I.1 Общая организация и индивидуальная практика вокальной работы концертмейстера в вокальном и хоровом классе — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

I.1 Общая организация и индивидуальная практика вокальной работы концертмейстера в вокальном и хоровом классе

2017-05-20 646
I.1 Общая организация и индивидуальная практика вокальной работы концертмейстера в вокальном и хоровом классе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение.

Концертмейстер – «пианист, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и в концертах». Деятельность аккомпаниатора – пианиста подразумевает обычно лишь концертную работу, тогда как понятие концертмейстер включает в себя разучивание с солистами партий, умение контролировать качество исполнения, знание исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в вокальном исполнении, умение подсказать правильный путь к коррекции тех или иных недостатков. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.

Поле деятельности концертмейстера как детском хоровом коллективе, так и при сопровождении любых иных вокальных коллективов, очень обширно и значимо. Отсюда следует, что к концертмейстеру предъявляются большие требования. Он должен обладать:

1. Общей музыкальной одаренностью.

2. Хорошим музыкальным слухом, воображением.

3. Умением охватить образ и форму произведения.

Он должен быть артистичным, суметь воплотить замысел автора, быстро освоить любой новый музыкальный текст, читать 3-х строчную и 4-х строчную партитуру.

Одним из важных практических навыков в деятельности концертмейстера является способность бегло «читать с листа». В учебной практике часто бывают ситуации, когда у аккомпаниатора нет времени для предварительного ознакомления с нотным текстом. От пианиста требуется быстрота ориентировки в нотном тексте, чуткость и внимание к фразировке солиста, умение сразу охватить характер и настроение произведения.

Прежде чем начать аккомпанировать с листа на фортепиано, пианист должен мысленно охватить весь нотный текст, определить основную тональность и темп, обратить внимание на возможные изменения темпа, размера, тональности, на динамические оттенки.

Приступая к игре, концертмейстер должен смотреть и слышать немного вперед, хотя бы на 1–2 такта. Опытный концертмейстер переворачивает страницу за один или за два такта до того, как она доиграна до конца.

При чтении аккомпанемента с листа в ансамбле категорически запрещаются любые остановки и поправки, так как это мгновенно нарушает ансамбль и вынуждает солиста остановиться. Концертмейстер должен постоянно тренироваться в чтении с листа, с тем, чтобы довести это умение до автоматизма.

Концертмейстеру, помимо чтения с листа, совершенно необходимо в совершенстве владеть навыками транспонирования музыки в другую тональность. Основным условием правильного транспонирования является мысленное воспроизведение пьесы в новой тональности. В процессе транспонирования с листа нет времени для мысленного перевода каждого звука на тон ниже или выше. Поэтому огромное значение приобретает умение концертмейстера мгновенно определять тип аккорда, его разрешение, интервал мелодического скачка, характер тонального родства. При транспонировании знакомого уже произведения, прежде чем начать игру, необходимо отчетливо представить себе звучание произведения. Важно мысленно очутиться в новой тональности, вспомнить, как строятся в ней основные аккорды. При транспонировании незнакомого произведения очень важен этап предварительного просмотра нотного текста, во время которого пианисту надо постараться мобилизовать свои аналитические способности и услышать музыку внутренним слухом.

Специфика работы концертмейстера предполагает необходимость обладания таким умением, как подбор на слух сопровождения к мелодии, элементарная импровизация. Подбор аккомпанемента по слуху является творческим процессом. В этом случае он создает собственный вариант фактуры, что требует от него самостоятельных музыкально – творческих действий. Гармонизация мелодии по слуху – практический навык, требующий свободы построения и комбинирования на инструменте аккордовых структур и владения основными фактурными и ритмическими формулами сопровождения.

Концертмейстер хора – пианист, аккомпанирующий хоровому коллективу на уроках, репетициях и концертах, осуществляющихся под руководством дирижера, а также, при необходимости, помогающий солистам и группам хора разучивать партии в процессе работы над репертуаром.

Таким образом, концертмейстеру необходимы профессиональные навыки:

1. Уметь читать с листа фортепианную партию любой сложности, понимать смысл произведения, играть аккомпанемент, ясно представляя хоровую партию.

2. Транспонировать нотный текст в пределах кварты.

3. Владеть навыками игры в ансамбле.

4. Читать хоровые партитуры и транспонировать их на 0,5 тона и 1 тон вверх и вниз.

5. Знать основные дирижерские жесты и приемы.

