Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2017-05-22 | 339 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Термин «модуль» (от лат, modulus – мера) пришёл в педагогику из информатики, технология же модульного обучения зародилась в конце 60-х годов и быстро распространилась в зарубежной педагогике. В нашей школе модульное обучение стало применяться после исследований П.А.Юцявичене (Эстония) и П.И.Третьякова (Россия). В настоящее время это одна из наиболее применяемых технологий на уроках географии.
В классификации Г.К.Селевко технология модульного обучения представлена как вариант программированного обучения, а по доминирующему методу отнесена к группе репродуктивных технологий. Однако, исходя из того, что цикл модульного обучения может предполагать изучение учебного материала на разных уровнях его усвоения, то в таком варианте она может быть отнесена к группе творческих, развивающих технологий.
Основным элементом в познавательной деятельности учащихся является структурно-функциональный узел или модуль. Обучающий модуль – это логически завершённая часть содержания учебного предмета, в котором объединены учебное содержание и технология его усвоения учащимися.
Общее направление, цели, содержание и методику организации модульного обучения определяют следующие принципы: (по П.А.Юцявичене)
1. Принцип модульности. Данный принцип предполагает цельность и завершённость, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде блоков – модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде системы учебных элементов.
2. Принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов требует определения в пределах модуля логично завершённых познавательных блоков – учебных элементов модуля.
3. Принцип динамичности обеспечивает возможность изменения содержания учебного материала, вызванного прогрессирующим развитием и усложнением теоретических знаний. Данный принцип даёт возможность разрешить противоречие, заложенное в самом подходе к разработке содержания школьного образования, выражающееся в стремлении сохранить без особых изменений основы научных знаний по предмету, и в то же время обеспечить возможность познания учащимися современных направлений развития базовой науки.
|
4. Принцип деятельности в усвоении знаний и оперативности их применения предполагает обучение учащихся видам и рациональным способам познавательной деятельности. Реализация данного принципа даёт возможность осуществить практико-ориентированный подход при разработке содержания образования.
5. Принцип гибкости обеспечивает возможность коррекции содержательной части модуля с учётом уровня обучаемости учащихся и организации дифференцированного уровневого обучения.
6. Принцип осознанной перспективы. Реализуется самоосознанием учащимися промежуточных и конечных целей обучения. Самосознание целей возможно при условии предоставления учащимся модульной программы изучения курса, раздела, темы учебной программы или урока с определением комплексной дидактической цели ко всему школьному курсу географии, интегрированной цели к каждому обучающему модулю и частной дидактической цели к каждому учебному элементу модуля.
7. Принцип разносторонности методического консультирования реализуется:
- в процессе использования учителем разнообразных наглядных средств обучения, позволяющих ученику легче усваивать учебный материал;
- в обучении учащихся наиболее оптимальным, рациональным и эффективным методам и способам усвоения содержания учебного предмета (метазнаниям);
- в выборе учителем, в соответствии с содержанием учебного материала, организационных схем, методов, педагогических технологий и приёмов обучения.
|
8. Принцип паритетности (равенства) предусматривает деятельность учителя по активизации познавательной деятельности учащихся и их взаимодействия в учебном процессе. Учитель при этом выполняет, в основном, консультативно-координирующую функцию, а модульной программе передаётся некоторые функции управления процессом познания, которые могут трансформироваться в процесс самоуправления учащимися познавательной деятельностью по усвоению содержания изучаемого модуля.
К целям модульного обучения П.А.Юцявичене относит комфортный темп работы каждого обучаемого, определение им своих возможностей, гибкое построение содержания обучения, интеграцию различных его видов и форм и, как главную, достижение высокого уровня конечных результатов.
Основным структурным элементом технологии, как уже отмечалось, является учебный модуль, выступающий как средство и как программа обучения. Как средство обучения модуль представлен целевым планом действия, банком информации и методическим руководством.
Модульная программа включает:
- иерархию дидактических целей (комплексная, интегрированная и
частная);
- выяленение субъектного опыта учеников по содержанию изучаемого модуля;
- познавательную деятельность учащихся по усвоению заданного учебного содержания, которое может быть представлено на базовом, повышенном и углубленном уровне изучения;
- рациональные методы и приёмы познавательной деятельности учащихся, адаптированные по темпу и уровню усвоения учебного материала;
- аппарат контроля и оценки результатов познавательной деятельности учащихся.
Познавательная деятельность учащихся по выполнению программы соответствующего модуля должна быть обеспечена необходимым и достаточным блоком информации по изучаемой теме.
Рассмотрим систему действий учителя географии по разработке модульной программы.
1. Проработать содержание школьного курса, выделив модули третьего и четвёртого порядка при этом, что модули третьего порядка представлены темами курса, а модули четвёртого порядка – темами уроков.
2. Определить к модулям третьего порядка комплексные дидактические цели (КДЦ), а к модулям четвёртого порядка – интегрированные дидактические цели (ИДЦ).
3.В каждом модуле четвёртого порядка (урок) выделить модули пятого порядка (познавательные содержательные блоки или учебные элементы УЭ) и определить для каждого из них конкретные частные дидактические цели (ЧДЦ) – что должны знать и уметь учащиеся, изучив содержание познавательного блока (УЭ).
|
4. Разработать программу познавательных действий учащихся (класса, групп, отдельных учеников) по усвоению учебных элементов (УЭ) модуля (урока) и действий самого учителя по организации познавательной деятельности учащихся.
5. Разработать систему контроля и оценок познавательной деятельности учащихся по усвоению содержания учебных элементов (УЭ) модуля (урока).
6 Подобрать необходимые средства обучения с которыми должны работать учащиеся в процессе усвоения содержания учебных элементов модуля.
Модульная структура школьного курса географии представлена
следующими элементами:
- модулями первого порядка (М-1П) развёрнутыми в содержание всего школьного географического образования;
- модулями второго порядка (М-2П), представленные содержанием каждого школьного географического курса: начальным курсом географии, курсом географии материков и стран, курсом географии Беларуси и курсом общей географии;
- модулями третьего порядка (М-3П), представленные содержанием соответствующих тем того или иного школьного курса географии;
- модулями четвёртого порядка (М-4П), представленными содержанием тем уроков того или иного школьного курса географии;
- модулями пятого порядка (М-5П), представленными содержанием учебных элементов (УЭ) соответствующей темы урока.
Дидактическая значимость модульной технологии заключается в следующих позициях:
- вовлечение учащихся в активную самостоятельную познавательную деятельность;
- осуществление познавательной деятельности с дифференцированным по уровню усвоения содержанием школьного географического образования;
- реализуются познавательные самости ученика (самодеятельность, самопознание, самоконтроль, самоанализ, самокоррекция).
- осуществляется процесс саморазвития, самовыражения и самореализации ученика;
- меняется роль учителя в учебном процессе: от учителя, как носителя учебной информации, до учителя – организатора и координатора познавательной деятельности учащихся.
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!