Организация движений запястья. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация движений запястья.

2021-05-27 26
Организация движений запястья. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сустав запястья, именуемое в педагогической практике «кистью», является важнейшей по своей универсальности частью пианистического аппарата, выполняющей многообразные функции. Оно является проводником разнообразных движений, идущих от пальцев к вышележащим частям руки и в обратном направлении. Запястье изменяет, направляет, корректирует эти движения, выполняя, кроме того, множество самостоятельных функций. Его можно назвать «дыхательным аппаратом» руки. Начинающего пианиста необходимо сразу же вооружить всеми основными формами движения запястья в виде элементарных упражнений. Это упражнения на активные и пассивные движения, которые делятся на вертикальные, горизонтальные и вращательные. Упражнения вводятся одновременно или в быстрой последовательности: на каждом уроке - новое. Если на каждом упражнении останавливаться до его полного закрепления, автоматизации, то одно из движений запястья может стать доминирующим и последующее введение иных движений встретит противодействие сформировавшегося навыка.

 Упражнения на формирование вертикальных движений запястья.

Выполним «дыхательное упражнение». Кисть ставится или на второй,

третий и четвертый пальцы одновременно, или только на третий палец. Предлагается задание – «подышать рукой»: движение запястья вверх (очень высокое положение) – это вдох, вниз – выдох. (См. рис.24).

Рис.24

Обычно дети пытаются подменять движение запястья движением всей руки. Если после повторного показа и объяснения ребенок продолжает движение всей рукой, то педагог должен слегка придержать локоть ученика в низком положении (ближе к корпусу) во время следующей попытки. Лишенный возможности поднимать локоть, ученик выполняет «дыхательное упражнение» запястьем.

Детям всегда легче удаются движения запястья вниз: оно с трудом поднимается и легко опускается в самое нижнее положение – «провисает». В этом случае ученику предлагается делать «большой глубокий вдох» и «маленький выдох». Чтобы установить нижнее положение, педагог во время выполнения «выдоха» подставляет под запястье ученика палец, не давая возможности опустить его слишком низко.    

Из описанного упражнения легко формируется первый пианистический навык – облегченное нон легато, который называется «Игра на выдохе».

«Вдох» запястьем следует сделать над клавиатурой (пассивное положение), «выдох» же – на клавише (активное движение легкого вдавливания).

   Рис.25  

Исполнять это упражнение следует всеми пальцами поочередно и поначалу каждой рукой отдельно. Навык следует закрепить в ряде пьес, постоянно обращая внимание на правильность игры «на выдохе».

Одновременно следует ввести противоположное по направлению вертикальное движение запястья – стаккато толчком, при котором запястье делает «рессорное» движение вверх. Этот пианистический навык имеет особое значение, так как после резкого, пружинистого толчка рука автоматически расслабляется.

Игра «Кузнечик».

Игровая ситуация создана на основе упражнения «Кузнечик скачет и говорит стишки» из фортепианной школы «Путь к музицированию» и песни И.Шаинского на стихи Е.Носова «Песенка про кузнечика».

Почти все дети видели кузнечика, наблюдали за его высокими прыжками: сильный толчок длинных ножек – и кузнечик высоко в воздухе. Из песенки, которую знают почти все дети, известно, что за кузнечиком охотится лягушка. Исходя из характера движений кузнечика и лягушки, придется добавить, что лягушка от лени так растолстела, что разучилась прыгать. Она хочет полакомиться кузнечиком и неуклюже подбирается к нему (ведь детям известно, что лягушки хорошо прыгают). А наш кузнечик не боится лягушки-толстушки, подпускает ее близко, а потом толчок ножками и он, высоко взлетая, далеко прыгает. Лягушка повторяет попытки, но кузнечик – начеку.

Методика выполнения движения толчка состоит из двух фаз. Первая фаза – подготовка: чтобы оттолкнуться, необходимо приблизиться к предмету, от которого следует отталкиваться. Если упражнение исполняется на инструменте, то достаточно прикоснуться к поверхности клавиши – до дна клавиатуры остается расстояние, достаточное для толчка. Кисть принимает несколько заниженное положение (пассивная позиция) – приготовились к толчку. Затем палец резким движением отталкивается от дна клавиши, а запястье одновременно резко поднимается вверх, выполняя роль рессоры. Рука взлетает и перемещается вправо или влево. «Приземление кузнечика» осуществляется «на выдохе».

Рис.26

 Упражнение выполняется сначала третьим пальцем, затем всеми другими по очереди (после автоматизации движения с третьим пальцем). Упражнение сначала показывается педагогом. Показ ведется двумя руками: одна исполняет роль лягушки, другая – кузнечика. Затем роль кузнечика передается ученику.

В случае затруднений в освоении упражнения, вводится второй вариант показа – «ручным способом» для передачи физических ощущений.

