Особенности режима кормления — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности режима кормления

2017-05-20 217
Особенности режима кормления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Регулярный прием пищи в фиксированное время. Данное условие кормления ребенка помогает установлению взаимосвязи между пищевым центром и секреторным аппаратом желудочно-кишечного тракта, способствуя нормальному пищеварению. Режим питания и кратность приема пищи должны соответствовать возрасту ребенка. Пища переваривается в желудке ребенка в среднем в течение 3-4 часов, поэтому интервалы между приемами пищи должны быть примерно равны этому времени. Часы кормлений должны быть постоянными, отклонения от установленного времени не должны превышать 15-30 минут. Важно обратить внимание на недопустимость приема какой-либо пищи между кормлениями, особенно сладостей. Дети от 1 года до 1,5 лет продолжают получать 5-разовое кормление (три основных и два промежуточных - например, второй завтрак и полдник), с 1,5 до 3 лет - 4 раза в сутки.

Суточный объем пищи и ее калорийность з ависят от возраста ребенка. Суточный объем рациона детей от 1 года до 1,5 лет - 1000 - 1100 мл, с 1,5 до 3 лет - 1200 - 1300 мл. Чтобы удовлетворить запросы ребенка («вечного двигателя и прыгателя») калорийность его дневного рациона должна составлять 110 ккал / кг, что составляет в среднем у детей до 1,5 лет 1100 ккал, с 1,5 до 3 лет - 1300 - 1400 ккал.

Распределение суточного объема (в том числе и по калорийности) на отдельные кормления должно быть следующим: завтрак и ужин по 25 %, обед – 35 %, полдник – 15 %. Приготовление блюд на пару, в микроволновой печи, выпечка или кипячение поможет уменьшить используемое в процессе приготовления количество жира, масла, соли и сахара.

Необходимо поощрять кормление грудью и на втором году жизни ребенка. Переход от грудного вскармливания к обычной пище с семейного стола и прекращение грудного вскармливания должно происходить постепенно и для ребенка будет полезно, если кормление грудью будет продолжено и после года. На втором году жизни 500 мл грудного молока обеспечивает около 30 % суточной потребности ребенка в энергии, около 40 % в белках и 95 % в витаминах. Кроме того, грудное молоко дает дополнительную иммунологическую защиту и снижает риск возникновения диспепсических расстройств, лучше формируется чувство защищенности, безопасности и, самое главное, уверенности в материнской любви, что является важным фактором нормального физического и умственного развития ребёнка.

При построении рациона питания ребенка очень важно следить за правильным распределением продуктов в течение суток. Следует помнить, что богатые белком продукты, особенно в сочетании с жиром, дольше задерживаются в желудке и требуют для своего переваривания значительно большего количества пищеварительных соков. Поэтому блюда из мяса, рыбы, яиц лучше давать ребенку в первую половину дня — на завтрак и обед. На ужин лучше приготовить молочно - растительную пищу, которая легче переваривается, так как ночью во время глубокого сна процессы пищеварения замедляются и «тяжелая» белковая пища плохо усваивается, что иногда приводит к нарушению сна ребенка. Очень важно соблюдать рекомендуемые объемы блюд и общее количество пищи.

Дети раннего возраста условно могут быть подразделены на возрастные подгруппы: от 1 года до 1,5 лет и от 1,5 до 3 лет. Рацион этих детей несколько различается по величине разовых порций и общему суточному количеству пищи.Суточное количество пищи для детей в возрасте до 1,5 лет в среднем должно составлять от 1000 до 1200 г (питье в данный объем не включается). Детям в возрасте от 1,5 до 3 лет объем пищи увеличивается до 1300—1500 г в сутки.Превышение этих объемов приводит к снижению аппетита и, наоборот, уменьшение — к недоеданию.Объем каждой порции пищи также зависит от возраста ребенка.

