Тема. М . А. Булгаков . История создания, проблемы, жанр, композиция романа «Мастер и Маргарита» Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами . Москва и москвичи Воланд и его свита — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Тема. М . А. Булгаков . История создания, проблемы, жанр, композиция романа «Мастер и Маргарита» Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами . Москва и москвичи Воланд и его свита

2017-05-22 818
Тема. М . А. Булгаков . История создания, проблемы, жанр, композиция романа «Мастер и Маргарита» Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами . Москва и москвичи Воланд и его свита 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема. М А Булгаков

— В жизни каждого талантливого человека есть вехи, которые определяют его судьбу Возможно, сегодняшнее знакомство с Булгаковым заинтересует присутствующих на уроке его судьбой, личностью, творчеством; заставит по-другому взглянуть на некоторые произведения писателя и оценить их. Булгаков-писатель и Булгаков-человек до сих пор во многом — загадка. Неясны его политические взгляды, отношение к религии, эстетическая программа Его жизнь состояла как бы из трёх частей, каждая из которых чем-то примечательна. До 1919 г. он врач, только изредка пробующий себя в литературе. В 1920-е гг. Булгаков — уже профессиональный писатель и драматург, зарабатывающий на жизнь литературным трудом и осенённый громкой, но скандальной славой «Дней Турбиных» Наконец, в 1930-е гг. Михаил Афанасьевич — театральный служащий, поскольку существовать на публикации прозы и постановки пьес уже не может — не дают (в это время он пишет свой главный шедевр — «Мастера и Маргариту») Булгаковский герой Воланд, обращаясь к мастеру, заметил: «Ваш роман вам принесёт ещё сюрпризы» Так произошло и с книгами самого Булгакова Теперь, говоря о произведениях, созданных в 20-30-е гг. XX в., мы обязательно вспоминаем «Белую гвардию», «Собачье сердце», «Мастера и Маргариту»

— Детство и юность Булгакова прошли в Киеве — духовной колыбели писателя, изначально определившей тему и атмосферу многих его произведений. В творчество Булгакова Киев войдёт как Город (роман «Белая гвардия») и станет не просто местом действия, но воплощением сокровенного чувства семьи, родины, России (очерк «Киев-город», 1923). Самым притягательным местом на земле для Михаила Афанасьевича Булгакова остался этот город — город, где он родился, «мать городов русских», где сошлись воедино Украина и Россия Булгаков связан с Киевом кровно Он родился в этом городе весной, когда зацветают каштаны, буйствует сирень, пахнут цветы абрикосовых деревьев Красота киевской природы и сам Киев навсегда отложились в памяти писателя Он любил Киев до конца своих дней, о нём он вспоминал в Москве, уже будучи смертельно больным Он пишет о Киеве в «Белой гвардии»: «И было садов в городе Киеве так много, как ни в одном городе мира Они раскинулись повсюду огромными пятнами, с аллеями, каштанами, оврагами, клёнами и липами» «А Киев! — тоскует в Константинополе, вспоминая о Городе, генерал Чарнота — Эх, Киев! — город, красота! Вот так Лавра пылает на горах А Днепро, Днепро! Неописуемый воздух, неописуемый свет!» Это из «Бега» Даже в последнем романе, в «Мастере и Маргарите», прорываются строки о Киеве: «Весенние разливы Днепра, когда, затопляя острова на низком берегу, вода сливалась с горизонтом, потрясающий по красоте вид, что открывался от подножия памятника князю Владимиру Солнечные пятна, играющие весной на кирпичных дорожках Владимирской горки». «Киев — город прекрасный, счастливый,— утверждал Булгаков даже после разрушительной гражданской войны — Сейчас в нём великая усталость после страшных громыхающих лет Но трепет новой жизни я слышу Его отстроят, опять закипят его улицы, и станет над рекой, которую Гоголь любил, опять царственный город!» Вот в этом царственном городе в дружной семье Булгаковых родился первенец, которого нарекли Михаилом