6. Знать основы вокала: постановка голоса, дыхания, фразировку артикуляции, а так же темп и характер произведения, если надо – незаметно подыграть мелодию (хору).

7. Уметь на «слух» подобрать мелодию и аккомпанемент, импровизировать, фрактурно (там, где нужно) изобразить заданную тему, подбирать гармоническую основу к теме в простой фактуре.

8. Знать основы музыкальной культуры, изобразительного искусства и литературы, чтобы грамотно отразить стиль и образный строй произведения.

9. Владеть навыками общения с младшими и старшими хоровыми коллективами.

10. Помогать дирижеру в распевании участников хора, предлагая различные виды упражнений, а также задать четкий ритм работы.

Не только от профессионализма дирижера, но и от концертмейстера зависит правильность выбора упражнений. Пианист следит за жестами дирижера постоянно, поэтому он, зная основы дирижерской техники, умеет играть «по руке» дирижера.

Работа концертмейстера, в связи с возрастными особенностями детского исполнения отличается рядом дополнительных сложностей.

На занятиях хора (на этапе разучивания репертуара) иногда надо показать звучание отдельных голосов в хоровой партитуре и звучание всего музыкального полотна. Здесь нужна способность беглого чтения с листа как с партитуры, так и совмещения хоровой партитуры с аккомпанементом в произведении, при этом необходимо добиться выразительности. Через показ на инструменте концертмейстер обращает внимание на чистоту интонирования, характер звучания, фразировку и ритм.

При первом исполнении хорового сочинения на фортепиано пианист должен увлечь и заинтересовать хористов. Ему следует точно передать авторский музыкальный текст, создать целостный художественный образ, взять нужный темп, верно распределить кульминации. Играть партитуру нужно так, чтобы максимально приблизить звучание инструмента к хоровой звучности. Показывая хоровую партитуру, концертмейстер обязан подчиняться основным вокально-хоровым законам (певучесть, плавное голосоведение, исполнение цезур, штрихов, соблюдение цезур для взятия дыхания и т.д.). Это поможет хористам понять сущность нового произведения.

Строгость и выразительность движений концертмейстера во время исполнения влияет и на восприятие слушателей зала, в котором выступает хоровой коллектив во время концерта.

 

Участие концертмейстера в повседневной работе хорового коллектива требует от него хорошо развитого гармонического слуха и комплексного музыкального мышления. Поэтому уже при первом беглом, но внимательном взгляде на партитуру он должен видеть весь объем фактуры, мгновенно воспринимать и оценивать логику гармонического, тембрового и ритмического содержания произведения, предвидеть движение музыкального материала.

Существуют критерии, которым должен соответствовать концертмейстер-профессионал:

- достигать верного звучания и соотношения голосов в хоре: выразительное исполнение мелодии, ощущение гармонической основы баса, звучание гармонических фигураций;

- пользоваться грамотной динамикой и тембром звучания в момент перехода от вступления к исполнению сопровождения;

- правильно соотносить динамику, темп, нюансировку аккомпанемента с характером звучания солирующей партии;

- в момент концертного исполнения аккомпаниатору необходимо постоянно контролировать себя, помнить о том, что он также несет ответственность за исполнение хоровых партий;

Концертная деятельность оказывает огромное влияние на развитие творческого исполнительства концертмейстера. Хорошо играющий концертмейстер, обладающий широким репертуаром, всегда будет пользоваться в глазах слушателей большим авторитетом.

С учетом вышесказанного, в рамках настоящего исследования предпринята попытка сбора и систематизации данных об опыте работы автора в качестве концертмейстера, аккомпаниатора и руководителя самодеятельных музыкальных коллективов, полученного при работе в период 2003-2005 годов в Муниципальном учреждении культуры Городской дом культуры г.Ржев (Тверская область) как руководителя народного вокального ансамбля «Ржевитянка», детского вокального ансамбля и молодежного вокального ансамбля «Ржевичи», а также в МУК «Дом детского творчества», где автор выполняла обязанности аккомпаниатора вокального ансамбля «Вдохновение». С 2009 года автор была принята на должность концертмейстера Муниципального учреждения дополнительного образования «Красногорская детская музыкальная школа» (Московская область, г. Красногорск, где выполняла обязанности концертмейстера в классе вокала преподавателя Беловой Т.С., а с декабря 2009 года – и хормейстера младшего хора хорового отделения, преподавателя вокала на хоровом отделении в младших и старших классах.

Целью настоящего дипломного исследования стал сбор, анализ и систематизация опыта практической концертмейстерской и преподавательской работы автора в учреждениях дополнительного образования и культуры при сопровождении индивидуальной и групповой вокально-педагогической работы.

