Фгбоу ВПО «национальный государственный — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Фгбоу ВПО «национальный государственный

2017-05-22 938
Фгбоу ВПО «национальный государственный 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ФГБОУ ВПО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ

Имени П.Ф. ЛЕСГАФТА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»

 

 

С.Л. ШПАК, Д.Ю. КАЗАКОВ

 

 

МЕТОДИКА ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИИ

 

 

Санкт-Петербург

 

УДК 796.015.43

ББК 75.714.5

М81

 

Рецензенты:

Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры физического воспитания Политехнического Университета

О.В. Новосельцев;

Заслуженный мастер спорта СССР, чемпион Олимпийских игр, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики плавания ФГБОУ ВПО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»

А.И. Крылов;

Кандидат педагогических наук, профессоркафедры теории и методики плавания ФГБОУ ВПО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»

Е.В. Ивченко

 

Шпак Л.С., Казаков Д.Ю. Методика гидрореабилитации: Учебное пособие для бакалавров / Под общей ред. проф. Д.Ф. Мосунова – СПб.: НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2014. 230 с.

ISBN…

Издание подготовлено согласно требованиям государственного образовательного стандарта и соответствует дисциплине «Методика гидрореабилитации» образовательной программы «Гидрореабилитация», обучающихся по направлению 49.03.02 - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) – бакалавр.

Учебное пособие раскрывает дидактические решения некоторых сложных задач гидрореабилитации ребенка с последствиями церебрального паралича и раннего детского аутизма. Определяет общие и индивидуальные подходы, с учетом новых знаний о взаимоотношении бакалавра и ученика при совместном погружении в водную среду. Показывает авторские новаторские средства и методы, доступные как для специалистов, так и родителей.

Содержание учебного пособия ориентирует читателя на возможности собственного построения индивидуальных моделей, как предполагаемых двигательных действий конкретного ребенка, так и проверки их действия.

Может быть использовано для аспирантов, преподавателей, научных работников, специалистов и заинтересованных лиц в оказании педагогической помощи в области адаптивной и оздоровительной физической культуры.

УДК 796.015.43

ББК 75.714.5

 

© Коллектив авторов

ISBN

МЕТОДИКА ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИИ

 

Пояснительная записка

 

Издание подготовлено согласно требованиям государственного образовательного стандарта и соответствует дисциплине «Методика гидрореабилитации» образовательной программы «Гидрореабилитация», обучающихся по направлению 49.03.02 - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) – бакалавр.

Методика гидрореабилитации – изучает системы цели и задач (образовательные, развивающие, воспитывающие, практические), взаимоотношение деятельности специалиста и деятельности ученика в условиях водной среды, принцип обучения, содержание обучения, средства обучения, формы обучения, методы обучения, общие методы обучения, специфические методы обучения.

Цель методики гидрореабилитации – обучение и воспитание человека с отклонением в состоянии здоровья в условиях водной среды и средствами водной среды, в процессе формирования качественно нового более высокого от исходного уровня физического и социального развития человека, и обусловлено повышением активности взаимоотношений деятельности специалиста и деятельности ученика в решении образовательных, развивающих, воспитывающих и практических задач.

Пособие написано по результатам двадцатилетних теоретических и экспериментальных исследований авторов, обобщает опыт практической работы по гидрореабилитации и обучению плаванию детей-инвалидов с тяжелыми последствиями церебрального паралича и раннего детского аутизма.

Использованы также опубликованные результаты, полученные учеными и представляющие интерес для выбора новых направлений, обобщений и интерпретаций, для выработки новых подходов к решению проблем гидрореабилитации детей-инвалидов, поиску оригинальных подходов к обучению и воспитанию ребенка-инвалида в условиях водной среды и средствами водной среды.

