Мышление как психический процесс — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Мышление как психический процесс

2017-05-20 233
Мышление как психический процесс 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исследование мышления занимает одно из центральных мест во всех философских учениях как прошлого, так и настоящего. В настоящее время мышление стало предметом изучения не только философии, но и психологии, логики, физиологии, кибернетики, лингвистики.

Мышление – это наиболее общая и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая наиболее существенные связи и отношения между познаваемыми объектами.

Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, мысль воплощается в слове. Словесное опосредование делает возможным для человека познавать то, что не дано ему непосредственно в восприятии, даже то, что не дано ему в личном опыте. Этим мышление человека отличается от мышления животных.

Мышление – сложнейший процесс. Прежде всего, для него нужно получать непосредственные впечатления от предметов внешнего мира. Но этого недостаточно. Для того, чтобы осуществлять в окружающей среде разумную деятельность и регулировать свое поведение, необходимо, чтобы на уровне психики были отражены связи и отношения между предметами и явлениями, что и осуществляется в процессе мышления.

 

       
   
 
 

 

 


Рис. 3.1 Схема этапов решения мыслительных задач

 

Решение мыслительных задач проходит ряд этапов (рис. 3.1). Начальным моментом мышления является проблемная ситуация, то есть конфликт между тем, что дано субъекту и тем, чего он должен достигнуть. Нет проблемы там, где нет дефицита информации и неудовлетворенных потребностей. Поэтому то, что для одного человека является проблемой, для другого может ею и не быть.

Если проблема все-таки существует, решение проблемной задачи – это поиск недостающего звена в цепочке необходимой информации. В результате анализа проблемной ситуации возникает задача. Задача – это цель, данная в определенных условиях. Возникновение задачи означает, что решающему ее человеку удалось выделить известное и неизвестное (искомое). Следовательно, анализ условий наличной ситуации – это первый шаг к нахождению решения.

Важным условием принятия правильного решения является наличие точных знаний. Отсутствие знаний о предмете приводит к невозможности выдвижения предположений. При этом большую роль играет правильная словесная формулировка. Точно поставленный вопрос нацеливает на решение задачи. Многие задачи решаются путем применения правил. Поэтому в образовательном процессе наибольшее значение имеет не изучение отвлеченных знаний, а усвоение определенных правил и закономерностей окружающего мира, позволяющих принимать правильные решения.

Мыслительные операции

Процесс мышления совершается посредством ряда мыслительных операций.

Сравнение - мыслительная операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении общности или различия между ними.Сравнение характеризуется как более элементарный процесс, с которого начинаются все остальные мыслительные операции.

Обобщение - мыслительная операция объединения многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

Анализ мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

Синтез - мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе переходить от частей к целому.

Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот.

 

 


Рис. 3.2 Принципиальная схема решения мыслительных задач

Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов и явлений и выделении в них основного, главного.

Конкретизация движение мысли от общего к частному.

Формы мышления

С помощью мыслительных операций возникают определенные продукты мышления в форме понятия, суждения, умозаключения.

Понятие это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.Понятия бывают общими (рабочие инструменты) и единичными (совковая лопата), конкретными (учебник) и абстрактными (развитие). Понятия формируются в процессе жизни и деятельности на основе практического опыта взаимодействия с явлениями и предметами окружающей действительности.

Суждение основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждения могут быть истинными (университет – учреждение высшего профессионального образования) и ложными (университет – учреждение досуговой деятельности молодежи).

Умозаключение выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Например: Рабочий инструмент помогает человеку выполнять тяжелый физический труд. Совковая лопата помогает человеку выполнять тяжелый физический труд. Следовательно, совковая лопата – рабочий инструмент.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.