Правовые основы государственного управления в условиях чрезвычайных ситуаций — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Правовые основы государственного управления в условиях чрезвычайных ситуаций

2021-06-01 27
Правовые основы государственного управления в условиях чрезвычайных ситуаций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Административно-правовой режим - это определенное сочетание административно-правовых средств регулирования, опосредствованное централизованным порядком, императивным методом юридического воздействия. Во всех административно-правовых режимах следует различать две взаимосвязанных стороны: содержательную и формальную.

Все специальные административно-правовые режимы, как правило, ограничивают права граждан. Поэтому такие ограничения не должны быть чрезмерными, а режимные ограничения должны устанавливаться только законами. Развитие человеческого общества представляет собой, как известно, очень сложный и противоречивый процесс. В определенные периоды его жизнедеятельности происходит обострение социальных и техногенных противоречий, противоречий между природой и обществом. Это влечет за собой возникновение этнических и социальных, политических и военных конфликтов, экономических катастроф, крупномасштабных промышленных аварий и так далее.

Экстремальные ситуации угрожают жизни и здоровью людей, создают условия для уничтожения значительных материальных и духовных ценностей. Они грозят дестабилизацией и разрушением социальной системы и требуют безотлагательного принятия неординарных мер и, прежде всего, правовых, организационных, экономических, материально-технических.

Экстремальная (чрезвычайная) ситуация представляет собой совокупность опасных для общества факторов, создающих угрозу безопасности жизненно важным интересам личности, общества и государства и требующих для своего урегулирования иного нормативного воздействия, иной управляющей подсистемы чем те, которые действуют в обычных условиях. Правовые режимы, при помощи которых происходит такая перестройка юридического инструментария, можно определить как чрезвычайные (экстремальные). Они относятся к специальным административно-правовым режимам.

Чрезвычайный режим - это специальный правовой режим жизнедеятельности населения, осуществления хозяйственной деятельности и функционирования органов власти на территории, где возникла чрезвычайная ситуация.

Особыми условиями, влекущими корректировку в организации управления, являются:

1. чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера;

2. чрезвычайное положение;

3. военное положение;

4. режим охраны государственной границы;

5. режим секретности.

Особенности управления в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера предусмотрены Законом Республики Беларусь «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В этом законе под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций сформирована единая государственная система, объединяющая органы исполнительной власти и местного самоуправления, а также организации, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В статьях 10-14 вышеназванного закона конкретизированы полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основная их направленность является предупреждение чрезвычайных ситуаций. Непосредственное государственное управление в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций возложено на органы исполнительной власти. Обязанности этих органов по предупреждению чрезвычайных ситуаций являются органической частью их компетенции, осуществляемых в обычных условиях

В чрезвычайных ситуациях проводят аварийно-спасательные и иные неотложные работы.

Особенности управления вызываются именно чрезвычайными ситуациями и необходимостью их ликвидации.

Так, при чрезвычайных ситуациях Президент Республики Беларусь в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

1. определяет основные направления государственной политики;

2. издает декреты, указы, распоряжения по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

3. принимает решение о введении чрезвычайного положения на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

4. принимает в случае необходимости решение об участии в ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований.

Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в этих условиях осуществляет следующие задачи и функции:

- руководство работами по ликвидации крупных аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

- координацию деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций по преодолению последствий радиационных аварий и катастроф;

- контроль за осуществление мероприятий в этой области;

- организует формирование и доставку гуманитарной помощи населению, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, полномочия органов государственной власти, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подведомственных ему региональных органов, можно подразделить на две группы:

а) те, которые осуществляются в нормальных условиях и направлены на предупреждение чрезвычайных ситуаций;

б) те, которые реализуются в чрезвычайных ситуациях и при ликвидации их последствий. Взятые в своем комплексе, они ориентированы на выполнение важнейшей государственной задачи по защите интересов граждан и общества.

