Глава 1 Проблема влияния индивидных свойств человека на эффективность трудовой деятельности — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Глава 1 Проблема влияния индивидных свойств человека на эффективность трудовой деятельности

2021-05-28 22
Глава 1 Проблема влияния индивидных свойств человека на эффективность трудовой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение

Глава 1. Проблема влияния индивидных свойств человека на эффективность трудовой деятельности

1.1 Профессиональная и трудовая деятельность

1.2 Особенности профессии системы «человек-человек»

1.3 Индивидные свойства личности, влияющие на эффективность трудовой деятельности

1.4 Понятие о стилях деятельности и их характеристика

Выводы по главе 1

Заключение

Литература


Введение

Актуальность проблемы. Выбор профессии можно считать оправданным лишь в том случае, если есть надежда, что активность личности приведет к такому взаимоотношению между личностью и трудом, при котором будет успешно происходить дальнейшее развитие творческих и нравственных сил человека. Соответствие интересов основному содержанию избираемой профессии – не единственная предпосылка возможности найти в этой деятельности свое призвание. Многое будет зависеть и от характерологических особенностей личности, и от качественного своеобразия и уровня развития ее способностей. Однако в этой взаимосвязи профессиональных интересов, индивидуальных особенностей, черт характера и способностей, ведущая роль принадлежит индивидным особенностям. Отсутствие биологически обусловленных предпосылок не является непреодолимым препятствием на пути к профессии. Однако задача состоит в том, чтобы выбор профессии оказывался логическим следствием уникальной неповторимости субъекта, чтобы выбранная профессия представляла собой наиболее благоприятные условия для раскрытия данного от рождения творческого потенциала субъекта. Характер, способности человека и как следствие – отношение к труду, развиваются при жизни вследствие взаимодействия с окружающим миром, в условиях профессиональной деятельности, при условии деятельностно - смыслового единства - совпадения ценностно-смыслового (формирование жизненных смыслов) и предметно-действенного аспектов деятельности. Самое же существенное в том, что в деятельности способности не только проявляются, но и создаются. Природные возможности являются анатомо-физиологическими особенностями, которые прежде всего необходимо учитывать уже на этапе выбора профессии.

Тип темперамента зависит от врожденных анатомо-физиологических особенностей. И.П. Павлов и его последователи научно доказали непосредственную и прямую зависимость типа темперамента от общего типа нервной системы. Как для темперамента, так и для способностей характерна высокая стабильность. Конечно, в формировании способностей (Б.М.Теплов) большую роль играют задатки, система воспитания, сенситивный возраст. Способности проявляются в динамике формирования знаний, умений и навыков в условиях конкретной деятельности.

Темперамент – природно обусловленная склонность индивида к определенному стилю поведения. В нем проявляются чувствительность индивида к внешним воздействиям, эмоциональность его поведения, импульсивность или сдержанность, общительность или замкнутость, легкость или затрудненность социальной адаптации.

К.Роджерс психологически характеризует человека как феномен, как уникальное, от рождения наделенное творческим потенциалом существо. Будет ли реализован творческий потенциал личности - зависит от тех условий жизни и деятельности, в которых он окажется.

Согласно Е.А.Климову наилучшее осуществление данной деятельности, индивидуальный стиль деятельности в узком смысле обусловлены типологическими особенностями человека.

Таким образом, изучив труды знаменитых психологов, мы старались охватить характерные особенности данной проблемы, что даст возможность более компетентно разбираться в закономерностях развития и становления профессионала.

Цель исследования: теоретическое и практическое изучение влияния индивидных особенностей на эффективность трудовой деятельности.

Объектом исследования: выступили продавцы магазина «Квинта» г. Стерлитамак (20 человек).

Предметом исследования: явилась эффективность труда, индивидные особенности – свойства темперамента, тип темперамента и нервной системы, тип мышления.

