По предмету «анатомия и физиология человека» — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

По предмету «анатомия и физиология человека»

2017-05-20 354
По предмету «анатомия и физиология человека» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Архангельский медицинский колледж»

(ГОУ СПО «АМК»)

 

 

К.А. Фефилова

 

Анатомия и физиология человека

 

Учебно-методическое пособие

 

Архангельск 2009


Фефилова К.А. Анатомия и физиология человека. Учебно-методическое пособие. Архангельский медицинский колледж. Архангельск, 2009.

 

Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой методической комиссии общепрофессиональных дисциплин (ЦМК ОПД).

 

Рецензент: Овсянникова Елена Семеновна, преподаватель высшей категории.

 

Учебно-методическое пособие состоит из 11 разделов: организм и его составные части, опорно-двигательный аппарат, нервная система, внутренняя среда организма, сенсорные системы, эндокринная система, сердечно-сосудистая система, дыхательная система, пищеварительная система, мочеполовой аппарат, обмен веществ и энергии как единый процесс.

Учебно-методическое пособие предназначено для самоподготовки студентов к семинарско-практическим занятиям по дисциплине «Анатомия и физиология человека». К каждой теме представлены требования к знаниям и умениям в соответствие с действующими примерной и рабочей программами по специальности 060108 «Фармация» (базовый уровень), даны вопросы и задания для самоподготовки (составление опорных конспектов, зарисовка отдельных анатомических образований, органов, решение ситуационных задач, заполнение таблиц, работа со справочником лекарственных средств и др.), система оценивания и рекомендуемая литература.

Учебно-методическое пособие предназначено для специальности 060108 «Фармация» (базовый уровень).

 

 

Усл. печ. л. 7,4


С одержание

Введение......................................................................................................... 4

Раздел 1. Организм и его составные части................................................... 9

Раздел 2. Опорно-двигательный аппарат..................................................... 31

Раздел 3. Нервная система............................................................................ 66

Раздел 4. Внутренняя среда организма. Кровь........................................... 75

Раздел 5. Сенсорные системы....................................................................... 83

Раздел 6. Эндокринная система.................................................................... 85

Раздел 7. Сердечно-сосудистая система....................................................... 87

Раздел 8. Дыхательная система..................................................................... 94

Раздел 9. Пищеварительная система............................................................ 99

Раздел 10. Мочеполовой аппарат................................................................. 103

Раздел 11. Обмен веществ и энергии как единый процесс.......................... 106

Заключение.................................................................................................... 111

Список использованных источников............................................................ 113

 


Введение

Анатомия и физиология человека – одна из главных и системообразующих дисциплин в профессиональной подготовке фармацевтов.

За последние годы существенно изменились функции фармацевта всей аптечной сети. Производственная деятельность по приготовлению лекарственных форм постепенно перемещается на промышленные предприятия. Одновременно с этим активизируется работа с врачами и больными в аптеках, больницах и поликлиниках. В связи с этим возникает необходимость усиления медико-биологической подготовки фармацевтов.

Главная задача дисциплины – обучение студентов целостному представлению об организме человека, как единой саморегулирующейся системы, пониманию сущности строения и механизмов регуляции, единства структуры и функции.

При освоении курса студенты получают знания о строении тканей, органов и систем, их топографии, необходимые для понимания сущности физиологических процессов, происходящих в организме. Главный акцент делается на физиологию с изучением механизмов регуляции функций и функциональной взаимосвязи органов и систем. Такой подход связан с особенностями фармацевтического образования, при котором наиболее существенным является понимание изменений функций при механизме действия лекарств.

Программа предусматривает теоретические и практические занятия общим объемом 140,6 часов. На теоретические занятия отводится 44 часа, в течение которых излагается основной материал с использованием наглядных пособий. Практические занятия в объеме 64 часов предполагают закрепление материала с более детальным изучением.

В действующей рабочей программе отводится время для самостоятельной работы студентов, что составляет 32,6 часа. Самостоятельная работа является очень важной формой образовательного процесса. Это основа формирования творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Активное привлечение студентов к самостоятельной работе вне аудитории позволит перевести его из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.

