Философия: круг её проблем и роль в обществе. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Философия: круг её проблем и роль в обществе.

2017-05-20 299
Философия: круг её проблем и роль в обществе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

III. Какова природа ценностей?

Аксиология – учение о ценностях.

IV. Человеческое действие.

Праксиология – учение о человеке, о его практических действиях и о социальной реальности.

 

Основные черты мифологического мышления:

Философия представляет собой духовную интеллектуальную дисциплину, возникшую в 7 – 5 в. до н. э. Одновременно в различных точках планеты: в Индии, Китае, Греции. Этот факт означает, что философия не является внеисторическим свойством человеческого сознания. Ей предшествовал другой тип мышления – мифологический (архаический). Важно уяснить, что это понятие не является оценкой, т. е., называя это мифом, мы не считаем, что это ложь. В этом понятии фиксируются черты мировоззрения, предшествующего философскому:

1. Нерасчлененная ценность мира богов, человека и природы (природное явление объясняется непосредственным влиянием богов, т. е. нет абстрактного представления о

едином законе, который описывает взаимоотношения людей и богов).

2.Отсутствуют различия субъекта и объекта – человека и мира; мир понимается по образу и подобию человека, а человек – по образу мира.

3.Мифологическое знание неразрывно связано со своим осуществлением в ритуале, т. е.

некоторая ситуация воспринимается, во-первых, как соразмерная божественному порядку, во-вторых, существует способ влияния на эту ситуацию. Мифологическое мышление рецептурно.

4.Всякое ритуальное действие имеет целью поддержания шаткого мирового порядка, поэтому не существует различия между такими сферами деятельности как искусство, религия, наука, философия.

5.Из вышесказанного вытекает символизм архаического мышления – не существует явлений самих по себе, они являются символами божественной воли, каждое явление вызывало ассоциацию с мифом данного племени. По различным причинам мифологический тип мышления рушится, на смену ему приходит философия, т. е. членораздельная речь.

 

Философия в контексте культуры.

Начало философии можно определить, как попытку ответить на вопрос “ Кто я?” при отсутствии самоочевидных ответов. Этот вопрос является и началом собственных человеческих усилий по построению культуры. Понятие культуры восходит к представлению о культивировании, возделыванию почвы (обыденного сознания). Задачей культуры является сознание таких форм, которые бы позволили человеку самостоятельно обустраивать жизни: природную и социальную.

Культуру будем рассматривать в разделах “Искусство”, ”Наука”, ”Религия”, сравнивая каждую из этих сфер с философией.

· Религия – это практика достижения высших сил, выраженная в символах, обращенная к личности и основанная на вере.

Религиозным актом сверх рациональной веры разрывается тождество обыденной

личности и осуществляется порыв к Подлинной реальности.

Философия – это рациональное общезначимое познание, выраженное в понятиях и

объясняющее мир естественными причинами. Философия рефлексивна (зная что-то,

философ должен знать себя, познающего это что-то).

· Искусство и философия схожи наличием в них творческого начала, но искусство ориентируется на эмоции, на конкретные образы, фантазию, а философия – это разумное использование категорий, при котором за видимостью ищут действительность.

· Наука – это исследование необходимых связей предметного мира, индивидуальные различия субъектов науки не имеют значения. Для науки важен прогресс, она накапливает факты и по мере этого расширяет знания об окружающем мире. Философия ориентирована на построение мировоззрения, и поэтому субъективный мир человека входит в ее рассмотрение; ставя вечные проблемы, философия не удовлетворяется готовыми ответами. Важен сам процесс, состояние философствования.

Мораль характеризуется различием сущего и должного. Философия не говорит о том, что должно быть, но описывает сущее.

 

 

Буддизм

Основоположником данного учения является Будда (пробужденный) – Сидхардха Гасутама Шанея – Муии (623- 544 г. до н.э.). Он был выходцем из Царекогорода (Отшельники из племени Шанья). Он долго ищет истину, живет аскетом. В основе буддизма лежат 4 благородные истины:

1. Жизнь есть страданье.

2. Есть причины страданий.

3. Есть путь избавления от страданий.

4. Есть путь уничтожения страданий (восмиричный).

