Внешняя разведка и современность — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Внешняя разведка и современность

2021-06-02 34
Внешняя разведка и современность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

С точки зрения науки о разведке, внешняя разведка — это сложное оперативное, политическое и социально-психологическое. Будучи одним из проявлений политической борьбы, она, с одной стороны, есть противоборство российской разведки со спецслужбами противника, с другой — постоянный своеобразный психологический поединок российских разведчиков с иностранными объектами интереса разведки.

По своей роли в обществе, разведка — это необходимый механизм, решающий целый ряд важнейших государственных задач. Национальные интересы нашего государства, которые раньше очень часто отодвигались на задний план перед идеологическими, теперь стали первостепенными по своей значимости, вышли на авансцену.

Теперь наряду с патриотизмом как основным фактором, стимулом деятельности разведчика выдвигается, вместо прежней идеологической, политическая необходимость отстаивания интересов и позиций самостоятельной великой державы на международном поприще (Труд. 1991, 15 октября).

Внешняя разведка, не отказываясь в современных условиях смягчения международной напряженности от обеспечения российских национальных интересов, предложила всем специальным службам сотрудничество по тем вопросам, которые представляют обоюдный интерес или общую опасность: борьба с распространением оружия массового уничтожения, международным терроризмом и организованной преступностью, а также обмен информацией о ситуациях в горячих точках мира.

Россия, выйдя из серьезных недавних перемен в международном положении, сохранила статус отнюдь не какой-то побежденной стороны с ограниченным суверенитетом, а великого государства, супердержавы — Советского Союза, который являлся одним из ведущих участников и гарантом многих международных соглашений, определяющих сегодня лик Европы и мира (Сегодня. 1994, 22 июня).

Национальные интересы России, с одной стороны, как европейского государства, требуют приобщения ее к Европе и ее делам. С другой — как азиатского, жизненные интересы которого требуют теснейшего сотрудничества со среднеазиатскими государствами, возникшими из СССР, и с капиталистическими странами Азии, в первую очередь Китаем и Японией.

Однако вопрос принадлежности России к Европе определенные круги как в самой Европе, так и в Америке пытаются ставить под сомнение. Даже бывший президент Франции Ф. Миттеран предпочитал не рассматривать Россию как европейскую державу, не говоря уже о враждебных антироссийских силах в странах Восточной Европы, в том числе о Лехе Валенсе, занимающем теперь, после поражения на выборах, все более резко антироссийские позиции.

А вот федеральный канцлер ФРГ Г. Коль и его страна, играющая в Европе ведущую роль, твердо высказывается за приобщение России к Европе. Думаю, что это не случайно. В позиции Коля видна обоснованная заинтересованность Германии в союзе с Россией. Ведь война и поражение в ней как раз от России многому научили немцев. Экономическое и политическое сотрудничество России с Германией, очевидно, взаимовыгодно. Необходимо, однако, учитывать некоторые устремления Германии, требующие контроля и соответствующего твердого отпора. Так, например, Коль является одним из активных европейских сторонников продвижения НАТО на восток, несмотря на возражения России (За рубежом. № 27. 1994, июнь).

В этой связи хочу высказать свою оценку того, как решалась судьба ГДР, иначе, чем «предательством века», назвать это не могу.

Судьба ГДР и вся проблема германского урегулирования была решена советским руководством в лице М. Горбачева и Э. Шеварднадзе, можно сказать, самым предательским образом по отношению к интересам нашего народа. При этом проблема НАТО для России была дополнительно усложнена легкомысленной позицией Горбачева в 1990 году при переговорах с западными руководителями, прежде всего с президентом США Бушем. Тогда, даже после первых капитулянтских шагов, у Горбачева и Шеварднадзе бьша возможность притормозить процесс и вести солидный торг как по вопросу участия объединенной Германии в НАТО, так и по вопросу материального возмещения за потерю стратегических, политических и экономических позиций СССР, добытых ценой огромных жертв со стороны нашего народа в войне с Германией.