Самостоятельная работа позволяет, учитывая фармацевтическую направленность курса, привить навыки чтения медицинских аннотаций к лекарственным препаратам, работы с учебной и научной литературой и усвоить медицинскую терминологию.

Самостоятельная работа позволяет раскрыть межпредметные связи не только между общепрофессиональными дисциплинами, но и между блоками общемедицинских и специальных дисциплин. Для обеспечения тем в курсе «Анатомия и физиология человека» используются медицинские термины, которые изучаются в курсе латинского языка. Активно проводится работа со справочником лекарственных средств.

Учебно-методическое пособие предназначено для самоподготовки студентов к семинарско-практическим занятиям по дисциплине «Анатомия и физиология человека». К каждой теме представлены требования к знаниям и умениям в соответствие с действующими примерной и рабочей программами по специальности 060108 «Фармация» (базовый уровень), даны вопросы и задания для самоподготовки (составление опорных конспектов, зарисовка отдельных анатомических образований, органов, решение ситуационных задач, заполнение таблиц, работа со справочником лекарственных средств и др.), система оценивания и рекомендуемая литература.

Выписка из Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 060108 «Фармация» (базовый уровень среднего профессионального образования).

Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности «Фармация», квалификация «Фармацевт» в области анатомии и физиологии человека:

студент должен иметь представление:

1. о жизненно-важных потребностях человека;

2. об основах регуляции физиологических функций, принципах обратной связи, механизмах кодирования в центральной нервной системе;

3. о биоэлектрических, биомеханических и биохимических процессах, протекающих в организме;

4. о топографии органов и систем организма.

Знать:

1. основные закономерности развития и жизнедеятельности организма;

2. строение клеток, тканей, органов и систем организма во взаимосвязи с их функцией в норме;

3. морфо-функциональные закономерности процессов адаптации организма и психической деятельности человека.

Уметь:

1. применять знания анатомической номенклатуры, а также физиологические понятия и термины;

2. опознавать основные структуры человеческого организма на различных видах анатомических препаратов, муляжах, таблицах и атласах, соотносить их расположение на живом человеке;

3. владеть понятийным модулем и алгоритмами, позволяющими дифференцировать нормальные показатели констант внутренней среды организма.

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКО – ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

I семестр

«5» = 229-249

«4» = 202-228

«3» = 177-201

«2» =152-176

Годовой рейтинг

«5» = 275-299

«4» = 242-274

«3» = 212-241

«2» =182-211


Выписка из Положения о рейтинговой системе оценки знаний и умений студентов Архангельского медицинского колледжа.

ЗБ – зачетные баллы выставляются за присутствие и работу на лекции из расчета 1 зачетный бал за 1 академический час.

КУЗ – контроль усвоения знаний осуществляется на занятиях в виде устного опроса, письменной работы, программированного контроля, тестирования, решение ситуационных задач. Максимальное количество обязательных баллов, которое может выставить преподаватель – 5.

СК – семинарский контроль. Максимальное количество обязательных баллов на занятии с СК (5) умножается на коэффициент сложности, равный 5 (максимум баллов на занятии = 25 баллов). При любом количестве набранных студентом во время СК баллов, их сумма кратна 5 (5, 10, 15, 20, 25).


Тема: «Ткани».

После изучения темы студент должен:

знать:

1. значение изучения предмета для фармацевтов.

2. Орган, его строение.

3. Системы органов.

4. Оси и плоскости человека.

5. Основы анатомической терминологии.

6. Основные термины, определяющие положение органов, их частей в теле.

7. Строение, месторасположение, функции различных видов тканей (эпителиальной, мышечной, соединительной, нервной).

Уметь:

1. Пользоваться анатомической терминологией.

2. Проводить анализ гистологического строения различных видов тканей.

3. Определять взаимосвязь строения и функций каждого вида тканей.

Задание.

1. Изучить информационный материал.

2. Составить конспект информационного материала.

3. Прочитать по учебнику тему «Ткани»: Н.И. Федюкович, с. 21-37

4. Составить таблицу « Общая характеристика тканей организма »:

Тип ткани Классификация Особенности строения Место расположения Способность к регенерации
         

 

5. Ответить на вопросы для самоподготовки.