Задачи дипломной работы:

1. Систематизация и анализ научно-методической, вокально-педагогической литературы и собственного опыта концертмейстерской работы в 1-4 классах музыкальной школы.

2. Обобщение опыта и музыкального материала, использовавшегося при индивидуальной работе в качестве концертмейстера, аккомпаниатора и руководителя самодеятельных музыкальных коллективов.

3. Систематизация форм, методов и приемов работы концертмейстера с учащимися разных художественных специальностей и в практике самодеятельных музыкальных коллективов.

Практическое значение дипломной работы состоит в создании базы учебно-методических и нотных материалов для обеспечения концертмейстерской и вокально-педагогической работы в музыкальных образовательных учреждениях дополнительного образования и культуры.

Работа состоит из введения, основного раздела, заключения, списка использованных источников и литературы,а так же приложений.

Реализация результатов исследования: результаты работы автора реализованы в почасовых методических разработках вокального и хорового отделений МУДО «Красногорская детская музыкальная школа», в методических материалах МУК «Городской дом культуры» г. Ржев, МУ ДОД «Дом детского творчества» г. Ржев.


Первый раздел

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования на основании результатов анализа специальной научно-методической, вокально-педагогической литературы, собственного опыта концертмейстерской работы в 1-4 классах музыкальной школы, работы в качестве концертмейстера и хормейстера с младшим хором музыкальной школы, концертмейстера, аккомпаниатора и руководителя самодеятельных музыкальных коллективов (на базе Муниципального учреждения дополнительного образования «Красногорская детская музыкальная школа», Муниципального учреждения культуры «Городской дом культуры» г. Ржев и Муниципального учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» г. Ржев) автором сделаны следующие выводы:

1. Определен перечень знаний и навыков, необходимых для осуществления концертмейстерской деятельности в вокальных коллективах (умение чтения с листа фортепианной партии любой сложности и игры аккомпанемента при ясном понимании хоровых партий, транспонирования нотного текста в пределах кварты, владения навыками игры в ансамбле, чтения хоровых партитур и транспонирования их на 0,5 тона и 1 тон вверх и вниз, знания основных дирижерских жестов и приемов, знаний основ вокала - постановки голоса, дыхания, фразировки артикуляции, умения подбора на «слух» мелодии и аккомпанемента, навыков импровизации, подбора гармонической основы к теме в простой фактуре, знаний основ музыкальной культуры, изобразительного искусства и литературы для квалифицированного отражения стиля и образного строя произведения, владеть навыками общения с младшими и старшими хоровыми коллективами, помощи дирижеру в распевании участников хора и мн. др.).

2. Доказана целесообразность и перспективность в дальнейшей персональной вокально-педагогической деятельности базирования на общих вокально-методических принципах М.И.Глинки, фонопедическом методе развития голоса В.В.Емельянова, методиках дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой и артикуляционной гимнастики.

3. Обобщен опыт и музыкальный материал, использовавшийся при индивидуальной работе в качестве концертмейстера, аккомпаниатора и руководителя самодеятельных музыкальных коллективов, определены подходы к порядку работы с указанными в целом неподготовленными коллективами, особого порядка подготовительной работы, разучивания музыкального материала, варьирования темпом, динамикой и тембром аккомпанемента для адаптации музыкального материала возможностям и уровню подготовки участников вокальных коллективов.

4. Систематизированы формы, методы и приемы работы концертмейстера с учащимися разных художественных специальностей и в практике самодеятельных музыкальных коллективов, собран методический материал и нотная коллекция, целесообразные для осуществления педагогической и подготовки концертной деятельности указанных музыкальных вокальных коллективов.

 

МУЗЫКАНТЫ ШУТЯТ.

 

Советы пианистам-концертмейстерам:

1. Забудьте всё то, чему вас учили раньше в классе по специальности.

Эти знания вам не понадобятся, более того-будут мешать.

2. Прежде,чем играть, закройте все возможные крышки у инструмента-это вызовет уважение к вам членов любой кафедры.

3. Не начинайте играть, проверьте, на месте ли солист.

4. Если солист на месте, обязательно дождитесь лёгкой улыбки, затравленного взгляда, угрюмого кивка –любого доказательства, что вас заметили.

5. Если солист в невменяемом состоянии, помогите ему, тактично напомнив о себе лёгкой вознёй за роялем, в особо серьёзных случаях можно ненавязчиво уронить подставку или крышку рояля.

