Глава III . Экспериментальное исследование психологических факторов формирования зависимости от компьютерных игр — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Глава III . Экспериментальное исследование психологических факторов формирования зависимости от компьютерных игр

2021-06-01 29
Глава III . Экспериментальное исследование психологических факторов формирования зависимости от компьютерных игр 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Цели и задачи

Цель исследования: Изучить феномен кибераддикции и психологические механизмы её формирования.

Задачи исследования:

1. Теоретически обосновать существование кибераддикции.

2. Разработать батарею психодиагностических методик для выявления кибераддикции и личностных особенностей кибераддиктов.

3. Экспериментально подтвердить существование кибераддикции.

4. Выявить личностные особенности кибераддиктов в сравнении с лицами, не страдающими психологической зависимостью от компьютерных игр.

5. Провести анализ и описать психологические механизмы формирования кибераддикции.

Методы и методики

 

Методами, которые использовались в данной работе, являются психологическое тестирование, и методы математико-статистического анализа - корреляционное исследование, t-критерий Стьюдента

В исследовании использовались следующие методики.

Методика «Восприятие MMORPG игр»

Адаптированный под MMORPG игры вариант авторской методики Е.А. Щепилиной «Восприятие Интернета». Были убраны некоторые шкалы, как например шкала «потребность в сенсорной стимуляции», из-за своей очевидности – погружение в мир игры, есть ни что иное, как аудиовизуальная, а иногда и кинестетическая стимуляция. Так же была убрана шкала «Одушевленность компьютера», поскольку, на наш взгляд, вопросы данной шкалы в контексте нашего исследования являются несостоятельными. Таким образом, из оригинальных 10 шкал, мы оставили 8. Приведем их описание.

1. Принадлежность к игровой субкультуре – знание и умение пользоваться игровым сленгом, отнесение себя в определенную социальную группу («RPGшник»), предпочтение в общении людей того же круга.

2. Нецеленаправленность поведения связана с деятельностью в игровом мире. При входе в игру, как правило, не ставится никаких конкретных задач. В процессе игры происходит быстрое переключение внимания и потеря контроля над своими действиями. По окончанию игрового процесса, опрошенные часто не могут вспомнить, где именно они были и что делали.

3. Изменение состояния сознания в результате игровой деятельности - степень интегрированности виртуального мира в реальную жизнь, степень поглощенности деятельностью в игре, общее повышение\понижение эмоционального фона при подключении к игровому серверу.

4. Восприятие мира игры как лучшего, предпочтительного по сравнению с реальной жизнью («уход») - восприятие игры как места, где можно чувствовать себя в безопасности, более комфортно и уверенно, чем в реальной жизни, уход от жизненных проблем посредствам игры.

5. Общение в игре.

6. Время в игре. Количество времени, проводимого в игре, сходство и различие течения времени в игровом пространстве и в реальной жизни.

7. Восприятие игрового мира как проективной реальности. Особенности восприятия пространства игры.

8. Стремление перенести нормы виртуального мира в реальный.

Опросник выявления уровня кибераддикции

Адаптированный вариант методики «Интернет-аддикция» американского психолога К. Янг. Данная методика состоит из 20 вопросов, за ответы на которые начисляется от 1 до 5 баллов, соответственно максимум можно набрать 100 баллов. Начиная с 40 баллов мы имеем возможность констатировать наличие киберзависимого поведения. Вопросы касаются в основном времени, проведенного в игре и нежеланием отвлекаться на внешние стимулы, в угоду виртуального мира.

Шкалы тревоги и тревожности Cпилбергера

Методика выявляет уровень личностной и ситуативной тревожности.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий “веер” ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.

Тест Райдса «Уверенность в себе»

В этом тесте предложено 30 утверждений, описывающих различные типы поведения. Необходимо отметить каждое по степени соответствия: 5 — очень характерно для меня, описание очень верное. 4 — довольно характерно для меня — скорее да, чем нет. 3 — отчасти характерно, отчасти не характерно. 2 — довольно не характерно для меня — скорее нет, чем да. 1 — совсем не характерно для меня, описание не верно.

В итоге, получив результаты с помощью ключа, мы увидим соответствие испытуемого таким уровням уверенности в себе как:

· очень неуверен в себе;

· скорее не уверен, чем уверен;

· среднее значение уверенности;

· уверен в себе;

· слишком самоуверен.