Организация питания детей дошкольного возраста

В дошкольный возрастной период (от 3 до 6 лет) дети уверенно ходят, бегают, любят подвижные игры. Они впечатлительны, эмоциональны и любознательны. У дошкольников интенсивно обогащается запас знаний и умений. Чтобы восполнить большие затраты энергии и обеспечить потребности дальнейшего роста и развития, детям крайне необходим постоянный приток энергии и всех питательных веществ (белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов), единственным источником которых является полноценное, адекватное возрасту детей питание.

Следует, однако, обратить внимание на особенности пищеварительной системы в этом возрасте. Несмотря на достаточно хорошо развитый жевательный аппарат (20 молочных зубов, в том числе четыре пары жевательных), пищеварительные функции желудка, кишечника, печени и поджелудочной железы еще не достигают полной зрелости, они лабильны и чувствительны к несоответствию количества, качества и состава питания, нарушениям режима приемов пищи. Поэтому нередко именно в этом возрасте берут свое начало различные хронические заболевания пищеварительной системы у детей, нарушается их общее физическое развитие, снижаются способности к освоению обучающих программ.

Режим питания. Важным элементом правильной организации питания являются, режим приемов пищи в течение дня, целесообразное распределение продуктов. Пища переваривается в желудке ребенка в среднем в течение трех с половиной ─ четырех часов, поэтому интервалы между приемами пищи должны быть примерно равны этому времени. Для детей трех ─ четырехлетнего возраста наиболее физиологичен режим с четырехразовым приемом пищи: в 8 часов утра ─ завтрак, в 12 ─ обед, в 15.30 ─ полдник, в 19 ─ ужин. Целесообразно сохранять этот режим питания на протяжении всего дошкольного возраста. Часы кормлений должны быть постоянными, отклонения от установленного времени не желательны и не должны превышать 15-30 мин. Важно обратить внимание на недопустимость приема какой-либо пищи между кормлениями, особенно сладостей.

Емкость желудка у детей изменяется с возрастом. Если у годовалого ребенка она равна 250-300 г, то у трехлетнего ─ 350-400 г, а у четырехлетнего ─ 450-500 г. Поэтому питание должно быть дифференцированным по величине разового и суточного объема пищи в зависимости от возраста детей. Объем пищи зависит и от аппетита детей. Если у ребенка хороший аппетит, нельзя злоупотреблять этим и приучать его к чрезмерно обильному питанию. Рано или поздно это приведет к избыточному жироотложению и нарушению здоровья ребенка. Если же аппетит снижен, и ребенок не всегда съедает предлагаемую ему пищу в достаточном количестве, то ему надо временно организовать пятый прием пищи в качестве дополнительного ужина в 21 час или раннего завтрака, если ребенок просыпается очень рано — в 5-6 часов утра. На дополнительный прием пищи обычно рекомендуется давать стакан теплого молока, кефир или йогурт с печеньем или кусочком булочки. Общий объем пищи на целый день составляет в среднем: для детей в три года ─ 1500-1600 г, для детей в четыре года и старше ─ 1700-1850 г. Суточное количество распределяется между отдельными приемами пищи относительно равномерно. Обед дается в оптимальном объеме.

Потребность в энергии. Потребность детского организма в энергии составляет: в возрасте трех лет ─ 1550-1600 ккал, в четыре года и старше ─ 1750-1850 ккал в день. Суточная калорийность питания детей должна соответствовать этим цифрам и правильно распределяться между отдельными приемами пищи. Для детей в возрасте три года и старше целесообразным считается следующее распределение: на завтрак ─ 25% суточной калорийности, на обед ─ 35-40, полдник ─ 10-15, ужин ─ 25 %.

Рациональное полноценное питание детей в дошкольном возрасте обеспечивается, как и у взрослого человека, широким ассортиментом продуктов животного и растительного происхождения. Исключением являются жирные сорта мяса и птиц (гуси, утки), а также острые приправы (уксус, горчица, хрен, горький перец). Чем шире и разнообразнее набор продуктов, используемых при приготовлении пищи, тем полноценнее питание ребенка.

