Подходы и методы профилактики алкоголизма у подростков — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Подходы и методы профилактики алкоголизма у подростков

2021-05-27 30
Подходы и методы профилактики алкоголизма у подростков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Под профилактикойалкоголизма понимают такие способы, которые направлены на формирование нейтрального отношения к спиртному. Главной задачей является формирование такого образа жизни у человека, в которой у него не будет тяги к алкоголю. В наше время профилактика алкоголизма имеет первостепенную важность. В первую очередь, она заключается в воспитательных и организационных мерах. Они направлены на то, чтобы подросток больше узнал о пагубном действии алкоголя на свой организм и психику, и стремился избегать соблазнов и контакта с пьющими ровесниками и взрослыми. Во вторую очередь, проводится ряд мер по стимулированию разного рода увлечений среди молодежи, повышению ее интереса к образованию и овладению профессией.[10] Важную роль в профилактике подросткового алкоголизма играют родители. Они должны уяснить для себя самый главный факт – для подростка безвредных алкогольных напитков не существует!

Первичная профилактика алкоголизма.

Первичная профилактика направлена на предупреждение возникновения алкоголизма. Такие мероприятия обычно направлены на рассказ, о пагубных действиях алкоголя. Чтобы в результате у человека сформировалась альтернативная жизнь, в которой алкоголь не будет играть не какой роли.Самым лучшим методом профилактики алкоголизма, является формирование сознания личности человека так, что алкоголь больше не является ценностью в жизни.

Вторичная профилактика алкоголизма.

Вторичная профилактика направлена уже на лечение больных алкоголизмов. В вторичную профилактику алкоголизма входит работа с семьёй больного, его встреча с бывшими алкоголиками, собеседование и широкая социально-психологическая помощь.

Третичная профилактика алкоголизма

Третичная профилактика направлена на оказание помощи выздоравливающим от алкоголизма людям. В эту программу входит психологическая консультация и посещение общества анонимных алкоголиков.

Подходы, учитывающие психосоциальные и личностные факторы, препятствующие началу подростковой алкоголизации.

1. Подход, основанный на распространении информации об алкоголе.[11] Данный подход является наиболее распространенным, суть его сводится в предоставлении информации об алкоголе, его вреде для организма и последствиях употребления:

a. Предоставление информации о фактах влияния алкоголя на организм человека, поведение, а также статистических данных о распространённости алкоголизма;

b. Стратегия запугивания цель, которой – это предоставление информации устрашающего характера (описываются опасные стороны употребления алкоголя);

c. Предоставление информации о том, как изменяется личность пьющего человека.

2.Подход, основанный на эмоциональном обучении. В рамках этого подхода повышается самооценка, определяются значимые личностные цели, развиваются навыки выражения своих чувств и эмоций, развиваются навыки принятия решений, развиваются навыки успешной борьбы со стрессами.

3.Подход, основанный на роли социальных факторов. Профилактические программы, нацеленные на социальные факторы, способствующие употреблению алкоголя. Данный подход основывается на признании того, что влияние друзей и членов семьи играет не последнюю роль в формировании алкогольной зависимости. В этом подходе так же проводятся упражнения по устойчивости к социальному давлению, средствам массовой информации и рекламе.

4. Подход, в основе которого лежит формирование жизненных навыков. Жизненные навыки – это навыки личного поведения и межличностного общения, которые позволяют людям контролировать и направлять свою жизнедеятельность, развивать умение жить вместе с другими людьми и вносить позитивные изменения в окружающий мир.

5. Подход, основанный на альтернативной потреблению алкоголя деятельности. Предполагалось исходить из психологической модели употребления алкоголя. Употребление алкоголя является попыткой избежать негативных моментов различных фаз развития в жизни подростка. Формируется специфическая позитивная активность (путешествие с приключениями), которая вызывает сильные эмоции, так и обучает преодолевать различные трудности.[12]

6. Подход, основанный на укреплении здоровья. Подростков обучают методам укрепления и поддержания собственного здоровья, приобщают к здоровому образу жизни, учат избегать факторов, негативно влияющих на здоровье.

7. Комбинированный подход. В профилактике алкоголизма обычно используются все выше перечисленные подходы.

  На основании изученных подходов по профилактике подросткового алкоголизма, мы составили примерную программу профилактики подросткового алкоголизма в образовательном учреждении.

 

3.2. Примерная программа профилактики подросткового алкоголизма в образовательном учреждении

  В настоящее время злоупотребление алкоголем несовершеннолетними и молодежью приняло характер национального бедствия, которое представляет угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема алкоголизации затрагивает более 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, потребление алкогольных напитков достигло критического уровня, дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия.