Гипотеза исследования: Наибольшей эффективности труда достигают продавцы с сильным типом нервной системы, холерики, сангвиники, имеющим неригидное мышление, с высокими показателями свойств темперамента - эргичности (ЭР) и эргичности социальная (СЭР), пластичности предметной (П) и пластичности социальной (СП), скорости (темпа) предмет­ной (Т) и скорости (темпа) социальной (СТ), эмоциональной чув­ствительности предметной (ЭМ) и эмоциональной чувствитель­ности социальной (СЭМ).

Методы исследования:

1. Анализ работ известных психологов Е.А.Климова, В.С.МерлинаТ.А. Матис, Орлова А.Б., Леонтьева А.А.), в которых отражены различные взгляды и подходы по данной проблеме.

2. Сбор и обобщение данных, полученных в психологии, имеющих отношение к исследуемой проблеме.

3. Анкетирование и тестирование для выявления индивидных особенностей и эффективности трудовой деятельности.

4. Методы количественной и качественной обработки полученных результатов.

В ходе написания дипломной работы нами решались следующие задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы в психологической литературе.

2. Рассмотреть и проанализировать эффективность трудовой деятельности.

3. Подобрать и разработать методики для изучения индивидных особенностей и эффективности трудовой деятельности.

4. Провести экспериментальное исследование с использованием разработанных и подобранных методик для выявления влияния индивидных особенностей на эффективность трудовой деятельности.

Научная и практическая значимость исследования: В работе проанализированы и обобщены теоретические аспекты поставленной проблемы; проведенное экспериментальное исследование позволило подтвердить гипотезу о неоднозначности влияния индивидных особенностей на эффективность трудовой деятельности. Выявлены закономерные связи свойств темперамента с уровнем эффективности труда. Результаты исследования могут быть использованы руководителями предприятий, практическими психологами, так как они дают возможность более компетентно разбираться в закономерностях развития и становления профессионализма, а также разработать рекомендации по ее оптимизации.


Авторитарный стиль

Деловые, краткие распоряжения Запреты без снисхождения, с угрозой Четкий язык, неприветливый тон Похвала и порицание субъективны Эмоции не применяются в расчет Показ приемов – не система Позиция лидера – вне группы Дела в группе планируются заранее Определяются лишь непосредственные цели, дальние – неизвестны Голос руководителя - решающий

Демократический стиль

Инструкция в форме предложений Не сухая речь, а дружеский тон Похвала и порицание – с советами Распоряжения и запреты с дискуссиями Позиция лидера – внутри группы Мероприятия планируются не заранее, а в группе За реализацию предложений отвечают все Все разделы работы не только предлагаются, но и все обсуждаются

Попустительский стиль

Тон – конвенциональный Отсутствие похвалы, порицаний Никакого сотрудничества Дела в группе идут сами собой Лидер не дает указаний

 

Можно сделать вывод, что применительно к поведению, деятельности, общению наиболее общими являются определения типов стиля (в совокупности его формальной и содержательной сторон).

Исследования к. Левина показали, что, хотя в группе, руководимой лидером с демократическим стилем руководства, уровень общей удовлетворенности работой и благоприятными отношениями был наивысший, также как и стремление к творчеству, в группе лидера с авторитарным стилем показатели продуктивности были самыми высокими, по сравнению с остальными группами. Благодушно-попустительский стиль руководства приводил к беспорядкам, увеличению фрустрированности и конфликтам, что неизбежно сказывалось на снижении объема и качества выполняемой работы по сравнению с двумя другими группами.

Современный анализ природы стилевого своеобразия человека именно сейчас начинает приобретать черты целостной и непротиворечивой теории. Существование десятков параметров индивидуальности, называемых стилевыми проявлениями, представляет собой отображение одной и той же психологической реальности, обозначаемой различными терминами. В то же время, устойчивость этих проявлений заставляет думать о существовании общих факторов, латентных переменных, с помощью которых возможно создание адекватных объяснительных моделей. Кажется своевременным внести и новый термин для изучаемого феномена – стиль человека. Тем самым подчеркивается целостность этой уникальной характеристики взаимодействия субъекта с окружающим миром.