6. Будьте бдительны, солист может начать внезапно, поэтому нужно уметь начать с любого места и из любого положения.

7. Будьте внимательны, солист может также внезапно закончить исполнение. Чтобы придать естественную законченность произведению, будьте готовы в любую секунду непринуждённо ляпнуть тонику.

8. Забудьте про f, этот нюанс вам не нужен. Ни один уважающий себя солист не позволит вам играть f тем более его педагог. Привыкните к мысли, что основной рабочий нюанс mp – так всем спокойнее.

9. Откажитесь сразу и решительно от поисков звукового разнообразия – помните о естественном богатстве звуковой палитры инструментов консерватории.

10. Будьте внимательны к проигрышам –здесь иногда нас слушают. Поэтому текст лучше выучить. Ни в коем случае проигрыши не играйте очень хорошо: по отношению к большинству солистов это не этично.

11. Ни в коем случае не играйте ритмично, иначе будет не вместе.

12. Не принимайте близко к сердцу темповые обозначения и авторские указания – такая наивность не поощряется солистами.

13. Работая с вокалистами, научитесь мелко и часто дышать. Это поможет вам освоить вокальное рубато музыкальной фразы.

14. Обязательно научитесь петь, дирижировать, играть как минимум на одном струнном, народном, медном и деревянном духовом инструменте.

 

 

Ода концертмейстеру

Жди меня, и я найдусь,
Не сочти за труд.
Жди, когда наводят грусть
Звуки, что так врут.
Жди, когда смычок дрожит,
Текст вдруг позабыв,
Жди, когда солист молчит,
Вместе не вступив.
Жди, чтобы экзамен сдать
Выпускной я смог,
Жди, когда устанет ждать
Грустный педагог.
Не понять, не сдавшим им,
Как среди вранья
Громким проигрышем своим
Ты спасла меня!
Как поймал я, будем знать
Только мы с тобой.
Просто можешь ты играть
Как никто другой.

 

Приложение

Перечень произведений для хоровых коллективов детской музыкальной школы и самодеятельных музыкальных коллективов, используемые в практике Т.Г. Трушиной (Крыловой):

Произведения для младшего хора (1 класс):

· Муз. Г.Струве, стихи В. Викторова «Мы сидим за партами впервые»;

· Муз. Г.Струве, сл. Соловьевой «Песенка о гамме»;

· Муз. А.Абрамова, сл. Е.Карасева «Родины свет»;

· Муз. Ю. Литовко, сл. А.Плещеева «Осень»;

· Муз. А. Галицкого «Про жука»;

· Муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьевой «Пестрый колпачок»;

· Стихи и музыка Л.Марченко «Бегемот»;

· Муз. Е.Крылатова, сл.Ю.Яковлева «Колыбельная медведицы»;

· Муз. Шаинского, сл. Энтина «Песенка о лете»;

· Муз. В. Калистратова, сл. В. Приходько «Пешком шагали мышки».

Произведения для среднего хора (2- 4 класс);

· Русская народная песня «Со вьюном я хожу»;

· Муз. Й. Гайдна, русский текст П. Синявского «Мы дружим с музыкой»;

· Муз. Э. Грига, сл. А. Мунка, пер. С. Свириденко «Заход солнца»;

· Муз. В. Деменьтьева, сл. В. Семернина «Простая песенка»;

· Муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского «Детство – это я и ты»;

· Муз. Ю. Чичкова, сл. Ю. Энтина «Песенка про жирафа»;

· Муз. И.Космачева, сл. М. Яснова «Здравствуй, детство!» из мультфильма «Чучело – мяучело»;

· Муз. Г. Гладкова, сл. В. Лугового «Песня о волшебниках» из т/ф Новогодние приключения Маши и Вити;

· Муз. М. Матвеева, сл. Е. Руженцева «Как лечили бегемота»;

· Муз. Я. Дубравина, сл. М. Пляцковского «Ходики».

Муз.М.Парцхаладзе, сл.М.Пляцковского «Лягушонок».

Муз.Г.Струве, сл.Н.Соловьёва «Нотный бал».

Муз.Г.Струве,сл «Отцовская слава».

Муз.С.Никитина, Сл.С.Крылова «Песня о маленьком трубаче».

Муз. и сл. Л.Марченко «Каникулы».

