Воспитание нравственных качеств у старших дошкольников средствами народной педагогики — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Воспитание нравственных качеств у старших дошкольников средствами народной педагогики

2021-05-28 37
Воспитание нравственных качеств у старших дошкольников средствами народной педагогики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КУРСОВАЯ РАБОТА

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

 

Ростов-на-Дону

 


Содержание

Введение

1. Теоретические основы воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Понятие воспитания, нравственное воспитание

1.2 Особенности воспитания детей старшего дошкольного возраста

1.3 Народная педагогика, ее средства и значение русской народной культуры в воспитании поколений

2. Педагогические условия воспитания нравственных качеств у старших дошкольников

2.1 Выявление уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

2.2 Система занятий по формированию нравственных качеств у детей средствами народной педагогики

2.3 Анализ динамики уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

Заключение

Литература

Приложение


Введение

 

Актуальность проблемы нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания. Вопросы нравственного воспитания начали волновать человеческое общество очень давно. Еще в Древней Греции считали идеальным человеком того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении, и стремились к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.

Но в наши дни проблема нравственного воспитания встала наиболее остро, и ее проявления разительно выделяются на фоне общих общественных проблем.

Нравственные идеалы, накопленные за века русским народом, глубокосодержательные, оберегающие человека от неверных мыслей, дурных поступков и неправильного поведения, в наши дни отошли на второй план и постепенно и неуклонно заменяются и вытесняются ценностями других культур и наций, а чаще и исчезают вовсе, оставляя место для взращивания безнравственности. Появление примеров безнравственного и аморального поведения проявляется и в литературе, и в художественных фильмах, на радио, в журналах, газетах. Более глобально проникновение западных традиций, обычаев, праздников и других культурных ценностей.

Западные традиции расстраивают и разрушают сформированные за долгие времена отношения в русской семье, делая ее не столь благоприятным условием развития и воспитания детей.

С древних времен жители Российского государства были известны своим гостеприимством, радушием, дружелюбием, душевностью, богатством нравственных качеств. Неужели все это можно безответственно заменить чужой культурой? Необходимо всеми силами оберегать и укреплять нашу нравственность, начиная не только с себя, но и с будущих взрослых и родителей - с детей, дошкольников.

Этот возраст выбран не случайно: именно этот период жизни ребенка наиболее сенситивен для начала развития личности человека, ее становления, формирования самосознания, для закладки нравственных мотивов и качеств, понятия морали. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Активное умственное развитие старшего дошкольника способствует формированию более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения. Дети этот возраста начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным.

В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организационного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки, занять себя интересной и полезной деятельностью.

Решение данной проблемы необходимо решать в семье и в образовательных учреждениях всеми эффективными способами. Одним из таких способ является применение богатейшего багажа знаний, накопленных в народной педагогике, с использованием народных сказок, игр, традиций, праздников.

Проблема нравственного воспитания рассматривалась еще в произведениях и трудах Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И. Гербарта и Р. Оуэна и других. Русские просветители А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Л.Н. Толстой также уделяли нравственному воспитанию большое внимание, рассматривая его как необходимое условие для гармонического развития личности. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: Мы смело высказываем убеждения, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями [32. с.109].

Вопросам нравственного воспитания большое внимание уделяют современные педагоги и психологи. Как показали исследования О.С. Богдановой, Л.Р. Болотиной, М.А. Бесовой, В.В. Поповой, Л.И. Романовой эффективность нравственного воспитания во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта. В своих трудах ученые подчеркивают важность воспитания нравственных чувств ребенка, развития нравственных отношений.

Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, И.Г. Яновская в своих исследованиях отметили позитивное влияние игровой деятельности детей (в частности ролевых, творческих игр) на развитие нравственности воспитанников. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.

Исходя из вышеизложенного, нами был определен научный аппарат.

Цель: воспитать нравственные качества у детей старшего дошкольного возраста.