Информационный материал

Строение и свойства клетки.

Учение о клетке называется цитология.

Клетка – основная форма существования живой материи. Она является основой строения, развития и жизнедеятельности всех животных и растительных организмов. Основоположником клеточной теории был Теодор Шванн.

Клетка – наименьшая, самостоятельная единица живого вещества, обладающая наследственностью и изменчивостью, существующая самостоятельно, способная к самовоспроизведению.

Свойства клетки:

1. раздражимость – клетка способна реагировать на раздражитель, и эту реакцию м. наблюдать;

2. проводимость – волна возбуждения распространяется по клеточной мембране от места воздействия раздражителя к др. местам;

3. сократимость – укорочение клетки в каком-либо направлении;

4. поглощение веществ – процессы ассимиляции и диссимиляции;

5. секреция – клетка синтезирует соединения из веществ, усвоенных ею, которые затем выделяются за пределы клетки и используются др. клетками;

6. рост – увеличение размеров, объема, массы;

7. размножение – воспроизведение себе подобных организмов.

Фазы жизни клетки:

1. Эмбриональная фаза – преобладают стволовые клетки, которые способны дифференцироваться в любую клетку данной ткани, качкственно одинаковы все клетки.

2. Фаза роста – клетка увеличивается в размерах, усиливается обмен веществ.

3. Фаза дифференциации и специализации – клетка приобретает те структуры, которые необходимы для выполнения определенной функции.

4. Фаза зрелости – каждая клетка выполняет определенную функцию.

5. Фаза старения – ослабления всех жизненных функций и упрощение структуры.

Клетки разнообразны по строению, величине, форме. По физико-химическому составу клетки состоят из белков, жиров (липидов), углеводов, солей, ферментов и воды.

Каждая клетка имеет 3 составные части:

1. оболочка = цитоплазматическая мембрана = цитолемма,

2. цитоплазма,

3. ядро.

Цитолемма и ее свойства.

Мембрана имеет трехслойное строение:

· внутренний слой состоит из гидрофобных концов фосфолипидов,

· средний – из гидрофильных головок фосфолипидов,

· наружный – гликокаликс.

Рисунок 1. Схема строения цитоплазматической мембраны.

1 — фосфолипиды;

2 — холестерин;

3 — интегральный белок;

4 — олигосахаридная боковая цепь - гликокаликс.

Функции мембраны:

1. барьерная;

2. транспортная.

3. Рецепторная – осуществляется за счет гликолипидов и гликопротеинов, которые участвуют в распознавании факторов внешней среды.

4. Образует межклеточные контакты – связь между клетками в многоклеточном организме. Различают 3 вида межклеточных контактов:

· Простой = щелевой.

· Зубчатый = «замок».

· Десмосомы.

· Коннексон.

· Синапс.

Свойства цитолеммы:

1. полупроницаемость,

2. прочность,

3. легко восстанавливается после повреждений.

Цитоплазма делится на бесструктурную часть – гиалоплазму – и погруженные в нее органеллы и включения.

Цитоплазма состоит из 90% воды, 7-10% органического вещества, соли.

Гиалоплазма представляет собой водные растворы органических и неорганических веществ клетки. В состав ее входят белки, полисахариды, нуклеиновые кислоты и другие вещества. В гиалоплазме происходят химические и биологические процессы.

К органеллам относятся постоянные живые структуры цитоплазмы, выполняющие в клетке определенные функции.

Включения - это временные неживые компоненты цитоплазмы. К ним относятся запасные питательные вещества (гликоген, крахмал, капли жира, белок), продукты, синтезированные клеткой и подлежащие выведению за ее пределы (гранулы секрета).

Цитоплазма некоторых клеток имеют реснички и жгутики (сперматозоид).

Ядро.

Ядро обычно одно, но могут быть двуядерные и многоядерные клетки (например, некоторые клетки печени человека, поперечнополосатые мышечные волокна). Форма ядра чаще округлая или овальная и определяется, как правило, формой клетки и ее функциями. В некоторых типах клеток ядра уплощены (например, в клетках эндотелия) или сегментированы (например, в нейтрофильных лейкоцитах человека).

