Психологические проблемы конфликтности человека — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Психологические проблемы конфликтности человека

2021-05-28 21
Психологические проблемы конфликтности человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Исследование проблемы конфликтности в психологии ХХ столетия проводилось достаточно интенсивно. Конфликтность субъекта чаще рассматривается в литературе, как склонность к реализации конфликтного поведения в межличностном взаимодействии (Н.Н. Вересов, С.М.Емельянов, Г.И.Козырев и др.).

Слово конфликт происходит от латинского "conflictus", что означает столкновение, распря, разногласие, спор грозящий осложнениями. Неслучайно понятие «конфликт» в словаре "Психология" (1990 г.) трактуется как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Далее поясняется, что в основе любого конфликта всегда лежит некоторая ситуация, которая содержит противоречие либо в позициях сторон по какому-либо вопросу, либо в несовпадении целей или средств их достижения, либо в несовпадении потребностей людей, их интересов и желаний.

Б.И. Хасан (76) дает следующее определение, в котором также подчеркивается динамический аспект. «Конфликт – это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимоизменяют друг друга, требуя для этого специальной организации. При этом важно учитывать, что действие можно рассматривать и во внешнем, и во внутреннем плане. Вместе с тем любой конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, то есть воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Можно считать достаточно очевидным, что для своего разрешения противоречие непременно должно воплотиться в действиях, в их столкновении. Только через столкновение действий, буквальное или мыслимое, противоречие себя и являет».

В.Г. Каменская (38) считает, что первое, что необходимо отметить относительно конфликтов и конфликтных ситуаций, так это то, что конфликт является неизбежным и объективно существующим явлением любой формы жизни, начиная от жизни животных и кончая сложнейшими феноменами психического бытия человека. Второе – конфликты, в зависимости от конкретной ситуации и качественных особенностей участвующих в нем партнеров, могут иметь как разрушительные последствия, вплоть до физического уничтожения, так и созидающее и развивающее влияние на участников конфликта

Современное представление о конфликтности субъекта общения во многом определили идеи классиков западной психологии, представителей психоаналитического, ситуационного и когнитивного подходов (А. Адлера, М. Дойча, К. Левина, З. Фрейда, К. Хорни, и др. (22)).

Представители психоаналитического подхода высказывали идею обусловленности социального поведения индивида его личностными особенностями и невротической природой психики. По Фрейду, человек на протяжении всей своей жизни находится в состоянии внутренней и внешней борьбы с окружающим его миром и причины межличностных конфликтов необходимо искать в сфере бессознательного.

Ученик и последователь З. Фрейда германо-американский ученый А. Адлер, видел истоки проблем конфликтности с окружающими в ощущении индивида собственной неполноценности и сопряженным с ним неврозом. «Невротический стиль жизни» сопряжен «с чувством постоянной угрозы самооценке, ощущением неуверенности и повышенной чувствительностью», невротик находится «как бы в состоянии постоянной осады».

Непосредственно социальный контекст понимания природы конфликта, внесли американские ученые – Г. Салливен (23), Э. Фромм, К. Хорни, эту точку зрения высказывают ряд ученых (А.И. Анцупов (6), Н.В. Гришина (22),  А.Я. Шипилов (6)).

По мнению Э. Фромма, социум влияет на личность. Поэтому основная причина трудностей во взаимодействии с другими людьми заключается, в отсутствии у человека возможности реализовать в обществе свои основные личностные потребности, такие как стремление к свободе и безопасности (Л. Хьелл, Д. Зиглер,). Э. Фромм видел положительную роль «действительного» конфликта в том, что он переживается на «глубоком уровне внутренней реальности» и ведет к катарсису, из которого «оба человека выходят обогащенными знанием и силой».

Следующим представителем данного подхода является Карен Хорни (23). Она изучала природу внутриличностных конфликтов. По ее мнению, конфликтная стратегия поведения человека есть ответная реакция индивида на базальную тревогу, сформировавшуюся у него еще в период детства. Тревожность у ребенка возникает на почве недоброжелательного отношения к нему его родителей и близких. У К. Хорни - межличностные конфликты являются внешним проявлением внутренних противоречий.  

Конфликтность субъекта в психоанализе - следствие внутренних противоречий психики. Такой точки зрения придерживались не только классики раннего психоанализа, но и их более поздние последователи. Так, например, В. Шутц в своей концепции фундаментальной ориентации межличностных отношений, рассматривает социальную жизнь взрослого человека, с точки зрения ее предопределенности опытом детства, «формирующим фундаментальные межличностные потребности и соответствующий личностный тип, который либо задает адекватную интеграцию в отношениях с другими, либо создает проблемы в сфере межличностных контактов» (3).