Объект: воспитание нравственных качеств у дошкольников.

Предмет: фольклорные произведения, народные игры, песни, обычаи, праздники как педагогические средства воспитания нравственных качеств у старших дошкольников.

Гипотеза: воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста возможно при использовании системы средств народной педагогики в педагогическом процессе: фольклора, сказок, национальных обычаев, праздников, игр.

Перед нами в данной работе ставятся следующие задачи:

·   Рассмотреть теоретический материал по проблеме воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

·   Рассмотреть особенности воспитания детей старшего дошкольного возраста.

·   Подобрать практический материал по проблеме воспитания нравственных качеств у старших дошкольников.

народная педагогика дошкольный нравственный


Заключение

 

В настоящее время от правильного духовно - нравственного воспитания детей зависит не только благополучие, но и выживание нашего общества. Воспитатели и родители должны подготовить детей к жизни, то есть заложить фундаментальные качества личности, обеспечивающие позитивные нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются, в том числе и в стенах детского сада. Педагоги располагают большим количеством средств для нравственного воспитания дошкольников на занятиях и в других видах деятельности.

Изучение литературы по проблеме нравственного воспитания детей дошкольного возраста и современного педагогического опыта, позволило нам приступить к работе по формированию нравственных качеств у детей, используя средства народной педагогики: фольклор, сказки, песни, народные игры. Была проведена работа по выявлению уровней сформированности нравственных качеств и повышению качества знаний о нравственности.

Работа велась систематически, последовательно. В ходе работы успешно решались ранее поставленные задачи. Расширялись и корректировались знания детей о положительных и отрицательных качествах людей, морали; дети усваивали новые понятия и учились употреблять их в повседневной жизни, анализировать себя и своё поведение.

В ходе работы, помимо реализации поставленных задач, подтвердилась гипотеза, заявленная в начале работы: воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста возможно при использовании системы средств народной педагогики в педагогическом процессе: фольклора, сказок, национальных обычаев, праздников, игр.

В результате проведенной работы, углубились знания и расширились понятия детей о нравственности и нравственных качествах человека.


Литература

 

1. Арсеньев, А.С. Научное образование и нравственное воспитание // Психологические проблемы нравственного воспитания детей / А.С. Арсеньев // Под ред.Ф.Т. Михайлова, И.В. Дубровиной, С.Г. Якобсон. М.: Педагогика, 1977.

2. Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков. - Ростов-на-Дону, 2002.

.   Буре, Р.С. Воспитатель и дети. М.: Просвещение 1985.

.   Варюхина, С.И. Истоки доброты. Минск, 1987.

.   Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М., 2000.

.   Вульфсон Б.Л. Нравственное и гражданское воспитание в России. МПСИ, 2008.

.   Выготский, Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.

.   Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Просвещение, 1979, т.11.

.   Жукова Г.Н. Нравственные беседы с детьми. М.: Гном и Д, 2006.

.   Загрутдинова М. Фольклорные произведения // ж. Дошкольное воспитание. - 1991, №9.

.   Захаров, А.И. Как предупредить отклонений в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1986.

.   Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) Ростов-на-Дону: Март, 2005.

.   Козлова С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников. Диля, 2004.

.   Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2002.

.   Кокцева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. АРКТИ, 2005.

.   Котырло, В.К. Роль дошкольного воспитания в формировании личности. М.: Прогресс, 1977.

.   Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. Школьная пресса, 2003.

.   Ладыгина Л.В. Воспитатель в детском доме. Организация и методика работы по формированию волевых и нравственных качеств у детей 3-7 лет. М.: Гном и Д, 2006.

.   Лихачев Б.Т. Общественные отношения - основа нравственного воспитания и развития детей // Советская педагогика. 1965. № 3.

.   Межериков И.А. Словарь-справочник по педагогике. Сфера, 2004.

.   Нечаева В.Г. Нравственное воспитание дошкольника. М.: Педагогика, 1972.

