Интернет и электронное правительство — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Интернет и электронное правительство

2017-05-21 639
Интернет и электронное правительство 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На начальном этапе Internet появился как совокупность сетей для изучения возможностей коммуникаций, т.е. как чисто техническая система, позволяющая решать технологические задачи. Однако скоро стало ясно, что эта система оказалась очень удобной и быстрой транспортной магистралью для передачи различного рода информации в любой форме мультимедиа. Развитие Internet произошло благодаря обеспечению им очень удобного способа для общения и взаимодействия людей в виртуальном пространстве. Internet сегодня — это не только глобальное средство обмена информацией, но и перспективный инструмент исследования социальных явлений, а также удобная среда для формирования информационных и социальных услуг. Именно на этой основе в рамках парадигмы перехода к информационному обществу возникло понятие «электронное правительство» (E-Government).

В официальных документах электронное правительство (ЭП) наиболее часто определяется как система информационного взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления и общества с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Согласно определению «Gartner Group» электронное правительство — это не только информационное взаимодействие, но и концепция непрерывной оптимизации процесса предоставления услуг и политического участия граждан в управлении государством путем изменения внутренних и внешних отношений при помощи технических средств, среды Internet и современных средств массовой информации.

Концепция и сам термин «электронное правительство» появились в конце XX века, когда многие страны столкнулись с проблемой низкой эффективности работы органов государственного управления (большие расходы, задержки в принятии решений, неэффективное управление, коррупция и т. д.).

В 1990-х г. в США и ряде стран Европы была предложена концепция повышения эффективности работы органов государственного управления на основе внедрения ЭП, имеющего черты корпоративной информационной системы национального масштаба. В этом был реальный смысл. Эффективные корпорации ориентированы, прежде всего, на нужды пользователей, которые своими деньгами обеспечивают их существование и развитие. Аналогично, важнейшая задача государства заключается в том, чтобы на деньги налогоплательщиков оптимально оказывать населению определенные услуги. Электронное правительство должно ориентироваться на нужды граждан, а не на собственные потребности.

В феврале 1997 г. администрация США выступила с инициативой «Совершенствование правительственной деятельности через новые технологии», которая включала в себя ряд программ, в том числе «Открытый доступ к правительственной информации. Совершенствование через информационные технологии». В 1998 г. Национальная академия наук США объявила программу грантов по теме «Электронное правительство», призванную стимулировать фундаментальные и прикладные исследования в области применения новых ИТ в деятельности правительственных учреждений на всех уровнях власти. В 2000 г. стартовал проект «FirstGov», объединивший около 20 тыс. сайтов государственных органов различных уровней представительства с целью создания единого internet-портала, обеспечивающего доступ к правительственным и другим официальным сайтам.

В Германии с 1999 г. начала внедряться концепция предоставления населению безопасных онлайновых услуг, имеющих юридическую силу, на основе электронных подписей.

В Великобритании с 2000 г. реализуется программа «E-citizen,
E-business, E-government. A strategic framework for public service in the Information Age», которая предусматривает развитие и использование всех электронных видов сервиса: услуги могут предоставляться через Internet, мобильную связь, цифровое телевидение, центры обслуживания вызовов.

В России в 2001 г. началась разработка федеральной целе­вой программы «Электронная Россия на 2002—2010 гг.», которая охватывает все сферы информатизации в стране, в том числе введение электронного правительства.

Общая стратегия создания ЭП базируется на следующих положениях:

- децентрализация — передача полномочий в принятии решений на региональный и местный уровни управления с целью уменьшения затрат на централизованное принятие решений;

- повышение ответственности государственного сектора за выработку и принятие решений, а также контроля за их реализацией;

- создание механизма, мотивирующего борьбу с коррупцией;

- улучшение управления ресурсами, повышение эффективности использования человеческих, финансовых и других ресурсов;

- внедрение элементов рыночных отношений, которые должны снижать затраты и повышать эффективность принятия решений;

- использование ИКТ для управления всеми видами информации в государственном секторе и организации взаимодействия с гражданами;

- формирование полного реестра государственных услуг в политической, экономической, правовой и социальных сферах;

- создание на базе ИКТ полноценного механизма оказания услуг всем гражданам государства.

Можно выделить следующие отношения взаимодействия представителей государства, бизнеса и граждан страны:

- С2В (Customer-to-Business) — между гражданами и частными компаниями;

- В2В (Business-to-Business) — между частными компаниями;

- G2C (Government-to-Citizen) — между государственными службами (на уровне правительства, ведомств и регионов) и гражданами;

- C2G (Citizen-to-Government) — между гражданами и государственными службами;

- G2B (Government-to-Business) — между государством и частными компаниями;

- G2G (Government-to-Government) — между органами государственного управления.