Дальнейшее развитие проблематики конфликтности в зарубежной и отечественной психологии во многом связано с ситуационным подходом. Представители ситуационного подхода рассматривали происхождение конфликта, с точки зрения реакции на изменение внешней ситуации взаимодействия, изучали внешние детерминанты, влияющие на возникновение, развитие и завершение конфликта. Они предполагали, что конфликтность личности связана с мерой фрустрации субъекта в конфликтной ситуации. По мнению Н.В Гришиной, первыми исследованиями в области «изучения конфликтов как реакции на внешнее воздействие, стали работы по изучению агрессии и созданию концепции фрустрационной детерминации агрессии» (Дж. Долларда, Л. Дуба, Н. Миллера, Ф. Петермана, А. Бандуры и др.(22)).

Д. Долард в своей теории фрустрации (фрустрация – дезорганизация поведения, вызванная невозможностью справиться с трудностями) утверждал, что сдерживание слабых проявлений агрессии приводит к ее нарастанию и усилению, вследствие чего и возникает конфликт. А.Бандура также рассматривал агрессию «как результат социального научения» и разрабатывал способы коррекции отклоняющегося поведения.

В рамках концепции фрустрационной детерминации агрессии социальные конфликты понимаются как форма поведенческой реакции, агрессивного ответа на фрустрирующую ситуацию. Таким образом, прослеживается прямая связь между проблемой агрессии и изучением конфликтов. Ситуационный подход объединил в себе две точки зрения, объясняющие причину возникновения конфликта: биологическую (агрессивность) и социальную (фрустрация) (22).

В 60-е годы ХХ века, на стыке психоанализа и символического интеракционизма, появился новый теоретический подход к анализу конфликтности – это теория трансактного анализа Э.Берн. Структура личности, по мнению Э.Берна, включает в себя три компонента состояний «Я», каждому из которых он дал определенное название в соответствии с той ролью, сценарий которой человек разыгрывает в момент взаимодействия - это «Ребенком», «Взрослый» и «Родитель». В каждом человеке эти «трое» живут одновременно, хотя и проявляются в каждый момент поодиночке» (Э. Берн, 1992, с.390). С точки зрения трансактного анализа каждый участник межличностного взаимодействия занимает одну из трех позиций с соответствующей ей стратегией поведения. Общение эффективно тогда, когда трансакции совпадают. В ситуации перекрещивающихся трансакций (стимул и реакция) взаимодействие прекращается, «именно скрытые трансакции показывают механизм манипулирования человеком» (15). Если трансакции не пересекаются, то коммуникация эффективна и взаимоотношения бесконфликтны, в случае их пресечения коммуникация прерывается, вследствие чего и может возникнуть конфликт.

Таким образом, в теории Э.Берна реализован личностно-ситуативный подход связывающий внутренние характеристики субъекта проявляющиеся во внешней ролевой позиции с трансактным процессом общения.

Предпринятый нами анализ различных подходов в изучении развития конфликтов показал, что существуют разнообразные варианты проявления конфликтности.

Наиболее общей типологией является разделение конфликтов на три основные группы:

1. внутриличностные (противоречия внутри одной личности, борьба мотивов, влечений, интересов и пр.);

2. межличностные конфликты, в которые вступают двое и более участников;

3. межгрупповые, отличающиеся тем, что конфликтующими сторонами выступают различные социальные группировки (сюда относят собственно межгрупповые конфликты, межорганизационные, классовые, межгосударственные, межнациональные).

 Эта классификация встречается практически в любом психологическом словаре и пособии по психологии (А.Я. Анцупов (6), Н.Н. Вересов, С.М. Емельянов (27), Г.И. Козырев, Н.И. Шевандрин, А.И. Шипилов (6) и др.).

Категория «внутриличностный конфликт», на наш взгляд, наиболее полно определяется, как «конфликт внутри психического мира личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов» (27).

Из работ зарубежных и отечественных ученых-психологов известно, что во внутреннем мире человека существует множество проблем, противоречий и неудовлетворенных желаний (А. Адлер, А.Я. Анцупов, Р. Ассаджиоли, Ф.Е. Василюк, А.И. Захаров, Б.Ф. Зейгарник, В.Г. Каменская, К. Левин, В.В. Столин, Е.Б. Фанталова, З. Фрейд, К. Хорни, К. Юнг и др.).