Средний путь будды – отвержение крайнего аскетизма, ритуалов и т.д. Страдание порождается привязанностью к существованию. Важнейшее представление о реальности: Шунья – пустотность реальности, отвержение субстанциональности реальности вне и внутри человека (отвергалось существование бога и бессмертной души). Страдания и освобождение от страданий – различные состояния единого бытия. Страдания – это проявление состояния бытия, а освобождение это не проявление. Страдания – результат непрерывных колебаний, возникновения и уничтожения тхармы. Тхарма – первичная единица реальности (психо-физические вспышки энергии), вспышки жизненной энергии. Различаются обусловленные и не обусловленные кармой тхармы. Высшей целью человеческого существования является достижение нирваны (состояния полной удовлетворенности, самодостаточности, полной гармонии бытия, отрешенность от внешнего мира, сосредоточенность на самом себе). Нирвана в дальнейшем понимается как абсолютная реальность. Стремящийся к нирване должен испытывать сострадание ко всему окружающему. Буддизм демократичен, т.к. отвергает богатства. Моральное самосовершенствование человека – основа достижения нирваны. Нирвана не обусловлена, никем ни создана, она существует, ее можно достич разумом. Изречения Будды собраны в книге «Тхаморике». Мысль Будды: «Чтобы ни сделал враг врагу или же ненавистник ненавистнику, ложь же как мысль может сделать еще худшее». Во 2 веке до н.э. при Омоне буддизм стал доминирующей идеалогией Индии, к 3-9 вв. н.э. он был почти вытеснен из Индии. В буддизме состояние нирваны достигается на основе буддистской йоги – Дхьяны.

 

Чарвака (Локаяна) – радикальная диссидентская школа, порвавшая все связи с предыдущей культ. Традицией. Локаяна в переводе – это приятные речи, чарвака – чавкать, жрать. Основные позиции – мир такой, каким мы его воспринимаем с помощью чувств. Первоначала: земля, воздух, огонь, вода. Сознание возникает из них. Душа – это тело, особенность которого - сознание. Смысл жизни человека – чувственное удовольствие.

 

Античная философия.

Возникла в 6 в. до н.э. и была до 6 в. н.э. Основные периоды:

1. Досократики (натурфилософия 6-5 вв. до н.э.)

2. Классический период (5-4 вв. до н.э.), Сократ, Платон, Аристотель.

3. Эллинистический – римский период (4-5 в. до н.э.)

Предфилософия. Идеологических основ для свободного мышления не было. Впервые античная философия возникла в ионии (средиземноморье). Досократики (Демокрит, Анаксогор). Для них было характерным изучение внешнего мира, исключительная интеллектуальная любознательность.

Харка – античная философия – космоцентризм.

В центре внимания досократиков проблемы природы (физис).

Природа – это единая первооснова всех окружающих нас вещей. Все вещи должны иметь единый корень, исток.

Фалес понимал первоначало как воду: жизнь зарождается во влажной среде, высыхание семян приводит к их гибели. Ученик Фалеса – Анаксимер, считал, что первоначало всего – апейрон – неопределенное первоначало: воздух. Героклит считал, что:

1. Первоначало есть огонь

2. Реальность – непрерывный процесс становления (реальность похожа на реку, в которую нельзя ступить дважды)

3. Противоречие – источник изменения и превращения вещей (борьба противоположностей создает все вокруг).

4. Логос – это мировой разум и космический закон, в соответствии с которым происходят изменения вещей.

«Признак мудрости – согласится, не мне, но логосу внемле, что все едино» (Героклит).

 

V. Философия Пифагора

Пифагор считал, что первоначало всего - это число (все пронизано колличественным отношением).

Числа

Совершенныенесовершенные

(нечетные)(четные)

У Пифагора космос – порядок, гармоничная система явлений.

VI.

VII. Философия Элеаот

Представители школы – например Зенон, считали, что существует только бытие, небытия вовсе нет. Бытие – это мысль, мышление: «Одно и тоже есть мысль, и то, о чем мысль, существует, ибо без бытия, в котором ее выражение, мысли тебе не найти».