Электронное правительство предусматривает автоматизацию информационного взаимодействия на уровнях G2C, G2B и G2G.

В социальном плане важнейшими являются отношения G2C и C2G. На этом уровне в настоящее время доведение информации до граждан в основном осуществляется через средства массовой информации и некоторые официальные сайты и носит нерегулярный характер. Граждане не имеют возможности ознакомиться с нужными документами тогда, когда в этом возникает насущная необходимость. Походы по присутственным местам за нужной справкой или копией документа занимают недели. Система ЭП предоставит гражданам следующие возможности.

Сократится время обращения за услугами и время предоставления услуг со стороны государственных органов. Граждане смогут заходить на государственные (официальные) Web-узлы, заполнять регистрационные формы, записываться на прием, приобретать лицензии и разрешения, подавать налоговые декларации и заявки на получение социальных льгот (оформлять пособия по безработице, на ребенка и т.п.), осуществлять поиск работы через службы занятости, оформлять персональные документы (паспорт, водительские права), регистрировать автотранспорт, свидетельства (о рождении, браке), подавать заявления на поступление в высшие учебные заведения, информировать о смене места жительства и т. п.

Можно будет пользоваться комплексными услугами благодаря более эффективному взаимодействию различных правительственных организаций. Гражданам не понадобится носить справки из одного ведомства в другое — достаточно будет обращения, при котором весь дальнейший обмен документами и информацией будет происходить в электронном виде внутри соответствующих ИС в фиксированные сроки.

Население сможет получать более полную информацию о государственных законах, правилах, политике и услугах. Упростится доступ к разнообразным сведениям: законопроектам, материалам слушаний в комитетах и документам по бюджету. Появится возможность следить за действиями своих выборных представителей, создавать группы влияния и высказывать свое мнение в режиме реального времени.

Электронное правительство реализует концепцию прозрачного правительства, или так называемой электронной демократии (e-Democracy). Рост степени прозрачности работы государственных органов должен улучшить общественный контроль за работой правительства и снизить уровень коррупции. Граждане смогут более эффективно воздействовать на принятие управленческих решений в государстве. Государственные проекты будут в большей мере основаны на приоритетах, определяемых гражданами, а не исключительно правительством.

Люди, живущие за границей, смогут участвовать в делах своего отечества. Внедрение ЭП будет способствовать развитию существующих онлайновых гражданских форумов (On-Line Citizen Forums) и практики электронных петиций (e-Petitions). Internet будет шире использоваться для организации выборов (онлайновая регистрация избирателей, публикация результатов, упрощение процесса голосования). Онлайновые выборы позволят людям голосовать практически в любом месте с помощью удобного для них устройства.

В настоящее время в Германии быстрыми темпами идет реализация программы «Одно окно», которая в большой степени реализует то, что было сказано ранее. Суть программы состоит в том, что для решения своей социальной проблемы гражданин обращается только в одно окно, за которым находится чиновник — все проблемы посетитель решает единовременно и только с этим чиновником. Все необходимые справки, документы и их копии он получает в этом окне.

Для реализации программ ЭП необходимо решить ряд задач, носящих как технический, так и административно-правовой характер. Среди наиболее важных можно выделить вопросы подготовки регламентов межведомственного взаимодействия, создания классификаторов государственных услуг и реализации единой технической архитектуры и программно-аппаратной платформы.

Общие административные регламенты для всех ведомств. Их подготовка упростит межведомственное взаимодействие на правовом уровне, а также обеспечит прозрачность правил и процедур, что приведет к повышению эффективности как при поиске нужной государственной информации, так и при ее разработке.

Классификация государственных услуг. Решение данной задачи позволит разработать методы определения ценности той или иной услуги, а также уменьшит вероятность различных трактовок административных регламентов и непонимания между участниками межведомственного взаимодействия.

Создание технической архитектуры
и общей программно-аппаратной платформы.

В настоящее время большинство ведомств имеют достаточную технологическую базу для работы в режиме ЭП. Вместе с тем необходимо разработать общие стандарты средств, предназначенных для повышения эффективности использования межведомственных ресурсов и предоставления услуг населению в режиме On-Line. Такие средства должны быть гибкими и масштабируемыми, что может быть достигнуто за счет их реализации на основе открытых стандартов. Например, за основу может быть взят XML — наиболее мощное средство для обмена информацией в разных форматах.

