Роль критического мышления молодежи в профилактике экстремизма и терроризма — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Роль критического мышления молодежи в профилактике экстремизма и терроризма

2021-05-27 62
Роль критического мышления молодежи в профилактике экстремизма и терроризма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дисциплина ««Опасные ситуации социального характера и защита от них»

                                          Тема: «Экстремизм»

Студентка: БЖ - 1801z гр. Фахрулина. Т.Р

Преподаватель: Микшевич Н.В.

 

 

                                              Екатеринбург 2021 г.

 

                                          Содержание

Введение

Роль критического мышления молодежи в профилактике экстремизма

Игры, тренинги, творческие задания

Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму

 

 

                                          Введения

Экстремизм и терроризм – проблемы, злободневные для России. Приверженцы крайних взглядов и мер, радикальных способов решения проблем разжигают национальную рознь, религиозную вражду. Эти явления угрожают не только нравственным и духовным устоям общества, но и жизни людей, целостности нашей многонациональной страны. Молодежь, особенно подверженная влиянию различного рода негативных тенденций в обществе и нередко вовлекаемая в различные экстремистские формирования, зачастую не имеет представления об идеологической основе экстремистских явлений. Главным идеологическим компонентом противодействия экстремизму должна стать толерантность как стиль взаимоотношений между национальными образованиями и федеральным центром, а также взаимоотношений внутри общества. Важным направлением профилактики терроризма и экстремизма является создание единого информационного пространства для распространения идей толерантности, гражданской солидарности, уважения к другим народам, культурам, религиям. В свете государственной политики по противодействию терроризму разрабатывается большое количество подходов программ и методов, направленных на сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в целях противодействия терроризму и экстремизму. Особое внимание должно быть уделено молодежи. Многие сегодняшние студенты обучались и воспитывались в школе в обстановке обострения межнациональных и межэтнических конфликтов. Важность формирования толерантных отношений в молодежной среде обусловлена тем, что вопрос об уровне сформированности толерантности российского общества является сегодня критически важным. Значимая доля актов насилия и агрессии происходит как в стенах общеобразовательных учреждений, так и за их пределами – там, где дети и подростки проводят значительную часть времени и завязывают отношения. Поэтому образовательные учреждения – это своего рода потенциальные «горячие точки» агрессии. В школе должна быть создана такая атмосфера, в которой педагоги и учащиеся нетерпимо относились бы к актам жестокости, насилия и агрессии, случаи насилия и агрессии в учебных заведениях систематически отслеживались, а демонстрация жестокости единодушно отвергалась бы как недопустимая. Огромная роль в борьбе с агрессией и экстремизмом принадлежит формированию у современной молодежи психологии на основе принципов формирования толерантности: - опора на активность учащихся, инициативность, стимулирование их самовоспитания; - сознательное поведение и его самокоррекция в отношениях с другими людьми; - принцип адекватности, то есть соответствие содержания и средств создания социальной ситуации, в которой организуется воспитание.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ.

 Для игры в классе освобождается пространство – игровое поле (игра может проводиться в рекреации). Все учащиеся собираются на игровом поле, ведущий занимает место на возвышении (на столе или на стуле) так, чтобы все играющие были ему хорошо видны.

Ведущий, предварительно объяснив правила игры и смысл ее названия («Молекулы»), начинает игру. По команде ведущего «Пошли!» все играющие начинают двигаться на игровом пространстве, каждый самостоятельно выбирает свой путь, движение игроков хаотично, как движение молекул. Затем ведущий называет какую-то цифру (не больше цифры «6», лучше начинать с «2» или «3»). Это сигнал для объединения. В соответствии с цифрой учащиеся быстро объединяются друг с другом: «2» – по двое, «3» – по трое, «4» – вчетвером и т.д. Оставшиеся без группы вынуждены стоять в одиночестве. Затем следует команда «Пошли», а за ней – новая цифра и новые объединения в группы.

