Тема 14. Культура Итальянского Возрождения. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Тема 14. Культура Итальянского Возрождения.

2017-05-20 213
Тема 14. Культура Итальянского Возрождения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Культурология

 

Программа дисциплины

(Стандарт ПД-ГСЭ.В.02.01)

специальность 032001 «Документоведение и

документационное обеспечение управления»

для специалистов очной формы обучения

 

Екатеринбург

 

 

Программа дисциплины «Культурология» составлена в соответствии с требованиями национально-регионального (вузовского) компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки:

дипломированного специалиста по специальности 032001 «Документоведение и

документационное обеспечение управления»

по циклу «Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

 

Семестр 8, 9

Общая трудоемкость дисциплины 145

В том числе:

лекций 92

семинаров

практических работ ___________

Контрольные мероприятия:

рефераты _______________

коллоквиумы ___________

контрольные работы__4___

другие __1_______________

Составитель (разработчик):

Добрейцина Лидия Евгеньевна, старший преподаватель кафедры культурологии УрГУ

им. А.М. Горького

 

Рекомендовано к изданию Ученым советом исторического факультета Уральского государственного университета им. А. М. Горького, № 5 от 28.01.2010 г.

 

© Уральский государственный университет, 2010

© Добрейцина Л. Е., составление, 2010

I. ВВЕДЕНИЕ

Курс «Культурология» предлагается для студентов исторического факультета специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления» очной формы обучения.

Цель дисциплины: раскрытие понятийно-проблемного поля современного культурологического знания, осмысление логики теоретического анализа целостности культуры и знакомство с основным содержанием этого процесса.

Задачи:

– формирование целостного представления о культуре, ее атрибутивных свойствах, функциях;

– изучение исторических закономерностей развития культуры;

– раскрытие многоаспектности и структурности культуры;

– рассмотрение основных категорий и понятий культурологии;

– выявление специфики собственно культурологического знания, отличия его от подходов других гуманитарных наук.

Место дисциплины в системе высшего профессионального образования. В силу того, что культурология в качестве суверенной науки существует непродолжительный период времени, многие вопросы, входящие в сферу ее компетенции, остаются на сегодняшний день дискуссионными. Основные категории и принципы культурологии, в которых концентрируются философский, научно-гуманитарный и мировоззренчески-идеологический компоненты, еще не обрели общепризнанного содержания. Однако в целом можно сказать, что культурология позволяет обобщить знания конкретных наук и создать целостную модель культуры того или иного народа или периода. Это дает студентам возможность с одной стороны систематизировать свои знания по истории, разнообразить их и дополнить, а с другой – понять относительность и субъективность науки в целом и гуманитарного знания в особенности. Культурология привлекает материал таких изучаемых студентами дисциплин, как отечественная и всеобщая история, философия, социология.

Требования к уровню освоения содержания курса:

– знание основных понятий и категорий культурологии;

– понимание специфики культурологического подхода;

– умение ориентироваться в основных этапах развития культуры;

– знание основных составляющих культуры и понимание механизмов их взаимодействия в различных культурных ситуациях

– понимание проблем и задач современной культурологии.

Методическая новизна курса. Курс имеет теоретическую направленность. В качестве главных выдвинуты хронологический и блоковый методы. Основой курса служат работы философов, культурологов, историков и искусствоведов. В качестве источников привлекаются материалы художественной литературы, изобразительного искусства, кинематографа, философские труды. Предполагается привлечение обширного иллюстративного материала из фондов библиотеки, медиатеки и видеотеки факультета искусствоведения и культурологии УрГУ.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Раздел 1

Теория культуры

Тема 1. Культурология в системе гуманитарного знания. Культурология как результат развития гуманитарного знания. Знания типа «logos» и знания типа «veda»: своеобразие предмета исследования, методов, целей и задач. Причины рождения культурологии. Осознание сущностного характера и целостности культуры как предпосылка становления культурологии. Структура культурологии: теория, история и социология культуры. Культурология и другие гуманитарные науки. Методология и методика исследования культуры. Исторический, диалектический, структурно-функциональный, эволюционный, психологический, герменевтический и другие методы культурологии. Источники культурологии.

