Классификация вопросов в жанре интервью — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Классификация вопросов в жанре интервью

2017-05-20 3018
Классификация вопросов в жанре интервью 4.75 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Основную часть интервью составляет система вопросов-ответов, которые в своей последовательности образуют драматургию беседы. Композиция ее зависит от преобладания событийного или описа­тельного начала в фиксируемой информации и от смысловой связи вопросов. Главная функция вопросов — это реализация целей и задач ин­тервью.

Приведем классификацию вопросов разработанную исследователем современных СМИ Н.В.Кодола[24]

Открытый вопрос называет для интервьюируемого тему или пред­мет, а далее он волен структурировать ответ по своему усмотрению.

Закрытый вопрос характерен тем, что возможные ответы заложе­ны в нем самом, так что опрашиваемый должен выбрать точку зрения, мнение, которое больше всего соответствует его позиции.

В журналистике их ис­пользуют в том случае, если:

– нужно получить прямую реакцию собеседника, например, под­твердить, или опровергнуть факт;

– собеседник затрудняется высказать свое мнение в силу раз­личных обстоятельств: застенчивость, боязнь показаться смеш­ным, неумение выразить свою мысль. Однако нужно помнить об опасности невольно навязать интервьюируемому ответ.

Одним из наиболее популярных в классификации вопросов, и наиболее сложных является многоярусный вопрос. Иногда его называют «вопрос с балконом», «вопрос с предшествующим суждением журналиста». Суть такого вопроса в том, что журналист сначала высказывается на определенную тему, а потом задает вопрос в продолжении своего высказывания.

Контактные вопросы. До основных могут быть заданы вопросы, которые позволяют установить контакт с собеседником. Вопрос может быть связан с последними событиями, с окружающей обстановкой.

Уточняющие вопросы. Такие вопросы необходимы, когда собесед­ник не раскрывает каких-либо неясных для аудитории вещей, считая их само собой разумеющимися, или намеренно уклоняется от разъяс­нений. Уточняющие вопросы направлены на выяснение истинности или ложности выраженного в них суждения. Уточняющий вопрос необходим, когда на предыду­щий дан неясный или двусмысленный ответ. Такие вопросы можно задавать в разных формах:

1) запросить пример для иллюстрации или прояснения сказанною;

2) перефразировать сказанное собеседником, если его ответ непо­нятен.

Контрольные вопросы. Контрольные вопросы могут быть подготовлены заранее и появляться спонтанно в ходе интервью. Их цель — проверить, обладает ли интервьюируемый в действительности теми знаниями, на которые претенду­ет, теми чувствами, о которых рассказывает, одним словом, проверка поступающей информации на достоверность, что видно из вышеприве­денного примера.

Уличающие вопросы. Вопрос уличающего характера применяется в случае противоречии в ответах, если собеседник был непоследователь­ным в описании, неуверенным в аргументации.

При использовании такого рода вопросов журналисту следует воз­держиваться от высказываний типа: «Вы не правы», «Я вам не верю». Даже в том случае, если журналист был вежлив, после уличающего во­проса беседа может быть прекращена собеседником или затруднена. По­этому этот вопрос лучше задать в конце беседы.

Гипотетические вопросы. Такие вопросы побуждают собеседника запяться прогнозами, пофантазировать о перспективах объекта беседы пли возможных последствиях его действий. На них часто отказывают­ся отвечать политики и лица, принимающие решения, так как они рис­куют ответить невыгодным для себя образом. Гипотетические вопросы лучше задавать ученым или экспертам, занимающимся прогнозами в своей области.

Риторические вопросы. Такие вопросы содержат скрытое утверж­дение, не требующее ответа. В риторических вопросах не происходит требуемого двустороннего взаимодействия между журналистом и его героем. Здесь активной стороной оказывается журналист.

