Дипломный проект и магистерская диссертация — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Дипломный проект и магистерская диссертация

2021-06-02 20
Дипломный проект и магистерская диссертация 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Андрей Викентьевич Коротков

На 100 баллов.Как написать и защитить отличную курсовую работу, дипломный проект или магистерскую диссертацию в гуманитарном университете

 

 

Наука начинается с тех пор, как начинают измерять

Д. А. Менделеев

 

Когда нет идей, слова приходят легко

И. Гете

 

Университет развивает все способности, в том числе – глупость

А. Чехов

 

Будь искренен, будь краток, садись

Ф. Д. Рузвельт

 

Гвозди, которые торчат, забивают

Плотник

 

Предисловие автора

 

Решение написать это практическое пособие появилось после того, как в течение последних лет я принимал участие в работе Государственных аттестационных комиссий факультета журналистики МГИМО(У) МИД РФ, Академии народного хозяйства при Правительстве РФ и Аттестационной комиссии Гренобльской школы бизнеса.

Дополнительный материал был собран в процессе научного руководства дипломными проектами и диссертациями, а также написания отзывов на кандидатские и докторские диссертации «чужих» выпускников. Я благодарен своим дипломникам и аспирантам за то, что все они защитили свои работы с максимально высокими баллами, побеждали на межвузовских конкурсах на лучшую дипломную работу. Признаюсь честно, я искренне радовался не только от конечного результата, но и от чтения с электронным карандашом их «версий 1.0; 1.1; 1.2» и т. д. Стиль, слог, подбор аргументации, выбор выигрышных слайдов подчас немало изумляли и веселили меня в процессе подготовки этих работ к защите. Но препятствия были преодолены, все завершалось, как часто бывает, к всеобщему удовольствию.

Существует точка зрения, что, несмотря на трудности с финансированием, российская наука продолжает оставаться на высоком мировом уровне. Уровень науки можно измерять разными инструментами и по разным методикам. Иногда при умножении литров на джоули получаются убедительные результаты. Убежден, что именно отличные дипломные работы – это хороший задел для будущих научных свершений, и от их уровня во многом будет зависеть уровень научного потенциала страны в XXI веке.

Языковые аспекты текста несущественны в сравнении с его содержанием и композицией, даже в том случае, когда речь идет о художественной прозе. Читаем у Пушкина: «Проза требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат».

Приобретенный опыт показывает, что почти все выпускники совершали «стандартные» ошибки, как в ходе написания работы, так и во время ее защиты. В основном, эти ошибки вели к непродуктивной трате времени; некоторые из них могли значительно ухудшить научную работу.

Самая типичная ошибка – попытка написать диплом последовательно – от первой страницы до последней. То есть, начать с введения, потом перейти к первой, второй главе и т. д. Такой подход к написанию возможен, если вы представляете себе мысленно весь план диссертации от начала до конца. Но формулировки вам надо будет оттачивать до момента сдачи диплома в переплет.

Существует три способа самостоятельно достичь нужного вам результата.

Экспромт – такой вид действий, при котором цель и способ ее достижения происходят одновременно (симультанно).

При импровизации – одновременность отсутствует, но существует последовательность действий, при которой цель определяется заранее, а практические шаги определяются в процессе достижения цели.

Третий путь – действия по плану. Цель и средства достижения определены заранее. Именно об этом говорил режиссер Рене Клер: «фильм готов – осталось его снять».

Пример из жизни. Вы ищете путь к цели в большом городе. Можно начать метаться из стороны в сторону: возможно, вы увидите знакомую улицу. Это экспромт. У вас в руках есть карта на незнакомом языке, вы знаете, где находитесь и представляете себе общее направление – это импровизация. И, наконец, вы отлично подготовились заранее, изучили маршрут – это действие по плану.

Есть четвертый путь – спросить о пути местного знатока или попросить его проводить вас. Угадайте с трех раз, кто выступает в роли вашего провожатого при написании диплома или диссертации? Если догадались, смело читайте этот текст дальше, возможно, вы даже и получите свой заветный документ об окончании вуза.

