Теория рекапитуляции С.Холла — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Теория рекапитуляции С.Холла

2017-05-20 652
Теория рекапитуляции С.Холла 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основная идея - человеческий организм в своем в своем развитии повторяет весь ряд форм филогенеза от простейших одноклеточных существ до первобытного человека.

Основной предмет исследования Закономерности психического развития ребенка
Методы исследования Анкетирование, сравнение рисунков детей и первобыт­ных людей, анализ игр, страхов
Основные понятия Рекапитуляция, игра, онтогенез, филогенез, педология
Основные идеи Психическое развитие ребенка кратко воспроизводит социогенез человечества; выделены периоды (этапы) сме­ны форм поведения детей в генетически заданной по­следовательности
Факторы развития Биологический фактор: созревание инстинктов  
Ценное Постановка проблемы взаимосвязи между историческим и индивидуальным развитием человека — первая став­шая известной теория психического развития в детстве
Направления критики Близость метода исследования к интроспекции, поверхностность аналогий, мифологичность, чересчур широкие обобщения

 

Периодизация Холла:

1. П ериод дикости

 

 

2. П ериод охоты и захвата добычи

 

 

3. Период пастушества.

 

4. Период земледельчества.

 

 

5. Период промышленно-торговый.

 

2.3. Теория созревания А. Гезелла.

Основные идеи:

1) развитие ребенка - форма адаптации к среде, основанная на биологиче­ских факторах созревания организма, существует врожден­ная тенденция к оптимальному развитию.

2) общий закон развития - темп психического развития наиболее высок и достижения наиболее зна­чительны в первые годы жизни; по мере взросления ребенка проис­ходит замедление, затухание скорости развития.

 

Основной предмет исследования Содержание и темпы психического развития ребенка от рождения до полового созревания  
Методы исследования Наблюдения (в специально оборудованном помещении, с кино- и фоторегистрацией), тесты, опросы родителей; лонгитюд; сравнение развития близнецов, здоровых де­тей и больных
Основные понятия Созревание, развитие, прирост поведения, последова­тельность развития, скорость роста (развития)
Основные идеи   Зависимость психического развития (всех его компо­нентов — от моторики до личности) от созревания нервной системы, неравномерность темпа психического развития, замедление темпа на протяжении детства. Необходимость контроля за развитием
Факторы развития Биологический фактор, генетически заданное созревание (преформизм)
Ценное Внедрение новых методов, методик и оборудования для проведения психологических исследований. Мощная эм­пирическая база. Основательность и тщательность в описании феноменологии детского развития. Привлече­ние внимания к важности процессов созревания. Со­здание нормативов моторного развития
Направления критики Акцентирование биологической основы развития — «эмпирический эволюционизм» (Л.С. Выготский); аб­солютизация нормативов, перенос данных, полученных на детях среднего класса, на все остальные

 

Периодизация Гезелла

1.

 

2.

 

3.

2.4. Ортогенетическая концепция X. Вернера.

Основные идеи:

1) развитие - переход от недифферен­цированного функционирования к дифференцированному, специализированному и иерархически интегрированному.

2) ортогенез — теория развития живой, согласно которой эволюция жи­вой природы происходит в строго определенном направлении, подчиняясь принципу изначальной целесообразности в природе.

3) принцип генетической спирал - на каждом новом витке все психические процессы становятся, с одной стороны, бо­лее дифференцированными, а с другой — более интегрированными, специфичными

Основной предмет исследования Психическая жизнь и ее развитие  
Методы исследования Сравнительный анализ, наблюдение
Основные понятия Ортогенез, дифференциация, спецификация, централизация, иерархическая интеграция.
Основные идеи   организмы рождаются с установленными на минимальном уровне видовыми функциональными структурами, которые позволяют им взаимо­действовать со средой, чтобы ассимилировать опыт и стимуляцию
Факторы развития Биологический фаббиологический, генетический
Ценное Сравнительный анализ разных направлений эволюции, общие законы развития
Направления критики Высокая теоретизированность, низкая эмпиричность

 

Периодизация Вернера

1. дифференциация

2. спецификация

3. централизация

4. иерархическая интеграция.

2.5. Теория трех ступеней развития К. Бюлера

Основные идеи:

1) развитие - восхождение по единой биологической лестнице, процесс превращения ребенка (пассивного, беспомощного) в человека.