 Игра продолжается до 10 минут, за это время участники игры успевают объединиться по 5-6 раз. Завершается игра командой «Все!», по которой все участники игры создают общую группу, радуясь единству

Игра «Листок».

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ

· Шаг первый. Ведущий игры, учитель, предлагая учащимся вытянуть кружочки (они трех цветов), делит класс по цвету кружочков на три группы, каждая из которых садится вокруг сдвинутых столов и выбирает лидера группы.

· Шаг второй. Каждая группа получает от ведущего листок растения (листья должны быть похожими, но в то же время и отличаться друг от друга). Задание каждой группе: пуская лист по кругу, рассмотреть его, при этом каждый должен сказать о нем несколько слов, не повторяя того, что уже было сказано (это могут быть слова о самом листе, слова- ассоциации, воспоминания).

 · Шаг третий. Ведущий предлагает лидерам групп отдать листья ему.

· Шаг четвертый. Ведущий просит подойти к учительскому столу по 2 человека от каждой группы (лидера и его помощника). На столе листья, с которыми работали группы, лежат вперемешку с другими листьями. Задание – найти свой листок.

 · Шаг пятый. Каждой группе предлагается рассказать об отличительных особенностях своего листочка.

· Шаг шестой. Заключительное слово ведущего. Он благодарит участников игры за проявленное умение вглядываться в природу и подчеркивает, что если даже листья растений так непохожи друг на друга, то как же должны различаться между собой такие сложные существа, как люди! Различия – это нормально. Это закон природы. Поэтому неправ тот, кто, видя детей, не похожих на него по внешности, взглядам, манере поведения, начинает смеяться над ними, а иногда и обижать их. Различия между людьми – это закон природы.

· Подведем итоги.

Во время игры ее участники не только всматривались в предложенный им листок и находили его особенности, но и, слушая друг друга, когда листок двигался по кругу внутри группы, невольно убеждались в различиях между участниками игры. Каждый сумел увидеть в этом листочке свое и рассказать об этом. Так прикосновение к листку, как к «посланцу природы», помогло сделать в конце игры важный вывод, как сделал это поэт Евгений Евтушенко в стихотворении «Ольховая сережка».

Напомним стихотворные строки:

 Уронит ли ветер в ладони сережку ольховую,

 Начнет ли кукушка сквозь крик поездов куковать,

Задумаюсь вновь, и, как нанятый, жизнь истолковываю,

И вновь прихожу к невозможности истолковать.

Сережка ольховая, легкая, будто пуховая,

Но сдунешь ее – все окажется в мире не так,

 И, видимо, жизнь не такая уж вещь пустяковая,

Когда в ней ничто не похоже на просто пустяк.

Игра может быть повторена с другими природными объектами (например, с кусочками коры, грецкими орехами и т.д. и т.п.) И каждый раз учащиеся будут учиться внимательно слушать других, убеждаться в различиях между участниками игры: мы все разные. - 40 - Творческие задания для работы по группам, представленные в учебном пособии, разнообразны. Одним из вариантов является создание плакатов, выражающих идеи толерантности и их защиту.

Создание плакатов. «Нет – жестокости!».

ПОРЯДОК РАБОТЫ.

Шаг первый. Учащиеся объединяются в три группы, группы занимают места за заранее подготовленными столами. В каждой группе выбирается лидер для руководства работой группы.

 · Шаг второй. Каждая группа выбирает тему для плаката. Для этого все ученики, входящие в группу, приводят примеры проявления жестокости:

- молодых к старикам;

- школьников по отношению друг к другу;

- учителей к учащимся;

- учащихся к учителям;

- взрослых друг к другу.

А также примеры преступлений на национальной почве и других жестоких преступлений. В результате выбирается одно из проявлений жестокости, осуждению которого и будет посвящен плакат.

· Шаг третий. Поиск вариантов плаката. Внутри группы образуются малые группы (по 2-3 человека) в каждой малой группе разрабатывается эскиз плаката на выбранную тему.

