Свидетельство о последних минутах жизни короля Людвига Второго, написанное со слов юродивой Магды, живущей в парке у замка Берг — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Свидетельство о последних минутах жизни короля Людвига Второго, написанное со слов юродивой Магды, живущей в парке у замка Берг

2021-06-02 29
Свидетельство о последних минутах жизни короля Людвига Второго, написанное со слов юродивой Магды, живущей в парке у замка Берг 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

После недавнего дождя Шванбергский парк выглядел особенно свежо и трогательно. Король и доктор вышли из замка и неспешно отправились на прогулку.

Фон Гудден отослал санитаров, чье присутствие сковывало короля и не давало возможности поговорить по душам.

Подобно древней ящерице, Магда грела свои старые кости на большом валуне, любуясь уставшим за день и теперь упорно сползающим все ниже и ниже к горизонту солнцу. Точно так же утомленный за день человек пытается склонить отяжелевшую голову на подушку.

Магда знала, что ее король арестован и сослан в Берг. Это наводило на грустные мысли и одновременно с тем радовало. Печалило – потому что баварский король пал и теперь находился в когтях его злейших врагов, имеющих знания и власть сделать из него полного идиота. Радовало то, что ее король, ее обожаемый спаситель и добрый друг теперь здесь, в Берге, с ней.

Радовало, потому что старая Магда знала будущее, чувствовала, как дрожит воздух, а сам эфир готов разорваться открывшимися перед Королем–Лебедем вратами. Она знала, что Людвиг уйдет, сбежит из–под стражи, вознесется в лучший мир.

Однажды Людвиг рассказал ей историю Лоэнгрина, пришедшего на землю, для того чтобы восстановить справедливость, спасти честную девушку и расколдовать ее обращенного в лебедя брата.

Лоэнгрин был не принят, не понят, его подозревали в том, что он якобы занимается черной магией. Так что несчастный рыцарь был вынужден вернуться туда, откуда пришел. Людвиг считал себя непонятым и изгоняемым всеми Лоэнгрином. Но сама Магда считала его лебедем!

Заколдованным лебедем, которому рыцарь заоблачной страны Грааль должен был в один прекрасный день вернуть его подлинный облик и настоящую жизнь. Король – нет, на самом деле она никогда не называла его так. Людвиг был словно подкидышем в мире людей. Гадким утенком, который всю свою жизнь должен был открывать в себе прекрасного лебедя, чтобы в один из дней, расправив мощные крылья, умчаться в родные ему небеса.

Со своего места Магда видела, что доктор и Людвиг о чем–то яростно спорят. При этом король то вскакивал, то ходил из стороны в сторону, то вдруг застывал на месте, с тоскою всматриваясь в спокойные воды озера.

В какое–то мгновение он вдруг бросился на фон Гуддена, пытаясь задушить его. Магда вскрикнула, понимая, что сейчас произойдет непоправимое.

Услышав ее, Людвиг обернулся, и тут лицо его осветилось детской радостью. Король оттолкнул от себя уже изрядно задохнувшегося доктора и пошел в сторону воды.

Решив, что ее друг хочет покончить с собой, Магда бросилась с валуна, неуклюже плюхнувшись обеими коленками на песок. Перед нею на фоне безмятежного озера сияла открывшаяся в самом воздухе вибрирующая воронка. Туда и шел ее Людвиг.

– Они успели! Слава Богу! Они успели! – задохнулась в крике женщина. Не сумев сразу подняться на ноги, она ползла теперь к линии воды, протягивая руки к ускользающему от нее королю и не переставая молить о том, чтобы силы света, забирающие теперь Людвига, сжалились и приняли бы и ее.

Фон Гудден засвистел в свисток, и тут же Магда заметила, как к королю поспешили четыре черные фигуры, по всей видимости, дожидавшиеся условленного знака за деревьями. Началась погоня. Поняв, что от желанных врат его теперь отделяют не только несколько метров воды, но и летящие за ним преследователи, Людвиг бросился в озеро, но не смог плыть, так как воды было по колено. Он шел, то и дело оборачиваясь и ругая на чем свет стоит подосланных к нему убийц.

До желанных врат оставалось смешное расстояние, когда кто–то схватил короля за волосы, стараясь не дать ему исчезнуть. Людвиг извернулся в воде, нанося удары по голове, рукам и плечам напавшего на него. Завязалась свара. Кашляя и отплевываясь, король крушил на право и налево, отбиваясь от своих преследователей подобно медведю, атакованному собачьей сворой.

