Индийско-китайские отношения — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индийско-китайские отношения

2021-05-27 17
Индийско-китайские отношения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕМА «Индия в 21 веке»

ТЕМА «ИНДИЯ В «21 веке»

Концепция федерализма

Концепция индийского федерализма заключается в централизованной федерации - федеративное государство (25 штатов и 7 союзных территорий) в сочетании с сильной центральной властью. Федеративные отношения выстроены на основе главной национальной идеи - единство в многообразии. Конституция Индии четко разграничила полномочия между центром и штатами, определила сферу совместного ведения и остаточные полномочия, предусмотрела механизмы их реализации. В то же время в конституции проработаны механизмы превращения Индии, в случае возникновения чрезвычайной ситуации, в унитарное государство.

Первые три десятилетия в Индии наблюдалось движение в сторону централизации. Этого требовали как стоявшие перед страной задачи в области социально-экономических преобразований, так и сложившаяся система однопартийного преобладания.

По мере становления федерального государства происходило усиление роли штатов, правительства которых все более настойчиво ставили вопрос о расширении их полномочий. Позднее появились разногласия между центром и регионами в сфере вопросов финансирования и социально-экономического развития. В экстремальной форме проблема радикального расширения полномочий штатов прозвучала в 80-е годы в лозунге о создании независимого государства Халистан вместо штата Пенджаб. Однако конституция Индии не предусматривала права штатов на самоопределение вплоть до отделения. Вопрос об образовании государства Халистан был отклонен, хотя и не безболезненно, при помощи силовых и иных методов со стороны центра. Таким образом, сепаратистские выступления встречают решительный и жесткий отпор со стороны центра, в том числе и с помощью чрезвычайных мер, предусмотренных конституцией.

И, тем не менее, в ходе развития независимой Индии произошла определенная децентрализация экономической и политической власти, но заложенных в конституции норм оказалось достаточно для внесения необходимых изменений в федеративное устройство Индии. За 50 лет менялось число штатов, их конфигурация, статус отдельных территорий, но при этом незыблемым оставались внешние границы. В рамках Индийского Союза многие этносы смогли реализовать свое право на самоопределение, многие языки получили статус официальных (сейчас их 18). Центральное правительство уже не исходит из принципа соответствия политической ориентации правительства в штатах правительству в центре. Таким образом, в Индии сложился оптимальный баланс между центром и регионами, при котором обеспечивается целостность государства.

Принцип демократии

Принцип демократии выражен в существовании сбалансированных между собой трех ветвей властей и многопартийной системы.

Во главе исполнительной ветви стоит Президент, однако фактически исполнительная власть находится в руках Совета министров во главе с премьер-министром. Высшая законодательная власть принадлежит парламенту, представленному двумя палатами - Советом Штатов (Раджья сабха), являющимся верхней палатой, и нижней Народной палатой (Лок сабха). Верховный суд представляет судебную власть. Юридическая система строго упорядочена и имеет свою иерархию судов.

Политическая система Индии позволяет балансировать различные интересы в индийском обществе, что обеспечивается во многом политическим компромиссом между традиционалистами и модернизаторами, между законодательной, исполнительной и судебной властью с присущим им четким разделением полномочий и взаимными ограничениями.

Тщательно сбалансированная система сдержек и противовесов позволяет сосуществовать и взаимодействовать контрастным факторам государства и общества: сильная исполнительная власть в центре и широкие властные полномочия у органов власти в штатах; одна из самых мощных армий в Азии и неукоснительная приверженность индийских военных принципу политического нейтралитета; глубокая религиозность общества и последовательно выдерживаемый секуляристский характер государства.

Одна из особенностей парламентской демократии в Индии заключается в высоком уровне политической культуры, в том числе политической полемики. Другим немаловажным фактором развития демократических традиций является многопартийная система.

Внешняя политика

Индия занимает одно из ведущих мест в системе международных отношений. Геостратегическое положение, миллиардное население, военно-политические возможности и обладание ядерным оружием, большой экономический потенциал и ведущие позиции в перспективной сфере информационных технологий - все эти факторы во многом определяют положение Индии как регионального лидера в Южной Азии.

Характерной чертой внешнеполитического курса Индии является ее независимость.