Ценность продуктов животного происхождения (молоко и молочные продукты, мясо, мясные изделия и субпродукты, рыба, яйца) состоит, прежде всего, в том, что они являются источниками полноценных, легкоусвояемых белков, а также целого ряда витаминов, минеральных веществ и микроэлементов.

Ценность продуктов растительного происхождения состоит в их богатстве разнообразными углеводами (фруктоза, глюкоза, сахароза, крахмал, пектины, клетчатка), они являются важнейшим источником витаминов, особенно аскорбиновой кислоты (витамин С), рутина (витамин Р), бета-каротина, витамина Е и многих других полезных веществ. В них также содержатся растительные белки, которые в сочетании с белками животного происхождения дают наиболее благоприятные условия для их усвоения.

Особенности питания детей в возрасте 7-17 лет

Организм подростка предъявляет повышенные требования к удовлетворению физиологических потребностей с целью обеспечения быстрого роста, развития и полового созревания, в условиях современного обучения с интенсивными интеллектуальными нагрузками. Неполноценное питание и тем более голодание этой группы детей недопустимо, так как отражается на способности к обучению, влияет на здоровье и рост. Это важно, как в отношении мальчиков - будущих мужчин, в том числе военнослужащих, так и девочек - будущих матерей.

Обучение в школе происходит в период ускоренного роста и полового созревания. Адаптация в коллективе, процесс обучения, умственные и физические нагрузки повышают потребности организма в основных пищевых веществах и энергии. Дефицит микронутриентов - витаминов, микроэлементов, отдельных полиненасыщенных жирных кислот приводит к резкому снижению резистентности организма к неблагоприятным факторам окружающей среды, нарушению систем антиоксидантной защиты, развитию иммунодефицитных состояний. В домашних условиях характер питания детей и родителей также часто не соответствует принципам здорового питания. Доказано, что выраженность нарушений питания нарастает с увеличением возраста школьников. В суточном рационе подростков обязательно должны присутствовать овощи, фрукты, молочные продукты, мясо, рыба, соки, орехи, сухофрукты, мед, растительное масло.

Сегодня у детей и подростков в России наблюдается недополучение множества эссенциальных элементов и незаменимых питательных веществ. Причинами нарушения питания детей являются: слабая материальная обеспеченность семьи, дезорганизация школьного питания и отсутствие у родителей, педагогов и детей основных знаний в области рационального питания.

Существенно ухудшилось положение со школьным питанием: вместо 60-80% в настоящее время получают горячее питание не более 20-30% школьников. Многие учащиеся младших классов приносят завтрак из дома, старшеклассники же стесняются «кусочничества» и остаются голодными до 15 часов - 15 часов 30 минут. Данные по школам Российской Федерации показывают, что 70-80 % учащихся 6-7-х классов не имеют возможности пообедать в течение 6-8 часового учебного дня.

Во всех средних и высших учебных заведениях присутствуют точки так называемого быстрого питания. Ассортимент их ограничен картофелем «фри», чипсами, хот-догами, гамбургерами, газированными напитками. Благодаря широкой и агрессивной рекламе эти блюда весьма популярны у молодежи. Но, к сожалению, лишь единицы из подростков знают, что при их изготовлении используются вкусовые, синтетические наполнители и консерванты. Картофель «фри» и чипсы проходят тепловую обработку в легкоплавких жирах длительное время, при температуре способствующей образованию в жире сильных токсичных веществ, оказывающих негативное действие на печень, почки, желудочно-кишечный тракт. Такое питание далеко от сбалансированного по всем необходимым нутриентам, витаминам и минералам.

Нарушение питания отражается на таком важном биологически устойчивом показателе, как физическое развитие. Анализ показал, что в сравнении с международным стандартом, масса и рост российских школьников несколько ниже. Отмечается так называемый «трофологический синдром», который проявляется в дисгармоничном физическом развитии, снижении функциональных резервов организма ребенка и задержке полового развития.