Тема 2. Сущность, структура, функции культуры. Проблема определения понятия «культура». История термина. Этимология слова. Культура как возделывание. Культура как культ. Культура как воспитание. Культура как совокупность духовных и материальных ценностей. Деятельностное понимание культуры. Культура как способ человеческой деятельности. Онтологическое единство культуры и деятельности. Деятельность как источник, субстанция, ядро культуры. Культура как способ (механизм) актуализации, стимуляции, практического осуществления деятельности. Культура – граница социального и природного. Общество и культура. Проблема соотношения социального и культурного. Культура и личность. Основные функции культуры. Феномены культуры.

 

Тема 3. Пространство культуры. Категория пространства. Географическое, социальное и культурное пространство. Роль природно-географических условий в развитии культуры. Основные аспекты взаимодействия. Восприятие природы как явление культуры. Образ природы в феноменах культуры. Исторические типы отношений человека и природы: мифопоэтический, рационально-прагматический, культурно-экологический. Структурированность и субъективность культурного пространства. Структура пространства по вертикали и по горизонтали. Понятие границы. Понятие центра и периферии, их зеркальность. Образ пространства в феноменах культуры.

 

Тема 4. Время культуры. Субъективность, относительность времени. Структура времени. Способы измерения времени, их влияние на культуру. Ритм жизни в различных культурах. Прошлое, настоящее и будущее как ось времени. Традиция и новаторство в культуре. История как феномен культуры, историческое сознание. Образ времени в феноменах культуры. Понятия временного и вечного, классики и современности. Понятие актуальной культуры. Хронотоп – единство пространства и времени.

 

Тема 5. Культура и история. Исторические типы культуры. Культуры кочевые и оседлые. Типологизация культур в философско-культурологических исследованиях. Аполлоновская и фаустовская культура (О. Шпенглер). Сенситивная, идеационная и идеалистическая культура (П. А. Сорокин). Данилевский, Тойнби, Бердяев о типологии исторических культур. Типы западных и восточных культур. Значение типологизации культур для объяснения и прогнозирования исторического развития.Роль слова в культуре. Культуры дописьменные и письменные. Исторический тип религии – основа нового типа культуры. Культура и этнос. Культура и ментальность. Динамика культуры. Единство традиции и инновации. Традиции как механизм культурного наследования, исторического воспроизводства прошлого опыта. Универсальность механизма традиции. Авторитет традиции. Противоречивость традиции живой практики культуры и необходимость творчества как механизма инновации. Культурное наследие. Концепции развития культуры – линейная и циклическая. Линейная концепция в Библии, в философии Гегеля, Маркса, экзистенциалистов. «Осевое время» К. Ясперса. Циклическая концепция в трактовке О. Шпенглера. Н. Я. Данилевского. Единство «взрывного» и эволюционного способов развития в теории Ю. М. Лотмана.

 

Раздел 2

История культуры

Тема 6. Культурогенез. Культура первобытного общества. Биологические и внебиологические факторы становления человека. Труд – целенаправленная, свободная и сознательная деятельность – необходимое условие возникновения культуры. Первые формы культурной регуляции жизни в обществе. Институт табуации. Инициация. Формы духовной жизни. Тотемизм, фетишизм, анимизм, магия. Мифология. Миф как мировоззрение и как повествование. Разнообразие и типология мифов. Обряд и ритуал. Ритуал как механизм производства человека и воспроизводства культуры. Художественная деятельность верхнего палеолита. Основные сюжеты и образы первобытного искусства. Образ человека в искусстве палеолита. Возникновение религиозного сознания. Синкретизм и символизм религиозного мышления. Неолитическая революция – целостный переворот в истории человечества. Приручение крупных животных. Изобретение плуга и развитие плужного земледелия. Возрастание роли мужчин в общественном производстве и социальной жизни. Оседлый образ жизни. Новый тип жилища. Возникновение городов. Зарождение архитектуры. Естественное и искусственное пространство. Формирование чувства границы. Складывание двух типов культур: оседлой и кочевнической. Искусство неолита. Новые черты художественной культуры. Первобытный символизм. Искусство и магия. Разнообразие религиозной жизни. Формирование образов богов: древнейшие формы политеизма. Шаманизм. Зарождение жречества. Роль культуры первобытного общества в истории человечества.