Размеры ядер в клетках разных типов варьируют и в значительной степени зависят от функциональной активности клетки.

Рисунок 2. Схема строения ядра интерфазной клетки.

В интерфазных клетках (период, когда клетки не делятся) все ядра характеризуются наличием:

1. оболочки = кариолеммы,

2. хроматина,

3. ядрышка,

4. ядерного сока - кариоплазмы.

Ядерная оболочка образована двумя мембранами (внутренней и наружной), между которыми существует промежуток - околоядерное пространство. Околоядерное пространство сообщается с каналами ЭПС. В кариолемме имеются поры.

Функции:

· хранение и передача генетической информации,

· контроль синтеза белка.

Клеточный центр.

Главную часть клеточного центра составляют два небольших тельца - центриоли, расположенные взаимно перпендикулярно и окруженные участком более светлой цитоплазмы - центросферой. Клеточный центр обычно расположен вблизи ядра.

Функции:

· участвует в делении клетки.

Аппарат Гольджи.

Имеет вид сложной сети, расположенной вокруг ядра, или представлен не связанными между собой тельцами в форме палочек, зерен, вогнутых дисков.

К комплексу Гольджи доставляются вещества, синтезированные в ЭПС.

Функции:

· дорабатываются, созревают, «упаковываются» и отделяются в виде пузырьков, окруженных мембраной, вещества.

· Выведение веществ за пределы клетки.

· Синтез и накопление полисахаридов, липидов.

· Связывание белковых молекул с сахарами, липидами.

ЭПС.

Структура эндоплазматической сети (ЭПС) представляет систему разветвленных каналов, полостей (цистерн). Стенки каналов и полостей образованы мембранами.

Существуют два типа ЭПС: гранулярная (шероховатая) и агранулярная (гладкая).

Агранулярная ЭПС рибосом на мембране не содержит.

Функции:

· участвует в синтезе липидов и углеводов.

· начинается процесс образования всех клеточных мембран.

На мембранах гранулярной ЭПС расположены рибосомы. Рибосомы придают мембранам шероховатый вид.

Функции:

· биосинтез белка.

· накопление и перемещение веществ в другие части клетки.

Рибосомы.

Это мелкие частицы, не имеющие мембранной структуры и состоящие из двух субъединиц: большой и малой. В состав рибосом входят белки и рибосомная РНК.

В клетке рибосомы могут располагаться в цитоплазме свободно - поодиночке или группами, объединенными одной молекулой и-РНК (полисомы).

Функция:

· синтез белка.

Митохондрия (хондросома).

Митохондрии имеют чаще всего овальную форму с перегородками. Мембрана состоит из наружной и внутренней. Внутренняя мембрана формирует выросты – кристы. На кристах локализуется фермент АТФ-аза. Наружная мембрана гладкая.

Функции:

· синтез АТФ и накопление энергии,

· диссимиляция веществ (расщепление с выделением энергии).

Лизосомы.

Лизосомы представляют собой маленькие пузырьки, окруженные мембраной. Внутри лизосом содержатся гидролитические ферменты, способные переваривать белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты.

Функция:

· обеспечивают процессы внутриклеточного пищеварения.

Особенности строения.

Эпителий состоит из клеток – эпителиоцитов. Межклеточного вещества нет, его функцию выполняет базальная мембрана, на которой лежат клетки. Мембрана отделяет клетки от рыхлой соединительной ткани.

Эпителий не имеет кровеносных сосудов, но содержит много нервных окончаний. Клетки образуют пласт, имеют полярность, содержат тонофибриллы, придающие прочность. Эпителий всегда имеет пограничное положение.

Функции:

· защитная

· участие в газообмене (дыхательный эпителий),

· участие в процессах всасывания (эпителий кишечника),

· выделение продуктов распада,

· секреция веществ (железистый эпителий),

Классификация:

По функциям различают 2 вида эпителия: покровный и железистый.

Покровный эпителий.

По строению клеток различают однослойный (все клетки прилегают к базальной мембране) и многослойный (много рядов, только один прилегает к мембране). По расположению ядер однослойный м.б. однорядный и многорядный. Многорядный покрывает дыхательные пути.

