Гаптизация и компенсация зрения — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Гаптизация и компенсация зрения

2021-06-02 83
Гаптизация и компенсация зрения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гаптизация (от греч. парто — касаться) — относительно новое понятие. Оно связано с теорией информации и информатикой, с одной стороны, с эргономикой и дизайном — с другой.

С точки зрения информатики мы можем определить гаптизацию как комплекс приемов, обеспечивающих оформление информации таким образом, чтобы она могла восприниматься с помощью осязания. Гаптизация представляет собой выражение информации с помощью нонвербальных, преимущественно рельефных и тифло-графических средств (форм). Гаптизация допускает и определенную степень использования вербальных и цифровых средств в форме сокращений, возможно заглавных слов и пояснений. Однако центр тяжести гаптизационных приемов приходится на наглядные формы сообщения, которые понятны и без широкого словесного описания.

С точки зрения эргономики и дизайна следует определять гаптизацию как комплекс принципов, правил и способов урегулирования различных сред, предметов, инструментов и игрушек таким образом, чтобы они по форме были приспособлены к основному органу осязательного восприятия (руке) и позволяли осуществлять контроль за манипулированием этими объектами с помощью осязания.

Гаптизация обеспечивает не только прямое познание среды, но и познание ее с помощью гаптизированных вспомогательных средств, гарантируя тем самым и действия в окружающей среде. Ее оптимизация содействует ускорению познавательных и рабочих процессов. Она может играть важную роль в деятельности операторов, водителей и лиц других профессий.

Сведения, полученные в рамках гаптизации, используют как тифлоинформатика, тифлография, тифлотехника и тифлоэргономика, так и информатика, эргономика и дизайн вообще. Поэтому значение гаптизации как части практической жизни людей, так и научной дисциплины растет.

При компоновании гаптизационного оформления информации следует иметь в виду следующие принципы:

принцип лаконичности — требует, чтобы принятое решение исключало детали объекта, недостаточные с точки зрения информации или функций;

принцип обобщения и унификации — требует, чтобы форма осязательного оформления была рационально обобщена. При использовании символов (условных обозначений) мы придерживаемся стандартно унифицированных условных обозначений. Если стандарт отсутствует, мы унифицируем условные обозначения хотя бы в данном решении;

принцип акцентирования основных средств раздражения органов чувств — требует подчеркивания (за счет увеличения размеров, формы, поверхностной структуры-текстуры, цвета) прежде всего тех деталей, которые имеют существенное значение для информации;

принцип самостоятельности — требует оформления относительно самостоятельных частей информации таким образом, чтобы они достаточно четко отделялись от остальных частей;

принцип подчеркивания структуры — требует, чтобы гаптическое оформление в достаточной мере выделяло узловые элементы и тем самым делало более наглядной структуру гаптизируемого объекта или информации;

принцип фазовости — требует, чтобы гаптизация информации о процессах в достаточной степени характеризовала сущность отдельных фаз или этапов процесса;

принцип использования обычных ассоциаций, стереотипов и мнемотехники — требует, чтобы гаптическое оформление использовало средства, которые устанавливают естественную связь между символом и действительностью или вызывают стереотипные и адекватные реакции на стимул, созданный использованным средством гаптизации.

Основные критерии оптимизации гаптического изображения информации обусловливаются ее эффективностью, которая проявляется:

в соразмерной скорости обработки информации;

в безошибочном понимании смысла (содержания) информации.

С эргономической точки зрения главным критерием гаптизации является возможность надежного манипулирования с гаптизируемым предметом. Поэтому оптимизация предполагает целесообразность, снижение избыточности и шума, т. е. препятствий в передаче и приеме информации.

Под соразмерной скоростью приема и обработки гаптической информации следует понимать скорость, существенно приближающуюся к получению и обработке зрительной и слуховой информации.