Произведения для старшего хора,, (5 – 7 класс):

· Муз. М. Мусоргского, сл. А. Пушкина «Стрекотунья – белобока»;

· Муз. Дж. Каччини «Ave Maria»;

· Муз. В. Моцарта, сл. А. Алемасовой «Мы поем веселья песни»;

· Русская народная песня «Со вьюном я хожу»;

· Неаполитанская народная песня «Санта-Лючия»;

· Американская народная песня в обр. С. Дунаевского, русский текст Ю. Хазанова «Бубенчики»;

· Муз. М. Дунаевского, сл. Н. Олева «Непогода» из т/ф «Мери Поппинс, до свидания!»;

· Муз. М. Дунаевского, сл. Н. Олева «Цветные сны» из т/ф «Мэри Поппинс, до свидания!»;

· Муз. Е. Зерицкой, сл. Куклина «Школьный романс»;

· Муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Кима «Точка, точка, запятая…»;

· Муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова «Все начинается со школьного звонка»;

· Муз. В. Гаврилина, сл. А. Шульгиной «Город спит»;

· Муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова «Медаль за оборону Ленинграда».

Репертуар ансамбля педагогов «Вдохновение»:

· Русская народная песня, обр. Л. Сивухина «Волга»;

· Русская народная песня, обр. А. Попова «Как пойду на быстру речку»;

· Муз. и сл. В. Егорова «Облака»;

· Муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова «Россия, Россией останется»;

· Русская народная песня, обр. А. Свешникова «Над рекой черемуха колышется (белая черемуха)»;

· Муз. Е. Жарковского, сл. Н. Букина «Прощайте, скалистые горы»;

· Муз. И. Крючковой, сл. Г. Розовой «Под курганом»;

· Муз. П. Аедоницкого, сл. Ф. Лаубе «Довоенный вальс»;

· Муз. Т. Хренникова, сл. А. Глазкова «Колыбельная Светланы»;

· Муз. С. Пожлакова, сл. Э. Кузнецова «Когда плачут тюльпаны»;

· Муз. М. Шишкина, сл. М. Языкова «Ночь светла»;

· Муз. А. Новикова, сл. С. Алымова «У криницы»;

· Муз. В. Нечаева, сл. А. Пушкина «Гонимы вешними лучами»;

· Муз. А. Рубенштейна, сл. М. Лермонтова «Горные вершины»;

·.Муз. И. Бродского, сл. П. Германа, обр.Б. Мандруса «Ваша записка»;

· Муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского «Романс» из т/ф. «Дни Трубиных»;

· Муз. А. Варламова, сл. неизв. «Напоминание»;

· Муз. В. Соловьева-Седого, сл. А. Фатьянова «Где же вы теперь, друзья однополчане»;

· Муз. Ф. Шуберта, сл. Л. Рельштаба, пер.Н.Огарева «Серенада»;

· Муз. И. Дунаевского, сл. С. Алымова «Под луной золотой»;

· Муз. Г. Свиридова, сл. А.Пушкина «Роняет лес багряный свой убор»;

· Муз. М. Яковлева, сл. А. Пушкина «Зимний вечер»;

· Опера А. Даргомыжского по драме А. Пушкина «Русалка», женский хор (песня из 2 действия) «Сватушка»;

· Опера П. Чайковского по роману А. Пушкину «Евгений Онегин», женский хор из 1 действия «Девицы-красавицы»;

· Муз. И. Крючковой, сл. Г. Розовой «Ржевский вальс»;

· Муз. В. Власова, сл. А. Пушкина «Бахчисарайский фонтан»;

· Муз. А. Гурилева, сл. И. Макарова «Однозвучно гремит колокольчик»;

· Муз. Н. Харито, сл. В. Шумского «Отцвели хризантемы»;

· Муз. А. Алябьева, сл. А. Пушкина «Увы, зачем она блистает» (романс);

· Муз. П. Чеснокова, текст библ. «Да исправится молитва моя»;

· Муз. Г. Париновой, текст библ. «Днесь родился наш Спаситель»;

· Муз. Д. Бортнянского, концертный хор «Многая лета».

Репертуар ансамбля «Ржевичи»:

· Белорусская народная песня «Реченька»;

· Муз.Л.Гурова, сл.Л.Гурова«Тишина»;

· Муз. И. Матвиенко, сл. А. Шаганова «Конь» (песня из репертуара группы «Любэ»);

· Муз. П. Аедоницкого, сл. И. Шаферана «Красно солнышко»;

· Русская народная песня «Лодочка причалится, а любовь кончается»;

· Русская народная песня «Ой, то ни вечер»;

· Муз. О. Фельцмана, сл. М. Рябинина «После дождя» («Дождь порой на чьи-то слёзы похож…»);

· «Весенние дожди»;

· «Попурри из песен 70-х годов»;

· Еврейская народная песня, пер. Н. Гулия «Хава нагила» («Давайте радоваться»);

· Муз. Ю. Саульского, сл. Л. Завальнюка «Счастья тебе, земля моя»;

· Музыка Д. Келлера, Д. Хантера, русский текст А. Азизова «Синий иней».

