Последовательность чтения сборочного чертежа — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Последовательность чтения сборочного чертежа



 

Рекомендуется следующая последовательность чтения чертежа:

– ознакомиться с содержанием основной надписи и установить наименование изделия, обозначения и масштаб;

– внимательно рассмотреть все изображения, имеющиеся на данном чертеже, т. е. выяснить, какие и с какой целью выполнены виды (основные, дополнительные и местные), разрезы, сечения, выносные элементы;

– ознакомиться со спецификацией и выяснить наименование каждой детали и материал, из которого она изготовлена. По номеру, указанному в спецификации или таблице, надо найти эту деталь на чертеже, с целью изучения ее геометрической формы. Так как номер позиции для каждой детали наносят на чертеже только один раз, то по нему можно найти только одно его изображение.

Для того чтобы понять деталь, необходимо внимательно рассмотреть все относящиеся к ней изображения. Затем, мысленно объединяя все эти изображения в одно целое, создать пространственный образ детали. Таким образом, надо рассмотреть все детали:

– ознакомиться с описанием изделия (при его наличии), так как это облегчает чтение чертежа;

– установить характер соединения деталей между собой. Для подвижных деталей следует установить возможность их перемещения при работе данного механизма.

Такой порядок чтения рекомендуется студентам и конструкторам, так как они должны научиться получать из чертежа необходимую для деталирования информацию.

Для выяснения формы и взаимодействия деталей по чертежу общего вида необходимо помнить правила составления чертежей общего вида и сборочных: учитывать проекционную связь изображений, правила выполнения простых и сложных разрезов, правила нанесения штриховки и т.д. Остановимся на некоторых из них.

1. Разрез на сборочном чертеже образуется как совокупность разрезов отдельных деталей. Каждая отдельная деталь может быть изображена разрезанной или нет в зависимости от ее собственной формы. Отыскать нужную деталь поможет правило выполнения штриховки: одна и та же деталь на всех изображениях штрихуется в одну и ту же сторону с одинаковой частотой штриховки.

В соответствии с ГОСТ 2.305-68 детали, не имеющие внутренних поверхностей, в продольном разрезе изображаются нерассеченными. Если такая деталь во всех продольных разрезах показана нерассеченной, а в поперечных заштрихована в одну и ту же сторону с одинаковой частотой штриховки, то деталь представляет собой одно целое (рис. 8.3). У некоторых деталей их отдельные составные элементы, например зубья зубчатых колес и реек, спицы шкивов и маховиков, тонкие стенки (ребра жесткости), показываются в разрезе нерассеченными, если секущая плоскость направлена вдоль этих элементов.



2. Характер соединения деталей между собой можно установить, зная условные изображения и обозначения разъемных и неразъемных соединений. В случае резьбового соединения необходимо помнить, что резьба на стержне закрывает собой резьбу в отверстии (см. рис. 8.3).

При разъеме болтовых, винтовых и шпилечных соединений следует помнить, в какой из соединяемых деталей будет отверстие с резьбой, а в какой без резьбы.

3. Для того, чтобы представить форму детали, надо зрительно обойти деталь по внешнему контуру, а затем – по внутреннему. При этом можно столкнуться с тем, что одна из деталей закрывает некоторые контурные линии другой детали. При чтении чертежа очень важно выявить такие линии.

 

Рис. 8.3. Чертеж общего вида

 

Пример чтения сборочного чертежа

 

Клапан напорный (см. рис. 8.3) применяется для получения требуемого давления масла в гидравлических системах металлорежущих станков.

Под давлением пружины 8 золотник 9 закрывает проход масла из полости высокого давления (в нижней части корпуса), сообщающейся с нагнетательным трубопроводом гидросистемы, в полость, расположенную в средней части корпуса, сообщающуюся с трубопроводом сливного резервуара.

Для создания сопротивления проникновению масла из одной полости в другую на поверхности золотника предусмотрены кольцевые пазы. Регулирование давления производится винтом 6. Для предупреждения просачивания масла через резьбовое соединение винта 6 предусмотрены медные прокладки 4. Крышки 2 и 10 могут устанавливаться в различные положения относительно корпуса 1.