Подозреваю, что большинство из студентов, приступающих к написанию диплома или диссертации вряд ли в состоянии руководствоваться заранее выверенным планом – для большинства вас написание диплома будет первым опытом научного исследования.

Еще одна типичная ошибка – ошибка в презентации диплома. Такая ошибка перед Государственной аттестационной комиссией стоит подчас очень дорого – даже отличный диплом при плохом докладе может потерять треть баллов. Говорят, что в германском Генеральном штабе учили: «Не так важен исход сражения, как важен правильный доклад».

Имея дело с кибернетикой, я попытаюсь объяснить процесс написания диплома так, как сделал бы это, «объясняя» его компьютеру, то есть, максимально просто и кратко.

В работе над пособием я опирался на более значимые, но и значительно большие по объему работы У Эко и Ф.А. Кузина. Многие интересные наблюдения о мастерстве презентаций почерпнуты мной из материалов В. П. Короповской (см. Библиографию).

Накопив достаточное число сделанных студентами типичных ошибок и тупиковых решений, я предлагаю несколько простых алгоритмов написания диплома на 100 баллов.

 

Для чего, вообще в университете заниматься наукой, писать курсовую, диплом, диссертацию?

 

Самым эффективным способом вложить знания, полученные в университете, – создать старт‑ап, то есть новое предприятие, сулящее быструю финансовую отдачу. В условиях конкуренции такими успешными старт‑апами чаще всего становятся предприятия «новой экономики», использующие высокотехнологическую продукцию и технологии.

Исследовательский дух, царящий во многих университетах, дает впечатляющий коммерческий результат. Microsoft, Cisco, Dell, Google, Twitter. Facebook, Logitech, Yahoo! – порождения студенческого разума, созданные за незначительные стартовые капиталы. Первоначальными инвесторами этих проектов были родители и друзья, а не банкиры и нувориши. Первыми офисами будущих миллиардеров были отцовские гаражи и студенческие общежития. Университет – это то место, где занятие наукой может неплохо пополнить ваш увы! еще тощий кошелек.

 

Курсовая работа

 

Научная деятельность студента в стенах университета начинается с выполнения курсовых работ.

Курсовая работа требует освоения всех основных элементов научно‑исследовательской деятельности, которая, как мы уже с вами поняли, может вылиться в серьезное и доходное дело. Курсовая работа готовит студента к выполнению более сложных задач, в теме курсовой непременно заложена исследовательская проблема. Освоив методику написания курсовых работ, вы сможете перейти на уровень подготовки дипломного проекта и магистерской диссертации, любой другой научно‑исследовательской работе (НИР) или научно‑исследовательской и опытно‑конструкторской разработке (НИОКР). Выстроив свою образовательную стратегию, вы сможете из выполненных курсовых работ «сложить» диплом бакалавра. Если вы рациональны и бережливы, своим трудом уже на первом и втором курсе вы создаете большой практический задел и на две трети готовите диплом в ходе своего обучения. Уже в первом семестре попробуйте задать себе вопрос: о чем бы я хотел написать свой предполагаемый дипломный проект?

Например, вы любите рисковать или наблюдать за тем, как рискуют другие. Вы готовы экстраполировать приобретенный вами опыт на современную экономику или политику. Смело ищите в списках предлагаемых тем курсовых что‑то, связанное с этой проблемой. Спрашивайте совета у научных руководителей, преподавателей. Ответ наверняка будет где‑то рядом, найдутся профессора, готовые поддержать ваши научные устремления. Как минимум, вы прочитаете много интересной научной литературы и накопите библиографию. А в идеале в файлах и папках вашего компьютера накопятся главы будущего исследования или статьи для научного журнала.

Темы курсовых работ предлагаются и утверждаются кафедрами, там же разрабатываются методические указания по конкретным предметам. Допустима ли здесь «творческая самодеятельность широких студенческих масс»? Да, допустима. Вы вправе предложить собственную тему курсовой, если убедите научных сотрудников кафедры (или заведующего кафедрой) в целесообразности ее разработки. Методика разработки останется при этом прежней.

