Глава пятнадцатая: объяснение стиха атмарама из «шримад-бхагаватам» — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Глава пятнадцатая: объяснение стиха атмарама из «шримад-бхагаватам»

2021-06-01 23
Глава пятнадцатая: объяснение стиха атмарама из «шримад-бхагаватам» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Затем Господь Чайтанья объяснил Санатане Госвами знаменитый стих из «Шримад-Бхагаватам» (1.7.10), называемый шлокой атмарама:

 

атмарамаш ча мунайо

ниргрантха апй урукраме

курвантй ахаитуким бхактим

иттхам-бхута-гуно харих

 

Общий смысл этого стиха заключается в том, что освобожденные души, которые находят полное удовлетворение внутри себя, со временем станут преданными Господа. Это относится прежде всего к имперсоналистам, которые не обладают знанием о Верховной Личности Бога. Они пытаются и дальше черпать удовлетворение в безличном Брахмане, но Кришна настолько привлекателен и могуществен, что Он притягивает их умы. Вот о чем говорится в данном стихе.

Ранее Господь Чайтанья уже объяснял этот стих великому ведантисту Сарвабхауме Бхаттачарье. Санатана Госвами, получив наставления от Господа Чайтаньи, напомнил Ему о том эпизоде и попросил еще раз объяснить шлоку атмарама. Шрила Кришнадас Кавираджа, автор «Чайтанья-чаритамриты», высоко оценив это объяснение шлоки атмарама, вознес молитву во славу Господа Чайтаньи.

Простершись у стоп Господа Чайтаньи, Санатана Госвами попросил Его снова объяснить этот стих. Он сказал, что очень хочет услышать то же самое объяснение, которое Господь дал Сарвабхауме Бхаттачарье. На просьбу Санатаны Господь ответил: «Не понимаю, почему Сарвабхауме Бхаттачарье так понравилось Мое объяснение. Я даже не помню, что Я ему говорил. Но, поскольку ты просишь Меня об этом, Я постараюсь изложить то, что Мне, благодаря общению с тобой, удастся вспомнить». Таким образом, существует очень тесная связь между тем, кто говорит, и теми, кто слушает. Слушатели способны вдохновлять говорящего. Учитель может очень вдохновенно говорить на трансцендентные темы перед понимающими его слушателями. Поэтому Господь Чайтанья сказал, что Он не знает, как объяснить этот санскритский стих, однако надеется, что благодаря присутствию Санатаны Ему удастся объяснить его.

Господь отметил, что стих атмарама  состоит из одиннадцати слов: 1) атмарамах, 2) ча, 3) мунайах, 4) ниргрантхах, 5) апи, 6) урукраме, 7) курванти, 8) ахаитуким, 9) бхактим, 10) иттхам-бхута-гунах, 11) харих. Затем Он стал объяснять каждое из этих слов. Разбирая слово атмарама, Господь сказал, что слово атма имеет следующие значения: 1) «Высшая Абсолютная Истина», 2) «тело», 3) «ум», 4) «усилие», 5) «убежденность», 6) «разум» и 7) «природа». Слово арама означает «наслаждающийся», поэтому любого, кто наслаждается постижением этих семи понятий, называют атмарамой. (Позднее Господь рассказал о различных категориях атмарам, трансценденталистов.) А слово мунайах, или муни, относится к великим мыслителям. Кроме того, иногда слово муни употребляется по отношению к очень серьезному и молчаливому человеку. Великих мудрецов, великих аскетов, великих мистиков и великих знатоков шастр также называют муни.