Проводимая политика неприсоединения потребовала наращивания национальной мощи своими собственными ресурсами. Начиная с 60-х годов индийское общественное мнение эволюционировало в сторону упований на военную силу и экономическую самодостаточность как основополагающих принципов "реальной политики", которые только и могут обеспечить Индии достойное место в международном сообществе и гарантировать ее безопасность, целостность и незыблемость ее границ. Сильные внутренние предпосылки позволяют теперь Индии быть менее уязвимой для внешних политических воздействий и мировых финансовых спадов, что в свою очередь дает возможность более уверенно проводить свои национальные интересы в сфере международных отношений. О стремлении Индии стать реальной силой на региональном и мировом уровне также свидетельствует и тот факт, что в 11 и 13 мая 1998 года Индия успешно провела три ядерных испытания. Этот акт был поддержан почти всеми политическими силами страны, что свидетельствует о другой характерной черте внешнеполитическ ого курса Индии - отсутствии существенной прямой связи между внутренней и внешней политикой, то есть внешняя политика не зависит существенно от того, какие политические силы пришли к власти. В Индии сложился национальный консенсус между различными партиями и партийными коалициями по наиболее актуальным внешнеполитическим проблемам, что и объясняет неизменность позиции сменявших друг друга правительств относительно места Индии в международной сфере. Национальные интересы, по словам ультраправых, пришедших к власти после левых, остаются неизменными.

В своем стремлении обеспечить свои национальные интересы и стать ведущей региональной, а в долгосрочной перспективе и мировой державой, Индия играет активную роль в международных отношениях. Ее отношения с Россией, Китаем, Ираном, США, Пакистаном имеют определяющую роль на мировую политику.

Индийско-иранские отношения

Индийско-иранские отношения на нынешнем этапе носят характер устойчивого стратегического партнерства, получившего новый толчок своему развитию в результате визита премьер-министра А.Б. Ваджпаи в Иран 10-13 апреля 2001 года и подписания Тегеранской декларации.

Основные направления сотрудничества, по которым существует совпадение позиций двух стран, следующие:

ь Достижение региональной стабильности, что подразумевает урегулирование "афганской проблемы" и борьбу с терроризмом, стабилизацию ситуации в Юго-западной Азии.

Для обоих государств решение "афганской проблемы" связано со стабилизацией ситуации на своих границах, возможностью экономического развития. Если для Индии борьба с терроризмом означает поддержку другими странами ее позиции в Кашмирском вопросе, то для Ирана - прежде всего, в вопросе о противостоянии этой страны с Ираком.

Общей точкой соприкосновения для обоих государств является также их отношение к политике США, в частности, к торговым, экономическим санкциям, введенным США против Ирана (еще в начале 80-х г.г.) и Индии (вследствие ядерных взрывов, осуществленных в мае 1998 г.).

Негативное отношение Индии к данным санкциям и поддержка ею в этом вопросе антиамериканской позиции Ирана приводят к тому, что во влиятельных региональных объединениях мусульманских стран, таких, как, например, ОПЕК, ОИК, Иран сдерживает анти-индийскую дипломатию Пакистана и других стран, недовольных позицией Индии в Кашмирском вопросе.

В последнее время, однако, отмечается тенденция отказа США от политики санкций, введенных против Индии. Это связано с тем, что санкции, по мнению Конгресса США, намеревающегося выдвинуть резолюцию об их отмене, являются контрпродуктивными для экономик обоих государств. США намерены придать особое внимание роли Индии в Азии как своеобразному противовесу Китаю, которого администрация Дж. Буша-младшего больше не рассматривает в качестве своего стратегического партнера. Именно в этой связи следует рассматривать визит министра иностранных дел Индии Джасвант Сингха в Вашингтон 7-8 апреля 2001 года и его незапланированную, неформальную встречу с Дж. Бушем, в результате которой между двумя странами может быть начато строительство «архитектуры диалога» и даже военное сотрудничество.

Несмотря на начавшееся потепление в индо-американских отношениях, Индия, тем не менее, не отказывается от своей позиции поддержки Ирана, свидетельством чему явилось подписание Тегеранской декларации.

ь Углубление торгово-экономического (в том числе в нефтегазовой сфере), военно-технического, научно-информационного сотрудничества.