Настаивайте на публичной защите курсовых работ. Так вы получите навык публичных выступлений перед благожелательной аудиторией своих сокурсников и благосклонных профессоров. Они не поскупятся на аплодисменты, даже если ваши первые опыты будут скромны. «Не откладывайте на завтра то, что может вам пригодиться послезавтра!»

Объем курсовой работы может колебаться в пределах от 20 до 40 страниц. Статистику о тексте вам подскажет ваш компьютер. Курсовая работа не претендует на научную новизну. От вас обычно ждут умения сформулировать цели и задачи при изучении темы, а также обзора решения темы одним автором или группы исследователей. Предполагается также, что вы познакомитесь с основными публикациями на предложенную вам тему.

Помните, что лучшие дипломные работы почти во всех университетах вашими преподавателями будут выставляться на различные конкурсы, в том числе межвузовские и международные. Мал может быть ваш золотник, но очень дорог!

Введение и заключение – вы удивитесь – рекомендуется писать после того, как материал к основной части курсовой работы уже проработан. Дело в том, что введение – это очень важная часть исследования, в нем формулируется его актуальность, цель и задачи, которые требуется решить для достижения цели. Нужно быть тренированным в научных исследованиях человеком, чтобы написать работу от первой строчки до последней. Давайте рассмотрим структуру курсовой работы. В заключении вы сформулируете выводы из проведенного вами исследования.

Введение ориентирует потенциального читателя (это может быть не только ведущий преподаватель) в том, как вы предполагаете раскрыть тему.

Актуальность – обязательное требование к любому научному исследованию. Формулирование актуальности показывает, под каким углом автор собирается подойти к избранной им теме, как он ее понимает и оценивает с позиций своевременности и значимости для общества. Актуальность косвенно характеризует научную зрелость и профессиональную подготовку автора исследования.

Формулировки актуальности должны быть краткими и емкими.

Вслед за актуальностью вы сообщите городу и миру о том, какую большую подготовительную работу вы провели, а именно, сделаете письменный краткий обзор изученной вами литературы по теме. Этот обзор плавно подведет читателя к тому выводу, что выбранная вами тема еще до конца не изучена другими исследователями, либо изучена частично или в другом аспекте, в применении к другому объекту исследования.

Обзор литературы должен быть логичен. Вы должны продемонстрировать свое умение систематизировать источники по их значимости, критически оценить сделанное до вас другими исследователями. Наверняка вы найдете два‑три классических труда или монографии по теме, а также журнальные и другие публикации. Хронологический порядок в составлении обзора не приветствуется, здесь важнее показать логическую связь и последовательность, которую вы продемонстрируете в выборе источников. К источникам надо подходить без научного трепета. Вы вправе делать их критический разбор и, наконец‑то, в очередной раз «сбросить их с парохода современности». Это уже многие делали до вас и убедились, что классики, несмотря на дряхлость, до сих пор хорошо плавают и позволяют каждому новому поколению студентов в своих курсовых и дипломных проектах заново изобретать секс и новую экономику!

В обзоре литературы не увлекайтесь объемом. Предположим, что вы очень усидчивы и изучили горы литературы по теме. Не надо перечислять все прочитанное. Вас оценят по тому, как точно вы выбрали из первичной информации то, что касалось непосредственно узкой темы исследования. Обращайте внимание на самые свежие публикации, возможно, что над вашей актуальной темой именно сейчас работают коллеги – исследователи из других российских и зарубежных вузов. Будет обидно, если оценку вам снизят только из‑за того, что вы поленились лишний раз обратиться к интернету или библиотечному каталогу.

От формулировки проблемы, заявленной вами в актуальности исследования и доказательства того, что вы являетесь первопроходцем в узкой части обозначенной проблемы, можно переходить к формулировке цели и задан исследования.

