Традиции православной благотворительности в Свято - Троицком Архиерейском подворье — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Традиции православной благотворительности в Свято - Троицком Архиерейском подворье

2021-05-28 21
Традиции православной благотворительности в Свято - Троицком Архиерейском подворье 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первые исторические факты образования Свято-Троицкой церкви датированы первой половиной 18 столетия:...«возле Нижне - Тагильского селения жил «беглый поп Иов из раскольников». Им была устроена при тайном жилище небольшая деревянная часовенка, где он и совершал Литургию по старым Богослужебным книгам»…. После смерти отца Иова старообрядцем Андреем Рябининым в 1745 году келья та была значительно перестроена, а часовня расширена. Часовня, первоначально именовавшаяся в честь Пресвятой Животворящей Троицы, стала центром, объединившим раскольников почти всего Урала. Этому способствовали как её богатство и многочисленность прихожан, так и покровительство заводского начальства Демидовых, использовавшего на многих своих Уральских заводах труд раскольников, бежавших из центральных районов Российской Империи. В Нижний Тагил единоверие приходит позднее, в начале 1830-х гг. благодаря миссионеру Оглоблину. Еще 4 февраля 1833 года единоверцам был назначен первый священник о. Димитрий Козельский. Единоверческий приход в то время составлял 450 душ мужского и женского пола. Троицкая часовня оставалась раскольнической до 1835 года, пока 19 марта не умер последний «беглый поп Архип» служивший при ней. Тогда же часть её прихожан подают в главную заводскую контору заявление о согласии принять православного священника в Троицкую часовню.12 мая 1840 г. пермский губернатор Огарев приезжает в Нижнетагильский поселок для того, чтобы лично присутствовать при передаче часовни единоверцам. 19 мая 1840 года часовню освящают. 4 июня 1842 года часовня освящена в храм. Колокольня была построена на средства заводовладельцев Демидовых в течение 1852-1853 гг. В 1862 году в память освобождения крестьян от крепостного права в храме была установлена икона Святого Александра Невского и заложен придел его же имени. В результате пожара, вспыхнувшего в ночь с 8 на 9 марта 1872 деревянная Свято - Троицкая церковь сгорела. Не тронутыми огнём остались только ризница, колокольня и икона Александра Невского. Это обстоятельство послужило поводом к объединению двух приходов единоверцев - Никольского и Свято - Троицкого в один приход - Свято - Троицкий. Тогда же было принято решение о строительстве нового каменного храма на месте сгоревшего деревянного [56].

Новый храм был заложен 3 июля 1877 года. С тех пор и до известных событий XX века, церковь оставалась неизменной. К 1901 году в Свято - Троицком приходе числилось 8957 прихожан: 4255 мужского пола и 4702 женского пола. Плюс к этому: 879 раскольников беспоповцев, 9 австрийского толка и 4 сектанта. При храме имелись два каменных дома: один как дом для притча, другой - как воскресная школа и школа грамоты. После революции 1917 г. и вплоть до 1936 г. церковь оставалась действующей.

25 сентября 1936 г. - в день памяти святого Симеона Верхотурского бывший в то время настоятелем храма - о. Симеон Воронин отслужил последнюю Божественную Литургию, после чего храм был закрыт новыми властями и разграблен. Погибли иконостас, церковная утварь, библиотека [2,73].

По решению городской администрации в сентябре 1991 года Свято-Троицкая церковь была передана религиозной общине. Первым настоятелем храма в 1991 году был назначен отец Александр Хорунжий, служивший до того времени вторым священником в Нижнетагильском храме во имя святого Александра Невского. Практически с первых дней настоятель храма - о. Александр Хорунжий стал проводить среди прихожан большую просветительскую работу. В 1994 году при храме была организована воскресная школа для детей и взрослых. В школе изучались: Закон Божий, иконоведение и др. предметы. Дети занимались музыкой и рисованием. Свою деятельность воскресная школа продолжает до сих пор. Отец Александр сразу же стал заботиться о том, чтобы в храме был свой профессиональный хор. Первым регентом стала приглашенная из храма во имя Александра Невского певчая Ольга Муравлева, которая и организовала хор из выпускников Нижнетагильского музыкального училища. С 14 июля 1995 года по благословению епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона настоятелем храма стал старейший священнослужитель Екатеринбургской Епархии митрофорный протоиерей Геннадий Брагин, который продолжал служить в храме вплоть до дня своей кончины (09.07.2007)[54].

