Способов заработать деньги в трудные времена — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Способов заработать деньги в трудные времена

2021-06-01 24
Способов заработать деньги в трудные времена 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Александр Попов

Способов заработать деньги в трудные времена

 

 

Вступление

 

Если вы держите в руках эту книгу, то наверняка не принадлежите, по выражению Дональда Трампа, к «представителям клуба удачливых сперматозоидов». Вам приходится добиваться всего в жизни самостоятельно, ваши родители не предоставили вам хорошей стартовой площадки в виде парочки миллионов «условных единиц» на счете и дружеских связей в «высоких кругах».

Легко быть «талантливым бизнесменом», когда в случае разорения всегда найдется тот, кто не только покроет твои долги, но и даст новый стартовый капитал. Но, впрочем, в этой книге мы больше подобных людей упоминать не будем. Поговорим лучше о нас с вами.

Как самостоятельно сделать отличную карьеру, как с нуля построить свой бизнес, как не только не утонуть в кризис, а наоборот, остаться на плаву и даже, может быть, обзавестись неплохой яхтой или модным авто – вот о чем вы прочитаете на следующих страницах.

Во многих языках мира слово «кризис» весьма неоднозначно. В том же китайском этот иероглиф обозначает сразу два понятия: «кризис» и «возможность». Книга, которую вы держите в руках, – именно о возможностях, которые предоставляет кризис.

Когда рынок распадается и «талантливые бизнесмены» прекращают получать поддержку из дружественного кармана, потому что и самому «карману» сейчас не до жиру, как раз и настает время тех, кому терять, кроме «своих цепей», нечего.

Именно ваш опыт «человека из народа», возможно, и поможет вам сделать карьеру. Джеральд Крэйнс, руководитель Левинсонского института, занимающегося проблемами бизнеса, отмечал в своей книге, что миллиардеры, сделавшие себя сами, обладают способностью предугадывать будущие события и видеть то, чего как раз и не замечает большинство других людей. И зачастую эту способность дает им именно доскональное понимание того, что необходимо простому человеку.

Так что сейчас ваше время, ваш шанс стать если и не миллиардером, то, по крайней мере, человеком вполне обеспеченным.

Мы далеки от того, чтобы советовать всем сразу же рваться в бизнес. Для бизнеса, как и для любой профессии, нужно призвание, необходим талант. Прежде чем подаваться в бескрайние моря предпринимательства, оцените свои силы. И вообще, вы уверены, что это именно то, чем вы хотите заниматься? Советуем, после того как вы дали ответ, подумать хорошенько еще раз – и проанализировать: не соврали ли вы себе? К сожалению, люди весьма часто обманывают себя, говоря, что бизнес – «это не их чашка чая», просто боясь неизвестности.

Тем, кто твердо уверен в том, что ему лучше работать с «чужими деньгами», адресована первая часть нашей книги, которая предоставит читателю полную инструкцию к тому, как сделать карьеру. И подскажет, где ее надо делать.

А тех смельчаков, которые не желают работать на дядю и готовы отправиться в вольное плавание по волнам бизнеса, очевидно, больше заинтересуют вторая и третья части книги, посвященные предпринимательству и альтернативным, еще не вполне вошедшим в привычку способам зарабатывать.

И, напоследок, предупредим вот о чем: прежде чем открыть страницы первой главы, вспомните, что есть люди, которые просто притягивают к себе богатство. Вы сами наверняка сталкивались с такими много раз. И не могли понять, что же тут: везение, мистика или что-то еще? Психологов также давно беспокоит этот вопрос, и в западной бизнес-психологии давно существует термин «money personality», то есть «личность, притягивающая деньги».

Психологи вычислили семь признаков такой личности. Эти люди:

1. Не боятся величин. Их не пугают громкие имена, крупные суммы, колоссальные проекты.

2. Ставят себе только простые задачи: строя мост, не пытаются при этом еще и «немного шить».

3. Обладают такой чертой, как «независимость от поля». Хороший грибник может выделить свою добычу в мешанине листьев, хвои и веток, и здесь – то же самое. Эти люди умеют увидеть в задаче или проблеме главное.

4. Наделены абстрактным мышлением, способностью действовать ориентируясь не только по прямым линиям.

5. Не боятся неопределенности, продолжают идти вперед.

6. Не лишены чувства ответственности.

