Инновационные программы вузов — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Инновационные программы вузов

2017-05-22 309
Инновационные программы вузов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Поддержка инновационных образовательных программ вузов

Государственная поддержка учреждений высшего профессионального образования является направлением приоритетного национального проекта "Образование", направленным на ускоренную модернизацию высшей школы, внедрение качественно усовершенствованных образовательных программ, интеграцию образования и науки, а также формирование новых финансовых и управленческих механизмов в российских вузах.

Поддержка высших учебных заведений осуществляется на конкурсной основе. В открытом творческом конкурсе могут участвовать российские вузы, представляющие свои инновационные образовательные программы, реализация и внедрение которых рассчитаны на два года.

Высшие учебные заведения, инновационные образовательные программы которых побеждают в конкурсе, получают государственную поддержку из федерального бюджета в объёме от 200 до 1000 млн. рублей. Объём финансирования из федерального бюджета составляет 5 млрд. рублей в 2006 году, 15 млрд. рублей в 2007 году и 20 млрд. рублей в 2008 году.

Инновационные образовательные программы должны предусматривать:

· введение в образовательную практику новых и качественно усовершенствованных образовательных программ;

· применение новых, в т.ч. информационных, образовательных технологий, внедрение прогрессивных форм организации образовательного процесса и активных методов обучения, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню;

· высокое качество обучения, обеспечиваемое в рамках современных систем управления качеством;

· интеграцию образования, науки и инновационной деятельности;

· формирование у выпускников профессиональных компетенций, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке труда.

Победителям конкурса оказывается государственная поддержка посредством предоставления субсидий. Субсидии выделяются для приобретения лабораторного оборудования, разработки и приобретения программного и методического обеспечения, модернизации материально-технической учебной базы, повышения квалификации и профессиональной переподготовки научно-педагогического и другого персонала вуза.

В конкурсной комиссии по отбору инновационных образовательных программ вузов в равной степени представлены бизнес, научное сообщество и государственные органы. В ходе проведения конкурса все члены конкурсной комиссии имеют возможность знакомиться со всеми заявками участников конкурса. Кроме того, на итоговых заседаниях каждый член конкурсной комиссии представляет собственный анализ закреплённой за ним заявки вуза-финалиста.

Поданные на конкурс заявки проходят экспертизу специально привлечёнными сторонними экспертами. Экспертиза предлагаемых проектов осуществляется по двум основным критериям: анализ качества представленной вузом инновационной образовательной программы и оценка состояния инновационного потенциала высшего учебного заведения.

Первый конкурс инновационных образовательных программ высших учебных заведений состоялся в апреле-мае 2006 года. Двести вузов, представляющих все федеральные округа, подали заявки на участие в конкурсе (3 заявки были отклонены по формальным причинам). На заседании конкурсной комиссии 15 мая были определены финалисты конкурса - 28 инновационных образовательных программ. На основе детального анализа конкурсных заявок финалистов в ходе тайного голосования члены конкурсной комиссии выбрали 17 высших учебных заведений, представляющие классические, технические и экономические университеты, медицинские и сельскохозяйственные вузы. Победители конкурса получили поддержку из средств госбюджета в объёме 10 млрд. рублей на реализацию своих инновационных образовательных программ в 2006-2007 годах.

Второй конкурс инновационных образовательных программ вузов был объявлен 1 декабря 2006 года и проходил в январе-феврале 2007 года. В новом конкурсе могли принять участие все вузы, не участвовавшие или не победившие в первом конкурсе. Общий объём финансовых средств из федерального бюджета на реализацию программ победителей второго конкурса, составляет 20 млрд. рублей в 2007-2008 годах. На конкурс было подано 267 заявок высших учебных заведений (16 заявок были отклонены по формальным основаниям). В конкурсе принимали участие высшие учебные заведения 13 типов из всех федеральных округов. На заседании конкурсной комиссии 20 февраля были определены финалисты конкурса - 71 вуз. На основе детального анализа конкурсных заявок финалистов в ходе тайного голосования были определены 40 инновационных образовательных программ вузов, которые получают поддержку из федерального бюджета.