В настоящее время в храме проходят ежедневные вечерние и утренние Богослужения, совершаются все православные Таинства и обряды: крещение, исповедь, причастие, венчание, отпевание. Помимо этого священнослужители ведут и благотворительную работу: окормляются социальные учреждения (приюты, дома престарелых, детские дома, тюрьмы и др.),

В храме несут священническое служение два священника: иерей Олег Шабалин, иерей Алексий Исмагилов, и диакон - Глеб Паустовский. Настоятель Свято - Троицкого Архиерейского подворья - игумен Димитрий Байбаков.

Основными направлениями благотворительной деятельности Свято-Троицкого Архиерейского подворья являются:

Приход помогает слабослышащим и глухим людям.

С октября 2007 года, каждую субботу, в приходе, благодаря помощи Екатеринбургской общины, организована Литургия на языке жестов для глухих и слабослышащих людей. В нашем городе таких, несколько тысяч, многие из них приходят в храм на традиционную службу с сурдо-переводом. Молятся глухие особенно: сосредоточенно и с любовью. Все прихожане стараются обязательно придти на такое богослужение - что-то открывается таинственное, когда отверзты врата, а батюшка смотрит в глаза молящимся. Язык жестов называют часто просто: мимика. Здесь видно все сердце говорящего. И батюшка отдает его. Служба всегда получается торжественная, тихая и благодатная. Божественную литургию в Свято-Троицком Архиерейском подворье совершает Отец Олег. Для того, чтобы переводить на язык жестов Божественную литургию, батюшке пришлось учиться у своих прихожан. Он постарался максимально использовать язык жестов, сделать максимально доступным для понимания слова молитвы. Это было непросто: сначала приходилось переводить с церковнославянского на русский, а уже потом - на язык жестов.По словам священника Екатеринбургской общины глухих Михаила Шамова, в России попечение и заботу о не слышащих людях всегда брала на себя Церковь. Для не слышащих детей открывались специальные школы, для сирот - дома призрения. В двадцатом веке эту функцию взяло на себя государство. Причем о духовной жизни людей, лишенных слуха, забыли напрочь. Теперь мы возвращаемся к вере своих отцов и дедов. Не слышащие люди тоже хотят молиться вместе со всеми, кто приходит в храм - чтобы потеря слуха не мешала пониманию Бога. После моления прихожане пьют чай и беседуют о жизни, делятся своими бедами и радостями, просят совета у священнослужителя. В этом случае святой отец берет на себя роль социального работника, дает советы не только духовного плана но и социального.

Священники Свято-Троицкого Архиерейского подворья несут службу в УЩ -349/48, г. Н.Тагил.

С декабря 2004г. колонию, по благословению правящего архиерея, окормляет священник Свято-Троицкого Архиерейского подворья г. Н.Тагила Олег Шабалин. Был установлен день посещения колонии, и теперь каждую субботу проводятся молебны «о здравии», а также «об упокоении». Также была организована встреча священнослужителя с осужденными, пытающимися найти свою дорогу к Храму, укрепив веру в Бога проведением таинства крещения. Внимательно выслушав речи отца Олега, 13 осужденных приняли решение окрестится. И сегодня многие из тех, кто оказался за забором, оплетенным колючей проволокой, говорят, что не хотели бы попасть туда еще раз. Хотя, как известно, приобретенный жизненный опыт - это еще не покаяние в совершенном зле.

Одним из основных направлений благотворительной деятельности Свято-Троицкого Архиерейского подворья является антиалкогольная программа. Уже в 50 годы 19 столетия в России начали появляться первые приходские общества трезвости. В 1882 году святой праведный Симеон Верхотурский открыл в своем приходе Дом трудолюбия, где духовно возрождались многие падшие люди. К началу 20 века практически в каждой епархии имелось общество трезвости. В 1912 году в Екатеринбурге состоялся первый всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом на религиозно-нравственной основе. Несколько лет назад Свято-Троицкий храм принял антиалкогольную программу. Беседы проводятся в приходской школе для взрослых (прил.2). Специфика работы ведется по принципу «Семейных общин трезвости», где параллельно с лечением алкоголиков проводится работа с семьями в целях создания в них атмосферы сочувствия и поддержки.

Православное духовенство считает, что благотворительность и милосердие должны быть тесно связаны с религиозной проповедью. Милосердие - это форма христианской проповеди.

