Как политехническая выставка стала музеем? — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Как политехническая выставка стала музеем?

2021-06-02 31
Как политехническая выставка стала музеем? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Еще один очень известный музей – наш, российский. Он ведет свою историю с 1872 г. Тогда в специально построенных павильонах, разместившихся в Московском Кремле и вокруг него, проходила первая в России политехническая выставка. Ее организовали в связи с празднованием 200‑летия со дня рождения Петра I, и устроители постарались представить лучшие на то время отечественные достижения техники.

В железнодорожном отделе, например, демонстрировали специально построенную пассажирскую станцию с паровозом и вагонами на рельсах, в морском – настоящее судно. На выставке были показаны станки, телеграфные аппараты, швейные машинки и многие другие технические новинки того времени. Выставка продолжалась три месяца и пользовалась огромным успехом. Поэтому решено было создать на ее основе постоянно действующий технический музей.

Поначалу он размещался в одном из домов на московской улице Пречистенке и назывался Музеем прикладных знаний. Однако помещение было тесным, многие экспонаты приходилось держать в подвалах, куда посетители не могли попасть. Наконец Московская городская дума отвела под постройку здания музея участок между Лубянской площадью и Ильинскими воротами, вдоль каменной стены Китай‑города. Первую часть здания завершили в 1877 г., а целиком – через 30 лет, в 1907 г. С тех пор и по сей день на Новой площади Москвы работает Политехнический музей.

 

 

Строительство Политехнического музея в Москве завершилось в 1907 г.

 

Если самые первые его экспонаты были для своего времени последними техническими достижениями, поражавшими современников, то к началу третьего тысячелетия они, понятно, стали уже далекой историей. Но музейные фонды больше ста лет пополнялись новыми, все более совершенными – опять‑таки для своего времени – экспонатами. Поэтому, сопоставляя их, посетитель может проследить, как изменялись за годы и десятилетия те или иные механизмы, машины, приборы, устройства и даже целые промышленные отрасли, например металлургия или горное дело.

В сегодняшней экспозиции музея есть уникальные коллекции часов, фотоаппаратов, велосипедов, радиоприемников, микроскопов, электроламп, арифмометров, физических приборов, весов, пишущих машинок, граммофонов… Даже автомобильную коллекцию можно посмотреть, а главная ее достопримечательность – первая русская машина «Руссо‑Балт».

 

 

Фотографическая камера конца XIX в.

 

 

Буквопечатающий телеграфный аппарат (1855) английского изобретателя Дэвида Юза напоминает… рояль. Этот экспонат Политехнического музея относится к началу XX в.

 

 

Единственный дошедший до нашего времени экземпляр первого русского автомобиля «Руссо‑Балт» (1911) выставлен в Политехническом музее.

 

Но есть и более современные коллекции, например космическая. Начало она ведет с 1957 г., когда в СССР был запущен первый искусственный спутник. Первым экспонатом «космического» зала стал большой вращающийся глобус Земли, вокруг которого летал по орбите и подавал радиосигналы миниатюрный космический аппарат. Теперь же в музее собраны скафандры космонавтов, модели космических аппаратов, отдельные их узлы.

Как и любой другой музей, Политехнический постоянно пополняет свои фонды. Одним из источников для этого служат… старые дома и квартиры. Нередко здесь находят старинные фотоаппараты, приемники, патефоны, десятилетиями пылившиеся на антресолях или в чуланах. Если подобных экземпляров в музейных коллекциях еще нет, находка может стать очень ценным пополнением.

Именно таким путем в Политехнический музей попали некоторые старинные весы, радиолампы, велосипеды, пишущие машинки.

 

 

В конце XIX в. инженер В.Т. Однер сконструировал арифмометр, где использовались шестерни с переменным числом зубьев. Модификации такой вычислительной техники служили вплоть до появления современных калькуляторов.

 

В какой музей экспонаты… прилетают сами?

 

А бывает, экспонаты прилетают в музей по воздуху. Не веришь?

Но основная экспозиция Музея Военно‑Воздушных Сил России, разместившегося в подмосковном Монине, – это самые настоящие самолеты разных времен, от первых дней авиации до последних. Так что некоторые из них, разумеется, те, что посовременнее, например «МиГи» и «Су», действительно сами прилетели на выставку.

 

 

Бомбардировщик М‑4 конструкции В.М. Мясищева, созданный в 1954 г., ‑ экспонат музея ВВС.

 

Место для такого музея выбрано не случайно: Монино – город авиационный. Именно здесь находится знаменитая Военно‑Воздушная академия имени Ю.А. Гагарина, где получили высшее военное образование многие летчики нашей страны. Аэродром академии и его ангары и стали основными музейными площадками. И слава о музее ВВС, существующем с 1960 г., уже давно и заслуженно идет по всему свету.

В одном из музейных ангаров можно увидеть самолеты, воевавшие еще на фронтах Первой мировой войны, – разведчик «Вуазен» и истребитель «Сопвич». В наши дни смотрятся они довольно забавно: у «Сопвича» три крыла, а «Вуазен» чем‑то похож на… детскую коляску, только с крыльями.