9

 Аналогично обстоит дело с критерием надежности гаптического оформления, которое должно быть безопасным, удобным и при манипуляциях сопоставимым с информацией, полученной с помощью зрения или слуха.

Все эти критерии предъявляют к гаптизации довольно высокие требования, так как осязание по сравнению со зрением и слухом в ряде важных показателей поставлено в невыгодное положение. Отход от указанных критериев недопустим, так как гаптизация обоснована лишь тогда, когда с ее помощью добиваются результатов, которые ставят ее использователя в более выгодное положение. Нельзя не учитывать тот факт, что гаптизация служит ли-Т1ам с нарушениями зрения и что ее конечной целью является интеграция. Правда и то, что гаптизация не единственное средство компенсации, что только объединение всех доступных средств позволит претворить в жизнь конечную цель реабилитации, т. е. интеграцию лиц с нарушениями зрения с нормально видящими людьми.

Гаптизация не является единственным средством решения информационного дефицита лиц с нарушениями зрения. Однако, наряду с визуализацией и аудиализацией, относится к главным средствам информации и во многих ситуациях занимает решающее положение. Степень ее значимости обусловливается:

видом и степенью нарушения зрения;

уровнем всестороннего развития личности;

степенью перегрузки и ограничения зрительной (визуализация) И слуховой (аудиализация) информации;

степенью шума в иных способах передачи информации.

Обобщение опыта и ряд исследований показывают, что, несмотря на свои невыгодные стороны, гаптизация в ряде информационных ситуаций является незаменимой.

Возможность прямого осязательного наблюдения (осмотра) реальных предметов многими авторами рассматривается как наиболее подходящий способ формирования представлений о внешней среде. Абсолютизация такого решения представляется вряд ли правильной, а в ряде случаев невозможной.

Там, где размеры предмета существенно приближаются к порогу чувствительности осязательного органа чувств, осязательный осмотр нецелесообразен. Там, где размеры предмета в несколько раз превышают границы осязательного поля обеих рук, осязательный осмотр крайне затруднен.

Чаще всего при осязательном познавании крупных объектов ограничиваются прямым ощупыванием некоторых деталей (двери, окна, ручки, перила), которые имеют значение для правильного использования объекта. Такие данные, как, например, высота или длина здания, узнаются не прямо, а при обходе здания, спуске по

10

лестнице и с помощью некоторых других технических средств. Барьеры осязательного восприятия требуют выбора в рамках гаптизации подходящих форм, которые позволили бы преодолевать трудности, вытекающие из контактности осязательного анализатора.

При гаптизации значительный акцент делается и на обработку деталей. Важную роль здесь играет поверхностная отделка, которая не должна шероховатостью неприятно воздействовать на осязание или скольжением вызывать чувство неуверенности.

Поверхностная отделка некоторых деталей по своей структуре (текстуре) должна быть контрастной, но не действующей отрицательно на осязательное восприятие и не повреждающей кожу осязательного органа. Много ценных сведений дает нам дизайнерство. Однако, к сожалению, и здесь часто преобладают элементы зрительные, не соответствующие гаптизации.

К рабочей области гаптизации относятся:

оптимизация пластическо-модельной формы информации;

оптимизация рельефной формы информации;

оптимизация тифлографической формы информации;

оптимизация рельефно-письменной формы информации.

Модель — это форма гаптизации, отображающая действительность в трех измерениях. Обычно она редуцирует некоторые признаки действительного объекта, например его размеры, красочность, поверхностную структуру, возможно, также и некоторые формы — детали. В прошлом существовала тенденция переоценивать эту форму информации без более глубокой проработки ее оптимизации. Факт, что пластическая модель менее всего абстрагируется от действительности, остается. Поэтому она является подходящей формой гаптизации для лиц с низкой способностью к абстракции и с высокой потребностью конкретизации представлений.

Рельеф — это форма гаптизации, которая путем пластического моделирования на поверхности наглядно изображает трехразмерный объект. Третий размер рельефа обычно весьма существенно редуцируется. По степени такой редукции различается рельеф высокий (горельеф) и рельеф низкий (барельеф).