Настоящее учебное пособие стимулирует бакалавра заставляет задуматься и перейти к самостоятельному решению задач по работе с учениками, в нем предлагается педагогическое видение некоторых социальных проблем больного ребенка, которые ранее являлись прерогативой разрешения только медицинскими работниками. Однако, многолетние положительные результаты по обучению плаванию детей-инвалидов с любой степенью тяжести заболевания и различной патологией, их гидрореабилитации, отраженной в повышении двигательной и социальной деятельности своих учеников, подтвержденной лечащими врачами и родителями, результатами тестовых испытаний, систематическими видео наблюдениями, обязывают поделиться накопленным опытом.

Убеждены, что ни какой армии специалистов не хватит для практического оказания помощи родителям в воспитании своего ребенка-инвалида, тем более научить его жизненно необходимому навыку – умению плавать, т.е. подарить новый уровень жизни, подарить радость и удовольствие безбоязненно общаться с водой и уже на этой основе и параллельно решать проблемы гидрореабилитации. Необходима разработка методик, средств и приемов начальной школы гидрореабилитации, доступных для родителей, доступных для выполнения любому желающему оказать помощь нуждающемуся ребенку.

Вам поможет научить ребенка плавать вера в свои силы, в свои возможности. Помните, что одного ребенка можно научить 25 метров за одно занятие, другому потребуется 2-2,5 года, чтобы самостоятельно преодолеть эту дистанцию. Продолжительность усвоения умения плавать индивидуальна.

Опыт обучения плаванию 25 метровой дистанции детей с тяжелыми последствиями заболеваний и поражений свидетельствует, что после 2-3 месячного перерыва занятий, умение плавать у некоторых детей может исчезать совсем. Приходится все обучение плаванию начинать сначала.

Учебное пособие позволит овладеть педагогическим подходом к решению сложных задач гидрореабилитации тяжелобольного ребенка с последствиями церебрального паралича и детского раннего аутизма, обозначив общие неизвестные ранее подходы на основе новых знаний о взаимоотношении человека погруженного в водную среду, разработанных дидактических средств и методов, доступных как для специалистов, так и родителей. Содержание издания ориентирует читателя на возможности собственного построения индивидуальных моделей как предполагаемых двигательных действий конкретного ребенка и проверки ее действия в условиях ванной комнаты, естественного водоема, плавательного бассейна.

Особо рассматривается двигательная активность ребенка в условиях водной среды на первом занятии, дальнейшее повышение двигательной и интеллектуальной активности «на воде» и «на суше» учеников с тяжелыми последствиями церебрального паралича и раннего детского аутизма в процессе овладения дыханием - азбукой плавания.

 

ЧАСТЬ 1

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема способности формирования двигательных действий является ведущей в процессе обучения и физического воспитания подрастающего поколения. Дидактические истоки решения проблемы заложены в педагогических суждениях И.М. Сеченова (1863) «Человек никогда бы не додумался до умения плавать, если бы не было воды на свете» и П.Ф. Лесгафта (1905), о том, что «человек должен научиться сосать, сидеть, ходить, говорить, точно так же он должен научиться плавать, что плавание как способ передвижения у него не является врожденным».

В настоящее время в области теории и практики гидрореабилитации, спортивного и адаптивного плавания, оздоровительного плавания, адаптивной физической культуры происходит активный поиск и разработка новых средств и методов обучения двигательным действиям, совершенствование имеющихся. Определяющим критерием разработки эффективных средств и методов является их доступность и посильность усвоения в соответствии возрастным периодам развития и физической подготовленности ребенка. Особый учет в выборе дидактических средств необходим для организации и проведения занятий с детьми-инвалидами, имеющими различные отклонения в состоянии здоровья, проявляющиеся в двигательных действиях, в том числе в водной среде, несущую потенциальную опасность для жизни и здоровья.

Своевременность и важность разработки проблемы гидрореабилитации и обучения плаванию детей-инвалидов дошкольного и школьного возрастов обоснована, с одной стороны, многолетней практикой педагогов в процессе формирования и совершенствования двигательных действий в условиях водной среды и на этой основе повышения эффективности развития физических, интеллектуальных и психических качеств ребенка; с другой стороны, результатами научных разработок специалистов в которых отмечается ухудшение состояния здоровья детей, увеличение детской инвалидности, особенно с неврологическими заболеваниями, в том числе детским церебральным параличом; возникших различных синдромов, ухудшающих функцию клеток мозга, соматических и вегетативных систем; нарушений генетического кода последовательного преодоления сил гравитации.