Следующее слово, ниргрантха, означает свободу от пут иллюзии. Другое значение слова ниргрантха — «тот, кто незнаком с наставлениями священных писаний». Грантха означает «богооткровенные писания», а нир — это приставка, указывающая на отсутствие связи, формирование или запрет. Существует множество наставлений, способствующих духовному совершенствованию человека. Тех, кто никак не соприкасается с этими наставлениями, содержащимися в священных писаниях, называют ниргрантхами. Есть много глупцов, людей низкого происхождения и недостойного поведения, которые не могут постичь богооткровенные писания и содержащиеся в них заповеди. Таких людей называют ниргрантхами. Поскольку одно из значений слова грантха — «накопленные богатства», ниргрантха также может указывать на бедного человека, который не имеет никаких богатств и пытается их накопить.

Слово урукрама употребляется по отношению к тому, кто обладает огромным могуществом. Поскольку крама имеет значение «шагать», слово урукрама указывает также на того, кто способен делать очень большие шаги. Самые большие шаги сделал Господь Ваманадева, который двумя шагами пересек всю вселенную. Поэтому Верховного Господа Ваманадеву еще именуют Господом Урукрамой. Вот что говорится об этом необычайном деянии Господа Ваманадевы в «Шримад-Бхагаватам» (2.7.40):

 

вишнор ну вирйа-гананам катамо ’рхатиха

йах партхиванй апи кавир вимаме раджамси

часкамбха йах сва-рамхасаскхалата три-прштхам

йасмат три-самйа-саданад уру-кампайанам

«Никто не способен сосчитать непостижимые энергии Господа Вишну. Даже если кому-то удастся определить число соединений атомов в материальном мире, он все равно не сможет сосчитать все энергии Верховного Господа. В образе Ваманадевы Господь явил необычайное могущество: Он покрыл Своими шагами всю вселенную, от Брахмалоки до Паталалоки».

 

Непостижимые энергии Господа пронизывают все мироздание. Он вездесущ и Своей энергией поддерживает все планетные системы. Однако при этом благодаря Своей энергии наслаждения Он пребывает в Своей личной обители, которая называется Голокой. Проявляя Свое величие, Он присутствует на всех планетах-Вайкунтхах в образе Нараяны. Разворачивая Свою материальную энергию, Он создает бесчисленные вселенные, в каждой из которых бесчисленное множество планет. Таким образом, никто не способен в полной мере постичь удивительные деяния Верховного Господа. Поэтому Верховного Господа именуют Урукрамой, «тем, чьи деяния удивительны». В словаре «Вишва-пракаша» слово крама определяется как «искусное развертывание энергий», а также «очень быстрые шаги».

Курванти означает «трудиться для других». Существует похожее слово, которое используется для обозначения действий, выполняемых ради собственных чувственных удовольствий, однако слово курванти употребляется в тех случаях, когда речь идет о действиях, совершаемых для удовлетворения Всевышнего. Поэтому в данном стихе это слово может относиться только к трансцендентному служению Господу.

Хету означает «основание» или «причина». Как правило, люди занимаются трансцендентной деятельностью по трем причинам: одни стремятся к материальному счастью, другие — к мистическому совершенству, третьи — к освобождению от материального рабства. Что касается материального наслаждения, существует столько его разновидностей, что перечислить их невозможно. Мистических совершенств насчитывается восемнадцать, а видов освобождения от материального рабства — пять. Состояние бытия, в котором все эти формы наслаждения блистают отсутствием, называется ахаитуки. Важность качества, выражаемого словом ахаитуки, подчеркивается потому, что, служа Господу без вышеупомянутых причин, можно снискать Его благосклонность.

Слово бхакти имеет десять различных значений, одно из которых — садхана-бхакти, преданное служение в соответствии с предписаниями. В остальных девяти значениях это слово относится к разным видам према-бхакти, любви к Богу. Совершенством для тех, кто находится в нейтральных отношениях с Богом, является обретение любви к Нему. У тех, кто находится с Ним в отношениях слуги и господина, любовь к Богу достигает уровня привязанности. У находящихся с Ним в дружеских отношениях любовь к Богу, развиваясь, принимает форму братских чувств. Те, кто любит Бога родительской любовью, возвышаются до уровня трансцендентных эмоций. Но высочайший экстаз способны испытать лишь те, кто связан со Всевышним узами супружеской любви. Таковы некоторые из значений слова бхакти.