Происходит неуклонное «омоложение» алкоголизации. Возраст приобщения к алкоголю снижается до 8-10 лет. Отмечены случаи употребления алкоголя детьми 6-7 лет. Подростки злоупотребляют спиртным в 7,5 раз чаще, чем взрослые.

Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий алкоголизации. Это возросшая смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а также сопутствующих алкоголизации болезней: в первую очередь -цирроз печени.Алкоголизацию называют «комплексным социопсихо-физиологическим расстройством».Семья остается главным «щитом», преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. В результате обострения се­мейных проблем, значительная часть подрост­ков отдаляется от родителей, следовательно, в сложных современных условиях семье требует­ся систематическая и квалифицированная по­мощь со стороны образовательных учреждений. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодого человека к алкогольной зависимости остается учитель.[13]

Образование в школе, включает в себя всё разнообразие направлений, обеспечивает интересы детей всех возрастов, предполагает осуществление целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и воспитания, влияет на уровень притязаний и самооценку учащихся. В школе есть возможность привлечения специалистов по профилактике вредных привычек, имеется свободный доступ к семье подростка для анализа, контроля ситуации и проведения консультативной работы с семьёй учащегося. [14]

С учетом актуальности данной проблемы разработана программа по профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних и формированию здорового образа жизни.

Цель: профилактика потребления алкоголя несовершеннолетними и формирование здорового образа жизни через создание условий для реализации творческого потенциала подрастающего поколения и укрепление института семьи.

Задачи:

1. формирование у детей и подростков позитивных социальных и антиалкогольных установок;

2. формирование положительных установок во взаимоотношениях ребёнка и взрослого, укрепление института семьи и пропаганда традиционных семейных ценностей;

3. обеспечение социально-психологической помощи подросткам группы «риска» и членам их семей;

4. вовлечение подростков в профилактические мероприятия и акции;

5. формирование у учащихся навыков, позволяющих снизить риск приобщения к спиртным напиткам;

6. просвещение участников образовательного процесса за здоровый образ жизни.

В своей работе мы опираемся на принципы гуманистической педагогики:

1. открытости и информированности;

2. добровольности и сотрудничества;

3. системности и преемственности межпоколенческих связей.

Главными направлениями работы являются: просветительская, диагностико-аналитическая и профилактическая деятельность.

Просветительская деятельность.

Просвещение ориентировано на создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний всеми участниками образовательного процесса.[15] Реализация этого направления осуществляется в следующих формах:

1. круглого стола;

2. информационного стенда для родителей и учащихся;

3. разработки буклетов и тренингов;

4. семинаров;

5. конференций по проблемам маний.

Для популяризации здорового образа жизни и жизнеутверждающих ценностей для детей, подростков и родителей запланированы совместный просмотр и обсуждение театрального спектакля «Белый ангел - черные крылья», акции: «Мы выбираем здоровое будущее», «Не переступи черту» - по профилактике алкоголизма среди подростков, «Я выбираю жизнь», конкурс плакатов, рисунков выполненных в программе PowerPaint по данной теме. Викторина «Полезные привычки», летняя площадка «Айсберг безопасности», выступление театральной студии в акции «Остановись, подумай», и другие мероприятия, направленные на активное приобщение воспитанников к здоровому образу жизни.

Профилактическая деятельность.

Беседы, лектории по проблемам семьи и алкогольной зависимости, консультации специалистов, дни открытых дверей, конкурсы плакатов, психологические упражнения – все эти мероприятия направлены на формирование у детей и подростков позитивных социальных и антиалкогольных установок. При всем многообразии форм профилактической деятельности, основное направление программы – профилактические беседы. 

Консультирование является одной из основных форм работы с подростками и родителями. Оно носит диагностический, стимулирующий, рекомендательный и профилактический характер. Консультации бывают как индивидуальные, так и групповые.

Индивидуальное консультирование предполагает оказание помощи желающим отказаться от вредных привычек, помощи в решении вопросов, касающихся возрастных и индивидуальных особенностей психи­ческого развития ребенка, взаимоотношений с педагогом, сверстниками и родителями.

В процессе консультирования решаются проблемы, которые человек не в состоянии разрешить самостоятельно. Это происходит в тех случаях, когда он не понимает проблемы, не видит ее причин, путей решения, не верит в свои возможности и силы, либо находится в состоянии стресса.