7. Не испытывают вины за то, что они богаче и успешнее окружающих.

Вот и все, ничего сложного, да? Наверняка многие из этих черт у вас уже есть, приобрести остальные не так уж и сложно. А с мелочами, то есть с конкретными советами, как заработать деньги, поможет наша книга!

 

РАБОТА В ШТАТЕ

 

Глава 1

Глава 2

Пять типов профессий

 

Как мы уже сказали, есть пять типов профессий: человек – человек, человек – техника, человек – знаковая система, человек – художественный образ, человек – природа.

К типу человек – человек относятся профессии, связанные с обучением и воспитанием, медицинским или бытовым обслуживанием, с правовой защитой. В этой области от работника требуется умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояния людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие, доброжелательность, просто уметь разговаривать с людьми.

Профессии типа человек – техника связаны с созданием, сборкой и наладкой технических устройств, их эксплуатацией и ремонтом. У человека, выбравшего этот тип работы, должно быть отлично развито образное и пространственное мышление, ему необходима высокая техническая грамотность, и его рукам, что называется, следует расти из правильного места.

Профессии типа человек – знаковая система объединяют тех, чей труд связан с текстами, цифрами, формулами, таблицами, чертежами, картами и схемами. От выбравшего себе такую профессию требуется способность к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания и усидчивость.

К типу человек – художественный образ можно отнести профессии, связанные с созданием художественных произведений, проектированием, моделированием и пр. Также сюда относятся профессии, связанные с воспроизведением или изготовлением различных изделий по эскизу, образцу. Человеку, желающему работать в этой сфере, нужны развитый художественный вкус, богатое воображение, эстетическая чувствительность.

И к последнему типу человек – природа относятся профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными. У человека, выбравшего такую профессию, должна быть хорошая наблюдательность, ему необходима способность ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, он должен легко переносить недостаток комфорта.

Профессии также разделяются на два класса – исполнительный и творческий.

Профессии исполнительного класса связаны с выполнением чужих решений, работой по заданному образцу, с соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям. Большинство таких профессий не требуют высшего образования.

Профессии же творческого класса требуют анализа, исследования, испытания, контроля. В них необходима способность к планированию, организации и управлению. Они требуют умения принимать нестандартные решения, независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития. В таких профессиях, как правило, необходимо высшее образование.

Начните с составления списка подходящих профессий, которые вам нравятся или интересны.

К каждой профессии напишите краткую справку, в которой укажите такие пункты:

– как профессия сочетается с вашими жизненными целями и принципами;

– сможет ли она решить ваши проблемы;

– реально ли трудоустройство по этой специальности.

Возможно, когда вы начнете составлять эту табличку, вы придумаете еще несколько важных для вас пунктов. Определите, какие требования для вас более важны, а какие менее. Возможно, вы предпочтете столкнуться с трудностями по трудоустройству, но не желаете изменять своим принципам.

Далее необходимо проанализировать свой характер, имеющиеся профессиональные навыки, здоровье и решить, все ли эти профессии вам по плечу.

Теперь посмотрите, какие профессии из списка набрали больше всего положительных баллов.

Обсудите их со своими друзьями, родственниками, профконсультантом.

Любая профессия может быть отнесена как к одному из пяти типов на основании характера труда, так и к одному из двух классов. Проанализируйте, какие требования предъявляет избранная профессия, и есть ли эти черты у вас. Не забывайте, что, несмотря на все советы родных и знакомых, работать придется все-таки вам лично.

Некоторые справедливо сравнивают выбор профессии с выбором спутника жизни: во многом ваше будущее благополучие зависит как раз от правильности выбора. Но не забывайте: можно развестись, можно и сменить профессию. Другое дело, что сделать такой шаг весьма непросто. Такие решения всегда даются с трудом, но помните, что нельзя оставаться заложником своего старого ошибочного выбора.