Для Индии, которая не обладает собственными нефтегазовыми запасами и потому, учитывая демографический фактор, остро нуждается в углеводородном сырье, сотрудничество с Ираном является не просто выбором, а насущной необходимостью.

В настоящее время Индия заинтересована в прокладке газопровода из Ирана. Окончательное решение пока не найдено, поскольку основным препятствием реализации проекта является протяженность трубопровода по территории Пакистана. Для Индии это не совсем приемлемо, так как делает ее уязвимой от политики Пакистана. Именно поэтому Индия пытается разработать маршрут транспортировки, минуя Пакистан - через море. Тем не менее, в настоящее время Индия готовит технико-экономическое обоснование для обоих маршрутов - наземного и морского.

В торгово-экономической сфере Индия и Иран установили режим наибольшего благоприятствования друг другу, что позволит обоим государствам укреплять торговые связи, кроме того, реэкспортировать свою продукцию в третьи страны. В 1999-2000 г.г. Индия экспортировала в Иран продукцию на сумму в 165 миллионов долларов, в то время как импорт составил 1 миллиард долларов.

Основным сдерживающим фактором развития индийско-иранских взаимоотношений является активное сотрудничество Индии с Израилем, в том числе, в военно-технической сфере.

Но, несмотря на это, существующее единство интересов Индии и Ирана по широкому спектру проблем, а также предполагаемые и очевидные долгосрочные последствия сотрудничества свидетельствуют о том, что между странами сложились отношения стратегического партнерства. На сегодняшний день ситуация складывается таким образом, что для Индии и Ирана двустороннее сотрудничество является решением многих проблем - как экономических, так и геополитических.

Вопросы:

ТЕМА «Индия в 21 веке»

ТЕМА «ИНДИЯ В «21 веке»

Концепция федерализма

Концепция индийского федерализма заключается в централизованной федерации - федеративное государство (25 штатов и 7 союзных территорий) в сочетании с сильной центральной властью. Федеративные отношения выстроены на основе главной национальной идеи - единство в многообразии. Конституция Индии четко разграничила полномочия между центром и штатами, определила сферу совместного ведения и остаточные полномочия, предусмотрела механизмы их реализации. В то же время в конституции проработаны механизмы превращения Индии, в случае возникновения чрезвычайной ситуации, в унитарное государство.

Первые три десятилетия в Индии наблюдалось движение в сторону централизации. Этого требовали как стоявшие перед страной задачи в области социально-экономических преобразований, так и сложившаяся система однопартийного преобладания.

По мере становления федерального государства происходило усиление роли штатов, правительства которых все более настойчиво ставили вопрос о расширении их полномочий. Позднее появились разногласия между центром и регионами в сфере вопросов финансирования и социально-экономического развития. В экстремальной форме проблема радикального расширения полномочий штатов прозвучала в 80-е годы в лозунге о создании независимого государства Халистан вместо штата Пенджаб. Однако конституция Индии не предусматривала права штатов на самоопределение вплоть до отделения. Вопрос об образовании государства Халистан был отклонен, хотя и не безболезненно, при помощи силовых и иных методов со стороны центра. Таким образом, сепаратистские выступления встречают решительный и жесткий отпор со стороны центра, в том числе и с помощью чрезвычайных мер, предусмотренных конституцией.

И, тем не менее, в ходе развития независимой Индии произошла определенная децентрализация экономической и политической власти, но заложенных в конституции норм оказалось достаточно для внесения необходимых изменений в федеративное устройство Индии. За 50 лет менялось число штатов, их конфигурация, статус отдельных территорий, но при этом незыблемым оставались внешние границы. В рамках Индийского Союза многие этносы смогли реализовать свое право на самоопределение, многие языки получили статус официальных (сейчас их 18). Центральное правительство уже не исходит из принципа соответствия политической ориентации правительства в штатах правительству в центре. Таким образом, в Индии сложился оптимальный баланс между центром и регионами, при котором обеспечивается целостность государства.

Принцип демократии

Принцип демократии выражен в существовании сбалансированных между собой трех ветвей властей и многопартийной системы.

Во главе исполнительной ветви стоит Президент, однако фактически исполнительная власть находится в руках Совета министров во главе с премьер-министром. Высшая законодательная власть принадлежит парламенту, представленному двумя палатами - Советом Штатов (Раджья сабха), являющимся верхней палатой, и нижней Народной палатой (Лок сабха). Верховный суд представляет судебную власть. Юридическая система строго упорядочена и имеет свою иерархию судов.