Как свидетельствует в своих мемуарах бывший посол СССР в ФРГ Ю. Квицинский, московские руководители не имели определенной позиции по вопросу о германском урегулировании даже в середине 1990 года, когда этот вопрос решался. А вот американский президент Буш, напротив, уже в конце 1988 года лично наставляя посла США В. Уолтера, подчеркивал, что наступает решительное время, в ФРГ будет поставлено на карту все. Действительно, союзники бились за то, чтобы новая, объединенная Германия была сразу же включена в НАТО, несмотря на упорное сопротивление с нашей стороны сделать ее нейтральной.

Горбачев же с Шеварднадзе даже не попытались получить что-либо серьезное за такую уступку, не говоря уже о том, что естественно было оговорить и закрепить в документах ограничение роли Германии в НАТО. Вместо этого Горбачев простым кивком головы не только дал согласие, а, по существу, безоговорочно аннулировал итоги Великой Отечественной войны, закрепленные в Потсдамском договоре.

Вот как повествует об этом американский журналист К. Уолш: «В июне 1990 года во время визита Горбачева в США за чашкой чая в кабинете президента Буша в присутствии советников обоих президентов и глав дипломатических посольств советский лидер заявил как бы мимоходом, что согласен признать членство объединенной Германии в НАТО, если этого захочет немецкий народ. Присутствующие были потрясены». Уолш отмечает, что Буш даже попросил Горбачева повторить то, что он сказал. После этого остальное было делом техники, закрепившей полную капитуляцию, полный отказ от потсдамских соглашений, от наших прав и ответственности в отношении Германии. В сентябре 1990 года в Москве был подписан договор об урегулировании отношений с Германией, а в октябре того же года состоялся торжественный акт ликвидации ГДР, а по существу, позорный акт сдачи ГДР.

В результате в новой ситуации, сложившейся вследствие безответственной политики Горбачева и развала Союза ССР, перед Россией возникло много сложных проблем. Одна из них: вместо определенных разумных ограничений участия Германии в НАТО, Германия не только превратилась в одного из новых полноправных участников этого блока, но еще и стала активным адвокатом продвижения НАТО на восток. Не случись этого «предательства века», Германия едва ли была бы теперь таким громогласным глашатаем за продвижение НАТО к российским границам (Сегодня. 1994, 15 июля).

Попытки отчуждения России от Европы, с использованием для этого и НАТО, явно преследуют так близкие устремлениям США цели сохранить за ней положение практически колониальное. При этом навязать России роль участника стабилизации Европы, как это случилось в Югославии, но не на равных и тем более не первых ролях, а на подхвате у НАТО, по указке американцев (Сегодня. 1994, 9 апреля).

Другим, помимо отношением к НАТО, противоречием с Западом на современном этапе являются отношения России со странами СНГ. Запад и, естественно, его спецслужбы стремятся пугать эти государства угрозой имперских намерений России, инспирируя там националистические настроения, прельщая богатыми посулами (Сегодня. 1994, 20 сентября).

Запад явно стремится, используя все возможные каналы, в том числе и международные институты — ЕС, МВФ, НАТО, не допустить полного российского доминирования в ближнем зарубежье, а сам добивается ощутимых экономических и иных выгод от эксплуатации огромных природных богатств этих регионов бывшего Советского Союза (Сегодня. 1994, 4 ноября).

В своих проектах восточной политики Запад преследует вполне конкретные цели: блокировать и без того трудное движение стран СНГ навстречу друг другу; вероятным мотивом НАТО является отжим России от Европы, выталкивание ее из большой европейской политики, оттеснение России от развитого мира на Восток и Юг с тем, чтобы соблазнить ее идеями новых походов на Юг, где ее ожидают новые затяжные конфликты.

Возможно, НАТО имеет геополитическую цель в лице России поставить барьер перед исламским фактором в мировой политике.

На примере Афганистана, Таджикистана и Чечни можно предположить, что НАТО хотело бы противопоставить «волны нестабильности» постсоциалистического пространства и мусульманского мира» (Известия, 1996, 4 июня). Эта оценка нашего историка представляется мне реальной. Исходя из временного периода без конфронтаций мирового значения, который можно прогнозировать на 15–20 лет — конец XX века и начало будущего тысячелетия, — внешней разведке предстоит решать, по моим предположениям, не менее сложные проблемы, чем те, с которыми пришлось иметь дело в годы «холодной войны».