Вопрос-перебивка. Любая перебивка журналиста со стороны кажет­ся неэтичной, недопустимой. Тем не менее, если этого требует лимит времени или собеседник уходит от ответа, можно мягко, едва заметно, профессионально, ловко поворачивая беседу, перебить собеседника воп­росом. Но перебивать грубо, резко, оскорбим при этом собеседника, не­допустимо.

Личный вопрос. Такие вопросы выделяются как наиболее трудная часть интервью, затрагивающая факты, касающиеся человека лично или его близких. Такие вопросы необходимо задавать деликатно, однако достаточно настойчиво, также желательно:

■ тщательно их формулировать во время предварительной под­готовки (домашних заготовок);

■ изучать биографию и особенности характера собеседника;

■ стараться интервьюировать в обстановке «с глазу на глаз»;

■ не упускать возможности пообщаться в случайной и непри­нужденной обстановке; когда собеседник не насторожен, а рас­слаблен, раскован, он с большей вероятностью ответит на воп­росы;

■ не прерывать собеседника для уточнения записи в блокноте.

Подсказывающие вопросы. Такие вопросы уже содержат ожидае­мый ответ. В большинстве случаев их следует избегать, гак как они подталкивают собеседника к неполноценному ответу или собеседник может воспринять их как' манииулятнвнын прием. В интервью. публи­куемых ь печати, а особенно часто на радио- и телевидении, встречают­ся вопросы: «Вам известно, что...» Немногие в таких случаях решатся возражать интервьюеру, у которого все уже распланировано и ясно. Боль­шинство интервьюируемых в таких случаях спешат вырази ть свое согла­сие. Иногда подсказывающие вопросы намеренно используют журна­листы, особенно те, которые заранее все решили и не хотят отказывать­ся от сложившегося представления. Однако подсказывающие вопросы необходимы в том случае, если собеседник смущается.

Подсказывающие вопросы могут проявляться в разных формах:

■ включать в себя избыточные слова;

■ содержать лимитированное количество вариантов ответа:

■ содержать оценку.

Косвенные подсказки провоцируют собеседника на расшифровку мысли, подкрепление ее примером. Они могут быть оформлены весьма деликатно. Выделяются следующие виды косвенных подсказок (при­годные для разных случаев):

■ «договарнвание» репортер сам заканчивает фразу, начатую партнером):

■ «сомнение» («Но если так, не может ли получиться, что...»; «Неужели все так просто?»)',

■ «реакция отрицания или удивления» («Вот это да!.. Не мо­жет быть!»);

«подсказка-сюжет» («Да, мне это понятно, со мной это тоже бывало. Помнится...»).

Провокационные вопросы. Обычно задавая провокационный во­прос, журналист надеется, что собеседник потеряет над собой контроль и выложит информацию, которой не собирался делиться. На провока­ционные вопросы не реагируют люди, подготовленные к общению с прессой. Результативным же будет такой ход в беседе с тем, кто этого опыта ранее не имел.

Корректные и некорректные вопросы. Логически некорректны­ми (неправильно поставленными) называются вопросы, в основе кото­рых лежат ложные или неопределенные суждения. Например, во время дискуссии одной девушке вопрос был поставлен так: «По каким про­блемам вам чаще всего приходится ссориться со своими сверстниками?» Некорректность этого вопроса заключается в том, что сначала нужно было выяснить, ссорится ли вообще девушка со своими сверстниками, а потом уже при положительном ответе уточнять, по каким проблемам.

Таким образом, формулировка вопросов, расположение их в опре­деленной последовательности обеспечиваются специальными комму­ никативно -речевыми умениями. Это такие умения, как:

■ формулировать вопросы в соответствии с замыслом интервью;

■ располагать вопросы в логическом порядке, с учетом необхо­димости придать беседе определенный «сюжет», «развитие дей­ствия»;

■ реагировать на различные ситуации, возникающие в процессе беседы, и в связи с этим корректировать ход беседы.