дата События жизни писателя
3 (15).05.1891 Родился М. А. Булгаков в Киеве в семье профессора Духовной академии Афанасия Ивановича и Варвары Михайловны. Большая многодетная семья (7 детей) навсегда останется для него миром тепла и уюта, интеллигентного быта с музыкой, чтением вслух, домашними спектаклями
  Умирает отец от склероза почек. Забота о воспитании детей целиком легла на плечи Варвары Михайловны, но, как ни было это сложно, она «сумела. дать радостное детство»
1911-1916 Булгаков учился на медицинском факультете Киевского университета
1916-1918 Работа врачом в тыловых и фронтовых госпиталях, в сельской больнице в Смоленской губернии. Отзвук этих лет — в книге «Записки юного врача»
1918-1920 Гражданская война застала в Киеве. Был свидетелем смен власти. Лично пережил 14 переворотов. Был мобилизован как врач в армию Деникина и отправлен на Северный Кавказ. Из-за тифа остался во Владикавказе, когда белые отступили. Сотрудничал с большевиками: работал в подотделе искусства, читал лекции о Пушкине, Чехове, писал пьесы для местного театра
  Начал печататься. Уезжает в Москву, осознав, что он литератор. Фельетон «Неделя просвещения»
1922-1923 Фельетоны и рассказы печатают в газетах и журналах, фрагменты повести «Записки на манжетах»
1923-1925 Работает в газетах «Гудок», «Накануне». Сотрудничает со многими газетами Работа в газете выматывала его. Собственным творчеством занимался по ночам. «Белая гвардия», сатирические повести «Роковые яйца», «Дьяволиада», «Собачье сердце» (опубликовано в 1987 г), роман «Белая гвардия» (опубликован в 1966 г)
  МХАТ поставил пьесу «Дни Турбиных», написанную по мотивам «Белой гвардии». Спектакль имел шумный успех, но и неприятностей принёс много: спектакль то запрещали, то вновь разрешали
  В театре Вахтангова была поставлена пьеса «Зойкина квартира», но вскоре снята. Не разрешили к постановке пьесу «Бег». Вокруг Булгакова создавалась атмосфера травли
  Пьесы были сняты повсюду. Булгакова не печатали. Он дошёл до глубокого отчаяния. Искал любую работу, но его не брали. Думал о самоубийстве. Начал работу над новым романом «Мастер и Маргарита»
28.03.1930 Обратился с письмом к Советскому правительству
18.04.1930 Сталин позвонил Булгакову и предложил работу во МХАТе
1930-е Булгаков работает режиссёром. Пишет инсценировки («Война и мир», «Мёртвые души»), либретто опер, киносценарий по «Ревизору», для горьковской серии «ЖЗЛ» пишет биографию Ж. -Б. Мольера, работает над главным произведением своей жизни — романом «Мастер и Маргарита». Ни одно произведение Булгакова не печатают. Заболел, начал терять зрение Пьесы «Адам и Ева», «Иван Васильевич», «Последние дни», «Театральный роман», «Кабала святош»
10.03.1940 М. А. Булгаков умер. Похоронен на Новодевичьем кладбище

— Произведения М. А. Булгакова всегда вызывали большой интерес кинематографистов. В 1970 г. режиссёрами А. А. Аловым и В. Н. Наумовым был поставлен фильм «Бег» по одноимённой пьесе писателя об отступлении белых армий в Крым, эмиграции и ностальгии по навсегда ушедшему прошлому В 1976 г. В. П. Басов снял фильм «Дни Турбиных» по одноимённой пьесе Булгакова и роману «Белая гвардия» Оба фильма довольно часто демонстрируют по телевидению

По сатирической комедии «Иван Васильевич» Л И Гайдай поставил комедию «Иван Васильевич меняет профессию» Пьеса М А Булгакова написана в 1935 г. и отображает быт 1930-х гг., в то время как фильм был снят в 1973 г. В сценарий были внесены некоторые изменения, отображающие реалии того времени К примеру, патефон, упоминавшийся в пьесе, был заменён на магнитофон, коверкотовое пальто — на замшевую куртку, а в самой машине времени

используются транзисторы Музыку к фильму написал композитор А С Зацепин. Спустя год после первой (журнальной) публикации в 1988 г. на телевидении состоялась премьера фильма «Собачье сердце» (режиссёр В В Бортко) Резонанс фильм вызвал просто небывалый Всеобщий интерес вызвал также телесериал «Мастер и Маргарита», снятый В В Бортко, премьера которого состоялась в 2005 г До этого попытки экранизировать роман предпринимались неоднократно как в СССР, так и за рубежом, но именно эту экранизацию, пожалуй, можно признать наиболее удачной. Фильм получил несколько престижных наград