Меж тем Магда доползла до кромки воды, она уже не надеялась доплыть до врат, так как дорогу ей перекрывали дерущиеся.

В просвете воронки начали угадываться смутные тени, они звали Людвига, не имея возможности помочь ему. В какой–то момент Магда явственно увидела донну Эсклармонду, которая делала спешные распоряжения.

Заметив ее, Людвиг закричал, выворачиваясь всем телом и оставляя в руках преследователей сюртук. В следующее мгновение в руках фон Гуддена оказался револьвер, Магда закричала, привлекая внимание Эсклармонды или Людвига. Выстрел прозвучал как гром небесный. И тут картина сначала застыла, а потом начала разворачиваться в замедленном темпе.

Магда увидела, как пуля остановилась в воздухе, словно попала в невидимую прозрачную стену. В тот же момент Людвиг окончательно освободился от сюртука, его рубашка расстегнулась, обнажая шею и грудь. Еще секунда, и король начал оседать на руки своих врагов, в то время как его душа вылетела из тела, расправляя прекрасные лебединые крылья. Душа сделала круг над лебединым озером, прощаясь с ним, и исчезла в открытых для нее вратах заоблачного царства.

Остановленная в воздухе пуля плюхнулась в воду.

Поняв, что король погиб, медленно выходили из странного оцепенения его убийцы, в то время как фон Гудден, наблюдавший всю сцену вознесения, опустился на колени и, размашисто перекрестившись, погрузил голову в воду, оставаясь в таком положении до тех пор, пока черным коршуном над озером не поднялась его черная душа.

В то время когда коршун хотел ворваться вслед за Людвигом во врата, они со звоном захлопнулись перед его клювом, заставив Гуддена–коршуна заклекотать от охватившего его отчаяния.

 

* * *

 

Магда утверждала, что она сидела на берегу и видела, как замковые слуги и медики искали в озере тела доктора и короля, но у нее не было ни малейшего желания помогать им в этих поисках. Перед тем как окончательно стемнело, она была удостоена видения божественной хранительницы Грааля Эсклармонды, которая велела ей оставаться в этом мире и рассказывать всем о том, как на самом деле ушел из жизни баварский король.

Магда с честью исполняла долг перед Людвигом и страной Грааля до конца своей жизни.

Каждый день она садилась недалеко от того места, где слуги нашли тело Людвига. Теперь там из самой воды возвышался крест, и смотрела на мирные воды лебединого озера.

Она была оставлена в замковом парке и получала содержание от королевской казны, достаточное для того, чтобы жить, благовествуя о чудесном вознесении последнего короля–романтика – Людвига Второго Виттельсбаха, Короля–Лебедя.

 

* * *

 

После скандальной истории с гибелью Людвига его дядя – принц Луитпольд не посмел надеть себе на голову корону Баварии, так что сразу же после смерти несчастного короля его место занял кронпринц Оттон. Младший брат Людвига Отто, которого специально для этого выпустили из его маленького сумасшедшего дома.

Оттон был куклой на троне, что вполне устраивало всех, в то время как реальную власть в стране осуществлял уступчивый и всего боявшийся принц Луитпольд, которого можно было напугать, уговорить или каким–нибудь другим образом повлиять на его мнение. С неуступчивым и, главное, плохо предсказуемым Людвигом это было почти невозможно.

Отто сразу же потребовал, чтобы его называли «Его величеством», смеясь и хлопая в ладоши всякий раз, слыша, как произносится его новый титул. Через месяц эта игра ему наскучила, и новый баварский король вновь занялся расшифровкой тайн и поисками входа в запредельный мир, который, по его мнению, должен был знать его погибший брат.

Общаясь со своим бывшим магистром на спиритических сеансах и выяснив таким образом всю правду о заговоре и вознесении, рыцари ордена Святого Георгия попробовали канонизировать короля. Но это оказалось невозможным ввиду того, что при вскрытии в легких Людвига была обнаружена вода, а, как известно, утопленники не могут войти в сонм святых.

Смерть Людвига оплакивала вся верхняя Бавария, для которой несчастный король был не просто абстрактной фигурой на троне, Людвиг дружил со многими крестьянами и пастухами. Крестил их детей, вникал в домашние дела. Он был их другом, который, так же как и они, любил свободу, горы и леса. Он строил свои замки именно в горах, не на потеху чванливой мюнхенской публики, а ради того, чтобы еще более украсить верхнюю Баварию.

Он был их другом – и вот теперь его не стало.