Диагностико-аналитическая деятельность.

Диагностическая работа направлена на выявление количества учащихся группы «риска» и нуждающихся в помощи, на осведомленность детей об опасности употребления спиртного, особенностей воздействия алкогольных напитков на организм. Данные, полученные в результате анализа анкет-опросников, используются для планирования образовательного процесса образовательного учреждения и коррекции девиантного поведения.[16]

Данный проект работы по профилактике алкоголизма среди подростков является вариативным, так как его содержание может быть дополнено в ходе реализации.

Структура проекта.

Проект состоит из следующих разделов.

1. Законодательно-нормативная база для организации системы профилактической работы.

2. Система профилактических мероприятий:семинары и тренинги по повышению мастерства специалистов (учителей-предметников, классных руководителей) в области профилактики алкоголизма;просветительские семинары для педагогов; просветительские родительские собрания;тренинговые занятия и тематические классные часы дляобучающихся.

3. Анкетирование подростков с целью выявления уровня осведомленности и отношения к проблеме алкоголизма (тесты, анкеты-опросники).

4. Проведение конкурсов творческих работ студентов. Индивидуальные творческие работы и коллективные творческие дела (выпуск газет, изготовление плакатов, съемка видеороликов, конкурс актерского мастерства).

5. Участие в городских конкурсах профилактической направленности.

6. Проведение спортивных и развлекательных мероприятий под знаком пропаганды здорового образа жизни.

7. Семинары и лекции приглашенных специалистов.

8. Система информационного обеспечения для повышения эффективности профилактической работы (оформление переносных стендов; классных уголков) и методические рекомендации.

Участники и партнеры проекта:

1. педагог - психолог;

2. социальный педагог;

3. родители;

4. студенты;

5. классные руководители;

6. фельдшер образовательного учреждения;

7. библиотекарь образовательного учреждения;

8. инспектор ПДН;

9. врач-нарколог.

План мероприятий

 

№ п\п наименование цель форма сроки

I. Просветительская деятельность

1. Информационный стенд для студентов и родителей Пропаганда здорового образа жизни Информационные документы В течение года
2 Информация и нормативные документы Знакомство с направлениями деятельности ОУ и правоустанавливающими документами Информационные документы  сентябрь
3. Психопрофилактика и психогигиена психических травм   Знакомство с последствиями психических травм и их профилактика Беседы на родительских собраниях сентябрь- октябрь
4. Здоровое поколение нового века   Профилактика различных «маний» Конкурс стенгазет среди групп ноябрь
5. Мы выбираем здоровое будущее Пропаганда здорового образа жизни Круглый стол декабрь
6. Я выбираю жизнь Пропаганда здорового образа жизни Встреча с наркологом март
7. Информация о достижениях и результатах работы учреждения за уч.г. Распространение информации о деятельности ОУ Выставка детских работ, родительские собрания. С 15 по 30 апреля
8. «Планета детства» Пропаганда здорового образа жизни Летняя площадка июнь
9. Буклеты для подростков и родителей (информационный, тезисный) Просвещение подростков и их родителей по профилактике «маний» Буклеты октябрь- апрель
10. «Безопасное детство» Пропаганда здорового образа жизни Беседа, конкурс листовок октябрь
11. «Право на жизнь» Пропаганда здорового образа жизни Беседа, конкурс листовок март
12. «Мы за безопасную жизнь» Пропаганда здорового образа жизни Акция (распространение листовок) апрель
13. Тренинги: социально-психологический и коммуникативных умений   Развитие компетентности в общении, обучение межличностному общению и отказу от алкоголя Тренинги сентябрь, октябрь, и по запросу учителей
14. Остановись, подумай Просвещение подростков и их родителей по профилактике «маний»   Тренинг, конкурс стихов и плакатов февраль

II. Профилактическая деятельность

1. День открытых дверей   Знакомство родителей с объединениями ОУ Мероприятие сентябрь
2. Родительские собрания в объединениях и студиях   Знакомство с воспитательной политикой ОУ Беседа сентябрь, октябрь
3. Спектакль «Белый ангел – черные крылья» Пропаганда здорового образа жизни Просмотр, обсуждение с приглашением инспектора ПДН ноябрь
4. «Здоровье молодежи – здоровье России» Пропаганда здорового образа жизни Беседа за круглым столом с приглашением инспектора ПДН декабрь
5. Консультирование специалистов: нарколога, ОДН, подростковый педиатр Знакомство с ответственностью детей перед законом. Профилактика подростковых заболеваний и различных «маний» Консультация специалиста  ноябрь          февраль апрель
6. Консультирование детей и родителей по проблемным вопросам Разрешение проблемных ситуаций. Консультация психолога в течение года
7. Психокоррекционная и психоразвивающая работа   Создание социально-психологических условий для развития личности и преодоление затруднений «А ты сказал алкоголю НЕТ!!?» - ролевая игра в течение года
8. Коррекция детско-родительских отношений   Преодоление проблем в детско-родительских отношениях  Консультация психолога в течение года
9. Привлечение родителей к участию в мероприятиях школы   Вовлечение родителей в реализацию воспитательной программы Мероприятия для подростков и родителей в течение года

