Исследование мотивационной сферы — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Исследование мотивационной сферы

2017-05-20 307
Исследование мотивационной сферы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Формирование самооценки

 

1. Важна деятельность, в которую включен ребенок.

2. Оценки его достижений взрослыми и сверстниками.

 

• Дети выделяющие свое «Я» через деятельность - завышают свои самооценки.

• Дети выделяющие свое «Я» через сферу отношений - самооценка чаще занижена.

• Дети имеющие разный статус, положение в группе – по разному оценивают себя. «Непопулярные» дети переоценивают себя.

• Дети с высокой самооценкой чувствуют себя увереннее, активнее проявляют свои способности, ставят перед собой более высокие цели.

 

Модель взаимодействия

 
 

 


Отношение ребенка к школе у большинства детей появляются задолго до того, как они станут учениками.

 

Значимость компонентов психологической готовности,

По мнению родителей

Педагогическое Мотивационная Интеллектуальная Коммуникативная Эмоционально-волевая
На 2 месте На 3 месте На 1 месте На 5 месте На 4 месте

 

 

Значимость компонентов психологической готовности,

По мнению учителей

Педагогическое Мотивационная Интеллектуальная Коммуникативная Эмоционально-волевая
На 5 месте На 1 месте На 2 месте На 4 месте На 3 месте

 

 

Работа с родителями

Цели организации встреч:

1. обогатить воспитательный опыт родителей и повысить эффект семейной социализации дошкольников в преддверии школы;

2. объединить всех участников преемственной связи;

3. активизировать чувства, переживания, действия родителей в связи с предстоящей школьной жизнью детей;

4. предоставить родителям практический опыт игрового партнерства с детьми.

Вид деятельности Тема
День открытых дверей для школьных учителей и родителей «Детский сад как социально-педагогическая среда, интегрирующая интересы семьи, школы и ребенка». Цель:способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками, зарождению доверия: дать родителям и педагогам опыт игрового взаимодействия друг с другом.
Диагностика Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?» Цель: изучение мнения родителей о готовности ребенка к школьному обучению; анализ умения принимать переживания ребенка.
Рисуночная методика «Как я представляю своего ребенка в школе» Цель: изучение переживаний взрослыми встречи со школой.
Анкета «Мое мнение о школьной жизни ребенка». Цель: проанализировать особенности родительской позиции в ожидании школьной жизни ребенка.
Родительское собрание Тема: «Готовность детей к обучению в школе». Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах подготовки ребенка 6-7 лет к обучению путем создания портрета» первоклассника, которого ждут в школе.
Консультация «Формирование адекватной самооценки у старших дошкольников» (старшая группа)
«Психологическое развитие детей как необходимое условие успешности обучения».
«О методах воздействия на ребенка в семье»
Семинар-практикум «Профилактика детских неврозов» по методике Спиваковской А.С. (старшая группа)
«Помогаем ребенку осваивать новую социальную роль школьника». Цель: обсуждение точек зрения родителей, педагогов на роль семьи в период ожидания школы; вклад семьи в личностно-мотивационную подготовленность ребенка к школьной жизни.
«С кем и как дружит мой ребенок?» Цель: обмен родительским опытом по оказанию ребенку помощи в поиске дружеских отношений со сверстниками.
Консультация - практикум О развитии игровых навыков взрослых в использовании коррекционных игр и упражнений».
Книжка-малышка 1. Игры в квартире, во дворе и на даче для телесного здоровья» 2. Игры со сказками. 3. Занимательные упражнения для познавательной активности ребенка.
Памятка для родителей   «Создание у ребенка положительного отношения к школе и формирование направленности на обучение».
«Первые шаги по выбору школы».
Консультация для педагогов «Формирование мотивационной готовности детей к школе».

Взрослый

• помогает ребенку в осознании его особенностей не только в деятельности;

• но и поведении, отношении к окружающим;

• помогает формировать адекватную самооценку, тем самым помогает приобрести уверенность в себе и способствует популярности в группе.

 

 

Памятка для родителей

 

Отношения к школе

Психологическая готовность

К школьному обучению

Характеристики Показатели
Мотивационное развитие ребенка 1.Познавательнная мотивация (непосредственно связана с учебой). Потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями. 2.Социальнная мотивация: потребность в общении взрослыми людьми на новом уровне. 3.Способность адекватно оценивать себя.
Произвольность поведения 1.Умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщению, определяющему способ действия. 2.Умнеие ориентироваться на заданную систему требований. 3.Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме. 4.Умение самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительно воспринимаемому образцу.
Произвольность интеллектуальной сферы 1.Умнеие обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. 2.Уровень интеллектуальных процессов: умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности; умение сравнивать, выделять сходное и отличное; умение рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. 3.Обучаемость: усвоение нового правила работы; перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичное, но не тождественное ему; уровень развития обобщения (например, роза-цветок - низкий уровень; роза - цветок - растение - живая природа - высокий уровень). 4.Сумма усвоенных знаний. 5.Речевое развитие: усвоение морфологической системы родного языка, ориентировка на смысл слова; развитие фонематического слуха (умение производить звуковой анализ слов); осознание словесного состава слова.

