Э.Мунье: кризис деятельных способностей индивида и способы его преодоления. Проблема творчества. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Э.Мунье: кризис деятельных способностей индивида и способы его преодоления. Проблема творчества.

2017-05-22 455
Э.Мунье: кризис деятельных способностей индивида и способы его преодоления. Проблема творчества. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МУНЬЕ, ЭММАНЮЭЛЬ (Mounier Emmanuel) (1905–1950), французский философ-персоналист. Родился 1 апреля 1905 в Гренобле в семье фармацевта. Вопреки воле отца, побуждавшего сына заняться медициной, сделал выбор в пользу философии. Изучал философию под руководством Жака Шевалье и в 1928 получил степень агреже. Преподавал философию в лицеях в Сент-Оме и в Нёйи. Взгляды Мунье формировались под влиянием учения Бергсона, католической мысли, феноменологии, концепции Ш.Пеги и марксизма. Мунье много общался с Ж.Маритеном, Н.Бердяевым, Г.Марселем.

В 1930-е годы, осмысляя «тотальный кризис цивилизации», Мунье увидел возможность возрождения духовности в мире в соединении христианских идей с социалистическим движением. В 1932 вместе с группой единомышленников основал журнал «Эспри» («Esprit»), целью которого стало исследование положения человека в мире, выяснение отношений между духовным призванием личности и императивами общества. В журнале разрабатывались ключевые идеи и принципы персонализма, который в понимании Мунье радикально отличается от индивидуализма. Если индивид представляет собой замкнутую в себе абстракцию, не имеющую выхода к окружающему миру, то личность – это открытость миру, другим и Богу; она постоянно ведет с ними диалог. Личность укоренена в мире живого (через тело), непрестанно общается с миром, всегда пребывает в конкретной ситуации, требующей от нее выбора и самопреодоления. Внутри самого вовлечения в мир, в любой ситуации личность должна сохранять свободу и устремленность к бесконечному, к Абсолюту. В этом смысле в личности совершается процесс двоякого рода – трансцендирование и воплощение.

Мунье понимал персонализм не как некую философскую систему, а как вдохновение, порыв, способные изменить мир. Способ выхода из кризиса он увидел в духовной революции, открывающей третий путь между капитализмом, ориентированным на материальные ценности, и деспотическим коллективизмом. В 1935 вышел том «Эспри», озаглавленный Революция персоналистская и общностная, где обосновывалась необходимость революции двоякого рода: личностной, происходящей в течение всей человеческой жизни и выражающейся в постоянном самосовершенствовании личности в общении с миром, с другими людьми и с Богом, и общностной, ведущей к установлению справедливого строя и создающей предпосылки реализации христианских идеалов в мире. В этих положениях выразился протест персоналистов против капитализма, в котором они видели общество потребления, сводящее существование к материальной жизни и деструктивное по отношению к личности.

С 1935 Мунье преподавал во французском лицее в Брюсселе. В 1940 обосновался в Лионе, чтобы подготовить издание «Эспри» в южных областях Франции. В июне 1941 журнал был запрещен. Во время войны Мунье участвовал в движении Сопротивления; на процессе по делу подпольной организации «Борьба» в Лионе в октябре 1942 ему был вынесен оправдательный приговор за недоказанностью обвинения. В декабре 1944 издание «Эспри» было возобновлено, и на его страницах Мунье и его сподвижники продолжили исследование проблем культурного и политического возрождения мира, вели дискуссии с представителями иных философских ориентаций, в том числе экзистенциализмом и марксизмом. Считая марксистскую критику капитализма справедливой, Мунье полагал, однако, что коллективизм должен быть персонализирован. Он говорил о необходимости строя с частичной коллективной собственностью, где труд представлял бы собой не товар, а творчество, где экономика была бы поставлена на службу этике. Разделяя некоторые идеи анархизма, в частности Прудона, Мунье подчеркивал значение федерализма, повышения роли местных властей, ослабления государства ради развития непосредственных отношений между гражданами. В то же время, в отличие от анархистов, Мунье признавал необходимость политической власти, способной ограничить, когда это потребуется, власть государства. В предлагаемом персонализмом плюралистическом обществе власть должна исходить от личностей, от всего народа как источника авторитета и содействовать общему благу. Мунье выдвигал и идеи персоналистского интернационализма, говоря о создании мирового сообщества, отвечающего требованиям всеобщего блага и ведущего к установлению мира между людьми.



Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.