 Как может выглядеть определение стиля человека, отражающее соединение общепсихологического – непривычно звучащего в этом контексте – и традиционного дифференциально-психологичекого подходов. Например, так. Стиль человека – это устойчивый целостный паттерн индивидуальных проявлений, выражающийся в предпочтении конкретной формы взаимодействия субъекта с физической и социальной средой. Структура стиля представляет собой определенный тип связей между разными параметрами индивидуальности, с одной стороны, и между этими параметрами и ситуативными переменными – с другой.


Выводы по первой главе

1. Трудовая деятельность – физическая и умственная деятельность, т.е. специфическая форма человеческого отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира.

2. Темперамент имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. Изменить темперамент человека при всем желании невозможно, но, включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения. Во всех своих проявлениях темперамент обусловлен всеми реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека.

3. При любом темпераменте развиваются общественно ценные свойства личности. Конкретные приемы развития этих свойств существенно зависят от темперамента. Поэтому темперамент – важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей.

4. Таким образом, ни одна сторона личности – ее направленность, характер, уровень общих и специальных способностей – не предопределена темпераментом, однако динамические особенности проявления всех свойств личности в той или иной мере зависят от типа темперамента.

5. Те или иные свойства темперамента в одних обстоятельствах профессиональной деятельности могут способствовать достижению успеха в ней, в других при той же деятельности мешать ему. Когда требования деятельности противоречат какому-либо свойству темперамента, то человек выбирает такие приемы и способы ее выполнения, которые наиболее соответствуют его темпераменту и помогают преодолеть влияние отрицательных в данных условиях проявлений темперамента.


Заключение

 

Современная сфера обслуживания ставит многообразие задач, решение которых непосредственно связано с теми или иными особенностями работников. Так для того, чтобы реализовать одну из важнейших целей сферы обслуживания – обеспечивать наиболее удачно нужды населения, необходимо осуществлять эффективный подбор кадров торгового предприятия. Для решения задач торгового предприятия необходимо проводить систематическую диагностическую работу. Специальных методов изучения индивидных особенностей немного, тем не менее, психологи располагают определенной совокупностью достаточно надежных методик для изучения продавцов разного возраста. Наиболее проверенными являются тесты темперамента. Темперамент – это устойчивое состояние психодинамических свойств личности, проявляющихся в общении и деятельности. Таким образом, темперамент зависит от психофизиологических особенностей организма и типов высшей нервной системы. Темперамент изначально закреплен генетически и в процессе жизнедеятельности индивида постоянен. Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Исходя из этого, усилия человека должны быть направлены, прежде всего, не на изменение, а на выявление и осознание особенностей своего темперамента. Это позволит выявить способы деятельности, которые в наибольшей степени соответствуют природным качествам, природному дарованию.

Особенности индивидуального стиля деятельности и его развития у продавцов с разным типом темперамента не вошли в предмет нашего исследования, однако представляет интерес проблема индивидуальных различий в развитии индивидуального стиля деятельности холериков, флегматиков, сангвиников и меланхоликов.


Литература

 

1. Ананьев Б.Г. Психология и проблема человекознания / Под ред. А.А. Бодалева. М.; Воронеж, 1996.

2. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М, 1990

3. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М., 1999.

4. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: От темперамента к характеру и типология личности. М., 2000.

5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 1999

6. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. Соб. Соч – М. 1962

7. Гиппенрейтор Ю.Б. Психология индивидуальных различий. М., 1990

8. Глейтман Г, Фринлунд А. Райсберг Д. Основы психологии. СПб., 2000

9. Еникеев М.И. Социальная психология. М.,1981

10. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.

11. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988.

12. Козинец Краткая философская энциклопедия. М., 1994.

13. Купер К. Индивидуальные различия. М., 2000.

14. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. 3-е изд. М., 1964.

15. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. М., 1969.

16. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М., 1966

17. Небылицын В.Д. Темперамент // Психологическое исследование индивидуальных различий. М., 1976.