 · Шаг четвертый. Обсуждение в группе предложенных вариантов и выбор общего варианта для группы (в случае отсутствия единства группа может предоставить 2 плаката на общую тему).

 · Шаг пятый. Создание в группах плаката. Подготовка к его представлению на следующем уроке (к плакату пишется текст).

Презентация тремя группами плакатов на тему «Нет – жестокости!»

ПОРЯДОК РАБОТЫ.

 · Шаг первый. Назначенные ведущим члены жюри занимают места за теми столами, где работали на предыдущем уроке, готовя плакат.

· Шаг второй. Председатель жюри сообщает критерии оценки презентации плакатов: соответствие теме, оригинальность замысла, качество рисунка, сопровождающий текст (на плакате и устные пояснения), общение с другими группами (одобрения, вопросы).

 · Шаг третий. Лидеры групп тянут жребий с номерами, определяющими последовательность их выступлений.

· Шаг четвертый. Презентация плакатов. Описание последовательности действий: - каждая группа представляет плакат; - учащиеся из двух других групп произносят комплименты и задают вопросы (добрые и не больше двух); - завершается представление плаката аплодисментами.

· Шаг пятый. Члены жюри оценивают работу каждой группы в баллах (от 1 до 5) по каждому из критериев. Ведущий благодарит всех участников за дружную совместную работу и вручает группам заранее подготовленные благодарственные письма.

· И в заключение… В учебном пособии широко цитируются «Письма о добром» Д.С. Лихачева, являющегося прекрасным образцом мудрого отношения к жизни, доброты и человечности. Приведем фрагмент одного из писем Д.С. Лихачева «Письма о добром». -

Письмо четвертое. Самая большая ценность – жизнь. «Вдох – выдох, выдох!» Я слышу голос инструктора гимнастики: «Чтобы вдохнуть полной грудью, надо хорошенько выдохнуть. Учитесь прежде всего выдыхать, избавляться от «отработанного воздуха». Жизнь – это прежде всего дыхание. «Душа», «дух»! А умер – прежде всего – «перестал дышать». Так думали исстари. «Дух вон!» – это значит «умер». «Душно» бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Хорошенько выдохнуть все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту. Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы. Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно.

 

 

1.2 РОЖДАЕМОСТЬ И РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖЕНЩИН СОВРЕМЕННОЙ РОССИ