Анализ результатов эффективности индивидуального обучения плаванию показывает, что за основу формирования исходной модели для обучения плаванию детей-инвалидов принимают адаптированные средства и методы заимствованные из методик обучения здоровых детей, либо полученных в результате поисковых педагогических экспериментов. Подобное снижает степень их соответствия и сравнительной оценки, поскольку двигательные действия здорового ребенка принципиально отличаются от неустановившихся двигательных действий инвалида с различными поражениями мозга, контрактур и деформаций.

Применяемые на практике методики обучения плаванию ребенка-инвалида разрешают, прежде всего, проблемы лечебной физической культуры. Однако, не могут быть напрямую использованы для организации занятий в воде с детьми при тяжелых поражениях церебральным параличом, поскольку не учитывают: комплексного проявления в условиях погружения в воду для плавания сложности и характера последствий заболеваний; возможности утраты освоенного умения плавать больным ребенком; жизненной необходимости оперативного, подчас мгновенного, планирования, формирования и контроля двигательных действий ребенка-инвалида в условиях водной среды; возможностей оперативного творческого создания системы условий формирования и оперативной разработки адекватных моделей эффективного индивидуального обучения плаванию детей с тяжелыми последствиями церебрального паралича; не известных ребенку подчас с рождения, а потому и не усвоенных двигательных действий, либо утраченных в отличии от нормального развития; приобретенных, в силу особенностей формы и синдромов заболевания, непроизвольно выполняемых двигательных действий ученика; особенностей индивидуального обучения с учетом условий воспитания «домашнего ребенка», или при совместном пребывании в разных возрастных группах детского сада здоровых детей и детей с последствиями заболеваний.

Особая важность решения проблемы обучения плаванию тяжело больных детей обусловлена оздоровительным влиянием, экологически чистым, без медикаментозным воздействием водной среды на развивающийся организм, активизирующим способности ребенка.

В настоящем издании рассматриваются характерные особенности проявлений на первых занятиях двигательных действий в водной среде ребенка-инвалида с тяжелыми последствиями церебрального паралича.

Обоснована возможность не только обучения плаванию ребенка с тяжелой формой церебрального паралича, но и достижения им качественно нового более высокого от исходного уровня двигательной и социальной активности, путем организации совместных с тренером занятий в воде.

Разработана методика индивидуальной гидрореабилитации и обучения плаванию ребенка с тяжелой формой церебрального паралича, включающая:

· изучение особенностей проявления двигательных и интеллектуальных способностей ребенка в условиях совместного погружения тренера и ребенка в воду;

· опознание спонтанно выполненного движения, как аналогичного какому-либо элементу системы движений пловца;

· предупреждение формирования и развития особо опасных критических ситуаций при обучении плаванию;

· оперативную разработку и реализацию индивидуальной педагогической модели обучения плаванию, в процессе формирования умений ребенка, обусловленное повторением изучаемой системы движений с помощью тренера, а затем самостоятельного выполнения с образованием собственной манеры проявления двигательных действий.

Предложена «гидродинамическая проба» на базе синхронного применения видеосъемки и компьютерного мониторинга сердечного ритма по системе Polar для педагогического контроля за ребенком - инвалидом в возрасте от рождения до 16 лет в условиях пребывания и перемещения из воздушной среды в воду и обратно, что предоставляет возможность выполнять оценку двигательной активности специальных упражнений, управлять физической нагрузкой в условиях водной среды.

 

Вывод по 1 главе

Установлено дидактическое свойство способности человека как общественного объекта обеспечивать активность посредством реализации приема, сохранения, изучения и передачи общественного опыта субъективно проявлять его в процессе зарождения, формирования и функционирования органов и систем во взаимосвязи и взаимозависимости с физической и общественной средой, в том числе, с использованием биоэлектромагнитогидродинамических (БЭМГД) полей.

Контрольные вопросы.