Учитывая быстрое технологическое развитие, особенно в области информации, можно понять, что многие задачи нынешних «близких боев» уступают место «дальнему бою». Во всяком случае, это ожидает наши вооруженные силы и, в известном плане, экономику, все более связываемую с технологическим процессом.

Не обойдет это «информационное» насыщение будущее жизни на планете на всех ее уровнях разведывательной службы (Красная звезда. 1995, 23 декабря).

Но пока внешняя разведка должна решать те важнейшие задачи, которые уже сформулировала ей жизнь: обеспечение безопасности страны.

Россия, являясь одним из крупнейших государств мира, неизбежно связана со всеми уровнями безопасности: международным, региональным и национальным.

Независимо от уровня безопасности, все они должны преследовать цель «обеспечить жизненно важные интересы России, ее независимость, территориальную целостность, политическую стабильность, возможность устойчивого социальноэкономического развития общества».

В области политической безопасности задача состоит в «создании условий, в глобальном, региональном и внутреннем масштабах, обеспечивающих мирное развитие РФ». Одним из центральных моментов этого вида безопасности является «оценка и прогноз существующих и потенциальных угроз национальным интересам государства».

«Экономическая безопасность государства заключает в себе способность экономики страны обеспечить» все потребности как при мирном развитии страны, так и на случай войны.

«Военная безопасность как одна из составляющих безопасности страны остается важнейшей на ближайшие годы и более отдаленную перспективу».

Наконец, «экологическая безопасность среды обитания как один из элементов безопасности страны приобретает в современных условиях все большее и большее значение». Она стала сопоставимой с военной (Российские вести. № 25. 1992, 2 июля).

Указанные элементы безопасности формируют конкретные задачи внешней разведки в области борьбы с терроризмом.

За последние годы терроризм превратился в реальную угрозу безопасности на всех ее уровнях для большинства стран мира. Это потребовало не только объединения усилий спецслужб, но общего единого антитеррористического фронта основных государств мира, являющихся объектами террора.

В этом плане в феврале 1995 года эксперты по борьбе с терроризмом из десяти европейских стран собрались в Париже для обсуждения путей противодействия исламской террористической угрозе.

В декабре того же года в Канаде состоялось совещание руководителей внешнеполитических ведомств, правоохранительных органов и спецслужб семи ведущих стран Запада и России по вопросам борьбы с терроризмом. В начале 1996 года в Египте прошла международная встреча по борьбе с терроризмом.

Наконец, в июле 1996 года состоялась конференция «восьмерки» по борьбе с терроризмом, которая прошла за закрытыми дверями во французской столице с участием министров иностранных дел и глав ведомств, ответственных за безопасность.

Эта проблема фигурирует во всех соглашениях внешней разведки о партнерстве с иностранными разведками.

В связи с проблемой международного терроризма мне хочется обратить внимание на два важных момента.

Запад, и ЦРУ в частности, все более активно выступая за объединение усилий в борьбе с этим злом, однако избегает откровенно вскрывать причины бурного роста исламского терроризма и остается пассивным, имея возможности к тому, чтобы воспрепятствовать в ряде регионов его развитию.

Я уже упоминал в этой связи Афганистан и действия там ЦРУ, которые приводят к выступлениям террористов, подготовленных этим ведомством для борьбы с СССР, теперь против самих США. Известно, что базой для этой деятельности ЦРУ в годы афганской войны являлся Пакистан. Сейчас в этой стране развернута широкая сеть лагерей и школ по подготовке исламских террористов. Правда, пока они не нацеливаются на западные государства и готовятся к священной войне «джихад», под знаменем ислама в Индии, Афганистане и на Филиппинах, но, как уже показал опыт Афганистана, были бы подготовлены кадры фанатиков-террористов, направить их не трудно против любого народа немусульманской веры. Вот и в Боснии и Чечне появились такие иностранные моджахеды.

Не пора ли давнишнему союзнику Пакистана — США — проявить инициативу и выступить на международной арене с осуждением опасной практики и потребовать закрыть «кузницу кадров террористов» (Красная звезда. 1966, 22 февраля).