Двадцать лет (1993-2012), т.е. в течение практически всего постсоветского периода, Россия живет в режиме депопуляции. Судя по последним помесячным данным Росстата, 2012-2013 годы могут стать недолговременным просветом в этой череде естественного убывания россиян. Превышение чисел умерших над числами родившихся во всём постоянном населении страны началось впервые в 1993 году, причем в отдельности у мужчин – в 1992 году, у женщин – в 1994 году. Депопуляция в новой России явилась итогом снижения уровня рождаемости и стремительного роста уровня смертности. Оба этих негативных процесса, порождённых, в первую очередь, издержками переходного периода, сократили численность постоянного населения страны с 1993 по 2012 годы на более чем десять миллионов человек1. И лишь компенсация иммиграцией из нового зарубежья смягчила общую убыль населения Российской Федерации в этот период, снизив её более чем в два раза. За несколько лет до распада СССР в 1983-1987 гг. уровень рождаемости держался в пределах, необходимых для простого воспроизводства населения (2,1 ребенка на женщину). Поддержание этого уровня было обеспечено эффективными мерами государственной помощи семьям, имеющим детей, и имело целью сгладить вторичную демографическую яму, вызванную последствиями резкого сокращения рождаемости в Европейской части СССР в первые годы Великой Отечественной войны. На протяжении 90-х годов ХХ века уровень рождаемости в России опускался довольно стремительно, но постепенно падение сменилось медленным ростом в первом пятилетии XXI века, восстановлением допертурбационных тенденций – ростом, по всей видимости, вызванным успокоением общеполитической и экономической ситуации в странеПадение индикаторов первой компоненты воспроизводства населения в конце ХХ века стало не только итогом действия общеисторических, объективных факторов развития государства, определенного этапа демографического перехода, слома планового ведения хозяйства и смены его всепроникающим рынком, глобализации всех сфер жизнедеятельности, вступления России в перестроечный период, характерными чертами которого явились экономические дефолты и политические кризисы. Это также как и в случае со смертностью, явилось результатом практически полного бездействия государственных структур в переходные 1990-е гг., а также итогом «антигуманных способов реформирования страны, в результате которых была разрушена практически вся инфраструктура, обеспечивавшая жизнеспособность российского населения». 2 Совокупность объективных и субъективных факторов привела к существенным изменениям в моделях рождаемости и репродуктивного поведения женщин фертильных возрастов в постсоветской России. Прежде всего, изменилась возрастная модель рождаемости. На фоне такой общемировой тенденции демографического перехода как снижение уровней повозрастной рождаемости в старших репродуктивных группах, продолжился сдвиг модального возраста рождаемости в старшую сторону. Если первая тенденция объяснялась общим снижением суммарного коэффициента рождаемости, переходом от многодетной к малодетной семье, то вторая тенденция стала следствием целого круга обстоятельств. Среди них – переход к стихийной рыночной экономике, сопровождающийся снижением уровня социальной защищенности семьи, материнства и детства; резко возросшая дифференциация доходов, ведущая к люмпенизации основной массы населения, вынуждающая женщин в семьях с доходами выше официально публикуемых серединных или даже средних по регионам России работать, чтобы прокормить семью. Это привело к ускорению вынужденной эмансипации значительной части российских женщин, преимущественно обитательниц городов, эмансипации экономической, и, как следствие, социальной и демографической. Эмансипированная женщина, как и мужчина, теперь вначале жизненного пути ставит себе целью получить высокое, желательно высшее профессиональное образование, найти постоянную работу, утвердиться на рабочем месте в качестве необходимого специалиста, и уже после этого – обзаводится семьёй с детьми. Следствием такого сценария является устойчивое движение вверх модального возраста, повозрастных коэффициентов рождаемости, в первую очередь по первым деторождениям. Если в 1990 году повозрастные коэффициенты рождаемости в Российской Федерации (РСФСР) в интервале 20-24 года были максимальными и превышали аналогичные индикаторы в следующем возрастном интервале (25-29 лет) более чем в полтора раза, то к 2005 году это превышение сократилось до 1,1 раза. Связано это было по большей части с ростом среднего возраста матери при рождении первых детей.

 

Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде

Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества, что связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социальнополитическую обстановку в стране.

 Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодежной среде, наиболее подверженных деструктивному влиянию, легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Таким образом, молодые граждане пополняют ряды экстремистских и террористических организаций, которые активно используют российскую молодежь в своих политических интересах.

Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала.

По данным МВД России на учете органов внутренних дел состоит 302 неформальных молодежных объединения, 50 из которых представляют наибольшую общественную опасность.

 Кроме того, анализ статистических данных показывает, что из 428 лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности, в 2009 году за совершение преступлений экстремистской направленности – 344 (более 80 процентов) молодые люди в возрасте от 14 до 29 лет, 112 из них – несовершеннолетние. В составе организованной группы совершено 121 такое преступление, 5 преступлений совершены преступным сообществом (организацией).

 В первом полугодии 2010 года расследовано 362 преступления экстремистской направленности, из которых – 120 совершены в составе организованной группы, а 19 – преступным сообществом (организацией). Выявлено 245 лиц, их совершивших, из них – 171 в возрасте от 14 до 29 лет, в том числе – 52 несовершеннолетних.

 В последние годы отмечается активизация ряда экстремистских движений, которые вовлекают в свою деятельность молодых людей. По экспертным оценкам, в среднем 80 процентов участников организаций экстремистского характера составляют лица, возраст которых не превышает 30 лет.