Далее Господь объяснил различные значения слова иттхам-бхута-гуна. Иттхам-бхута указывает на полное трансцендентное наслаждение, по сравнению с которым даже трансцендентное наслаждение, называемое брахманандой, кажется подобным соломе. В «Хари-бхакти-судходае» (14.36) преданный говорит:

 

тват-сакшат-каранахлада-

вишуддхабдхи-стхитасйа ме

сукхани гошпадайанте

брахманй апи джагад-гуро

«О мой Господь, о Всевышний, постигнув Тебя, увидев Тебя, я испытываю огромное блаженство, по сравнению с которым блаженство, называемое брахманандой, кажется совсем незначительным».

 

Иначе говоря, удовольствие, которое получает человек, познав Кришну таким, какой Он есть, — Кришну, являющегося всепривлекательным источником всех наслаждений, вместилищем всех вкусов, приносящих наслаждение, и обладателем всех трансцендентных достоинств, — рождает в этом человеке стремление стать преданным Кришны. Благодаря такому стремлению он может прекратить кармическую деятельность, оставить все усилия, направленные на достижение освобождения, и даже отказаться от сильного желания обрести мистическое могущество, преуспев в йоге. Привлекательность Кришны столь велика, что человек теряет уважение ко всем прочим методам самоосознания и просто вручает себя Верховной Личности Бога.

Затем Господь объяснил слово гуна. В шлоке атмарама  это слово указывает на бесчисленные трансцендентные качества Кришны, главным образом те, которые относятся к Его форме сач-чид-ананды. Он полностью совершенен в Своем трансцендентном блаженстве, знании и вечности, и Его совершенство возрастает, когда Он поручает Себя заботе Своего преданного. Бог так добр и милостив, что может отдать Себя Своему преданному в ответ на его служение. Совершенная красота Господа, Его совершенные, исполненные любви взаимоотношения со Своими преданными и аромат Его трансцендентных качеств привлекают самых разных трансценденталистов и освобожденных душ. Например, умы Санаки и остальных Кумаров были привлечены просто благоуханием цветов, предложенных Господу. Ум Шукадевы Госвами привлекли трансцендентные игры Господа Кришны, а умы девушек Вриндавана пленила красота Кришны. Внимание Рукмини привлекли трансцендентные качества и облик Кришны, а ум богини процветания — Его игра на флейте и другие трансцендентные свойства. Господь Кришна привлекает таким образом умы всех юных девушек. Кроме того, Он привлекает умы женщин старшего возраста Своими детскими играми, а умы Своих друзей Он привлекает дружеским поведением. Находясь во Вриндаване, Кришна привлекал даже птиц, зверей, деревья и травы. Поистине, всех влекло к Кришне, все испытывали к Нему нежность и любовь.

Слово хари имеет много разных значений, из которых два являются главными. Имя Хари означает, что Кришна забирает из жизни преданного все неблагоприятное и привлекает его ум, награждая преданного трансцендентной любовью к Богу. Кришна настолько привлекателен, что любой, кто так или иначе помнит о Нем, освобождается от четырех видов материальных страданий. Господь проявляет особое внимание к Своим преданным и избавляет их от всей греховной деятельности, ибо она препятствует совершенствованию в преданном служении. Это называется устранением влияния невежества. Просто слушая о Кришне, человек развивает в себе любовь к Нему. Это дар Господа. С одной стороны, Господь забирает все неблагоприятное, а с другой — дарует самое благоприятное. Таков смысл слова хари. Трансцендентные качества Господа притягивают тело, ум, все существо человека, который развил в себе любовь к Богу. Так проявляется могущество милосердных деяний и трансцендентных качеств Кришны. Кришна столь привлекателен, что из-за трансцендентной привязанности к Нему преданный отказывается от всех четырех принципов материального успеха: выполнения религиозных предписаний, экономического развития, регулируемого удовлетворения чувств и освобождения.