Второй момент связан с книгой «Внутренняя война» под редакцией Г. Экштейна, в которой рассматриваются проблемы терроризма и подход к их решению (Внутренняя война. Нью-Йорк, Фри Пресс оф Гленко, 1964).

Мне представляются интересными для учета при организации разведывательных операций по борьбе с терроризмом следующие тезисы авторов этого сборника:

1. Объектами террора являются лица или группы лиц, представляющие максимум символичной ценности.

2. Проведением террористических актов террористы стремятся разрушить внутренние связи общества, добиться дестабилизации ситуации, чтобы индивиды чувствовали себя одинокими, незащищенными, а руководители оказывались дезориентированными и неспособными управлять положением.

3. Террор — наиболее экономичное средство борьбы с точки зрения сил, времени и материальных затрат.

4. Терроризм — показатель слабости, а не силы террористов.

5. В борьбе с терроризмом наиболее эффективным средством является агентурное проникновение.

6. Возможности террористических потрясений существуют в каждом обществе, ибо конфликт и потенциальное напряжение являются элементарными компонентами социальной структуры.

Эти выводы автора являются поразительно актуальными для нашего времени, хотя они сделаны более 30 лет тому назад.

Особенно хочется обратить внимание на агентурные проникновения как наиболее действенное средство борьбы с терроризмом; нельзя исключать и возможностей операций безагентурного ТФП в руководящие центры террористических группировок, в частности, исламских фундаменталистов и их учебно-тренировочных баз.

Подтверждением стремления террористов ко все более значимым актам в международном плане являются их действия, направленные не только против отдельных национальных институтов, но и по международным организациям. Так, в 1996 году были зафиксированы случаи террористических актов против ООН, куда было направлено несколько почтовых отправлений с заложенными в них взрывными устройствами. О том же свидетельствует захват заложников в японском посольстве в Перу, затронувший интересы многих государств, безопасность чьих послов и видных дипломатов оказалась под угрозой.

Кстати, интересно утверждение бразильского журнала «Исту а Синьор» о том, что ЦРУ инспирировало нападение боевиков на резиденцию японского посла в Лиме и захват заложников с целью показать Токио, что власти Перу не контролируют обстановку внутри страны, что с ними не стоит иметь никаких серьезных дел. Журнал не исключает и того, что американцы этой акцией хотели бы спровоцировать падение правительства Фухимори. Вашингтону не нравится его независимая политика.

В связи с укреплением роли ООН в мире, она будет становиться, как считают специалисты по борьбе с террором, все более лакомым куском для проведения акций с громким международным звучанием.

Поэтому предпринимаются усилия, направленные на создание в Секретариате ООН специальной службы, ведающей контрразведывательным обеспечением деятельности этой организации. Однако, хотя о намерении создать «разведслужбу ООН» было объявлено еще в 1993 году, ocoбыx успехов пока не заметно (Новости разведки и контрразведки. 1997, № 6).

Таким образом, в области взаимодействия внешней разведки с западными спецслужбами по борьбе с терроризмом нельзя забывать, что Запад в недалеком прошлом воспринимал эту проблему своеобразно — как угрозу только для себя, а что касается СССР, то не только был не против террора, но и сам использовал террористов и террористические школы в борьбе против нас. Нельзя поэтому полностью исключать, что ЦРУ и другие западные спецслужбы не будут прибегать к этим методам или потворствовать им в достижении антироссийских целей. Например, в Боснийском кризисе и в Чечне (Нью-Йорк Таймс. 1993, май).

Исходя из реалий сегодняшнего дня, перед внешней разведкой стоит серьезная задача усилить внимание к угрозе исламского фундаментализма, разоблачать роль отдельных исламских государств, например, Пакистана, как базу подготовки исламских фанатиков, мобилизовать совместные усилия иностранных спецслужб (ЦРУ, СИС, спецслужб Индии), требуя от них воздействовать в этом направлении на Турцию, Иран, Саудовскую Аравию.

В области обеспечения политической безопасности России перед внешней разведкой стоят задачи тщательно следить за деятельностью внешних сил, пытающихся углублять или просто сыграть на слабостях самой России, ее разногласиях с другими государствами СНГ. Приоритетная задача в настоящий период: нейтрализация усилий, предпринимаемых Западом с целью сорвать центростремительные тенденции как в России, так и в других странах СНГ. Постоянной обязанностью внешней разведки является задача помогать в проведении активной внешней политики.