Политическая система Индии позволяет балансировать различные интересы в индийском обществе, что обеспечивается во многом политическим компромиссом между традиционалистами и модернизаторами, между законодательной, исполнительной и судебной властью с присущим им четким разделением полномочий и взаимными ограничениями.

Тщательно сбалансированная система сдержек и противовесов позволяет сосуществовать и взаимодействовать контрастным факторам государства и общества: сильная исполнительная власть в центре и широкие властные полномочия у органов власти в штатах; одна из самых мощных армий в Азии и неукоснительная приверженность индийских военных принципу политического нейтралитета; глубокая религиозность общества и последовательно выдерживаемый секуляристский характер государства.

Одна из особенностей парламентской демократии в Индии заключается в высоком уровне политической культуры, в том числе политической полемики. Другим немаловажным фактором развития демократических традиций является многопартийная система.

Внешняя политика

Индия занимает одно из ведущих мест в системе международных отношений. Геостратегическое положение, миллиардное население, военно-политические возможности и обладание ядерным оружием, большой экономический потенциал и ведущие позиции в перспективной сфере информационных технологий - все эти факторы во многом определяют положение Индии как регионального лидера в Южной Азии.

Характерной чертой внешнеполитического курса Индии является ее независимость.

Проводимая политика неприсоединения потребовала наращивания национальной мощи своими собственными ресурсами. Начиная с 60-х годов индийское общественное мнение эволюционировало в сторону упований на военную силу и экономическую самодостаточность как основополагающих принципов "реальной политики", которые только и могут обеспечить Индии достойное место в международном сообществе и гарантировать ее безопасность, целостность и незыблемость ее границ. Сильные внутренние предпосылки позволяют теперь Индии быть менее уязвимой для внешних политических воздействий и мировых финансовых спадов, что в свою очередь дает возможность более уверенно проводить свои национальные интересы в сфере международных отношений. О стремлении Индии стать реальной силой на региональном и мировом уровне также свидетельствует и тот факт, что в 11 и 13 мая 1998 года Индия успешно провела три ядерных испытания. Этот акт был поддержан почти всеми политическими силами страны, что свидетельствует о другой характерной черте внешнеполитическ ого курса Индии - отсутствии существенной прямой связи между внутренней и внешней политикой, то есть внешняя политика не зависит существенно от того, какие политические силы пришли к власти. В Индии сложился национальный консенсус между различными партиями и партийными коалициями по наиболее актуальным внешнеполитическим проблемам, что и объясняет неизменность позиции сменявших друг друга правительств относительно места Индии в международной сфере. Национальные интересы, по словам ультраправых, пришедших к власти после левых, остаются неизменными.

В своем стремлении обеспечить свои национальные интересы и стать ведущей региональной, а в долгосрочной перспективе и мировой державой, Индия играет активную роль в международных отношениях. Ее отношения с Россией, Китаем, Ираном, США, Пакистаном имеют определяющую роль на мировую политику.

Индийско-китайские отношения

Индийско-китайское сотрудничество также отличается высокой степенью интенсивности. При этом, однако, характеризуется наличием следующих проблемных узлов.

ь Неурегулированность пограничной проблемы создает конфликтный потенциал в двусторонних отношениях между странами.

С 1962 г. Индия и Китай занимают разные позиции относительно спорных территорий в районе Ладакха на севере Индии (штат Джамму и Кашмир) и по так называемой линии МакМахона на северо-востоке Индии в штате Аруначал-Прадеш. В настоящее время ни Индия, ни Китай не заинтересованы в эскалации напряженности в данном вопросе, но, вместе с тем, не намерены и уступать свою территорию. Обе страны считают территориальный спор своеобразным рычагом давления друг на друга. Поэтому государства выступают за урегулирование проблемы мирными средствами и путем переговоров, а также стараются не форсировать ее решение. Учитывая интересы сторон, можно предположить, что окончательное решение по территориальному вопросу будет найдено нескоро.

ь Страны занимают различные позиции по вопросу о сотрудничестве с Пакистаном.