 

Правильный выбор

 

Еще одна распространенная ошибка при выборе профессии: делая выбор на всю жизнь, многие исходят из сиюминутны ориентиров. Например, в СССР существовал некий проектный институт, где в силу прибавочных коэффициентов были неплохие зарплаты, а делать ничего не требовалось. Стимулировалась эта отрасль и продажами дефицитных товаров в холле института, ускоренной очередью на квартиры и пр. Естественно, многие сотрудники пытались дать своим детям образование, которое позволяло бы работать в этом институте. На предостережение мудрых коллег и знакомых о том, что такая «халява» не может длиться вечно, а сама по себе эта профессия не слишком востребована, они отвечали лишь смехом или, в лучшем случае, фразой «на наш век хватит». Но началась перестройка, потом пришел капитализм. Институт сначала остался без работы, и начались сокращения, а затем его и вовсе закрыли. Бывшие сотрудники института со своей «прекрасной» профессией были вынуждены устраиваться продавцами или пытаться получить новое образование. Мы специально не приводим название этого института, так как подобные вещи случались, увы, сплошь и рядом. Высшее техническое образование в СССР считалось весьма престижным. Сегодня это уже не так. Далее, в начале построения рыночной экономики, одной из самых востребованных профессий на рынке стала профессия бухгалтера. Снова сработало, извините за выражение, стадное чувство, и через несколько лет в России возник переизбыток бухгалтеров. В этой профессии резко упали зарплаты, а устроиться на более-менее солидное предприятие, не имея за спиной богатейшего опыта, стало невозможно.

И сегодня вы, немного задумавшись, сразу же выделите целый ряд подобных профессий, которые дают в настоящем вполне солидные доходы при минимальных вложениях труда, но завтра, при даже небольшой перемене политической или экономической ситуации, уже не смогут обеспечить достойный уровень жизни. Кризис, вне зависимости от того, считать его просто паникой на рынке или серьезным явлением, сильно урезал число рабочих мест в банковской сфере, кредитных организациях, журналистике и еще в нескольких областях. А ведь пару лет назад место банковского клерка казалось островком стабильности.

Но время лишь подтвердило старую истину: престижна не профессия, не полученное образование, а то место, которое они позволяют занять. И потому на любой работе, какой бы синекурой она ни казалось, не стоит забывать, что ситуация как в стране, так и в мире в целом может измениться, и выплыть во внезапно вспучившемся море рынка труда поможет лишь одно: личный высокий профессионализм. Это относится к любой профессии, и потому никогда не отказывайтесь от курсов повышения квалификации, различных тренингов и пр., тем более что многие фирмы обучают своих работников бесплатно.

И тут мы снова возвращаемся к проблеме выбора: чтобы совершенствоваться в профессии, профессия должна быть, прежде всего, интересна. Иначе будет не до совершенствования: жизнь и так станет чересчур напоминать каторгу.

Так что, подводя итог вышесказанному, посоветуем выбирать профессию исходя из трех основных принципов:

– профессия должна быть интересна и привлекательна для вас;

– она должна соответствовать вашим способностям и здоровью;

– она должна пользоваться спросом на рынке труда – не только сегодня, но и в отдаленной перспективе.

Как мы уже сказали, сегодня экономическая ситуация в мире такова, что можно найти себе любую профессию по душе. Но если вы боитесь совершить неправильный выбор, пойдя на поводу у своих желаний, помните, что во все времена, при любой экономической ситуации людям необходимо будет лечиться, учиться, покупать продукты первой необходимости. Можно прожить без телевизора в половину стены, без банковского кредита, без огромного множества вещей. Но чтобы пойти к врачу, мы потратим даже последние деньги. На последние деньги мы купим хлеб. И, простите за мрачную тему, гроб. Так что те профессии, которые будут востребованы всегда, выбрать не так уж сложно. Другое дело, сколько платят работающим на таких должностях. Но это уже целиком зависит от вас…

 

 

Глава 3

Мифы безработных

 

Обычно мы начинаем знакомиться с компанией после того, как послали туда резюме и получили приглашение на собеседование. Идеально, безусловно, навести краткую справку и о компании, и о ее перспективах на рынке еще до того, как вы посылаете резюме. Тем самым вы избавите себя от пустой траты времени, если получите приглашение на собеседование, и от лишнего расстройства, если не будете «удостоены» ответа.

Но прежде чем мы расскажем о том, как составить идеальное резюме, давайте разберем несколько мифов, которые осложняют нам жизнь. И зачастую не только портят наше резюме, но и мешают найти хорошую работу.

 

Миф первый. На хорошее место можно устроиться только по знакомству.