.   Новикова С.И. Воспитание доброты у младших школьников путем приобщения к народной культуре. - М., 1999.

.   Новицкая М., Соловьева Е. Добро пожаловать в фольклорную школу! // Дошкольное воспитание. - 1993, №9.

.   Петрова В.И. Азбука нравственного взросления. Питер, 2007.

.   Пятерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей. М.: Просвещение, 1986.

.   Репина, Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. М.: Просвещение, 1978.

.   Сахинова Р.А. Воспитание и обучение на традициях народной педагогики. МПСИ, 2005.

.   Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. М.: Аркти, 2004.

.   Спенсер Г. Воспитание: умственное, нравственное и физическое. УРАО, 2002.

.   Харламов И.Ф. Педагогика. Курс лекций. Минск: Изд-во БГУ, 1979.

.   Цаллагова З. народные рецепты воспитания // ж. Народное образование. - 2001, №1.

.   Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. Питер, 2005.


Приложение

 

Приложение № 1

 

Таблицы результатов выявления уровня сформированности нравственных качеств у старших дошкольников. Беседа с детьми о дружбе.

Кирилл М.

С кем из ребят в группе ты дружишь? Я дружу с Артемом, с Лизой, Мишей, Андреем и еще с Викой.
Почему ты дружишь именно с этими детьми? Потому что они не обижают меня и других детей, хорошо занимаются, дают игрушки поиграть и делятся.
Для чего нужны друзья? Чтобы делится всем и помогать друг другу, чтобы было весело.
С каким человеком ты не стал бы дружить? Если человек плохой, жадный, злой, кричит и дерется. Я бы с ним не дружил и не играл.
Что такое дружба? Это когда дети играют вместе и не дерутся, не обзываются.

 

Олег Н.

С кем из ребят в группе ты дружишь? С Никитой и с Катей.
Почему ты дружишь именно с этими детьми? Мы на занятиях сидим вместе, и на прогулке играем.
Для чего нужны друзья? Чтобы дружить.
С каким человеком ты не стал бы дружить? С плохим, если с ним не дружат.
Что такое дружба? Не знаю.

 


Лиза С.

1. С кем из ребят в группе ты дружишь? С Антоном, Аней, Катей, с Никитой, Денисом.
Почему ты дружишь именно с этими детьми? Потому что мы любим играть в игры с ними вместе, они всегда ведут себя хорошо и не балуются. Мы с ними даже на прогулке играем вместе всегда.
Для чего нужны друзья? Чтобы не скучать, жить весело и всегда было с кем поиграть. Чтобы помогать друг другу заниматься на занятиях.
С каким человеком ты не стал бы дружить? Если человек бьет всех и дерется со всеми или не хочет играть, как мы играем.
Что такое дружба? Это когда людям хорошо дружить вместе и они ходят в гости друг к другу и гуляют на улице вместе.

 

Даниил С.

С кем из ребят в группе ты дружишь?С Андреем, Викой, Костей, Аней.  
Почему ты дружишь именно с этими детьми? Они мне нравятся. Они хорошие, не злые, хорошо себя ведут.
Для чего нужны друзья? Чтобы играть.
С каким человеком ты не стал бы дружить? С плохим, злым, жадным, который отбирает игрушки.
Что такое дружба? Когда дети играют.

 

Полина Ш.

С кем из ребят в группе ты дружишь? С Катей, Антоном, Викой, Артемом.
Почему ты дружишь именно с этими детьми? Они мне нравятся, с ними хорошо играть, весело.
Для чего нужны друзья? Чтобы помогать друг другу и вместе играть.
С каким человеком ты не стал бы дружить? С таким, который не любит играть со мной.
Что такое дружба? Это когда дети гуляют и играют вместе.

 

Вика Х.