В настоящее время 57 инновационных образовательных программ российских вузов получают поддержку из федерального бюджета. Благодаря реализации данного направления нацпроекта "Образование", в 2006 году была проведена существенная модернизация более 300 лабораторий во всех 17 вузах-победителях первого конкурса, около 2000 преподавателей приняли участие в программах повышения квалификации и стажировках, было закуплено уникальное оборудование, в т.ч. Суперкомпьютер (Томский государственный университет), оборудование для виртуальной лаборатории клинический практики (Московская медицинская академия), запущен многофункциональный нано-технологический комплекс "Нанофаб-5" (Московский государственный институт электронной техники), оборудованы 3 полигона для проведения полевых практик (Санкт-Петербургский государственный горный институт), создан Центр компетенции в области высокопроизводительных вычислений (Нижегородский государственный университет) и др. Кроме того, дополнительно к 5 млрд. рублей средств федерального бюджета вузами было привлечено 1,4 млрд. рублей в качестве софинансирования, большая часть которых была направлена на модернизацию материально-технической учебной базы вузов.

 

2.5 Государственная поддержка учреждений начального и среднего профессионального образования

С 2007 года в приоритетный национальный проект "Образование" включено новое направление "О мерах государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования".

Стратегической задачей данного направления нацпроекта выступает преодоление отставания в структуре, объёмах и качестве подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена от требований конкурентоспособных предприятий различных отраслей новой экономики, в том числе для решения актуальных задач приоритетных национальных проектов "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", "Развитие агропромышленного комплекса", "Здоровье", "Образование".

Конкурсный отбор проводится с целью оказания учебным заведениям государственной поддержки посредством предоставления им субсидий из федерального бюджета в объёме от 20 до 30 млн. рублей на реализацию их инновационных образовательных программ. При отборе образовательных учреждений одним из важнейших факторов являлась поддержка средствами работодателей подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств. Условием участия учреждений НПО/СПО в конкурсе выступает софинансирование их образовательных программ за счёт средств работодателей, бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств образовательного учреждения.

На участие в первом конкурсе было подано 266 заявок, в том числе 162 - от учреждений среднего профессионального образования, 104 - от учреждений начального профессионального образования. Конкурсной комиссией по формальным признакам было отклонено 55 заявок. Кроме того, Калининградский технический колледж попросил снять свою заявку с участия в конкурсе в связи с невозможностью софинансирования. Таким образом, к участию в конкурсе было допущено 210 заявок.

11 мая 2007 года по итогам представления экспертиз заявок участников конкурса, конкурсная комиссия путём тайного голосования определила 76 инновационных образовательных программ, которые получат финансирование из федерального бюджета в общем объёме 1,8 млрд. рублей. В числе победителей 45 учреждений среднего профессионального образования и 31 учреждение начального профессионального образования, расположенных в 40 субъектах Российской Федерации всех федеральных округов.

Инновационные школы

Конкурс инновационных образовательных программ общеобразовательных учреждений проводится в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Данное направление нацпроекта предусматривает ежегодное оказание государственной поддержки 3&nbsp000 общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, по 1 млн. руб. каждому. Государственная поддержка осуществляется из средств федерального бюджета в объёме 3 млрд. рублей.

Средства государственной поддержки направляются на приобретение лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, модернизацию материально-технической учебной базы, повышение квалификации и переподготовки педагогических работников общеобразовательных учреждений.

Конкурсный отбор проводится во всех субъектах Российской Федерации специально созданными конкурсными комиссиями при участии родителей, ассоциаций выпускников, профессиональных объединений работодателей, журналистов, экспертов по вопросам общего образования, советов ректоров вузов, руководителей учреждений начального и среднего профессионального образования, профсоюзной организации работников народного образования и науки и других общественных организаций.

Списки учреждений - победителей региональных конкурсов не позднее 15 июня должны быть направлены в Минобрнауки России, издающего приказ об учреждениях - победителях, которым предоставляется государственная поддержка на реализацию программ развития. Победители конкурса также награждаются Дипломами Министерства образования и науки Российской Федерации.