Бытие не подчиняется смерти, цельное все, без конца, ему не разыщешь начала, оно неизменно и неподвижно. Для элеатов характерно сферомышление (неизменость, постоянство мышления). Это мышление противоречило органам чувств. Зенон (ученик, последователь этого учения) сформулировал Апории – логические парадоксы:

  1. Дихотомия (деление пополам: чтобы пройти путь, надо пройти его половину; чтобы пройти половину, надо пройти половину половины и т.д. поэтому движение немыслимо)
  2. Парадокс движения (Ахилес и черепаха: Ахилес не сможет никогда догнать черепаху т.к. она тоже движется).

Чувственно воспринимаемый мир - это не подлинная реальность.

 

Философия Атомистов.

Демокрит попытался разрешить противоречия между видимой и скрытой реальностью. Демокрит считал, что бытие – это атомы (неделимые), которые вечны, неизменны, находятся в постоянном движении. Существует пустота (небытие). Ощущение дает не ложные знания. Есть темное познание (с помощью органов чувств) и светлое познание (с помощью разума, мысли). Доказательство атомистической теории: если атомов нет то зернышко можно делить до бесконечности, следовательно зернышко можно приравнять к горе.

Философия нового времени.

 

Этот период философии начался в XVI-XVII веках, вместе с решительным разрывом со средневековой философией. Общая особенность этого периода – ослабление влияния религии и церкви, культура приобретает светский характер, что связанно с кризисом церкви. Параллельно наблюдалось усиление науки в обществе. Новое мировоззрение наиболее ярко проявляется в философии Ф. Бекона (1561-1626 гг.) и Рене Декарта (1596-1650 гг.)

Ф. Бекон был политиком, однако его политическая карьера оборвалась на самом пике. Он – материалист. Его главное сочинение – «Новый органом», которое выражает антисхоластическую направленность его философии («Органом» – сочинение Аристотеля). Органом понимается как метод научного познания. Бекон – сторонник и пропагандист естествознания. Цель науки – открытие и изобретения, которые должны служить практическим целям. Бекон считал, что «знания – сила». Природу можно подчинить с помощью знаний и поставить её на службу человеку. Но сначала нужно освободить человеческий разум от стереотипов и заблуждений, которые делятся на 4 вида:

1. Идолы рода – заблуждения, которые присущи самой природе человеческого разума. Антропомортизация – перенесение на природу человеческих качеств и свойств. В природе целей не существует.

2. Призраки пещеры – заблуждения, связанные с индивидуальным сознанием человека, с его воспитанием.

3. Идолы рынка – заблуждения, связанные с обыденным и неадекватным применением слов. Слова насилуют разум.

4. Призраки театра – заблуждения, которые вселились в сознания людей из философских систем, которые были восприняты людьми из-за некритического восприятия философии.

Помимо вышеприведённой критической части, он разработал и позитивную часть, в которой важную роль отдаёт методу. Метод эмпирической индукции – всё знание может быть получено лишь с помощью экспериментов и индукции (движения от частного к общему). Опыты бывают:

1. плодоносные – они приносят практическую пользу

2. светоносные – они проявляют фундаментальные знания

Бекон возрождает примеры атомистики, то есть материя – деятельна и активна, находиться в постоянном движении. Познание должно базироваться на опыте. У бекона есть футурологическое сочинение – «Новая Атлантида», где он предсказал многие научные открытия. В этой работе он предсказывает создание чего то похожего на современную академию наук.

