Индивидуальные типы восприятия — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные типы восприятия

2021-06-01 29
Индивидуальные типы восприятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Всем людям свойственны общие проявления психики, благодаря чему происходит отражение основных закономерностей реальности. Наличие общей отражательной психической деятельности дает возможность людям понимать друг друга, приходить к понятным для всех заключениям, объективно отражать окружающий мир.

Наши знания, интересы, привычные установки, эмоциональное отношение к тому, что воздействует на нас, влияют на процесс восприятия объективной реальности. Поскольку все люди различаются по своим интересам, наклонностям, темпераменту и другим характеристикам, мы можем утверждать, что существуют большие индивидуальные различия в восприятии. Они объясняются психическим складом личности и, как уже говорилось, апперцепцией. Индивидуальные особенности могут зависеть также от различий в анатомии и физиологии органов чувств. Это определяет остроту и четкость зрения, чуткость слуха, тонкость обоняния, вкуса, осязания.

Индивидуальные особенности придают восприятию каждого человека особую окраску, делают отражение индивидуально-своеобразным. Индивидуальный характер восприятий и наблюдений проявляется в их динамике, точности, глубине, степени их обобщенности и в особенностях эмоциональной окраски.

В человеческой практике и при психологическом изучении особенностей восприятия людей сложились знания о следующих основных типах восприятия и наблюдения: синтетическом, аналитическом, аналитико-синтетическом,  эмоциональном.

У людей синтетического типа проявляется явная склонность к обобщению и к определению основного смысла происходящего. Они не придают значения деталям и не любят вдаваться в подробности. Поэтому многие детали остаются ими незамеченными. Они больше улавливают смысл целого, чем детальное содержание и особенно его отдельные части. Учитель этого типа весьма кратко и обобщенно характеризует учащегося: «Дисциплинированный, исполнительный, добросовестный» или: «Распущенный, невоспитанный», не проявляя должного внимания к анализу причин проступков. Сами проступки детей очень быстро перестают быть существенными для учителя. Прочным оказывается его общее мнение об ученике.

Люди аналитического, или детализирующего, типа в гораздо меньшей мере проявляют склонность к обобщенной характеристике явлений. Для них характерно стремление выделить и проанализировать, прежде всего, детали, частности. Предмет или явление в целом, отходят для них на второй план, иногда даже совсем не замечаются. Для того чтобы понять суть явления или адекватно воспринять какой-либо предмет, им необходимо поставить перед собой специальную задачу, выполнить которую им не всегда удается. Их рассказы всегда наполнены подробными описаниями частных деталей, за которыми весьма часто теряется смысл целого. Учитель подобного типа восприятия, тщательно и подробно анализируя заслуги или проступки ученика, не замечает основных черт его личности.

У людей аналитико-синтетического типа восприятия и наблюдения в равной мере обнаруживается стремление к пониманию основного смысла явления и фактическому его подтверждению. Такие люди всегда соотносят анализ отдельных частей с выводами, установление фактов - с их объяснением. Этот тип восприятия является наиболее оптимальным для деятельности.

Встречаются люди, для которых характерно не столько выделение сущности явления и его частностей, сколько стремление, прежде всего, выразить свои переживания, вызванные этим явлением. Восприятия и наблюдения таких людей путаны, неорганизованны. Этот тип называется эмоциональным.

У людей этого типа обнаруживается повышенная эмоциональная возбудимость на самые разные раздражители. Предметное отражение действительности они подменяют излишним вниманием к своим переживаниям.

Существуют и другие типы восприятия, например описательный и объяснительный.

Лица, относящиеся к описательному типу, ограничиваются фактической стороной того, что чувствуют, не пытаются объяснить себе суть воспринимаемого явления. Мотивы действий людей, причины событий или других явлений остаются вне их поля внимания. Напротив, лица объяснительного типа, не удовлетворены тем, что непосредственно дано в восприятии. Они всегда стремятся объяснить увиденное и услышанное. Этот тип поведения чаще всего сочетается с синтетическим типом восприятия.