 

Тема 7. Культура Древних цивилизаций Востока. Древние цивилизации как тип культуры. Государственность и письменность – фундаментальные основы древнейших цивилизаций. Человек и государство. Ирригационное земледелие – экономическая основа древних цивилизаций. Царь как посредник между богом и человеком. Деспотия как способ правления. Роль человеческой личности. Сервильный тип мышления. Роль религии. Возникновение храмов. Появление священных текстов. Штат жрецов. Своеобразие процесса познания в древних цивилизациях. Отношение человека к знанию. Научные достижения в культуре древних цивилизаций. Основные цивилизации Древнего востока: Египет, Междуречье, Индия, Китай, цивилизации Мезоамерики.

 

Тема 8. Культура Древнего Египта. Типичный образец древневосточной цивилизации. Ирригационное земледелие как основа хозяйства. Отношение к жизни и смерти. Культ смерти и загробного мира. Проблема времени, соотношение временного и вечного. Культ фараона. Мифология, миф об Осирисе – умирающем и воскресающем боге. Проблема вечной борьбы добра и зла. Космогония, представления о пространстве. Человек в структуре египетской культуры. Иерархизм. Повседневная жизнь древних египтян. Художественное творчество древних египтян. Пирамиды, храмы. Портрет и бытовой жанр в скульптуре, их специфика. Канон в изобразительном искусстве. Реформа Эхнатона, ее влияние на религию и искусство. История изучения египетской цивилизации. Современные мифы о Древнем Египте. Египет в художественном творчестве Нового времени.

Тема 9. Культура античной Греции. Античность как исторический период. Основные этапы Античной культуры. Смысл термина. Полис. Основные черты древнегреческой культуры: космизм, эстетизм, агонистика, патриотизм, открытый характер культуры. Экономическая основа культуры – ремесло, торговля. Новый тип человеческой личности. Понятие судьбы и свободы воли. Древнегреческая культура – переход от мифа к логосу. Рождение философии. Понятие идеала. Особенности древнегреческого искусства. Рождение древнегреческого театра. Воспитание и образование. Идеал гармонично развитой личности. Повседневная культура в Древней Греции. Культура Древней Греции в истории европейской культуры. Культура Эллинизма. Полис и государство. Изменение характера духовной жизни. Искусство эпохи Эллинизма. Эллинистическая философия: стоицизм, скептицизм, эпикурейство. Наука в эпоху Эллинизма. Александрийская школа. Образование. Библиотека как феномен эллинистической культуры.

 

Тема 10. Культура Древнего Рима. Инвариант эллинистической культуры. Прагматизм и утилитаризм древнеримской культуры. Древнегреческая и древнеримская культуры – проблема заимствования и новаторства. Религия Древнего Рима. Республиканский и императорский Рим – общее и различное. Человек в культуре республиканского и императорского Рима. Идеал римского гражданина. Культ императора. Влияния восточных религий. Роль искусства в Древнем Риме. Литература, театр, изобразительные искусства. Римская философия и наука. Инженерно-технические достижения римской цивилизации. Римское право. Христианство в Древнем Риме. Влияние Рима на европейскую культуру.

 

Тема 11. Культура Средневековья. Христианство – основа нового исторического типа культуры. Социально-исторические, духовные и религиозные предпосылки возникновения Христианства. Христианское учение о мире и человеке. Нагорная проповедь – кредо христианской морали. Библия как памятник культуры. Пространство и время в христианской культуре. Основные этапы христианской культуры: Средневековье, Возрождение, Новое и Новейшее время. Основные черты средневековой культуры: символизм, универсализм, иерархизм, карнавальность. Хронологические рамки. Смысл термина «Средневековье». Основные составляющие культуры: народная культура, культура рыцарства, культура духовенства, городская культура. Литература эпохи средневековья. Героический эпос. Куртуазная культура. Поэзия трубадуров и труверов, жанр рыцарского романа. Города и городская культура эпохи Средневековья. Лирика вагантов. Материальная культура. Духовная культура. Монастыри и их роль. Наука в культуре Средневековья. Университеты. Философия и богословие. Схоластика. История и проблема времени в культуре Средневековья. Изобразительное искусство: дороманский, романский и готический стили. Католический храм как модель христианского мира. Средневековье в истории Европейской культуры.