В 2006 году государственная поддержка по итогам конкурсного отбора оказана 3 тыс. общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, внедряющих инновационные образовательные программы в объёме 3,0 млрд. рублей. Объём средств софинансирования субъекты определяли самостоятельно. Предусмотренные средства федерального бюджета были направлены в субъекты Российской Федерации в полном объёме в июне-июле 2006 года. В соответствии со ст. 52, п. 3 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" средства, не освоенные в 2006 году школами-победителями в 25 субъектах Российской Федерации, перенесены на эти же цели в 2007 году.

В 2007 году государственная поддержка на конкурсной основе была оказана 3 тысячам общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, в объёме 3,0 млрд. руб. В конкурсе 2007 года могли принять участие общеобразовательные учреждения, не участвовавшие или не победившие в первом конкурсе. В мае-июле 2007 г. направлены в субъекты Российской Федерации субсидии в объеме 3,0 млрд. руб., что составляет 100 процентов годового объёма средств.

Таким образом, в 2006-2007 годах государственная поддержка оказана 6 тысячам общеобразовательных учреждений (в том числе 161 общеобразовательное учреждение приняло участие в конкурсе и стало повторно победителем), внедряющих инновационные образовательные программы, в том числе часть школ-победителей 2006 года (161) стали победителями конкурса 2007 года вторично, что не противоречит Порядку и критериям конкурсного отбора общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, утвержденным приказом Минобрнауки России от 7 марта 2006 г. N 46. Общий объем государственной поддержки составил 6,0 млрд. рублей.

В результате реализации приоритетного национального проекта устранены замечания в уставах школ в 70 регионах; созданы органы школьного самоуправления в 45 регионах (примерно в 20 регионах уже были созданы ранее); оформлены лицевые счета школ в 40 регионах (ранее были лишь в 18-20 регионах); нормализована наполняемость классов в сельской местности (с 10 до 12 человек); снизился порог среднего возраста педагогов (от 12 процентов пенсионеров до 11 процентов); улучшилась материальная оснащенность школ.

Один из конкурсных критериев заключается в том, что школа, претендующая на государственную поддержку, должна стать ресурсным центром для других школ, организаций социальной сферы или местных жителей. Таким образом, в ходе конкурсного отбора поддержана практика создания опорных школ, предоставляющих доступное качественное образование возможно более широкому кругу граждан, школ, оказывающих методическую помощь педагогам из других учреждений, способствуя их профессиональному росту.

 

Таким образом, приоритетный национальный проект стал практическим инструментом запуска системных изменений в сфере образования.

Направления приоритетного национального проекта "Образование" образуют целостную мозаику, разные компоненты которой дополняют друг друга, с разных сторон направляя образовательную систему к единым целям, обеспечивая системные сдвиги. По мнению Министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко, "национальный проект - не разовая акция, возникшая потому только, что появились деньги и надо их потратить. Это логический шаг в развитии реформы образования. Если хотите, это катализатор тех системных изменений, которые давно назрели, готовность к которым наконец-то сформировалась в обществе, а теперь еще и ресурсно обеспечены"[7].

3. Реализация государственной образовательной политики России в 2007-начале 2008 г.

В прошедшем году Министерство образования и науки РФ за счет совершенствования нормативной базы и введения новых организационно-финансовых механизмов, в соответствии с приоритетами государственной политики, создало нормативную основу для решения большинства проблемных вопросов в сфере образования и науки.

Так, только в 2007 году разработано и принято свыше 20 законов, направленных на модернизацию сферы образования и науки.

Это позволило повысить качество общего образования и доступность высшего и среднего профессионального образования за счет введения единого государственного экзамена, приблизить высшее образование к потребностям рынка труда за счет введения уровней высшего профессионального образования, расширения участия работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, изменения структуры федерального государственного образовательного стандарта, внесения в него требований к условиям реализации основных образовательных программ.