Другим великим философом того времени является французский учёный Рене Декарт (1596-1650 гг.) Он воспитывался в привилегированном учебном заведении, созданном королём Франции, – Иезуитском колледже. После он некоторое время служил в армии, а потом он переселился в Голландию, где плодотворно работал и занимался математикой. Под конец жизни Шведская королева Кристина захотела обучаться философии у великого философа, потому его перевезли в Стокгольм. Там он простудился и умер. Декарт считал, что цель науки – познание природы. Научные знания должны носить практический характер. Общее у Декарта и Бекона – прежде чем начинать познание, нужно провести определённую работу. Ничего нельзя принимать на веру. Решающую роль в познании играет метод. Философская тематика сдвигается с антологии (?) (изучение проблемы бытия) на гносеологию (?) (теорию познания). Метод рационалистической дедукции – всё познание должно проводиться по методам, которые аналогичны математическим, от общего к частному. Декарт выдвигает принцип универсального сомнения, однако он не скатывается до абсолютизации этого принципа. Если придерживаться этого принципа до конца, то возможно отрицание истины. Он считал, что есть одна истина, в которой нельзя сомневаться, – «мыслю – значит существую». Главная истина – само достоверность человеческого мышления. В этом принципе заложен главный принцип буржуазного общества – индивидуализм и субъективизм. В нашем сознании заложены врождённые идеи – идеи чисел, фигур, идея Бога. Идея Бога по Декарту является гарантом того, что окружающий мир не иллюзия, а реальность. Подлинной субстанцией является бог. В остальном мире он различает две субстанции:

1. Телесная субстанция (характеризуется протяжённостью)

2. Духовная субстанция (характеризуется единством)

Декарт различает первичные качества (габариты тел, движение; они являются предметом познания) и вторичные качества (цвет, запах, звук; они субъективны). Природа – сложный механизм, бездушный космос, механическая система. Духовная и телесная субстанции содержаться только в человеке. Декарт не мог допустить, что мысль не может влиять на тело. Декарт выдвигает концепцию психофизиологического (?) параллелизма – дух и тело это два механизма, заведённые на одно и то же время. Декарт – рационалист, так как для него разум – источник знаний.

 

Философия Спинозы.

Бенедикт Спиноза родился в 1632 и умер в 1677. В центре его философии – учение о субстанции. Спиноза считает что субстанция – едина. Субстанция – это вещь, которая не нуждается для своего существования не в другой вещи или вещах. Субстанция есть бог. Субстанция есть причина самой себя, она характеризуется двумя важнейшими атрибутами:

протяжение

мышление

Субстанцию характеризуют модусы – единичные конкретные вещи. Спиноза детерминист (всё в природе строго упорядочено). Важнейший принцип гносеологии (?) Спинозы – «Этика». Три вида познания:

1. чувственное (недостоверный источник знаний)

2. понимание (противопоставляется чувственному)

3. интуитивное (интеллектуальная интуиция, интуиция даёт познание вещей с точки зрения вечности)

Спиноза отвергает свободной воли. Воля есть разум человека. Спиноза – детерминист (никаких случайных явлений быть не может, случайность – результат нашего незнания причин). Свобода отожествляется с познанием необходимости. Спиноза разработал концепцию интеллектуальной любви к Богу: в человеке заложено желание постичь мир в целом, в его единстве. Смерть – это возвращение в единую субстанцию. В своей деятельности человек должен полагаться на разум, то есть быть свободным. Порядок и связь идей – это то же, что и порядок вещей.

 

 

Философия Джона Локка (1632-1704 гг.)

 

Это английский философ. Он продолжал линию эмпиризма, начатую Бэконом. Основное сочинение – «Опыт о человеческом знании». Он опровергает Декартову концепцию врождённых идей. Человеческий разум – чистая доска, на которой опыт оставляет свои следы – знания. Опыт бывает внешним (на основе чувств), где различают первичные и вторичные качества. Первичные качества – это протяжённость, масса, и т.д. Вторичные – цвет, звук и т.п. Опыт бывает и внутренним – рефлексия (?), из внутреннего опыта вытекают идеи состояния человеческого духа. Разум соединяет или разъединяет простые идеи и формирует более общие понятия, идеи, субстанции и т.д.

Истина для Локка – соединение или разъединение идей сообразно действительности. Познание Локк делит на:

- интуитивное

- демонстративное (истины математики, бытия, бога)

- сентетивное (наименее ясное)

Локк – автор концепции буржуазного либерализма. Локк придерживался концепции естественного права – люди рождены свободными, они являются хозяевами своей судьбы. Государство не должно узурпировать права. Локк разработал идею парламентской монархии с разделением властей на законодательную, исполнительную и федеративную. Выдвинул идею религиозной терпимости. Развивал идеи протестантства.

 

 

Философия эпохи просвещения.