При подготовке этого раздела не поленитесь посоветоваться с вашим научным руководителем. Должен сказать, что этот раздел всегда читается рецензентами с особой пристальностью и пристрастием. Если цель выбрана неточно, а решение задач (обычно 3–5) не ведут к достижению этой цели, работу можно считать проваленной.

Подробнее об этом будет написано в других разделах этого пособия.

Постановка задач обычно делается в форме перечисления, а описание их решения лягут в основу глав вашей исследовательской работы.

Ваша курсовая работы будет основана на подтверждении высказанных вами гипотез. Общую гипотезу можно конкретизировать несколькими дополнительными частными гипотезами. Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых вами явлений. Гипотезу невозможно доказать. Ее можно подтверждать до тех пор, пока один из исследователей не опровергнет ее. История науки знает много ошибочных гипотез, существовавших тысячелетия или столетия. Чего стоит геоцентрическая система мироздания или гипотеза о том, что бактерии ведут к заболеваниям? Сегодня мы значительно больше Птолемея знаем об устройстве Вселенной, знаем также, что бактерии вызывают только 5 % заболеваний, остальные – «на совести» вирусов. Многочисленными научными исследованиями и опытами студентов подтверждено, что прием внутрь некоторых бактерий, как и пива, бывает не только вредным, но и полезным.

Обязательным элементом введения является обозначение объекта и предмета исследования. Исследуя сходства и различия между объектами реальности, человек выделяет отдельные объекты, определяет их как предметы изучения. Выделенные из объективной реальности объекты становятся предметами деятельности человека, каждый из которых, в свою очередь, может стать предметом специфической области знаний.

Объект – это часть объективной реальности, которую вам предстоит выделить и изучать, а предмет исследования – это совокупность знаний об объекте и сам объект в процессе исследования. Предмет исследования – это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Предмет исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное.

Поясним на примере. Человек – объект исследования. Для психолога предмет – это поведение человека, для социолога предмет исследования – общественное поведение человека, для врача общей практики – физиологическое состояние.

Во введении вы также обязаны сделать ссылку на используемые методы исследования, о которых мы поговорим позже.

Компоновка курсовой работы должна выглядеть следующим образом:

1. Титульный лист

2. Содержание

3. Введение

4. Основная часть, состоящая из глав или параграфов

5. Заключение

6. Список использованной литературы

7. Приложения

Введение в курсовой работе – это обычно 3–4 страницы машинописного текста. Основная часть обычно состоит из 2–3 глав, которые, в случае необходимости, вы разделите на параграфы. Продумайте соразмерность структуры. Объем параграфа не может превосходить объем главы. Заголовки глав и параграфов должны быть лаконичны и соответствовать их содержанию.

Ваша главная задача при написании основной части курсовой работы – обобщение текстов и сведении, полученных вами из различных источников. Рекомендуется одну из глав посвятить описанию методик и техник конкретного авторского исследования. В отдельную главу выносятся тогда и сами результаты эмпирического исследования. Методики практических исследований зависят от предметной области, а специальные методические рекомендации по исполнению такого рода курсовых работ предоставляются ведущей кафедрой и научным руководителем. Обычно практическая часть курсовой работы невелика, но ее цель – научить вас практическим, эмпирическим, статистическим, аналитическим и другим методам конкретной науки.

Заключение содержит краткое изложение выводов по проведенному вами исследованию. Заключение обусловлено логикой вашей работы. Вы должны найти баланс между общей целью заявленного вами исследования и практическими результатами, полученными в его ходе.

Не забудьте указать, в чем заключался главный смысл проделанной вами работы, какие побочные и дополнительные результаты были вами получены, какие новые задачи встали перед вами в ходе исследования. Иногда полезно указать возможные пути продолжения исследования темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, сформулировать задачи для ваших последователей.

Список использованной литературы должен быть оформлен в соответствии с принятыми стандартами. Вы легко найдете их у университетской библиотеке. [8] Не вносите в список библиографии книги, с которыми вам не удалось познакомиться – можете нарваться на неприятный дополнительный вопрос при защите. Список источников для курсовой работы обычно колеблется от 15 до 20.

