Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2021-05-28 | 28 |
5.00
из
|
Заказать работу |
1. Сказуемое в предложении.
2. Связка (отвлеченная – нулевая или выраженная, полуотвлеченная, знаменательная) и ее формальное выражение; вспомогательный глагол (его семантическая группа) и его формальное выражение.
3. Тип сказуемого.
Образец:
Мальчишки продолжали гонять мяч.
1) продолжали гонять;
2) продолжали – вспомогательный глагол фазисного значения в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, множественного числа;
3) гонять – присвязочный член, выражен глаголом в форме инфинитива;
4) непростое, составное глагольное сказуемое.
А ночь была до синевы светла.
1) была светла;
2) была – формальная связка, выраженная формой прошедшего времени, единственного числа, женского рода;
3) светла – присвязочный член, выражен краткой формой имени прилагательного в женском роде, единственном числе;
4) непростое, составное именное сказуемое.
Он хотел быть точным, быстрым.
1) хотел быть точным;
2) хотел быть - осложненная связка, выраженная глаголом со значением желания (хотел – изъявительное наклонение, прошедшее время, единственное число, мужской род) и инфинитивом быть;
3) точным – присвязочный член, выражен полным именем прилагательным в твор. п.;
4) непростое, сложное именное сказуемое, осложненное.
Односоставные предложения
|
Таблица 11. Тип односоставных предложений
|
|
| ||||||||
| |||||||||
|
| ||||||||
С х е м а а н а л и з а
Односоставных предложений
1. Главный член односоставного предложения и его соотнесенность с главным членом двусоставного предложения.
2. Формальное выражение главного члена.
3. Соотнесенность действия (признака), названного главным членом, со словесно не обозначенным деятелем (носителем признака) - грамматически определенным, неопределенным, обобщенным – или обозначение действия, независимого от деятеля, не соотнесенного с деятелем.
4. Тип односоставного предложения и его полная характеристика.
Образец
Стою один среди равнины голой.
1. Стою – главный член в форме простого глагольного сказуемого.
2. Главный член выражен глаголом 1 л., ед. ч., наст. вр.
3.Форма глагола 1л. обозначает действие, принадлежащее говорящему, грамматически это выражено флексией глагола.
4. Односоставное определенно-личное предложение, невопросительное, повествовательное, невосклицательное, распространенное, неосложненное.
И думается в такие ночи вольно, дерзко…).
1. Думается – главный член в форме простого глагольного сказуемого двусоставного предложения.
2. Главный член выражен безличным возвратным глаголом.
3. Главный член называет независимое действие, не соотнесенное с деятелем.
4. Односоставное безличное предложение.
Таблица 12. Типы односоставных предложений
Типы односоставных предложений | Основные способы выражения главного члена |
Примеры | Тип по школьной классификации
| |
Глагольные формы | Неглагольные формы | |||
Определенно-личные | 1-го и 2-го лица ед. и мн. ч. наст. и буд. вр., повелит. накл. | Сдаю экзамен. Сдаешь экзамен? Сдам экзамен. Сдаете экзамен? Сдай экзамен. Давай сдавать экзамен. | Определенно -личные | |
Неопределенно-личные | 3-го лица мн. ч. наст. и буд. вр., мн. ч. пр. вр. и сослагат. накл. | В школе сейчас сдают экзамены – будут сдавать экзамены – сдавали бы экзамены | Неопределенно-личные | |
Обобщенно-личные | 2-го лица ед. ч. наст. и буд. вр.; 3-го лица мн. ч. наст. и буд. вр., повелит. накл. 2-го лица ед. и мн. ч. | Во время экзамена всегда волнуешься. Цыплят по осени считают. Любишь кататься – люби и саночки возить. | Определенно-личные, неопределенно-личные. Определенно-личные с обобщ. знач. | |
Безличные | Совпадает с формой 3-го лица ед. ч. наст. и буд. вр.; ср. р. ед. ч. прош. вр. и сосл. накл., краткая форма страдательного причастия | Категория состояния (+ инфинитив) | Лодку качает (качало). Ему трудно. Ему трудно учиться. | Безличные |