Муз..Т.Хренникова, сл.М.Матусовского. «Московские окна».

ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК

Упражнения и вокализы

Ф. Абт Вокализы в тональностях для средних и низких голосов

Г.Зейдлер Вокализы № 1 - 20

Б.Лютген Вокализы № 1 - 20

М.Маркези "Школа пения" (упражнения и вокализы)

Народные песни

Английская рождественская песня "We wish you a merry Christmas"

Неаполитанская народная песня в обработке Т.Коттрау "Santa Lucia"

Польская рождественская песня в переводе Е.Перегудовой "Тихою ночью"

РНП в обработке С.Любского "Ах вы, сени мои, сени"

РНП в обработке Н.Римского-Корсакова "Во поле берёза стояла"

РНП в обработке П.Куликова "Кабы Волга-матушка да вспять побежала"

РНП "Расчешу ль я головушку"

РНП "По небу, по синему"

РНП в обработке О.Далецкого "Липа вековая"

РНП в обработке И.Прача "По улице мостовой"

РНП "Над полями, да над чистыми"

Словацкая народная песня в обработке В.Неедлы "Спи, моя милая"

Татарская народная песня в обработке А.Гречанинова "Такмак" (русский текст О.Далецкого)

Украинская народная песня в обработке Н.Лысенко "Задумав дiдочок"

Финская народная песня из сборника Г.Мёллера "Старинный танец"

Хорватская народная песня в обработке Ф.Кюссака "Под окошком твоим"

Старинные арии

И.С.Бах "Уходит день"

Г.Гендель Ария Альмиры из оперы "Ринальдо" ("Lascia ch'io pianga")

Ария Ксеркса из оперы "Ксеркс" ("Ombra mai fu")

"Dignare"

Дж.Джордани "Caro mio ben"

А.Кальдара "Sebbèn, crudele", "Come raggio di sol"

Дж.Каччини "Amarilli", "Ave Maria"

К.Монтеверди Плач Арианны из оперы "Арианна" ("Lamento d'Arianna: Lasciate mi morire")

А.Скарлатти "O cessate di piagarmi", "Gia il sole dal Gange"

Дж.Перголези "Se tu m'ami"

 

 

Арии,романсы,песни.

К.Глюк Ария Орфея "Ah, la flamme" из оперы "Орфей"

Ария из оперы "Неожиданная встреча"

А.Даргомыжский Песня Ольги из оперы "Русалка"

В.Моцарт Ария Барбарины из оперы "Свадьба Фигаро"

Ария Керубино "Voi, che sapete" из оперы "Свадьба Фигаро"

Военные песни

А.Александров "Священная война"

М.Блантер "Как служил солдат"

Неизвестный автор "Огонёк"

А.Новиков "Смуглянка", "Дороги"

В.Соловьёв-Седой "Баллада о солдате", "Подмосковные вечера"

Романсы, песни

Ю.Антонов, сл.М.Пляцковского "Родные места"

Л.Бетховен "Сурок", "Волшебный цветок"

А.Вивальди "Vieni", "Piango, gemo"

Г.Гендель Ария Альмиры "Lascia ch'io pianga" из оперы "Ринальдо"

М.Глинка, сл.В.Забилы "Ты, соловушка, умолкни"

В.Голиков, сл.Г.Лагздынь "Солнечный зайчик"

Ф.Грубер, сл.Й.Мора "Stille nacht"

И.Дунаевский, сл.М.Матусовского "Летите, голуби, летите"

Д.Кабалевский "Избранные песни для детей" (сборник)

М.Лёвкина "Музыкальная шкатулка" (песни для детей)

В.А.Моцарт Ария Барбарины из оперы "Свадьба Фигаро"

Дж.Перголези "Ах, зачем я не лужайка", "Se tu m'ami"

Сборник "Музыка в школе" (4 выпуска)

Е.Филиппова, сл.В.Бредиса "Русская сторонка"

П.Чайковский, сл.К.Аксакова "Детская песенка"

В.Шаинский, сл.М.Матусовского "Крейсер Аврора"

Ф.Шуберт, сл.И.Гёте "Дикая роза"