Мини-СМИЛ

Сокращенный вариант оригинальной методики СМИЛ – адаптированного варианта MMPI (автор адаптации Л.Н. Собчик) Мини-СМИЛ содержит 65 вопросов и дает результаты по шкалам оригинального опросника. В нашем исследовании этого должно быть достаточно, так как мы не ставил цель глубоко исследовать личность каждого испытуемого, нам важны общие тенденции по группе.

Описание шкал

· Шкала лжи (L) – оценивает искренность испытуемого.

· Шкала достоверности (F) – выявляет недостоверные ответы: чем больше значение по этой шкале, тем менее достоверны результаты.

· Шкала коррекции (К) – сглаживает искажения, вносимые чрезмерной осторожностью и контролем испытуемого во время тестирования. Высокие показатели по этой шкале говорят о неосознанном контроле поведения. Шкала (К) используется для коррекции базисных шкал, которые зависят от ее величины.

Базисные шкалы.

1-я шкала соответственно заложенному в ней ведущему, стержневому признаку обозначена как шкала "сверхконтроля". Будучи ведущим пиком она выявляет мотивационную направленность на соответствие нормативным критериям как в социальном окружении, так и сфере физиологических функций своего организма. Основная проблема личности данного типа - подавление спонтанности (т.е. непринужденности, непосредственности реакций), сдерживание активной самореализации, контроль над агрессивностью, гиперсоциальная направленность интересов, ориентация на правила, инструкции, указания; инертность в принятии решений, сверхответственность, сочетающаяся с тенденцией к избеганию серьезной ответственности из страха не справиться.

Шкала "пессимистичности". В качестве ведущего пика в профиле, не выходящем за пределы нормы, она выявляет преобладание пассивной личностной позиции. Ведущая мотивационная направленность - избегание неуспеха. Для лиц данного типа свойственны следующие особенности: высокий уровень осознания имеющихся проблем через призму неудовлетворенности и пессимистической оценки своих перспектив; склонность к раздумьям, инертность в принятии решений, выраженная глубина переживаний, аналитический склад ума, скептицизм, самокритичность, некоторая неуверенность в себе, в своих возможностях.

Шкала “эмоциональной лабильности". Повышение профиля по этой шкале выявляет неустойчивость эмоций и конфликтное сочетание разнонаправленных тенденций: высокий уровень притязаний сочетается с потребностью в причастности к интересам группы, эгоистичность - с альтруистическими декларациями, агрессивность - со стремлением нравиться окружающим.

Шкала - "импульсивность". В качестве ведущей в профиле, расположенном в рамках нормативного разброса, она выявляет активную личностную позицию, высокую поисковую активность, в структуре мотивационной направленности - преобладание мотивации достижения, уверенность и быстроту в принятии решений.

Шкала "мужественности-женственности"- по-разному интерпретируется в зависимости от пола испытуемого. Повышенные показатели по 5-й шкале в любом профиле означают отклонение от типичного для данного пола ролевого поведения и усложнение сексуальной межличностной адаптации. В остальном интерпретация носит полярный характер в зависимости от того, женский или мужской профиль подлежит расшифровке.

Шкала "ригидности", будучи единственным пиком в профиле, не выходящем за рамки нормального разброса, выявляет устойчивость интересов, упорство в отстаивании собственного мнения, стеничность установок, активность позиции, усиливающуюся при противодействии внешних сил, практичность, трезвость взглядов на жизнь, стремление к опоре на собственный опыт, синтетический склад ума с выраженным тропизмом к системным построениям, к сферам конкретных знаний, к точным наукам. Лица с ведущей 6-й шкалой в профиле проявляют любовь к аккуратности, верность своим принципам, прямолинейность и упорство в отстаивании их.

Шкала "тревожности", относится к показателям гипостенического, тормозимого круга. Повышение профиля по 7-й шкале при нормативном разбросе выявляет преобладание пассивно-страдательной позиции, неуверенность в себе и в стабильности ситуации, высокую чувствительность и подвластность средовым воздействиям, повышенную чуткость к опасности.

Шкала "индивидуалистичности". Повышенная в профиле с нормативными показателями по другим шкалам, она выявляет обособленно-созерцательную личностную позицию, аналитический склад мышления; склонность к раздумьям превалирует над чувствами и действенной активностью.

Ведущий пик по 9-й шкале - шкале оптимистичности - в профиле, в котором остальные шкалы находятся в разбросе коридора нормы (от 45 до 55 Т), отражает активность позиции, высокий уровень жизнелюбия, уверенность обследуемого в себе, позитивную самооценку, склонность к шуткам и проказам, высокую мотивацию достижения, однако ориентированную в большей степени на моторную подвижность и речевую сверхактивность, нежели на конкретные цели.