Совет Министров Республики Беларусь в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

1. издает на основании и во исполнение Конституции Республики Беларусь акты законодательства и обеспечивает их исполнение;

2. организует разработку и обеспечивает выполнение государственных программ;

3. создает республиканский резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также определяет порядок его использования;

4. устанавливает и контролирует процесс производства, режим хранения, условия перевозки и порядок использования радиоактивных и других особо опасных веществ, соблюдение при этом необходимых мер безопасности;

5. принимает решение о непосредственном руководстве ликвидацией чрезвычайных ситуаций и об оказании помощи в случае их возникновения;

6. определяет порядок сбора информации и порядок обмена информацией между республиканским органом государственного управления по чрезвычайным ситуациям, другими республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными и другими органами.

Республиканский орган государственного управления по чрезвычайным ситуациям является специально уполномоченным государственным органом в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Республиканский орган государственного управления по чрезвычайным ситуациям в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

1. координирует работу других республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, других организаций;

2. ведет государственный учет, готовит на рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь доклады о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

3. руководит силами гражданской обороны при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

4. руководит государственной экспертизой и в случае необходимости организует независимую экспертизу с привлечением международных экспертных организаций;

5. обеспечивает открытость и гласность информации;

6. осуществляет финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций из средств республиканского бюджета в пределах выделенных ассигнований, вносит предложения в Совет Министров Республики Беларусь об использовании республиканского резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

7. организует научные исследования, пропаганду знаний, обучение населения и специалистов;

8. осуществляет государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

9. осуществляет выдачу специальных разрешений (лицензий) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на право осуществления деятельности по обеспечению пожарной безопасности и деятельности в области промышленной безопасности, проводит аттестацию профессиональной готовности спасателей к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

10. выдает республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Совету Министров Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам, другим организациям и гражданам предписания, имеющие обязательную силу, по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

11. организует расследование аварий, катастроф, бедствий, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций, передает материалы в установленном порядке для привлечения виновных к ответственности в соответствии с законодательством;

12. осуществляет по решению Совета Министров Республики Беларусь непосредственное руководство ликвидацией республиканских (государственных) и трансграничных чрезвычайных ситуаций;

13. мобилизует при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с актами законодательства объектовые резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

14. осуществляет международное сотрудничество, обеспечивает деятельность иностранных граждан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Республики Беларусь, организует проведение гуманитарных акций;

15. осуществляет планирование и организацию проведения мероприятий в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

16. организует проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

17. координирует функционирование системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

18. осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

1. принимают в соответствии с законодательством правовые акты;

2. обеспечивают готовность необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучают население способам защиты и действиям в этих ситуациях;

3. создают отраслевые резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

4. принимают решение о проведении эвакуационных мероприятий и обеспечивают их проведение;

5. осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией, обеспечивают своевременное информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

6. организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью в Совет Министров Республики Беларусь;

7. осуществляют финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

8. содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях.

Местные исполнительные и распорядительные органы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

1. обеспечивают готовность необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучают население способам защиты и действиям в этих ситуациях;

2. принимают решение о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;

3. осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией, обеспечивают своевременное информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

4. осуществляют финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

5. создают территориальные и местные резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

6. организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения;

7. оказывают содействие устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях.

Республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

а) по отношению к подведомственным организациям:

- разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования отрасли в чрезвычайных ситуациях;

- утверждают и издают в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь правовые акты по безопасности производства, технологических процессов, продукции, защите работников организаций от чрезвычайных ситуаций;

- обеспечивают разработку и осуществление мероприятий по укреплению ядерной, радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной, экологической безопасности;

- финансируют и обеспечивают мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях;

- организуют и обеспечивают проведение научно-исследовательских, проектных, опытно-конструкторских и испытательных работ;

б) по отношению к иным организациям, входящим в состав отрасли:

- осуществляют методическое руководство при решении вопросов защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций, повышения устойчивости и безопасности функционирования организаций;

- разрабатывают и доводят до сведения организаций отраслевые требования, правовые акты по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты от этих ситуаций работников организаций.

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований. Порядок их привлечения определяется Президентом Республики Беларусь.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.