— Земной путь одного из удивительнейших писателей XX в. закончен. Но началась другая жизнь Булгакова — в его творениях, которые принадлежат вечности

Жанр и композиция романа

— Что мы вспоминаем, когда слышим имя «Михаил Булгаков»? Конечно же, «Мастера и Маргариту» Почему? Ответ прост: здесь поднят вопрос о вечных ценностях — добре и зле, жизни и смерти, духовности и бездуховности. Это сатирический роман, роман о сущности искусства, судьбе художника И всё-таки, в первую очередь, это роман о настоящей, верной, вечной любви. «Образцом следования нравственной заповеди любви является в романе Маргарита. Это единственный персонаж, не имеющий двойника в мифологическом сюжете повествования тем самым Булгаков подчёркивает неповторимость Маргариты и владеющего ею чувства, доходящего до полного самопожертвования. С образом Маргариты связана излюбленная булгаковская тема любви к семейному очагу Комната мастера в доме застройщика с неизменной для художественного мира Булгакова настольной лампой, книгами и печкой становится ещё уютнее после появления здесь Маргариты — музы мастера.» (В. В. Агеносов)

«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык. За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!» Сегодня на уроке речь пойдёт о любви и о той, которая вдохновляла Мастера, помогала творить. Имя её — Маргарита.

— По справедливому замечанию литературоведа В. И. Тюпы, «заглавие художественного текста (как и эпиграф, если таковой имеется) представляет собой один из существеннейших элементов композиции со своей поэтикой», «заглавие — это имя произведения.» Название булгаковского романа напоминает нам о знаменитых в мировой литературе «Ромео и Джульетте», «Тристане и Изольде», «дафнисе и Хлое». Название романа М А Булгакова создано по той же модели, и оно активизирует схему «Он и Она». Такое традиционное название сразу же предупреждает читателя, что любовная линия — центральная Причём «память» названия и текстов-предшественников нам подсказывает (скорее, на подсознательном уровне), что, очевидно, это повествование будет носить трагический характер, как то уже и было в истории мировой литературы. Вспомним, например, финальные строки «Ромео и Джульетты»: «Но нет печальней повести на свете, Чем повесть о Ромео и Джульетте.» Видимо, поэтичной, романтичной и вместе с тем трагичной должна быть и история, которая последует за названием романа Надо думать, это будет история о новых Ромео и Джульетте в новом — XX в. Название романа, таким образом, уже сразу заявляет тему любви — одну из главных для М А Булгакова Причём тема любви, и об этом тоже предупреждает название, здесь связана с другой темой — темой творчества Мастер (в тексте романа это слово пишется со строчной буквы) — это безымянное имя, имя-обобщение, означающее «творец, в высочайшей степени профессионал своего дела» Мастер — самое первое слово романа, им открывается произведение в целом, и открывается оно темой творчества

ОН ОНА

Почему Булгаков отказал мастеру в свете, а дал покой? Свет получают борцы, сильные личности, а мастер слаб. Он не в состоянии бороться за свою любовь, за свой роман, поэтому заслуживает покой За него просит Иешуа, считая, что мастер не достоин света Маргарита же своей любовью помогает мастеру обрести то, что он заслужил Но награда герою здесь не свет, а покой, и в царстве покоя, в последнем приюте у Воланда или, точнее, на границе двух миров — света и тьмы — Маргарита становится поводырём и хранителем своего возлюбленного: «Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро А прогнать меня ты уже не сумеешь Беречь твой сон буду я» Так говорила Маргарита, идя с мастером по направлению к вечному их дому, и мастеру казалось, что слова Маргариты струятся так же, как струился и шептал оставленный позади ручей, и память мастера, беспокойная, исколотая иглами память, стала потухать»

— Главные герои романа — мастер и Маргарита — живут в атмосфере какой-то пустоты и серости, из которой оба ищут выход Этим выходом для мастера стало творчество, а затем для них обоих им стала любовь Согласитесь, таких героев не знала русская литература Роман Булгакова рождает чувство торжества справедливости и веру в то, что всегда будут люди, стоящие выше пошлости и безнравственности, люди, несущие добро и истину в наш мир Такие люди превыше всего ставят любовь, обладающую огромной и прекрасной силой И фантазия автора не разрушает мысли о реальности и силе любви Значит, автор не преувеличивал, когда обещал: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? За мной, мой читатель, и я покажу тебе такую любовь!»