Этот стереотип пришел из лет проклятого застоя, когда во множестве организаций руководство волновал не профессионализм работника, а возможность оказать услугу нужному человеку. Ради справедливости стоит сказать, что личные способности, например, продавца, тогда и в самом деле значили не очень много: завезли бутылочное пиво – будет план; есть только кабачковая икра – тут уж как ни крутись, плана не сделаешь. Но сегодня, к счастью, многое изменилось. Хотя и нельзя сказать, что прием на хорошие должности на том основании, что у кого-то очень «полезный» папа, окончательно исчез. Увы, это случается, и гораздо чаще, чем можно было бы ожидать при капитализме. Но все-таки под приемом на работу «по знакомству» в наше время стоит скорее понимать не «блат», а рекомендацию. Когда появляется вакантное место, в первую очередь обзванивают коллег из других фирм и интересуются, не могли бы они кого-нибудь порекомендовать. Подобная рекомендация дает относительную гарантию, что кандидат на должность, во-первых, профессионал, а во-вторых, «нормальный», то есть может уживаться в коллективе. Поэтому, уходя с работы, никогда не порывайте связи с бывшими коллегами, вполне может быть, что они вам еще пригодятся. Но все-таки, анализируя рынок в целом, можно сказать, что «по знакомству» нанимают не более пятидесяти процентов работников. Хотя, безусловно, есть такие сферы, порою с очень маленькими зарплатами, куда без «блата» не устроишься. Там уже все расписано на годы вперед – когда чьего родственника брать. Конкретизировать не будем, вы, наверное, и так догадались. В других пятидесяти процентах весьма высокие и престижные должности занимают люди «с улицы», просто приславшие резюме и имеющие подходящий опыт. Так что никогда не теряйте надежды.

 

Миф второй. Без диплома никуда.

Диплом хорошего вуза, конечно, весьма важен при устройстве на работу. Просматривающий резюме кандидатов на солидную вакансию вряд ли обратит внимание на соискателя с «неоконченным средним». Другое дело, что опыт может все перевесить, и отсутствие у вас профильного образования работодателя волновать не будет. Что же делать, если вы видите, что должность прямо «ваша», а необходимого образования у вас нет? Если опыт позволяет вам занять эту должность, то просто «забудьте» про графу «образование». А если вы подозреваете, что служба безопасности фирмы не будет проверять ваши данные, а эту графу никак не обойти, то просто напишите какой-нибудь вуз, необязательно профильный. Если вы хорошо покажете себя на собеседовании, то, скорее всего, этот вопрос больше подниматься не будет. Но только тссс, мы вам этого не говорили. Помните, что подделка диплома – дело уголовно наказуемое, а вот за простое вранье вам ничего не будет. Худшее, что может произойти, – вас просто не примут на работу. Ну и нужна вам такая работа, где смотрят на бумажку, а не на реальный опыт, которым человек располагает?

 

Миф третий. Резюме должно соответствовать всем заявленным в вакансии параметрам.

Совсем необязательно. Если ваше резюме понравится работодателю, то он закроет глаза на множество «недостатков». Но, безусловно, не в том случае, когда требуется опыт бухгалтера, а вы до этого работали грузчиком. Так что знайте меру. Но, например, о том, что вы не вписываетесь в пределах нескольких лет по возрасту, можно смело забыть. В больших корпорациях, кстати, обычно собирают базу резюме, и, возможно, отказав вам в этот раз, пригласят в следующий, когда ваша специализация будет более востребована. В таком случае необязательно посылать резюме на какую-то конкретную вакансию, можно просто предложить свои услуги.

 

Миф четвертый. Без опыта ты никому не нужен.

В большинстве мест, и в самом деле, требуется опыт, и чем больше – тем лучше. Но многие работодатели, наоборот, избегают «опытных» и, по их мнению, «испорченных» работников, предпочитая обучать персонал самостоятельно. Такое происходит, например, в некоторых отделах продаж. Некоторые печатные издания избегают брать выпускников журфака. Есть еще ряд примеров, но они слишком специфичны, чтобы приводить их в книге. Помните: порою можно прорваться и без опыта, пусть и на не слишком заметную должность. Зато потом ваши шансы сделать карьеру в этой фирме будут гораздо выше.

 

Миф пятый. В Интернете работу не найти.