Для Китая развитие дружественных связей с Пакистаном является своеобразным противовесом усилению позиции Индии в регионе. Несмотря на то, что Китай отрицает факт поставок ракетной технологии и других современных вооружений Пакистану, данный вопрос всегда поднимается в входе переговоров между Индией и Китаем. Со своей стороны, Китай постоянно подчеркивает, что не представляет угрозы для своих соседей.

ь Разработка Индией ядерной программы и мощное наращивание вооружения расцениваются Китаем как угроза стабильности в регионе и как вызов Китаю.

После серии атомных взрывов, проведенных Индией, многие страны, включая Китай, осудили действия Индии. Последние испытания Индией в середине января 2001 года нового носителя ядерного оружия - ракеты "Агни-2" с радиусом действия до 2,2 тысячи километров, способной нести заряд массой до одной тонны - вызвали у Китая серьезную обеспокоенность. По мнению китайского руководства Индия, таким образом, обозначила курс на эскалацию напряженности, на создание стратегической автономии с целью обогнать Китай. Все это создает в регионе предпосылку к росту вооружений.

Опасения Китая вызывает и увеличение Индией расходов на оборону - на 13,8% (или 13,3 миллиардов долларов) в 2001-2002 финансовом году (в 2000-2001 г. расходы на оборону увеличились на 28,2% после пограничного конфликта с Пакистаном в районе Каргиля летом 1999 г.). Статья расходов на оборону в основном увеличивается за счет закупок новых вооружений и военной техники.

Со своей стороны, Китай также объявил об увеличении своих бюджетных расходов на оборону в этом году на 17,7% (около 17 миллиардов долларов). В 2000 году оборонные расходы составили 12,1%. Данное решение можно расценивать как реакцию Китая в ответ на ухудшение геополитического фона - развертывание ядерной программы Индией, избрание президентом Тайваня проамерикански настроенного Чен Шуи-бяна, эскалацию напряженности в Афганистане.

Таким образом, развитие индийско-китайских отношений имеет определенный конфликтный потенциал, который, однако, сдерживается наличием следующих весьма мощных ограничителей, оказывающих значительное влияние на выработку окончательной политики стран в отношении друг друга:

ь Индия и Китай, преследуя цель как собственного усиления, так и возрастания роли региона в целом, разделяют мнение о необходимости установления многополярного мира и объединения усилий в его строительстве, выступают против доминирования США и запада в целом в современных условиях.

ь Обе страны выступают за региональную безопасность как фактор усиления своего экономического потенциала и, соответственно, геополитического влияния.

ь Оба государства объединяют свои усилия в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом - факторами, оказывающими влияние на их территориальную целостность и безопасность.

ь Обе страны заинтересованы в торгово-экономическом сотрудничестве друг с другом.

ь Оба государства обладают технологией производства ядерного оружия.

Долгосрочное действие таких факторов, как, например, необходимость установления многополярного мира, противодействие политической, экономической экспансии США в современном мире, борьба за территориальную целостность и безопасность, определяет и долгосрочный характер индийско-китайского сотрудничества в целом.

Подкрепленное влиянием так называемого российского фактора, наличием схожих задач и целей, преследуемых и Россией, а также экономической целесообразностью и достаточно высокими темпами роста экономик стран, становится очевидным реальное укрепление сотрудничества в рамках "тройственного союза" между Россией, Индией, Китаем.

В настоящее время Индия, Россия, Китай рассматривают идею проведения трехсторонней встречи по вопросу о стратегическом партнерстве, пока на уровне экспертов - конференция политологов из трех стран может состояться уже в этом году в Пекине. Ряд встреч на уровне "back-track" - на "второй дорожке" - может стать предпосылкой к реальным будущим договоренностям в рамках данного союза между тремя державами.

В отличие от сотрудничества в рамках блока Россия - Индия - Китай (идея была выдвинута Россией, бывшим премьер-министром Е.М. Примаковым в 1998 году), контуры стратегического партнерства между Индией, Россией и Ираном стали вырисовываться только недавно, после принятия внешнеполитической доктрины России в 2000 году и активизацией политики РФ на Каспии и в Иране. На взаимоотношениях Индии с Ираном, и до этого отличавшихся высоким уровнем доверия, сказалось углубление сотрудничества России с Ираном.