Тема 12. Культура Древней Руси. Языческая культура. Мифология, обряды, образ жизни. Пространство и время в славянской мифологии. Отношение к человеку, к природе. Крещение Руси, его значение для культуры. Проблема двоеверия. Новый образ человека, христианская мораль. Первые русские святые. Первые русские монастыри. Основные достижения культуры Киевской Руси. Возникновение письменности и развитие образования. Жанры русской литературы – церковной и светской (житие, апокриф, летопись, воинская повесть, поучение). Православный храм и сакральное пространство. Архитектура и живопись домонгольской Руси. Икона – особый вид религиозного искусства. Философский смысл иконописи. Основные художественные школы – Киевская, Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская, Новгородско-Псковская. Культура эпохи монгольского нашествия, проблема взаимодействия культур западной и восточной, христианской и языческой, оседлой и кочевой. Культура эпохи создания централизованного государства XIV-XVI вв. Исторический процесс образования государства и психический склад русского характера. Роль Русского Православия в создании национальных черт русской культуры. Монастырское строительство. Сергий Радонежский – основатель духовной традиции. Идеология политического и духовного единства. Преемственность от Византии. Теория «Москва – третий Рим». Спор иосифлян и нестяжателей как выражение борьбы идей о месте духовной власти в государстве. Литература эпохи централизованного государства. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Возникновение книгопечатания. Наука и образование. «Домострой» – выражение своеобразия патриархальной культуры России. Изобразительное искусство и архитектура XIV – XVI веков. Великие русские иконописцы: Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий. Московский Кремль – символ единства и могущества Московской Руси. Шатровое зодчество XVI века. Стоглавый собор, его роль в определении места и роли церкви в русской культуре.

 

Тема 13. Русская культура XVII в. Противоречивый характер культурных процессов. «Смутное время» в культуре. Раскол в Русской Православной Церкви и его влияние на культуру. Западники в русской культуре XVII века: Голицын, Ртищев, Ордин-Нащокин. Искусство XVII века. Стиль барокко в архитектуре, светская литература (любовные, нравоучительные, сатирические повести), появление профессионального театра («Комедийная хоромина»). Иконопись – ориентация на западные образцы. Школа Симона Ушакова и изографов Оружейной палаты. Обмирщение культуры – доминантная тенденция XVII века.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Тема 1.

1. Назовите предмет изучения культурологии.

2. Назовите подразделы культурологии. Что изучается в каждом из них?

3. Когда возникает культурологическое знание?

4. Когда культурология оформляется как наука?

5. Назовите представителей культурологического знания.

Тема 2.

1. Объясните этимологию слова «культура».

2. Перечислите основные подходы к определению культуры.

3. Какие вам известны определения культуры?

4. Какие вам известны способы структурирования культуры?

5. Перечислите основные функции культуры.

Тема 3.

1. Какие вы знаете виды пространства?

2. В чем заключается специфика культурного пространства?

3. Какие существуют способы структурирования пространства?

4. Как отражается представление о пространстве в различных видах культуры?

5. В чем смысл понятия границы в культуре?

Тема 4.

1. Существует ли, на ваш взгляд, понятие времени вне культуры?

2. Назовите способы структурирования времени.

3. Что такое традиция и традиционные культуры?

4. Как различные способы измерения времени влияют на представление о нем?

5. Что такое актуальная культура?

Тема 5.

1. Что такое историческое сознание?

2. Какие вы знаете концепции развития культуры?

3. В чем суть так называемых организмических теорий?

4. Что такое осевое время и кто автор этой теории?

5. Какая концепция исторического развития кажется вам предпочтительнее и почему?

Тема 6.

1. Когда примерно зарождается культура?

2. Назовите первые религиозные верования человека.

3. Что такое анимизм?

4. Каковы представления о пространстве в первобытной культуре?

5. Почему первобытная культура является традиционной?