 

Философия этой эпохи связана с утверждением в Европе буржуазных отношений. Крупнейшие философы эпохи – Вальтер, Руссо (деисты), Гольбах, Дидро, Гельвеций (материалисты). Общая идея эпохи – принципы демократии. У просветителей был мировоззренческий материализм (идея всесильного разума), социальный оптимизм (идея общественного прогресса). Французское просвещение характеризуется идеализмом, непримиримым антиклерикализмом (борьба с церковью). Французские просветители своими идеями подготовили французскую буржуазную революцию. Французские материалисты продолжали линию, заложенную во Франции Декартом (природа – стройная механическая система, человеческое тело – сложная машина). Для французских материалистов природа – самодостаточная сущность. В природе имеет место непрерывный круговорот вещества, движения и силы. Для французских материалистов природа, Вселенная и материя – синонимы. Эти материалисты – представители воинственного атеизма. Человек рассматривался как неотъемлемая частица природы. В теории познания материалисты продолжали линию гносеологического (?) сенсуализма (познания нам дают органы чувств). Основные сочинения Лосметри – «Человек – машина». Разум – способность комбинировать ощущения. Познание – это пассивное копирование реальности с помощью органов чувств. Материализм во Франции был механическим (законы механики – законы которым всё подчиняется). В своём учении об обществе французские материалисты «скатывались» на позицию идеализма – разумная организация жизни возможна на основе внесения в общество законов. Развивается идея общественного прогресса (неуклонного развития человеческого разума). В Англии просвещение было представлено Локком. Крупнейшие представители немецкого просвещения – Шиллер и другие.

 

 

Немецкая классическая философия.

 

Основоположник – Иммануил Кант (1724-17хх гг.) Представители – Фихте, Шеминг, Гегель, Фейербах. Основная проблема – проблема активности субъекта человеческого разума и познания.

 

Философия И. Канта.

 

Родился и всю жизнь прожил в Кенигсберге. В его деятельности различают 2 периода:

до критический (до 1770)

критический (с 1770)

Его произведения:

«Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1791).

В 1755 вышла «Всеобщая естественная история и теория неба», в которой он разработал теорию происхождения мира из туманности. Затем Кант внёс вклад в понимание роли вращения земли вокруг своей оси, в понимание влияния луны на приливы. Кант совершил в философии коперниковский переворот. Прежде чем браться за исследование проблемы бытия, нужно сначала исследовать познавательные возможности человеческого разума. Кант сформировал основные философские вопросы:

Что я могу знать?

Что я должен делать?

На что я могу надеяться?

Область познаний ограничена областью явлений и феноменов (это явления), как они даются нашему пониманию: Кант выделяет такие вещи в себе (нормены?)

Агностицизм (важная особенность кантовской философии) учение о принципиальной непознаваемости вещей в себе.

Априоризм (вторая особенность кантовской философии) – мир явлений познаётся на основе наличия в сознании врождённых познавательных форм.

Познавательные способности:

· Чувственное созерцание. На уровне этого восприятия существуют пространство и время. Пространство – форма внешнего восприятия, время – форма внутреннего восприятия.

· Рассудок – подведение чувственного восприятия под единство понятия. На уровне рассудка встречаются категории – априорные формы рассудочной деятельности.

Благодаря наличию категорий обеспечиваются объективная всеобщность.

Кант выделил несколько основных категорий:

Количество (единое множество)

Качество (реальность, ограничения)

Отношение

Модальность (возможность и не возможность, необходимость и случайность, существование и не существование).

· Разум – способность максимально возможного синтеза, обобщения того, что получено на уровне рассудочной деятельности.

И. Кант выдвинул идею чистого разума: космос, как единство всех физических процессов; душа, как единство всех происходящих процессов. Кант выдвинул идею бога, как безусловно необходимую последнюю причину.

Антиполии (противоречия) чистого разума: они возникают, когда разум выходит за пределы своей компетенции. Кант говорил: «мир как целое не может быть дан в опыте».

Явления или феномены – это продукт деятельности самого сознания; в этом Кант – субъективный идеалист. Однако он в то же время материалист, т.к. он настаивает на наличие причин в себе.

Практический разум – это морали, область отношений с другими людьми. Кант верил в существование морального закона «голос совести», требует от нас действовать не по своему желанию, а руководствоваться чувством долга.

