В.1. Структура и компетенция высших органов государственной власти и управления в 50-е – 80-е годы. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

В.1. Структура и компетенция высших органов государственной власти и управления в 50-е – 80-е годы.

2017-05-20 349
В.1. Структура и компетенция высших органов государственной власти и управления в 50-е – 80-е годы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

14-25 февраля 1956 г. проходил ХХ съезд КПСС, который принял несколько важных решений: «О культе личности и его результатах», «Теории мирного сосуществования государств с различным общественным строем», «Решения о недопущении мировой войны», утвержден 5 летний план, принято решение о расширении прав союзных республик.

Реформы 1953-1964 гг. были направлены на совершенствование госвласти, которые связывались с демократизацией советской системы власти и укрепления норм партийной жизни. Второе направление реформ: совершенствование системы управления экономикой. Происходит замена отраслевого принципа управления территориальным. В мае 1955г. Совмин СССР принимает закон об изменении порядка планирования и финансирования хозяйств союзных республик.

10 мая 1957 г. – закон о дальнейшем усовершенствовании органов управления промышленностью и строительством. Вместо министерств создаются Совнархозы (СНХ) по территориальному признаку. Территория БССР была включена в один СНХ, что привело к расширению самостоятельности в экономических вопросах. Председатель Совмина БССР был включен в Совмин СССР по должности, т.е. он становится полноправным членом правительства СССР.

29 августа 1957 г. БССР были переданы вопросы экономического и культурного строительства (разрешали оставить в бюджете республики часть продукции, выработанной сверх плана).

11 февраля 1957 г. – закон о повышении прав республик в издании кодексов, но в границах, обозначенных законодательством СССР. В 1959г. прошел 21 съезд КПСС, где объявлено о вступлении СССР в период развернутого строительства коммунизма.

В 1964 г. 22 съезд КПСС принял новую программу КПСС, в которой говорилось о построении коммунизма в течении жизни одного поколения, о преобразовании диктатуры пролетариата в общенародное государство с руководящей ролью КПСС.

1957 г. – создание СНК, 1962 г. – советы и исполкомы, а также райкомы партии делятся по производственному принципу: отдельно для промышленности и отдельно для сельского хозяйства. Такое деление просуществовало до 1964 г.

В октябре 1964 г. Хрущев был освобожден от должности 1 секретаря ЦК КПСС и от должности председателя Совмина. Им становится Косыгин. Восстанавливается прежняя структура власти и государственного управления. Восстанавливается отраслевая система управления, ликвидируются СНХ.

На должность Первого секретаря ЦК КПСС был избран Л. Брежнев, позже в 1966 г. он же был избран Генеральным секретарем ЦК КПСС, а в 1977 г. одновременно становиться и Председателем Верховного Совета СССР, тем самым сконцентрировав в своих руках 2 высшие должности в руководстве партией и государством. Передача всех государсвтенно-властных полномочий Л. Брежневу произошла сама собой, и шла одновременно с усилением административно-командной системы. Партийные комитеты, в соответствии со своей многоступенчатой номенклатурой, подчинили себе Советы - от Верховного до сельских, все государственный распорядительно-исполнительные органы страны, профсоюзные организации, комсомол, спортивные и другие общественные организации. Тем самым коммунистическая партия фактически перестала быть политической партией, преобразовавшись в государственно-сословную организацию на подобие средневековых конфессиональных учреждений.

Значительные изменения в структуре и компетенции государственных органов БССР произошли в 1964-1965 гг. Согласно с постановлением октябрьского Пленума ЦК КПСС (1964 г.) в Беларуси было упразднено деление областных Советов и их исполнительных комитетов по производственному принципу, были восстановлены единые областные и районные Советы и их исполкомы, а также единые обкомы и райкомы партии.

Высшим органом государственной власти в БССР продолжал считаться Верховный Совет БССР, который работал собираясь на сессии обычно 2 раза в год на 2-3 дня. Его постоянно действующим органом являлся Президиум Верховного Совета БССР и постоянные комиссии. Количество постоянных комиссий и количество депутатов, которые принимали участие в их работе, не менялись. Так, до 1956 г. Верховный Совет БССР создавал 4 комиссии: мандатную, законодательных предложений, бюджетную и по иностранным делам. На 3 и 4 сессиях Верховного Совета БССР IV созыва дополнительно были созданы еще 4 комиссии: по народному образованию и культурно-просветительской работе; по охране здоровья и социальном обеспечении; по жилищному строительству, коммунальному хозяйству и благоустройству; по сельскому хозяйству.В составе последующих Верховных Советов было создано уже 12 постоянных комиссий, в Верховном Совете VII созыва (1967 г.) - 15, в состав которых входило 269 депутатов из 421 избранного.

Верховный совет БССР до 1975 г. избирался на 4 года, а потому - на 5 лет. Выборы проходили до 1990 года по старым правилам, когда, по существу, не было из кого выбирать: на выборный округ назначался только один кандидат в депутаты. На выборы приходило почти 100% избирателей. На сессиях Верховного Совета все депутаты дружно голосовали за предложенные им законопроекты. За многие годы не было ни одного случая, чтобы депутаты Верховного Совета отклонили хотя бы один предложенный им законопроект. Это объясняется тем, что законопроекты готовились на основе общесоюзных законов, были обсуждены и утверждены ЦК КПБ. Анализ деятельности Верховного Совета БССР позволяет утверждать, что она носила формальный характер, все практические вопросы государственной жизни решались на съездах КПСС, съездах КПБ, пленумах ЦК КПСС, КПБ, партийными директивами и постановлениями.

Более важная роль в системе органов государственного управления отводилась Совету Министров республики, хотя он и должен был все важнейшие вопросы решать, согласовывая их с соответствующим отделом ЦК КПБ. Совет Министров БССР был высшим исполнительным органом государственной власти в республике. Он создавался Верховным Советом БССР на первой сессии каждого созыва. Но так только считалось по Конституции. На самом же деле члены правительства подбирались и утверждались на Бюро ЦК КПБ, а председатель Совета Министров утверждался ЦК КПСС. Поэтому утверждение состава Совета Министров Верховным Советом было также чисто формальным актом.

Совет Министров БССР в 70-е годы состоял из председателя Совета министров, первого заместителя и 5 просто заместителей, 28 министров, 12 сопредседателей Государственных комитетов Совета Министров БССР. В границах своих полномочий Совет Министров обеспечивал руководство народным хозяйством и социально-культурным строительством, развитием науки и техники, рациональное использование и охрану природных богатств, принимал необходимые меры по осуществлению общесоюзных мероприятий по укреплению денежной и кредитной системы, руководил деятельностью исполнительных комитетов местных Советов, осуществлял меры по обеспечению охраны прав и свобод граждан, руководил международными отношениями БССР с зарубежными государствами и т.д.

Таким образом, можно говорить, что в рассматриваемый период времени значительных изменений в организации и деятельности органов управления БССР не произошло. Те немногочисленные попытки демократизации общества в период «хрущевской оттепели» были сведены на нет (в частности были ликвидированы совнархозы), была вновь восстановлена командно-административная система управления СССР в целом, и БССР в частности.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.