Влияние стилей семейного воспитания на эмоционально-личностное развитие ребенка — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Влияние стилей семейного воспитания на эмоционально-личностное развитие ребенка

2021-05-28 62
Влияние стилей семейного воспитания на эмоционально-личностное развитие ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Изучение взаимосвязи семейного воспитания и особенностей развития ребенка дало М. Мид возможность утверждать, что хотя воспитание и не может изменить тот факт, что личность ребенка в его существенных чертах всегда отражает культуру, в которой он был воспитан, все же "методы воспитания могут иметь серьезные последствия для развития той совокупности темперамента, мировоззрения, стойких преференций, какие мы называем личностью. В середине гомогенной культуры проблема формирования личности проявляется более рельефно. Ее не затеняют искусственные нагромождения, которые сложная культура обязательно привносит в развитие каждого индивида, рожденного в лоне гибридных традиций" [28].

Наиболее общим фактором, который характеризует ценностный мир семьи и непосредственно отражается на содержании, формах и методах воспитания ребенка, присущая ему психологическая атмосфера, психологический климат - более или менее стойкое эмоциональное настроение, которое возникает в результате совокупности настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу, к другим людям, к труду, окружающих событий.

Психологический климат, характер и содержание выполняемых окружающими ребенка людьми конвенционных (формальных) и межличностных (неформальных) ролей детерминируются субъективными взглядами родителей, их убеждениями относительно целей и методов семейного воспитания. Эти убеждения и взгляды приобретают воплощение в образе жизни семьи и способах взаимодействия взрослых с ребенком, в стиле родительско-детских отношений. Именно от родительско-детских отношений зависит успешность присвоения растущей личностью социально значимых ценностей и установок, развитие ее эмоциональной сферы, осознания сущности семейных и более широких социальных ролей.

Обобщение научных трудов отечественных и зарубежных исследователей (А. Адлер, Т. Кравченко, Г. Мертон, Д. Олсон, К. Роджерс, С. Розум, Б. Скиннер, В. Солодников и др.) дает возможность выделить наиболее распространенные стили родительско-детских отношений, как: демократический, "эмоциональная дистанция", авторитарный, детскоцентричный, хаотический, каждому из которых характерны свойства, которые отражаются как на содержании семейного воспитания, так и на формировании и развитии ребенка.

Основной признак демократического стиля заключается в том, что родители пытаются не столько "формировать" личность ребенка, дисциплинировать его, сколько помогают ему индивидуально развиваться, стремятся достичь эмоциональной близости с ним. При этом стиле высокая требовательность и контроль совмещаются с демократичностью и принятием ребенка.

Согласно исследованиям Т. Кравченко [23], соблюдение родителями демократического стиля отношений с ребенком проходит по таким основным направлениям:

-         информационное. Ребенок активно воспринимает информацию, которая поступает от родителей, фиксирует ее, переделывает, интерпретирует, пользуясь имеющимся у него личностным опытом. В это же время восприятию ребенка свойственны субъективность, некоторая неординарность из-за недостатка личностного опыта и нестереотипное мышление. Вследствие этого он может оригинально интерпретировать получаемую информацию, обогащая образ мира близких людей. Это направление родительско-детских отношений предусматривает овладение ребенком определенного количества знаний, представлений, убеждений, необходимых для активного вхождения в социальную структуру общества и согласованного взаимодействия с ним;

-         эмоциональное. В отношениях с родителями ребенок приобретает первый положительный и отрицательный эмоциональный опыт, выясняет для себя значение таких понятий, как добро, любовь, нежность, чуткость и т.п. и их антиподов - зло, ненависть, грубость, нетерпимость, кичливость и т.п. Он вовлекается в широкую палитру чувств, воспринимает и чувствует разнообразное эмоциональное влияние родителей и сам влияет на их эмоциональную сферу. Благодаря этому обеспечивается личностное восприятие ребенком внешней информации, ее интериоризация и иерархизация, формирование определенного ценностного отношения к ней, что положительно влияет на его социализацию;

-         деятельное. Жизненные цели, стремления, интересы, ценности ребенка в значительной степени формируются под воздействием установок и реальных действий и поступков родителей. Активная жизненная позиция родителей, субъект-субъектные отношения с ребенком, привлечение его к совместной деятельности, предоставления ему возможностей для проявления инициативы и самостоятельности ограждают растущую личность от неадаптивного восприятия социальной действительности, способствуют овладению социально одобряемыми способами деятельности.

