Материалистическое понимание истории. «Практика» у Маркса — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Материалистическое понимание истории. «Практика» у Маркса

2017-05-20 291
Материалистическое понимание истории. «Практика» у Маркса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Материалистическое понимание истории предполагает рассмотрение общества как социального организма, как единой социальной системы, источник развития и формирования которой заключается прежде всего в ней самой, а не находится вовне.

Теория общества, основанием которой является материалистическое понимание истории, признает действие многих факторов. Производственные отношения – это базис, но на ход исторического развития воздействуют политические формы классовой борьбы и ее результата – государственный строй и т.п., правовые формы, политические, юридические, философские теории, религиозные воззрения (надстройка).

Обосновывая материалистическое понимание истории, К.Маркс и Ф.Энгельс подчеркивали основной принцип, а именно, что развитие исторического процесса обусловлено способом производства материальных благ и, прежде всего, производительными силами; что с их изменением меняется способ производства, а вместе со способом производства – все экономические отношения, а затем и вся надстройка общества.

Учение о практике.

Ø Практика носит общественный характер, ее нет вне общения и связей между людьми. Она – исторична и состоит в непрерывном преобразовании людьми условий, обстоятельств и самих себя.

Ø Практика является первичной по отношению ко всему духовному.

Ø Она состоит в преобразовании людьми условий, обстоятельств и самих себя.

Ø Практика – единственный критерий истины (это не так далеко от Гегеля, у которого Мировая Идея лишь по ходу действия себя познает и определяет).

Ø Практика предметна (не теоретична), поскольку люди реально преобразуют то, что дает природа, и что уже создано другими людьми (предметы). Именно в исторической практике, в конечном счете, и решаются все те теоретические проблемы, которые кажутся мыслителям исключительно делом просвещенного философского разума. Тут можно говорить о “послеустановленной гармонии” (термин XX века).


 

Эволюция позитивизма

 

Термин «позитивизм» был введён О. Контом.

Как самостоятельное течение позитивизм оформился уже в 30-е годы XIX в.

Позитивизм базируется на утверждении, что источником подлинного, «позитивного» знания служат конкретные (эмперические) науки, а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности.

В центре внимания позитивистов неизменно находился вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что все подлинное, положительное ("позитивное") знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их "синтетического" объединения и что философия как особая наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование.

Для позитивизма, соответствуя его принципам, главнейшей наукой является естествознание, которое изучает явления внешнего мира.

Суть позитивизма: реальность развития философской мысли.

Позитивизм, начиная с Конта отрицает почти всё предшествующие развитие философии и настаивает на тождестве философии и науки, а это не продуктивно.

Положительная философия (по Конту) может стать единственной твёрдой основой для социальной организации

Позитивизм содержит в себе 3 этапа:

· Классический(Конт): опирается на конкретные факты и обобщения частных наук, их «схождение»

· Эмпериокритицизм(Эрнест Мах): защитить опыт от проникновения в него философских категорий(особенно причинности, субстанции, необходимости)

· Неопозитивизм(логический позитивизм)(Карнап)


 

21. Эволюция иррационализма (философия Шопенгауэра)

 

Одной из самых ярких фигур иррационализма является Шопенгауэр (1788-1860), который, как и Фейербах, был неудовлетворен оптимистическим рационализмом и диалектикой Г. Гегеля. Но он не принял и фейербаховской концепции. Шопенгауэр тяготел к немецкому романтизму, увлекался мистикой. Он преклонялся перед философией И. Канта и философскими идеями Востока.

Мир, по Шопенгауэру, не основан на принципах разума, как считали рационалисты. В мире вообще нет разума. Первоосновой мира и жизни является Мировая воля, как творческий принцип, порыв. Мировая воля проявляет себя в гравитации, стремлении животных к самосохранению. В общественной жизни мировая воля проявляет себя в воле народов, отдельных личностей. Мировая воля иррациональна, действует неразумно, без цели, вне всякого плана. Если основа мира(воля) неразумна, то и мир, который явл ее порождением также неразумен. В мировой воле изначально коренится нечто ущербное, отрицательное.

По мере своего развития мировая воля все более страдает, поскольку, чем более совершенен достигнутый ею уровень проявлений, тем более отрицательный, с моральной точки зрения, характер эти проявления приобретают. Например, Шопенгауэр утверждает: чем более развиты люди в интеллектуальном и эмоциональном отношении, тем сильнее их нравственные страдания; соц жизнь по мере своей эволюции все больше пронизана скудоумием и пошлостью; борьба за счастье народа часто превращается в достижение собственной выгоды; показная демонстрация религиозных чувств- часто лишь маскировка ханжеской бессовестности. Таким образом человеческая жизнь полна страха, нужды, горя и страданий. Люди портят друг другу жизнь, их взаимоотношения можно охарактеризовать словами «человек человеку волк».

В противоположность Канту Шопенгауэр утверждал познаваемость «вещи в себе». Первый факт сознания он видел в представлении. Познание осуществляется либо как интуитивное, либо как отвлеченное, или рефлективное. Интуиция — это первый и важнейший вид знания. Весь мир рефлексии в конечном счете покоится на интуиции. По Шопенгауэру, истинно совершенным познанием может быть только созерцание, свободное от всякого отношения к практике и к интересам воли; научное мышление всегда сознательно. Оно отдает себе отчет в своих принципах и действиях, а деятельность художника, напротив, бессознательна, иррациональна: она не способна уяснить себе собственную сущность.

 


 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.