Кант писал: «поступай так, чтобы максима (правило) твоего поведения могла стать всеобщим законом»; «поступай так, чтоб другой человек никогда не был средством для тебя, а целью».

В своих философских работах И. Кант отвечал на вопрос «на что я могу надеяться». Человек может надеяться на бога. Бытие бога невозможно доказать логическими аргументами, но признать его существование необходимо, т.к., если мы не сделаем этого, тогда нет возможности согласовать доброе поведение, требуемое моральным законом, со злом в мире (обществе). Кант подчёркивает онтогонизмы в истории развития. Конечная цель развития человеческого общества – гражданский мир.

 

 

Философия других немецких философов.

 

Развитие немецкой классической философии связано с критикой кантовских вещей в себе.

I. Одним из представителей этой философии был Фихте, который отвергал учение о вещах в себе. Особенность его философии – последовательный объективный идеализм. Реальность – это результат развёртывания познающего я.

II. Другим известным представителем немецкой философии был Гегель (1770-1831 гг.), который тоже отвергал кантовские вещи в себе и построил целостную концепцию объективной идеалистической философии. Основной принцип – тождество бытия и мышления. Первичная абсолютная идея – духовная субстанция, мировой разум. Гегель – автор концепции развития. Он рассматривал реальность под углом зрения процесса развития. Гегель создал теорию развития – диалектику. Основные моменты: источник развития – противоречия, процесс развития регулируется тремя законами:

1. Закон единства и борьбы противоположностей.

2. Закон перехода количественного изменения (?) в качественное.

3. Закон отрицания отрицания, как выражения направленности процесса развития.

· Развитие мирового разума в сферу чистого мышления. Главное сочинение Гегеля – «Наука логика». Гегель понимал процесс развития как процесс перехода от простого к сложному. Ступенями развития являются категории. Существуют так называемые триады категорий: тезис, антитезис, синтез

Бытие, небытие, наличное бытие (элементарная форма)

Качество, количество, мера

Сущность, явление, действительность

Понятие, объект, идея и т.д.

· Мировой разум порождает природу и развивается в ней.

· Природное бытие являет человека, развивает мир духа в человеческом обществе, возвращает мировой разум к себе.

Субъективный дух – форма индивидуального бытия.

Объективный дух – форма надындивидуального бытия. Сюда можно отнести право, мораль, нравственность, гражданское общество, государство.

Абстрактный дух – к нему можно отнести искусство, религию и философию.

Финя (?) – высшая форма самопознания абсолютного духа.

В своих сочинения Гегель имеет идею противоречия между методом и системой. Для Гегеля метод является диалектическим, требующим рассматривать любую форму бытия как временную, которая должна уступить место более высокой форме. Система философии приходит к заключению самопознания самой себя. Философия – конечный разум, что противоречит методу. Не только философия имеет свой конец, но и история имеет свой конец – политические реалии Германии во время, когда жил Гегель.

Таким образом, Гегель был крупнейшим представителем диалектико-идеалистической философии.

III. Другим крупнейшим после Гегеля представителем классической немецкой философии был Людвиг Фейербах (1804-1872 гг.). Первоначально он увлекался философией Гегеля, однако вскоре подверг её резкой критике. Вскоре Фейербах перешёл на антропологический материализм. Он считал, что в центре философии находиться человек. Человек – порождение природы. Природа никем не было сотворена и существовала вечно. Он был сторонником метафизического (антидиалектического) материализма. Метафизика – это учение о неизменности реальности. Он понимал человека как природное существо. Основное сочинение Фейербаха – «Сущность христианства», В котором он резко критикует религию – философия и религия противоположны друг другу. Основа религии – вера в догматы, а в основе философии – знание. Религия создаёт иллюзию: подлинный творец бога – человек – рассматривается как творение бога, ставится в зависимость от последнего и таким образом лишается свободы и самостоятельности. Для освобождения от религиозных заблуждений нужно понять, что человек – не творение бога, а часть, и притом наиболее совершенная – вечной природы. Человек представляет собой психофизическое единство, единство души и тела. Человеческая природа является биологической, а отдельный индивидуум – не исторически-духовное образование, а звено в развитии человеческого рода. Фейербах выступает как сенсуалист, полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания. Любовь к богу ложной формой подлинной любви – любви к другим людям. Учение Фейербаха сыграло важную роль в формировании философских взглядов Маркса и Энгельса.