В этой связи хочу напомнить о некоторых враждебных планах и мероприятиях Запада, которые могут продолжаться и в современных условиях.

Еще в пятидесятые годы британская СИС разработала долговременный план дезинформации, направленный на использование слабостей и трений в высших сферах руководства советского блока путем применения всех возможностей, имеющихся в распоряжении британского правительства. План под кодовым названием «Лиотэ» был утвержден приказом от 18 августа 1954 года.

Возникает вопрос: сейчас, когда прошлые отношения как будто бы канули в Лету и резко потеплели, изменилась ли в такой же степени деятельность британских и других западных спецслужб? Можно ли считать операцию «Лиотэ» фактом истории или она до сих пор остается действующей операцией СИС?

Сведения о деятельности британской разведки и некоторые факты последнего времени заставляют сомневаться в том, что ее сдали в архив. Эти сомнения, в частности, находят подтверждение в последнем разоблачении английского шпиона в 1996 году, положение которого и задания ему СИС перекликаются с целями «Лиотэ» (Правда. 1996, 16 января).

Задаче укрепления политической безопасности России соответствуют и стратегические цели внешней разведки, направленные на выявление слабостей в рядах противника, использование внутренних противоречий у него, на мобилизацию противодействия политике иностранных государств, наносящей ущерб национальным интересам России.

Выход на позиции партнерства с Западом ставит новую задачу: интересы безопасности государства требуют точного знания намерений новых партнеров, умения предсказать их действия и поступки (Новости разведки и контрразведки. 1995, № 21–22).

Так, например, заинтересованность западных монополистов в создании внутренних трудностей в России с тем, чтобы иметь более свободные руки в СНГ, демонстрируется на их отношении к Чечне. В середине 1996 года американский конгресс по инициативе сенатора Джесси Холмса принял поправку к законопроекту об иностранной помощи, которая увязывает оказание помощи России с ситуацией в Чечне, возлагая ответственность за положение там на российские власти (Известия. 1996, 3 августа).

Бывший президент Польши Л. Валенса, полагаю, не без подсказки своих американских патронов, обратился как лауреат Нобелевской премии ко всем лауреатам этой награды с призывом остановить «преступный геноцид», осуществляемый российским правительством, которому, по мнению Валенсы, нет места «на скамье цивилизованных наций».

Вот и явные действия в поддержку чеченским бандитским группировкам. Не случайно с этими акциями грубого вмешательства во внутренние дела России совпало резкое обострение ситуации в Чечне.

О том, что Запад и его спецслужбы не чурались поддержки преступных элементов, говорят примеры прошлого. Об этом напоминает сообщение агентства Ассошиэйтед Пресс в декабре 1994 г. «Говорят, наступит такое время, когда национальные интересы Америки самым серьезным образом начнут сталкиваться с интересами России или Китая, и тогда у некоторых деятелей в нашем правительстве может возникнуть искушение вступить в союз с организованной преступностью в этих странах, как сделали их предшественники в отношении сицилианской мафии в 40-х годах», — заявил сотрудник института стратегических исследований при Университете национальной обороны Брайн Салливан (За рубежом. 1994, 23 декабря).

Напоминаю, что, готовясь к вторжению в Италию В 1943 году, морская разведка США установила контакты с могущественной преступной организацией в Сицилии, в том числе с американскими преступниками итальянского происхождения, ранее высланными из США.

Вот и можно предвидеть такую же роль русской мафии в Соединенных Штатах, при возможном обращении к ее помощи ЦРУ. А сегодня ту же коварную роль для Запада играют чеченские и помогающие им исламские террористы.

В области военной безопасности современная ситуация в мире ставит перед российскими разведслужбами задачи отслеживать вероятность выхода бывших участников «холодной войны» на новые, дестабилизирующие системы вооружений, а также, в перспективе, пополнение рядов ядерных держав. Эти задачи, являясь приоритетными для военной разведки — ГРУ, являются важными постоянными задачами и внешней разведки. В области обеспечения как военной, так и, в не меньшей мере, на мой взгляд, экономической безопасности ставится задача наблюдать за развитием, возникающими новыми возможностями и угрозами со стороны электронных средств решения хозяйственных и оборонных проблем и реально вырисовывающейся сейчас угрозой воздействия информационными средствами на людей и их деятельность, включая и в процессе военных действий.