С кем из ребят в группе ты дружишь? С Полиной, Викой, Артемом, Аней.
Почему ты дружишь именно с этими детьми? Мне с ними весело играть. Они помогают всегда всем собирать игрушки и хорошо дежурят. Воспитатель их хвалит на занятиях, потому что они занимаются хорошо. И они не жадные.
Для чего нужны друзья? Чтобы вместе гулять, помогать друг другу, веселить, делиться сладостями.
С каким человеком ты не стал бы дружить? С таким, который плохо занимается и его ругают. Если он не делится.
Что такое дружба? Это когда люди дружат, ходят в гости на праздники и им весело.

 

Вика С.

С кем из ребят в группе ты дружишь? С Артемом, Викой, Аней, Катей.
Почему ты дружишь именно с этими детьми? Мы играем вместе и сидим на занятиях.
Для чего нужны друзья? Чтобы играть.
С каким человеком ты не стал бы дружить? Со злым и нехорошим.
Что такое дружба? Не знаю.

 

Артем М.

С кем из ребят в группе ты дружишь? С Викой, Кириллом, Полиной, Викой.
Почему ты дружишь именно с этими детьми? Они не дерутся, всегда хорошо себя ведут и играют со мной в интересные игры. Мы на прогулке бегаем, делимся игрушками, если их мало, совочками.
Для чего нужны друзья? Чтобы помогать друг другу, дружить, защищать, если кого-то обидели.
С каким человеком ты не стал бы дружить? С жадным, который делает плохие дела, дерется, обижает всех.
Что такое дружба? Это когда люди друг с другом дружат и не ссорятся, вместе гуляют и играются.

 

Андрей К.

С кем из ребят в группе ты дружишь? С Кириллом, Даней, Катей.
Почему ты дружишь именно с этими детьми? Они мне разрешают брать их игрушки.
Для чего нужны друзья? Чтобы играть и не обижаться.
С каким человеком ты не стал бы дружить? Со злым и плохим.
Что такое дружба? Когда играют дети и дружат.

 

Андрей Г.

С кем из ребят в группе ты дружишь? С Антоном, Аней.
Почему ты дружишь именно с этими детьми? Они мне нравятся.
Для чего нужны друзья? Чтобы играть и чтобы было весело.
С каким человеком ты не стал бы дружить? С плохим и жадным.
Что такое дружба? Не знаю.

 


Приложение № 2

 

Диаграмма. Выявление уровня сформированности нравственных качеств у старших дошкольников с помощью диагностической методики: игра

 

"Цветик - семицветик".

 


Приложение № 3

 

Диаграмма. Выявление уровня сформированности нравственных качеств у старших дошкольников с помощью диагностической методики: беседа по русской народной сказке "Гуси - лебеди".

 


Приложение № 4

 

Диаграмма. Выявление уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.


Приложение № 5

 

План занятий по воспитанию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Название Цель Содержание Предварит. работа
"Мудрые сказки" Знакомить де- тей с нравст- венным содер- жанием рус- ских народных сказок, пока- зать великое значение их мудрости; учить опреде- лять нравствен- ные качества героев по их поступкам. Ознакомление детей с книгами русских народных сказок. Рассматривание иллюст- раций к сказке "Морозко". Пересказ сказки детьми. Беседа по сказке о поступ- ках и нравственных качествах ее героев. Чтение де- тям сказки "Морозко".
"Наша дорогая Бабушка Яга" Рассказать де- тям о возмож- ности самосо- вершенствова- ния; продол- жать учить де- тей определять нравственные качества героев сказок. Загадывание загадки о Бабе Яге. Беседа о сказках с участием этого персонажа, о нрав- ственных качествах. Сочинение детьми сказки о том, как Баба Яга стала доброй бабушкой. Рисование "Дорогой Бабушки Яги" Чтение русских народных сказок с участием Бабы Яги.
"Чудеса Матушки-Руси" Познакомить детей с красотой русской природы, рассказать о русских народных промыслах; воспитывать любовь к Родине. Рассматривание картин и фотографий с изображени- ем русской природы. Беседа по картинам и фо- тографиям. Знакомство с образцами народных промыслов: дымковской, каргопольской игрушек, гжели, жостовских подносов, палехских шкатулок. Лепка детьми каргопольских игрушек. Лепка геометрических тел: шара, конуса, цилиндра.
"Шаловливые игры" Учить детей искать выход из конфликт- ных ситуаций, формировать понятие о мора- ли, взаимопо- мощи. Перевоплощение детей в сказочных животных. Подвижная игра "Звери на поляне" под русскую народную плясовую музыку. Проигрывание детьми конфликтных ситуаций по сценарию воспитателя и поиск выхода из них. Беседа с детьми о шалостях и непослушании. Прослуши- вание рус- ской народ- ной музыки и разучи- вание под- вижной игры "Зве- ри на поляне".
"Делать добро спеши" Знакомить детей с народ- ными послови- цами и пого- ворками о доб- ре и скромн- сти; воспиты- вать у детей эти качества. Знакомство детей с пословицами и поговорка- ми, их обсуждение. Беседа о понятии скромности и добра. Рассказывание детей по серии сюжетных картин о том, как мальчик переводил бабушку через дорогу. Рассказы детей о добрых делах.  