По форме клеток однослойный однорядный делится на 3 вида: плоский (образует мезотелий, покрывает альвеолы легких, высота ниже широты), кубический (выстилает почечные канальцы, протоки желез, мелкие бронхи), цилиндрический (призматический) (выстилает стенку кишечника, желудка, желчного пузыря и желчных протоков), мерцательный (цилиндрический, имеет микроворсинки, выстилает дыхательные пути и отделы половой системы).

Многослойный эпителий может быть неороговевающий и ороговевающий. Неороговевающий эпителий покрывает начальные отделы пищеварительного тракта и половые органы. Состоит из 3-х видов клеток: базальные, шиповатые, плоские. Ороговевающий эпителий состоит из 4-х клеток: базальные, шиповатые, плоские, роговые (без ядер). Покрывает кожу.

Переходный эпителий занимает промежуточное место между однослойным и многослойным. Состоит из нескольких слоев клеток, которые изменяются при наполнении органа жидкостью (клетки мочевого пузыря). Количество слоев непостоянное.

Некоторые клетки имеют морфологические структуры, связанные с функцией. Например, реснички имеет многорядный, однослойный мерцательный эпителий, покрывающий дыхательные пути и маточные трубы. Кутикулярный эпителий имеет кайму, состоящую из микроворсинок, покрывает стенку кишечника.

Регенерация.

Эпителий обладает хорошей восстановительной способностью. Чаще всего наступает полная регенерация, реже (при глубокой ране) неполная. Сначала рана заполняется содинительной тканью, а затем нарастает эпителий.

Железистый эпителий.

Состоит из клеток эпителиоцитов, способных вырабатывать секрет. По месту выделения его различают эндокринные, экзокринные железы и смешанные.

По способу образования секрета различают железы: мерокринные (просто секретируют и не разрушаются, например, потовые железы), апокринные (при секреции частично разрушаются, например, половые железы), голокринные (разрушаются полностью при выработке секрета, некоторые кишечные и сальные железы).

По строению различают одноклеточные, многоклеточные (трубчатые, альвеолярные, альвеолярно-трубчатые) железы.

Секрет, который выделяют железы, по характеру может быть белковый, слизистый, сальный, смешанный.

Локализация.

Это ткани внутренней среды организма. Составляют 50% тела человека, находятся в каждом органе.

Особенности строения:

Состоит из клеток, волокон и межклеточного вещества. Клетки обособлены, не прилегают друг к другу. Соединительная ткань богата нервами и кровеносными сосудами. Способна к регенерации (кроме хрящевой).

Функции:

· защитная (способность к фагоцитозу)

· опорная (образуют строму и мезенхиму)

· формообразовательная

· трофическая (питательная)

· пластическая (способна к восстановлению)

· при заболеваниях клетки соединительной ткани могут превращаться в клетки крови.

Классификация:

По свойствам соединительная ткань объединяет значительную группу тканей:

I. собственно-соединительные ткани:

1. рыхлая волокнистая

2. плотная волокнистая

а) неоформленная

б) оформленная.

II. Ткани, которые имеют особые свойства:

а) жировая,

б) ретикулярная.

III. Скелетные ткани:

а) костная,

б) хрящевая.

IV. Жидкие:

а) кровь,

б) лимфа).

Нервная ткань.

Локализация. Образует нервную систему.

Нервная ткань эволюционно самая молодая, а физиологически – высокодифференцированная ткань.

Функция: способность самозарождать и передавать нервные импульсы.

Нервная ткань, как система построена из клеток 2-х видов:

ü Клеток глии = глиоцитов («глия» - клей).

ü Нервных клеток = нейронов,

Глиоцитов почти в 50 раз больше (почти 140 млрд.), чем нейронов. Это вспомогательные клетки = межклеточное вещество нервной ткани. Они не проводят нервный импульс, но без глии нервный импульс не возникнет и не переместится.

Глиальные клетки заполняют пространство между нейронами или капиллярами. Составляют 10% объема головного мозга. Клетки глии очень мелкие, и они способны размножаться.