Слова апи и ча являются наречиями и могут быть использованы практически для любой цели. Например, слово ча, то есть «и», может придавать всей фразе семь различных значений.

Разобрав одиннадцать слов шлоки атмарама, Господь продолжил объяснять смысл этого стиха. Слово «Брахман» означает «величайший во всех отношениях». Господь в большей мере, чем кто-либо другой, обладает всеми достояниями. Никто не может превзойти Его в богатстве, силе, славе, красоте, знании или отрешенности от всего материального. Таким образом, это слово на самом деле относится к Верховной Личности Бога, Кришне. Согласно «Вишну-пуране» (1.12.57), слово «Брахман» указывает на Верховного Господа, который является величайшим из всех и безгранично возрастает. У нас может быть какое-то представление о величии Брахмана, однако это величие растет, поэтому невозможно определить, насколько Он в действительности велик.

Верховная Личность Бога постигается в трех аспектах, но все они суть одно. Абсолютная Истина, Верховная Личность, Кришна, существует всегда. В «Шримад-Бхагаватам» (2.9.33) сказано, что Господь существует и до проявления материального космоса, и после его возникновения, и после его разрушения. Следовательно, Господь — великая душа всего сущего. Он пронизывает всё, Он является свидетелем всего, и Он — наивысшая, всеобъемлющая форма.

В ведических писаниях говорится о трех трансцендентных путях, следуя которыми можно познать Абсолютную Истину и достичь высшего совершенства. Это путь знания, путь мистической йоги и путь преданного служения. Те, кто следует этими путями, постигают Абсолютную Истину в трех различных аспектах. Тот, кто идет путем знания, постигает Ее как безличный Брахман; тот, кто идет путем йоги, постигает Абсолютную Истину как Параматму, Сверхдушу, пребывающую в сердце каждого; а тот, кто идет путем преданного служения, постигает Абсолютную Истину как Верховную Личность Бога, Шри Кришну. Иначе говоря, хотя слово «Брахман» указывает на Кришну, а не на что-то другое, тем не менее, в зависимости от применяемого метода, Господа постигают в трех различных аспектах.

Что касается преданного служения, то оно подразделяется на две категории. На начальном этапе это видхи-бхакти, то есть преданное служение, выполняемое в соответствии с правилами, а на более высоком уровне — рага-бхакти, преданное служение, совершаемое с чистой любовью.

Верховная Личность Бога — это Абсолютная Истина, но, кроме того, Господь проявляется в виде экспансий в разных Своих энергиях. Те, кто преданно служит Господу в соответствии с правилами, в конце концов достигают планет духовного мира, называемых Вайкунтхами, а те, кто в преданном служении следует принципам любви, достигают высочайшей из всех обителей, всех планет духовного мира, — Кришналоки, или Голоки Вриндаваны.

Трансценденталистов можно разделить на три категории. Слово акама относится к тем, кто не имеет никаких материальных желаний, мокша-кама — к тем, кто ищет освобождения от материальных страданий, а сарва-кама — к тем, кто хочет наслаждаться, осуществляя свои материальные желания. Самые разумные из трансценденталистов, даже если у них много желаний, отказываются от любых других методов и преданно служат Господу. Ни кармическая деятельность, ни приобретение знаний, ни занятия мистической йогой не приведут человека к высшему совершенству, если в них не будет хотя бы оттенка преданного служения. Все методы духовной практики, кроме преданного служения, подобны сосцам на шее козла: сколько их ни сжимай, молока из них не польется. Поэтому, если человек хочет с помощью своей духовной практики достичь истинного совершенства, он должен обратиться к преданному служению Кришне.