Большое внимание уделяется воспитательной работе, которая прежде всего обращена к детям. При храме действует воскресная школа. Каждое воскресенье в школу приходят дети, они изучают Закон Божий, учатся петь, рисовать, вышивать, ставят спектакли. Занятия в воскресной школе обычно начинаются в середине сентября. Классы формируются по годам обучения и пополняются в течение всего учебного года. В каждом классе обучаются дети разных возрастов. В течение 5-и лет дети изучают Священную Историю Ветхого и Нового Завета, Катехизис, Богослужение Православной Церкви, Агиографическое наследие, церковно-славянский язык, церковное пение. В обучении используются методические разработки Отдела церковно-приходских школ Екатеринбургской епархии. Много времени отводится занятиям по ИЗО и рукоделию, подготовке к православным праздникам. В течение учебного года в школе проводятся утренники, посвященные началу учебного года, Рождеству Христову, Пасхе, празднику Святой Троицы и др. Силами воспитанников церковно-приходской школы организуются благотворительные концерты для проживающих в Доме престарелых г. Нижнего Тагила, для инвалидов общества «Вера, надежда, любовь», для студентов миссионерско-катехизаторских курсов, для родителей и прихожан храма. Воспитанники церковно-приходской школы регулярно принимают участие в областном конкурсе «Ручейки добра». Работы учащихся школы неоднократно были представлены на выставках «Красота Божьего мира» и «Пасхальные перезвоны», организованных Екатеринбургской епархией. Большинство работ были отмечены грамотами и призами. По мере возможности в течение учебного года для учащихся церковно-приходской школы организуются паломнические поездки в монастыри г. Верхотурье, Чусовские Городки, урочище Ганина Яма, Храм-на-Крови (г.Екатеринбург). Посещают дети и храмы в селах Пригородного района. Кроме того, дети посещают городские музеи - краеведческий и ИЗО. Для родителей учащихся организуются беседы с духовником церковно-приходской школы. По мере необходимости проводятся родительские собрания.

Общими усилиями духовенство храма и педагоги школ, стараются показать детям все многообразие православной жизни, а главное научить их делать нравственный выбор, жить по Евангелию в современном мире. В школе работают 10 педагогов, которые постоянно повышают свои знания, посещая занятия педагогического семинара - практикума при Отделе церковно-приходских школ в Екатеринбурге (прил. 3).

При храме действуют миссионерские курсы, в течение четырех лет их слушателям преподаются катехизис, риторика, литургика, церковно-славянский язык, апологетика, богословие, православная педагогика и психология, история Русской церкви и миссионерства, и многие другие предметы. Занятия включают не только лекции, но и конференции, семинары и практическое миссионерство. Многие слушатели курсов потом сами проводят беседы с молодежью, оказывают психологическую помощь людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, помогают пожилым и немощным, организуют беседы о трезвом образе жизни, паломнические поездки и крестные ходы. Словом выпускники курсов несут в общество свет Евангельской проповеди. Регулярно проводят занятия и читают лекции в Нижнее Тагильской школе милиции и торгово-экономическом колледже. Священнослужители посещают ряд воинских частей, беседуя с офицерским и солдатским составом. Сотрудники Троицкого храма проводят занятия по истории русской культуры для учеников 6 - 9 классов.

Диаконом храма, Глебом Паустовским, был проведен семинар «Причины девиантного поведения детей» в котором приняли участие 69 педагогов и завучей общеобразовательных школ г. Нижний Тагил и Пригородного района. За основу своего доклада диакон Глеб взял работу кандидата богословских наук иеромонаха Тихона (Иршенко). Как пояснил о. Глеб, девиантным часто называют нестандартное, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития поведение. Оценка же любого поведения подразумевает его сравнение с какой-либо нормой. Однако, одно и то же действие, поведение можно расценить либо как нормальное, либо как отклонение от нормы. Так нормы нравственные и нормы правовые могут совпадать, а могут и противоречить друг другу. Убийство, например, является преступлением в глазах общественного сознания и одновременно является тяжким грехом в нравственном отношении. В то же время аборты - убийство не рожденных детей - осуждаются религией, но не наказываются уголовным правом. Цель нашего семинара, подчеркнул о. Глеб - понять причины нравственного обнищания как всего общества в целом, так и подрастающего поколения в частности. В Православии вообще нет такого понятия, как девиантное поведение. Зато есть четкое определение понятия греха. Любое преступление закона есть грех. Грех же, по учению Православной Церкви, вошел в людей от Диавола. Отсюда следует, что наклонность ко греху более чем к добру свойственна человеку от рождения и проявляется прежде всякого воспитания. Внешние же условия могут стимулировать и развивать или ослаблять, подавлять то, что дано в зародыше в самой природе человека. Поэтому так важно, подчеркнул о. Глеб, обращать особое внимание на духовно-нравственную основу воспитания подрастающего поколения… [56].