Если вы желаете устроиться грузчиком или продавцом – безусловно. А вот большинство вакансий на офисные должности выставляется как раз в Интернете. Многие также считают, что Сеть просто переполнена мошенниками, представителями различных видов маркетинга и пр. Они там и в самом деле есть, но вовсе не в таком количестве. Напороться на мошенника можно и по объявлению в газете. А избежать представителей сетевого маркетинга, на которых вы лишь зря потратите время, очень просто: никогда не отзывайтесь на объявления без четкого указания вакансии. Интернет занимает в нашей жизни все большее место, и его использование значительно увеличивает шансы на трудоустройство. На сайтах многих компаний существуют разделы, где можно оставить свое резюме, чтобы они имели вас в виду. А также там всегда есть раздел «вакансии», где объявления появляются гораздо раньше, чем в печатных изданиях или рекрутинговых фирмах. Помните, что, отзываясь непосредственно на вакансию, вы уменьшаете свои шансы, так как у вас сразу же появляется множество конкурентов, которые в это же время высылают работодателю свои резюме. А вот если ваше уже лежит у него в загашнике, то шанс, что позовут именно вас, увеличивается. Впрочем, это относится не только к поиску работы в сети. Свое резюме можно разослать и по почте. Так сказать, «про запас».

 

Миф шестой. Идеальное резюме.

Такого резюме не существует. Вернее, оно есть, но для каждой конкретной вакансии его надо составлять заново, учитывая требования работодателя. Работодателей зачастую интересуют совершенно разные вещи. Запомните – нельзя составить резюме один раз и успокоиться.

 

Глава 4

Собеседование

 

Первое, что необходимо сделать, придя на интервью, – выключить мобильный телефон.

Входя к интервьюеру, не забудьте постучаться, представиться, улыбнуться (искренне!) и назвать его по имени-отчеству.

У неопытных артистов возникает проблема, куда деть руки на сцене; претендующие на должность мучаются, не зная, куда смотреть на интервью. Смотреть в глаза собеседнику – слишком доминантно, отводить взгляд, прятать его – еще хуже. Выход здесь простой: смотрите интервьюеру в переносицу, между бровями.

Не начинайте разговор сами, дождитесь, пока ваш собеседник задаст ему направление. Не пытайтесь давить на собеседника – ничего хорошего из этого не выйдет.

Старайтесь поменьше жестикулировать, не чешите нос, не прикрывайте ладонью рот. Последние два жеста, по мнению многих интервьюеров, говорят о том, что вы врете. Если у вас есть какая-то навязчивая привычка, например, постоянно чесать в затылке или ерошить волосы, обратите на нее внимание и постарайтесь на время собеседования забыть о ней.

Не плачьтесь рекрутеру на жизнь, не пытайтесь его разжалобить («полгода уже без работы маюсь, а ведь у меня дети»). Эффект будет прямо противоположный тому, на который вы рассчитываете. Рекрутеры, они как девушки: когда вас все хотят, даже если вы и не вызываете симпатии, любопытство заставит их, как минимум, пристальнее к вам приглядеться. А если вас никто не хочет, не захочет вас и рекрутер, несмотря на ваши великолепные данные.

Не вздумайте рассказывать о том, что были в субботу в синагоге или в воскресенье на литургии, если, конечно, вы устраиваетесь не в организацию с религиозным уклоном. Также подальше обходите скользкие темы политики и секса.

Ни в коем случае нельзя критиковать прошлое начальство. Даже если вы критикуете прямых конкурентов своих потенциальных работодателей, и они кушать не могут, так их не любят, всю вашу критику новый работодатель будет автоматически примерять на себя. И вряд ли ему это понравится.

Не спешите отвечать на задаваемый вопрос, но и не тяните с ответом. Сосчитайте мысленно до двух, представьте все, что сейчас скажете, и начинайте.

Обязательно прозвучит вопрос о ваших недостатках. Не стоит отвечать, что деретесь без причины или порою много пьете. Даже если это правда. Но и говорить, что «недостаток лишь один: слишком много работаю», также не рекомендуется. Этот ответ все уже знают, и никакого впечатления он не производит. Придумайте что-нибудь поновее. Например, скажите, что вы порой слишком требовательны к подчиненным и заставляете их доводить любую работу до идеала. Или, например, признайтесь в том, что ленивы и потому делите работу на маленькие части, чтобы не так страшно было к ней приступать. Короче говоря, ответ должен означать, что ваши недостатки являются продолжением ваших достоинств. Да, кстати, не говорите, что планируете дела на вторую половину дня, несмотря на то что многие пособия дают такой совет. Эта фраза давно устарела.