По данным Д. Кенделла и Г. Лессера, дети из "демократических семей характеризуются высокой успеваемостью, в них в большей степени развита доброта, трудолюбие, умение постоять за себя, самостоятельность, бескорыстие, ответственность, самокритичность" [17].

Важность такого стиля родительско-детских отношений отмечал представитель психоаналитического подхода Э. Эриксон. Рассматривая особенности развития личности в течение всего жизненного цикла, он пришел к мысли о необходимости для каждого индивида решения не психосексуальных, а психосоциальных конфликтов. Успех реализации этой потребности Э. Эриксон связывал со становлением здоровой личности, то есть такой, которая владеет базовым чувством доверия к миру (внутреннее самоопределение), автономностью (самостоятельность, чувство самоконтроля), инициативностью (способность решать задания ради переживания собственной активности - двигательной и социальной). Стать такой личностью, считал американский исследователь, можно при условиях грамотной родительской позиции, которая проявляется в уверенности, надежности, поощрении самостоятельности ребенка, создании условий для расширения контролируемого им пространства [12].

Согласно взглядам А. Адлера, демократический стиль родительско-детских отношений предусматривает равенство, но не тождественность между взрослыми и детьми в правах и степени ответственности, сотрудничество, естественные результаты. Достичь этого возможно при условиях соблюдения таких основных принципов семейного воспитания, как отказ от борьбы за власть и учет потребностей ребенка [1].

По убеждению К. Роджерса, условием развития здоровой личности является отсутствие противоречия между Я-идеальним и Я-реальним, то есть представлением о том, как тебя любят, и настоящим уровнем любви. Отсюда неотъемлемым признаком эффективных родительско-детских отношений американский исследователь называл проявление настоящих искренних чувств (как положительных, так и отрицательных) всеми членами семьи, безусловное принятие каждым своих чувств и чувств ближних, преданность своему внутреннему Я. Для демократического взаимодействия с детьми, по К. Роджерсу, родители должны владеть тремя умениями: умением слушать ребенка; умением выражать свое мнение и чувства в такой форме, чтобы ребенок мог понять их; умением решать проблемы таким способом, чтобы полученные результаты удовлетворяли все стороны [39].

" Эмоциональная дистанция" как стиль отношений родителей с ребенком характеризуется сосредоточенностью внимания взрослых исключительно на собственных приоритетах, профессиональных интересах. Контакты с ребенком обозначены эпизодической, деловой ситуативностью. И в семье, и вне ее ребенок остается сам с собой, а контроль со стороны взрослых ослаблен или вообще отсутствует. При условиях соблюдения родителями "эмоциональной дистанции", ребенок постоянно чувствует себя грузом для родителей, что вызывает формирование напряженных, конфликтных взаимоотношений между старшими и младшими членами семьи. На него достаточно часто перекладывается значительная часть сугубо родительских обязанностей. Такой стиль воспитания является типичным для семей, где взрослым характерна неразвитость, слабость родительских чувств, а детям - негативные отклонения в характере.

Невнимание родителей к ребенку порождает у него стремление к доминированию, которое может стать источником конфликта как внешнего, если это стремление столкнется с противодействием, так и внутреннего, если ребенок осознает, что у него нет для этого достаточных возможностей. Нарушение внутренне семейных отношений по линии "ребенок - родители" ведет к психологической, а в дальнейшем и к социальной дезадаптации.

Изучая феномен дезадаптации, К. Роджерс рассматривал ее как состояние несоответствия, внутреннего диссонанса, что предопределяется потенциальным конфликтом между установками "Я" и непосредственным опытом человека. По убеждению американского психолога, достаточно часто предпосылки несоответствия между "Я-концепцией" и чувствами следует искать в ранних периодах жизни. Нередко условием родительской любви и хорошего отношения к ребенку становится его отказ от настоящих чувств: если он сердится на родителей, это значит, что он - плохой человек. Для успешного воспитания, утверждал К. Роджерс, не нужно требовать от детей (как предпосылки родительской благосклонности) отказываться от своих чувств или перекручивать их, зато нужно объяснять им, что, хотя их чувства и понятные, не следует руководствоваться ими в своих действиях, поскольку такое поведение может нанести вред или повлечь страдания близким. В то же время психолог отмечал нецелесообразность осуждения самого факта наличия у ребенка негативных чувств. Ребенок должен не отказываться от них, а учиться быть сдержанным в их проявлении; это даст возможность сформировать у ребенка внутренние регуляторы поведения, а не конформистские ценности, которые проявляются в сугубо внешней послушности, и избежать дезадаптаций" [39].

