Порядок разработки государственных прогнозов и программ социального развития. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Порядок разработки государственных прогнозов и программ социального развития.

2017-05-20 907
Порядок разработки государственных прогнозов и программ социального развития. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации – деятельность органов государственной власти Российской Федерации по разработке, утверждению, исполнению, корректировке указанных прогнозов и их использованию в управлении развитием экономики, ее территориальных и отраслевых подсистем, предприятий и организаций.

Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства.

Закон определяет состав системы государственных прогнозов социально - экономического развития Российской Федерации, а также основные принципы государственного прогнозирования РФ на долго-, средне- и краткосрочную перспективу.

Порядок разработки прогнозов социально-экономического развития определяется Правительством Российской Федерации.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов, действующего законодательства и программ его совершенствования.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по Российской Федерации (макроэкономический прогноз), по институциональным секторам, народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам.

Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов, а также при различных стратегиях государственной социально-экономической политики.

Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики темпов развития экономической системы и ее структуры, научно-технического развития бюджетно-налоговой и денежно-кредитной систем, финансов предприятий и населения, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления товаров и услуг по отраслям, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.

Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период. На основе прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу Правительство Российской Федерации организует разработку концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Порядок разработки прогноза социально-экономического развития и порядок разработки концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу определяются Правительством Российской Федерации.

В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики государства данные прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов социально-экономического развития и программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. Порядок разработки прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу определяется Правительством Российской Федерации.

Первое после вступления в должность Президента Российской Федерации послание, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. В специальном разделе послания Президента Российской Федерации характеризуется состояние экономики Российской Федерации, формулируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, направления реализации указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, приводятся важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно. Ежегодное послание Президента Российской Федерации, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий год.

Правительство Российской Федерации одновременно с представлением проекта федерального бюджета представляет Государственной Думе следующие документы и материалы:

- итоги социально-экономического развития Российской Федерации за прошедший период текущего года;

- прогноз социально-экономического развития на предстоящий год;

- проект сводного финансового баланса по территории Российской Федерации;

- перечень основных социально-экономических проблем (задач), на решение которых направлена политика Правительства Российской Федерации в предстоящем году;

- перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию за счет средств федерального бюджета на предстоящий год;

- перечень и объемы поставок продукции для федеральных государственных нужд по укрупненной номенклатуре;

- намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики.

Правительство Российской Федерации представляет при необходимости проекты федеральных законов, предусматривающих меры по реализации задач социально-экономического развития Российской Федерации в предстоящем году.

Намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики включают показатели его функционирования и развития, получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом.

Намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики содержат оценку эффективности использования федеральной собственности и пакетов акций, а также программу повышения эффективности использования федеральной собственности.

__

Программа социально-экономического развития – целевая программа, направленная на достижение стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития регионов. 6

Структура программы экономического развития.

Прежде всего, определяется, какие тематические разделы должны быть включены в программу. Должно ли последовать сужение темы и концентрация исключительно на экономических вопросах или должен быть задействован весь спектр сферы деятельности субъекта РФ. Структура охватывает широкий спектр сфер деятельности и должна адаптироваться в зависимости от специфики:

1. Цели развития.

2. Описание процесса разработки.

3. Сильные и слабые стороны субъекта РФ.

4. Перспективное видение развития субъекта РФ.

5. Потенциал и дефицит, перспективное видение и предложения по проведению мероприятий:

развитие экономики и создание рабочих мест;

экономика и предприятия;

сельское и лесное хозяйство;

транспорт и инфраструктура;

туризм и досуг;

межрегиональное сотрудничество;

социальные вопросы;

жилищное хозяйство и развитие строительства;

здравоохранение;

решение проблем молодежи;

образование;

культура;

вопросы безопасности и охраны порядка;

охрана природы и окружающей среды.

Программа экономического развития субъекта РФ - это процесс определения того, каким субъект собирается быть в будущем и включает в себя поиск наиболее эффективных путей для достижения этой цели. 7Программа необходима для:

помощи в принятии текущих решений с учетом намеченных целей;

обеспечения регулирования развития субъекта РФ;

определения приоритетов экономического и социального развития;

привлечения инвестиций в экономику субъекта РФ.