Подготовьтесь к тому, что вам будет задано несколько неприятных вопросов. На самом деле рекрутер не ожидает, что вы сразу выболтаете ему все свои недостатки. Он просто хочет проверить вас на излом, посмотреть, насколько вы зрелая личность, можете ли держать удар. Так что не нервничайте, отвечайте спокойно, размеренно и, главное, логично. Не путайтесь в показаниях. И не обижайтесь на собеседника – работа у него такая.

Не забудьте и сами задать вопросы о графике работы, длительности испытательного срока, размере зарплаты, регулярности выплат, социальном пакете и обо всем, что вас интересует. Также ст о ит спросить о деятельности компании, чтобы продемонстрировать, как вы заинтересованы в этой работе.

Если вы провалили собеседование, возблагодарите мать-природу за полученный бесценный опыт, тщательно проанализируйте, где вы ошиблись, и постарайтесь не допустить этих ошибок в следующий раз.

Помните, что с вами беседует не функция, а живой человек, и причиной отказа может послужить просто личная антипатия. Ему, например, не понравились ваши грязные ботинки, то, что вы жевали жвачку, а потом прилепили ее к его столу или то, что, заходя на собеседование, вы покурили и от вас пахло табаком.

Специалисты выделяют несколько традиционных ошибок на интервью. Вот они:

1. Неформальная речь. Помните, вы беседуете с должностным лицом, а не с приятелем в баре. Не старайтесь казаться крутым или, тем более, употреблять это слово и подобные ему слова. Забудьте про сленг и замените в своем монологе «пацаны» на «коллеги», а «бабло» на «прибыль».

2. Неконкретные высказывания. Понятно, что все ваши жизненные коллизии прочно запечатлелись у вас в голове, поэтому, когда вы слегка намекаете на них, они сразу восстают в памяти. Но, увы, ваш собеседник отсутствовал, когда вы продали партию холодильников эскимосам, и потому стоит ему объяснить, что эскимосы живут на Чукотке, и там очень холодно. Укажите, что холодильников было 982 штуки, а не «очень много». Не говорите, что контракт был подписан «очень быстро», скажите, что вам удалось сделать это за три часа.

Не злоупотребляйте местоимением «мы»: ваш собеседник не знает, кто такие эти «мы». Поясните: мы, то есть маркетинговый отдел под моим руководством, разработали новый способ…

3. Язык из прошлого. Говоря о своих рабочих проблемах, вы привыкли оперировать определенными понятиями. На прошлой работе все были «в теме» и сразу понимали вас. Теперь ситуация изменилась. И потому, рассказывая об усовершенствовании модели 232А/Д987, поясните, что вы разработали новый интерфейс для панели заказов кофейного аппарата.

Не ст о ит употреблять и сокращения, принятые в старой компании. Если вы хотите сказать, что постоянно взаимодействовали с сотрудниками, например, ОВБ, скажите: «Я постоянно общался с людьми из отдела выносных блоков». Иначе, в лучшем случае, вы не будете поняты и ваши достижения останутся незамеченными. А если в новой фирме существует отдел внутренней безопасности, то интервью, считайте, провалено.

4. Стеснительные слова. Мы часто стесняемся, говоря о себе, употреблять слова типа «профессионально», «великолепно», «очень хорошо». И на вопрос рекрутера вы, прекрасно разбирающийся в компьютерах, отвечаете: «Знаю более-менее…» Вам кажется, что это просто кокетливая скромность, но на самом деле, если вас зовут не Билл Гейтс, о ваших компьютерных достижениях знает удивительно малое количество людей. Так что не стесняйтесь, скажите прямо: «Я отлично разбираюсь в компьютерах, как в „железе“, так и в программном обеспечении». Смешно, но именно из-за уклончивых ответов вакансия частенько достается человеку, который менее профессионален, чем остальные претенденты, но зато гораздо лучше умеет говорить о своих достижениях.

5. Короткие ответы. Никогда не отвечайте на вопросы работодателя фразами типа «да» или «да, работал». Если у вас спрашивают, умеете ли вы обращаться с компьютером, то отвечайте не «да, умею», а «Я опытный пользователь, на предыдущем месте работы я время от времени помогал коллегам, выполняя обязанности администратора. Я могу работать в программах (здесь должен быть длинный и полный список программ, которые вы сможете запустить самостоятельно)».