«С образом Маргариты в романе связан и мотив милосердия. Подчеркнём, что мотив милосердия и любви в образе Маргариты решен иначе, чем в гётевской поэме, где перед силой любви “сдалась природа сатаны. он не снёс её укола. Милосердие побороло”, и Фауст был отпущен в свет. У Булгакова милосердие к Фриде проявляет Маргарита, а не сам Воланд любовь никак не влияет на природу сатаны, ибо на самом деле судьба гениального мастера предопределена Воландом заранее Замысел сатаны совпадает с тем, чем просит наградить мастера Иешуа, и Маргарита здесь — часть этой награды.» (Б. В. Соколов)

 

Тема. М А Булгаков

— В жизни каждого талантливого человека есть вехи, которые определяют его судьбу Возможно, сегодняшнее знакомство с Булгаковым заинтересует присутствующих на уроке его судьбой, личностью, творчеством; заставит по-другому взглянуть на некоторые произведения писателя и оценить их. Булгаков-писатель и Булгаков-человек до сих пор во многом — загадка. Неясны его политические взгляды, отношение к религии, эстетическая программа Его жизнь состояла как бы из трёх частей, каждая из которых чем-то примечательна. До 1919 г. он врач, только изредка пробующий себя в литературе. В 1920-е гг. Булгаков — уже профессиональный писатель и драматург, зарабатывающий на жизнь литературным трудом и осенённый громкой, но скандальной славой «Дней Турбиных» Наконец, в 1930-е гг. Михаил Афанасьевич — театральный служащий, поскольку существовать на публикации прозы и постановки пьес уже не может — не дают (в это время он пишет свой главный шедевр — «Мастера и Маргариту») Булгаковский герой Воланд, обращаясь к мастеру, заметил: «Ваш роман вам принесёт ещё сюрпризы» Так произошло и с книгами самого Булгакова Теперь, говоря о произведениях, созданных в 20-30-е гг. XX в., мы обязательно вспоминаем «Белую гвардию», «Собачье сердце», «Мастера и Маргариту»

— Детство и юность Булгакова прошли в Киеве — духовной колыбели писателя, изначально определившей тему и атмосферу многих его произведений. В творчество Булгакова Киев войдёт как Город (роман «Белая гвардия») и станет не просто местом действия, но воплощением сокровенного чувства семьи, родины, России (очерк «Киев-город», 1923). Самым притягательным местом на земле для Михаила Афанасьевича Булгакова остался этот город — город, где он родился, «мать городов русских», где сошлись воедино Украина и Россия Булгаков связан с Киевом кровно Он родился в этом городе весной, когда зацветают каштаны, буйствует сирень, пахнут цветы абрикосовых деревьев Красота киевской природы и сам Киев навсегда отложились в памяти писателя Он любил Киев до конца своих дней, о нём он вспоминал в Москве, уже будучи смертельно больным Он пишет о Киеве в «Белой гвардии»: «И было садов в городе Киеве так много, как ни в одном городе мира Они раскинулись повсюду огромными пятнами, с аллеями, каштанами, оврагами, клёнами и липами» «А Киев! — тоскует в Константинополе, вспоминая о Городе, генерал Чарнота — Эх, Киев! — город, красота! Вот так Лавра пылает на горах А Днепро, Днепро! Неописуемый воздух, неописуемый свет!» Это из «Бега» Даже в последнем романе, в «Мастере и Маргарите», прорываются строки о Киеве: «Весенние разливы Днепра, когда, затопляя острова на низком берегу, вода сливалась с горизонтом, потрясающий по красоте вид, что открывался от подножия памятника князю Владимиру Солнечные пятна, играющие весной на кирпичных дорожках Владимирской горки». «Киев — город прекрасный, счастливый,— утверждал Булгаков даже после разрушительной гражданской войны — Сейчас в нём великая усталость после страшных громыхающих лет Но трепет новой жизни я слышу Его отстроят, опять закипят его улицы, и станет над рекой, которую Гоголь любил, опять царственный город!» Вот в этом царственном городе в дружной семье Булгаковых родился первенец, которого нарекли Михаилом