Ситуации

Ситуация 1

Мама Вани считает, что ее сын имеет необходимые знания, умения, навыки для обучения в школе. Но в беседе с Ваней она узнала, что у него нет желания идти в школу.

Будет ли успешным обучение ребенка в школе?

 

Ситуация 2

Представьте себе урок математики. Учитель объясняет условие задачи: «дети поехали в лес за грибами. Мама собрала 4 гриба…» Едва услышав условие задачи, дети начинают выкрикивать: «А мы тоже ездили в лес. Мы тоже летом грибы собирали».

Ребенок заменяет учебную задачу прямым общением с учителем. Из ситуации видно, что у детей недостаточно сформирована мотивация, он не наигрался.

 

Ситуация 3

«Света учится в первом классе. Она умеет читать, писать, любит танцевать, петь, декламировать. Мама гордится Светой, а света собой.

как-то идя домой вместе с мамой, девочка сказала: «Учительница меня ненавидит. Не хвалит. Мне дает задания труднее, чем другим, чтобы я не знала, как ответить. В детском саду было лучше


Школьная готовность  


Физическая

Формирование самооценки

 

1. Важна деятельность, в которую включен ребенок.

2. Оценки его достижений взрослыми и сверстниками.

 

• Дети выделяющие свое «Я» через деятельность - завышают свои самооценки.

• Дети выделяющие свое «Я» через сферу отношений - самооценка чаще занижена.

• Дети имеющие разный статус, положение в группе – по разному оценивают себя. «Непопулярные» дети переоценивают себя.

• Дети с высокой самооценкой чувствуют себя увереннее, активнее проявляют свои способности, ставят перед собой более высокие цели.

 

Модель взаимодействия

 
 

 


Отношение ребенка к школе у большинства детей появляются задолго до того, как они станут учениками.

 

Исследование мотивационной сферы

Диагностический комплекс
Изучаемый параметр Методика Источник
Самооценка Хухлаева Л. «Лесенка» Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1997
Мотивационная готовность Банков С.А. Тестовая беседа Посевина Г.П., Король Л. Программа адаптации детей 6-7 лет к школьной жизни «радость познания». Ростов-на-Дону, 2001
Гуткина Н.И. Методика «Сказка»   Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Методическое руководство. М., 2002
Гуткина Н.И. Мотивационная беседа «Внутренняя позиция школьника» Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Методическое руководство. М., 2002
Гинзбург М.Р., Пахонова И.Ю., Овчарова Р.В. Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников.
Лусканова Н.Г. Проективный рисунок «Что мне нравится в школе»
Лусканова Н.Г. Анкета
Венгер А.Н., Бугрименко Е.А. «Отношение ребенка к школе»

 

Школа должна привлекать ребенка своей главной деятельностью - учебой. Если ребенок говорит: «У меня новый ранец», «В школе Боря, он мой друг..», «В школе есть звонки…» - его привлекают внешние аксессуары.

Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. «Нет, не хочу там двойки ставят, дома ругать будут», «Хочу, но боюсь», «не хочу в школу – там программа трудная и играть некогда будет». Причина подобного отношения к школе - результат неправильно воспитания детей. Очень часто нам приходится слышать из уст родителей такие фразы:

  • «Как же ты в школу пойдешь, ты же ничего не знаешь?»
  • «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»
  • «Ты наверно у нас будешь двоечником»
  • Знаешь, мы будим, как тебя любить, если станешь отличником?»,
  • «Учись так, чтобы мне за тебя не приходилось краснеть»
  • «Ты обещаешь не драться, не бегать, а вести себя спокойно?»

Подобные высказывания родителей, вызывают у детей чувство тревоги, неуверенности, желание идти в школу пропадает, развивается комплекс неполноценности. Очень часто сам родитель испытывает страх перед унижением и делает ответственным за свою самооценку ребенка или предъявляет к нему завышенные требования.

Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к успешному началу учебной деятельности, причин тому много. Один из них низкая школьная мотивация.

 

1. Работа с детьми

Вид деятельности Тема
Исследование мотивационной сферы
Психологические занятия для детей подготовительной к школе группы Цикл занятий «Я и школа» 1. Каким будем мой учитель? 2. Каким я буду учеником? 3. Какими будут мои родители, когда я пойду в школу? 4.Что я буду делать в школе? 5. Если ты будешь драться, то я буду кусаться! Какие у меня будут друзья? 6. Зачем мне школа?
Развитие самооценки средствами театрализации Программа «Я и мир вокруг»(старшая группа)

 

 

Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Немаловажным в успешности обучения первоклашек является психологический настрой родителей, их умение общаться друг с другом. Известно, что как чрезмерная тревожность, так и беспечность взрослых отрицательно отражается на школьной готовности ребенка.

При первой встречи с родителями будущих первоклассников мы предлагаем проранжировать разные стороны готовности ребенка к школе по степени значимости - от наиболее значимых до менее значимых.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.