Тема 7.

1. Когда и где зародились Древневосточные цивилизации?

2. Что такое Древневосточная деспотия?

3. Что такое сервильный тип мышления?

4. Как повлияло ирригационное земледелие на специфику культуры?

5. Почему Древневосточные цивилизации относят к традиционному типу культуры?

Тема 8.

1. Каково влияние природно-географических особенностей на культуру Древнего Египта?

2. В чем суть мифа об Осирисе?

3. Назовите особенности древнеегипетских представлений о пространстве.

4. Назовите особенности древнеегипетских представлений о времени.

5. Перечислите особенности изображения человека в древнеегипетском искусстве.

Тема 9.

1. Перечислите особенности античного типа культуры в сравнении с древневосточным.

2. Что такое полис?

3. В чем отличие древнегреческой мифологии от древневосточной мифологии?

4. Каковы были задачи искусства в Древней Греции?

5. Назовите известных вам деятелей греческой культуры: философов, писателей, художников.

Тема 10.

1. Назовите черты идеального римского гражданина.

2. Какие виды гуманитарной науки были особенно развиты в Древнем Риме?

3. В чем заключается вклад римской культуры в развитие инженерно-технической мысли?

4. Каких вы знаете деятелей римской культуры: писателей, поэтов, ученых?

5. Охарактеризуйте специфику структуры пространства в римской культуре.

Тема 11.

1. Определите хронологические рамки средневековой культуры в Европе.

2. Назовите основные составляющие средневековой культуры.

3. Назовите основные жанры средневековой литературы.

4. Назовите основные художественные стили Средневековья.

5. Охарактеризуйте роль христианской церкви в средневековой культуре.

Тема 12.

1. Перечислите известных вам славянских богов с их функциями.

2. Определите значение крещения Руси по восточному образцу для последующего развития русской культуры.

3. Как изменилась мораль и система ценностей в связи с крещением?

4. В чем заключается суть теории «Москва – третий Рим»?

5. Назовите известные вам памятники древнерусского искусства.

Тема 13.

1. Каковы основные тенденции развития русской культуры в XVII веке?

2. Какие исторические события оказали влияние на культуру этого периода?

3. Что нового появляется в этот период в русском искусстве?

4. В чем заключаются основные расхождения между старообрядцами и никонианами?

5. Какое влияние оказал религиозный раскол на последующее развитие русской культуры?

Тема 14.

1. Объясните смысл термина «Возрождение».

2. Что такое гуманизм эпохи Возрождения?

3. Что нового появляется в отношении человека и природы?

4. Какие изменения происходят в сфере науки в эпоху Возрождения?

5. Каких вы знаете представителей искусства эпохи Возрождения?

Тема 15.

1. Культура каких стран входит в понятие «Северное Возрождение»?

2. В чем отличие Северного Возрождения от Итальянского?

3. Что такое Реформация?

4. Каких деятелей культуры Северного Возрождения вы знаете?

5. В чем заключаются особенности искусства Северного Возрождения?

Тема 16.

1. Каковы основные черты культуры Нового времени?

2. Как вы понимаете определение «человек – мыслящий тростник»?

3. Объясните этимологию термина «барокко».

4. Какова специфика восприятия пространства в эпоху барокко?

5. Каких деятелей искусства барокко вы знаете?

Тема 17.

1. Что такое абсолютная монархия?

2. Каково происхождение термина «классицизм»?

3. Почему ведущим видом искусства классицизма является театр?

4. Что такое европейский рационализм?

5. Какие отрасли науки являются ведущими в XVII веке и почему?

Тема 18.

1. Почему культура XVIII века называется культурой Просвещения?

2. Перечислите основные достижения европейской науки XVIII века.

3. Каких вы знаете деятелей европейской культуры XVIII века?

4. Назовите основные художественные стили XVIII века.

5. Что такое руссоизм?

Тема 19.

1. Перечислите реформы Петра I в сфере культуры.

2. Каково значение Петербурга для русской культуры Нового времени?

3. Какие новые явления появились в русской культуре XVIII века?

4. Как «указ о вольности дворянства» повлиял на развитие российской культуры?