 В течение последних лет в ряде регионов России активизировались неформальные молодежные группировки право- и леворадикальной направленности, участились случаи нападения на иностранных граждан со стороны активистов молодежных группировок скинхедов. По данным ряда социологических исследований, в настоящее время изменилась не только динамика нападений экстремистски настроенных молодых людей, но претерпела изменения и тактика подобных акций. Отмечается тревожная тенденция увеличения смертельных исходов в результате националистически мотивированного насилия. Данные тенденции стремятся использовать в своих интересах представители партий и движений, активно разыгрывающих «национальную карту» и пытающихся привлечь на свою сторону скинхедов и членов группировок футбольных фанатов. Как правило, данная категория молодых людей имеет хорошую физическую подготовку и навыки рукопашного боя, в том числе с применением холодного оружия и подручных средств (арматура, бутылки и т.п.).

В настоящее время активизировались неформальные молодежные «антифашистские» группы, объединяющие представителей различных молодежных субкультур, основанных на увлечении каким-либо музыкальным течением или альтернативными видами спорта, основная деятельность которых заключается в проведении силовых акций и пропагандистского воздействия в отношении скинхедов и организации массовых общественно-политических акций. Участники движения «антифа» являются сторонниками так называемых акций прямого действия, в которых применяют холодное и травматическое оружие, а также различные подручные средства. При этом зачастую члены движения «антифа» нарушают действующее законодательство и создают конфликтные ситуации с сотрудниками правоохранительных органов.

Заметно активизировались попытки иностранных неправительственных некоммерческих организаций и международных организаций по использованию молодежи для осуществления деятельности, направленной на трансформацию политической системы России.

В этой связи при разработке методических рекомендаций были учтены современные взгляды на явление экстремизма в российском обществе.

Следует выделить основные особенности экстремизма в молодежной среде.

Во-первых, экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее.

Во-вторых, экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами.

В-третьих, экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности.

В-четвертых, данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым «низким уровнем культуры», сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности.

 В-пятых, экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей. Причиной возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде, можно выделить следующие особо значимые факторы:

1. Обострение социальной напряженности в молодежной среде (характеризуется комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т.д.).

2. Криминализация ряда сфер общественной жизни (в молодежной среде это выражается в широком вовлечении молодых людей в криминальные сферы бизнеса и т.п.).

 3. Изменение ценностных ориентаций (значительную опасность представляют зарубежные и религиозные организации и секты, насаждающие религиозный фанатизм и экстремизм, отрицание норм и конституционных обязанностей, а также чуждые российскому обществу ценности).

4. Проявление так называемого «исламского фактора» (пропаганда среди молодых мусульман России идей религиозного экстремизма, организация выезда молодых мусульман на обучение в страны исламского мира, где осуществляется вербовочная работа со стороны представителей международных экстремистских и террористических организаций).

 5. Рост национализма и сепаратизма (активная деятельность молодежных националистических группировок и движений, которые используются отдельными общественно-политическими силами для реализации своих целей).

 6. Наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций (некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т.п.).

 7. Использование в деструктивных целях психологического фактора (агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности). 8. Использование сети Интернет в противоправных целях (обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропагандесвоей деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях).

При организации работы по профилактике молодежного экстремизма необходимо учитывать, что она представляет собой систему, включающую несколько уровней:

1. Вся молодежь, проживающая на территории России. На этом уровне необходимо осуществление общепрофилактических мероприятий, ориентированных на повышение жизненных возможностей молодых людей, снижение чувства незащищенности, невостребованности, создание условий для их полноценной самореализации и жизнедеятельности.

 2. Молодежь, находящаяся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности (молодежь в «зоне риска»). В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде должна быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской активности. К таким категориям могут быть отнесены:

выходцы из неблагополучных, социально-дезориентированных семей, с низким социально-экономическим статусом, недостаточным интеллектуальным уровнем, имеющим склонность к трансляции девиаций (алкоголизм, наркомания, физическое и морально-нравственное насилие);

 «золотая молодежь», склонная к безнаказанности и вседозволенности, экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как естественную форму времяпрепровождения; дети, подростки, молодежь, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции;

 носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений и склонных к девиациям уличных компаний;

члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект.