Определенная цель развития предполагает и систему подцелей.

Таким образом, процесс разработки программы социально-экономического развития региона содержит целый комплекс процедур, которые необходимо выполнять для успешного претворения в жизнь разработанной программы. Только последовательная разработка и реализация всех элементов программы даст плодотворный результат в будущем и будет иметь положительный эффект.

Программа социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период разрабатывается на основе стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период, прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период с учетом основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период.

Период, на который разрабатывается программа социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Корректировка программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период производится по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Период разработки программы развития составляют:

сбор и обработка информации по основным направлениям;

выработка стратегических направлений и критериев эффективности развития субъектов РФ;

оценка потенциала и ресурса развития;

разработка концепции комплексного социально-экономического развития субъекта РФ;

разработка и принятие программы комплексного социально-экономического развития субъекта РФ.

В период реализации программы развития входят:

исполнение программы социально-экономического развития;

мониторинг реализации программы социально-экономического развития;

выработка предложений по корректировке бюджета, программы социально-экономического развития;

поиск дополнительных источников для инвестиций, привлечение и освоение инвестиционных ресурсов.

Особенность процесса разработки и реализации программы социально-экономического развития субъекта заключается в том, что в периоды формирования и корректировки планов обязательно должны согласовываться с некоторыми характерными временными периодами жизнедеятельности субъекта, а именно с разработкой и принятием бюджета, сроками полномочий органов управления.

Этапы разработки и принятия программ.

Сбор и обработка информации.

Процесс сбора информации, предназначенной для дальнейшей обработки и использования, должен отвечать следующим требованиям:

информация должна собираться целенаправленно и непрерывно;

источники информации должны быть достоверными;

информация должна быть оперативной, учитывающей изменения внешних факторов.

Главная задача этапа сбора и обработки информации - создать такую базу данных, которая позволила бы максимально четко выявить позиции и уровень развития местного сообщества, определить его стартовые возможности.

Выработка стратегических решений и критериев эффективности развития муниципального образования.

"Без стратегии не может быть целенаправленного движения вперед. Без нее возможно только "латание дырок", что сегодня повсеместно происходит в России на общегосударственном и местном уровне управления".8

Целевой установкой стратегического планирования развития является формирование общего видения и планов на будущее для субъекта. Это путеводная нить должна привести к совместным действиям как можно большего количества политических, экономических, социальных, культурных и общественных групп, а также к формированию самобытного профиля субъекта.

Для достижения намеченных целей необходимо, чтобы все названные группы привлекались к процессу разработки программы. Таким образом, конечное видение должно быть общим, заданная цель развития должна быть выработана совместно, поскольку и реализовываться она будет совместно всеми участниками.

Задачей органов управления, является организация и управление этим процессом, который должен быть завершен принятием представительным органом соответствующего решения.

Существует следующая примерная последовательность шагов при разработки программы экономического и социального развития:

1. Выявление и составление баланса сильных и слабых сторон.

Этот этап представляет собой анализ; в ходе, которого используются уже имеющиеся данные, статистические и иные сведения, аналитические материалы, учитываются данные изучения репутации, проведенного среди предпринимателей и жителей, а также экспертных оценок. Благодаря действиям по опросу и анализу вырисовывается четкая картина имеющихся в субъекте потенциалов и дефицитов.

2. Формирование общего видения будущего, т.е. конечных целей развития субъекта и общих направляющих линий поведения.

Задача по проведению вышеназванных этапов работы возлагается на созданную рабочую группу, в составе которой должны быть представители органов управления и основных общественных групп, а руководство работой этой группы должна осуществлять администрация.

Результатом деятельности рабочей группы должны быть сформулированные, в зависимости от темы, сильные и слабые стороны, относящиеся к теме будущего и долгосрочные цели в форме описания "как должно быть", а также предложения конкретных и реальных мероприятий, которые кажутся наиболее подходящими для реализации этих целей.