Авторитарный стиль родительско-детских отношений характеризуется требованиями дисциплины, послушания, беспрекословного выполнения родительских указаний, проявлениями негативизма к детскому озорству, стремлением независимости, самостоятельности. В отношениях с ребенком доминируют обвинения, выговоры, критические замечания, наказания. При условиях исповедуемого родителями такого стиля воспитания, у ребенка развиваются агрессивность, замкнутость, подозрительность, эмоциональная холодность, отрицание любых авторитетов. Из-за непризнания родителями душевной близости с ребенком, у него формируются только механизмы внешнего контроля, развивается чувство вины или страха перед наказанием, он отличается постоянной настороженностью и враждебностью к окружающим, подозрительностью и тревожностью, которая затрудняет установление контактов и с ровесниками, и со взрослыми [26].

Большое внимание уделял Р. Бернс [6] влиянию авторитарного стиля воспитания на ребенка. Он отмечал, что детям авторитарных родителей присущие напряжение, фрустрация, негативная направленность в целом, недостаточная спонтанность, неуверенность в себе и недостаточное развитие чувства эмпатии, следствием чего становится неопределенная Я-концепция. Из-за опасения критики, неудач и наказаний, детям из таких семей характерно болезненное стеснение и социальная пассивность. У них формируется конформное поведение, поскольку они недостаточно спонтанные и жизнерадостные, у них отсутствует уверенность в себе и собственных силах.

Определяя отрицательные признаки применения родителями авторитарного стиля отношений с ребенком, Р. Бернс одновременно акцентирует на отличиях между запретом и контролем как методами семейного воспитания. Он считает, что контроль в сочетании с любовью и дружелюбием способствует формированию у ребенка нормальной Я-концепции, тогда как частые запреты ведут к пассивности, зависимости и покорности [6].

Аналогичные результаты относительно влияния авторитарного стиля семейного воспитания на развитие ребенка были получены украинским исследователем М. Кушнерчук. Изучение особенностей отношений родителей и детей дало возможность сделать вывод о том, что в большей степени родительские установки и образцы поведения из-за непоследовательности и запутанности "содержат не только прямое содержание, но и множество скрытых коннотаций", что затрудняет адекватное восприятие ребенком их требований. Чтобы снискать признание и поощрение родителей, ребенок пытается отвечать на их стимулы согласно ожидаемой реакции. В другом случае, поведение ребенка может проявляться в сопротивлении родительским требованиям, вызывая ограниченную противоречиями жизнь "наоборот". Но чаще всего он не осознает возможность отказа от родительских сценариев и проявления субъектности. И хотя под давлением стремления к самоутверждению родительские принципы иногда забываются, они все равно влияют на его поступки из-за скрытого действия [24].

При условиях соблюдения родителями детско-центричного стиля, ребенок становится смыслом и целью их жизни. Степенью взросления ребенка, у родителей актуализируются опасения потерять свои позиции и авторитет. В реальной жизни это проявляется в создании роли "маленького ребенка", у которого с повышенным вниманием культивируются такие детские качества, как непосредственность, наивность, игривость, что снижает уровень требований к нему. Следствием этого может стать формирование у ребенка инфантильности, неадекватного понимания самого себя и окружающих людей, неуверенности в своих возможностях в сочетании с эгоизмом, уверенностью в собственной исключительности, убежденностью в том, что окружающие должны постоянно заботиться о нем, помогать и восхищаться им [18].

Детско-центричний стиль отношений возникает и тогда, когда родители возлагают слишком большие надежды на будущее своего ребенка, ее успехи, способности и таланты, надеясь, что он сможет воплотить их собственные мечты, которые в силу тех или других причин остались нереализованными [10].

Хаотический стиль родительско-детских отношений обозначен тем, что родители придерживаются диаметрально противоположных воспитательных принципов. Обычно, один из родителей проявляет строгость, требовательность, склонность к контролю и проверке всех действий ребенка, наказанию. Другой, напротив, характеризуется мягкостью, либерализмом, стремлением удовлетворить самую малую прихоть ребенка. Как следствие, в семье создается конфликтная атмосфера относительно воспитания ребенка, а он сам вынужден приспосабливаться к противоречивым требованиям.