С учетом происшедшей технической революции в области электронной информации возникают серьезные проблемы национальной безопасности от угрозы информационных войн.

Перед внешней разведкой встает, очевидно, задача детального разведывательного изучения проблем, касающихся информационного оружия и информационной войны. В этом плане необходимо добывать прежде всего «количественную, качественную и психологическую» оценку информационного оружия, а также конкретную информацию о том, что делается в этом плане в странах с наиболее развитой информационной инфраструктурой — США, Англии, Японии. Разведка должна помогать внутренним структурам, занимающимся защитой информационных коммуникаций, в «поиске и устранении дыр безопасности и диверсионных программных закладок». При этом следует иметь в виду, что система Интернет может служить потенциальному агрессору как легальное средство для решения задач, предназначенных для информационного оружия (Новости разведки и контрразведки. 1996, № 2).

Среди задач внешней разведки на современном этапе пока не видно раздела о быстро набирающей развитие области электронной разведки (ЭР), по крайней мере у нас об этом не говорят. В то же время военно-политическое руководство США оценивает информацию как стратегический ресурс и постоянно увеличивает ассигнования на развитие и совершенствование современных технологий в этой области. Если в 1980 году ими было истрачено на это 8 миллиардов долларов, то в 1994 году уже 24 миллиарда, причем эти ассигнования заняли первое место в военном бюджете, опередив ракетно-ядерные и космические программы (Красная звезда. 1995, 8 декабря).

Полагаю, что эта область должна интересовать внешнюю разведку с двух позиций: оборонной и наступательной.

В области оборонной реально встанет вопрос о задаче защиты российских коммуникаций, особенно выходящих за национальные границы. Здесь, помимо чисто защитных мер, все острее обозначаются проблемы угрозы использования современных средств ЭР для ТФП иностранных спецслужб в различные российские объекты, с одной стороны, и, с другой, использование этих средств иностранными разведками для передачи разведывательной информации, добываемой западной агентурой в России.

Что касается наступательных возможностей для внешней разведки по линии ЭР, то здесь открываются новые, неограниченные возможности получения разведывательной информации, а также использования средств ЭР для связи с агентами и разведчиками-нелегалами, находящимися на Западе, и передачи ими информации непосредственно в Москву.

Для иллюстрации один пример.

В 1994–1995 годах в США была проверена безопасность 757 военных информационных систем, умышленно допустив к ним так называемых хакеров — компьютерных разбойников.

Результат был ошеломляющим: хакерам удалось проникнуть в 362 системы. В 266 случаях они получили полный контроль над компьютерами. Причем только 117 из 362 проникновении были обнаружены (Красная звезда. 1996, 15 июня). И это при том, что в США уже действует свыше 500 законодательных актов по защите иформации и компьютерному праву (Известия. 1991, 26 марта).

Практика похищения секретной информации из компьютерных сетей зафиксирована уже давно. Еще в 1976 году федеральная прокуратура Германии обвинила двух немцев в краже детального описания новейшего в те времена истребителя-бомбардировщика «Торнадо» из компьютера производителя самолета концерна «Мессершмитт-Бельков-Блом».

В марте 1989 года в ФРГ была раскрыта группа немецких хакеров, которые регулярно проникали в вычислительные центры стратегических объектов США и некоторых европейских стран (Известия. 1995, 24 августа).

Совсем недавно, в сентябре 1995 года, в Лондоне началось слушание дела русского хакера Вл. Левина, компьютерщика из Санкт-Петербурга, сумевшего, действуя из России, ограбить «Ситибанк» при посредстве компьютерного проникновения в сильно защищенную сеть этого банка. Опыт этого дела свидетельствует об относительной легкости проникновения в самые защищенные компьютерные сети.

Всемирное развитие сети Интернет позволяет использовать ее для анонимной связи, исключающей определение «авторов» сообщений, то есть для разведывательных целей и в этом плане.