18. Немов Р.С. Психология: Учебник. В 3 кн.1. Общие основы психологии. 4-е изд., доп, и перераб, М., 2000.

19. Немов Р.С. Общая психология. М., 2003

20. Обозов Н.Н. Типы личности, темперамент и характер (Метод. Пособие). СПб., 1998.

21. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет (Педагогическая наука- реформе школы) / Под ред. И.В. Дубровиной, Б.С Круглова. М., 1988.

22. Павлов И.П. Полн. Собр. Соч. 2-е изд. Т.3. Кн.2. М.,Л., 1951.

23. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М.,2000.

24. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник. М., 1998.

25. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.,1997.

26. Практическая психология: Учебник. 2-е изд., перераб,и доп./ Под ред. М.К. Тутушкиной. СПб., 1996.

27. Практическая психология для менеджеров / М.К. Тутушкина, С.А. Волков, О.В. Годлиник и др,; Под ред. М.К. Тутушкиной. М., 1996.

28. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типология характера / Ред.- сост. Д.Я. Райгородский. Самара, 1997.

29. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред, И.В. Дубровиной. М., 1991.

30. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие. В2 кн. 3-е изд., перераб и доп. Кн.1. Система работы психолога с детьми разного возраста. М., 2000.

31. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие, В 2кн. 3-е изд., перераб и доп. Кн.2. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. М., 2000.

32. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. 1985. №11.

33. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность. М., 1984

34. Смирнов Б.Н. Психологическая характеристика темперамента // Практическое занятия по психологии: Учеб. Пособие / Под ред. Д.Я. Богданова, И.П. Волкова. М., 1989.

35. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учеб. Пособие. Ростов н/Д., 1997.

36. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. Ростов н/Д., 1999.

37. Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развит / Под общ. Ред. М.В. Равич-Щербо. М., 1982.

38. Теплов Б.М., Небылицын В,Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий // Вопросы психологии. 1963. №5

39. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий // Теплов Б.М. Избранные труды: в 2 т. Т.1. М., 1985.

40. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

41. Щукин М.Р. Некоторые типологически обусловленные различия в протекании ориентировочной и исполнительной деятельности при усвоении начальных трудовых умений // Типологические исследования по психологии личности и по психологии труда: Сб. ст./ Под ред. В.С. Мерлина. Пермь, 1964.

Содержание

 

Введение

Глава 1. Проблема влияния индивидных свойств человека на эффективность трудовой деятельности

1.1 Профессиональная и трудовая деятельность

1.2 Особенности профессии системы «человек-человек»

1.3 Индивидные свойства личности, влияющие на эффективность трудовой деятельности

1.4 Понятие о стилях деятельности и их характеристика

Выводы по главе 1

Заключение

Литература


Введение

Актуальность проблемы. Выбор профессии можно считать оправданным лишь в том случае, если есть надежда, что активность личности приведет к такому взаимоотношению между личностью и трудом, при котором будет успешно происходить дальнейшее развитие творческих и нравственных сил человека. Соответствие интересов основному содержанию избираемой профессии – не единственная предпосылка возможности найти в этой деятельности свое призвание. Многое будет зависеть и от характерологических особенностей личности, и от качественного своеобразия и уровня развития ее способностей. Однако в этой взаимосвязи профессиональных интересов, индивидуальных особенностей, черт характера и способностей, ведущая роль принадлежит индивидным особенностям. Отсутствие биологически обусловленных предпосылок не является непреодолимым препятствием на пути к профессии. Однако задача состоит в том, чтобы выбор профессии оказывался логическим следствием уникальной неповторимости субъекта, чтобы выбранная профессия представляла собой наиболее благоприятные условия для раскрытия данного от рождения творческого потенциала субъекта. Характер, способности человека и как следствие – отношение к труду, развиваются при жизни вследствие взаимодействия с окружающим миром, в условиях профессиональной деятельности, при условии деятельностно - смыслового единства - совпадения ценностно-смыслового (формирование жизненных смыслов) и предметно-действенного аспектов деятельности. Самое же существенное в том, что в деятельности способности не только проявляются, но и создаются. Природные возможности являются анатомо-физиологическими особенностями, которые прежде всего необходимо учитывать уже на этапе выбора профессии.