Глиальные клетки


Центральные

(В ЦНС)

ü Клетки эпендимы (оболочки головного мозга),

ü Макроглия:

 

Олигодендроциты (олигоглия) Астроциты (астроглия)

ü Микроглия


Периферические

(В периферической нервной системе)

ü Швановские клетки


Функции глии:

1. опорная для нейронов,

2. изоляционная (швановские клетки),

3. секреторная (выделяют БАВ, которые служат медиаторами для определенных нервных клеток),

4. репаративная (при гибели нейронов астроциты занимают их пространство, образование рубца при повреждении нерва),

5. участие в онтогенезе (отростки глии формируют первоначальный каркас, по которому в процессе развития перемещаются нейроны),

6. трофическая (астроциты вплотную окружают нейроны, особенно нейроны г.м., обеспечивая их питательными веществами и кислородом).

Нейрон – основная структурная единица нервной ткани. Это специализированная клетка которая способна:

· принимать,

· обрабатывать,

· кодировать,

· перерабатывать,

· хранить информацию,

· реагировать на раздражители внешние и внутренние,

· устанавливать контакт с другими клетками,

· генерировать нервный импульс.

Тело нейрона – место анализа н. импульса. Состоит из оболочки – неврилеммы и нейроплазмы. В центре располагается ядро.

Дендрит – древовидный отросток, по которому н. импульс идет к телу, т.е. это чувствительный отросток. Дендритов может быть несколько, один или может вообще отсутствовать.

Аксон – длинный отросток. Он всегда обязателен и всегда один. По функции аксон двигательный отросток.

Нервный импульс по любой нервной клетке движется только в 1-ом направлении:

Дендрит Þ тело Þ аксон

В нейроне имеются специальные органоиды:

1. нейрофибриллы – белковые нити, которые вокруг ядра образуют сеточку, а в отростках располагаются почти параллельно. Образуют остов для тела неронов и его отростков.

2. Тигроид – глыбки Ниссля – представляет собой мощную ЭПС, канальцы которой лежат параллельно. Располагается в виде отдельных зерен в начальных отделах дендритов и никогда не появляются в аксонах. В зернах тигроида идет активно синтез белка.

3. Синаптические пузырьки – находятся в терминалях аксона, образуются в теле нейрона и перемещаются в терминали с током цитоплазмы.

Классификация нейронов:

1. по количеству отростков:

· Униполярные (1 отросток),

· Псевдоуниполярные (изначально отходит 1 отросток, который затем раздваивается),

· Биполярные (2 отростка),

· Мультиполярные (более 2-х отростков).

2. по положению нейрона в рефлекторной дуге:

· Афферентный = чувствительный – воспринимает раздражитель и переводит его в нервный импульс. Разветвление дендрита чувствительного нейрона – рецептор.

· Эфферентный = двигательный – передает информацию к рабочему органу. Разветвление аксона в рабочем органе (мышце, железе) называется эффектором.

· Промежуточный = вставочный – осуществляет взаимодействие между отделами ЦНС.

Синапс


Центральный

Передача нервного импульса с клетки на клетку


Периферический

Передача нервного импульса с нерва на мышцу – мионевральный синапс




Рисунок 3. Строение аксодендритического синапса

1- терминаль аксона,

2- микротрубочки,

3- митохондрии,

4- везикулы,

5- пресинаптическая мембрана,

6- синаптическая щель,

7- постсинаптическая

мембрана,

8- рецептор для медиатора,

9- дендрит.

Функции синапса:

1. осуществляет модуляцию нервного импульса: модулирует либо передачу возбуждения, либо торможения.

2. Синапс – место внешней регуляции, куда воздействуют лекарства и токсины.

3. Является выпрямителем, обеспечивая передачу импульса только в одном направлении.

4. Участвуют в онтогенезе, по ним прорастают нервные отростки.

Информационный материал.

В организме человека насчитывается около 233 костей. Это составляет примерно 10 кг веса у мужчин и 6,5 кг веса у женщин.

Скелет – это плотный костный остов человеческого тела.

Скелет состоит из комплекса парных и непарных костей.