Принятие поправок в законы о науке и образовании позволило полноценно использовать образовательный потенциал академической науки и обеспечить вовлечение молодежи в исследовательскую деятельность за счет усиления степени интеграции образования и науки, повысить эффективность деятельности государственных академий наук за счет большей экономической самостоятельности, дополнительных академических свобод и повышения ответственности за результаты их деятельности.

Принятые нормативные акты Правительства и Министерства позволили повысить требования к подготовке кадров высшей квалификации за счет усовершенствования системы государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров путем повышения транспарентности работы диссертационных советов, экспертных советов ВАК.

Однако за последнее десятилетие количество защит по так называемым модным гуманитарным специальностям увеличилось в разы. Благодаря принятым мерам удается упорядочить этот процесс. В частности, за 2007 год количество диссертационных советов уменьшилось вдвое, в первую очередь за счет советов именно по этим направлениям

Реализация системных изменений, заложенных в созданной нормативной базе, обеспечивалась за счет введения новых институтов в указанных сферах.

Реализация приоритетного национального проекта "Образование" позволила на практике начать переход на новые механизмы финансирования, обеспечивающие структурные и институциональные изменения, которых требует от системы образования инновационная экономика.

При этом средства на поддержку программ развития образовательных учреждений выделялись на конкурсной основе и были обусловлены как четко сформулированными обязательствами со стороны учреждений, так и значительным софинансированием со стороны заинтересованных партнеров.

Одним из таких примеров в рамках создания новых институтов образовательной деятельности является работа по поддержке на конкурсной основе региональных комплексных проектов модернизации образования. Эта работа началась в 2007 году, реализуя принцип партнерства регионов с федеральным центром.

Яркий пример эффективности партнерских отношений: к выделенным в 2007 году из федерального бюджета 4 млрд.рублей регионы добавили почти в 2 раза большую сумму, а в Краснодарском крае на 1 рубль федеральных средств приходится 7 рублей региональных[8].

Был сделан ряд практических шагов по продвижению принципов нормативного подушевого финансирования в образовании. Такой подход реализован при обеспечении школьников учебным оборудованием и автобусами, при поддержке классных руководителей, лучших школ и учителей, а также при распределении средств между регионами, внедряющими комплексные проекты модернизации образования.

Во всех этих проектах деньги выделялись пропорционально количеству учеников с учетом особенностей сельских школ.

Утвержденный Правительством Российской Федерации устав Российской академии наук существенно расширил ее права, позволив ей самой определять основные направления фундаментальных исследований по естественным, техническим, гуманитарным и общественным наукам, распоряжаться правами на объекты интеллектуальной собственности и другие результаты научно-технической деятельности. Министерством разработан и внесен в Правительство Российской Федерации проект Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008-2012 годы. При этом запланированный объем финансирования программы на 5 лет составляет более 250 млрд.рублей[9].

Кроме того, Российской академии наук предоставлено право самостоятельно определять численность работников и систему оплаты труда.

Министерством в течение всех четырех лет активно внедрялся метод программного финансирования науки с привлечением финансовых ресурсов заинтересованных партнеров со стороны бизнеса.

Эти подходы были опробованы в рамках ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы, и получили свое развитие в новой ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы", которая реализуется исключительно с использованием принципов государственно-частного партнерства, включая привлечение существенных средств из внебюджетных источников.

Проект подключения всех общеобразовательных учреждений к сети Интернет позволил существенно продвинуться в обеспечении доступности качественного образования школьникам вне зависимости от того, где они живут.

Это во многом перевернуло представления и школьников, и учителей о современных образовательных технологиях. Новое поколение учащихся предъявляет такие требования к образованию, выполнить которые способен только учитель, мастерски владеющий современными информационными и образовательными технологиями, формирующий в школе инновационную, проектную, исследовательскую среду, то есть именно ученики становятся главными инициаторами изменений в образовании.

Для обеспечения профессионального и карьерного роста граждан был начат в этом учебном году эксперимент по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования.

 

Помимо кредита на оплату образования введено понятие "сопутствующего кредита", обеспечивающего покрытие затрат на жилье, питание, транспорт во время учебы, что позволит повысить доступность качественного высшего профессионального образования, в том числе для малообеспеченных семей.