По мнению С.М.Емельянова, внутриличностному конфликту свойственно:

§ в нем отсутствуют субъекты взаимодействия, т.к. борьба противоречий происходит внутри личности;

§ конфликт сопряжен с постоянным, отрицательным, эмоциональным напряжением;

§ тяжелые внутриличностные переживания сложно диагностируются.

В межличностных конфликтах существует ряд отличительных особенностей, которые характерны для данного типа конфликтов. Во-первых, в межличностных конфликтах всегда присутствует ситуационное противоборство интересов, позиций, личных мотивов участников столкновения. Во-вторых, в рамках межличностного конфликта проявляется все разнообразие известных причин провоцирующих конфликт, как объективного, так и субъективного характера. В-третьих, межличностные конфликты в ситуации затруднительного и обостренного взаимодействия являются своеобразным «полигоном» демонстрации личностных характеристик и особенностей оппонентов. В-четвертых, межличностные конфликты всегда отличаются высокой эмоциональностью, напряженностью, и возникают любой сфере жизни и деятельности человека (семья, учебные заведения, производство и т.д.) В-пятых, межличностные конфликты обладают широким спектром вовлеченности интересов, всех кто хотя бы в какой-то мере имеет отношение к противоборствующим сторонам.(27).

В отечественной психологии кроме понятия «конфликт» рассматривается конфликтная ситуация, в которой различаются участники (субъекты) и объект конфликта. Однако конфликтная ситуация может определенное время находиться как бы в латентном состоянии, когда ее основа уже объективно есть, но она не развилась. Для развития конфликта необходим инцидент.

Ф.М.Бородкин и Н.М.Коряк  определяют конфликт, как «конфликтная ситуация плюс инцидент» (14).

Конфликтная ситуация имеет место во всех случаях, когда есть участники с несовпадающими позициями, объект конфликта, но нет открытого столкновения, осознанного оппонентами (т.е. инцидент).

Авторы отмечают, что возможны три варианта возникновения инцидента. Первый вариант - когда очевидна инициатива одного или обоих участников. Второй вариант - независимо от воли и желания участников, вследствие объективных обстоятельств. Третий вариант - случайно, например, из-за чей-то ошибки. Аналогично могут возникнуть и конфликтные ситуации (по инициативе, объективно, случайно).

Очень важно для понимания психологии конфликта представление о том, что конфликтная ситуация и инцидент "ведут себя" в определенном смысле независимо. Так Ф.М. Бродкин и Н.М. Коряк  указывают, что конфликтная ситуация может определяться объективными обстоятельствами, а инцидент - возникнуть случайно.

Конфликтная ситуация может создаваться специально с определенной целью, либо без нее, например, "из вредности" (даже во вред себе). Таким образом, выделены четыре типа инцидента по характеру их возникновения: объективные целенаправленные, объективные нецеленаправленные, субъективные целенаправленные и субъективно-нецеленаправленные (14).

Возникшую конфликтную ситуацию можно иначе назвать потенциальным конфликтом, который не всегда заканчивается инцидентом и переходит в категорию актуального конфликта (именно его на обыденном языке мы и называем конфликтом).

Внутренние психологические причины, толкающие людей к конфликтам, в психологии принято называть мотивом конфликта. Конфликты могут возникать и при наличии любых внутренних мотивов у хотя бы одного из участников даже без реального объекта (зона противоречия). Это те случаи перманентно-враждебных отношений, когда объект для конфликта всегда отыщется. Подобные конфликты называются эмоциональными. К ним относят все конфликты, вызванные чувством антипатии и враждебности.

И так, что бы понять суть любого конфликта необходимо обратиться к анализу его составляющих, а именно: каков объект противоречия, внутренняя позиция, есть ли конфликтная мотивация, каковы цели и интересы оппонентов, кто участники, в чем конфликтная ситуация, есть ли инцидент, какова динамика, внешняя позиция участников.

Поведение человека направленное на преобразование конфликтной ситуации представляет собой серию действий, которые можно разделить на три основные группы: - действия связанные с предметом конфликта;. действия по достижению результата, связанного с партнером (достижение определенного состояния партнера или состояния отношений с ним);. действия по оправданию, объяснению своих поступков в глазах окружающих (39, С. 109).

Проблема динамики и управления конфликтом становится центральной в рамках деятельностного подхода.