Тип темперамента зависит от врожденных анатомо-физиологических особенностей. И.П. Павлов и его последователи научно доказали непосредственную и прямую зависимость типа темперамента от общего типа нервной системы. Как для темперамента, так и для способностей характерна высокая стабильность. Конечно, в формировании способностей (Б.М.Теплов) большую роль играют задатки, система воспитания, сенситивный возраст. Способности проявляются в динамике формирования знаний, умений и навыков в условиях конкретной деятельности.

Темперамент – природно обусловленная склонность индивида к определенному стилю поведения. В нем проявляются чувствительность индивида к внешним воздействиям, эмоциональность его поведения, импульсивность или сдержанность, общительность или замкнутость, легкость или затрудненность социальной адаптации.

К.Роджерс психологически характеризует человека как феномен, как уникальное, от рождения наделенное творческим потенциалом существо. Будет ли реализован творческий потенциал личности - зависит от тех условий жизни и деятельности, в которых он окажется.

Согласно Е.А.Климову наилучшее осуществление данной деятельности, индивидуальный стиль деятельности в узком смысле обусловлены типологическими особенностями человека.

Таким образом, изучив труды знаменитых психологов, мы старались охватить характерные особенности данной проблемы, что даст возможность более компетентно разбираться в закономерностях развития и становления профессионала.

Цель исследования: теоретическое и практическое изучение влияния индивидных особенностей на эффективность трудовой деятельности.

Объектом исследования: выступили продавцы магазина «Квинта» г. Стерлитамак (20 человек).

Предметом исследования: явилась эффективность труда, индивидные особенности – свойства темперамента, тип темперамента и нервной системы, тип мышления.

Гипотеза исследования: Наибольшей эффективности труда достигают продавцы с сильным типом нервной системы, холерики, сангвиники, имеющим неригидное мышление, с высокими показателями свойств темперамента - эргичности (ЭР) и эргичности социальная (СЭР), пластичности предметной (П) и пластичности социальной (СП), скорости (темпа) предмет­ной (Т) и скорости (темпа) социальной (СТ), эмоциональной чув­ствительности предметной (ЭМ) и эмоциональной чувствитель­ности социальной (СЭМ).

Методы исследования:

1. Анализ работ известных психологов Е.А.Климова, В.С.МерлинаТ.А. Матис, Орлова А.Б., Леонтьева А.А.), в которых отражены различные взгляды и подходы по данной проблеме.

2. Сбор и обобщение данных, полученных в психологии, имеющих отношение к исследуемой проблеме.

3. Анкетирование и тестирование для выявления индивидных особенностей и эффективности трудовой деятельности.

4. Методы количественной и качественной обработки полученных результатов.

В ходе написания дипломной работы нами решались следующие задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы в психологической литературе.

2. Рассмотреть и проанализировать эффективность трудовой деятельности.

3. Подобрать и разработать методики для изучения индивидных особенностей и эффективности трудовой деятельности.

4. Провести экспериментальное исследование с использованием разработанных и подобранных методик для выявления влияния индивидных особенностей на эффективность трудовой деятельности.

Научная и практическая значимость исследования: В работе проанализированы и обобщены теоретические аспекты поставленной проблемы; проведенное экспериментальное исследование позволило подтвердить гипотезу о неоднозначности влияния индивидных особенностей на эффективность трудовой деятельности. Выявлены закономерные связи свойств темперамента с уровнем эффективности труда. Результаты исследования могут быть использованы руководителями предприятий, практическими психологами, так как они дают возможность более компетентно разбираться в закономерностях развития и становления профессионализма, а также разработать рекомендации по ее оптимизации.


Глава 1 Проблема влияния индивидных свойств человека на эффективность трудовой деятельности

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.