А.А. Алябьев "Я вас любил"

А.Аренский "Спи дитя моё, усни"

Л.Афанасьев "Гляжу в озёра синие"

М. Балакирев "Так и рвётся душа", "Слышу ли голос твой"

А.Варламов "Красный сарафан", "На заре ты её не буди", "Ангел"

Ж.Векерлен "Менуэт Экзоде"

М.Глинка "Я люблю, ты мне твердила", "Что красотка молодая", "Жаворонок"

А.Гурилёв "Домик-крошечка"

А.Даргомыжский "Юноша и дева", "Чаруй меня, чаруй", "Я вас любил", "Мне грустно",

"Лихорадушка", "Мельник", "Шестнадцать лет"

Я.Дубравин "О России"

Ц.Кюи "Царскосельская статуя"

А.Пахмутова "Старый клён"

А.Петров "Я шагаю по Москве"

Н.Римский-Корсаков "О чём в тиши ночей"

М.Таривердиев "Маленький принц"

С.Туликов "Родина"

Ф.Шуберт "Дикая роза", "Форель", "Литания", "Ночная песнь странника", "К лютне", "К музыке"

 

Введение.

Концертмейстер – «пианист, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и в концертах». Деятельность аккомпаниатора – пианиста подразумевает обычно лишь концертную работу, тогда как понятие концертмейстер включает в себя разучивание с солистами партий, умение контролировать качество исполнения, знание исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в вокальном исполнении, умение подсказать правильный путь к коррекции тех или иных недостатков. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.

Поле деятельности концертмейстера как детском хоровом коллективе, так и при сопровождении любых иных вокальных коллективов, очень обширно и значимо. Отсюда следует, что к концертмейстеру предъявляются большие требования. Он должен обладать:

1. Общей музыкальной одаренностью.

2. Хорошим музыкальным слухом, воображением.

3. Умением охватить образ и форму произведения.

Он должен быть артистичным, суметь воплотить замысел автора, быстро освоить любой новый музыкальный текст, читать 3-х строчную и 4-х строчную партитуру.

Одним из важных практических навыков в деятельности концертмейстера является способность бегло «читать с листа». В учебной практике часто бывают ситуации, когда у аккомпаниатора нет времени для предварительного ознакомления с нотным текстом. От пианиста требуется быстрота ориентировки в нотном тексте, чуткость и внимание к фразировке солиста, умение сразу охватить характер и настроение произведения.

Прежде чем начать аккомпанировать с листа на фортепиано, пианист должен мысленно охватить весь нотный текст, определить основную тональность и темп, обратить внимание на возможные изменения темпа, размера, тональности, на динамические оттенки.

Приступая к игре, концертмейстер должен смотреть и слышать немного вперед, хотя бы на 1–2 такта. Опытный концертмейстер переворачивает страницу за один или за два такта до того, как она доиграна до конца.

При чтении аккомпанемента с листа в ансамбле категорически запрещаются любые остановки и поправки, так как это мгновенно нарушает ансамбль и вынуждает солиста остановиться. Концертмейстер должен постоянно тренироваться в чтении с листа, с тем, чтобы довести это умение до автоматизма.

Концертмейстеру, помимо чтения с листа, совершенно необходимо в совершенстве владеть навыками транспонирования музыки в другую тональность. Основным условием правильного транспонирования является мысленное воспроизведение пьесы в новой тональности. В процессе транспонирования с листа нет времени для мысленного перевода каждого звука на тон ниже или выше. Поэтому огромное значение приобретает умение концертмейстера мгновенно определять тип аккорда, его разрешение, интервал мелодического скачка, характер тонального родства. При транспонировании знакомого уже произведения, прежде чем начать игру, необходимо отчетливо представить себе звучание произведения. Важно мысленно очутиться в новой тональности, вспомнить, как строятся в ней основные аккорды. При транспонировании незнакомого произведения очень важен этап предварительного просмотра нотного текста, во время которого пианисту надо постараться мобилизовать свои аналитические способности и услышать музыку внутренним слухом.

Специфика работы концертмейстера предполагает необходимость обладания таким умением, как подбор на слух сопровождения к мелодии, элементарная импровизация. Подбор аккомпанемента по слуху является творческим процессом. В этом случае он создает собственный вариант фактуры, что требует от него самостоятельных музыкально – творческих действий. Гармонизация мелодии по слуху – практический навык, требующий свободы построения и комбинирования на инструменте аккордовых структур и владения основными фактурными и ритмическими формулами сопровождения.