Деятельностный подход изучает межличностные конфликты с позиций содержания и эффективности совместной деятельности членов группы или активности отдельного субъекта. На современном этапе исследованиями в рамках данного подхода ведутся: А.Я. Анцуповым, В.М. Афоньковой, Ф.М. Бородкиным, Н.В. Гришиной, А.И. Донцовым, Е.А. Донченко, Н.М. Коряк, Д.Л. Моисеевым, А.Н. Олейник, Т.А. Полозовой, А.Ф. Пеленевым, В.Н.Петровским, А.Н. Панкратов, Т.М. Титаренко, Г.Р. Фишером, Н.И. Шевандриным, А.И. Шипиловым и др.

Другая проблема – динамика развития конфликтов. В наиболее обобщенном виде она включает в себя несколько стадий. Первая стадия - зарождение конфликта, когда возникает конфликтная ситуация, потенциальный конфликт. Вторая стадия - инцидент, когда выявляются действия участников, находящихся в противоречии. Далее идет стадия развития конфликта, затем стадия завершения. В динамике любой модели конфликта происходят стадии возникновения осознания инцидента и разрешения, при этом стадия осознания и инцидента могут варьироваться по времени возникновения: от ситуации, когда осознание предшествует инциденту, до ситуаций их одновременного возникновения и опережения инцидентом момента осознанности своего поведения (что особенно свойственно импульсивным людям). С.В.Ковалев (37) рассматривая "анатомию конфликта" выделяет следующие варианты соответствия между объективным и субъективным, в осознании конфликтной ситуации:

1. Адекватно понятый конфликт. Субъективное понимание ситуации соответствует ее объективным характеристикам.

2. Неадекватно понятый конфликт. В этом случае в понимании конфликта есть отклонения от реального положения дел.

3. Непонятый конфликт. Объективная конфликтная ситуация существует, но участники не воспринимают друг друга как оппонентов.

4. Ложный конфликт. Объективной основы для конфликта нет, но стороны воспринимают свои отношения как конфликтные.

Осознание объективной конфликтной ситуации приводит людей к инциденту. С.В.Ковалев (37), выявил, что переход к межличностному конфликту не всегда связан с объективным наличием основания для этого типа конфликта. Действия одного человека по отношению к другому могут быть способом разрешения внутриличностного конфликта. Тогда внутриличностный конфликт переходит в межличностный(45).

Стадия инцидента всегда сопровождается определенным обострением эмоциональных переживаний участников конфликта, развитие конфликта способствует нарастанию в первую очередь отрицательных эмоций.

Наряду с психоаналитическим, ситуативным и деятельностным подходом в современной психологии развиваются и другие подходы.

Так, энерго-эмоциональный подход объясняет межличностные конфликты с позиций эмоциональных или биоэнергетических изменений происходящих в личности в процессе общения (В.В.Бойко, М.С.Буянов, В.И.Гарбузов, Н.В.Жутикова, А.И.Захаров и др.).

Отдельным направлением исследования конфликтов становится вопрос о роли и функциях конфликта в деятельности и общении, последствиях повышенной конфликтности субъекта для развития его социальной жизни. Чаще всего этот вопрос ученые обсуждают в рамках проблемы конструктивного завершения конфликта. На основе влияния результата разрешения конфликта на его участников принято выделять конструктивный и неконструктивный конфликты.

В словаре "Психология" (1990 г.) конструктивный конфликт определяется как позитивно влияющий на структуру, динамику и результативность социально-психологических процессов и служащий источником самоусовершенствования и саморазвития личности.

Конструктивные внутриличностные конфликты приводят к преодолению внутренних, амбивалентных стремлений личности, их разрешение приводит к выходу из личностных кризисов и приводит к стабилизации внутреннего мира человека. Конструктивный межличностный конфликт улучшает отношения между людьми.

Таким образом, разделение конфликтов на конструктивные и не конструктивные заставляет ответить на вопрос о бесконфликтном поведении. Ставя вопрос о профилактике конфликтных ситуаций в общении, мы должны четко понимать, что речь не идет о преодолении вообще всех конфликтов до появления инцидента. Речь идет о четком понимании, какие конфликты могут быть конструктивными с точки зрения развития процесса взаимодействия, партнеров по общению. Такие конфликты не нужно предупреждать, их надо наоборот обострять и управлять ими. Если же конфликты не могут быть отнесены к разряду конструктивных, т.е. они разрушают позитивные отношения между субъектами общения, имеют тенденцию перерастать в затяжные эмоциональные, то их, конечно, следует предупреждать заранее и вести активную профилактическую работу по ликвидации причин их возникновения Г.М.Андреева, С.М.Емельянов, Г.И.Козырев, Л.А.Петровская,  и др.).