3. На организационном этапе группа должна обсудить и скорректировать результаты своей деятельности, в зависимости от обстоятельств еще раз согласовать предложенные мероприятия с заинтересованными группами, и в результате подготовить и представить проект программы развития.

4. Проект подлежит опубликованию и публичному обсуждению, поступающие критические замечания и инициативы должны быть учтены, после чего следует обсуждение и утверждение доработанного проекта программы в представительном органе.

5. Сопровождение и контроль, а также частичная адаптация программы развития к меняющимся внешним условиям осуществляются администрацией, представительным органом субъекта и рабочей группой.9

Таким образом, основная цель при формировании программы социально-экономического развития это создание комплексной сбалансированной программы повышения уровня развития субъекта, в которой увязаны возможности и ресурсы субъекта, а также определены перспективные направления развития субъекта.

9. Сущность планирования.

Планирование — центральная функция управления. Управление - определение целей деятельности и организации работ группы людей таким образом, чтобы эти цели достигались по завершении деятельности; процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать цели организации и достичь их.

Функция планирования предполагает решение вопроса о том, какими должны быть цели организации, что должна делать организация и ее члены для их достижения. По сути и содержанию функция планирования должна отвечать на следующие три вопроса:

1. В каком состоянии организация находится в настоящее время?

2. В каком направлении хочет двигаться организация?

3. Каким образом организация собирается сделать это?

Сущность планирования состоит в обосновании целей и способов их достижения на основе выявления комплекса задач и работ, а также определения эффективных методов и способов, ресурсов всех видов, необходимых для выполнения этих задач и установления их взаимодействия.

Основная цель -интеграция всех членов организации для решения комплекса задач и выполнения работ, обеспечивающих эффективное достижение конечных результатов.

Планирование – систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернатив в ожидаемых условиях.

Рыночное планирование внутрихозяйственной деятельности на различных предприятиях и фирмах состоит в разработке вариантов желаемого будущего и нахождения путей более эффективного приближения к нему.

Внутрифирменное планирование — это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей.

 

10. Причины осуществления планирования.

Процесс планирования - неотъемлемая часть любой разумной деятельности - охватывает все сферы жизни Планирование следует считать одним из главных преимуществ перед другими живыми существами Только человек способен представить ты результаты будущей работы, то есть обладает способностью посмотреть заранее Любая деятельность начинается с того, что человек намечает последовательно мероприятия, выполнение которых обеспечивает реализацию по поставленных целей, в противном случае ее намерения будут невыполненными Планирование позволяет определить наиболее важные, приоритетные задачи, целенаправленно использовать для их осуществления имеющиеся ресурсы, обеспечивая чить оптимальную реализацию последних Плохое планирование приводит к плохим результатам, эффективное планирование улучшает результаты Если планирование не приводит к определенным сдвигам в состоянии объекта планирования ния, оно осуществлено зря Любой организации (независимо от ее организационно-правовой формы), чтобы в будущем преуспеть в текучести мира, необходимо активное, энергичное, непрерывное и творческие е планирования, в противном случае управление только пассивно реагирует на воздействия внешней среды и не позволяет объекта планирования быть активным конкурентоспособным участником рыночных преобразований.

Планирование - важнейшая часть предпринимательской практики Важность планирования выражается афоризмом: “Планировать или быть планируемым “Для фирм необходимо определить собственные ресурсы и количество потребителей, способных их ее развивать Планы устанавливают не только общую деятельность, процесс достижения поставленной цели, но продолжительность и последовательность всех видов работ, их этапов, увеличивая эффективность производительности труда и уменьшая нерациональные расходыати.

Создание системы планирования в хозяйствующего субъекта требует затрат, но эффект от рациональной организации ее функционирования всегда превышает ее расход поэтому определение планирования как сферы невироб бничих расходов глубоко ошибочно, и противоречивая Классики менеджмента обратили внимание, что отсутствие планов на предприятии сопровождается колебаниями, ошибочным маневрированием, несвоевременной сменой ческие ции, что является причиной плохого этапа дел и даже их кризисовзи.