Во время торжественных похорон Людвига к храму, в котором его тело было выставлено для прощания, слетелось множество птиц, почти как в день его рождения.

После того как тело короля было предано земли, огромные стаи поднялись в небо и покинули Баварию.

В тот же год начался птичья чума, которая стоила жизни многим тысячам пернатых. Во избежание заражения домашней птицы армиям нескольких стран было поручено отстреливать дикие стаи птиц, следующих по пути их привычной миграции. Но это не помогло, и птичья чума перешла, в конце концов, в испанку, унесшую небывалое количество человеческих жизней.

Но еще через десять лет неприятности с птицами как будто миновали, и пернатые снова начали прилетать в Баварию. Правда, теперь их было намного меньше, чем при Короле–Лебеде.

 

 


[1]  Людвиг I (нем. Ludwig I. von Bayern, 25 августа 1786 – 29 февраля 1868) – король Баварии с 13 октября 1825, из династии Виттельсбахов. Сын короля Максимилиана I. Получил первое имя в честь своего заочного крёстного отца Людовика XVI, короля Франции, полное крестильное имя Людвиг Карл Август.

 

[2] Мария Фридерика, кронпринцесса баварская, на портрете работы Йозефа Карла Штилера. 1843. Галерея красавиц во дворце Нимфенбург.

 

[3] Шванзее (нем.) – Лебединое озеро.

 

[4]  Максимилиан II (нем. Maximilian II. von Bayern, Максимилиан Иосиф; 28 ноября 1811 – 10 марта 1864) – король Баварии с 1848 по 1864 годы, из династии Виттельсбахов.

 

[5] Наступление старости не мешало любовным похождениям Людвига. В 1846 году он подпал под сильное влияние ирландской авантюристки Элизы Гильберт, выдававшей себя за «испанскую танцовщицу Лолу Монтес», которой удалось свергнуть клерикальное министерство Абеля, а потом и умеренное министерство Маурера. Было организовано так называемое министерство Лолы, но политическая реакция не стала от этого слабее, хотя и потеряла свой клерикальный оттенок. Революционное движение 1848 года принудило Людвига отказаться от короны в пользу сына, Максимилиана II; Лола была вынуждена покинуть Европу и уехала в США. С тех пор бывший король жил частным человеком, посвящая себя по‑прежнему покровительству искусствам. Людвиг I умер в Ницце, пережив сына, когда уже царствовал его внук Людвиг II. Конная статуя его воздвигнута в Мюнхене в 1862 году, ещё при его жизни.

 

[6]  Отто (Оттон) I, (нем. Otto I., Отто Вильгельм Луитпольд Адальберт Вольдемар; 27 апреля 1848 – 11 октября 1916) на протяжении 27 лет (с 13 июня 1886 по 5 ноября 1913) был царствующим королём Баварии и ещё три года (с 5 ноября 1913 по 11 октября 1916) нецарствующим, хотя, возможно, так вообще и не узнал о том, что он король. Из‑за его тяжёлой психической болезни (официально это называлось «Король скорбен разумом», der König ist schwermütig) всё его правление власть в Баварии находилась в руках регентов: сперва дяди, а затем кузена короля. Болезнь стимулировала развитие неврологии и психиатрии в Германии. Отто был младшим братом знаменитого короля‑романтика Людвига II, друга Вагнера и строителя баварских замков, у которого также были наследственные проблемы с психикой.

 

[7]  Тангейзер (Tannhäuser, средневерхненемецкий Tannhuser) (около 1205, Зальцбург или близ Нёймаркта, Бавария, – 1270), немецкий поэт‑миннезингер. В 1228 – 29 участвовал в крестовом походе. Много странствовал. Автор танцевальных песен для придворной знати и поселян, любовных пародий и поучений. Оказал воздействие на творчество немецких средневековых куртуазных поэтов, на немецких романтиков 19 в. (Новалис, Л. Тик, Э. Т. А. Гофман и др.). Т. – герой оперы Р. Вагнера «Тангейзер» (1845). В 14 в. возникла легенда о пребывании Т. в волшебном гроте древнегерманской богини Хольды (другой вариант Венеры) близ Эйзенаха.

 

[8]  Вильге́льм Ри́хард Ва́гнер (нем. Wilhelm Richard Wagner [ˈʁiçaʁt ˈvaɡnɐ]; 22 мая 1813, Лейпциг – 13 февраля 1883, Венеция) – немецкий композитор, дирижёр, драматург (автор либретто своих опер), философ. Крупнейший реформатор оперной музыки. Оказал значительное влияние на европейскую культуру рубежа веков, особенно на модернизм и декадентство.