 

Выбор научного руководителя

 

Со всей возможной ответственностью отнеситесь к выбору научного руководителя вашего диплома или диссертации. В связи с переходом на Болонскую систему образования, когда студенту бакалавру за первые три‑четыре года образования нужно получить обзорные сведения по основным предметам, изучаемым в университетах, и при этом подчас думать о подработке «на пропитание», о глубоких знаниях в предметных областях говорить не приходится.

Сегодня принято оглядываться на зарубежный опыт. Во многих европейских университетах научной работой нескольких студентов руководит наставник – тьютор, который опекает их ежедневно, проверяет выполнение научных и учебных заданий, причем таких подопечных у каждого тьютора может быть только один или два за весь академический год. Группы в американских университетах малочисленны, состоят из 10–15 человек, а за обучение студенты или их родители платят столько (напомню, во много раз больше, чем в России), что студентам экономически выгодно использовать весь научный багаж своего научного руководителя, что они с удовольствием и делают.

Российская высшая школа до недавнего времени была поставлена в такие условия, когда большинству студентов скорее была нужна «корочка» об окончании вуза, а не схоластические знания, а преподаватели закрывали глаза на поверхностные знания студентов по экономическим причинам.

Сегодня ситуация меняется. В 2012 году в вузы по демографическим причинам придет в два раза меньше выпускников школ, чем в 2010: 700 тысяч вместо 1 млн 300 тысяч. За этой статистикой последуют изменения предпочтений в выборе вузов выпускниками и подборе студентов для вузов.

Сформировалась лидирующая двадцатка престижных вузов с высоким конкурсом хорошо подготовленных абитуриентов, и еще 80‑100 вузов, которые смогут экономически «свести концы с концами». Остальные будут обречены на прозябание. Ситуация может вернуться к временам середины прошлого века, когда только 20 % выпускников школ поступали в вузы, остальные шли за производство и возлагали надежды на профессиональное, а не универсальное образование.

В условиях медленного подъема уровня среднего образования после его обвальной деградации в течение нескольких десятилетий, сегодня трудно представить себе абитуриента гуманитарного вуза, выпускника провинциальной или даже столичной школы, учившего латынь, арамейский или древнегреческий, древнерусский или церковно‑славянский язык. В то же время универсальное образование мирового уровня в классической филологии, юриспруденции, философии, истории искусств без знаний древних языков весьма проблематично. Это первая ступень «разгонного блока» вашей мечты, которая может не сработать при образовательном старте.

На лекции перед профессором сидит от полусотни до нескольких сотен студентов. «Активистов», профессор запомнит в лицо, или, возможно, по фамилии. В эту же референтную группу, уверяю вас, попадут «выдающиеся» нарушители дисциплины, чьи знания будут «особо» проверены на экзамене. Если у профессора есть ассистент, младший преподаватель или аспиранты, которые ведут семинарские занятия, они расскажут профессору о своих «активистах». В результате в круге зрения преподавателей будет всего несколько десятков студентов, которых они и будут «обучать», к кому профессор будет обращаться с преподавательской кафедры в лекционном зале. Попасть в число «обучаемых» – вторая ступень этой условной ракеты.

В «активной» группе будет, в основном, коммуникабельная молодежь, выросшая в высокообразованной среде, посещавшая в своих городах выставки и концерты, бывавшая за границей, принимавшая участие в конференциях, предметных олимпиадах, фестивалях и конференциях. Остальным не так повезло со стартовой «питательной» средой, и годы студенчества для них – отличный шанс вырасти над своими менее любознательными сверстниками. Использование этого шанса – ваша третья ступень. Чем слабее был разгон на первом этапе, тем больше усилий вам придется приложить в стенах университета. Получение диплома – это промежуточная цель, на этом этапе ваше образование не кончается, сегодня оно продолжается всю жизнь.