Двумя пальцами одной руки педагог держит ногтевую фалангу третьего пальца ученика, двумя пальцами другой руки – окольцовывает запястье. Сначала кисть приводится в подготовительное положение – запястье несколько занижено. Затем педагог, действуя одновременно двумя руками, осуществляет толчок ногтевой фалангой третьего пальца в сочетании с резким поднятием запястья ученика.

При этом внимание ученика фиксируется на одновременности этих движений. Предположим, что запястье – это «спинка» кузнечика. Игровое условие: если кузнечик, оттолкнувшись ногами, хорошо выгнет спинку, то сумеет прыгнуть далеко. Если же спинка не выгнется – значит, он болен, далеко не сможет прыгнуть, сделается добычей лягушки.

Правильное овладение этим навыком иногда занимает до полутора-двух недель. Это – одна из форм вертикального движения запястья (снизу-вверх), которой необходимо владеть пианисту. Кроме того, это – движение, после которого активно расслабляются все мышцы руки. И, наконец, это – способ извлечения звучности, имеющей индивидуальный, неповторимый характер.

Описанное упражнение создает довольно точное физическое ощущение исполнения стаккато толчком, но для пианистического владения этим приемом, он несколько двигательно преувеличен. Поэтому возникает необходимость введения еще одного этапа, уменьшающего амплитуду движения.

1. Игровая ситуация: у кузнечика родились детишки – десять маленьких

кузнечиков. Прыгать высоко они еще не умеют, но ужасные непоседы. Прячась в траве от лягушки, они все время скачут. Ножки у них маленькие, и спинки выгибаются не сильно. Поэтому оттолкнувшись, маленький кузнечик может перепрыгнуть только на соседнюю клавишу. Но, коснувшись ее, он сразу же снова отталкивается и скачет, скачет беспрерывно.

Сначала изобразим маленького кузнечика одним третьим пальцем. Затем – всеми пальцами подряд. Этот вариант упражнения представляет собой уже сформированный игровой навык, готовый для использования в исполняемом репертуаре.

    Сначала упражнение можно выполнять на столе, чтобы ученик не затруднялся в выборе клавиш, ибо знание клавиатуры еще не автоматизировано. При перенесении его на клавиатуру, поначалу не следует точно определять клавиши для «толчка» и «приземления» - ученик представляет себе лишь расстояние для перемещения руки: «дальность прыжка». Лишь последний, окончательный вариант связан с определенными клавишами.

 Горизонтальные движения запястья или движения в плоскости.

Владение такой формой движения запястья пианисту необходимо для достижения ровности звучания в гаммах, пассажах, коротких арпеджио и иных «общих формах движения» в тесном или широком расположении при необходимости избежать акцентов.

Упражнение «Рулевой»

Рулевым назначается третий палец как самый длинный и занимающий центральное положение. Третий палец ставится на любую белую клавишу, затем кисть с помощью запястья совершает повороты вправо и влево до отказа.

Чтобы избежать вспомогательных вертикальных движений (создающих впоследствии нежелательные акценты) и подмены движения запястья работой всей руки, педагог может корректировать исполнение упражнения «ручным способом».

Одна рука педагога придерживает локоть ученика, не давая ему возможности разворачиваться вместе с запястьем. Выпрямленная кисть другой руки держится как плоскость над кистью ученика довольно близко. Ставится игровое условие: работать рулем так, чтобы не касаться ладони педагога.

Таким образом, создаются условия, при которых ученик должен двигать запястье вправо и влево только по горизонтали и без помощи вышележащих частей руки. Такие движения в практике часто называют «боковыми движениями запястья».

Известно, что движения запястья к первому пальцу легче для ученика, так как в быту они встречаются чаще, благодаря силовым функциям первого пальца. Движения же в сторону пятого пальца – сложнее. Их-то ученик и пытается подменить движением локтя от корпуса. Передать ощущение этого движения также можно с помощью рук педагога. Если взять ребенка за кисть и слегка нажать на запястье у первого пальца, то ученик убедится, что запястье – послушный руль и хорошо разворачивается и в сторону пятого пальца. Условия игры в том и заключаются, чтобы руль мог поворачиваться в обе стороны, иначе будем ехать только вправо или влево.

Упражнение «Рисуем круг»

Третий палец стоит на клавише, не забывая с ней «здороваться» (цепкость). Запястьем рисуем круги в разные стороны. Руки соревнуются между собой – какая из них лучше нарисует круг и получит выше оценку. Тогда она становится «учителем» другой руки.

Вращательные движения запястья в качестве игрового приема не нужны в первый год обучения. Но пианистический аппарат ученика должен получить разнообразную «двигательную информацию».