 

[9]  Швинд Мориц фон Швинд (Schwind) Мориц фон (21. 1. 1804, Вена, ‒ 8. 2. 1871, Мюнхен), живописец и график, представитель позднего романтизма в немецком и австрийском искусстве 19 в. Учился в венской (с 1821) и мюнхенской (с 1828, у П. фон Корнелиуса) АХ; с 1847 работал главным образом в Мюнхене. Жанровые картины Ш. («Свадебное путешествие», 1862), циклы картин и больших акварелей («Прекрасная Мелузина», 1868‒70, Галерея 19 и 20 вв., Вена), многочисленные росписи и иллюстрации проникнуты мотивами нар. сказок и легенд, идилличны по настроению, но не лишены оттенка академизма.

 

[10]  Христиан Рубен (нем. Christian Ruben; 29 или 30 ноября 1805, Трир – 9 июля 1875, Инцерсдорф, ныне в черте Вены) – немецкий художник.

 

[11] В зале Лебединого рыцаря Кристиан Рубен, Михаэль Неер и ЛоренцКуаглио создали росписи, посвященные Лоэнгрину.

 

[12] Брак зарегистрирован 12.10.1810.

 

[13] Оттон I (1117‑1183). Сын пфальцграфа Оттона II фон Виттельсбах. Герцог Баварии с 1180. Женат на Агнес фон Луц (? ‑1191). Умер в 1183 в Пфуллендорфе. Похоронен в Шайерне. Родоначальник фон Виттельсбахов.

 

[14]  Фридрих I (конец 1122 (1122), Гогенштауфен – 10 июня 1190, в речке Селиф) – император Священной Римской империи, герцог Швабии как Фридрих III.

 

[15] Иоганн фон Виттельсбах, граф Ноймарк (1383‑1443).

 

[16]  Ян ван Эйк (нидерл. Jan van Eyck, ок. 1385 или 1390 – 1441) – фламандский живописец раннего Возрождения, мастер портрета, автор более 100 композиций на религиозные сюжеты, один из первых художников, освоивших технику живописи масляными красками.

 

[17]  Максимилиан I (нем. Maximilian I. von Bayern, также Максимилиан I Иосиф; 27 мая 1756 – 13 октября 1825) – курфюрст Баварии с 16 февраля 1799 по 1 января 1806, король Баварии с 1 января 1806, из династии Виттельсбахов.

 

[18]  Наполео́н I Бонапа́рт (итал. Napoleone Buonaparte, фр. Napoléon Bonaparte, 15 августа 1769, Аяччо, Корсика – 5 мая 1821, Лонгвуд, о. Святой Елены) – император Французов в 1804 – 1815 гг., французский полководец и государственный деятель, заложивший основы современного французского государства.

 

[19]  Коро́ль Гре́ции О́ттон I (греч. Όθων, Βασιλεύς της Ελλάδος, нем. Otto; 1 июня 1815(18150601), Зальцбург – 26 июля 1867) – король Греции в 1833 – 1862 годы. Был вторым сыном Людвига I Баварского (дом Виттельсбахов). Чрез своего предка Иоганна II, герцога Баварского, был потомком византийских династий Комнинов и Ласкаридов.

 

[20]  Великая Княжна Мария Александровна (позже Герцогиня Эдинбургская и Герцогиня Саксен‑Кобург‑Готская; 17 октября 1853, Царское Село – 24 октября 1920, Цюрих) – дочь российского императора Александра II и императрицы Марии Александровны. Позже Мария выйдет замуж за принца Альфреда герцога Эдинбургского, второго сына королевы Виктории и принца Альберта Саксен‑Кобург‑Готского.

 

[21]  Мари́я Алекса́ндровна (1824 – 80) – императрица, супруга имп. Александра II (с 1841), урожденная принцесса Максимилиана‑Вильгельмина‑Августа‑София‑Мария Гессен‑Дармштадская, мать имп. Александра III. Рано выйдя замуж, М. А. посвятила первые два десятилетия пребывания в России рождению и воспитанию детей: Александры, Николая, Александра, Владимира, Алексея, Марии, Сергея и Павла. В конце 1850‑х гг., еще при жизни свекрови, имп. Александры Федоровны, приняла на себя рук‑во жен. учебными заведениями. При ней была проведена прогрессивная реформа ин‑тов: введены каникулы; убраны парапеты, разделявшие девочек и посетителей в приемные часы; изменена учебная программа: введено изучение естественнонаучных предметов, лит‑ры, гимнастики и т. д.