Безусловно, важнейшим принципом в нашей работе является ставка на лидеров, на формирование и развитие прорывных направлений.

Эти лидеры выявлены и поддержаны во всех направлениях в рамках национального проекта. Лучшие школы стали базовыми в своих регионах, в том числе в комплексных проектах модернизации образования. Поддержка начального и среднего профессионального образования с участием бизнес-партнеров позволила создать ресурсные центры.

В рамках приоритетного национального проекта начато формирование научно-образовательных комплексов на базе создаваемых федеральных университетов, которые должны обеспечить реализацию задач социально-экономического развития Южного и Сибирского федеральных округов.

Интеграционные процессы в образовании, науке и промышленности наиболее ярко проявились в вузах - победителях конкурсов инновационных проектов.

Важно отметить, что начатая практическая работа по созданию новых образовательных стандартов также возглавляется лидерами национального проекта.

Так, ведущими университетами России на конкурсной основе разработано 66 проектов федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения по уровням "бакалавриат", "магистратура".

Эффективность нашей политики в сфере образования и науки во многом зависит от правильного видения глобальных тенденций.

В 2007 году Министерство образования и науки РФ завершило разработку прогнозной потребности в кадрах с начальным, средним и высшим профессиональным образованием до 2015 года. Этот прогноз согласован с РСПП, Минздравсоцразвития и Минэкономразвития.

Благодаря увеличению финансирования сферы образования расходы федерального бюджета на одного студента выросли с 2004 года почти в три раза и составили 78 тыс. рублей в год.

В 2007 году впервые был разработан проект долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года, содержащий информацию о важнейших внешних и внутренних тенденциях, определяющих развитие мировой экономики; направления технологического развития мировой экономики; место Российской Федерации в мировом научно-технологическом пространстве; национальные приоритеты научно-технологического развития.

Касаясь международной политики России в сфере образования, можно сказать, что достигнутый уровень договорно-правовых отношений с зарубежными странами позволил обеспечить меры по расширению экспорта российских образовательных услуг, совершенствованию и развитию сети совместных образовательных учреждений и филиалов российских вузов за рубежом

Развитию экспорта образовательных услуг служат также последовательные усилия по подготовке международных соглашений о признании документов об образовании. Работа в этом направлении ведётся в рамках СНГ, ЕврАзЭС и ШОС, а также с рядом стран ближнего и дальнего зарубежья на двусторонней основе.

В целях последовательного укрепления позиций российских ученых в мировом научном сообществе предпринимаются усилия по обеспечению более активного участия научных коллективов в проектах 7-й Рамочной программы Евросоюза на 2006-2013 годы.

В течение 2007 года Министерством образования и науки РФ и научным директоратом Европейской комиссии были сформированы четыре рабочие группы по направлениям: нанотехнологии, науки о жизни, аграрное и пищевое и энергетика. По двум из них уже объявлены совместные конкурсы.

Возрастает объём международного сотрудничества, направленного на усиление позиций русского языка за рубежом, чему во многом способствовала инициатива Президента России В.В.Путина о провозглашении 2007 года Годом русского языка в мире. Вопросы преподавания и изучения русского языка стали составной частью программ двустороннего и многостороннего сотрудничества.

Итак, во второй половине десятилетия, как и было запланировано, в 2006-2010, действительно обозначились первые результаты модернизации образования:

¾ рост его ресурсообеспеченности в результате эффективного перенаправления сложившихся финансовых потоков;

¾ реальное повышение качества общего и профессионального образования, выход общеобразовательной школы на уровень современных требований и профессиональной школы на международный уровень; повышение экспорта образовательных услуг России (хотя и незначительно);

¾ снижение социальной напряженности в обществе, локализация очагов социального неблагополучия в виде детской беспризорности и преступности;

¾ на основе повышения заработной платы работников образования обеспечивается рост социального статуса и улучшение качественного состава педагогического корпуса, в частности, его омоложение;

¾ повышение конкурентноспособности и инвестиционной привлекательности профессионального образования в результате опережающего обновления материально-технической базы начального и среднего профессионального образования, их адаптации к рынкам труда.