Факторы, обусловливающие возрастающую роль науки планирования:

• рост масштабов общественного производства при осложнении хозяйственных связей требует улучшения координации процессов производства, распределения, обмена и потребления;

• изменения в условиях рынка методов хозяйствования, требует перестройки системы планирования на всех уровнях управления экономикой;

• рост числа управленческих кадров, усиливает требования к уровню организации их работы и подготовки;

• расширение и усложнение международных связей;

• развитие научно-технического прогресса;

• морально-политические аспекты, связанные с необходимостью устойчивого развития территорий, повышения материальной и моральной заинтересованности населения и т.д. Качество планирования зависит от уровня подготовки п работников фирмы, який

определяется:

• теоретической подготовкой;

• уровню их интеллектуального развития;

• опытом и квалификацией;

• пониманием того, что план - это система сознательных решений, требующих соответствующих действий;

• умением предвидеть последствия решений;

• способность видеть главное, абстрагируясь от второстепенного, несущественного;

• умением найти оптимальное соотношение внешнего и внутреннего в условиях бизнеса

 

11. Классификация видов планирования.

По срокам планирования:

· оперативное (до года) - определение конкретных действий на установленный период, план производства, кассовый план и т.д.;

· краткосрочное (один год) - формирование производственных, коммерческих, административно-хозяйственных планов, бюджет предприятия;

· среднесрочное (три-пять лет) - планирование мероприятий по реализации стратегии, выработка финансовой политики, бизнес-план;

· долгосрочное (свыше пяти лет) - концепция компании, стратегические планы.

По функциям назначения:

· производственные - план производства;

· коммерческие - сбыт готовой продукции и материально-техническое обеспечение предприятия;

· инвестиционные - план тех перевооружения, организационно-техническое развитие предприятия;

· социальные планы - содержание объектов социальной сферы, социальная поддержка персонала;

· планы по труду и заработной плате;

· другие планы по функциям и сферам деятельности.

По уровням управления предприятием:

· общефирменные планы

· планы структурных подразделений (филиал, производство, цех)

· планы работ функциональных отделов;

· планы работ участков и бригад.

По объектам планирования:

· по видам деятельности;

· по конкретным продуктам, видам работ и услуг;

· план выпуска новых изделий;

· план по видам продукции, находящейся в процессе освоения и т.д.

Также различают следующие виды:

· последовательное планирование - новый план составляется по истечении срока действия предыдущего;

· скользящее планирование - по истечении части срока действия плана производится его ревизия на оставшийся период и составляется новый с учетом полученных фактических данных;

· гибкое планирование - пересмотр плана с учетом возникновения неоднозначных условий, гибкое планирование для накладных расходов.

Таким образом, сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

К элементам системы планирования относятся:

· горизонт планирования - календарный период времени, на который составляются планы (начала и конец планового периода);

· интервал планирования - минимальный календарный период времени, в разрезе которого проводится планирование (день, неделя, месяц, год);

· субъект планирования - ответственное должностное лицо или структурное подразделение, разрабатывающее планы или отвечающее за их выполнение;

· плановые показатели - планируемая информация (номенклатурные позиции, затратные элементы и др.);

Разрабатывая комплекс мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов, как правило, организация сталкивается со следующими факторами, оказывающими негативное влияние на формирование планов предприятия:

· особенности исходного состояния - информация плохо структурирована, показатели тяжело определить и измерить;

· особенности конечного состояния - множественность целей, значительное влияние внешних факторов, условия нестабильности;

· неопределенность в отношении имеющихся альтернатив, поиск других требует времени и средств;

· проблемы инструментария формирования плана предприятия;

· большое число лиц, участвующих в планировании;

· ответственность за выполнение плановых показателей несут одни должностные лица, а планы составляют другие;

· проблема контроля как на этапе составления, утверждения плана, так и в ходе выполнения и корректировки.

Поэтому только последовательное и систематическое составление формализованных планов, а также контроль их исполнения позволяет компаниям организовать эффективную систему планирования и обеспечить взаимоувязку плановых показателей между отдельными подразделениями.

 

12. Особенности планирования в условиях рыночной экономики.