 

[22]  София Шарлотта Августа (22 февраля 1847, Мюнхен – 4 мая 1897, Париж) – принцесса Баварская, герцогиня Баварская, позднее герцогиня Алансонская и Орлеанская.

 

[23]  Максимилиан Жозеф (4 октября 1808, Бамберг – 15 ноября 1888, Мюнхен) – герцог Баварский из семьи Виттельсбахов.

 

[24]  Принцесса Мария Людовика Вильгельмина Баварская (нем. Maria Ludovika Wilhelmine Prinzessin von Bayern, 30 августа 1808(18080830) – 25 января 1892) – шестая дочь короля Баварии Максимилиана I и его второй жены Каролины Баденской.

 

[25] Людовик XIV Король Солнце, король в 1643 – 1715 годах (династия Бурбонов).

 

[26] Леви Герман (1839‑1900) – немецкий дирижер, капельмейстер баварского королевского оркестра. Один из лучших интерпретаторов вагнеровской музыки. Еврей по национальности.

 

[27] Франц Сераф фонПфистермайстер (1820‑1912) – кабинет‑секретарь Людвига II Баварского, главный распорядитель королевских финансов.

 

[28]  Луитпольд Карл Иосиф Вильгельм (нем. Luitpold Karl Joseph Wilhelm; 12 марта 1821, Вюрцбург – 12 декабря 1912, Мюнхен) – принц‑регент Баварии с 10 июня 1886, третий сын короля Людвига I и брат короля Максимилиана II, представитель династии Виттельсбахов. Фактически являлся правителем Баварии во время царствования Отто I. Его сын стал последним королём Баварии – Людвигом III.

 

[29]  Бернард фон Гудден – известный мюнхенский психиатр.

 

[30]  Мальвина Шнорр фон Карольсфельд и Людвиг Шнорр фон Карольсфельд.

 

[31]  Готфрида Семпера (1803‑1879) – строили целых 20 лет (с 1871‑го по 1891 год). Архитектор Семпер был уроженцем Германии, профессорствовал в Дрезденской академии изобразительных искусств, но покинул Саксонию после революции 1848 года. Участвовал в проектировании павильонов Всемирной выставки 1851 года в Лондоне, затем переехал в Швейцарию и, в конце концов, осел в Вене, где работал в сотрудничестве с Хазенауэром.

 

[32]  Гогенлоэ Хлодвиг, князь Г.‑Шилдингсфюрст, 1819 – 1901, 1866 – 70 баварский мин. президент, 1871 – 74 консервативный депутат и вице‑президент рейхстага, 1874 – 85 герм. посол в Париже, 1885 – 94 наместник Эльзас‑Лотарингии, 1894 – 1900 третий германский канцлер, также прусский министр‑президент.

 

[33]  Павел Васильевич Жуковский (1844/5‑1912). Шталмейстер. Художник‑любитель, автор памятника Александру I в Московском Кремле.

 

[34]  Во́льфрам фон Э́шенбах (нем. Wolfram von Eschenbach, около 1170, Эшенбах – около 1220) – один из крупнейших эпических поэтов немецкого средневековья.

 

[35] Салади́н; Сала́х ад‑Ди́н (араб. صلاح الدين يوسف ابن ايوب‎‎, Салах‑ад‑дин Юсуф ибн‑Айюб, 1138, Тикрит – 4 марта 1193, Дамаск) – султан Египта и Сирии, талантливый полководец, мусульманский лидер XII века. Основатель династии Айюбидов, которая в период своего расцвета правила Египтом, Сирией, Ираком, Хиджазом и Йеменом. В Европе известен именно как Саладин, хотя это даже не имя. Салах ад‑Дин – это лакаб – почётное прозвище, означающее «Защитник веры». Собственное имя этого правителя – Юсуф, сын Айюба.

 

[36]  Йозеф Игнац Кайнц (нем. Josef Ignaz Kainz; род. 2 января 1858, Визельбург – 20 сентября 1910, Вена) – один из крупнейших немецких и австрийских актёров рубежа ХIX – XX столетий.

 

[37] Леопо́льд фон За́хер‑Мазо́х (нем. Leopold Ritter von Sacher‑Masoch); 27 января 1836, Львов – 9 марта 1895, Франкфурт‑на‑Майне) – австрийский писатель, автор романов и новелл на эротические темы. Термин «мазохизм» напрямую связан с его именем.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.