Основные направления деятельности государства в сфере образования в 2008 году и на предстоящий период:

- создание в перспективе (в 2010 году) федерального нормативного акта, интегрирующего на новом качественном уровне все законодательство об образовании.

- в наступившем году будет продолжена реализация всех направлений приоритетного национального проекта "Образование". В частности, в полтора раза возрастет количество регионов, получающих поддержку на внедрение комплексных проектов модернизации образования. Наряду с введением новой системы оплаты труда учителей, переходом на нормативное подушевое финансирование школ и другими ключевыми направлениями, в рамках комплексных проектов в 2008 году будет отработана новая модель повышения квалификации работников образования, в первую очередь, руководителей. Только на эти цели в 2008 году предусмотрено 650 млн. рублей.

- Кроме того, с этого года в рамках приоритетного национального проекта будет реализовываться эксперимент по совершенствованию организации школьного питания.

В дальнейшем ряд ключевых направлений национального проекта лягут в основу государственных программ.

- В самое ближайшее время планируется перевести все учреждения общего образования на нормативное подушевое финансирование и одновременно начать введение нормативного финансирования в профессиональном образовании. К 2010 году планируется установить нормативы по всем профилям и направлениям подготовки.

В настоящее время Министерство завершает разработку федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России", целью которой является привлечение молодежи в сферу науки, образования, высоких технологий и закрепление ее в этой сфере. Начало реализации ФЦП планируется в 2009 году.

 

Одновременно готовится необходимая нормативная база для запуска в 2009 году не менее 50 проектов поддержки интеграции вузов и научных учреждений с реальной экономикой.

- В 2008 году будут продолжены работы по созданию федеральных университетов. С учетом этого опыта в последующие годы на конкурсной основе будет формироваться система научно-образовательных комплексов мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инвестиционных проектов.

- 2008 год - переходный для введения ЕГЭ в штатном режиме на всей территории Российской Федерации. Достижение определенных результатов по ЕГЭ должно стать как пропуском на бюджетное место в вузе, так и обусловливать саму возможность получения высшего образования.

- В 2008 году продолжатся работы и по созданию новых стандартов в профессиональном образовании. К 2009 году предстоит осуществить необходимые подготовительные работы по созданию национальной рамки квалификации и системы общественно-профессиональной сертификации.

- Предстоит создать нормативную базу для проведения оценки результативности деятельности научных организаций государственного сектора.

- Начнется реализация пилотного проекта по созданию научно-исследовательского центра на базе федерального государственного учреждения Российский научный центр "Курчатовский институт", направленного на отработку механизма деятельности НИЦ, как "центров превосходства" в научно-технической сфере по прорывным направлениям технологического развития.

- Министерство образования и науки нацелено на получение РФ статуса ассоциированного члена 7 Рамочной Программы ЕС в рамках интеграции отечественной науки в глобальные процессы научно-технологического развития, позволяющей получить доступ к европейским "технологическим платформам".

- Важнейшим направлением станет вовлечение в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, разработанных за счет средств федерального бюджета, отработка процедур передачи исполнителям прав на технологии, принадлежащие РФ и субъектам РФ, а также решение вопросов, связанных с передачей технологий гражданского назначения за рубеж. Соответствующие проекты нормативных правовых актов уже подготовлены и внесены в Правительство.

- Заканчивается разработка законопроектов, позволяющих бюджетным учреждениям в сфере науки и образования учреждать малые предприятия с целью внедрения результатов научно-технических разработок и разрешающие вносить в качестве вклада в уставный капитал указанных предприятий внебюджетные средства, имущество, а также исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.

Поэтому можно быть уверенными, что успешная реализация системных изменений в сфере образования, науки и инноваций позволят нашей стране стать лидером в "экономике знаний", сформировать эффективную национальную инновационную систему, развить человеческий потенциал нации.

Заключение

На основе изложенной информации можно констатировать, что главные задачи, стоящие перед системой образования по обеспечению запуска процесса модернизации образовательной отрасли, в основном решены.