Игра «Подвесной мостик и овечка"

Эта игра способствует развитию ощущения веса руки, формирует навык переноса веса на кончик пальца, автоматизирует движения запястья.

Вначале ребенку необходимо объяснить, что такое подвесной мостик. Предложить ему представить, что один берег реки — плечо, а другой — клавиатура, за которую ученик цепко держится третьим пальцем, вся рука — мостик, свободно висящий над речкой. Следующий этап игры — разучивание небольшого стихотворения:

'"Течет речка, через речку — мостик.  На мосту — овечка, у овечки — хвостик".

Рис.27

Учитель (сидящий со стороны правой руки ученика) вторым и третьим пальцами своей руки, изображая овечку, "ходит" по правой руке ученика (по "мостику") и читает стихотворение. Затем он говорит, что овечке очень понравился мостик и она стала его раскачивать из стороны в сторону, играть с ним. При этом рука ученика, когда вы ее раскачиваете, должна "болтаться" как плеть. Овечка приглянулась мостику, и он захотел с нею подружиться. Для того, чтобы обратить на себя внимание, мостик начал подбрасывать овечку ("Подбрасывает" овечку - запястье ученика, которое учитель поднимает вверх и отпускает для свободного падения). После такого замечательного знакомства овечка и мостик вместе танцуют и гуляют по клавиатуре (учитель, придерживая правой рукой третий палец ученика, а также своей левой рукой помогая ученику делать круговые движения запястьем, переносит руку ученика с клавиши на клавишу по гамме до мажор).

Рис.28

Следующий этап этих упражнений связан с тем, что ребенок, приобретя некоторый  навык,  выполняет "прогулку" третьим пальцем по клавиатуре частично самостоятельно. Это означает, что учитель своей левой рукой чуть придерживает кисть ученика, направлял ее движения, а третий палец играет без помощи педагога. Правая рука учителя при этом импровизирует в верхнем регистре музыкальное сопровождение "прогулке".

И, наконец, заключительный этап упражнения связан с овладением учеником навыков, описанных выше. Ребенок умеет самостоятельно, как отдельными, так и обеими руками (по очереди и синхронно), исполнять гамму до мажор (или ля минор) третьими пальцами. Учитель за вторым инструментом либо в нижней части клавиатуры импровизирует различный аккомпанемент, стремясь к метро-ритмическому разнообразию.

 

Заключение

Первый этап обучения является решающим для всей дальнейшей судьбы музыканта.Это как бы посадка первого семени, из которого впоследствии вырастет огромное дерево. Г.Г.Нейгауз говорил, что таланты создавать нельзя, но можно и нужно создавать среду для их появления и роста.

 Надо сделать интересными для ребят начальные занятия музыкой, избежать атмосферы скуки, которая может надолго вызвать у ребёнка стойкую неприязнь к музыке.

 Трудно и важно вводить занятия музыкой в жизнь ребенка естественным путем, нисколько не отрывая его от привычной детской жизни. Надо открыть ему чудесную загадочную страну музыки, помочь полюбить ее, не насилуя естества ребенка.

Педагог, ведущий занятия с маленькими учениками, должен создавать на уроках непринужденную, радостную атмосферу, поддерживать в детях игровое настроение, пробуждать их воображение. При этом он обязан не только учить музыке, но, что не менее важно, и воспитывать музыкой.

Вместе с интересом к музыке надо столь же тщательно прививать любовь к работе. Если ребенок воспринял яркий образ, у него возникает необходимость передать этот образ своими силами. Желание добиться его воплощения естественно. Но отсюда должна зародиться и склонность к многократным повторениям, к тому, что мы называем «умением работать».

Интерес, любовь к музыке, инициатива и воля – вот что движет в работе учащегося. Не ради техники должен он заниматься, а музыка должна рождать потребность в занятиях, а отсюда и саму технику.

 

Список литературы:

1. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие. Изд.2/- М.: Советский композитор, 1996, 101с.

2. Барсукова С.А. Азбука игры на фортепиано. Учебно-методическое

Пособие /С.А.Барсукова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004, 128с.

3. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. – М.,1961, 44с.

4. Гат Й. Техника фортепианной игры. – Будапешт, 1967, 244с.

5. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. – М.: Классика-XXI, 2003, 148с.

6. Москаленко Л.А. Методика организации пианистического аппарата в первые два года обучения. – Новосибирск, 2001, 44с.

7. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога. Изд.4/– М.: Музыка, 1982, 300с.

8. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста  /Е.М.Тимакин. -  М.: Советский композитор, 1989, 143с.

9. Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков /А.А.Шмидт-Шкловская. – Л.: Музыка, 1985, 69с.

10. Штепанова-Курцова И. Фортепианная техника. Методика и практика / Ред. Н.К. Васильев. – К.: Музична Украина, 1982, 159 с.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.