О-я шкала. Повышенная О-я шкала (шкала “интроверсии") усугубляет гипостенические проявления и ослабляет (делает менее явными, заметными) стенические черты. Она выявляет пассивность личностной позиции и большую обращенность интересов в мир внутренних переживаний (чем вовне) как константное свойство личности (т.е. интровертированность) при повышенных и высоких показателях 0-й шкалы в профиле нормы.

«Нахождение количественного выражения уровня самооценки (по С. А. Будасси)

Из предложенного списка слов испытуемый выбирает 20, из которых 10 описывают идеального с точки зрения испытуемого человека, а другие 10 – отрицательные, то есть те, которые не в коем случае не должны быть у идеала. Затем эти свойства ранжируются отдельно для Я-реального и Я-идеального испытуемого. После подсчета разницы рангов между реальным и идеальным, необходимо подсчитать коэффициент ранговой корреляции по Спирмену:

Если R = 0,1; 0,2; 0,3, то самооценка заниженная.

Если R = 0,4; 0,5; 0,6, то самооценка адекватная.

Если R = 0,7; 0,8; 0,9, то самооценка завышена по невротическому типу.

ЕслиR = 1, то самооценка завышенная.

Семантический дифференциал

Метод семантического дифференциала является одним из методов построения субъективных семантических пространств. Он был предложен американским психолингвистом Ч. Осгудом в 1952 году и применяется в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, с анализом прагматических и коннотативных значений слов, аттитюдов и личностных смыслов, в изучении массовых коммуникаций и рекламе, а также в эстетике.

Преимущества СД – компактность, возможность бланковой работы с большими группами испытуемых, стандартизация результатов и процедур сравнения результатов работы разных испытуемых и групп испытуемых, возможность представления в качестве стимула для оценивания практически любого объекта.

Результатом применения семантического дифференциала является описание основных векторов (осей) по которым «движется» индивидуальное сознание членов целевой аудитории при восприятии объекта.

В нашем случае предполагается сравнение трех я-концепций испытуемого, а именно я-реальное, я-идеальное, и я-виртуальное. Делается это с целью поиска значимой разницы между ними, и её последующей интерпритации.

Испытуемые

 

Данное исследование проводилось на выборке из 60 человек – 58 мужчин и 2 женщины. Возраст испытуемых – от 14 до 17 лет, что является сензитивным периодом возникновения и развития кибераддикции []. Выборка формировалась из игроков MMOPRG “World of Warcraft”. Испытуемые привлекались на хабах своих игровых серверов.


Гипотезы исследования

Общая гипотеза

1. У лиц проводящих много времени за компьютерными играми формируется кибераддикция – особая форма психологической зависимости от компьютерных игр.

Частные гипотезы

1. Кибераддикция проявляется и развивается скорее у лиц замкнутых, тревожных, неуверенных в себе, с низкой самооценкой.

2. Кибераддикты используют интерактивные компьютерные игры как средство квази-совершенствования «реального Я» в «виртуальном мире» - в форме «виртуального Я» в направлении к «идеальному Я».

 

План эксперимента

 

В исследовании приняли участие игроки трех локальных северов расположенных в сети “Альтаир”: Offset, Emerland2 и GoldMangos, адреса хабов соответственно 10.4.46.255:4111, dchub://10.5.4.3:2222, dсhub://10.3.16.222. Наполняемость каждого 250-300 человек (т.е. всего около 800 человек), что оказалось достаточно для набора двух групп – контрольной и экспериментальной - по 30 человек в каждой. Критерием отбора в группу явились результаты методики измерения уровня кибераддикции. Таким образом, в экспериментальную группу вошли испытуемые с высоким уровнем кибераддикции, а в контрольную, соответственно с низким. Всем испытуемым было предложено пройти тестирование по описанным выше семи методикам.

На заключительном этапе эксперимента, после получения и обработки данных, был проведен математико-статистический анализ, направленный на:

· Поиск зависимости между Кибераддикцией и другими переменными, в частности между тревожностью и неуверенностью в себе.

· Выявление значимых взаимосвязей между всеми переменными в обоих группах

· Выявление особенностей Я-концепции аддиктов, сравнения их с особенностями Я-концепции не-аддиктов

· Сравнения психологических переменных между группами аддиктов и не-аддиктов


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.