В августе 1995 г. компания «Майкрософт» выпустила на рынок операционную систему Windows-95, позволяющую работать на компьютерах с операционной системой Windows-95 «любой домохозяйке», любому, не обременному техническими познаниями человеку (Известия. 1995, 24 августа).

Уже в 1991 году АНБ готовилось переключить свою глобальную сеть ЭР на решение новых задач, в том числе на сбор сведений о мировой торговле и финансовых операциях. Об этом тогда писала газета «Нью-Йорк Таймс». То есть для такого важного направления деятельности, как научно-техническая разведка, злободневным является проведение ЭР всеми возможными средствами, содействуя таким образом повышению оборонного потенциала и ускорению социально-экономического развития России, то есть обеспечению экономической безопасности страны (Лидерс. Нью-Йорк. 1991, декабрь).

Задачи обеспечения экономической безопасности для внешней разведки вытекают сегодня из современной ситуации, при которой столкновение интересов на международной арене все больше выливается в борьбу за экономические и коммерческие выгоды, за получение контрактов, большую долю в экспортной торговле и на рынках. Усиливаются попытки выкрадывания друг у друга секретов высокой технологии и экономических тайн. Следовательно, возрастает роль научно-технической разведки.

Наконец, в аспекте обеспечения экологической безопасности, вышедшем по значению на уровень военной безопасности, получение секретной экологической информации для властных структур страны — одна из новых важных задач внешней разведки, которая определена в «Законе о разведке». Обмен такой информацией налаживается не только с ЦРУ, но и со спецслужбами других стран Запада, Среднего и Ближнего Востока и даже Африки. Но и это только начало, предстоит большая работа по освоению и развитию этого направления разведывательной работы. В этих целях внешняя разведка создает группу экспертов-экологов, которым предстоит налаживать сотрудничество со своими иностранными коллегами (Известия. 1993, 30 октября).

Посмотрим теперь, каково же положение самой внешней разведки?

С учетом происшедших в мире перемен, внешняя разведка отказалась от ведения разведки в глобальном масштабе и руководствуется принципом «разумной достаточности». Были проведены организационные изменения в ее структуре и сокращены на 30–40 процентов штаты центрального аппарата и зарубежных представительств. Однако, как мне представляется, это сокращение, особенно зарубежного аппарата, произошло, к сожалению, не только по соображениям достаточной целесообразности, но и под влиянием конъюнктурных факторов.

Западные спецслужбы после распада СССР и расформирования КГБ развернули шумную кампанию за резкое сокращение штатов внешней разведки, к которой присоединились и такие недальновидные и просто враждебные внешней разведке люди, как В. Бакатин, на волне перемен выскочивший на короткое время на руководящие позиции в КГБ, и такой же кратковременный министр иностранных дел, затем посол в Англии — Панкин. За свое короткое время властвования они преуспели навредить положению российских разведок.

В то же время западные спецслужбы и не собирались сокращать свои штаты.

Например, французская внешняя разведка — ГУВБ — уже в 1994 г. увеличила свои штаты на 400–500 сотрудников. При этом она исходила из перспективы создания общеевропейской разведки, проекты которой уже обсуждались с ее европейскими коллегами.

Политические деятели и правоохранные органы в странах Европейского Союза все более настойчиво добиваются создания европейской спецслужбы якобы для борьбы с уголовной преступностью, но ясно, что это только предлог для создания новой разведывательной службы, которая сможет объединить все разведки (Юропиан. 1994, декабрь).

Думаю, что внешней разведке следует считаться с перспективой появления новой мощной разведывательной службы, которая будет, без сомнения, действовать и вопреки интересам России, пока наша страна будет находиться вне европейского сообщества и НАТО. Об этом свидетельствует создание в 1994 году полиции Европы — Европола — с функциями европейской спецслужбы для обмена полицейской информацией между странами-членами ЕС о распространении наркотиков, о нелегальной иммиграции и контрабанде радиоактивных материалов. Проявляется явная тенденция превратить Европол в разведывательную службу (Сообщение агентства «Рейтер» из Гааги. 1995, 20 января, № 3). В этом случае эта организация, очевидно, станет объектом разведывательного интереса внешней разведки в интересах обеспечения политической безопасности России.