1. Высказывание И.М Сеченова и П.Ф. Лесгафта о воде.

2. Раскрыть, что включает методика гидрореабилитации и обучение плаванию ребенка.

3. Что отражают носители социального опыта.

4. Способность как дидактическое и психическое свойство активности личности.

5. Основные стороны характеризующие понятие двигательный навык.

6. Совершенствование как педагогический процесс.

7. Механизм эффекта тройного отражения-поглощения электромагнитных излучений человека.

8. Основные этапы взаимоотношений человека и воды.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Безотечество, К. И. Гидрореабилитация: Учебное пособие модуля дисциплины «Технологии физкультурно-спортивной деятельности» / К. И. Безотечество. – ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет». – Томск: Издательство ТГПУ, 2012 – 265 с.

2. Булгакова, Н.Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ж. Булгакова, С.Н. Морозов, О.И. Попов и др.; Под ред. Н.Ж. Булгаковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 432 с.

3. Мосунов Д.Ф., Сазыкин В.Г. Преодоление критических ситуаций при обучении плаванию ребенка-инвалида / Д.Ф. Мосунов, В.Г. Сазыкин // – СПб.: Плавин, 1999. – 91 с.

4. Мосунова, М.Д. Гидрореабилитация ребенка с эпилепсией (Учебно-методическое пособие) / М.Д. Мосунова, А.А.Литвинов // СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, СПб., 2007. - 74 с. По решению Редсовета НГУ им. П.Ф. Лесгафта.

5. Погребной, А.И. Двигательная и психическая реабилитация глухих и слабослышащих детей средствами плавания: Методическое пособие / А.И. Погребной, С.А. Мясищев. – Краснодар: КГУФКСТ, 2005. – 84 с.

6. Шпак, С.Л. Гидрореабилитация ребенка с последствиями церебрального паралича: учебно-методическое пособие / С.Л. Шпак, Д.Ф. Мосунов, И.В. Клешнев / Под ред. Проф. Д.Ф. Мосунова Санкт-Петербургский гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. СПб.: [б.и.], 2007. – 142 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Нормативно-методический документ ООН» (от 20 декабря 1993, резолюция 48/96).

2. «Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека» (от 19 октября 2005 г., 33-я сессия ЮНЕСКО).

3. Мосунов, Д.Ф. Дидактические основы совершенствования двигательных действий спортсмена (на примере плавания) /Д.Ф. Мосунов // – СПб.: Плавин, 1996. – 176 с.

4. Патрашев, А.Н. Прикладная гидромеханика / А.Н. Патрашев, Л.А. Кивако, С.И. Гожий // М.: Военное издательство МО СССР, 1970. - С. 648- 677.

5. Пермяков, В.Е. Использование средств плавания в системе физической и психической реабилитации детей 9-11 лет с задержкой психического развития: дис.... канд. пед. наук / В.Е. Пермяков. – Краснодар, 2004. – 207 с.

6. Першин, С.В. Основы гидробионики. – Л., Судостроение, 1988. – 264 с.

7. Петрухин, А.С. Эпилептология детского возраста: руководство для врачей / А.С. Петрухин; под ред. А.С. Петрухина. – М.: Медицина, 2000. – 624 с.

8. Пригожин, И. От существующего к возникающему: Время и сложность в физических науках. Пер. с англ. / Под ред., с предислов. и послесл. Ю.Л. Климентовича. – Изд. 2-е, доп. – М.: Евдиториал УРСС, 2002. - 288с.

9. Сеченов, И.М. Рефлексы головного мозга / И.М. Сеченов // Элементы мысли. – СПб.: Питер, 2001. – С. 404.

10. Павленко, Т.П. Педагогические основы социальной адаптации подростков с отклонениями в развитии: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 1997. - 19 с.

11. Семенова, С.А. Коррекция режимов двигательной активности детей младшего школьного возраста, проживающих в условиях экологического загрязнения: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 1996. - 26 с.

12. Станкин, М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. - М.: Просвещение, 1987. - 222 с.

13. Фирсов, З.П. Плавать раньше, чем ходить.: Физкультура и спорт, 1980. - 143 с.