6. Длинные ответы. Очень часто вместо конкретного ответа претендент начинает умничать, уходит в разнообразные дебри (иногда просто для того, чтобы показаться умнее), но так и не доходит до нужной интервьюеру сути. Помните, что на собеседовании ответ не может длиться более двух минут. Говорите конкретно, по делу, максимально информативно и в то же время предельно коротко.

Помните, что ваша сбивчивость, перескакивание с темы на тему, отсутствие конкретных фактов воспринимаются собеседником как ложь или как попытка эту ложь замаскировать.

Запомните эти шесть главных ошибок и попытайтесь никогда их не совершать.

С общими советами закончено. Теперь давайте поговорим о мелочах. Которые, как известно, гораздо важнее всего прочего.

 

Психологический настрой

 

Идя на собеседование, помните, что призы всегда забирают победители. Получите ли вы приз в виде рабочего места, зависит во многом от того, как вы будете себя ощущать. Если придете с мыслями что «все равно меня не возьмут», то, скорее всего, так и будет, даже если вы подходите по всем параметрам. А если вы будете чувствовать уверенность в себе, она вполне может искупить некоторые недочеты в вашем резюме.

Поэтому помните, главное – не волноваться на собеседовании. Будьте собранными, внимательными, остроумными и абсолютно спокойными. Отнеситесь к собеседованию с легкостью, как к новому жизненному опыту. Собаки чувствуют людей, которые их боятся, так как при страхе у человека выделяется особый гормон. Люди, конечно, не собаки, но тоже, часто просто подсознательно, чувствуют страх, который вы испытываете. И отношение к вам меняется не в лучшую сторону.

В то же время не перегибайте палку, не делайте вид, что вы «просто мимо проходили», и это собеседование вас совершенно не волнует. Это одна из распространенных ошибок. Вам не следует бояться, но при этом интервьюер должен почувствовать, что собеседование для вас важно, и вы подходите к будущей работе со всей серьезностью.

 

Вопросы, которые вам могут задать на собеседовании

 

Те, кто проводит собеседования, не слишком большие фантазеры, и вопросы всегда и везде задаются примерно одни и те же. Ст о ит, правда, признать, что сама ситуация не располагает к разнообразию вопросов. Ниже мы приведем список вопросов, которые наверняка прозвучат на собеседовании, чтоб вы могли спокойно подготовиться к ним и решить, как на них отвечать.

 

Почему Вы выбрали именно нашу компанию? (эту профессию, такое образование)

Правильный ответ: Расскажите, что именно эта компания (должность) позволит вам реализовать свои способности, знания и опыт. Добавьте немного конкретики, описав деятельность компании и то, как вы, благодаря вашему опыту и знаниям, можете принести ей пользу.

Неправильный ответ: «Меня привлекает интересная работа, а ваша компания одна из ведущих на рынке». Не говорите общими фразами!

 

Ваши сильные стороны?

Правильный ответ: Опишите те свои качества, которые нужны при работе, на которую вы претендуете. Хвалите себя как можно лучше и не забывайте при этом быть конкретным!

Неправильный ответ: «Ну, не мне об этом судить» или «Все указано в моем резюме».

 

Почему вы ушли с предыдущего места работы?

Правильный ответ: Вы стремитесь более полно реализовать себя как специалиста и хотите выполнять более сложную работу, соответствующую вашему потенциалу (вариант: нужен опыт руководящей работы). Также можно указать, что ухудшились условия труда, закрылась фирма (или ее подразделение) или изменились критерии оплаты. Можете, ответив, спросить, почему ушел сотрудник, ранее работавший на облюбованном вами месте (если это не новая вакансия); заодно проясните и микроклимат в компании.

Неправильный ответ: «Во-первых, там начальник – монстр. Во-вторых, они давали нереальные планы, и я не мог их выполнить. Это, как его, волюнтаризм! В-третьих, там все сотрудники – подонки!»

 

Как вы представляете свою карьеру через пять лет?

Правильный ответ: Скорее всего, вопрос связан с теми опасениями рекрутера, что вы начнете активно делать карьеру и подсиживать начальство или коллег. Объясните, что вас привлекает горизонтальная карьера, совершенствование своих профессиональных умений и навыков.

