I. Нормы согласования и управления — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

I. Нормы согласования и управления

2021-05-26 22
I. Нормы согласования и управления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Синтаксические нормы – это нормы правильного построения словосочетания и предложения, поэтому разбор типичных ошибок мы начнем со словосочетания.

Словосочетание – наименьшая единица синтаксиса. Между словами в слово- сочетании возникает подчинительная связь. Нарушение нормы происходит чаще всего при согласовании и управлении.

Согласование – способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное. Управление – способ связи, при котором зависимое слово ставится в определенном падеже по отношению к главному. Чтобы не ошибиться в образовании формы слова, надо задать вопрос от главного слова к зависимому.

Найдём ошибки в согласовании и управлении:                                                                                        новые ботинки, движение по дороге,  прийти со школы,    памятник А. С. Пушкину.                                                        По приезде в место сборов дайте нам телеграмму.                                             По приезду большого количества участников можно было судить о важности соревнования.Новые ботинки – задаем вопрос: ботинки какие?новые –И. п. мн. ч. – согласование.                                   Движение по чему?по дороге – управление, главное слово требует определенного падежа.                                 

Прийти со школы – ОШИБКА! – требуется предлог из, т. к. именно он указывает направление действия, а предлог с (со) – движение с поверхности (т. е. с крыши школы?).                                                                                                                                 Памятник кому?А. С.Пушкину – управление, главное слово требует Д. п Дайте телеграмму когда?по приездЕ в местопо приезде – предлог.       Можно было судить по чему?по приезду – предлог по + существ.                                                           Мы вспомнили, как задается вопрос от главного слова к зависимому, и уже увидели непривычный производный предлог по приезде. В демоверсии ЕГЭ ежегодно бывают задания, связанные с нарушением управления в слово- сочетании с производным предлогом (по приезде, по окончании, благодаря, согласно, вопреки и др.)

 

Исправим ошибки:

Благодаряповышения (надо: повышению) уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

Благодаряталанта (надо: таланту) дирижёра удалось ощутить своеобразие музыки П. И. Чайковского.

Благодаряискусства (надо: искусству) Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства.

Благодаря плохой погоде (надо: из-за плохой погоды) мы не пошли гулять.

Вспомним: предлоги благодаря, вопреки, согласно,наперекор соответственно употребляются с дательным падежом. Поэтому благодаря повышению, благодаря таланту, благодаря искусству.

Благодаря чему? – плохой погоде – падеж дательный. Но предлог благодаря не употребляется, когда говорится о причинах, вызывающих отрицательные последствия. Поэтому правильно: из-за плохой погоды.

Не забудем: предлоги в продолжениЕ, вследствиЕ, в течениЕ пишутся с Е на конце и употребляются с Р. п. Предлог несмотря на – В. п. В соотвествИИ – с Тв. п.

Запомним: благодаря уму, вопреки обстоятельствам, согласно и соответственно правилу. Будем употреблять дательный падеж с этими производными предлогами!

 

Найдём ошибку:

Горячо любящий (надо: любящим) родную культуру предстаёт перед нами Д. С. Лихачёв в книге «Письма о добром и прекрасном».

Одним из русских прозаиков начала XX века, детально описавший (надо: описавших) быт русского народа, был Иван Шмелёв.

Причастный оборот согласуется с определяемым словом. В первом предложении: Д. С. Лихачев предстает каким?любящИМ родную культуру. Значит, в предложении ошибка. Второе предложение: прозаиков каких? – описавшИХ быт – снова ошибка в согласовании.

 

Итак, если в задании вы видите производный предлог, проверьте, с каким падежом он употреблен. Помним: благодаря, вопреки, согласно, соответ-ственно – с Д. п.

Если видим причастный оборот – проверяем согласование с определяемым словом.

 

 

Рис. 1. Нормы согласования и управления.

Нарушение нормы сочинительной связи:

в предложении с однородными членами предложения должны объединяться компоненты, обозначающие логически сопоставимые понятия. На праздник пришли жители района, мужчины, женщины и дети. Мужчины, женщины и дети тоже могут быть жителями района.

Нарушение нормы управления:

в конструкциях, когда управляемое слово может быть отнесено к разным однородным членам (или рядам однородных членов). Я люблю петь песни и рисование. Получилось, что люблю петь рисование.

Еще один случайнарушение согласования в сложноподчинённом предложе-нии с сочетаниями тот, кто…; те, кто, все, кто... Очень полезно при работе с предложениями находить грамматическую основу (это должно быть отработа- но до экзамена, на экзамене вы должны уметь ее видеть, а не искать).

 

Определим, какой из предложенных вариантов правильный.

1. Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы. ИЛИ Те, кто с детства стремятся к мечте, часто реализуют свои жизненные планы. (правильный вариант 1)

2. Все, кто изучал труды Г. О. Винокура, знают о его исследованиях в области лингвопоэтики. ИЛИ Все, кто изучали труды Г. О. Винокура, знают о его исследованиях в области лингвопоэтики. (правильный вариант 1)

3. Все, кто читали пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама. ИЛИ Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама. (правильный вариант 2)

 

Поясним свой выбор. В предложении Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы грамматические основы                      те реализуют, кто стремится.                                                                           Сразу ясно, что в первой основе не может быть сказуемого в ед. ч. (те – подлежащее, во мн. ч.), а во второй – во мн. ч. (кто – ед. ч.). Подлежащее и сказуемое согласуются, хотя не являются словосочетанием.

Во втором примере правильно написано первое предложение, в третьем – второе.

Можно увидеть в литературе вариант те, кто стреМЯТСЯ. Множественное число сказуемого – разговорная форма. Посмотрите, в каком году написано произведение (возможно, тогда это было нормой). А может быть, это средство создания образа.

В сочетании те, что... можно поставить сказуемое во множественном числе, если в главном предложении подлежащее во множественном числе: Те, что ушли вперед и забрались на гору, все еще не теряли надежды захватить неприятельские обозы (Фурманов) (пример дан Д. Розенталем).                                                                                                       Но это материал для справки, на экзаменах вы вряд ли с этим встретитесь.

 

Перечислим еще некоторые возможные ошибки.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.