В «Бхагавад-гите» (7.16) Господь Кришна говорит:

 

чатур-видха бхаджанте мам

джанах сукртино ’рджуна

арто джиджнасур артхартхи

джнани ча бхаратаршабха

«О лучший из Бхарат, четыре типа людей, накопивших большой запас праведных дел, встают на путь преданного служения Мне: страждущие, любознательные, ищущие материальной выгоды и мудрые, гьяни».

 

Из них тех, кто охвачен горем, и тех, кто хочет обрести богатство, называют преданными сакама, то есть имеющими материальные желания, тогда как два других типа — любознательные и те, кто ищет мудрости, — относятся к категории мокша-кама, или преданных, стремящихся к освобождению. Поскольку все они поклоняются Кришне, всех их считают очень удачливыми. Если со временем они откажутся от всех желаний и станут чистыми преданными Верховного Господа, их можно будет считать самыми удачливыми из людей. Те, кому посчастливилось встать на путь служения Господу Кришне, могут совершенствоваться в этом служении, только общаясь с чистыми преданными Кришны. Когда человек общается с чистыми преданными, он сам становится чистым преданным. Это подтверждается в «Шримад-Бхагаватам» (1.10.11):

 

сат-санган мукта-духсанго

хатум нотсахате будхах

киртйаманам йашо йасйа

сакрд акарнйа рочанам

«По-настоящему разумный человек будет общаться с чистыми преданными и слушать повествования о Господе Кришне и Его деяниях. Эти деяния столь привлекательны, что тот, кто услышал о них, не желает отказываться от такого общения с Господом».

 

Любое общение, кроме общения с чистыми преданными, является кайтавой, обманом. В «Шримад-Бхагаватам» (1.1.2) сказано: «Надо отвергнуть все те методы, которые являются обманом и препятствуют постижению трансцендентного. С помощью „Шримад-Бхагаватам“ можно понять истинное положение вещей и, обладая таким пониманием, подняться над тремя видами материальных страданий. „Шримад-Бхагаватам“ был составлен величайшим мудрецом, Вьясадевой, и является выражением его зрелого духовного опыта. Если человек постигает „Шримад-Бхагаватам“ и занимается преданным служением, Верховный Господь сразу становится пленником его сердца».

Господь Чайтанья отметил, что слово проджджхита в этом стихе (Бхаг., 1.1.2) относится к желанию обрести освобождение. Один выдающийся комментатор «Бхагаватам» объяснил, что стремление к освобождению является главным препятствием на пути познания Бога. Но, если человек так или иначе приходит к Кришне и начинает слушать о Нем, Кришна по доброте Своей дарует ему Свои лотосные стопы в качестве прибежища. С этого момента трансценденталист, преданный, забывает обо всем остальном и целиком посвящает себя служению Господу. Когда человек приходит к Господу путем преданного служения, то есть в полном сознании Кришны, наградой ему становится Сам Всевышний. Начав служить Всевышнему, он уже больше ничего не просит, в отличие от тех, кто охвачен горем, и тех, кто желает материальных приобретений. Общение с чистыми преданными, беспричинная милость Господа и само преданное служение — эти три фактора влияют на человека таким чудесным образом, что он становится способным отказаться от всей прочей деятельности и погрузиться в мысли о Кришне, независимо от того, был ли этот человек страдающим, нуждающимся, любознательным или даже мудрым, ищущим знаний.

По сути, в каждом слове стиха атмарама  речь идет о Кришне. До сих пор Господь Чайтанья давал лишь предварительное объяснение этого стиха. Далее Он раскроет его истинное значение.

Есть два вида трансценденталистов, идущих путем знания. Одни из них поклоняются безличному Брахману, а другие стремятся к освобождению. Те, кто поклоняется Брахману (монисты), подразделяются еще на три категории: 1) начинающие, 2) те, кто поглощен постижением Брахмана, и 3) те, кто реально осознал себя как Брахман. Если человек, познавший Брахман, еще и займется преданным служением, тогда он сможет обрести освобождение. Но без преданного служения достичь освобождения невозможно.