5. Назовите деятелей российской культуры XVIII века.

Тема 20.

1. Какие исторические события повлияли на формирование идеологии романтизма?

2. Каких исторических деятелей можно назвать романтическими героями?

3. Каковы основные черты романтического героя?

4. Какие новые жанры появились в искусстве романтизма?

5. Какие виды искусства наиболее ярко отражают специфику романтизма?

Тема 21.

1. Перечислите основные признаки буржуазной культуры XIX века.

2. Назовите основные научные открытия и технические достижения европейской культуры XIX века.

3. Какие виды и жанры искусства являются актуальными в культуре XIX века?

4. Что такое викторианская культура?

5. Кто является идеалом человеческой личности в культуре XIX века?

Тема 22.

1. Перечислите особенности политической и экономической ситуации России в XIX веке.

2. Каково влияние реформ 1861 года на культуру России?

3. Назовите основные идеи русской философской мысли XIX века.

4. Назовите особенности русской эстетики XIX века.

5. Назовите деятелей русской художественной культуры XIX века.

Тема 23.

1. Каковы основные черты кризиса европейской культуры на рубеже XIX-XX века?

2. Какие новые философские концепции появились в европейской культуре рубежа XIX-XX веков?

3. Назовите основные художественные стили рубежа XIX-XX века.

4. Какие новые явления появились в культуре рубежа XIX-XX века?

5. Что такое массовая культура?

Тема 24.

1. Назовите исторические события, повлиявшие на культуру XX века.

2. Назовите новые научные концепции и открытия XX века.

3. В чем особенности искусства XX века?

4. Что такое тоталитарная культура?

5. Что такое постиндустриальная культура?

Тема 25.

1. Какие исторические события повлияли на российскую культуру XX века?

2. В чем отличие российской культурной ситуации 1920-х годов от 1930-х?

3. Каковы были особенности диалога культур столичной и провинциальной в советский период?

4. Что нового появилось в советской культуре в период хрущевской оттепели?

5. Каковы, на ваш взгляд, основные проблемы современной культуры России?

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ

1. Культурология как наука.

2. Понятие культуры. Происхождение, определения.

3. Структура и функции культуры.

4. Пространство в культуре.

5. Время в культуре.

6. Линейные концепции развития культуры: общая характеристика.

7. Теория «осевого времени» К. Ясперса.

8. Циклические концепции развития культуры: общая характеристика.

9. «Организмические» теории О. Шпенглера и Н. Я. Данилевского (одну – подробно).

10. Теория развития художественной культуры П. Сорокина.

11. Теория эволюций и взрывов Ю. М. Лотмана.

12. Происхождение культуры. Первобытная культура, ее основные особенности.

13. Первобытная мифология, ее особенности и функции.

14. Ранние формы религии: тотемизм, фетишизм, магия.

15. Представления о душе в первобытной культуре. Анимизм.

16. Организация пространства в первобытной культуре.

17. Представления о времени в первобытной культуре.

18. Обряды и ритуалы в первобытной культуре. Обряд инициации.

19. Изобразительное искусство в первобытной культуре: происхождение, тематика, стилистика. Основные памятники.

20. Общая характеристика культуры Древнего Египта. Периодизация. Особенности мировоззрения.

21. Религия и мифология Древнего Египта. Представления о происхождении и строении мира. Культ фараона. Представления о смерти и загробном мире в Древнем Египте.

22. Искусство эпохи Древнего царства. Особенности изображения человека. Канон.

23. Искусство эпохи Среднего царства.

24. Искусство эпохи Нового царства. Храмовые комплексы. Скульптура и живопись.

25. Религиозная реформа фараона Эхнатона, ее значение.

26. Общая характеристика культуры Древней Греции. Природные условия и основные занятия. Понятия космоса, хаоса и логоса. Периодизация греческой культуры. Повседневная жизнь древних греков. Греческий полис.

27. Древнегреческая мифология.

28. Древнегреческая философия. Зарождение научного мышления.

29. Литература и театр в Древней Греции.

30. Изобразительное искусство в Древней Греции. Образ человека.

31. Культура эпохи Эллинизма.