III.Диагностико-аналитическая деятельность

1. Анкетирование по осведомленности подростков с проблемой «маний»   Выявление уровня осведомленности. Анкеты-опросники октябрь
2.  Анкетирование по изучению социального положения семьи при поступлении подростка в ОУ Изучение социального положения семьи. Анкета сентябрь
3. Анкета-опросник для подростков и родителей по уровню удовлетворенности проведенными мероприятиями. Выявление усвоения полученных знаний по профилактике различных маний Анкета-опросник Апрель май

Методическое обеспечение проекта работы по профилактике алкоголизма среди подростков.

Реализация программы осуществляется через систему запланированных мероприятий в учреждении.  

В рамках реализации данной программы наиболее целесообразными формами считаем:

1. лекции: лекция  является наиболее экономичным способом передачи информации. На лекции материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме. Во время лекции может использоваться момент импровизации, который оживит ее, акцентировав внимание учеников;

2. практические занятия (выпуск листовок, рисунков, плакатов), позволяющие учащимся раскрыть свой внутренний потенциал;

3. деловые игры способствуют снятию психологического напряжения и социальной адаптации в условиях современного общества.

А так же беседы на заданную тему, диспуты, решение психологических задач и психотренинги.

При реализации программы используются следующие методы и приемы:

1. Методы проблемного обучения:

a. создание проблемных ситуаций - постановка проблемного вопроса;

b. самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы учащимися, которая включает поиск и отбор аргументов, фактов и доказательств;

2. Психолого­­-социалогические:

a. ролевая игра;

b. создание и решение различных ситуаций.

3. Методы практико-ориентированной деятельности: упражнения и тренинги.

4. Словесные методы: лекции и беседы.

5. Широко применяется метод наблюдения.

Ожидаемые результаты.

Сокращение количества учащихся с девиантным поведением через повышение детской осведомленности об опасности употребления алкоголя и общей культуры поведения детей, а также увеличение количества родителей, включившихся в активную борьбу против алкоголя и заботу о благополучии ребёнка.[17] Мероприятия по повышению роли семьи и социализации детей и подростков, сохранению психического, физического и духовного здоровья подрастающего поколения помогут им в укреплении семейных связей.

Важно, чтобы учащиеся, благодаря программе, осознали и прочувствовали значимость проблемы, а предложенные формы работы повысили восприимчивость детей и подростков к негативным последствиям вредных привычек.

 


Заключение

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. В результате проведенного анализа, обобщения, систематизации психолого-педагогической, социологической и медицинской литературы мы описали особенности алкоголизма как хронического заболевания и определили причины подросткового алкоголизма. В качестве основных причин алкоголизма у подростков можно назвать следующие: любопытство и чувство «стадности»; неблагополучие семьи; позитивная реклама в средствах массовой информации; незанятость свободного времени; отсутствие знаний о последствиях алкоголизма; уход от проблем; психологические особенности личности; самоутверждение.

2. Выявляя психофизиологические и социальные последствия подросткового алкоголизма, мы остановились на следующих: деградация нервной системы, и в целом, психики подростка; задержка развития высших форм мышления, нарушение выработки этических и нравственных категорий и эстетических понятий; утрата уже развившихся способностей; развитие девиантного поведения подростков (склонность к аддиктивному поведению, склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, склонность к агрессии и насилию, склонность к делинквентному поведению).

3. Результаты тестирования-опроса, на предмет определения склонности к девиантному поведению, показывают неуклонный рост показателей. Склонность к девиантному поведению, в представленных шкалах, при отсутствии профилактики, может выразиться в конкретные действия подростка, носящих асоциальный характер.

4. Результаты, представленные в таблице № 1, свидетельствуют об увеличении количества подростков, употребляющих алкоголь, и как итог, продолжающуюся тенденцию алкоголизации молодежи.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.