Также замечают объективный и субъективный типы восприятия. Для объективного типа характерно строгое соответствие действительности. Лица же с субъективным типом восприятий выходят за пределы того, что им дано фактически, и привносят многое от себя. Их восприятие подчинено пристрастной оценке, предвзятому отношению. Эти люди больше говорят о том, что чувствовали или думали в момент событий, о которых они рассказывают. Значит, такой тип восприятия хорошо сочетается с эмоциональным типом.

 

Развитие восприятия у детей

 

Однако восприятие не является врожденной характеристикой. Новорожденный ребенок не в состоянии воспринимать окружающий его мир в виде целостной предметной картины. Способность предметного восприятия у ребенка проявляется значительно позже. О первоначальном выделении ребенком предметов из окружающего мира и их предметном восприятии можно судить по разглядыванию их ребенком этих предметов, когда он не просто на них смотрит, а рассматривает, словно ощупывает своим взором.

По мнению Б.М. Теплова, признаки предметного восприятия у ребенка начинают проявляться в раннем младенческом возрасте (2 – 4 мес.), когда начинают формироваться действия с предметами. К пяти-шести месяцам у ребенка отмечается возрастание случаем фиксации взора на предмете, которым он оперирует. Однако на этом развитие восприятия не заканчивается, а наоборот, только начинается. Так, по мнению А.В.Запорожца, развитие восприятия осуществляется и в более позднем возрасте. При переходе от

раннего детства к дошкольному возрасту под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в  зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.

В процессе обучения в школе у ребенка активно происходит развитие восприятия, которое в этот период проходит несколько этапов. Первый этап связан со становлением адекватного образа предмета в процессе манипуляции им. На следующем этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи движений рук и глаз. На следующих, более высоких стадиях развития дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга. Причем в процессе восприятия уже не принимают участия какие-либо действия или движения.

Можно спросить, что является важнейшим условием развития восприятия? Таким условием является труд, который у детей может проявляться не только в форме общественно-полезного труда, например по выполнению своих домашних обязанностей, но и в форме рисования, лепки, занятия музыкой, чтением и другим, то есть в форме разнообразной предметной деятельности. В процессе игры ребенок расширяет не только свой двигательный опыт, но и представления об окружающих его предметах.

Следующий, не менее интересный вопрос, который мы должны задать себе – это вопрос о том, как и в чем проявляются особенности детского восприятия в сравнении с взрослым человеком? Прежде всего, ребенок совершает большое количество ошибок при оценке пространственных свойств предмета. Даже линейный глазомер у детей развит намного хуже, чем у взрослого. Например, при восприятии длины ошибка ребенка может быть в пять раз больше, чем у взрослого человека. Еще сложнее детям дается восприятие времени. Ребенку очень трудно овладеть такими понятиями, как «завтра», «вчера», «раньше», «позже».

Определенные затруднения возникают у детей при восприятии изображений предметов. Так, рассматривая рисунок, рассказывая, что на нем нарисовано, дети дошкольного возраста часто совершают ошибки в узнавании изображенных предметов и называют их неправильно, опираясь на случайные или несущественные признаки.

Важную роль во всех этих случаях играет недостаточность знаний ребенка, небольшой его практический опыт. Этим обусловливается и ряд других особенностей детского восприятия: недостаточное умение выделить главное в том, что воспринимается; пропуск многих деталей; ограниченность воспринимаемой информации. Со временем эти пробелы устраняются, и к старшему школьному возрасту восприятие ребенка практически не отличается от восприятия взрослого.

 

ВЫВОД:

 


«В итоге подчеркнем только одно – то, что восприятие представляет собой при ближайшем рассмотрении совсем не простой и удивительный процесс объяснения внешних закономерностей за счет внутренних механизмов, процесс который, образно говоря, проявляется в ежесекундном (без преувеличения!) созидании мира из хаоса пятен и цветов».[2]


Библиографический список

 

 

1. А.Г.Маклаков «Общая психология» Изд. «Питер»

2. «Общая психология» под ред. В.В.Богословского, А.Г.Ковалева, А.А. Степанова.

3. В.М. Кроль «Психология и педагогика».

 

 

Содержание:


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.