 

В УСЛОВИЯХ ВОДНОЙ СРЕДЫ

Введение во 2 главу

В настоящей главе рассматриваются дидактические модели двигательных действий ребенка-инвалида с последствиями основных форм церебрального паралича: двойной гемиплегией, спастическая диплегия, гемипареза, гиперкинеза, атонически-астатической / мозжечковой.

Специалисты в области физической культуры и спорта, адаптивной физической культуры, гидрореабилитации в последние 15 лет занимаются в условиях водной среды с детьми-инвалидами, готовят педагогические кадры способные к самостоятельному принятию решений в построении индивидуальной гидрореабилитации, обучения плаванию, повышения эффективности их физического и интеллектуального развития. Дидактические модели представленные в общей форме частично отражают многообразие индивидуального проявления движений ребенка-инвалида и служат исходной позицией для тренера.

 

Выводы по 2 главе

Разработанные модели двигательных действий ребенка и взаимоотношений с тренером в процессе гидрореабилитации и начального обучения плаванию при различных формах церебрального паралича: - двойная гемиплегия, спастическая диплегия, гемипарез, гиперкинез, атонически-астатической формы, позволяют представить в общих чертах исходное состояние двигательной активности ученика-инвалида, которое специалисту придется учитывать при выборе и разработке средств и методов индивидуального обучения и воспитания в условиях «суши» и «воды».

 

Контрольные вопросы

1. Дать краткую характеристику основных форм детского церебрального паралича

2. Раскрыть модель характерных двигательных действий ученика и взаимоотношений с тренером в начальном обучении плаванию (форма ЦП – двойная гемиплегия).

3. Раскрыть модель характерных двигательных действий ученика и взаимоотношений с тренером в начальном обучении плаванию (форма ЦП – спастическая диплегия).

4. Раскрыть модель характерных двигательных действий ученика и взаимоотношений с тренером в начальном обучении плаванию (форма ЦП – гемипаретическая форма).

5. Раскрыть модель характерных двигательных действий ученика и взаимоотношений с тренером в начальном обучении плаванию (форма ЦП – гиперкинетическая форма).

6. Раскрыть модель характерных двигательных действий ученика и взаимоотношений с тренером в начальном обучении плаванию (атонически – астатическая / мозжечковая форма).

7. Критерии активности ребенка с тяжелыми последствиями церебрального паралича в условиях водной среды.

8. Основные признаки соответствия двигательных действий в условиях водной среды ребенка-инвалида средствам и методам начального обучения плаванию.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Безотечество, К. И. Гидрореабилитация: Учебное пособие модуля дисциплины «Технологии физкультурно-спортивной деятельности» / К. И. Безотечество. – ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет». – Томск: Издательство ТГПУ, 2012 – 265 с.

2. Булгакова, Н.Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ж. Булгакова, С.Н. Морозов, О.И. Попов и др.; Под ред. Н.Ж. Булгаковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 432 с.

3. Мосунов Д.Ф., Сазыкин В.Г. Преодоление критических ситуаций при обучении плаванию ребенка-инвалида / Д.Ф. Мосунов, В.Г. Сазыкин // – СПб.: Плавин, 1999. – 91 с.

4. Мосунова, М.Д. Гидрореабилитация ребенка с эпилепсией (Учебно-методическое пособие) / М.Д. Мосунова, А.А.Литвинов // СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, СПб., 2007. - 74 с. По решению Редсовета НГУ им. П.Ф. Лесгафта.

5. Погребной, А.И. Двигательная и психическая реабилитация глухих и слабослышащих детей средствами плавания: Методическое пособие / А.И. Погребной, С.А. Мясищев. – Краснодар: КГУФКСТ, 2005. – 84 с.

6. Шпак, С.Л. Гидрореабилитация ребенка с последствиями церебрального паралича: учебно-методическое пособие / С.Л. Шпак, Д.Ф. Мосунов, И.В. Клешнев / Под ред. Проф. Д.Ф. Мосунова Санкт-Петербургский гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. СПб.: [б.и.], 2007. – 142 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Нормативно-методический документ ООН» (от 20 декабря 1993, резолюция 48/96).