Индийско-иранские отношения

Индийско-иранские отношения на нынешнем этапе носят характер устойчивого стратегического партнерства, получившего новый толчок своему развитию в результате визита премьер-министра А.Б. Ваджпаи в Иран 10-13 апреля 2001 года и подписания Тегеранской декларации.

Основные направления сотрудничества, по которым существует совпадение позиций двух стран, следующие:

ь Достижение региональной стабильности, что подразумевает урегулирование "афганской проблемы" и борьбу с терроризмом, стабилизацию ситуации в Юго-западной Азии.

Для обоих государств решение "афганской проблемы" связано со стабилизацией ситуации на своих границах, возможностью экономического развития. Если для Индии борьба с терроризмом означает поддержку другими странами ее позиции в Кашмирском вопросе, то для Ирана - прежде всего, в вопросе о противостоянии этой страны с Ираком.

Общей точкой соприкосновения для обоих государств является также их отношение к политике США, в частности, к торговым, экономическим санкциям, введенным США против Ирана (еще в начале 80-х г.г.) и Индии (вследствие ядерных взрывов, осуществленных в мае 1998 г.).

Негативное отношение Индии к данным санкциям и поддержка ею в этом вопросе антиамериканской позиции Ирана приводят к тому, что во влиятельных региональных объединениях мусульманских стран, таких, как, например, ОПЕК, ОИК, Иран сдерживает анти-индийскую дипломатию Пакистана и других стран, недовольных позицией Индии в Кашмирском вопросе.

В последнее время, однако, отмечается тенденция отказа США от политики санкций, введенных против Индии. Это связано с тем, что санкции, по мнению Конгресса США, намеревающегося выдвинуть резолюцию об их отмене, являются контрпродуктивными для экономик обоих государств. США намерены придать особое внимание роли Индии в Азии как своеобразному противовесу Китаю, которого администрация Дж. Буша-младшего больше не рассматривает в качестве своего стратегического партнера. Именно в этой связи следует рассматривать визит министра иностранных дел Индии Джасвант Сингха в Вашингтон 7-8 апреля 2001 года и его незапланированную, неформальную встречу с Дж. Бушем, в результате которой между двумя странами может быть начато строительство «архитектуры диалога» и даже военное сотрудничество.

Несмотря на начавшееся потепление в индо-американских отношениях, Индия, тем не менее, не отказывается от своей позиции поддержки Ирана, свидетельством чему явилось подписание Тегеранской декларации.

ь Углубление торгово-экономического (в том числе в нефтегазовой сфере), военно-технического, научно-информационного сотрудничества.

Для Индии, которая не обладает собственными нефтегазовыми запасами и потому, учитывая демографический фактор, остро нуждается в углеводородном сырье, сотрудничество с Ираном является не просто выбором, а насущной необходимостью.

В настоящее время Индия заинтересована в прокладке газопровода из Ирана. Окончательное решение пока не найдено, поскольку основным препятствием реализации проекта является протяженность трубопровода по территории Пакистана. Для Индии это не совсем приемлемо, так как делает ее уязвимой от политики Пакистана. Именно поэтому Индия пытается разработать маршрут транспортировки, минуя Пакистан - через море. Тем не менее, в настоящее время Индия готовит технико-экономическое обоснование для обоих маршрутов - наземного и морского.

В торгово-экономической сфере Индия и Иран установили режим наибольшего благоприятствования друг другу, что позволит обоим государствам укреплять торговые связи, кроме того, реэкспортировать свою продукцию в третьи страны. В 1999-2000 г.г. Индия экспортировала в Иран продукцию на сумму в 165 миллионов долларов, в то время как импорт составил 1 миллиард долларов.

Основным сдерживающим фактором развития индийско-иранских взаимоотношений является активное сотрудничество Индии с Израилем, в том числе, в военно-технической сфере.

Но, несмотря на это, существующее единство интересов Индии и Ирана по широкому спектру проблем, а также предполагаемые и очевидные долгосрочные последствия сотрудничества свидетельствуют о том, что между странами сложились отношения стратегического партнерства. На сегодняшний день ситуация складывается таким образом, что для Индии и Ирана двустороннее сотрудничество является решением многих проблем - как экономических, так и геополитических.

Вопросы:


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.