Иногда тема будущей дипломной работы или диссертации всплывает сама из совокупности лекционных материалов и научных изысканий. Но, увы, скорее всего такая самостоятельность ведет к еще одному «изобретению велосипеда» (утешьте себя тем, что вы проскочите мимо изобретения вечного двигателя, что гораздо менее перспективно с точки зрения защиты).

Не мудрствуя лукаво, примите смелое решение, а именно, направляйтесь в деканат и на выпускающую кафедру. Там вам предложат список тем, которые интересны кафедре в текущем году. Позже с помощью научного руководителя вы сможете скорректировать тему в интересную для вас сторону.

Часто научный руководитель или кафедра будут стараться навязать вам тему. Отбивайтесь, если чувствуете свою силу, ведь вы собрались написать диплом на 100 баллов, а не отделаться от него любой ценой!

При выборе темы попробуйте последовать четырем советам, которые дает У. Эко:

1. Тема должна соответствовать склонностям конкретного студента, то есть служить продолжением сданных вами экзаменов, прочитанным по специальности книгам, а также вашей политической, идейной и духовной культуре.

2. Основные тексты должны быть достижимы, то есть физически вам доступны.

3. Основные тексты должны быть постижимы, то есть интеллектуально вам посильны.

4. Избранная методология должна реально соответствовать вашим реальным возможностям. [5]

Правильно выбирайте руководителя вашего диплома, настаивайте на том, что именно этот профессор или доцент наилучшим образом поможет вам раскрыть свой творческий потенциал. Озаботьтесь выбором научного руководителя пораньше, чтобы «не поспеть к шапочному разбору». К сожалению, мы сплошь и рядом сталкиваемся со случаями, когда преподаватель соглашается на научное руководство дипломом по дружбе, по тщеславию или по наплевательству, помощи дипломнику от такого руководителя ждать не приходится.

 

Тема

 

Подчас кажется, что самое главное – выбрать правильную тему диплома или диссертации. Тема диплома важна, но не является важнейшим приоритетом. Согласно выводам из закона Парето (найдите его в интернете), 20 % усилий дают 80 % результата, и дальнейшие улучшения, возможно, бесперспективны. В нашем практическом случае это означает следующее – нужно выбрать цель, выработать понимание того, о чем бы вы хотели написать свою работу, а название темы может прийти к вам в ходе самой работы. Более того, по согласованию с научным руководителем вплоть до определенного момента вы вправе корректировать тему диплома.

Например: я хочу написать работу о том, как изменились СМИ под воздействием интернета. Скорее всего, это слишком широкая тема, она «тянет» на многотомное исследование, возможно, на докторскую диссертацию.

Логика ваших действий должна быть такова:

Я выбираю тот объект, где у меня существует какой‑то «задел», например, я проходил практику в одной из газет, и знаю помимо родного, английский и немецкий языки.

Я иду в ближайшее хранилище информации (библиотеку, электронную библиотеку, она у вас спрятана в поисковой строке браузера) и ищу, что уже написано на эту тему.

Накладываем матрицу, и на точке пересечения получаем что‑нибудь вроде «Особенности выпуска интернет‑версий ежевечерних газет». Писать буду о «Московском комсомольце» и вечерних газетах Берлина и Лондона.

 

Обоснование актуальности

 

Дополнительные баллы за дипломную работу или магистерскую диссертацию вам зачислят за то, правильно ли вы сумели выбрать тему, правильно ли вы ее понимаете и оцениваете с точки зрения социальной значимости. Много слов для обоснования выбора и актуальности не нужно. На одной странице покажите суть проблемной ситуации. Что такое проблема?

Проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Проблема чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые не укладываются в рамки прежних теоретических представлений, и ни одна из существующих теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты.

Правильная постановка, формулировка новых проблем имеет не меньшее значение, чем их решение. «Задайте правильный вопрос, и, возможно, вы уже найдете половину ответа». В науке и в бизнесе принято считать, что сформулировать проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования. Если вам удается найти грань между знанием и незнанием о предмете исследования, то появляется возможность определить научную проблему и сформулировать ее суть.