- Основной постулат либералов - рыночников о том, что рынок способен отрегулировать все, постепенно вытесняется признанием необходимости внутрифирменного планирования. Правда, планирование в условиях рыночной экономики, отличающейся постоянно изменяющейся обстановкой на рынке, не может быть 100%-но достоверным или, как говорят экономисты, детерминированным. Степень достоверности планирования зависит от глобальной обстановки в той или иной стране. Она является первой отличительной особенностью типа внутрифирменного планирования.

В странах с развитой рыночной экономикой в настоящее время происходят коренные изменения, связанные с переходом от индустриальной экономики к постиндустриальной. Основные признаки этого периода: перепроизводство товаров, переход от производства товаров к предоставлению услуг, снижение уровня использования неквалифицированной рабочей силы, возрастание роли образования, превращение информации в основной товар, корпоративность, глобализация.

Если в индустриальной экономике основное направление - промышленное производство и обеспечение общества необходимыми товарами, то в постиндустриальный период задача состоит в развитии сферы услуг, связанных с распространением знаний, преобладании их над промышленностью и сельским хозяйством.

13. Характеристика методов планирования.

- Планирование - это определение целей и задач предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.

Построение и использование планов, программ – одна из важнейших предпосылок оптимального управления производством.

В чисто логическом смысле план, прежде всего, содержит в себе ту систему перспектив и результатов, реализация которых имеется в виду или уже намечена соответствующим органом управления. Например, перспективы роста объемов продукции, повышения производительности труда, развития техники, технологии производства, его кооперирование и т. д. Такого рода перспективы должны строиться на основе учета не только целей производства, но и на основе анализа объективных условий деятельности. Следовательно, эти перспективы являются выражением желательных результатов хозяйствования в возможных на определенный период рамках.

Основные и необходимые элементы построения плана:

1) определение перспектив развития;

2) анализ сложившейся хозяйственной ситуации и тенденций ее развития;

3) разработка на этой основе программы мероприятий и выбор средств воздействия для достижения поставленной цели.

Достаточно широко известна формула французского философа Огюста Конта: знать, чтобы предвидеть; предвидеть, чтобы управлять. В этой формуле хорошо выражена мысль о том, что управлять, а, следовательно, и планировать - нельзя без предвидения и что предвидеть можно только на основании имеющихся знаний.

 

К основным методам разработки планов можно отнести: балансовый, нормативный, метод планирования по технико-экономическим факторам, программно-целевой, многовариантных расчетов (последовательных приближений), экономико-математические методы.

1. Нормативный - на основе прогрессивных норм использования ресурсов.

Суть нормативного методазаключается в том, что на предприятии в процессе планирования применяется целая система норм и нормативов (нормы расхода сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, трудоемкость, нормы численности, нормативы использования машин и оборудования, нормативы организации производственного процесса, длительность производственного цикла, запасы сырья, материалов и топлива, незавершенного производства, финансовые нормативы и др.).

Этот метод целесообразно использовать только в том случае, если при этом используется прогрессивная нормативная база, т. е. когда нормы и нормативы имеют прогрессивный характер и, кроме того, пересмотрены с учетом планируемых мероприятий по внедрению новой техники и технологии, а также совершенствованию организации производства и труда.

2. Балансовый - целенаправленное согласование направлений использования ресурсов с источниками их образования (поступления) по всей системе взаимосвязанных материальных, финансовых и трудовых балансов.

При использовании этого метода составляют различного рода балансы:

- материальные (балансы топлива, электроэнергии, оборудования, строительных материалов и т. д.);

- трудовые (баланс рабочей силы, баланс рабочего времени);

- финансовые (баланс денежных доходов и расходов, бухгалтерский баланс, кассовый план и др.);

- комплексные (баланс производственной мощности).

3. Метод планирования по технико-экономическим факторам применяется в основном при планировании издержек производства и реализации продукции, производственной программы и некоторых других разделов плана предприятия (например, план по труду и кадрам).