дата События жизни писателя
3 (15).05.1891 Родился М. А. Булгаков в Киеве в семье профессора Духовной академии Афанасия Ивановича и Варвары Михайловны. Большая многодетная семья (7 детей) навсегда останется для него миром тепла и уюта, интеллигентного быта с музыкой, чтением вслух, домашними спектаклями
  Умирает отец от склероза почек. Забота о воспитании детей целиком легла на плечи Варвары Михайловны, но, как ни было это сложно, она «сумела. дать радостное детство»
1911-1916 Булгаков учился на медицинском факультете Киевского университета
1916-1918 Работа врачом в тыловых и фронтовых госпиталях, в сельской больнице в Смоленской губернии. Отзвук этих лет — в книге «Записки юного врача»
1918-1920 Гражданская война застала в Киеве. Был свидетелем смен власти. Лично пережил 14 переворотов. Был мобилизован как врач в армию Деникина и отправлен на Северный Кавказ. Из-за тифа остался во Владикавказе, когда белые отступили. Сотрудничал с большевиками: работал в подотделе искусства, читал лекции о Пушкине, Чехове, писал пьесы для местного театра
  Начал печататься. Уезжает в Москву, осознав, что он литератор. Фельетон «Неделя просвещения»
1922-1923 Фельетоны и рассказы печатают в газетах и журналах, фрагменты повести «Записки на манжетах»
1923-1925 Работает в газетах «Гудок», «Накануне». Сотрудничает со многими газетами Работа в газете выматывала его. Собственным творчеством занимался по ночам. «Белая гвардия», сатирические повести «Роковые яйца», «Дьяволиада», «Собачье сердце» (опубликовано в 1987 г), роман «Белая гвардия» (опубликован в 1966 г)
  МХАТ поставил пьесу «Дни Турбиных», написанную по мотивам «Белой гвардии». Спектакль имел шумный успех, но и неприятностей принёс много: спектакль то запрещали, то вновь разрешали
  В театре Вахтангова была поставлена пьеса «Зойкина квартира», но вскоре снята. Не разрешили к постановке пьесу «Бег». Вокруг Булгакова создавалась атмосфера травли
  Пьесы были сняты повсюду. Булгакова не печатали. Он дошёл до глубокого отчаяния. Искал любую работу, но его не брали. Думал о самоубийстве. Начал работу над новым романом «Мастер и Маргарита»
28.03.1930 Обратился с письмом к Советскому правительству
18.04.1930 Сталин позвонил Булгакову и предложил работу во МХАТе
1930-е Булгаков работает режиссёром. Пишет инсценировки («Война и мир», «Мёртвые души»), либретто опер, киносценарий по «Ревизору», для горьковской серии «ЖЗЛ» пишет биографию Ж. -Б. Мольера, работает над главным произведением своей жизни — романом «Мастер и Маргарита». Ни одно произведение Булгакова не печатают. Заболел, начал терять зрение Пьесы «Адам и Ева», «Иван Васильевич», «Последние дни», «Театральный роман», «Кабала святош»
10.03.1940 М. А. Булгаков умер. Похоронен на Новодевичьем кладбище

— Произведения М. А. Булгакова всегда вызывали большой интерес кинематографистов. В 1970 г. режиссёрами А. А. Аловым и В. Н. Наумовым был поставлен фильм «Бег» по одноимённой пьесе писателя об отступлении белых армий в Крым, эмиграции и ностальгии по навсегда ушедшему прошлому В 1976 г. В. П. Басов снял фильм «Дни Турбиных» по одноимённой пьесе Булгакова и роману «Белая гвардия» Оба фильма довольно часто демонстрируют по телевидению

По сатирической комедии «Иван Васильевич» Л И Гайдай поставил комедию «Иван Васильевич меняет профессию» Пьеса М А Булгакова написана в 1935 г. и отображает быт 1930-х гг., в то время как фильм был снят в 1973 г. В сценарий были внесены некоторые изменения, отображающие реалии того времени К примеру, патефон, упоминавшийся в пьесе, был заменён на магнитофон, коверкотовое пальто — на замшевую куртку, а в самой машине времени

используются транзисторы Музыку к фильму написал композитор А С Зацепин. Спустя год после первой (журнальной) публикации в 1988 г. на телевидении состоялась премьера фильма «Собачье сердце» (режиссёр В В Бортко) Резонанс фильм вызвал просто небывалый Всеобщий интерес вызвал также телесериал «Мастер и Маргарита», снятый В В Бортко, премьера которого состоялась в 2005 г До этого попытки экранизировать роман предпринимались неоднократно как в СССР, так и за рубежом, но именно эту экранизацию, пожалуй, можно признать наиболее удачной. Фильм получил несколько престижных наград