Скелет входит в состав опорно-двигательного аппарата и является его пассивной частью (активная часть – это мышцы).

Отделы:

- Скелет туловища (позвоночный столб и грудная клетка)

- Скелет черепа

- Скелет поясов (плечевой и тазовый)

- Скелет свободных конечностей (верхние и нижние)

Функции:

1)Механическая функция:

- защитная (грудная клетка защищает сердце, череп – мозг)

- опорная (является опорой для мышц)

- двигательная (участвуют в движении)

2)Биологическая функция:

- кроветворная (красный костный мозг)

- иммунная (создание клеточного иммунитета)

- депо кальция (кости накапливают Са2+)

Формы костей.

Различают парные кости (например, ключица, лопатка) и непарные (например, грудина, крестец).

Трубчатые кости (длинные и короткие). Длинные: плечевая, бедренная. Короткие: фаланги пальцев.

Губчатые кости (снаружи покрыты тонким компактным веществом): грудина, ребра, позвонки, кости запястья и предплюсны.

Плоские кости (имеют тонкий компактный и тонкий губчатый слои): кости таза, лопатка.

Смешанные кости (имеют все элементы состава): кости основания черепа.

Воздухоносные кости (содержат полости): верхняя челюсть, лобная кость, основная (клиновидная).

Грудная клетка

Образована грудиной спереди, с боков двенадцатью парами ребер, а сзади – телами грудных позвонков (их 12).

Строение грудины.

Грудина – длинная губчатая и плоская кость.

Имеет 3 части: а) рукоятка, б) тело, в) мечевидный отросток.

Рукоятка соединена с телом с помощью хряща до 30 лет, а затем он окостеневает. Рукоятка имеет вырезку по верхнему краю – называется яремная вырезка. По бокам рукоятки находятся вырезки для сочленения с ключицами. К рукоятке также прикрепляются 1 пара реберных хрящей. Между рукояткой и телом прикрепляется 2 пара реберных хрящей. 3, 4, 5, 6 пары ребер прикрепляются к вырезкам на теле. 7 пара прикрепляется между телом и мечевидным отростком. Под мечевидным отростком находится подгрудинный угол (у взрослых он прямой, у новорожденных тупой).

Грудина имеет 2 поверхности: передняя – направлена вперед, она выпуклая и задняя – вогнутая.

Значение грудины:

Она расположена поверхностно, покрыта фасцией и кожей и доступна для диагностики. Именно из нее берут красный костный мозг для исследований с помощью пункции (прокола). У женщины грудина тоньше, уже, короче.

Ребра – это длинные изогнутые губчатые кости. Большая часть ребра – костная, а меньшая – хрящевая.

Все ребра расположены вертикально. Но есть исключение – первое ребро расположено горизонтально.

Ребра делятся на 3 группы:

1) Истинные – это I, II, III, IV, V, VI VII пары ребер. Истинными называются ребра, которые имеют свой хрящ для прикрепления к грудине.

2) Ложные – VIII, IX, X пары. Хрящи этих ребер прикрепляются к хрящам вышележащих ребер. Эти ребра, присоединяясь друг к другу, образуют реберную дугу.

3) Колеблющиеся – они не имеют переднего прикрепления. На грудинных краях имеются хрящи; это XI и XII.

Переход тела ребра в задний отдел образует реберный угол. Его имеют все ребра, кроме XI и XII.

Грудная клетка в целом.

Грудная клетка имеет конусовидную форму.

Имеет 3 поверхности:

· передняя поверхность образована грудиной и хрящами ребер;

· боковая поверхность – образована телами ребер;

· задняя поверхность – образована задними отделами ребер и телами грудных позвонков.

Грудная клетка имеет нижнее и верхнее отверстия – апертуры.

Верхняя апертура ограничена яремной вырезкой рукоятки грудины спереди, первой парой ребер сбоку и телом первого грудного позвонка сзади.

Нижняя апертура ограничена мечевидным отростком и реберными дугами спереди, XI и XII ребрами сбоку и сзади – телом XII грудного позвонка.

Формы грудной клетки зависит от пола, возраста, заболеваний и других факторов.