А рядом с ними еще более «древняя» конструкция – самолет «Фарман‑IV» выпуска 1909 г., спроектированный знаменитым французским инженером и летчиком Анри Фарманом.

Места пилота и пассажира практически ничем не закрыты, а вся система управления состоит лишь из двух рычагов и двух ножных педалей. На таких самолетах и поднимались в воздух первые русские летчики М.Н. Ефимов, СИ. Уточкин, Л.В. Зверева.

История у этого музейного экспоната совершенно необычная. Дело в том, что ни одна машина этой марки не дожила до наших дней. Но когда кинематографисты в 1970‑х годах задумали снять фильм «Воздухоплаватель» о первых русских авиаторах, то решили заново построить самый настоящий, умеющий летать «Фарман».

Обратились к специалистам музея ВВС за подробными техническими описаниями утраченной модели и по ним действительно смастерили точную копию настоящего самолета.

Киношный «Фарман» во время съемок фильма 64 раза поднимался в воздух! А после съемок по справедливости занял свое место в музее ВВС.

И пусть он не настоящий, а мастерски выполненная копия, но она заполнила один из пробелов в экспозиции.

А среди подлинных самолетов есть в музее ВВС герой из героев – истребитель Ла‑7 с номером 27 на фюзеляже.

Это одна из тех боевых машин, на которых летал трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб, сбивший 62 вражеских истребителя.

 

 

Гордость музея ВВС в Монине – истребитель Ла‑7 с номером 27, на котором летал трижды Герой Советского Союза И.Н. Кожедуб.

 

На открытой же площадке разместились десятки других экспонатов – самолеты самых разных, неповторяющихся марок. Поднимает острый нос к небу стратегический сверхзвуковой бомбардировщик М‑50. Застыли, словно ожидая команды к старту, истребители МиГ‑17, МиГ‑19, Як‑25.

 

 

Истребитель‑перехватчик МиГ‑25, тоже выставленный в Монине, был на вооружении ВВС с 1965 г.

 

Вытянулось стройное тело самолета‑рекордсмена Е‑166, на котором в свое время было поставлено несколько рекордов скорости полета. Здесь же реактивный бомбардировщик Ту‑16, высотный разведчик Як‑25 РВ, истребитель Ла‑250…

Одни машины величавы, другие изящны и легки, по‑разному расположены крылья, пропеллер сменяют турбины. Но во всем угадывается напряженный труд конструкторов, поиск верных и лучших решений, мастерство пилотов, учивших машины летать. Так что экспозиция музея ВВС в Монине – лучшее свидетельство того, что именно у нас в России создавались самолеты, которые так часто оказывались самыми первыми по тем или иным показателям, определяли дальнейшее развитие всей мировой авиации.

Будем верить, что именно так будет и дальше!

 

Какие еще бывают музеи?

 

Некоторые из музеев могут показаться совсем уж удивительными, а экспозиция – неожиданной. К ним, например, можно отнести всем известный Музей восковых фигур мадам Тюссо, открытый в 30‑х годах XIX в. в Лондоне. Любопытно, что расположен он на углу Бейкер‑стрит и Мэрилебон‑роуд – иными словами, неподалеку от музея Шерлока Холмса.

 

 

Одними из первых восковых экспонатов мадам Тюссо были король Франции Людовик XVI, королева Мария Антуанетта и их дети.

 

Но к музею восковых фигур, где представлены известные персонажи прошлого и настоящего, за полтора с лишним века посетители уже привыкли. К тому же такие музеи есть теперь во многих других городах, в том числе и в Москве.

А вот римский музей макарон, мало того что сам по себе удивителен, так еще поражает совсем уж необычными сведениями об известном кушанье.

 

 

И макароны могут стать экспонатом музея.

 

Помимо всего прочего, посетители узнают и о том, что главная заслуга итальянцев – вовсе не изобретение самих макарон, так как подобные блюда с глубокой древности были известны и другим народам, а способ заготовки их впрок. То есть итальянцы первыми научились замешивать тесто, которое хранилось в твердом виде месяцами и даже годами. Об этом свидетельствует документ, выданный в 1154 г.

В Кёльне есть другой «вкусный» музей – шоколада. Когда‑то он был единственным в мире, но теперь похожий музей есть и во французском городе Байонне. Экспозиции рассказывают о том, как европейцы обнаружили в Новом Свете бобы какао, и что из этого получилось: как шоколад производят на кондитерских фабриках, какие существуют его сорта и даже… какие блюда можно приготовить из шоколада.

Кстати говоря, именно во Франции много необычных музеев. В Руане – музей колоколов, в Валлоне – музей напитков, в Лионе – музей марионеток. Да и сама мадам Тюссо – француженка по происхождению. Самый первый салон восковых фигур открыл в 1770 г. в Париже ее отец. Дочь унаследовала музей, и только бурные события Великой французской революции побудили ее эмигрировать в Англию…

И хорошо, что существует так много разных музеев, а в дальнейшем их будет, конечно, еще больше. Потому что любознательный человек хочет узнать обо всем на свете! А музеи помогают ему в этом.

* * *

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.