— Земной путь одного из удивительнейших писателей XX в. закончен. Но началась другая жизнь Булгакова — в его творениях, которые принадлежат вечности

Тема. М. А. Булгаков. История создания, проблемы, жанр, композиция романа «Мастер и Маргарита» Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами. Москва и москвичи Воланд и его свита

— Древняя Иудея Понтий Пилат говорит с бродячим философом О чём они беседуют? Как меняется отношение жестокого прокуратора к арестованному возмутителю спокойствия в Ершалаиме? Что удивительного происходит с палачом по отношению к жертве?

Этот разговор состоялся в начале нашей эры Но почему мы с неослабевающим волнением и неподдельным интересом следим за диалогом двух людей? Наверное, потому, что они говорят о вечных проблемах человечества, поднимают вневременные вопросы Недаром Понтий Пилат почти 2000 лет томится в одиночестве, наказанный памятью человечества. 12 тысяч лун он мечтает договорить с Иешуа, арестованным бродячим философом. За 12 тысяч месяцев он так и не нашёл ответа на вопрос, который мучает его: что такое истина? Сегодня на уроке мы попробуем найти ответ на этот вопрос, приоткрыв дверь в роман михаила Булгакова «мастер и маргарита».

— Роман «Мастер и Маргарита» не был напечатан при жизни автора. Современники вспоминают, что во время чтения романа Булгаков высказывал желание подать его на рассмотрение, однако в ту пору всем окружавшим писателя его намерение казалось фантастичным и даже опасным, да и сам разговор об этом мог быть просто проверкой реакции знакомых и близких людей.

Перед самой смертью писатель почти потерял речь, понимали его лишь самые близкие люди. Однажды, когда он был особенно неспокоен, Елена Сергеевна (жена писателя) наугад спросила: «Мастер и Маргарита?». Он, страшно обрадованный, сделал знак головой, что «да, это». И выдавил из себя два слова: «Чтобы знали, чтобы знали» именно тогда Е С Булгакова поклялась мужу издать роман. В её дневнике с 6 на 7 марта записано: «Я сказала ему наугад...— Я даю тебе честное слово, что перепишу роман, что я подам его, тебя будут печатать.»

Своё обещание она выполнила: роман был перепечатан ею на машинке с учётом предсмертной правки в том же 1940-м — в год смерти Булгакова, и позже — в 1963 г.

Итак, 30-е гг. XX в. — время массовых репрессий, эпоха, когда любое проявление свободы мысли и слова жестоко каралось. Но именно тогда М. А. Булгаков начал работать над главным произведением своей жизни. Какова же история создания этого романа? Об этом вы узнаете из рассказа ваших одноклассников ваша задача — прослушать сообщения, выделить главное и записать тезисы в тетрадь

— В 1928-1929 гг., в один из самых тяжёлых периодов своей жизни М. А. Булгаков почти одновременно приступает к созданию трёх произведений: романа о дьяволе, пьесы под названием «Кабала святош» и комедии, которая вскоре будет уничтожена вместе с начатым романом Более всего писателя волновал вопрос: что же происходит в России, переживающей «великую социальную революцию», и что ожидает её в будущем? Причём в первую очередь его как истинного художника волновал вопрос о нравственном, духовном состоянии народа

Первые редакции романа были написаны в 1928-1929 гг. и, как известно, сожжены автором. В письме правительству СССР от 28 марта 1930 года он пишет: «Погибли не только мои прошлые произведения, но и настоящие и все будущие. И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе.» Сохранились лишь две тетради черновиков и наброски отдельных глав Булгаков мучительно искал название для своего романа, неоднократно менял одно на другое на полях его рукописей сохранились такие варианты названий, как «Гастроль.», «Сын.», «Жонглёр с копытом», «Копыто инженера», «Копыто консультанта», «Он явился» и др. Однако чаще всего встречается «чёрный маг»

В 1930-1931 гг. писатель пытается возобновить работу над романом, но сильное физическое и психическое переутомление мешает ему. В письме Сталину от 30 мая 1931 года Булгаков объяснял своё состояние: «С конца 1930 г. я хвораю тяжёлой формой неврастении с припадками страха и предсердечной тоски, и в настоящее время я прикончен Во мне есть замыслы, но физических сил нет, условий, нужных для выполнения работы, нет никаких Причина болезни моей мне отчётливо известна: на широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру нелепый совет Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он всё равно не похож на пуделя