Значение грудной клетки:

- защитное,

- опорное (прикрепляются дыхательные мышцы),

- дыхательное,

- диагностическое (прокол или пункция).

Углы.

Нижний угол смотрит вниз.

Верхних угла 2:

· медиальный верхний,

· латеральный верхний (тупой) – переходит в суставную впадину, которая соединятся с головкой плечевой кости. Под впадиной имеется подсуставная бугристость, над впадиной – надсуставная бугристость, которая переходит в клювовидный отросток лопатки.

Поверхности.

Передняя поверхность – смотрит вперед, гладкая, вогнутая, на ней находится подлопаточная ямка.

Задняя поверхность – смотрит назад, выпуклая, на ней имеется гребень, который называется ость лопатки, переходящий в крупный отросток – акромеон. Ость делит заднюю поверхность лопатки на две ямки: над остью – надостная ямка, по остью – подостная ямка.

У женщин лопатка тоньше.

Ключица.

Парная кость, S-образной формы. Ключица имеет тело и 2 края:

· грудинный – более утолщенный,

· акромиальный (латеральный) – более плоский.

Грудинный край имеет выпуклость вперед, а акромиальный – выпуклость назад.

Ключица имеет 2 поверхности: верхняя – гладкая и нижняя – шероховатая.

Кости свободных верхних конечностей состоят из 3 отделов:

- Плечо образовано одной костью – плечевой.

- Предплечье – 2 костями: локтевой и лучевой.

- Кости кисти.

Плечо.

Плечевая кость – длинная трубчатая кость. Имеет проксимальный эпифиз, диафиз, дистальный эпифиз.

Основные образования.

На проксимальном эпифизе имеется головка, обрамленная линией – анатомической шейкой. Головка переходит в сужение – хирургическую шейку. Имеются 2 бугра: большой и малый, между которыми межбугорная борозда.

На диафизе имеется дельтовидная бугристость, спиралевидная борозда – в ней лежит лучевой нерв, – а также отверстие для прохождения сосудов и нервов.

На дистальном эпифизе имеется 2 поверхности: передняя – вентральная и задняя – дорсальная. По краям эпифиз утолщен двумя мыщелками:

· медиальный мыщелок = блоковидный – более утолщен,

· латеральный мыщелок = шаровидный – менее выражен.

На мыщелках имеются бугорки – надмыщелки: медиальный и латеральный, соответственно. Не передней поверхности имеется лучевая ямка, а на задней – локтевая ямка (большего размера).

Предплечье состоит из 2 костей:

· локтевая кость – длинная трубчатая, расположенная медиально.

· Лучевая кость – длинная трубчатая кость, расположенная латерально.

Каждая из них имеет 3 отдела: проксимальный эпифиз, диафиз и дистальный эпифиз.

Кости кисти.

Выделяют три отдела: запястье, пясть и кости пальцев – фаланги.

Запястье образовано 8 маленькими косточками в 2 ряда по 4-ре:

1 ряд: гороховидная, трехгранная, полулунная, ладьевидная.

2 ряд: малая трапециевидная, большая трапециевидная, головчатая и крючковидная.

Пясть образована 5 короткими трубчатыми костями. Каждая кость имеет основание, тело и головку.

Кости пальцев. У каждого пальца, кроме большого, по 3 фаланги: проксимальная, средняя и дистальная. У большого 2 – проксимальная и дистальная.

Кости стопы.

Стопа имеет три отдела:

-предплюсна

-плюсна

-фаланги пальцев

Предплюсна – это 7 маленьких косточек: таранная, пяточная, ладьевидная, кубовидная, 3 клиновидных (латеральная, средняя, медиальная).

Плюсна – это 5 коротких трубчатых костей. Каждая кость имеет основание, тело и головку.

Фаланги. Каждый палец, кроме большого, имеет три фаланги: основная, средняя, ногтевая. У большого – основная и ногтевая.

Информационный материал.

Значение мышечной системы.

Движение – непременное условие жизни. Мышцы являются активной частью опорно-двигательного аппарата. В организме человека выделяют более 300 (656) мышц. Масса мышц у взрослого мужчины в среднем составляет 29— 30 кг, а у женщины


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.281 с.