На рис. 20.6 показана архитектурная схема ЭП

На рис. 20.8 приведена схема ИС для обеспечения четырехуровневого информационного взаимодействия при оказании государственных информационных услуг:

1) информирование граждан (полнота и адекватность документов);

2) предоставление электронных услуг по запросу (идентификация и авторизация заявителей путем электронной цифровой подписи (ЭЦП), использование сервисов PKI, уверенность заявителя в принятии его обращения);

3) интерактивный обмен информацией (идентификация и авторизация не только заявителей, но и чиновников);

4) межсистемное взаимодействие вовлеченных структур (взаимодействие информационных подсистем, мониторинг процессов выполнения государственных функций и оказание услуг в полном объеме).

Формирование и внедрение технологий ЭП — сложный организационный, экономический, технологический и социальный процесс, требующий значительных финансовых затрат, административных усилий, мотивации населения, повышение его информационной и компьютерной грамотности. Создание ЭП в России относится к числу приоритетных национальных проектов. Учитывая высокую стоимость реализации национальных проектов, важно правильно определить стратегию развития ЭП, которая формируется на президентском и правительственном уровне.

 

Вопросы:

1. Каковы основные сильные и слабые стороны концепции ЭП, в том числе применительно к условиям РФ?

2. Дайте собственное определение ЭП, с учетом вашего практического опыта.

3. ЭП в сознании граждан вашей территории, в представлении муниципальных служащих.

4. Какие взаимодействия государства, бизнеса и граждан наиболее проблемные на вашей территории?

Практическое задание:

- Сформируйте пакет нормативно-правовых актов, который необходим для реализации концепции ЭП на вашей территории.

- Докажите невозможность / необходимость реализации концепции ЭП на вашей территории.

Нормативно-правовые акты (к разделам №№ 7 – 10)::

Окинавская хартия глобального информационного общества //URL: http://www.iis.ru/library/okinawa/charter.ru.html

Модельный информационный кодекс для государств - участников СНГ. Часть первая.: Межпарламентская Ассамблея государств – участников Содружества Независимых Государств.: Соглашение вступило в силу 14 марта 2002 года.

Соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации: Соглашение вступило в силу 14 марта 2002 года.

Конституция Российской Федерации (с изменениями на 30 декабря 2008 года): принята всенародным голосованием 12.12.1993

О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации (с изменениями на 12 мая 2009 года): Федеральный закон Российской Федерации от 13.01.1995 № 7-ФЗ

О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ

Об информации, информационных технологиях и защите информации: Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 № 149-ФЗ

Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон Российской Федерации от 09.02.2009 № 8-ФЗ

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации Совет безопасности: Утверждена Распоряжением Президента Российской Федерации от 07.02.2008 № Пр-212

О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена: Указ Президента от 17.03.2008 № 351

О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)» (с изменениями на 10 марта 2009 года): Постановление Правительства РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 № 65

Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти (с изменениями на 26 ноября 2008 года): Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.2003 № 98

О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) (с изменениями на 4 мая 2008 года): Постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 № 679

Об утверждении Положения о ведении реестров государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещаются указанные реестры (с изменениями на 15 июля 2008 года): Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2006 № 807

О создании системы мониторинга использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти: Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2006 № 298

Об утверждении Положения о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами: Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 № 147

Федеральная целевая программа «Культура России (2006 - 2010 годы)» (с изменениями от 14 января 2009 г.): Постановление Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 740

О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям (с изменениями на 10 марта 2009 года): Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2007 № 931

О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет: Постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 № 478

Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.09.2004 № 1244-р

О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах и плане мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах (с изменениями на 10 марта 2009 года): Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 № 1789-р

Концепция региональной информатизации до 2010 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.07.2006 № 1024-р

Типовая программа развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий субъекта Российской Федерации: Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.2007 № 871-р

Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года: одобрена Распоряжением Правительством Российской Федерации от 06.05.2008 № 632-р

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р

План мероприятий по реализации Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года Правительственная комиссия по проведению административной реформы: утверждена Председателем Правительственной комиссии по проведению административной реформы 14.02.2009 № 604п-П16

ГОСТы Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД) // URL: http://www.ifap.ru/library/gost/sibid.htm

Литература (к разделам №№ 7 – 10):

Автоматизированные информационные ресурсы России. Национальный доклад. // Вестник Российского общества информатики и вычислительной техники. М., ВИМИ. – 1994. - № 4 – 5

Бачило И.Л. Информационное право: учебник для вузов / И.Л. Бачило. – М., 2009

Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право. СПб., 2001

Информационное право: актуальные проблемы теории и практики: колл. Монография / под общ. Ред. И.Л. Бачило. – М., 2009

Информационные ресурсы развития РФ: правовые проблемы. / Антопольский А., Бачило И. и др. М., 2003

Информационные ресурсы России. / НТЦ «Информрегистр». – М., 1999.