2. «Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека» (от 19 октября 2005 г., 33-я сессия ЮНЕСКО).

3. Мосунов, Д.Ф. Дидактические основы совершенствования двигательных действий спортсмена (на примере плавания) /Д.Ф. Мосунов // – СПб.: Плавин, 1996. – 176 с.

4. Патрашев, А.Н. Прикладная гидромеханика / А.Н. Патрашев, Л.А. Кивако, С.И. Гожий // М.: Военное издательство МО СССР, 1970. - С. 648- 677.

5. Пермяков, В.Е. Использование средств плавания в системе физической и психической реабилитации детей 9-11 лет с задержкой психического развития: дис.... канд. пед. наук / В.Е. Пермяков. – Краснодар, 2004. – 207 с.

6. Першин, С.В. Основы гидробионики. – Л., Судостроение, 1988. – 264 с.

7. Петрухин, А.С. Эпилептология детского возраста: руководство для врачей / А.С. Петрухин; под ред. А.С. Петрухина. – М.: Медицина, 2000. – 624 с.

8. Пригожин, И. От существующего к возникающему: Время и сложность в физических науках. Пер. с англ. / Под ред., с предислов. и послесл. Ю.Л. Климентовича. – Изд. 2-е, доп. – М.: Евдиториал УРСС, 2002. - 288с.

9. Сеченов, И.М. Рефлексы головного мозга / И.М. Сеченов // Элементы мысли. – СПб.: Питер, 2001. – С. 404.

10. Павленко, Т.П. Педагогические основы социальной адаптации подростков с отклонениями в развитии: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 1997. - 19 с.

11. Семенова, С.А. Коррекция режимов двигательной активности детей младшего школьного возраста, проживающих в условиях экологического загрязнения: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 1996. - 26 с.

12. Станкин, М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. - М.: Просвещение, 1987. - 222 с.

13. Степановский, В.И. Психологическая саморегуляция деятельности: Автореф. дис.... докт. психол. наук. - М., 1991. - 46.

14. Фирсов, З.П. Плавать раньше, чем ходить.: Физкультура и спорт, 1980. - 143 с.

 

 

ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИИ

Таблица3

 

Субъективная оценка окружающей среды «на суше» (const=24°C) и

«на воде».

 

Суша Вода Среда Toводы Вода Суша
  Жарко вода   Жарко  
Холодно   Суша у   Холодно
  Тепло вода   Норма  
Прохладно   Суша   Прохладно
  Хорошо вода   Хорошо  
Прохладно   Суша   Прохладно
  Тепло вода   Прохладно  
Прохладно   Суша   Норма
  Тепло вода   Холодно  
Тепло   Суша   Норма
  Норма вода   Озноб  
Холодно   Суша   Норма
  Сильный озноб вода   Сильный озноб  
Норма   Суша   Тепло
             

 

Результаты проведенного эксперимента позволяют прийти к заключению, что выполнение двигательных действий, представляющих стандартную нагрузку (положение лежа, вертикальная стойка) могут быть доступными для детей-инвалидов с определенными последствиями заболеваний, использоваться для контроля за физическим и функциональным развитием. Но, требуют проведения дальнейших исследований.

Для испытаний с детьми-инвалидами выделены основные «элементарные» двигательные действия:

лежание в положение на спине «на суше» и «на воде»;

подъем в положение стоя;

принятие положения «лежа» из положения «стоя».

 

Комплекса Polar S610

 

Двигательная деятельность человека является определяющим фактором его нормального развития, особенно в детском возрасте. Отсутствие или задержка активных движений приводит ребенка к нарушению в развитии. Наряду с медицинскими средствами и методами восстановления организма, а также лечебной физической культурой, физическая культура и спорт, в частности, плавание и другая двигательная деятельность в условиях водной среды активно способствуют формированию, совершенствованию и развитию физических, интеллектуальных, психических и духовных качеств человека, совершенствованию сердечно-сосудистых, вегетативных, соматических и других проявлений (Д.Ф. Мосунов, 1996, 1999). При этом для выбора стратегии и тактики формирования нагрузки на организм остаются актуальными вопросы оперативных средств контроля и управления за состоянием человека при изменении им среды взаимоотношений как «на суше», так и «на воде».