Любого, кто полностью занят преданным служением в сознании Кришны, следует считать уже постигшим Брахман. Преданное служение столь могущественно, что притягивает к Кришне даже тех, кто поклоняется безличному Брахману. Господь награждает преданного совершенным, духовным телом, и преданный посвящает себя вечному трансцендентному служению Кришне. Целиком посвятить себя преданному служению Господу можно, только постигнув трансцендентные качества Кришны и ощутив их привлекательность. Так, например, четыре Кумара и Шукадева Госвами с самого начала своей жизни были освобожденными душами, но преданными стали позднее, когда их привлекли игры Кришны. Санаку и других Кумаров привлек аромат цветов, предложенных Кришне, а также трансцендентные качества Господа, и это привело их на путь преданного служения Ему. Считается, что девять мистиков, упомянутых в Одиннадцатой песни «Шримад-Бхагаватам», тоже с рождения были трансценденталистами, однако преданными Господа они стали позже, благодаря тому что услышали о трансцендентных качествах Кришны от Брахмы, Господа Шивы и Нарады.

Иногда человек начинает ощущать привлекательность Кришны и Его трансцендентных качеств, просто взглянув на Его прекрасное, божественное тело. Такой человек тоже отбрасывает свое стремление к освобождению и посвящает себя преданному служению Кришне. Раскаиваясь в том, что впустую тратил время на так называемое приобретение знаний, он становится чистым преданным Господа.

Существует две разновидности душ, которые, хотя и находятся в материальных телах, уже достигли освобождения: те, кто освободился благодаря преданному служению, и те, кто освободился благодаря приобретению знаний. Освобожденные души, привлеченные трансцендентными качествами Кришны и идущие путем преданного служения, становятся все более возвышенными; те же, кто не обладает преданностью Господу и просто занимается сухими умствованиями и приобретением знаний, падают, поскольку наносят Ему многочисленные оскорбления. В «Шримад-Бхагаватам» (10.2.32) об этом сказано так:

 

йе ’нйе ’равиндакша вимукта-манинас

твайи аста-бхавад авишуддха-буддхайах

арухйа крччхрена парам падам татах

патантй адхо ’надрта-йушмад-ангхрайах

«О Господь, нечист разум тех, кто считает себя освобожденным, но при этом не имеет ни малейшего желания служить Тебе. Даже если посредством суровой аскезы такие люди достигнут вершины освобождения, они непременно вновь упадут в материальный мир, потому что не ищут прибежища у Твоих лотосных стоп».

 

Господь Кришна подтверждает это в «Бхагавад-гите» (18.54):

 

брахма-бхутах прасаннатма

на шочати на канкшати

самах сарвешу бхутешу

мад-бхактим лабхате парам

«Тот, кто действительно достиг осознания Брахмана, всегда исполнен радости. У него нет причин о чем-либо скорбеть или чего-то желать, и он одинаково относится ко всем живым существам. Такой человек получает право на чистое преданное служение Мне».

 

Именно так было с Билвамангалой Тхакуром, который впоследствии написал: «Я стоял на позициях монизма, стремясь слиться воедино со Всевышним, но так случилось, что я повстречал озорного мальчишку и навеки стал Его слугой». Иначе говоря, те, кто достиг самоосознания путем бхакти, обретают духовное тело и, привлеченные трансцендентными качествами Кришны, полностью посвящают себя чистому преданному служению.

Любой, кого не влечет к Кришне, все еще находится во власти майи, однако тот, кто пытается освободиться посредством преданного служения, действительно избавляется от ее чар. В Одиннадцатой песни «Шримад-Бхагаватам» приводится много примеров преданных, которые достигли освобождения уже в этой жизни, просто занимаясь преданным служением.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.