образования концептов в сознании

само сознание в языке для функционирования не нуждается, осуществляется на универсальном предметном коде. УПК – (Н.И. Жинкин «О кодовых переходах во внутренней речи») Мышление осуществляется без обязательного обращения к языку. Инструментом мышления выступает универсальный предметный код (УПК)

Единицы УПК - предметные чувственные образы, которые кодируют знания. В мыслительном процессе человек оперирует образами, которые несут и «прикрепленные» к ним рациональные знания.

Единицы УПК - это чувственные представления, схемы, картины, возможно - эмоциональные состояния, которые объединяют и дифференцируют элементы знаний человека в его сознании и памяти по различным основаниям.

УПК субъективен, индивидуален у каждого говорящего, поскольку он образуется у каждого человека как отражение его неповторимого, индивидуального чувственного жизненного опыта.

Языковое сознание – это один из видов сознания, которое служит средством формирования, хранения и переработки языковых знаков вместе с выражаемыми ими значениями, правилами их сочетания и употребления, отношения к ним человека и является механизмом управления речевой деятельности, выступая обязательным условием существования и развития всех форм сознания. По мнению И.А. Стернина, посредством языка «овнешняется когнитивное сознание».

 

Содержанием сознания, с которым коррелирует речь, является система значений слов и других знаков. Значение слова – это и есть категория идеальных отношений, образованная посредством знака (слова) и зафиксированная в нём. понятие (значение слова) – это идеальное образование, мысль, умственный образ категории реальных объектов. Этот образ состоит из совокупности связей и отношений между признаками или свойствами и между данной и другими категориями объектов, выстроенной в определённую систему. Значение - это обобщённая идеальная модель объекта в сознании субъекта, в которой фиксированы существенные свойства объекта, выделенные в совокупной общественной деятельности.(модель подразумевает обобщённые образы данной категории объектов, обобщённые схемы действий, выработанные в процессе взаимодействия с ними в общественно-исторической практике, а также те эмоции и чувства, которые сопровождают это взаимодействие).

При изучении появляется вопрос – как хранятся слова в сознании? Для этого используется такой метод изучения сознания как ассоциативный эксперимент. (немного о нем - Лингвистический ассоциативный эксперимент — один из методов психолингвистики. Берет своё начало в методе свободных ассоциаций, одном из первых проективных методов психологии. З. Фрейд и его последователи предполагали, что неконтролируемые ассоциации — это символическая или иногда даже прямая проекция внутреннего, часто неосознаваемого содержания сознания). АЭ позволяет реконструировать различные связи языковых единиц в сознании и выявить характер их взаимодействия в различных процессах понимания, хранения и порождения речевых произведений. Суть: слова вступают в многочисленные связи друг с другом:

-по сходству звучания, -по сходству написания, -по сходству значения,

-принадлежности к грамматическому классу, -по жизненному опыту и т.д. (то есть здесь и синтагматические, и парадигматические, и синонимичные, и гиперо-гипонимия, омонимы, партитивные связи, привязки к фреймам, в общем, все, что можно...)

В результате формируется ментальный лексикон – 1. совокупность знаний человека о словах, их значений, взаимосвязи между собой. 2. система, отражающая в языковой способности знания о словах и эквивалентных им единицах и выполняющая сложные функции, связанные как со словами, так и за стоящими за ними структурами энциклопедических знаний. 3. «динамическая система», «функционирующая система, самоорганизующаяся вследствие постоянного взаимодействия между процессом переработки и упорядочения речевого опыта и его продуктами» (текстами, дискурсом)

Таким образом, так как язык оказывает огромное влияние на познавательную и ценностную активность человека, мы имеем А) языковую картину мира - исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отраженная в языке совокупность представлений о мире, определенный способ концептуализации действительности. В основу теории языковой картины мира положены следующие исходные пункты: 1) В естественном языке необходимо различать концептуальное и

собственно языковое содержание; 2) в реальном функционировании языка роль экстралингвистических факторов (познавательных, ценностных, регулятивных, социокультурных) более важна, чем роль внутриязыковых, системных закономерностей;

3) «концептуализация мира в языковом знаке» (Ю.Д. Апресян) имеет «наивный» и неосознанный (спонтанный) характер; в «языковом мышлении» очень силен субъективно окрашенный, конкретно-образный компонент, что отличает его от научного (логического, теоретического, философского) способа концептуализации мира.

Б) языковую личность - личность, выраженная в языке (текстах) и через язык… личность, реконструированная в основных своих чертах на базе языковых средств. А также совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются: 1) степенью структурно-языковой сложности, 2) глубиной и точностью отражения действительности, 3) определенной целевой направленностью. По Караулову, выделяется три уровня в структуре языковой личности:

1) уровень вербально-семантический: он отражает степень индивидуального

владения общеязыковой семантикой, знание значений единиц и правил их

сочетаемости, реализован в лексиконе личности - ее индивидуальном словаре и «наивной грамматике»;

2) уровень лингвокогнитивный: он отражает особенности индивидуального знания о мире и ценностной ориентации в мире, реализован в тезаурусе личности - в упорядоченной совокупности концептов, выраженных ключевыми словами, выражениями, словесными формулами и клише, символами, ассоциациями и пр.;

3) уровень мотивационно-прагматический: он подчиняет себе всю языковую деятельность личности, поскольку связан с мотивацией, установками и целями деятельности личности в мире, представлен особой сетью коммуникативных потребностей, с ним связаны вкусовые предпочтения, излюбленные модели высказываний, прецедентные тексты, используемые личностью, разнообразные эмоциональные и оценочные коннотации, субъективная модальность и пр.