2) ребенок в своем развитии закономерно проходит стадии, которые соответствуют стадиям эво­люции форм поведения животных: инстинкт, дрессура, интеллект

Основной предмет исследования Изучение стадий развития детской психики (инстинкт, дрессу­ра, интеллект)    
Методы исследования Зоопсихологический эксперимент
Основные понятия Инстинкт, дрессура, навык, интеллект, функциональ­ное удовольствие, предвосхищающее удовольствие
Основные идеи   Перенос закономерностей эволюции психики живот­ных на психическое развитие ребенка. Рассмотрение психики ребенка как связующего эволюционного зве­на между животной психикой и психикой взрослого культурного человека. Роль эмоций в развитии
Факторы развития Наследственность
Ценное Применение эксперимента в изучении детского раз­вития, идея развития
Направления критики Биологизаторский подход — невидение, игнорирова­ние специфики развития человека, принижение воз­можностей ребенка

Периодизация К.Бюллера

1. Инстинкт

 

 

2. Дрессура

 

 

3. Интеллект

 

3. Экзогенное направление.

3.1. Теория Б. Скиннера.

Основные идеи

1) развитие человека – обучение новым формам поведения, сумма обу­чений, растянутая на большие временные дистанции;

2) психическое развитие - научение, приобре­тение знаний, умений, навыков;

3) развитие ребенка — это обучение его нормативному поведению в соответствии с направлениями подкрепления. На ранних этапах агентами социализации и источниками подкреп­ления выступают родители, позже число источников подкрепле­ния расширяется

Основной предмет исследования Поведение человека
Методы исследования Наблюдение, экспериментальное научение в про­блемном ящике, экспериментальный анализ поведе­ния
Основные понятия Поведение, респондентное и оперантное научение, принципы обусловливания, подкрепление, поощрение и наказание, режим подкрепления, модификация поведения
Основные идеи     Основное внимание — влиянию внешнего окруже­ния. Велико значение в жизни людей оперантного научения, при котором поведенческие модели опре­деляются их последствиями (характером подкрепле­ния), т.е. поведение объясняется в терминах стиму­лов и подкрепляющих последствий. Поведенческие реакции складываются постепенно и постоянно
Факторы развития Социальный фактор, научение
Ценное   — Раздвигание рамок теории научения до более сложных моделей оперантного поведения — Привлечение внимания к условиям социальной среды, к характеристикам подкрепления поведения индивида Широкое практическое применение (модификация поведения, оперантные техники для коррекции пове­денческих проблем, программированное обучение)
Направления критики — Приписывание решающей роли в развитии чело­века воздействиям окружающей среды — Принципиальный отказ от анализа внутренних (психологических) факторов поведения, когнитивных составляющих - Отрицание существования возрастных стадий развития

 

Периодизация Ф.Скиннера

 

 

3.2. Теория Р. Сирса.

Основные идеи:

1) Развитие ребенка -зеркало практики воспитания ребенка, результат научения,

2) диадический принцип изучения детского развития: поскольку оно протекает внутри диадической единицы поведения, постольку адаптивное поведение и его подкрепление у индивида должно изучаться с учетом поведения другого, парт­нера, родителей

3) успешное развитие характеризуется снижением аутизма и действий, направленных лишь на удовлетворение врожденных потребностей, и возрастанием диадического социального поведения.

Основной предмет исследования Развитие ребенка
Методы исследования Наблюдение, анализ, эксперимент
Основные понятия Поведение, научение, зависимость, подкрепление, закон ассоциации, закон подкрепления
Основные идеи     Центральный компонент научения — это зависимость. Подкрепление в диадических системах всегда зависит от контактов с другими, оно присутствует уже в самых ранних контактах ребенка и матери. Диадические отношения воспитывают зависимость ребенка от матери и подкрепляют ее. Существует 5 форм зависимого поведения, результат опыта ребенка, связанного с родительским поведением.
Факторы развития Социальный фактор, научение
Ценное   - Привлечение внимания в важности роли родителей с развитии ребенка - Разработка методов просвещения родителей. - Связь бихевиоризма в психоанализом.
Направления критики - Отказ от анализа внутренних (психологических) факторов поведения, когнитивных составляющих - Ограниченности в описании возрастных стадий развития, - Отрицание влияния отца на развитие ребенка

Периодизация Р. Сирса:

1)

 

2)

 

3)

 

 

Психоаналитические теории.

5.1 Теория 3.Фрейда.