Деконструктивные конфликты несут в себе разрушение для отношений между участниками. Участники деконструктивных конфликтов затрачивают свою энергию на то, чтобы контролировать друг друга или оказывать противодействия ставя "палки в колеса"

Оценка завершения конфликта как конструктивного или неконструктивного возникает на основе эмоциональных и практических показателей деятельности и отношений. В случае появления негативных и разрушительных для личности и группы людей последствий, перерастании конфликтной ситуации до склоки можно определить завершение как неконструктивное.

Кроме конструктивных и деконструктивных конфликтов в психологии принято выделять (словарь "Психология", 1990, с. 401) так называемые стабилизирующие. Это конфликты в результате которых не происходит ни заметного улучшения, изменения, ни разрушения и неадекватных затрат, а наблюдается закрепление устоявшихся отношений, норм и т.д.

Множество типов конфликтов, специфика их динамики и завершения обусловлено наряду с прочими факторами особенностью личности участников конфликта.

Личностный подход, в рамках которого, осуществляется поиск индивидуально-психологических детерминант конфликтности субъекта является подходом, формируемым в рамках общепсихологического обращения к теме конфликтности.

По мнению Р.Блейка и Дж.Моутона стратегия поведения человека в конфликте обусловлена его способностью к корпоративности и напористости. В зависимости от их проявлений в конкретной личности люди демонстрируют пять основных стратегий поведения в конфликте (6).

Первый тип людей - люди, которые в любом конфликте стремятся к соперничеству, противоборству, проявляют открытую борьбу за свои интересы. Другие люди стремятся везде прийти к сотрудничеству, ищут решения удовлетворяющие интересы всех сторон на паритетных основах. Третьи отличаются проявлением компромиссов, которые достигаются благодаря различным уступкам. Четвертые стремятся сгладить все противоречия, готовы поступиться своими интересами. Их стратегию авторы называют "приспособленчеством". Пятые просто избегают любых конфликтов, убегают от них при возникновении конфликтной ситуации (там же).

Все перечисленные различия поведения людей обусловлены их личностными индивидуально-психологическими особенностями, которые должны учитываться в любом конфликте. Темперамент, характер и способности человека оказывают значительное влияние на развитие конфликта и поиск его оптимального разрешения.

Дж. Скотт  предложена типология наиболее трудных в конфликтных ситуациях людей (вне зависимости от их возраста и специальности). Типология наиболее трудных в конфликтах людей интересна и с точки зрения сохранения собственной самооценки, когда из-за личностных особенностей партнера ситуация кажется неразрешимой и мы начинаем искать свою вину.

Джини Г.Скотт выделяет в своей книге "Способы разрешения конфликтов" (1991г.) такие типы как: «агрессивисты», «жалобщики», «молчуны», «сверхпокладистые», «вечные пессимисты», «всезнайки», «нерешительные», «с ума сводящие», «максималисты», «скрытые», «невинные лгуны», «ложные альтруисты», «игроки».

Легко заметить, что рассмотренная классификация «трудных» для взаимодействия в конфликте людей универсальна, на нее не влияют ни возраст субъектов, ни ситуация общения, на наш взгляд она становится уже не столько субъективным фактором способствующим развитию конфликта, сколько объективным.

Таким образом, анализ литературы отечественных и зарубежных авторов, исследующих проблемы конфликтности человека, позволил подвести следующие итоги:

Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в межличностных взаимодействиях и взаимоотношениях индивидов, групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.

Конфликт является неизбежным и объективно существующим явлением любой формы жизни, начиная от жизни животных и кончая сложнейшими феноменами психического бытия человека.

Конфликты, в зависимости от конкретной ситуации и качественных особенностей участвующих в нем партнеров, могут иметь как разрушительные последствия, вплоть до физического уничтожения, так и созидающее и развивающее влияние на участников конфликта

Конфликтность субъекта чаще рассматривается как склонность к реализации конфликтного поведения в межличностном взаимодействии.

Существуют разнообразные варианты проявления конфликтности. Наиболее общей типологией является разделение конфликтов на три основные группы: внутриличностные, межличностные, межгрупповые.

В основе любого конфликта всегда лежит некоторая ситуация, которая содержит противоречие либо в позициях сторон по какому-либо вопросу, либо в несовпадении целей или средств их достижения, либо в несовпадении потребностей людей, их интересов и желаний.

 



Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.