Дипломная работа или магистерская диссертация – это начальные формы научных работ. Вы еще только учитесь проводить самостоятельные исследования, поэтому смело развивайте положения, выдвинутые той или иной научной школой. Темы таких исследований могут быть достаточно узкими, что отнюдь не умаляет их актуальности.

Цель подобных работ состоит в решении частных вопросов в рамках той или иной уже достаточно апробированной концепции.

В рамках ограниченного объема дипломной работы невозможно решать широко сформулированные задачи. Работы, посвященные широким темам, часто бывают поверхностными. Узкая же тема прорабатывается более глубоко и детально. Порой может показаться, что тема настолько узка, что и писать не о чем. Но по мере ознакомления с материалом это опасение исчезает, вам откроются такие стороны проблемы, о которых вы раньше и не подозревали.

Например, не стоит браться за тему «Восток и Запад в трудах современных политологов», но можно взяться за ту же тему, ограничив исследование одним автором.

 

Цели и задачи

 

Еще раз напомню, что начинать работу все же следует не с формулировки темы, а с определения цели исследования. Логика изложения материала выверена веками, она сложилась еще во времена научных диспутов времен Исаака Ньютона.

Если цель вами определена, можно переходить на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выяснить…, вывести соотношение и т. п.).

Формулировки задач исследования должны быть предельно точными, поскольку описание их решения составит содержание глав вашей работы. Это важно также и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Далее формулируются объект и предмет исследования. Напомню, что объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для вами изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на премет исследования и направлено основное ваше внимание, именно предмет определяет тему вашей работы.

Обратимся к методам исследования. Они послужат инструментом в отборе фактического материала, который ляжет в основу вашего исследования. Методам научного познания посвящен следующий раздел нашего пособия.

Описание процесса исследования – основная часть диплома или диссертационной работы, в которой вы раскроете методику и технику исследования с использованием логических законов и правил.

Заключительным этапом хода научного исследования являются выводы, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной вами работы.

Порядок работы над материалом целесообразно выстроить следующим образом: сначала план и библиография, потом первая и последующие главы, и, наконец, введение и заключение.

 

Подготовка презентации и публичная защита

 

Немало средних по классу дипломов и диссертаций было спасено на защите блестящими презентациями. Блестящую презентацию не создать на пустом месте. Пословицу «словам должно быть тесно, мыслям – просторно» никто не отменял. Ваш доклад должен длиться от 10 до 15 минут, и, в случае необходимости, содержать от 5 до 10 слайдов.

О чем должно быть выше выступление?

Вам нужно раскрыть существо, теоретическое и практическое значение проведенной вами работы.

Композиционно ваш доклад должен состоять из трех частей.

В первой части вы характеризуете объект исследования, обосновываете актуальность темы, формулируете цели проведенного вами исследования.

Во второй части говорите о ходе исследования, особо подчеркивая итоговые результаты. Здесь уместны также критические замечания в адрес других исследований по теме, если вами таковые выявлены.

Заключительная часть – это выводы и практическая значимость исследования.

 

Теперь несколько практических советов.

Постройте свою презентацию с учетом трех базовых принципов.

1. Цель любой презентации – убеждение. Убедите присутствующих, что вы эффективно поработали над темой своего исследования.

2. Восприятие вашей презентации аудиторией более важно, чем ваше собственное восприятие. Не эстетствуйте, будьте проще.

3. Люди, в том числе члены ГАК и приглашенные, перегружены информацией. Постарайтесь сделать свою презентацию краткой, но яркой, значимой, привлекательной. Не концентрируйтесь на вопросе «Что сказать?» Ваша презентация должна давать ответ на главный вопрос: зачем вы делаете эту презентацию? Подумайте над этим серьезно. Худший ответ: я делаю эту презентацию, потому что так надо, таковы правила. Постарайтесь вдохновить, заразить исследовательским энтузиазмом членов аттестационной комиссии.