Основные идеи

1) Развитие ребенка происходит по стадиям, соответствующим стадиям перемещения зон, в которых находит свое удовлетворение первичная сексуальная потребность. В этих стадиях отражаются развитие и взаимоотношение между Id, Ego и Super-Ego.

2) Источником психического развития являются влечения. Ребенок рождается с определенным запасом энергии «либидо», которая является формой сексуальный энергии человека. Рост энергии вызывает напряжение и дискомфорт. Разрядка энергии вызывает удовольствие.

3) На каждой из стадий разрядка либидо связано с определенной «либидо» областью тела, раздражение которой приводит к удовлетворению значимых для ребенка потребностей и разрядке напряжения.

4) Неудовлетворение потребностей приводит к фиксации влечений, создает высокое напряжение, вызывающее неврозоподобные состояния, неуверенность, капризы и другие болезненные симптомы, либо явления регрессии — возврат к низшему уровню поведения.

 

Основной предмет исследования Развитие личности  
Методы исследования Анализ клинических случаев, метод свободных ассоциа­ций, анализ сновидений, оговорок и т.д.
Основные понятия Уровни психики (сознание, предсознание, бессознатель­ное), структура личности (Ид, Эго, Супер-Эго), пси­хологическая защита, сексуальная энергия (либидо), сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт смер­ти, стадии психосексуального развития, эрогенные зоны, принцип удовольствия, принцип реальности, Эдипов комплекс, комплекс Электры, идентификация, кон­фликт, остаточное поведение, фиксация, генитальный характер
Основные идеи     Изначальный антагонизм ребенка и внешнего мира, развитие личности как адаптация индивида к социаль­ному миру. Развитие личности = психосексуальное раз­витие. Развитие личности наиболее интенсивно в первые 5 лет жизни, завершается с окончанием полового созре­вания. Стадии развития личности в неизменной, задан­ной биологическим созреванием последовательности: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная
Факторы развития Внутренний (биологическое созревание, преобразования количества и направленности сексуальной энергии) и внешний (социальный, влияние общения с родителями)
Ценное   Динамическая концепция развития, показано единство душевной жизни человека, значимость детства, важ­ность и долговременность родительского влияния. Идея чуткого внимания по отношению к внутреннему миру ребенка
Направления критики — Мифологичность — Отсутствие строгих формализованных методов иссле­дования, статистических данных — Трудность проверки - Пессимистический взгляд на возможности развития за пределами подросткового возраста

Периодизация З.Фрейда

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

 

5.

 

 

5. Теория Э.Эриксона.

Основные идеи

1) Основной фактор развития – среда – социогенетическая теория.

2) развитие личности обусловлено результатами разрешения социальных задач, которые ставит среда перед личностью, в узловых точках процесса развития.

3) каждая стадия развития определяется кризисной ситуацией, которая должна быть разрешена с целью дальнейшего беспрепятственного процесса развития.

4) в результате разрешения кризиса у личности формируется одно из дихотомичных качетств

Основной предмет исследования Возрастное развитие личности, стадии жизни, характер­ные общие проблемы для каждой из стадий
Методы исследования Метод анализа клинических случаев, кросс - культурное (этнографическое) исследование стилей воспитания, сти­лей материнства, психоисторический метод
Основные понятия Я (Эго), идентичность, эго-идентичность, групповая идентичность, психосоциальные задачи развития, ритуа лизация
Основные идеи   Стадии развития предопределены генетически, универ­сальны; порядок их развертывания неизменен
Факторы развития Внутренний (созревание) и внешний (требования и ожидания со стороны общества, социальные задачи)
Ценное   — Расширил и обогатил психоаналитическую теорию, анализировал возможности и трудности здорового разви­тия, адаптивные функции Эго — Показал, что для формирования Эго имеет значение не только семейный контекст, но и широкие культурные, исторические условия — Одна из немногих теорий, охватывающая все жизнен­ное пространство индивида: от младенчества до старости с выделением качественно различных ступеней — Сформулировал критерии психосоциального здоровья, наметил поведенческие и социальные индикаторы раз­вития Понимание источника и специфики многих проблем подросткового периода
Направления критики Общая концептуальная расплывчатость всей теории и абстрактность отдельных, даже центральных понятий (например, понятий «идентичность», «верность», «на­дежда» и т.д.). Недостаточная эмпирическая проверка психосоциальной концепции