 

Философия Маркса (1818-1883 гг.) и Энгельса (1820-1895 гг.)

 

Маркс и Энгельс в студенческие годы были гегелианцами, однако под влиянием Фейербаха переходят на позицию материализма, не отвергают гегелевскую диалектику.

1. Диалектический материализм – учение о материальном единстве мира и всеобщих законах его развития. Реальность – непрерывный объективный мировой процесс, находящийся в непрерывном развитии.

2. Исторический материализм.

Практическая деятельность людей – преобразование природного мира и преобразование людьми самих себя – является основой изменений в культуре философии и т.д. Это обобщение утверждается в масштабе всей мировой истории, для всех времён и народов. Основной принцип материализма – принцип первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию. Основу бытия составляют материальные отношения, которые существуют в обществе, например производственные отношения, бытовые, отношения, связанные с продолжением рода. Совокупность производственных отношений формирует экономический базис общества. Производственные отношения и силы производства образуют способ производства. Развитие общества – естественный процесс смены общественно-экономических формаций.

3. В теории познания Маркс вводит понятия практики – основы познания, цель познания, объект познания.

Маркс сосредоточил внимание на анализе процессов отчуждения в обществе. Отчуждение – это процесс, в результате которого результаты деятельности человека становятся «господином» человека.

Главным источником отчуждения является отчуждение производителя, в результате чего человек оказывается отчуждённым от средств производства. Процессы отчуждения происходят при капитализме. Таким образом в обществе нарастает борьба. Нужно отстранить производителя от средств производства путём революции. Марксистская философия получила широкое распространение в обществе.

Скоро появилось неокантианство и неогегельянство. В неокантианстве основой были своеобразие социальных явлений и способы познания этих социальных явлений. Рационалистический подход к освоению реальности достиг пика у Гегеля, но уже в IXX веке появился иррационализм, который исходил из неразумности реальности. Способом постижения иррациональной реальности является иррациональные инстинктивные способности человеческого духа.

Артур Шопенгауэр (философия жизни) В начале IXX в. Впервые выразил идеи иррационализма. Он считал себя подлинным наследником кантовской философии и считал учение Гегеля бредом. «Мир как воля и представление» – это основное сочинение Шопенгауэра, которое легко читается и переиздается по сей день. Суть его философии в названии сочинения. Он считал, что Кант ошибался, когда утверждал, что вещи в себе не познаваемы. Шопенгауэр считал, что нужно просто заглянуть в себя. Подлинную сущность человека составляет не разум, а воля (космическое начало). Разум, по Шопенгауэру, не является инструментом познания, это орган выживания существа в изменчивом мире. Шопенгауэр обращается к наследию индийской философии. Он – основоположник философии жизни, продолжателями которой были Ницше и Берсон.

Ницше – философ II половины IXX века. Он умер в 1900 году. Он считал, что сущность реальности выражает не воля к жизни, а воля к власти. Ницше рассматривает жизнь сквозь призму биологии. Он враг всего, что сковывает жизнь. Это прежде всего мораль и христианство. По Ницше нормальное состояние общества – это господство сильного. Идеал Ницше – сверхчеловек, у которого воля к власти активизирована. Ницше выступал против философии. Ницше выступает против нарастания социализма и демократии.

Анри Берсон, французский философ, был продолжателем линии жизни. Он умер после первой мировой войны. «Творческая эволюция» – главное сочинение Берсона. Творческий порыв – иррациональный процесс. Жизнь – непрерывный творческий процесс с созданием новых форм. Жизнь демонстрирует антиэнтропийную направленность. Материя – выпавший в осадок дух, утративший свою энергию. Адекватный способ познания реальности – это интуиция, которая является более развитым инстинктом. Интеллект устроен по принципу кинематографа: он, имея дело с мёртвой реальностью, дробит реальность на картинки и создаёт иллюзию жизни.

