ЧАСТЬ ВТОРАЯ Практические способы воспитания в Исламе — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

ЧАСТЬ ВТОРАЯ Практические способы воспитания в Исламе

2017-05-20 258
ЧАСТЬ ВТОРАЯ Практические способы воспитания в Исламе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Введение

 

 

Аллах говорит: «Действуйте, и не упускайте случая творить добро и выполнять ваши обязанности. Ведь Аллах знает все ваши деяния! И увидят ваши

 
дела Его Посланник и верующие, и взвесят все на весах подлинной веры, и по этой оценке будут свидетельство-

вать о ваших деяниях. После смерти вы будете возвращены к Тому, кто знает тайное и явное и воздаст вам за


 

ваши деяния, и поведает вам о каждом деле, маленьком или большом, которое вы совершили» (9:105).

Ислам объединяет веру и дела. Именно таков путь

человечества, который удовлетворяет человеческое естество и соответствует ему и который не может быть удовлетворен просто чувствами и намерениями, если они не обращаются в практические действия. Добрые намерения — основание для добрых действий, но сами по себе они недостаточны для суда и воздаяния. Намерения присоединяются к делам и определяют им цену. Таков смысл предания Пророка: «Дела зависят от намерений».

 
Исходя из этого, шейх аль-Банна говорит: «Дела, которые я имею здесь

в виду, являются плодом знания и

преданности веры. "Действуйте, и не упускайте случая творить добро и

выполнять ваши обязанности. Ведь

Аллах знает все ваши деяния! И

увидят ваши дела Его Посланник и верующие..."» Затем он указывает, что

искренний брат должен создать (настоящий) мусульманский дом, поскольку это является одним из величайших благих дел,

которые только можно совершить. Аль-Банна добавляет, что человек должен побуждать свою семью к тому, чтобы она ува- жала его философию и придерживалась законов Ислама во

всех аспектах семейной жизни. После того как брат выберет себе хорошую жену, он должен объяснить ей ее права и обязанности по отношению к мужу и должен сам воспитывать

своих детей и слуг (если таковые имеются) на принципах

Ислама.

Мы остановимся на практических методах, поскольку одних только слов недостаточно. Это признает и Йахья б.

Муаз (да будет к нему милостив Аллах!), который говорит:

«Хорошие слова — это хорошие слова. Смысл хороших слов лучше, чем просто произнесение их. Применение хороших слов лучше, чем их смысл».


 

 

О добрый отец и ласковая мать!..

 

Давайте работать сообща во имя истинно мусульманского воспитания, молясь Аллаху о том, чтобы Он помог нам, и при- бегая к помощи практических методов. Этот процесс требует подлинных намерений и чувств, искренней мольбы к Аллаху о Его содействии, решимости и твердости. Мы никогда не сможем распространить мусульманское воспитание, если не будем придерживаться этих столпов, которые, если обрести их и поддерживать, несомненно, помогут преодолеть все тяготы и трудности. Тогда человек может сеять семена благочестия в душах своих детей и открывать в них источники добра. С помощью твердых и решительных шагов мы можем снова привести народ к его прежней чести и славе, как говорит поэт Икбаль: «Смелость свободных людей возвращает жизнь мертвым, а благочестие добрых людей дает жизнь народам».

Говорят, что тот, кто произносит мудрое слово, и тот, кто его слушает, являются сотоварищами. Однако все-таки оно принадлежит тому, кто изрекает его. Итак, придерживайтесь практической стороны дела и, чтобы ваши малыши могли исправиться, начинайте с исправления себя. Давайте прислушаемся к совету, данному имамом аш-Шафин наставнику детей Харуну ар-Рашида. Он сказал: «Первым шагом, который вам следует предпринять для исправления детей Повелителя правоверных, является исправление себя самого, поскольку их глаза неотступно следят за вами. То, что вы считаете добром, они также считают добром, а то, что вы считаете злом, считают злом и они».


 

ГЛАВА ПЕРВАЯ Сад сказок

Различные истории сопровождали человека с самых ранних времен его существования на земле, или даже до того, как он был низвергнут с небес. То, что случилось с пророком Адамом (мир ему!) на небесах, считается историей, героем которой был первый человек, сотворенный Аллахом, чтобы населять землю и править ею, как указывает Славный Коран. Первая история, свидетелем которой оказалась земля, была история Кабиля и Хабиля (сыновей Адама). Таким образом, истории так же стары, как и сам человек, ибо они рассказывают о происшествиях, и общении людей друг с другом, и взаимодействии человека с природой, землей, небом, равнинами, горами, морями... и так далее.

Поскольку человек получает огромное наслаждение от чтения и слушания рассказов и находит их привлекательными

из-за их очарования, воздействия и морали, Славный Коран использует их как средство привести человека к праведности, справедливости и прямому пути. Аллах говорит:

«Рассказывай же (им) рассказом, — может быть, они размыслят!» (7:176).

Кораническое повествование обладает существенным

воздействием на тело, разум и душу человека. Коран использует истории в некоторых местах, в частности, когда речь идет о вести Посланников своему народу. Алла»; почтил Своего Пророка, Мухаммада (мир ему!), рассказав ему лучшие истории для того, чтобы тот мог проповедовать и наставлять людей и чтобы наделить его большей смелостью и решимостью. Аллах говорит: «Открывая тебе эту Книгу, Мы... рассказываем самые лучшие из историй» (12:3) (Аль-Мунтахаб) и Он также говорит: «И все рассказываем


 

Мы тебе из вестей про Посланников, чтобы укрепить тебе твое сердце» (11:120).