Со мной поступили, как с волком, и несколько лет гнали меня по правилам литературной садки в огороженном дворе. Причина моей болезни — многолетняя затравленность, а затем молчание»

Осенью 1932 г. М. А. Булгаков вновь возвращается к своему замыслу, и теперь уже окончательно В роман вводятся новые герои: сначала Маргарита, затем Мастер Появление в романе образа Маргариты, а вместе с ним темы великой и вечной любви, многие исследователи творчества Булгакова связывают с его женитьбой на Елене Сергеевне Шиловской. Позднее в статье «О пьесе “Бег” и её авторе» она скажет об их знакомстве и предначертанности их соединения: «Это была судьба».

В 1933-1934 гг. без всякой надежды увидеть свой роман напечатанным Булгаков интенсивно работает над рукописью: делает «разметку глав романа», затем «окончательную разметку глав романа» Работа над третьей редакцией в основном завершилась к октябрю 1934 г. Видимо, тогда же писатель осознал всю грандиозность своего творения, потому что 30 октября он начинает работу с заклинания: «Дописать раньше, чем умереть». К 1936 г., после восьми лет работы над романом, Булгаков подготовил шестую полную черновую редакцию Переработка текста продолжалась и в дальнейшем: писатель вносил дополнения, изменения, менял композицию, названия глав. В 1937 г. структура романа окончательно сложилась, тогда же появилось название «Мастер и Маргарита» К 22-23 мая 1938 года Булгаков впервые полностью переписывает роман с установившейся последовательностью глав и начинает диктовать его на машинку, по ходу внося стилистическую правку Правка романа идёт с небольшими перерывами до последних дней жизни писателя Правки в текст вносились рукой Елены Сергеевны Булгаковой, но порой, даже перед самой кончиной, почти ослепший, писатель брал в руки карандаш и сам правил текст

10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. Смыслом жизни его жены стала публикация романа Она сама перепечатала роман дважды в 1940-м и в 1963 г. и была его первым редактором.

Судьба романа, созданного мастером,— это в какой-то мере и судьба романа М. А. Булгакова, который свой творческий долг видел в том, чтобы возвратить человеку веру в высокие идеалы, в добро и справедливость, призвать его к неутомимому поиску истины Роман о всепобеждающей силе любви и творчества всё-таки пробился к читателю, как бы подтверждая сокровенную мысль Булгакова: «Рукописи не горят!»

Если сравнить евангельские сюжеты с булгаковским повествованием, то выявляется немало различий:

1) возраст: 33 года Иисусу и 27 лет Иешуа;

2) происхождение: Иешуа не помнит своих родителей, ему говорили, что отец его был сириец;

3) Иешуа не Бог, царь, сын Божий, а нищий, бродячий философ;

4) у Иешуа нет учеников, как у Иисуса Христа, а только Левий Матвей, неточно и невнятно записывающий некоторые мысли учителя;

5) отсутствие популярности в народе: Иешуа, когда он вошёл в город, никто не знал; Иисуса встречали восторженно, так как он совершил уже своё чудо — воскресил Лазаря;

6) ещё одно существенное различие: если сюжет Евангелий определяется событиями жизни Иисуса Христа, то у Булгакова главной личностью «ершалаимских» глав является Понтий Пилат. И писателя интересует прежде всего поведение этого человека, его поступки, их нравственный смысл

— Проблематика романа. В основе романа — осмысление устоев общества 1930-х гг. XX в. двадцатого века, попытка разобраться в противоречивом времени: человек и истина; человек и власть; художник и общество.

Особенности жанра и композиции. Жанр определён М. А. Булгаковым как фантастический роман В нём четыре сюжетные линии: философская (Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри); любовная (Мастер и Маргарита); мистическая (Воланд и его свита); сатирическая (Москва и москвичи).

Композиция: роман в романе; переплетаются два пласта времени (библейский (I век н. э.) и современный Булгакову (30-е гг. XX в.).

В романе Булгакова в сатирической форме нашла отражение реальная жизнь страны в 30-е гг XX в, но «Мастер и Маргарита» — роман многоплановый, необычный и в рамки традиционных или фантастических романов не укладывается


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.