Благодаря поддержке Президента Российской Федерации, всех органов законодательной и исполнительной власти Минобразованию России и органам управления образованием удалось осуществить ряд мер по восстановлению ответственности государства в сфере образования.

Произошло кардинальное изменение отношения всех государственных структур к проблемам образования. Намеченный Государственным советом Российской Федерации и нормативно закрепленный Концепцией модернизации российского образования курс на обновление образовательной отрасли успешно реализуется.

Положительно оценивая результаты выполнения указанной Концепции, следует подчеркнуть, что еще предстоит масштабная работа по развитию образования, которая требует мобилизации сил государства и общества.

Однако существуют и некоторые отрицательные стороны реализации образовательной политики.

Так, «существенным дефектом управления процессами развития образования в регионах Российской Федерации и отдельных муниципалитетах является неразработанность механизма оценки результатов осуществляемых преобразований. Отсутствует информация о результативности реализации государственной политики в области образования в разрезе субъектов Российской Федерации и отдельных муниципалитетов, не разработаны и не применяются индикаторы, ориентирующие деятельность органов управления образованием субъектов Российской Федерации и муниципалитетов на реализацию приоритетов государственной политики в области модернизации управления образованием»[10].

Действительно, подобная ситуация порождает отсутствие ответственности за результаты проводимой образовательной политики. Проблематичным оказывается решение задачи, поставленной в приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации: "В основу финансирования системы образования должен быть положен принцип "управление по результатам".

В связи с этим Национальным фондом подготовки кадров предлагаются индикаторы результативности деятельности органов управления образованием в регионах. Они отражают эффективность деятельности региональных и муниципальных органов управления образованием по обеспечению доступности качественного образования при эффективном использовании ресурсов.

Итак, Национальный проект "Образование" в образовательной политике России позволил заложить основы для эффективного развития этой сферы с учетом современных требований и реалий.

По словам министр науки и образования Андрея Фурсенко "в результате национального проекта заложены основы современной модели образования и интегрированного наукой и экономикой, и отработаны эффективные механизмы содействия программам социального развития"[11].

Список литературы:

1. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования Российской Федерации от 11.02.2002 г. №393.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р // Официальные документы в образовании. – 2002. - №4. – С. 3 – 31.

3. Образовательная политика России на современном этапе: Справка Госсовета России // Официальные документы в образовании. – 2002. - №2. – С. 2 – 50.

4. Сайт Министерства образования и науки РФ // http://www.mon.gov.ru/work/obr/prior/

5. Административный регламент по утверждению федеральных перечней учебников, утвержденный приказом Минобрнауки России N 5 от 11 января 2007 г.

6. Национальный проект «Образование» (Сайт Министерства образования и науки РФ // http://www.mon.gov.ru/pro/pnpo/)

7. Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации в 2007 году и задачи на 2008 год \\ Доклад Министра А.Фурсенко на заседании коллегии Министерства об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации в 2007 году и задачах на 2008 год. – М., 15 февраля 2008 г.

 

8. Методические рекомендации по использованию индикаторов эффективности деятельности органов управления образованием в регионах России по модернизации управления образованием в соответствии с приоритетами государственной политики в области образования //Проект «Реформа системы образования».

http://portal.ntf.ru/portal/page/portal/rso/about/about_project

9. Доклад Министра науки и образования А. Фурсенко на заседании Совета по национальным проектам// Пресс-центр Министерства образования и науки. Итар-Тасс 28.02.2008

10. Борисов, П.П. Компетентностно - деятельный подход и модернизация содержания общего образования // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003. - №1. – С.58-61.

11. Дахин А. Российское образование: модернизация или развитие? // Народное образование. – 2003. - №2. – С.113-120.

Яндекс.Директ

  Bonprix: тренды весны 2014Стильная и качественная одежда и обувь из Германии. Бесплатная доставка!Новинки сезона ·Женская мода·Скидки до −50%bonprix.ru

12. Звенигородская Г.П. Содержание образования в контексте идей модернизации // Управление в образовании. – 2003. - №1. – С.11-17.

<

Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.