32. Общая характеристика культуры Древнего Рима. Периодизация. Хозяйственно-географические особенности, менталитет. Повседневная жизнь римлян.

33. Особенности римской мифологии. Наука и философия в Древнем Риме.

34. Искусство Древнего Рима: литература, архитектура, скульптура, театр.

35. Культура Западноевропейского Средневековья: общая характеристика. Периодизация. Христианство как фундамент культуры.

36. Повседневная культура Средневековья.

37. Культура духовенства. Монастырь как центр культуры.

38. Рыцарская культура. Куртуазная культура. Жанры рыцарского романа, куртуазного романа и куртуазной поэзии. Этикет.

39. Городская культура. Бюргерство. Университеты.

40. Изобразительное искусство Средневековья: дороманский, романский и готический стили.

41. Культура древних славян. Особенности мифологии и мировоззрения.

42. Крещение Руси, его значение для культуры. Особенности русского православия.

43. Культура домонгольской Руси. Первые святые, монастыри. Искусство Киева, Владимира, Новгорода.

44. Русская культура эпохи создания централизованного государства (XIV-XVI вв.). Роль русской церкви. Преемственность от Византии. Теория «Москва – третий Рим». Литература и изобразительное искусство.

45. Русская культура XVII века. Светские тенденции. «Смутное время», русский религиозный раскол. Литература и изобразительное искусство.

46. Общая характеристика культуры Возрождения. Хронология, общий смысл термина. Гуманизм и антропоцентризм. Специфика Итальянского и Северного Возрождения.

47. Наука и образование в эпоху Возрождения. Формирование научной картины мира.

48. Реформация в культуре Возрождения.

49. Пространство и время в эпоху Возрождения.

50. Литература и театр эпохи Возрождения.

51. Изобразительное искусство эпохи Возрождения.

52. Культура Нового времени: общая характеристика. Хронология. Политическая ситуация. Место человека в мире. Специализация культуры.

53. Культура барокко. Особенности пространства и времени.

54. Искусство барокко.

55. Культура абсолютизма.

56. Философия и наука XVII века. Рационализм.

57. Классицизм в европейском искусстве XVII века.

58. Культура Просвещения.

59. Дворянская культура и стиль рококо XVIII века.

60. Литература и театр в культуре XVIII века.

61. Изобразительное искусство XVIII века.

62. Культура эпохи Французской революции.

63. Русская культура XVIII века: общая характеристика.

64. Реформы Петра I в сфере культуры. Наука, искусство, политическая культура, повседневная культура.

65. Культура эпохи дворцовых переворотов. Стиль рококо. Рождение театра. Роль в культуре М. В. Ломоносова.

66. Век Екатерины и культура Просвещения.

67. Классицизм в русском искусстве XVIII века.

68. Эпоха романтизма: основные идеи.

69. Искусство эпохи романтизма.

70. Человек и общество в эпоху романтизма.

71. Общая характеристика культуры XIX века. Прагматизм и рационализм культуры. Викторианский стиль как стиль жизни.

72. Научно-техническая революция и изобретения XIX века, их влияние на культуру.

73. Западноевропейское искусство XIX века: основные тенденции.

74. Русская культура XIX века: общая характеристика.

75. Основные достижения науки и техники в России XIX века.

76. Русская общественно-политическая мысль XIX века. Славянофилы и западники, народники, социал-демократы, марксисты, «почвенники».

77. Основные тенденции в русском искусстве XIX века. Эстетика.

78. Русская литература XIX века, ее философские идеи.

79. Русское изобразительное искусство и музыка XIX века.

80. Общая характеристика культуры рубежа XIX-XX веков. Кризис европейского мировоззрения.

81. Основные философские учения рубежа XIX-XX веков: «философия жизни», фрейдизм, русская религиозная философия.

82. Искусство рубежа веков в Западной Европе. Символизм, модерн, эстетизм.

83. Специфика русской культуры рубежа XIX-XX веков. «Серебряный век».

84. Общая характеристика культуры XX века. Основные идеи, политические события, научные теории.

85. Место человека в пространстве культуры XX века.

86. Западноевропейское искусство XX века.

87. Феномен тоталитарных культур.