Информационные ресурсы России. Национальный доклад. // Информационные ресурсы России. – 2002. - № 4

Информационные ресурсы России. Национальный доклад. М., 1999; URL: http://www.nasledie.ru/politvnt/19_35/index.shtml#

Информационные технологии: учебник / под ред. Проф. В.В. Трофимова. – М., 2009

Калятин В.О. Право в сфере Интернета. М., 2004

Копылов В.А. Информационное право. М.: Юрист, 2002

Коротков А.В., Кристальный Б.В., Курносов И.Н. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества. / науч. Ред. А.В. Коротков. М., 2007

Кузнецов И.Н. Информация: сбор, защита, анализ. Учебник по информационно-аналитической работе. / И.Н. Кузнецов. М., 2001

Никитов В.А., Орлов Е.И., Старовойтов А.В., Савин Г.И. Информационное обеспечение государственного управления / Под ред. Ю.В. Гуляева. – М., 2000

Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. Под ред. В. Л. Иноземцева. М., 1999.

О развитии электронного правительства в Российской Федерации и готовности федеральных органов исполнительной власти к переходу на оказание государственных услуг населению с использованием Интернета. Доклад Института современного развития /Институт развития информационного общества. 2009. – апрель // URL: http://www.ifap.ru/library/book422.pdf

Прохоров А. Электронное правительство в цифрах и фактах // КомпьютерПресс. – 2006. - №5

Смолян Г. Л, Черешкин Д. С., Вертинская О. Н., Костюк В. Н., Савостицкий Ю. А. Путь России к информационному обществу (предпосылки, индикаторы, проблемы, особенности). М., 1997

Справочник информационного работника / Науч. ред. Р. С. Гиляревский, В. А. Минкина.— 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Профессия, 2007

Ресурсы удалённого доступа

Президент Российской Федерации // URL: http://www.kremlin.ru/

Официальная Россия. Сервер органов государственной власти Российской Федерации // URL: http://www.gov.ru/

Интернет-портал Правительства Российской Федерации // URL: http://www.government.ru/content/

Информация для всех. Программа ЮНЕСКО в России // URL: http://www.ifap.ru/library/index.htm

Портал государственных услуг. Общероссийский государственный информационный центр // URL: http://www.ogic.ru/cs/ContentServer?pagename=Design/MainPage

Интернет и право. Юридическая фирма // URL: http://www.internet-law.ru/map.htm

Сopyright: Интеллектуальная собственность. Авторские и смежные права. Патентное право. // URL: http://www.copyright.ru/

Институт развития свободы информации // URL: http://www.svobodainfo.org/info/page/

Институт развития информационного общества. // URL: http://www.iis.ru/index.html

Электронный регион // URL: http://www.eregion.ru/

Электронное общество. Журнал. // URL: http://www.infosoc.iis.ru/

 

Раздел 11.
Информационно-аналитическая деятельность в учреждении

Виды источников информации

Источник информации - это базовое понятие информационно-аналитической работы, характеризующая массив информации, где интересующая предметная область представлена достаточно полно.

Источник - это место, где необходимые сведения «извлекаются» с наименьшей затратой ресурсов. В информационно-аналитической работе под источниками подразумевают не только сухие знания, оторванные от их создателей, но также живых людей.

Считается, что для каждого запроса существуют свои источники информации. Весьма важно, что таких источников обычно несколько, и они, как правило, разные по своей природе.

Для оценки источников используется такая их характеристика, как НАДЕЖНОСТЬ.

Аналитики должны иметь универсальный алгоритм оценки источников. Поэтому на практике они прибегают к технологически более сложной оценке на НЕЗАВИСИМОСТЬ.

Каналы получения информации

Каналы передачи - это возмущающая среда, характеризующая цепочку технологического перемещения данных от источника к потребителю, потребляющая ресурсы.

Обычно считается, что источники и каналы имеют этапы зарождения, становления, зрелости и, конечно же, этапы диссипации, то есть угасания и умирания.

Трудность состоит в том, чтобы канал оказался надежным и удобным для использования, а также доступным в заданное время. При планировании работы и распределении ресурсов важно учитывать затраты на то, чтобы каналы работали бесперебойно.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.