При изучении двигательных действий ребенка-инвалида в условиях водной среды нами использовалась видеомагнитная съемка синхронно с мониторингом сердечного ритма по методике Polar. Непрерывная регистрация частоты сердечных сокращений осуществлялась при выполнении малой нагрузки путем последовательного принятия положений «лежа» и «стоя» в условиях воздушной и водной среды, синхронно с видеозаписью этих двигательных действий. Данная программа «орто-гидро-орто проба», разработанная С.Л. Шпак (S.L. Shpak, 2000), выявила характерные особенности фазного характера состояний ребенка при выполнении стандартной нагрузки.

Тест программа «орто-гидро-орто проба», рассчитанная на 8 минут, включала:

Выполнение положения тела, лежа на спине в условиях «суши» – 2 мин.

Подъем в положении стоя и его фиксация –0,5 мин.

Выполнение положения тела, лежа на спине в условиях «воды» - 2 мин.

Подъем в положении стоя и его фиксация –0,5 мин.

Переход из ванны к гимнастическому ковру на «суше» – 0,5 мин.

Выполнение положения тела, лежа на спине в условиях «суши» - 2 мин.

Подъем в положении стоя и его фиксация –0,5 мин.

В случаях невозможности самостоятельно стоять ребенок поддерживался в вертикальном положении родителем или тренером.

Полученные данные соотносились с контрольным тестом, полученным на здоровом спортсмене.

Педагогическая оценка полученных материалов заключалась:

в изучении нагрузки на организм ребенка по ЧСС при выполнении наблюдаемых упражнений или иной двигательной активности «на суше» и «на воде»;

в определении (совместно с лечащим врачом) соответствия частоты сердечных сокращений нормативным возрастным параметрам ребенка;

выбор рекомендации (совместно с лечащим врачом): продолжать занятия в воде, снизить нагрузку, временно прекратить занятия с ребенком до консультаций с кардиологом.

Демонстрируется, в качестве примера, результат тестовой программы «орто-гидро-орто проба», участником эксперимента Т., с левосторонним гемипарезом, 16 лет (рис. 2).

На горизонтальной оси, - отложено время выполнения программы, на вертикальной, - показатели частоты сердечных сокращений, фиксированные с интервалом 5 секунд монитором сердечного ритма «Polar». Обозначено: а1 – а6 снижение (-) и увеличение (+) ускорения частоты сердечных сокращений (уд/мин2). Температура воды 360, воздуха 240.

У испытуемого Т. выявлены общие характерные тенденции изменения ЧСС при выполнении тест программы «орто-гидро-орто проба» в условиях водной и воздушной среды.

Резкие пики ЧСС в процессе принятия «на суше» положения «стоя» из положения «лежа», происходят при активизации деятельности симпатического отдела вегетативной нервной системы. Плавное снижение ЧСС при выполнении гидро пробы; при активизации деятельности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы.

Time, min
 
 
а2=21,634
а3= -15,362
а4=0
а5=18,077
а6=63,363
 
 
 
HRх10
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
а1=65,999
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 


Рис. 2. ЧСС при выполнении испытуемым Т. (16 лет)

тестовой программы «орто-гидро-орто проба»

Выделяются фазы медленного (до 125 секунд), снижения ускорения ЧСС (а3 = -15,362 уд/мин2), при существенном усилении деятельности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, а также наступление фаз устойчивого состояния ЧСС (а4= 0), начиная от подъема головы из позиции «уши под водой, рот над поверхностью» до принятия положения «стоя в воде», в результате установившегося режима взаимоотношений симпатического и парасимпатического отдела вегетативной нервной системы в конце пребывания в состоянии относительного покоя в условиях частичной опоры о дно ванны.

