Крито-микенское изобразительное искусство и архитектура — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Крито-микенское изобразительное искусство и архитектура

2021-06-01 36
Крито-микенское изобразительное искусство и архитектура 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Еще задолго до эллинов на берегах Эгейского моря существовала другая цивилизация - эгейский мир. Центром эгейского мира был остров Крит. Раскопки на Крите начались в 1900 г. английским ученым Артуром Эвансом (1851 -1941), он тщательнейшим образом исследовал открытую им культуру, дал ей название минойской. Главным памятником эгейской культуры является Кносский дворец.  При раскопках дворца были обнаружены глиняные таблички с письменными знаками ("линейное письмо А").

При всей сложности и запутанности плана дворца в нем прослеживается определенный эстетический и планировочный принцип. К главным входам во дворец вели широкие парадные лестницы. Примерно в центре дворцового комплекса находился большой, вытянутый с севера на юг прямоугольный двор. В западной части дворца был расположен большой тронный зал. Так называемый большой Коридор процессий, определяя основной маршрут восприятия архитектуры, вел к парадным залам.

Хотя основой архитектурной конструкции дворца являлась стена, несущая на себе груз потолочных перекрытий, все же большую роль играли и колонны - оштукатуренные и окрашенные деревянные столбы, установленные на каменном или гипсовом основании. Своеобразие этих колонн состоит в том, что они расширяются кверху. Для Кносского дворца характерно, что его архитектурный образ определяется не особой трактовкой монументального объема, а живым богатством развитого внутреннего пространства.

Стены дворца были покрыты нарядными фресками с изображением торжественных церемоний, культовых праздников, на Крите культ быка был государственной религией. В этой связи особенно привлекает своей пластической выразительностью фреска "Игры с быком" (1500 г. до н.э.). Художник изобразил стремительно бегущего быка, через которого прыгают акробаты. Композиция пронизана движением. Сама природная стихия, окружавшая критских художников, - близость моря, порывы ветра, поднимающие шквал волн, - способствовала появлению в их искусстве таких динамичных композиций. Орнамент, которым нередко украшались стены дворца, напоминал стилизованный рисунок морских волн.

В святилищах Крита были найдены раскрашенные статуэтки богинь со змеями, они изображены в момент произнесения заклинания. Змея у критян считалась добрым божеством, охраняющим благосостояние дома. Богини одеты как придворные дамы, их образы при внешней статичности наполнены внутренней энергией. Монументальная круглая скульптура Крита до наших дней не сохранилась.

Критская керамика так называемого стиля "камарес" представляет гармоничное сочетание формы и росписи. Морская тема - основной мотив эгейских ваз. Критский вазописец всегда стремился рисунком подчеркнуть шаровидную форму сосуда, изображая плавными линиями морских обитателей. Такова, например, "Ваза с изображением осьминога" (1500 г. до н.э.). В критской керамике мы не встретим изображения человека, сюжетных композиций. Вазы, необходимые в быту, художник украшал цветами, орнаментом, примером могут являться вазы "дворцового стиля". Необычен колорит критской керамики: сочетание красного, желтого, черного, белого цветов в изображении орнамента олицетворяет собой яркий, радостный художественный мир Крита.

На рубеже III-II тыс. до н.э. произошло завоевание Крита греками-ахейцами. Центрами ахейской культуры были города Микены и Тиринф.

Наиболее значительные памятники ахейской архитектуры обнаружены в Микенах. Расположенные на скалистых холмах акрополи (укрепленная часть города на возвышении) были окружены мощными тяжеловесными стенами, выложенными из огромных, грубо отесанных квадров так называемой циклопической кладки. Вход в город Микены - "Львиные ворота" - представляет собой квадрат с фронтонным завершением в виде двух львиц, опирающихся передними лапами на пьедестал с колонной. В планировке акрополей XIV-XIII вв. до н.э. центральное место занимал дворец царя. Важной особенностью микенских дворцов являлось наличие так называемого мегарона, занимавшего центральное положение в планировке. Это было большое прямоугольное в плане помещение. Центром мегарона был домашний очаг, связанный прежде всего с культом огня. Перекрытие зала поддерживали четыре расширяющиеся кверху колонны, расположенные вокруг отверстия в потолке над очагом. В мегарон вели большие сени - продомос. Вход в продомос был оформлен наружным портиком с двумя колоннами, расположенными между выступающими торцами стен, так называемыми антами (прямоугольный план мегарона и портик в антах станут в будущем основой конструкции греческого храма).

Особое место в ахейской архитектуре занимали погребальные сооружения (/полосы). Наиболее древними были глубокие, так называемые шахтовые гробницы, образцы которых хорошо сохранились в Ми-копах.

В прикладном искусстве ахейцев исключительно большое место занимали предметы, выполненные из драгоценных металлов; среди них главным образом выделяются выполненные из тонкого листового золота маски, наделенные портретными чертами (маска Агамемнона XVI в. до н.э.). Из золота чеканились и массивные, тяжеловесные кубки, чаши, сосуды, на некоторые из них наносился простой растительный орнамент (пальметты, листья, розетки и т.д.). Ахейцы были большими мастерами по изготовлению оружия, которое они украшали резьбой, инкрустацией. Помимо шахтовых гробниц у ахейцев были купольные гробницы, круглые в плане, выложенные из камня, с сужающимся кверху пространством (гробница Атрея, XV в. до н.э.).


 

15. Древнегреческое изобразительное искусство и архитектура эпохи архаики.

Самые ранние художественные стили возникли в восточных деспотиях, располагавшихся на территориях больших оазисов, где нещадно палит солнце и лишь земли, орошаемые реками, дают пропитание; эти стили оставались почти неизменными на протяжении тысячелетий. Иные условия сложились в более мягком климате соседних приморских земель - на больших и малых островах восточного Средиземноморья, на сильно изрезанных побережьях Греции и Малой Азии.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.