 При помощи Свято - Троицкого храма, по просьбе жителей поселка Уралец, пациентов Уральской участковой больницы и по инициативе врачей с благословения правящего Архиерея в помещении больницы организована молельная комната. С 2003 года в поселке Уралец открыт приход во имя Святой блаженной Ксении Петербуржской, начитывающий около сорока постоянных прихожан. При приходе работает воскресная школа для детей и взрослых.

Изучив традиции благотворительной деятельности Свято - Троицкого Архиерейского подворья на современном этапе, видно, что церковные служители самостоятельно и совместно с социальными учреждениями города ведут большую работу по социальному служению обществу продолжая традиции благотворительности начатые старообрядцем Андреем Рябининым в 1745 году. Сегодня церковь кроме православных таинств ведет большую просветительскую, воспитательную работу, организованы общества трезвости, общества по борьбе с наркозависимостью, проводятся духовные беседы в местах заключения, больницах, домах престарелых, домах инвалидов и других социальных учреждениях. Православные священники несут в души прихожан нравственность, доброту, милосердие, умиротворение и благочестие, учат патриотизму, любви к Богу, Родине и своим ближним, умению и желанию помогать.


2.2 Анализ деятельности специалиста социальной работы в Свято-Троицкой православной церкви

 

Свято-Троицкое Архиерейское подворье выполняет наиболее важные и актуальные для прихожан задачи: духовное просвещение и социальная помощь для всех нуждающихся.

Православная Свято-Троицкая церковь оказывает помощь социально неадаптированным гражданам с первого года существования. Возможность такой деятельности обеспечена единодушием служителей храма, и меценатами, которые видят результативность этой работы.

В Свято-Троицкой церкви социальную работу в основном ведет Отец Олег Шабалин, в свободное от служб время. По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, проводятся окормления воинских частей, обществ детей с ограниченными возможностями, домов инвалидов, и др. социальных учреждений. Он выполняет ряд функций: информационную, диагностическую, психологическую, коммуникативную, организационную и посредническую.

Согласно договора о духовном окормлении заключенных, Отец Олег ведет большую работу в УЩ-349/48 с 2004 года. Это колония-поселение, в которой отбывают наказание 300 заключенных, сроки их наказания от 3 до 5 лет, быт этих людей тяжел, на питание и одежду заключенный зарабатывает сам, за хорошую работу и примерное поведение администрация колонии рассматривает дела о досрочном освобождении на свободу. Многие попавшие в эти условия люди, встают на путь исправления и задумываются о свершенном, обращая свой взор на духовное начало. В результате у осужденных появилось стремление приблизиться к Богу. Так зародилась мысль создать в колонии молельную комнату - место, куда каждый заключенный мог бы придти и помолиться. Колония очень маленькая по территории и по количеству заключенных. Помещений не хватает. Вначале молились в коридорчике, рядом с библиотекой. 29 октября 2007 года иереем Свято - Троицкого Архиерейского подворья было подано прошение о выделении отдельного помещения под молельную комнату (прил. 5). Администрация учреждения ИК-48 пошла навстречу, выделив для этой цели светлое и уютное помещение. Здесь уже можно оставить и свечи, и книги. Есть даже смотритель комнаты...

С приходом в колонию заместителя начальника по КиВР А.В.Степанова, человека неравнодушного к духовному и нравственному состоянию своих подопечных, была заложена славная традиция взаимодействия церкви с исправительным учреждением. Был установлен день посещения отцом Олегом колонии, и теперь каждую субботу проводятся молебны «о здравии», а также «об упокоении».

Жизнь осужденных закрыта от внешнего мира и особо не афишируется в силу специфики воспитательного учреждения. Оснащена молельная комната на средства пожертвованные меценатами (ГУФСИН) и прихожанами Свято Троицкого храма. Вся литература, иконы, убранство комнаты приобретены на пожертвования прихожан храма.

При поступлении каждого нового этапа в колонию, принимают решение окреститься около 20 человек, в зависимости от количества этапированных. Каждый принимает это решение осознанно, и обращается к священнику самостоятельно. Если статья осужденного позволяет вывозить его за пределы поселения, то священник вывозит его в храм для таинства крещения.

Возраст осужденных разный, потребность общения со священнослужителем у всех разная, уровень восприятия того что говорит проповедник тоже разный, по этому священнику приходится проводить беседы соответственно с уровнем понимания прихожан, для начинающих в молельной комнате есть соответствующая литература, а те кто пытается познать больше - заказывают специальную литературу через батюшку в храм. В настоящее время из 300 осужденных прихожанами молельной комнаты являются 45 человек, из них в возрасте 40-50 лет - 12 человек, в возрасте 30 - 39 лет - 25 человек, 20 - 29 лет - 8 человек.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.