 

Периодизация Э.Эриксона

Возраст Результат развития Нормальная линия развития Аномальная линия развития
0-1 год; мать Доверие—недоверие к окружающим людям Доверие к людям: взаимная любовь и признание родителей и ребенка привязанность, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей. Недоверие к людям: результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирования, пренебрежения им, лишения любви. Слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция.
1-3 года; родители Автономия—зависимость Самостоятельность, уверенность в себе: ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, но еще зависимого от родителей человека. Сомнение в себе, гипертрофированное чувство стыда: ребенок чувствует свою неприспособленность, сомневается в способностях, испытывает недостатки в развитии элементарных двигательных навыков. Слабо развита речь, развито желание скрыть свою ущербность от окружающих.
3-6 лет; родители, братья, сестры Инициатива, уверенность в себе — чувство вины. Активность: живое воображение, активное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение. Пассивность: вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность, отсутствие признаков полоролевого поведения.
6-12 лет; школа, соседи, знакомые Трудолюбие — чувство неполноценности. Трудолюбие: выраженное чувство долга и стремление к достижениям, развитые коммуникативные умения. Ставит перед собой и решает реальные задачи, нацеленность фантазии и игр на активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентация на задачу. Чувство неполноценности: слабо развитые трудовые навыки, избегание сложных заданий, соревновательных ситуаций, острое чувство неполноценности, обреченности. Конформность, рабское поведение, чувство тщетности прилагаемых усилий при решении разных задач.
13-18 лет; группа сверстников Идентичность — смешение ролей. Жизненное самоопределение: развитие временной перспективы — планов на будущее, самоопределение: каким быть? кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Четкая гендерная поляризация в формах поведения. Лидерство в группах сверстников и, при необходимости, подчинение им. Путаница ролей: смещение и смешение временных перспектив, мысли не только о будущем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознание, сильно выраженное стремление разобраться в себе в ущерб отношениям с внешним миром. Полоролевая фиксация. Смешение форм полоролевого поведения.
Ранняя взрослость Близость—изоляция. Близость: душевная теплота, понимание, доверие, способность отдать часть себя другому человеку, не боясь. Изоляция: одиночество, остракизм.
Взрослость Генеративность— стагнация Генеративность: целеустремленность, продуктивность. Стагнация: обеднение личной жизни, регрессия.
Зрелость Цельность—отчаяние Цельность личности: чувство завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности. Отчаяние: отсутствие за-завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью.

6. Социально-экологическое направление.

Эко-психологическая теория У. Бронфенбреннера

Основные идеи

1) развитие человека — это динамический процесс, идущий в двух направлениях. С одной стороны, человек сам реструктурирует свою жизненную среду, а с другой — испытывает воздействие со стороны элементов этой среды.

2) э кологическая среда развития состоит из четырех вложенных одна в другую экосистем, изображаемых с помощью концентрических колец. Характерной особенностью модели являются гиб­кие прямые и обратные связи между этими 4 система­ми, через которые и осуществляется их взаимодействие.

 

 

0 Основной предмет исследования Развитие человека
Методы исследования Наблюление, эксперимент, психометрические метод, анализ
Основные понятия Экология развития, микросиистема, мезосистема, экзосистема, макросистема
Основные идеи   Растущий ребенок ак­тивно реструктурирует элементы 4-х уровней жизненной среды, од­новременно подвергаясь воздей­ствию этих элементов и их взаимо­связей. экологическая среда развития ребенка состоит из 4-х вложенных одна в другую систем, по типу концентрических ко­лец: микросистема, мезосистема, экзосистема и макросистема. Важнейшее значение принадлежит макросистеме, т.к. учитывая историческую перспективу, связанную с изменением культурных ценностей, можно понять те сдвиги в родительских, семейных и социальных установ­ках, которые влияют на развитие в течение всей человеческой жизни.
Факторы развития Наследственность, активность, среда
Ценное   - Предлагает комплексное изучение человека - Рассматривает человека как активного субъекта, преобразующего среду. - Подчеркивает роль семьи в развитии ребенка - Подчеркивается значимость макрокультурной системы
Направления критики - Отсутствие возрастной периодизации - Низкая эмпиричность.

Периодизация У.Бронфенбреннера

1. Микосистема

 

 

2. Мезосистема

 

 

3. Экзосистема

 

 

4. Макросистема


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.