Вопросы для самопроверки в тестах по курсу «Практика журналистского общения»

1. Назовите известные Вам виды интервью по характеру обсуждаемого вопроса, коротко раскройте их суть.

2. Охарактеризуйте достоинства и недостатки интервью по телефону.

3. Сформулируйте основные правила ведения интервью по телефону.

4. Назовите известные Вам типы собеседников в интервью, дайте им краткую характеристику.

5. Назовите наиболее частые ошибки интервьюеров, связанные с подготовкой и формулировкой вопросов.

6. Каковы требования к формулировкам вопросов для интервью?

7. За счет чего Иван Ургант создает юмористический эффект в интервью с детьми «Взгляд снизу».

8. Каковы для журналиста достоинства и недостатки открытых вопросов?

9. Какова функция закрытых вопросов?

10. Почему вопрос «Вы уже бросили пить?» является вопросом-ловушкой?

11. В ситуации, когда собеседник затрудняется высказать свое мнение: застенчив, боится показаться неубедительным, затрудняется высказать свою мысль, какой тип вопросов необходимо использовать и почему?

12. Дайте определение типа вопросов по следующим характеристикам:

«Вопрос с предшествующей информацией, суждением журналиста»

«Вопрос служит для выяснения точки зрения интервьюируемого, даже если он не хочет ее высказывать»

«Вопрос предполагает конкретный ответ»

13. Что такое «движение вперед» в интервью, какими двумя способами оно достигается?

14. Что такое «движение назад» в интервью, почему его следует избегать

15. Какие проблемы для журналиста возникают из следующей типичной ситуации: «Существующие пресс-службы, в ведении которых находит­ся общение с представителями СМИ, подчас являются источниками актуальной и общественно значимой информации. Однако на самом деле первоисточник представ­ляют собой не они».

16. Как можно устранить недостатки в полученной информации от пресс-служб?

17. Что это за тип собеседника: «Они не терпят критики и очень любят лесть. Именно в этой связи интервью прессе они предпочитают использовать как сво­его рода рекламную акцию». Какова должна быть тактика журналиста в интервью с такими собеседниками?

18. Что это за тип собеседника: «Всякий контакт с журналистами они расценивают, как повод отчитаться об успешной работе. В их ответах преобладают ссылки на документы, материалы статистики, они избегают личных оценочных суждений, а также самооценки». Какова должна быть тактика журналиста в интервью с такими собеседниками?

19. В чем принципиальное отличие информационного интервью от беседы? Какова роль журналиста в этих двух видах интервью?

20. В классификации вопросов, одним из наиболее сложных является многоярусный вопрос. Иногда его называют «вопрос с балконом», «вопрос с предшествующим суждением журналиста». Придумайте такой вопрос о роли России в гражданской войне на Украине.

21. Среди собеседников журналиста существует такая категория как «бывшие» (директора, политики, спортсмены). В чем особенность этих собеседников, как источников информации.

22. Для какой категории собеседников предназначены следующие рекомендации журналисту:

♦ Не проявлять нетерпения, быть готовым к тому, что­бы выслушать длинные сентенции и поучения.

♦ Увеличить время для «разминки»; пустить в ход прием ненавязчивого, «мягкого» зондирования.

♦ Проявить терпимость и не вступать в спор — это ми­нимальные условия того, чтобы разговор состоялся.

♦ Упростить вопросы, не демонстрируя при этом свое снисхождение.

Почему необходимо соблюдать эти рекомендации.

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

1. В сети интернет найти примеры удачных и неудачных интервью профессиональных журналистов, объяснить, что повлияло на успех интервью, определить причины неудачного профессионального общения.

2. Подготовить вопросы для интервью – или представить собственное реальное интервью, опубликованное в СМИ, с обоснованием заданных вопросов: как они «работают» на тему интервью, почему выбраны такие формулировки вопросов, именно такая их последовательность.

 

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.