Инфинитивные | Инфинитив (+ частица БЫ) | Экзамен ему не сдать. Сдать бы экзамен | Безличные | |
Номинативные | Сущ. в Им. п. | Тишина. Пустынная платформа. | Назывные |
Таблица 13. Семантические группы безличных предложений
Выражаемые значения | Примеры |
1. Действие неопределенного или устраненного деятеля (субъекта), стихийной силы (возможно косвенное указание на деятеля, выраженного творительным падежом имени) | Самгина незаметно оттеснило налево, к Арбату. |
2. Состояние природы, окружающей среды, обстановки (процессуальное состояние у глаголов и непроцессуальное у предикатов – слов категории состояния) | Было морозно и ясно. |
3. Физическое и психическое состояние человека | Сладко дремлется в кроватке. |
4. Состояние, обусловленное отсутствием чего-либо (в отрицательных конструкциях) | И чувства нет в твоих очах, И правды нет в твоих речах. И нет души в тебе. |
5. Модальная, морально-этическая, эмоциональная оценка действия, названного инфинитивом, которая дополняется значением состояния. | Хорошо с тобой вдвоем Собирать в лесу цветы. |
6. Узуальное или ситуативное бессубъектное состояние (узкая группа глаголов). | Глаголы: быть, бывать, приходиться, идти, сложиться, свершиться, сделаться, пронести (миновать), обходиться. Подобно как в науке, шло и в жизни. |
7. Наличие или недостаток чего-нибудь (узкая группа глаголов) | Глаголы: хватит, хватает, недостает, достанет, станет. Мне не хватает нежности твоей, Тебе моей заботы не хватает. |
Неполные предложения
Понятие неполного предложения – это структурно-грамматическое понятие. Выделение неполных предложений основано на сопоставлении структур (моделей, схем) предложений в системе языка. Неполные предложения воплощают те же самые модели, что и полные предложения, но с пропусками тех или иных членов.
Таблица 14
Разновидность | Условия неполноты | Примеры |
1. Контекстуально-неполные предложения | Допускают возможность восстановления опущенных членов из контекста | Закурив, мы уселись – я у окна, а он у затопленной печи. |
2. Ситуативно-неполные предложения | Ситуация, обстановка речи подсказывают неназванные члены предложения | Из класса выходит ученик. – Ну, что? – спрашивают его. –«Пять», - отвечает он, улыбаясь. |
3. Относительно-неполные предложения | Выражают понятие, соответствующее недостающему члену, целым соседним предложением | Бывает, что и себя жалеть не должны. |
4. Эллиптические предложения | Образующие члены показывают, что в предложении только структурно необходим отсутствующий член, а для раскрытия смысла он не требуется, хотя его можно вставить | Я о деле. Он к тебе. Чаю! Я гулять. Земля – крестьянам. |
Таблица 15. Второстепенные члены предложения
Аспект характеристики | Разновидности второстепенных членов | |||
1. По занимаемой позиции | распространители главных членов (I степень подчинения) | распространители распространителей главных членов (II степень подчинения)
| ||
2. По составу | нераспространенные | распространенные | ||
3. По отношениям с другими членами предложения | присловные СФ СФ | двунаправленные (два направления зависимости) СФ СФ СФ
| детерминанты (распространители предложения в целом) СФ ПЕ | |
4. По семантике | однозначные | синкретичные
| ||
5. По способу выражения | морфологизированные (выраженные частями речи, для которых данная синтаксическая функция является первичной, основной) | неморфологизированные (выраженные частями речи, для которых данная синтаксическая функция является вторичной).
| ||
Таблица 16. Второстепенные члены
(являющиеся распространителями компонентов структурной схемы или
относящиеся к распространителям главных членов)
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!