Концертмейстер хора – пианист, аккомпанирующий хоровому коллективу на уроках, репетициях и концертах, осуществляющихся под руководством дирижера, а также, при необходимости, помогающий солистам и группам хора разучивать партии в процессе работы над репертуаром.

Таким образом, концертмейстеру необходимы профессиональные навыки:

1. Уметь читать с листа фортепианную партию любой сложности, понимать смысл произведения, играть аккомпанемент, ясно представляя хоровую партию.

2. Транспонировать нотный текст в пределах кварты.

3. Владеть навыками игры в ансамбле.

4. Читать хоровые партитуры и транспонировать их на 0,5 тона и 1 тон вверх и вниз.

5. Знать основные дирижерские жесты и приемы.

6. Знать основы вокала: постановка голоса, дыхания, фразировку артикуляции, а так же темп и характер произведения, если надо – незаметно подыграть мелодию (хору).

7. Уметь на «слух» подобрать мелодию и аккомпанемент, импровизировать, фрактурно (там, где нужно) изобразить заданную тему, подбирать гармоническую основу к теме в простой фактуре.

8. Знать основы музыкальной культуры, изобразительного искусства и литературы, чтобы грамотно отразить стиль и образный строй произведения.

9. Владеть навыками общения с младшими и старшими хоровыми коллективами.

10. Помогать дирижеру в распевании участников хора, предлагая различные виды упражнений, а также задать четкий ритм работы.

Не только от профессионализма дирижера, но и от концертмейстера зависит правильность выбора упражнений. Пианист следит за жестами дирижера постоянно, поэтому он, зная основы дирижерской техники, умеет играть «по руке» дирижера.

Работа концертмейстера, в связи с возрастными особенностями детского исполнения отличается рядом дополнительных сложностей.

На занятиях хора (на этапе разучивания репертуара) иногда надо показать звучание отдельных голосов в хоровой партитуре и звучание всего музыкального полотна. Здесь нужна способность беглого чтения с листа как с партитуры, так и совмещения хоровой партитуры с аккомпанементом в произведении, при этом необходимо добиться выразительности. Через показ на инструменте концертмейстер обращает внимание на чистоту интонирования, характер звучания, фразировку и ритм.

При первом исполнении хорового сочинения на фортепиано пианист должен увлечь и заинтересовать хористов. Ему следует точно передать авторский музыкальный текст, создать целостный художественный образ, взять нужный темп, верно распределить кульминации. Играть партитуру нужно так, чтобы максимально приблизить звучание инструмента к хоровой звучности. Показывая хоровую партитуру, концертмейстер обязан подчиняться основным вокально-хоровым законам (певучесть, плавное голосоведение, исполнение цезур, штрихов, соблюдение цезур для взятия дыхания и т.д.). Это поможет хористам понять сущность нового произведения.

Строгость и выразительность движений концертмейстера во время исполнения влияет и на восприятие слушателей зала, в котором выступает хоровой коллектив во время концерта.

 

Участие концертмейстера в повседневной работе хорового коллектива требует от него хорошо развитого гармонического слуха и комплексного музыкального мышления. Поэтому уже при первом беглом, но внимательном взгляде на партитуру он должен видеть весь объем фактуры, мгновенно воспринимать и оценивать логику гармонического, тембрового и ритмического содержания произведения, предвидеть движение музыкального материала.

Существуют критерии, которым должен соответствовать концертмейстер-профессионал:

- достигать верного звучания и соотношения голосов в хоре: выразительное исполнение мелодии, ощущение гармонической основы баса, звучание гармонических фигураций;

- пользоваться грамотной динамикой и тембром звучания в момент перехода от вступления к исполнению сопровождения;

- правильно соотносить динамику, темп, нюансировку аккомпанемента с характером звучания солирующей партии;

- в момент концертного исполнения аккомпаниатору необходимо постоянно контролировать себя, помнить о том, что он также несет ответственность за исполнение хоровых партий;

Концертная деятельность оказывает огромное влияние на развитие творческого исполнительства концертмейстера. Хорошо играющий концертмейстер, обладающий широким репертуаром, всегда будет пользоваться в глазах слушателей большим авторитетом.

С учетом вышесказанного, в рамках настоящего исследования предпринята попытка сбора и систематизации данных об опыте работы автора в качестве концертмейстера, аккомпаниатора и руководителя самодеятельных музыкальных коллективов, полученного при работе в период 2003-2005 годов в Муниципальном учреждении культуры Городской дом к


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.202 с.