Некоторые ученые-психоневрологи, невропатологи (А.Е. Личко) выделяют определенную типологию неправильного воспитания. Приведем примеры некоторых из них [38].

Воспитание по типу Золушки. Ребенку в семье не достает любви нежности и понимания. Он чувствует, что родители его не достаточно любят, невнимательны, не добры, равнодушны к нему. Особенно сильно ребенок переживает свое одиночество, если ощущает, что других детей в семье любят намного больше, чем его. Это порождает ненависть, зависть по отношению к братьям и сестрам. Специалистами доказано, что очень остро свое одиночество ребенок переживает в младшем возрасте. Повзрослев, он является инициатором многочисленных конфликтов с родителями и другими членами семьи по малейшему поводу, неадекватно реагирует на их замечания.

Потворствующая гиперопека. В процессе такого неправильной воспитания ребенок становится кумиром семьи. Ему все разрешается, он растет в атмосфере восхищения, поощрения, вседозволенности. В подростковом возрасте такой школьник сталкивается со множеством трудностей в процессе межличностного общения, не может, вследствие эгоизма и высоких потребностей подружиться со своими сверстниками негативно воспринимает замечания учителей, безответственно относите к обязанностям и т.п.

Гипоопека. Ребенок предоставлен улице и самому себе в связи тем, что родителям не хватает времени на его воспитание. В результат доминирующим фактором в формировании личности является среда, которой он общается. Она же, далеко не всегда оказывает на него позитивное влияние.

Подавляющая гиперопека. Ребенок воспитывается сверхжестких условиях и запретах. Родители игнорируют его мнение выбирают авторитарный стиль воспитания, часто наказывают ребенка даже за малейшую провинность. В результате вырастает несамостоятельная, забитая личность или, наоборот, подросток перестает слушаться родителей и поступает наперекор их требованиям.

Проведенный нами теоретический анализ научной литературы свидетельствует, что, являясь первой социальной средой ребенка, семья в значительной мере определяет его жизненный путь. Кроме осознанного, целеустремленного воспитания, которое осуществляется родителями, на ребенка влияет психологическая атмосфера семейной жизнедеятельности. Причем эффект от этого влияния накапливается в процессе взросления ребенка, преломляясь в структуре его личности. Практически не существует ни одного социального или психологического аспекта поведения ребенка, который бы не зависел от семейных условий в настоящем и в прошлом.


Резюме

 

Проблема детско-родительских отношений, как видно из многочисленных исследований психологов и педагогов, действительно актуальна.

Исследуя причины возникновения неожиданных черт характера у ребенка, его неадекватное реагирование и беспомощность в критических ситуациях, психологи делают акцент на влияние собственно воспитательных мер на поведение и развитие ребенка, т.е. заранее продуманных и сознательно совершаемых шагов в общении с детьми. Вместе с тем известно, что поведение родителей в семье и вне ее, их человеческие качества и отношение к жизни преломляются в сознании ребенка и становятся основой для развития его собственных личностных качеств, определения своей позиции в жизни и стратегии в общении с другими людьми.

Выделению и описанию черт личности родителей, способствующих или препятствующих адаптации ребенка в обществе и развитию у него благоприятных личностных качеств, посвящены в основном клинические исследования [10].

В настоящее время семейные отношения во многих слоях населения приобретают проблемный характер. Этому вопросу в современном мире уделяется много внимания. Обострению проблемы, способствует ряд причин, характеризующих в большей степени ситуацию в стране в целом. Со сменой политического строя отменены прежние идеалы, а новые еще толком не сформированы. Явное разделение населения на группы, различные по материальному достатку. Замена эмоционального общения с родителями на общение с техникой (компьютер, телевизор и т.д.). Формирование нового типа семьи как дружеской или товарищеской ассоциации, с новыми видами отношений. Недостаточная пропаганда важности семейных взаимоотношений. Эти причины указываются во многих работах современных психологов.

Так же нами было выявлено, что роль матери в воспитании детей имеет огромное значение из-за глубокой эмоциональной связи матери и ребенка.

Таким образом, мы выяснили, что интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные качества родителей, предпочитаемые ими типы поведения в неприятных ситуациях, а также их воспитательные позиции проявляются в особенностях развивающейся личности ребенка.


Литература

 

1.  Адлер А. Воспитание и проблемные дети / Адлер // Родители и дети: хрестоматия / под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Изд. Дом "БАХРАМ - М", 2003. - 106с.