Мнение о выступающем у слушателей формируется в первые же минуты его речи. Поменять это отношение в ходе выступления уже сложно. Потому начало выступления очень важно. У вас никогда не будет второго шанса произвести благоприятное первое впечатление!

Стойте ровно. Не опирайтесь на кафедру – это не костыль. Жестикулируйте плавно, потренируйтесь сначала перед зеркалом. Жесты – это невербальный язык общения, помните, что ваши жесты и телодвижения подчас говорят собеседникам больше, чем ваши слова.

Ни в коем случае не касайтесь руками лица или прически! Вспоминаю чудесную барышню из почтенного семейства, которая поминутно почесывала голову во время защиты. Ее мимика и жестикуляция повергла комиссию в ступор, а это был не тот эффект, на который она рассчитывала.

 

Попробуйте подготовиться к своей презентации, следуя слующему шаблону:

Задайте себе следующие вопросы:

* Какие идеи из проведенного мной исследования наилучшим образом соответствуют целям моей презентации?

* Какие идеи из моего исследования члены ГАК должны запомнить?

Основные идеи должны служить конкретным целям, содержать умозаключения, быть интересными, их число должно быть менее пяти.

Есть много способов выделения основных идей презентации. Самый броский способ – попыткой дать краткие и точные ответы на вопросы: Кто? Что? Где? Почему? Когда? Как?

Выберите для себя что‑то самое интересное и важное.

Обычно профессора ценят чувство юмора. Ценят они хороший слог, ум, владение родной речью.

Никогда не начинайте выступление с шутки. Не могу объяснить почему, но это не работает.

После краткого введения – вы можете «прощупать» реакцию слушателей сравнениями, цитатами, поговорками. Если увидите положительный отклик, пускайте в ход шутки. «Главный калибр» – это анекдот на тему собственного исследования. Несколько раз я был свидетелем блестящего выступления студентов, пользовавшихся всем арсеналом привлечения внимания аудитории. Это прирожденные мастера презентаций. Сознаюсь честно, в таких случаях я всегда рекомендовал их на преподавательскую работу и старался сделать все возможное, чтобы они поступили в аспирантуру.

Информация на слайдах никогда, повторюсь, никогда не должна копировать слова вашей устной презентации. Слайды – это графики, таблицы, диаграммы, схемы, к которым вы даете устные пояснения.

На двух слайдах вашей презентации может быть текст – слайд о целях и задачах исследования и заключительный слайд с выводами. Если у вас в дипломе нет графического или статистического материала, подумайте о том, нужна ли вам презентация, или вы удовлетворитесь устным докладом.

Если по ходу вашего выступления слушатели отвлеклись, привлечь их внимание можно, изменив тональность выступления (заговорите шепотом, потом опять вернитесь к прежнему тембру), использованием цитат или интересных данных, уместных жестов, постановкой риторических вопросов, приведением ситуаций из жизни, историй из жизни замечательных людей.

Перечень пяти «смертных» грехов выступления:

1. Извинения

2. Длинные и медленные предложения

3. Очевидные наблюдения

4. Банальные вопросы

5. Истории и анекдоты, не относящиеся к теме выступления

 

Для того, чтобы соблюсти логику вашего выступления, необходимо продумать переходы от вступительной части к основной; от одной основной идеи к другой; от одного слайда к другому.

Как обозначить переход? Можно перейти на использование коротких фраз, привести статистические данные, выдержать паузу, изменить тон голоса, пошутить или сделать шокирующее заявление.

Очень важно за внешней привлекательностью не упустить общую логику выступления. Вот несколько типов логической последовательности: в порядке приоритета, хронологии или территории, тематическая последовательность или соблюдение принципа «проблема – решение».

В любом случае правильно спланированное время позволит вам самые яркие, броские и запоминающиеся тезисы сохранить для эффектного завершения вашей презентации.

Заключение очень важно для успеха защиты. Будьте позитивны. Дорогу одолеет идущий. Еще раз выскажите основную мысль вашей <


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.