Распределение рельефа между высоким и низким однозначно не определено. Оно в значительной мере зависит от соотношения высоты и поверхностного размера рельефа. В целом можно сказать, что в горельефе отношение высоты к ширине (или длине) составляет минимально 1: 4. При этом высота не должна снижаться ниже 2—3 мм. При высоте ниже указанной уже невозможно говорить о барельефной форме, особенно в связи с рельефами с большой поверхностью.

11

Рельеф может быть позитивным (выпуклым) или негативным (вогнутым). Относится к техническим средствам ваяния, литья, производства керамики и др. При определенных изменениях (главным образом изъятием визуализационных элементов, скульптурно-рельефных образований) рельеф преимущественно в форме горельефа хорошо доступен и понятен осязательному восприятию.

С точки зрения гаптической оптимизации нужно избегать визуализационных тенденций и уделять внимание также изображению фигуры в профиль, анфас или сверху. В деталях определенную роль играют и некоторые другие аспекты и закономерности гаптизации.

Низкий рельеф (монеты, медали и др.) своей моделяцией и параметрами доступен для осязательного восприятия, как правило, лишь глобально, но не в деталях. Также негативный рельеф различим в деталях только при его достаточной глубине.

В тифлологической практике рельеф не получил более широкого распространения главным образом из-за трудоемкости производства. Функции рельефа часто переоценивались. В ряде стран до сих пор термин “рельеф” неправильно используется для обозначения рельефно-графической (тифлографической) формы изображения. Рельеф представляет собой переходную форму между моделью и тифлографическим изображением, при соблюдении требований гаптической оптимизации может быть полезным средством компенсации зрения. С точки зрения тифлографического применения рельефа выдающихся результатов в прошлом добился Кунц. В настоящее время такая форма широко используется в нашей стране и в Германии.

Тифлографическая форма гаптизации изображает трехразмерный объект с помощью рельефных линий на двухразмерной поверхности (т. е. на подкладке для создания рельефного изображения). Третий размер рельефа редуцирован и модифицирован до такой степени, что речь уже идет не о скульптурной, а о графической или граверной технике. Позитивная рельефная линия более удобочитаема, чем негативная. В тифлографическом изображении речь может идти и о комбинировании рельефных поверхностей (слоев, плоскостей) с рельефными линиями. Тем самым тифлографическое изображение может приблизиться к низкому рельефу. Однако оно превосходит низкий рельеф выразительностью рисунка, а для нужд лиц с частичной потерей зрения может быть дополнено и контрастным цветным изображением.

Рельефный рисунок иногда недооценивают и отклоняют отчасти из-за более значительной степени абстракции (чем, например, в случае рельефа), отчасти из-за своей близости к зрительным

12

формам выражения информации. Однако практика позволила обнаружить ряд его преимуществ в сравнении с рельефом.

Сложность тифлографики зависит от ее оптимизации и стандартизации, с одной стороны, и от целенаправленного обучения и приобретения практического опыта — с другой.

Алфавитные и цифровые формы гаптизации нашли свое выражение в различных типах рельефного письма. Из них широко применяется главным образом рельефно-точечное письмо Л. Брайля. Оптимизацией рельефно-точечного письма занимались и многие авторы. Рельефно-точечное письмо является важным средством тифлоинформации, однако лишь дополнительным средством гаптизации

Значительное разнообразие форм требует, чтобы гаптизация решала свои задачи гибко, с учетом следующих обстоятельств:

нужд и специфики познавательных возможностей получателя информации (включая возможности их развития путем обучения);

характера предмета информации (его существенных признаков и взаимосвязей с иными объектами);

эстетических требований к изображению информации;

технологических возможностей изображений информации.

Ясно, что гаптизация должна типологизировать свои формы, однако она не может исключить ни их модификации, ни индивидуального подхода.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.