Неправильный ответ: «Через пять лет меня здесь не будет!» или «Возглавлю вашу компанию!»

 

Как вы ведете себя в конфликтных ситуациях?

Правильный ответ: Вы отстаиваете свою позицию только по принципиальным вопросам, от которых зависит успех общего дела. По всем остальным легко идете на уступки.

Неправильный ответ: «Вот у нас был производственный конфликт, так я одному мужику руку сломал!» Избегайте любых конкретных примеров конфликтов. Это вам кажется, что вы не только были абсолютно правы, но и вели себя очень мягко. Постороннему человеку может показаться что-то совсем другое.

 

Сейчас у вас есть другие предложения о работе?

Правильный ответ: Без хвастовства, спокойно глядя в глаза собеседнику, скажите, что, да, есть еще несколько предложений, но они вам интересны меньше, чем это.

Неправильный ответ: «Да меня просто на части рвут, вот даже не знаю, зачем к вам пришел!» или «Да кому я нужен в моем-то возрасте!»

 

Вы проходили интервьюирование в других местах?

Правильный ответ: Парочку на этой неделе прошел, еще несколько назначено.

Уточните, что интервью были недавно, то есть решения по ним еще не приняты. В случае, если вы заинтересовали рекрутера, это заставит его поторопиться.

Неправильный ответ: «Да нет, пока только резюме рассылаю…»

 

У нас возможны командировкии ненормированный рабочий день.

Ваша личная жизнь этому не помешает?

Правильный ответ: Обдумайте вопрос и ответьте честно. Все равно, рано или поздно, ваша личная жизнь может войти в конфликт с работой. Лучше сразу устраиваться в другое место.

Неправильный ответ: врать.

 

Какую зарплату вы рассчитываете получать у нас?

Правильный ответ: Лучше уклониться от этого вопроса, сказав, что вы еще не до конца представляете весь объем работ, и т. п. И вообще, сначала надо обсудить рабочие обязанности, а потом говорить о деньгах. Но если интервьюер настаивает, то попробуйте выяснить у него, сколько фирма думает вам предложить. Если он хочет сначала услышать вашу цифру, назовите сумму чуть больше средней по рынку или границы желаемой зарплаты от и до.

Неправильный ответ: «Я привык зарабатывать хорошо» или «Сколько дадите, такая и будет зарплата…»

 

По вашему мнению, каким должен быть начальник?

Правильный ответ: «Специалист, настоящий профессионал, лидер, строгий и волевой, который даст мне возможность испытать собственные силы, у которого я мог бы учиться, следовать его примеру. А если я сделаю что-то не так, то он даст мне хорошую взбучку!»

Это лучший ответ на такой вопрос. Никого не интересует, какой начальник вам нужен. Какого дадут, такой и будет. Этот вопрос – просто способ выяснить, склонны ли вы к конфликтам с начальством.

Неправильный ответ: «Свой в доску парень, настоящий друг, который прислушивается к своим подчиненным, а если и ругает за что-то, то максимально мягко и тактично».

Про главный вопрос всех интервьюеров, «расскажите про ваши недостатки», мы уже писали выше. И этот вопрос, и некоторые из перечисленных задаются не с целью узнать ответ, а с целью выбить вас из седла, заставить проболтаться, сказать что-то лишнее. Этой же цели служат и другие уловки интервьюеров.

 

Игнорирование

 

Вас пригласили в кабинет, но интервьюер словно не замечает вас. Беседует с коллегами, перекладывает бумаги на столе, что-то печатает на компьютере.

Не стойте столбом, подойдите к его столу, поздоровайтесь, извинитесь, что прерываете беседу, представьтесь. Но не унижайте себя, избегайте просительных интонаций: вы равные деловые партнеры, вы пришли на деловую беседу, а не к барину просить в долг овса до урожая.

Цель этой уловки – оценить вашу инициативность, понять, можете ли вы самостоятельно начать беседу, проверить вашу уверенность в себе – ведь она зависит как раз от того, насколько вы цените себя как специалиста.

 

Неудобное положение

 

Далее интервьюер предложит вам присесть. Это может оказаться слишком глубокое кресло или неудобный стул. Скажите, что вам неудобно, и попросите разрешения пересесть. Также вам в глаза может светить настольная лампа или солнечные лучи из окна.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.115 с.