На рисунке даны изображения: фронтальный разрез на месте главного вида; соединение половины вида сверху с половиной горизонтального разреза; соединение половины вида слева с половиной профильного разреза. На виде слева даны два местных разреза: один для указания соединения деталей 1 и 2 с помощью винтов 11, другой – для уточнения взаимной связи каналов деталей 1 и 10. С целью выяснения расположения винтов, скрепляющих детали 1 и 10, дан вид Б. Форма и размеры цилиндрических канавок, расположенных на поверхности золотника, пояснены с помощью выносного элемента I.



Ознакомление с деталью 1 следует начинать со спецификации, где указано ее наименование и количество. При выяснении геометрической формы корпуса следует рассмотреть все изображения, кроме выносного элемента. В разрезе А – А следует обратить внимание на расположение отверстий в плоскости, а на видах сверху и снизу – на расположение отверстий для присоединения деталей 2 и 10. В результате должно возникнуть полное представление о корпусе и о количестве изображений его на чертеже детали.

Переходим к изучению следующей детали – крышки 2. При выяснении формы этой детали надо рассмотреть ее изображения на фронтальном, профильном и местном разрезах, а также видах слева и сверху. В основном конструкция детали понятна при чтении фронтального разреза. По виду сверху можно понять форму наружной поверхности детали и расположение отверстий под винты для соединения крышки с корпусом. Геометрическую форму отверстий под винты можно узнать по местному разрезу, выполненному на виде слева.

Чтобы понять деталь 6, надо рассмотреть фронтальный и профильный разрезы. Эта деталь изготовлена точением, при обработке на станке занимает горизонтальное положение, которое принимается в качестве главного на рабочем чертеже.

Деталь 10 нужно читать так же, как деталь 2, но она расположена внизу, поэтому при чтении надо пользоваться не видом сверху, а видом Б. Так как на видах сверху и снизу изображение винта для соединения крышек с корпусом одинаковое, а из спецификации видно, что таких винтов восемь, то понятно, что отверстия под винты в верхней и нижней крышках будут одинаковыми.

Изображения деталей 7 и 9 следует найти самостоятельно.

После того как чертеж прочитан, можно приступать к деталированию.

 

Раздел 9 4. Деталирование

 

9.1. Общие рекомендации

 

Работа по деталированию включает в себя выполнение чертежей деталей с чертежа общего вида.

Прежде чем приступить к вычерчиванию детали, надо:

1) установить, какое изображение лучше принять в качестве главного и как его расположить на чертеже;

2) выбрать необходимое число изображений;

3) выбрать масштаб изображения;

4) выбрать формат чертежа и выполнить его планировку.

Ниже даются рекомендации по каждому пункту.

1. Главное изображение должно давать наиболее полное и ясное представление об изображении детали и должно соответствовать расположению изделия при выполнении основной операции технологического процесса, а для корпусных деталей – соответствовать их нормальному положению при эксплуатации:

– детали, имеющие форму тела вращения (валики, оси, втулки, пробки и др.), обычно изображают горизонтально, т.е. ось вращения располагают параллельно основной надписи чертежа (рис. 9.1, дет. 1, 2, 3; рис.9.2, дет. 6, 8, 9; рис. 9.3, дет. 11);

– корпуса и крышки обычно изготавливают литьем с последующей механической обработкой. Эти детали принято изображать таким образом, чтобы основная обработанная плоскость детали располагалась параллельно надписи. Такое положение детали обычно совпадает с рабочим положением в конструкции, причем основная плоскость служит базой для отсчета размеров. Чертеж с изображением детали в таком положении будет удобен для чтения модельщику, литейщику, разметчику (рис. 9.1, дет. 10);

– плоские детали, изготовленные из листового материала, располагают на чертеже таким образом, чтобы ось симметрии была или горизонтальной (рис.9.1, дет. 4; рис. 9.2, дет. 7), или вертикальной (рис. 9.1, дет. 5).

Из вышесказанного следует, что главное изображение точеных деталей и деталей из листового материала может выглядеть на рабочем чертеже иначе, чем на чертеже общего вида (см. рис. 9.2).

2. Количество изображений на чертеже должно быть наименьшим, но в то же время таким, чтобы полностью отобразить форму всех элементов детали. Любое лишнее изображение затруднит чтение чертежа. Количество изображений на рабочем чертеже, как правило, не совпадает с количеством изображений этой же самой детали на чертеже общего вида (см. рис. 8.3).