 


Приложение № 6

 

Таблицы результатов выявления уровня сформированности нравственных качеств у старших дошкольников. Беседа с детьми о дружбе.

 

Кирилл М.

С кем из ребят в группе ты дружишь? Я дружу с Артемом, с Лизой, Мишей, Андреем, Викой, Аней.
Почему ты дружишь именно с этими детьми? Потому что они хорошо занимаются, дают игрушки поиграть и делятся конфетами или шоколадкой, они мне иногда помогают на дежурстве.
Для чего нужны друзья? Чтобы помогать друг другу, чтобы было весело. Друзья помогут в беде.
С каким человеком ты не стал бы дружить? С таким, который жадный, ябеда, не честный, не помогает людям.
Что такое дружба? Это когда дети играют вместе и не дерутся, не обзываются.

 

Олег Н.

С кем из ребят в группе ты дружишь? С Никитой и с Настей.
Почему ты дружишь именно с этими детьми? Мы на занятиях вместе занимаемся и встречаемся во дворе с мамами.
Для чего нужны друзья? Чтобы дружить.
С каким человеком ты не стал бы дружить? С плохим, если с ним не дружат и он дерется.
Что такое дружба? Когда дети играют вместе.

 


Лиза С.

1. С кем из ребят в группе ты дружишь? С Антоном, Аней, Катей, с Никитой, Денисом и с Кириллом.
Почему ты дружишь именно с этими детьми? Они всегда ведут себя хорошо и не балуются. Мы с ними даже на прогулке играем вместе всегда. Они занимаются хорошо и воспитатель не делает им замечаний. Они честные.
Для чего нужны друзья?  Чтобы помогать друг другу заниматься на занятиях и убирать игрушки, чтобы вместе веселиться и радоваться.
С каким человеком ты не стал бы дружить? С таким, который обижает других детей, не делится ничем, не знает как нужно вежливо общаться.
Что такое дружба? Это когда людям хорошо дружить вместе и они ходят в гости друг к другу и гуляют на улице вместе.

 

Даниил С.

С кем из ребят в группе ты дружишь?С Андреем, Костей, Аней.  
Почему ты дружишь именно с этими детьми?  Они хорошие, не злые, хорошо себя ведут. Их хвалит воспитатель и они щедрые.
Для чего нужны друзья? Чтобы играть.
С каким человеком ты не стал бы дружить? Злым, жадным, который отбирает игрушки.
Что такое дружба? Когда дети играют и им радостно быть вместе.

 

Полина Ш.