 

 

Позитивизм.

 

Основоположник – французский философ О. Кант. Первоначально кант начал дистанцироваться от гегелевского учения. Идеал позитивизма – положительные значения. Гегель развивал натур. Философию и пренебрежительно относился к науке. О. Кант начал с отрицания натур. Философии. Кант считал, что человечество в своём развитии прошло три стадии:

1. Мировоззрение мифологическое

2. Метафизическая стадия – мир объясняется с помощью метафизики, с помощью первоначал (например, гегелевский мировой разум).

3. Позитивная стадия

Основная особенность позитивизма – антиметафизическая направленность. Наука – сама себе философия. Вторая особенность позитивизма – феноменализм (наука в своём понимании реальности должна описывать явления, а не отрешиться (?) к метафизике; философия –, допускается, инструмент, который помогает науке получить дополнительные знания). Кант и позитивизм в целом отводили философии роль науки. Философия должна заниматься обобщением срезов реальности, которые дают разные науки.

Позитивизм прошёл три стадии:

1) Позитивизм О. Канта (философия – обобщает знания науки). Позитивизм Милли и Г.

2) Спенсера.Эмпириокритицизм (Махири):

Основоположник – Э. Мах. Другим известным представителем был Авенариус. Это учение возникло в начале ХХ века. В это время были сделаны многие важные научные открытия. Махири пытался дать теоретическую базу для нового естествознания. Э. Мах считал, что ему удалось открыть элементы мира – ощущения. Ощущения – это нейтральные по своей природе элементы. Любое явление – это комбинация ощущений. Для Маха метафизика – это наука о природе ощущений. Поэтому мах отвергал этот вопрос.

3) Неопозитивизм.

 

 

Философия ХХ века.

 

В ХХ веке в философии продолжалась позитивистская линия.

Основные направления философии ХХ века:

1. Прагматизм – субъектно-идеалистическое учение о мире, как продукте «опыты» человека, а об истине – лишь как инструменте в достижении личного успеха.

а) Неопозитивизм – противопоставление научного эмпиризма философским абстракциям.

б) Экзистенциализм – существование понимается, прежде всего, как представление страдающего индивидуума о действительности.

в) Феноменология

г) Персонализм

2. Структурализм

а) Неотомизм – философия католицизма

б) Психоанализ

в) Герменевтика – в качестве главной гносеологической проблемы выдвигалась проблема понимания.

г) Постмодернизм – культура понимается как субъективно и произвольно интерпретируемые тексты и мысли.

3. Научный материализм

а) критический рационализм

4. Диалектический материализм – это учение о материальном единстве и всеобщих законах его развития.

 

 

Неопозитивизм.

 

Представители: Бертран Рассел, Шесип, Витгенштейн, Карнан и др. Неопозитивизм прошёл в своём развитии определённую эволюцию:

1. Фаза логического неопозитивизма (философия логического анализа). Задача философии сводится к логическому анализу научного языка. Идеал – построение универсального научного языка по образу формальной логической системы. Перед неопозитивизмом встала идея отделения науки от не науки. Принцип пересикации: сведение сложных высказываний к более простым. Куте сформулировал и доказал теорему о невозможности полной нормализации. Задача философии может сводиться к анализу научного языка и анализу живого языка.

2. Лингвистическая фаза. Витгенштейн считал, что каждому термину должно соответствовать строго одно название. Постепенно в неопозитивизме сложилась

3. антиметафизическая установка.

4. Пост позитивизм. Данное течение исследует науку как социальный феномен, рассматривает вопрос о научных теориях, их природе и условиях истинности. Представители: Корн, Попер, Фейерабнт. Они разработали концепцию элистилиллогического анархизма. Согласно этой концепции, наука – такой же элемент культуры, как и все остальные её виды.

Антистенетистские концепции.

1. Психоанализ.

Он возник в результате деятельности З.Фрейда (Юнга, Эльфома). Психика человека имеет определенную самостоятельную динамику, во внутреннем мире человека огромную роль играют подсознательные процессы, которые не артикулируют сознанием, а, наоборот, могут руководить деятельностью человека.

сверх я – социальная структура, навязанная обществом.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.168 с.