Выявленные отличительные особенности изменения ЧСС у испытуемого при выполнении тест программы «орто-гидро-орто проба» в условиях водной среды с различной температурой, характеризуются:

- качественными и количественными значениями фазного характера ЧСС: с одной стороны, резкое от 10 до 20 секунд увеличение непостоянства (а1= 65,999 уд/мин2 и а6 = 63,636 уд/мин2), отражающее «на суше» усиление действия симпатического отдела вегетативной нервной системы; с другой стороны, напротив, плавное «на воде», продолжительностью более 25 секунд (а2 = 21,634 уд/мин2 , а5 = 18,077 уд/мин2).

Изучение особенностей взаимоотношений человека при выполнении тест программы «орто-гидро-орто проба», в условиях перехода от гравитации к гидроневесомости и обратно, показало, что выявленный эффект наступления фазы устойчивого состояния ЧСС, проявляющийся в период подъема человека из воды в положение «стоя», в результате установившегося режима взаимоотношений симпатического и парасимпатического отдела вегетативной нервной системы человека, происходит после пребывания в состоянии относительного покоя в положении на спине в условиях частичной опоры о дно ванны в позиции «уши под водой, рот над поверхностью воды». Полученные результаты показывают пути для дальнейших исследований и возможной разработки новой методики улучшения физической подготовленности.

Выявленные при компьютерном анализе по программе «Polar», у всех 14 испытуемых, общие характерные признаки: фазы подъема ЧСС, фазы медленного снижения ЧСС, наступления устойчивого состояния ЧСС; практически одинаковые оценки испытуемыми своих температурных ощущений водной среды в диапазоне изменений от 24 до 42 градусов, подобно оценкам «тепла-холода», использовались нами для эффективной организации работы по обучению плаванию и водной реабилитации детей-инвалидов, и, возможно, могут служить основой для разработки нового метода тренировки, путем изменения температурного режима окружающей среды.

Характерное изменение частоты сердечных сокращений при выполнении 13 периодических циклов тест программы в условиях последовательного увеличения температуры воды от 24 до 42 градусов и обратно от 42 до 24.

Обнаружены общие для всех температурных режимов воды характерные пики подъема частоты сердечных сокращений при активизации деятельности симпатического отдела вегетативной нервной системы, а также снижение частоты сердечных сокращений при активизации деятельности парасимпатического отдела.

Наибольший подъем ЧСС – 108 - 120 уд/мин отмечался в первом цикле эксперимента с температурой воды в ванне 24 градуса. Наименьшее значение ЧСС – 55 - 63 уд/мин отмечено в предпоследнем цикле испытаний при температуре воды в ванне 27 градусов.

Реакция организма на изменение температурного режима в ванне по характеру последовательных циклов частоты сердечных сокращений остается в принципе одинаковым и характеризуется двумя основными пиками подъема ЧСС и двумя падениями.

Первый пик от начала цикла отражает подъем спортсмена из положения «лежа на спине, на суше» в положение «основная стойка», затем следует первое снижение ЧСС, которое сопровождается нахождением погруженного тела в водную среду ванны.

Второй характерный пик подъема частоты сердечных сокращений отражает подъем испытуемого из положения «лежа на спине, в воде» в положение «основная стойка, ноги в воде», затем следует продолжительное западение ЧСС, которое отражает последовательный выход из ванны и принятие положения «лежа на спине, на гимнастическом коврике».

Отмечается одна особенность изменения частоты сердечных сокращений заключающаяся в том, что первый характерный общий подъем, кривой ЧСС имеет два выраженных пика. Причем второй пик выше первого и формируется после незначительного западения. Эта особенность проявляется от начала эксперимента с температурой воды 24 градуса, включительно воду в 41 градус, до второй температуры ванны в 39 градусов.

В заключение эксперимента и в результате анализа записи частоты сердечных сокращений в последовательных циклах выполненных орто проб «на суше» и «на воде» можно сделать вывод, что данные изменения параметров показывают характерные особенности, выраженные в двух снижениях и подъемах кривой изменения величин ЧСС. Эти изменения носят четко выраженные характер, фик<


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.102 с.