С кем из ребят в группе ты дружишь? С Катей, Антоном, Викой, Артемом, Лизой.
Почему ты дружишь именно с этими детьми? С ними хорошо играть, весело. Они всегда делятся, если приносят конфеты и дают игрушки поиграть.
Для чего нужны друзья? Чтобы помогать друг другу и вместе играть, веселиться.
С каким человеком ты не стал бы дружить? С жадным, злым, грубым, который не любит играть.
Что такое дружба? Это, когда дети вместе всегда и помогают друг другу и не бросают друг друга.

 

Вика Х.

С кем из ребят в группе ты дружишь? С Полиной, Артемом, Аней.
Почему ты дружишь именно с этими детьми?  Они помогают всегда всем собирать игрушки и хорошо дежурят. Воспитатель их хвалит на занятиях, потому что они занимаются хорошо.
Для чего нужны друзья? Чтобы вместе гулять, помогать друг другу, делиться сладостями.
С каким человеком ты не стал бы дружить? Если он не делится и обижает детей, не помогает воспитателю.
Что такое дружба? Это когда люди ходят в гости на праздники и им весело. Они радуются, что вместе.

 

Вика С.

С кем из ребят в группе ты дружишь?С Артемом, Викой, Аней, Катей, Лизой.  
Почему ты дружишь именно с этими детьми? Они добрые, щедрые. Помогают собирать игрушки и одеться на прогулку, если я не успеваю. Они хорошие.
Для чего нужны друзья? Чтобы играть и не обижать друг друга, доверять друзьям. Им даже можно секреты рассказывать.
С каким человеком ты не стал бы дружить? Со злым и нехорошим.
Что такое дружба? Когда дети не ссорятся.

 

Артем М.

С кем из ребят в группе ты дружишь? С Викой, Кириллом, Полиной, Викой.
Почему ты дружишь именно с этими детьми?  Мы на прогулке бегаем, делимся игрушками, если их мало, совочками. Они ведут себя хорошо всегда.
Для чего нужны друзья? Чтобы помогать друг другу, дружить, защищать, если кого-то обидели.
С каким человеком ты не стал бы дружить? С таким, который делает плохо другим и обижает их. Это плохой человек.
Что такое дружба? Это когда люди друг с другом дружат и не ссорятся, вместе гуляют и играются.

 

Андрей К.

С кем из ребят в группе ты дружишь? С Кириллом, Даней, Катей.
Почему ты дружишь именно с этими детьми? Они делятся со мной вкусными сладостями и не обижают.
Для чего нужны друзья? Чтобы играть и не обижаться.
С каким человеком ты не стал бы дружить? Со злым, жадным и грубым человеком.
Что такое дружба? Когда играют дети и дружат.

 

Андрей Г.

С кем из ребят в группе ты дружишь? С Антоном, Аней, Кириллом, Настей.
Почему ты дружишь именно с этими детьми? Они мне нравятся, они не жадные, вежливые и хорошо ведут себя.
Для чего нужны друзья? Чтобы помогать друг другу, если неприятности и не бросать в беде.
С каким человеком ты не стал бы дружить? С плохим и жадным.
Что такое дружба? Когда никто не ссорится и не дерется.

 


Приложение № 7

 

Диаграмма. Выявление уровня сформированности нравственных качеств у старших дошкольников с помощью диагностической методики: игра

"Цветик - семицветик".

 


Приложение № 8

 

Диаграмма. Выявление уровня сформированности нравственных качеств у старших дошкольников с помощью диагностической методики: беседа по русской народной сказке "Гуси - лебеди".

 


Приложение № 9

 

Диаграмма. Выявление уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

 


Приложение № 10

 

Диаграмма. Выявление динамики уровней сформированности нравственных качеств у старших дошкольников

КУРСОВАЯ РАБОТА

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

 

Ростов-на-Дону

 


Содержание

Введение

1. Теоретические основы воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Понятие воспитания, нравственное воспитание

1.2 Особенности воспитания детей старшего дошкольного возраста

1.3 Народная педагогика, ее средства и значение русской народной культуры в воспитании поколений

2. Педагогические условия воспитания нравственных качеств у старших дошкольников

2.1 Выявление уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

2.2 Система занятий по формированию нравственных качеств у детей средствами народной педагогики

2.3 Анализ динамики уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

Заключение

Литература

Приложение


Введение

 

Актуальность проблемы нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания. Вопросы нравственного воспитания начали волновать человеческое общество очень давно. Еще в Древней Греции считали идеальным человеком того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении, и стремились к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.