По нейролингвистике. Это отрасль психологической науки, пограничная для психологии, неврологии и лингвистики, которая исследует проблему языка и мышления в контексте связи между языковой способностью и функционированием человеческого мозга. Ставит следующие вопросы: В каких участках мозга хранится языковая способность человека? Как функционирует нервная система в процессе речевой деятельности? Существует ли специализация различных участков мозга относительно фонетики, синтаксиса, семантики?

Основные разделы лингвистики и соответствующие им исследования в нейролингвистике:

Фонетика (структура звукового устройства речи) - как мозг извлекает звуки речи из потока акустических сигналов, как мозг отделяет звуки речи от фонового шума.

Фонология (структура звукового устройства языка) - как фонологическая система определенного языка представлена в мозгу.

Морфология и лексикология (структура организации и хранения слов в ментальном лексиконе) - как в мозгу организовано хранение и доступ к словарному запасу человека.

Синтаксис (структура словосочетаний и предложений), а так же семантика (смысловые значения единиц языка) - как в мозгу слова объединяются в словосочетания и предложения, как структурная и семантическая информация используется при восприятии предложений.

Основные проблемы (= задачам)

Нейролингвистические исследования проводятся по многим направлениям, к примеру:

- где в мозгу обрабатывается лингвистическая информация;

- как обработка языковой информации изменяется во времени;

- как структуры мозга соотносятся с усвоением и изучением языка:

- какой вклад может сделать нейропсихология в работу с речевыми и языковыми патологиями, и т.п.

(Не уверена, что это все нужно, но кто знает)

Из названия видно, что осн. единица – нейрон это структурно-функциональная единица нервной системы. В организме человека насчитывается более ста миллиардов нейронов. Строение нейрона: Дендрит - отросток нервной клетки, воспринимающий нервный импульс от других нервных клеток, Аксон - отросток нервной клетки, проводящий нервный импульс от тела клетки к другим клеткам, Синапс - область контакта нервных клеток с друг другом.

Нейроны образуют серое вещество коры головного мозга, нервные волокна - белое вещество мозга. Сочетания нейронов создают физиологич. основу образов, возникающих во всех участках коры в результате деят-ти мозга.

Поскольку все нервные клетки мозга взаимосвязаны посредством аксонов, то возбуждение одного сочетания нейронов вызывает и другие сочетания, что приводит к образованию понятий.

Локализация центра речевой деятельности: левое полушарие коры головного мозга.

Правое – чувственно-образное, конкретное мышление, Левое полушарие - абстрактное мышление, управляет логико-грам. связями языка.

В мозгу нам важны: Зона Вернике(первая височная извилина), обеспечивает восприятие и понимание устной речи и Зона Брока(задний отдел нижний лобной извилины), она руководит устной речью.

По зонам коры головного мозга: в передней речевой зоне - построение общей схемы высказывания (пропозициональной, или предикатно-аргументной, структуры), в задней части коры мозга - поиск смысловых, грамматических и фонолого-артикуляционных элементов программы и их развёртывания в цепь, соотнесение темы и ремы высказывания.

Повреждения ведут к речевым расстройствам. Афазия - реч. расстройства, связанные с утратой ч-ком способности выражать свои мысли вербально (словесно) вследствие поражения определ. зон коры гол. мозга. 1) моторная а. - утрата способности выражать свои мысли в устной форме (в речи), связана с нарушением деят-ти задних отделов нижней лобной извилины, зоны Брока; 2) сенсорная а. - потеря ч-ком спос-ти понимать обращенную к нему устную речь. Вызывается обычно поражением височной доли коры гол. мозга, зоны Вернике; 3) динамич. а. - утрата спос-ти связной речи, отсутствие в речи, порождаемой больным, правильных граммат. связей м/у словами высказывания. Возникает при поражении лобных долей левого полушария коры головного мозга; 4) семантич. а. - потеря способности понимать и формулировать сложные высказывания, находить в памяти нужные слова для называния знакомых предметов. Вызвана поражением теменно-височных долей левого полушария мозга.

Аграфия - утрата способности выражать мысли в письм. форме, вызывается поражением затылочной области коры головного мозга.

Алексия - утрата способности понимать (читать) письм. текст, возникает вследствие нарушения деят-ти зоны мозга, к-ая находится на стыке височной, теменной и затылочной долей коры головного мозга.

Сейчас для изучения есть томография, она подтвердила, наличие зон, которые отвечают за различные реч.функции, фиксирует активность тех или иных участков мозга при выполнении разл. реч. задач. Но толком не ответила каким образом чел. мозг воспринимает, хранит и обрабатывает инф. на языке?как возникла яз способность?

как кодируется в языке синтаксис, значения слов?

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.