Рис. 9.1. Типы деталей, имеющих одно изображение на чертеже

 

Детали, ограниченные только поверхностями вращения, и детали, изготовленные из листового материала, вычерчивают в одном изображении, по которому можно (при наличии размерных чисел со знаком Ш) полностью представить форму детали, ограниченной поверхностями вращения (рис. 9.3,дет. 1, 2, 3). Для деталей из листового материала применяют знак S, показывающий толщину листа (рис. 9.1, дет. 5). Примеры деталей, для которых надо делать два и более изображений, приведены на рис. 9.2.

 

Рис. 9.2. Типы деталей, имеющих два изображения на чертеже

 

Рис. 9.3. Типы деталей, для которых требуется три и более изображений на чертеже

 

3. Масштаб для каждого чертежа детали устанавливается вне зависимости от масштаба сборочного чертежа. Не обязательно изображать все детали в одном масштабе. Мелкие детали следует увеличивать, а крупные и несложные – уменьшать, чтобы поле чертежа без размеров было использовано на 30…40 %. Масштабы увеличения и уменьшения указаны в ГОСТ 2.302-68.

4. Формат для чертежа детали выбирают в соответствии с ГОСТ 2.301-68. Размер формата зависит от сложности и габаритных размеров изображений.

 

Чертеж детали

 

По ГОСТ 2.102-68 чертеж детали – конструкторский документ, содержащий изображение детали и другие данные, необходимые для ее изготовления и контроля. Чертеж детали, который предстоит выполнить студенту, содержит:

– изображение детали;

– необходимые размеры;

– технические требования (на поле чертежа), в которых указаны различные данные, не изображаемые графически или при помощи условных обозначений, например: число зубьев и модуль зубчатого колеса, направление навивки и число витков пружины и др.

При построении изображений следует руководствоваться ГОСТ 2.305-68. Действительные размеры элементов деталей берутся с чертежа общего вида с учетом масштаба, указанного в основной надписи.

Вычерчивание каждого вида следует начинать с проведения осей симметрии, центровых линий для отверстий, положение которых всегда определяется нанесением размеров между их осями.

Изображение строят с учетом выбранного масштаба. Штриховку материалов в разрезах сечений наносят в соответствии с ГОСТ 2.306-68.

 

Нанесение размеров

 

Размеры наносят по ГОСТ 2.307-68. Рабочие чертежи должны содержать все размеры, необходимые для изготовления и контроля детали.

Для любой детали должно быть минимальным, но достаточным количество необходимых размеров, по которым можно определить величины всех ее элементов.

При простановке размеров деталей, представляющих сочетание геометрических тел, надо всегда учитывать минимальное количество размеров, определяющих каждое простое геометрическое тело, и их относительное расположение.

Несмотря на то, что отдельная деталь на рабочем чертеже изображается без взаимной связи с другими деталями, ее связь с ними находит отражение в размерах. При деталировании важно увязать размеры сопрягаемых элементов – сопряженные размеры. Размеры на сопрягаемые элементы детали должны быть согласованы с соответствующими элементами другой детали, находящейся во взаимодействии. Сопряженные размеры должны обеспечить нормальную работу механизма, возможность сборки и разборки, взаимозаменяемость.

На чертеже каждой детали должны быть проставлены все необходимые размеры, независимо от того, есть ли такие же размеры на чертежах сопряженных деталей или нет. Все размеры должны быть правильно ориентированы относительно основной надписи. Лишь после тщательной проверки и согласования отдельных чертежей между собой можно выполнять обводку.

 

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Богданов В.Н. и др. Справочное руководство по черчению. – М.:

Машиностроение, 1989. – 864 с.

2. Боголюбов С.К. Задания по деталированию. – М.: Машиностроение, 1989. – 296 с.

3. Лагерь А.И. Инженерная графика. – М.: Высшая школа, 2003. – 270 с.

4. Левицкий В.С. Машиностроительное черчение. – М.: Высшая школа, 1988. – 351 с.

5. Чекмарев А.А. Инженерная графика. – М.: Высшая школа, 2000. – 365 с.

6. Чекмарев А.А., Осипов В.К. Справочник по машиностроительному черчению. – М.: Высшая школа, 2002. – 493 с.

 






Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.01 с.