При этом методе планирования должны быть учтены многочисленные факторы:

- технические (внедрение новой техники и технологии, новых материалов, реконструкция и техническое перевооружение предприятия и др.);

- совершенствование организации производства и труда;

- изменение объема производства, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;

- рыночные (инфляция);

- особые факторы, связанные со спецификой предприятия, производства, региона.

4. Экстраполяции - выявленные в прошлом тенденции развития предприятия распространяются на будущий период;

5. Интерполяции - предприятие устанавливает цель в будущем и, исходя из нее, определяет промежуточные плановые показатели;

6. Факторный - на основе расчетов влияния важнейших факторов на изменение плановых показателей;

7. Матричный - путем построения моделей взаимосвязей между производственными подразделениями и показателями;

8. Экономико-математического моделирования с применением ЭВМ и другие.

 

14. Логика и технология планирования.

15. Понятие и особенности макроэкономического планирования.

- Планирование – это процесс подготовки управленческого решения основанный на обработке исходной информации и включающий в себя выбор и научную подготовку целей, определение средств и путей их достижения посредствам сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития.

Сущность планирования заключается в том, чтобы на основе сознательного использования системы объективных экономических законом, основных положений и выводов экономической теории, накопленного опыта и хозяйственной практики обеспечить научное обоснованное руководство развитием народного хозяйства посредствам использования системы плановых документов.

Планирование осуществляется на различных уровнях управления:

- на уровне народного хозяйства страны - макроэкономическое планирование;

- на уровне региона – региональное (территориальное) планирование;

- на уровне предприятия или фирмы – микроэкономическое планирование.

Макроэкономическое планирование – это научное предвидение развития и результатов функционирования общественного воспроизводства основанное на установлении его закономерностей, тенденции социального и научно-технического прогресса, объективных зависимостей и причинно-следственных связей в народном хозяйстве.

Социально-экономическая сторона планирования основана на познании экономических законов, на отражении экономической политики государства и отражает экономические и социальные процессы расширенного воспроизводства, т.е. объект планирования.

Методологическая сторона планирования отражает совокупность принципов и методов планирования.

Организационная сторона планирования отражает структура плановых органов и технологию разработки планов, т.е. субъект планирования.

В процессе общегосударственного планирования решаются следующие основные задачи:

1. определение общественных потребностей.

2. выявление возможных для их удовлетворения материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

3. обоснование наиболее рациональных направлений использования ресурсов в соответствии с текущими и перспективными потребностями.

4. обеспечение сбалансированности развития между отдельными сферами народного хозяйства (отраслями, регионами).

5. повышение эффективности использования всех видов ресурсов для достижения максимально возможных социальных результатов экономической деятельности.

В период развития рыночной экономики развиваются научные основы планирования, совершенствуются его формы и методы, изменяются состав и содержание плановых документов. По форме проявления и содержанию планирование может быть:

1. директивное планирование – представляет собой процесс разработки планов имеющих силу юридического закона и комплекс мер по обеспечению их выполнения. Директивные планы носят адресный характер, обязательны для всех исполнителей, а должностные лица несут ответственность за невыполнение плановых заданий (СССР, Восточная Европа).

2. индикативное планирование -является средством реализации социально-экономической политики государства, это процесс формирования системы параметров (индикаторов) достижение которых определяет меру государственного воздействия на социальные и экономические процессы. В качестве индикаторов используются показатели, характеризующие динамику, структуру, эффективность экономики, занятость, уровень жизни народа, внешнеэкономические связи. Индикативное планирование широко применяется в Японии, Китае, Франции.

Индикативное планирование является наиболее совершенной формой организации взаимодействия всех звеньев федеральных органов управления, как между собой, так и с региональными органами. В системе индикативного планирования на основе научных прогнозов и целевых программ разрабатываются государственные, региональные и корпоративные планы. Индикативные планы органично соединяют концепции экономической и промышленной политики государства, прогнозы функционирования экономики, государственные программы, объемы государственных капитальных вложений и на этой основе обеспечивают взаимосвязь государственных и региональных программ, а также регламентируют процессы управления государственными предприятиями и регулирования рыночных структур.

3. стратегическое планирование – ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления социально-экономического развития государства. Основная цел


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.125 с.