2. Акулова Е.Ф. Влияние стилей семейного воспитания на становление социально значимых качеств личности // Проблемы дошкольного образования на современном этапе / М-во образования и науки Рос. Федерации, Тольяттинский гос. ун-т. - Тольятти: ТГУ, 2010. - Вып. 8, ч. 2. - 222с.

.   Алатовцева Н.А. Влияние детско-родительских отношений на формирование личности ребенка // Дошк. педагогика. - 2009. - № 4. - С. 58-59.

.   Баранова В.А. Повышение компетентности родителей в социальном воспитании подростков и гармонизации внутрисемейных отношений: программа и учеб. - метод. пособие по профессиональной подготовке родителей / В.А. Баранова, Г.И. Репринцева. - М.: Изд-во ФГНУ "Ин-т социал. педагогики" РАО, 2012. - 97 с.

.   Бережницкая О.Н. Ценностное воспитание подростков в современных педагогических концепциях // Науч. обозрение. - 2008. - № 5. - С. 136-138

.   Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Роберт Бернс; [пер. с англ.]. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.

.   Блинова Л.М. Легко ли быть молодым или проблемы современного подростка // Россия в красках. - 2011. - 26 сент.; [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ricolor.org/rus/5/por/1/

.   Булатова О.В. Влияние родительско-детских отношений на психическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с нормальным и задержанным темпом развития / О.В. Булатова, С.А. Зайкова, Т.Н. Филютина; ГОУ ВПО Шадрин. гос. пед. ин-т, Фак. коррекц. педагогики и психологии. - Шадринск: Шадр. дом печати, 2008. - 270 с.

.   Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию. - М.: "Когито-Центр", 2009. - 182 с.

.   Влияние семьи на становление личности. Родители и самооценка ребенка [Электронный ресурс] // Информ. - просветительский портал Ханты-Мансийского АО. - Ханты-Мансийск, 2003-2011. - Режим доступа: http://www.eduhmao.ru/info/1/3920/24887

.   Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: "Академия", 2003. - 368с.

.   Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. Пед. вузов / Сост. инаучн. ред.В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 624с.

.   Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. - М.; Л.: Учпедгиз, 1935. - 223с.

.   Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М: ЧеРо: Творческий центр "Сфера", 2001. - 172 с.

.   Добсон Д. Правильное воспитание подростка. - СПб.: Христианская Миссия, 2011. - 114 с.

.   Довгая Н.А. Влияние факторов семейной ситуации на эмоциональное развитие дошкольника // Психолог в дет. саду. - 2006. - № 4. - С. 66-76.

.   Евтушенко И.В. Детская одаренность и родители // Дошк. воспитание. - 2009. - № 7. - С. 46-51.

.   Жигалин С.С. Родительские позиции как система отношений родителя. Сборник статей по материалам Пятого конгресса молодых ученых и специалистов "Науки о человеке" ред. Л.М. Огородовой, Л.В. Капилевича. Томск: Сиб. ГМУ, 2004. - 413 с.

.   Зарубанян Н.М. Уроки Макаренко актуальны и сегодня // Профессиональное образование. - 2009. - № 2. - С. 28-29

.   Иванова Н.Л. Психология современного подростка: поведенческие проблемы, воспитание толерантности: метод. пособие / Н.Л. Иванова, Е.В. Конева, О.А. Коряковцева. - Ярославль: Аверс-пресс, 2001. - 56 с.

.   Козловская Н.В. Исследование влияния детско-родительских отношений на уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста // Психологические проблемы современной российской семьи. - М., 2005. - Ч. 2; [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10353. php

.   Кон И.С. Открытие Я / Игорь Семенович Кон. - М.: Просвещение, 1978. - 367 с.

.   Кравченко Т.В. Социализация детей школьного возраста и взаимодействие в школе: монография / Тамара Владимировна Кравченко. - К.: Фешкс, 2009. - 416 с.

.   Кушнерчук М. Влияние родительских сценариев на экономическое сознание / Мария Кушнерчук // Социальная психология. - 2006. - № 5. - С. 40 - 44.

.   Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Санкт-Петербург: Речь, 2010. - 256 с.

.   Литвинова А.В. Влияние образов родителей на формирование субъективных позиций у старших дошкольников // Психолог в дет. саду. - 2004. - № 1. - С. 103-108.

.   Мертон Р. Социальная теория и социальная структура / Роберт Мертон; Ин-т социологии НАН Украины. - К.: Абрис, 1996. - 108 с.