При организации профилактической работы важно учитывать социальноэкономические и возрастные особенности разных периодов, в которых оказываются подростки и молодежь. Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы» - «они». Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию. В социальном плане большинство молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет оказываются в позиции маргиналов, когда их поведение не определено практически никакими социально-экономическими факторами (семья, собственность, перспективная постоянная работа и др.). Молодые люди, продолжая образование, покидают школу, семью, уезжают в другой город или регион, оказываясь в ситуации и свободы, и социальной незащищенности. В итоге молодой человек мобилен, готов к экспериментам, участию в акциях, митингах, погромах. При этом готовность к подобным действиям усиливается изза его низкой материальной обеспеченности, в связи с чем участие в проплаченных кемлибо акциях протеста может рассматриваться как допустимая возможность дополнительного заработка. Поиск идентичности, попытки закрепиться в жизни ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать экстремистская субкультура, неформальное объединение, политическая радикальная организация или тоталитарная секта, дающая им простой и конкретный ответ на вопросы: «Что делать?» и «Кто виноват?».

В последнее время в сети Интернет представителями националистических организаций, создан ряд ресурсов, на которых пропагандируется разжигание межнациональной, расовой и религиозной вражды путем проведения Интернет-игр под общим названием «Большая игра. Сломай систему!». Целью указанной игры является пропаганда идей национал-социализма и совершение в рамках ее правил одновременных согласованных действий, в том числе по флэшмоб-технологии, выражающихся в провокационных и противоправных групповых проявлениях (от нанесения националистических символов и нацистской символики до проведения силовых акций в отношении лиц «неславянской внешности» и представителей правоохранительных органов).

Причины привлекательности флэшмоб-технологии для экстремистских и деструктивных организаций и движений:

организация и проведение акций по флэшмоб-технологии практически не подпадают под действие законодательства Российской Федерации. Их участникам можно предъявить лишь косвенные обвинения, связанные, в основном, с нарушением общественною порядка, а организаторы остаются вне поля административно-уголовной ответственности;

подготовка к проведению акций по флэшмоб-технологии характеризуйся высоким уровнем скрытности, что осложняет их своевременное выявление и предупреждение. Также затруднительно установить заказчиков и организаторов акций;

возможность перерастания рядовой акции по флэшмоб-технологии в экстремистскую или протестную путем осуществления заранее спланированных организационных мер и психологического воздействия на большое количество людей;

целевая аудитория акций по флэшмоб-технологии – это наиболее активная часть населения – молодежь, у которой система жизненных ценностей еще до конца не сформировалась, ей традиционно присущи определенный нигилизм, переоценка собственных возможностей и желание самовыражения. Этим при умелом манипулировании могут эффективно воспользоваться экстремисты и политтехнологи в противоправных целях;

акции по флэшмоб-технологии, зачастую, могут выполнять «детонирующую» функцию: немноголюдные поначалу, они в короткий промежуток времени вовлекают в процесс посторонних людей – наблюдателей и прохожих, которые становятся сочувствующими;

богатый опыт проведения акций по флэшмоб-технологии в России и за рубежом свидетельствует о том, что эта технология уже хорошо отработана и ее следует считать одним из средств, которое может применяться при проведении мероприятий экстремистского характера.

 В этой связи основные действия по снижению экстремистских проявлений в молодежной среде должны быть ориентированы на:

оптимизацию социальной среды (в целом), в которой находятся молодые россияне, ее улучшение, создание в ней пространств для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодежи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения;

формирование механизмов оптимизации молодежного экстремистского поля, разработку методов его разрушения, организацию на его месте конструктивных социальных зон;

создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом. Итогом такой работы должно стать формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма;

разработку системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.