88. Общая характеристика российской культуры XX века.

89. Пути и проблемы развития российской науки и техники в XX веке.

90. Феномен советской культуры.

91. Российское искусство XX века.

92. Основные проблемы российской культуры перестроечного и постперестроечного периода.

93. Феномен массовой культуры и культуры потребления.

94. Постиндустриальная культура, ее специфика.

V. Учебно-методическое обеспечение курса

Рекомендуемая литература

Основная

Культурология: учеб. для студентов вузов. М., 2008.

Кармин, А. С. Культурология: учебник для вузов. СПб. [и др.], [2009].

Пивоев, В.М. Культурология. Введение в историю и теорию культуры: учеб. пособие для студентов вузов. М, 2008.

Культурология. История мировой культуры: хрестоматия: учеб. пособие для вузов. М., 2008.

Культурология: учебник для. М, 2009.

Культурология: для бакалавров и специалистов: учебник для студентов высших учебных заведений. СПб. [и др.], 2012.

 

Дополнительная литература

 

Хрестоматия по культурологии. / Под ред. И. Ф. Кефели, В. Т. Пуляева, В. П. Сальникова, С. В. Степашина. СПб., 1999.

Хрестоматия по культурологии. / Составители: Лалетин Д.А., Пархоменко И.Т., Радугин А.А. М., 1998.

Коган Л. Н. Теория культуры. – Екатеринбург, 1993.

Кондаков И. В. Культурология: история культуры России: Курс лекций / И. В. Кондаков. – М.: Омега-Л: Высш. шк., 2003.

Кравченко А. И. Культурология: Учеб. пособие для вузов / А. И. Кравченко. – М., 2008.

Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособие для вузов по соц.-гуманит. специальностям и направлениям / под ред. Т. Ф. Кузнецовой. – М.: Academia, 2003.

Культурология. Энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. и авт. проекта С. Я. Левит. – М.: РОССПЭН, 2007.

Мамонтов А. С. Культурология: Учебник для вузов по специальностям направления «Лингвистика и межкультурная коммуникация» / А. С. Мамонтов, С. П. Мамонтов. – М.: Гардарики, 2005.

Основы культурологии: Учеб. пособие для вузов / отв. ред. И. М. Быховская. – М.: Едиториал УРСС, 2005.

Аверинцев С. С. Византия и Русь. Два типа духовности // Новый мир. 1998. № 7–9.

Аверченко И. В. Природа и функции религиозного танца // Вестник Московского университета. Сер.7 Философия. 2000. № 2.

Автономова Н. С. Миф: хаос и логос // Заблуждающийся разум?: Многообразие научного знания. М., 1990.

Актуальные проблемы культуры ХХ века. М., 1993.

Алексеев Н. А. Шаманизм у тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск, 1984.

Анисимов А. «Культурное время» и образы времени в культуре. М., 1999.

Анисимов С. Ф. Духовные ценности: Производство и потребление. М., 1988.

Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984.

Антология исследований культуры. СПб., 1997.

Антология культурологической мысли / Под ред. С. П. Мамонтова, А. С. Мамонтова. М., 1996.

Ассман Ян. Египет: Теология и благочестие ранней цивилизации. М., 1999.

Барг М. А. Эпохи и идеи. М., 1981.

Барская Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993.

Барт Р. Мифология. М., 1997.

Басилов В. Н. Избранники духов. М.,1984.

Баткин Л. В. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.,1989.

Баткин Л. В. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М.,1990.

Баткин Л. М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М., 1995.

Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М., 2004.

Бахтин М. М. Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965.

Белик А. А. Культурология: антропологические теории культур. М., 1998.

Бенхабиб С. Притязания культуры. М., 2003.

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: избр. эссе. – М., 1996.

Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

Бердяев Н.А. Воля к жизни и воля к культуре // Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990.

Библер В. Г. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.

Бодрийяр Ж. Система вещей. М.,1995.

Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993.

Боннар А. Греческая цивилизация. В 2-х тт. Ростов-на-Дону, 1994.

Булавка Л. А. Феномен советской культуры / Л. А. Булавка. М., 2008.

Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. М., 1996.

Буркхардт Я. Культура И


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.239 с.