Потребность в энергии является наиболее важным показателем, определяющим необходимую калорийность суточного рациона. Энергозатраты слагаются из расхода энергии на основной обмен, пищевой термогенез, рост, развитие, различные виды деятельности. У детей в связи с высокой интенсивностью обменных процессов повышен основной обмен. Он в Ѕ - 2 раза выше, чем у взрослого.

Важнейшим показателем потребности в пище являются энергетические траты. Суточная потребность детей в энергии с возрастом меняется от 80 до 50 ккал/кг. Взрослый человек при средних условиях затрачивает 45 ккал/кг. Все это выдвигает необходимость при разработке пищевых рационов для детей обращать особое внимание на достаточно высокий уровень в них белка и источников энергии.

Принципы организации рационального питания учащегося:

· соответствие калорийности рациона школьника его энергозатратам; - соответствие химического состава рациона (содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ) физиологической потребности в этих веществах для каждого возраста;

· сбалансированное соответствие основных пищевых веществ (белки, жиры, углеводы) для лучшего их усвоения в пропорции 1:1:4, при этом белки животного происхождения должны составлять не менее 60% и жиры растительного происхождения - около 20% от их общего количества;

· использование широкого ассортимента продуктов для удовлетворения потребности растущего организма во всех пищевых веществах.

· правильная замена продуктов, которая должна производиться только равноценными продуктами с использованием научно-обоснованных таблиц;

· щадящая кулинарно-технологическая обработка пищи, соответствующая особенностям пищеварения детей данного возраста с сохранением биологической и пищевой ценности;

· строгое соблюдение режима питания, предусматривающее сохранение определенных интервалов между приемами пищи, а также качественное и количественное распределение пищи в течение дня;

· соблюдение всех санитарных требований к производству, транспортировке и хранению продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд.

При организации питания детей школьного возраста следует учитывать возраст, пол ребенка, особенности его социальной функции и состояния здоровья. Существуют «Нормы физиологических потребностей для детей и подростков» в основным пищевых веществах и энергии. Питание детей разных возрастных групп должно отличаться по величине порций и объему суточного рациона. Пища ребенка служит источником всех жизненно необходимых веществ (нутриентов): белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов, воды и т.д.

Режим питания. Для правильного развития организма, сохранения высокой работоспособности подросткам необходимо соблюдение режима питания. Изменение интервалов между едой часто приводит к нарушению аппетита. Прием пищи без аппетита вызывает расстройство работы органов пищеварения, способствует развитию хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта. Для детей подросткового возраста требуется 4-5-разовый прием пищи в течение дня в зависимости от возраста, умственной и физической нагрузки. В первую половину дня следует использовать продукты, богатые животным белком, а на ужин - молочно-растительные продукты.

Учащимся образовательных учреждений предусмотрена организация двухразового горячего питания, а также реализация (свободная продажа) готовых блюд и буфетной продукции (продуктов, готовых к употреблению промышленного производства и кулинарных изделий для промежуточного питания учащихся) в достаточном ассортименте. Двухразовое питание предполагает организацию завтрака и обеда, а при организации учебного процесса во 2-ю смену - обеда и полдника. Посещение детьми групп продленного дня допускается только при обязательной организации для них двух - трехразового питания (в зависимости от времени пребывания в образовательном учреждении). Для учащихся (воспитанников) образовательных учреждений с круглосуточным пребыванием организуется 4-5 разовое питание в зависимости от возраста и состояния здоровья.

Таким образом, питание детей подросткового возраста сопровождаются его несбалансированностью по основным пищевым ингредиентам, нерегулярностью приема пищи, предпочтением альтернативных форм организации школьного питания (фаст-фуд, буфеты), что ведёт к формированию алиментарно-зависимых и хронических заболеваний. Большинство подростков осознают важную роль питания для сохранения здоровья, но недостаточно информированы о том, какие факторы питания являются наиболее важными и каковы последствия дисбаланса в питании. Необходимо повышать уровень образования детей, их родителей, школьных врачей, педагогов в вопросах рационального питания

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.