Взаимодействие объекта и предмета профилактической работы может быть описано следующей моделью (таблица 1).

Представленная матрица позволяет оптимизировать деятельность по профилактике экстремизма в молодежной среде, распределив «зоны ответственности» между различными уровнями власти. На основе взаимодействия объекта и предмета профилактики могут быть сформулированы цели и задачи этой деятельности:

создание условий для снижения агрессии, напряженности, экстремистской активности в среде молодежи;

создание условий для воспитания успешной, эффективной, толерантной, патриотичной, социально ответственной личности;

 создание условий для повышения жизненных шансов подростков и молодежи, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;

 развитие конструктивной социальной активности подростков и молодежи;

развитие позитивных молодежных субкультур, общественных объединений,

движений, групп;

 создание альтернативных форм реализации экстремального потенциала молодежи.

Таблица 1. Модель взаимодействия объекта и предмета деятельности по профилактике экстремизма в молодежной среде

Предмет профилактики   Молодежь в целом   Молодежные группы, находящиеся в зоне риска  
Улучшение среды Оптимизация молодежной среды в целом

Разработка и внедрение методов разрушения экстремистского пространства, создание на его месте конструктивных социальных зон для молодежи

Воздействие на личность Развитие толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма Разработка системы психокоррекционной работы, ориентированной на профилактику ненормативной агрессии и экстремистской активности

 

При организации системной работы по профилактике молодежного экстремизма возможно использование нескольких моделей, оптимизирующих данный вид деятельности. Предлагаемые модели основаны на нескольких базовых предположениях. Во-первых, необходимо учитывать тот факт, что непосредственная, прямая профилактика не дает практически никакого эффекта. В связи с чем необходимо выстраивать систему этой деятельности с опорой на косвенные, «мягкие» методы и формы работы, оптимизирующие и среду, и личность.

Во-вторых, как уже отмечалось, главное внимание должно быть сосредоточено на особой социально-психологической ситуации в жизни любого человека, которая приходится на возрастной период от 14 до 22 лет.

В-третьих, в основе организации системы профилактической работы, особенно с группами лиц, пребывающими в кризисном возрасте, должна лежать идея управляемой социализации, когда социально-психологические процессы, происходящие с подростком, профессионально сопровождаются соответствующими специалистами, при чем не всегда являющимися представителями официальных институтов.

Возможные модели профилактики экстремизма.

1 Модель профилактики, основанная на усилении роли традиционных институтов социализации.

В основе данной модели лежит идея рационального сокращения свободного, неконтролируемого пространства социализации молодого человека. Действия органов власти должны быть направлены на усиление и интеграцию воспитательного воздействия семьи, школы, учреждений профессионального образования различного уровня, общественных объединений, средств массовой информации. Жизнедеятельность подростка или молодого человека протекает в искусственно созданных конструктивных, позитивных полях, в рамках которых происходит его взросление, усвоение норм и стереотипов поведения в обществе, решение важнейших мировоззренческих проблем. Основным ресурсом данной модели является система образования, представляющая собой наиболее организованный, проникающий практически во все сферы жизнедеятельности общества, институт.

В основе модели лежит средовой подход, когда государством и местным самоуправлением создаются такие условия для молодого человека, которые существенно снижают проявления экстремисткой активности. Для успешной реализации модели необходимо создание и развитие позитивных молодежных средств массовой информации (при полном обеспечении этими СМИ свободы печати), способных выполнять гражданскую, социализирующую функцию.

Важное место в общей системе профилактики отводится деятельности детских и молодежных общественных объединений, задачей которых является организация позитивного развивающего досуга подростков и молодежи. Чтобы их деятельность была эффективной и привлекательной для молодого поколения требуется оказание органами власти системной комплексной поддержки подобным объединениям. Это позволит развить материально-техническую базу, кадровый, социальный, творческий потенциал общественных организаций.

Данная модель может рассматриваться как вариант оперативного вмешательства государства в ситуацию в случае роста экстремистских проявлений в молодежн


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.