.   Мид М. Культура и мир детства / Маргарет Мид: пер. с англ. и коммент. Ю.А. Асеева; сост., авт. послесл. и отв. ред. И.С. Кон. - М.: Наука, 1988. - 429 с.

.   Насонова О.Б. Становление детской личности в семейных взаимоотношениях / Насонова О.Б. // Воспитателю о психологии и педагогики сексуального развития ребенка. - К., 1996. - С. 73-81.

.   Новичкова Н.Г. Анализ практики социально-педагогической деятельности общеобразовательной школы по профилактике девиантного поведения подростков и ее развитие в современных условиях // Сибирский пед. журнал. - 2009. - № 7. - С. 121-125

.   Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития / Учебное пособие. - М: Жизнь и мысль, 1999. - 166с.

.   Овчарова Р.Ф. Семейная академия: вопросы и ответы. - М.: Высшая школа, 1996 - 122с.

.   Особенности воспитания и формирования современных подростков [Электронный ресурс] // Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: [сайт]. - М, 2012. - Режим доступа: http://www.ya-roditel.ru

.   Проблемы воспитания подростков - родителям и педагогам [Электронный ресурс] // "Защитница Багира - Безопасность детей": онлайн энциклопедия: [сайт]. - [Б. м.], 2013. - Режим доступа: http://bezopasnost-detej.ru/problemy-podrostkov/235-problemy-vospitaniya-podrostkov

.   Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации в практической деятельности/ Под ред. Т.В. Лаврентьевой. - М.: Новая школа, 2004. - 144 с.

.   Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана - СПб.: "прайм-ЕВРО-ЗНАК", 2003. - 368с.

.   Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин, Е.И. Николаева. - СПб.: Питер, 2010. - 812 с.; То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.google.ru/books

.   Реан А.А. Подросток и семейное воспитание [Электронный ресурс] // NarCom.ru: рус. нар. сервер против наркотиков: [сайт]. - [Б. м.], 1998-2012. - Режим доступа: http://www.narcom.ru

.   Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Роджерс Карл; пер. с англ.М. М. Есениной. - М.: Прогресс, 1994. - 479 с.

.   Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации / Сергей Иванович Розум. - СПб.: Речь, 2006. - 365 с.

.   Роль семьи в воспитании детей [Электронный ресурс] // Наш класс: [сайт] - [Б. м.] 2002-2011. - Режим доступа: http://ourcoolclass. narod.ru/tutor. files/3. htm

.   Семейная психотерапия. /Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., Александрова Н.В. - СПб.: Питер,2000.

.   Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред.Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.

.   Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. - М.: ООО"АпрельПресс, ЗАО Изд-во ЭККСМО - Пресс,2000. - 464 с.

.   Спок Б. Ребенок и уход за ним / Бенджамин Спок: пер. с англ. - М.: Современный литератор, 2004. - 576 с.

.   Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребёнка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред.А. А. Бодалёва, В.В. Столина. - 1989. - №3

.   Фромм Э. Бегство от свободы / Эрих Фромм. - М.: ЭСТ, 1990

.   Чекалина, А.А. О влиянии родительских установок на формирование гендерной идентичности ребенка // Мир психологии. - 2004. - № 2. - С. 106-112.

.   Черевач Г.Б. Влияние детско-родительских отношений на развитие ценностно-потребностной сферы личности дошкольника: автореф. дис.. канд. психол. наук / Черевач Галина Борисовна. - Томск, 2006. - 18 с.

.   Черевч Г.Б. Условия формирования и развития ценностно-потребностной сферы личности современных дошкольников // Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 4. - С. 32-37.

.   Черемхова Г.П. Влияние родительских установок на развитие детей [Электронный ресурс] // Слово: [сайт]. - [Б. м.], 2011. - Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38160. php.

.   Чернигина Е.В. К вопросу о влиянии детско-родительского взаимодействия и семейной ситуации на развитие личности и социализацию ребенка раннего возраста в детском саду // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2011. - № 2. - С. 42-50.

.   Шведовская А.А. Особенности реализации различных стратегий взаимодействия в диадах "ребенок-мать" // Психолог в детском саду. 2005, №4, с. 115-123

.   Шефер Е.С., Белл Р.А. Методика "Измерение родительских установок и реакций", 1958 Психологический словарь [Электронный ресурс] /Схема отношений Родители-дети: Психологический словарь 2000. - Режим доступа: http://dic. academic.ru/dic. nsf/psihologic/1783


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.