Когда мы задумываемся о величии сиры (биографии)

Пророка, мы вспоминаем множество историй, рассказанных Пророком (мир ему!) своим Сподвижникам, и молодым, и старым, для наставления их и их потомков до самого Последнего дня. Мы находим историю «О человеке, зараженном паршой, прокаженном и слепом», рассказанную обоими Шейхами; рассказы «О пророке Ибрахиме, пророке Исмаиле и его матери» и «О том, кто занял в долг тысячу динаров», переданные аль-Бухари; историю «О мальчике из рощи», рассказанную Муслимом, и «Зу-ль-Кифл» (о благочестивом человеке, упомянутом в Коране), рассказанную Ат-Тирмизи.

Следует заметить, что истории Пророка основаны на реальных событиях, произошедших в древние времена, и у

них нет ничего общего с мифами и легендами, которые

являются плодом изощренного воображения. Эти подлинные рассказы заставляют детей поверить истине в том виде, в

каком она им преподается, и учит их уверенности в себе и

 
предприимчивости.

Полагаясь на эту превосходную методику веры и воспитания, Спо- движники Пророка (мир ему!) про- должали учить и наставлять других, открывать в них источники добра и благожелательности и избавлять их от слабости и испорченности посредством чудесных, исполненных смысла повествований. Говорят, что первый, кто рассказывал истории в мечети

Посланника Аллаха (мир ему!) был Тамим ад-Дари (да будет доволен им Аллах!), который обычно передавал истории после пятничных молитв, получив разрешение от Умара (да будет доволен им Аллах!). Занимая должность халифа, Усману б. Аффан (да будет доволен им Аллах!) позволял


 

Тамиму рассказывать истории два раза в неделю вместо одного. Однажды во время своего правления Али (да будет доволен им Аллах!) вошел в мечеть Басры, чтобы послушать тамошнего рассказчика. Приблизившись к кругу аль-Хасана аль-Басри, он был доволен рассказчиком, дал ему продолжить свое повествование и ободрил других рассказчиков. Во времена Муавийи (да будет доволен им Аллах!) истории рассказывались гораздо чаще, и народ любил их.

Аль-Macуди рассказывал, что Муавийя обычно проводил одну треть ночи, знакомясь с известиями из повседневной

жизни арабов, так же как и с политикой иностранных

государств по отношению к своему народу.

 

 

 
Здесь вы можете спросить: «Каков же смысл такого огромного интереса к историям? Не пустая ли это трата времени?» Мы можем ответить:

«Подумай еще раз, друг!» Ведь вести о подлинно ученых мужах прежних времен

и о благочестивых людях являются одним

из лучших способов укоренить добро-

детели в человеческой душе и помочь ей

переносить тяготы во имя благородных целей и великих свершений. Подобные известия побуждают людей брать тех, кто пожертвовал собой и остался непоколебимым на пути Аллаха, в качестве добрых примеров ради достижения возвышенных целей и обретения почетного места перед лицом Аллаха Всемогущего. Вот почему некоторые из ранних ученых говорят, что рассказчики историй являются воинами Аллаха, через которых Он убеждает сердца Своих праведных рабов. Свидетельство этому вы можете найти в Книге Аллаха (слава Ему!), где говорится: «И все рассказываем Мы тебе из вестей про Посланников, чтобы укрепить тебе твое сердце. И в этом явилась к тебе истина, и увещание, и напоминание для верующих» (11:120). Имам Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) говорит: «Я предпочитаю слушать рассказы об


 

ученых мужах и их благих качествах больше, чем участвовать в делах фикха (исламского права), поскольку эти рассказы представляют манеры поведения этих людей. Свидетельство этому вы можете найти в Книге Аллаха. Он говорит: "Это — те, которых Аллах вел по прямому пути... Следуй за ними " (6:90) (Аль-Мунтахаб). Он также говорит: "В рассказе о них есть поучение для обладающих разумом"» (12:111).

Такие истории чрезвычайно важны для детей, поскольку их уму прививаются новые ценности и принципы, происходит

развитие физического, умственного и духовного аспектов их личности. Ребенок воображает себя героем настоящей истории, которую он слушает. Таким образом, он

освобождается от ограничений обычной действительности и переносится в более обширный и пространный мир, в котором он живет вместе с пророками, вождями и правителями. Более

того, когда он живет в атмосфере повествования о Пророке, он чувствует, что посещает собрания Пророка и оказывается подлинным свидетелем происходящего.

По-настоящему всесторонняя, всеобъемлющая система воспитания основывается на истинном доверии, вере и мудрости. Роль рассказов заключается в том, что они глубоко запечатлевают живые нравственные нормы в юных умах,

которых от природы притягивают различные идеи, образы и события. Истории также пробуждают интересы ребенка и делают его способным проводить различие между добром и

злом, правильным и неправильным, одновременно побуждая его склоняться к тому, что правильно. Они также увеличивают словарный запас, улучшают языковые навыки и

литературный вкус, повышают уровень знания о прошлом и настоящем и помогают смотреть в будущее с пониманием и положительным настроем, поскольку ребенок знает, что всем

в мире правит Аллах... Следует заметить, что способность ребенка оценивать человеческое естество и красоту со всеми ее высшими принципами и эстетическими ценностями

развивается с помощью религиозных, социальных и нравственных рассказов.


 

Теперь мы можем сказать, что, подобно тому, как ребенок не может жить без воды, воздуха и пищи, он так же глубоко нуждается и в вере, нравственных правилах и добродетелях, преподанных в форме подходящих и прекрасных рассказов. Дети имеют право на то, чтобы их

 
родители использовали истории и рассказы положительным образом,

обретая возможность воспитывать детей

в атмосфере, преисполненной веры и мудрости. Но что же родители должны

рассказывать своим детям? И как им

следует это рассказывать? Когда лучше всего рассказывать истории?

Именно это мы и собираемся подробно выяснить, ин ша Аллах.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.