Но в наши дни проблема нравственного воспитания встала наиболее остро, и ее проявления разительно выделяются на фоне общих общественных проблем.

Нравственные идеалы, накопленные за века русским народом, глубокосодержательные, оберегающие человека от неверных мыслей, дурных поступков и неправильного поведения, в наши дни отошли на второй план и постепенно и неуклонно заменяются и вытесняются ценностями других культур и наций, а чаще и исчезают вовсе, оставляя место для взращивания безнравственности. Появление примеров безнравственного и аморального поведения проявляется и в литературе, и в художественных фильмах, на радио, в журналах, газетах. Более глобально проникновение западных традиций, обычаев, праздников и других культурных ценностей.

Западные традиции расстраивают и разрушают сформированные за долгие времена отношения в русской семье, делая ее не столь благоприятным условием развития и воспитания детей.

С древних времен жители Российского государства были известны своим гостеприимством, радушием, дружелюбием, душевностью, богатством нравственных качеств. Неужели все это можно безответственно заменить чужой культурой? Необходимо всеми силами оберегать и укреплять нашу нравственность, начиная не только с себя, но и с будущих взрослых и родителей - с детей, дошкольников.

Этот возраст выбран не случайно: именно этот период жизни ребенка наиболее сенситивен для начала развития личности человека, ее становления, формирования самосознания, для закладки нравственных мотивов и качеств, понятия морали. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Активное умственное развитие старшего дошкольника способствует формированию более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения. Дети этот возраста начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным.

В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организационного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки, занять себя интересной и полезной деятельностью.

Решение данной проблемы необходимо решать в семье и в образовательных учреждениях всеми эффективными способами. Одним из таких способ является применение богатейшего багажа знаний, накопленных в народной педагогике, с использованием народных сказок, игр, традиций, праздников.

Проблема нравственного воспитания рассматривалась еще в произведениях и трудах Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И. Гербарта и Р. Оуэна и других. Русские просветители А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Л.Н. Толстой также уделяли нравственному воспитанию большое внимание, рассматривая его как необходимое условие для гармонического развития личности. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: Мы смело высказываем убеждения, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями [32. с.109].

Вопросам нравственного воспитания большое внимание уделяют современные педагоги и психологи. Как показали исследования О.С. Богдановой, Л.Р. Болотиной, М.А. Бесовой, В.В. Поповой, Л.И. Романовой эффективность нравственного воспитания во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта. В своих трудах ученые подчеркивают важность воспитания нравственных чувств ребенка, развития нравственных отношений.

Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, И.Г. Яновская в своих исследованиях отметили позитивное влияние игровой деятельности детей (в частности ролевых, творческих игр) на развитие нравственности воспитанников. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.

Исходя из вышеизложенного, нами был определен научный аппарат.

Цель: воспитать нравственные качества у детей старшего дошкольного возраста.

Объект: воспитание нравственных качеств у дошкольников.

Предмет: фольклорные произведения, народные игры, песни, обычаи, праздники как педагогические средства воспитания нравственных качеств у старших дошкольников.

Гипотеза: воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста возможно при использовании системы средств народной педагогики в педагогическом процессе: фольклора, сказок, национальных обычаев, праздников, игр.

Перед нами в данной работе ставятся следующие задачи:

·   Рассмотреть теоретический материал по проблеме воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

·   Рассмотреть особенности воспитания детей старшего дошкольного возраста.

·   Подобрать практический материал по проблеме воспитания нравственных качеств у старших дошкольников.

народная педагогика дошкольный нравственный



Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.