С 1990 года появились и другие направления разведывательной деятельности, такие, как обеспечение взаимодействия и взаимопомощи с молодыми разведками стран СНГ, проблемы партнерского сотрудничества с западными спецслужбами, усиление угрозы международного терроризма и исламского фундаментализма, требующие систематической разведывательной работы по линии организации ТФП в международные террористические организации. Все это неизбежно нуждается в новых кадрах, а следовательно, необходимо расширить штат внешней разведки.

И еще одно замечание. В связи с сообщением СМИ о закрытии в 1991 году 30 разведывательных пунктов и сокращении операций внешней разведки в большей части стран Африки, хотел бы напомнить, что французская разведка СДЕСЕ, как показано в главе XIII, наиболее успешно как раз действовала в этом регионе мира. Едва ли разумно отказываться от этой возможности внешней разведке.

Как говорил нынешний директор внешней разведки В. Трубников, внешнюю разведку удалось преобразовать из «вооруженного отряда партия» в мощный информационный центр, действующий на благо всей России. Едва ли целесообразно ослаблять мощность этого центра, особенно в современных условиях нерешенности многих международных проблем, таких, как взаимоотношения с НАТО, региональные конфликты, поиск «полей совпадения национальных интересов, исходя из того, что у нас нет ни постоянных союзников, ни постоянных противников» (Коммерсант. 1991, 25 ноября, № 46).

Если на протяжении своего существования, с момента организации в 1920 году и до 1990 года, движущей силой в деятельности внешней разведки, наряду с патриотизмом, являлась идеологическая убежденность разведчиков, то в условиях деполитизации на передний план выходят чувства долга и патриотизма. Действуют теперь и соображения политического характера, однако они изменились в своей основе: от коммунистической убежденности к общечеловеческим интересам сохранения мира, борьбы с ядерной опасностью, противодействия милитаристским устремлениям и стремлению создать противовес опасностям однополюсного мира. Естественно, этот переход, перестройка основополагающих установок в работе внешней разведки проходит не без потерь.

В этой связи, возвращаясь к проблеме «кротов» западных спецслужб, о которой я писал в главе VII, хочу подчеркнуть, что эта опасность является самой грозной, особенно сейчас, после того как период наибольшей неопределенности в нашей стране — последние шесть лет — сопровождался возросшим числом явных предательств, то есть получивших огласку измен во внешней разведке. Разумно полагать, что одновременно какое-то количество изменников согласились стать «кротами» западных спецслужб и остались неизвестными, неся самую опасную угрозу дальнейшей успешной деятельности внешней разведки.

Ведь не случайно газета «Вашингтон Пост» писала в связи с делом Эймса, что «если бы ФБР не получило информацию от агента в России, Олдрич Эймс до сих пор ставил бы свой «ягуар» на служебной стоянке ЦРУ». Сам Эймс, как утверждали СМИ США, боялся утечки информации о себе из Москвы. Вот этот страх и понуждал его выдать нам сведения о 36 разведчиках из Советского Союза и его союзников по ОВД, которые перешли на сторону США и стали их «кротами». Сам же Эймс стал жертвой 37-го, о котором он ничего не знал.

Сведения о российском разоблачителе Эймсе, якобы содержащиеся в 400-страничном секретном докладе генерального инспектора ЦРУ Ф. Хитца, остаются недоступными СМИ (Известия. 1994, 4 октября).

Полагаю, что сама волна предательств в 1990–1993 годы связана с тем, что образовался известный вакуум в связи с исчезновением идеологического фактора в работе разведчиков при наличии возросшей сложности с моральным обоснованием труда разведчиков. Нарушая чужие законы при выполнении своего служебного долга перед Отечеством, разведчик не имел никакой правовой базы на родине, закрепленной законодательно, что, естественно, создавало ситуацию его определенной бесправности.

Принятие в июне 1992 года российским парламентом «Закона о разведке», развитого и дополненного в новом «Законе о разведке», утвержденного президентом РФ в начале 1996 года, изменили эту ситуацию, придав большую уверенность российским разведчикам в том, что не только они, но и руководство внешней разведки и весь законодательный корпус страны несут ответственность за их деятельность. Как, между прочим, э<


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.