В сфере уголовного судопроизводства — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

В сфере уголовного судопроизводства

2021-05-27 25
В сфере уголовного судопроизводства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Комментарий к части пятой

 

1. Российские суды, прокуроры, следователи и органы дознания могут при определенных условиях оказывать судебным и следственным органам иностранных государств, а также международным уголовным судам (трибуналам) содействие по уголовным делам (или правовую помощь в широком смысле) и получать от них такое содействие (помощь).

2. Практически все положения части пятой УПК являются новеллами: в старом УПК РСФСР регламентация вопросов международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства сводилась к ст. 32 УПК отсылочного характера, в соответствии с которой порядок сношения судов, прокуроров, следователей и органов дознания с судебно-следственными органами иностранных государств, а равно порядок выполнения поручений последних определялся законодательством Союза ССР и РСФСР и международными договорами, заключенными СССР и РСФСР с соответствующими государствами.

3. Содействие по уголовным делам оказывается путем исполнения соответствующих запросов <*> иностранных и международных судебно-следственных органов, в частности о правовой помощи по уголовным делам (в узком смысле - ст. ст. 453 - 457 УПК), об осуществлении уголовного преследования (ст. ст. 458, 459 УПК), выдаче лиц для привлечения их к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение (гл. 54 УПК), а также об исполнении судебных решений, в том числе приговоров к лишению свободы (см., например, гл. 55 УПК).

--------------------------------

<*> Следует иметь в виду, что в международных договорах и законодательстве РФ наряду с термином "запрос" зачастую используются синонимичные термины "поручение", "требование", "просьба" и "ходатайство".

 

4. Под иностранными государствами следует понимать все признаваемые Российской Федерацией в качестве субъектов международного права государства, расположенные за пределами ее территории, включая другие, образовавшиеся на постсоветском пространстве: государства - участники СНГ (Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республики Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина) и прибалтийские республики Союза ССР (Латвийская, Литовская и Эстонская республики).

5. Содействие по уголовным делам осуществляется на основании соответствующих международных договоров, но оно может быть оказано или получено и при отсутствии договора - на основе впервые закрепленного в уголовно-процессуальном законе принципа взаимности (см. ст. ст. 453, 456, 460, 469 УПК).

6. В соответствии с п. "а" ст. 2 ФЗ от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" <*> (далее - Закон о международных договорах) понятие "международный договор Российской Федерации" означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (конвенция, договор, соглашение и др.).

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.

 

6.1. Российская международно-правовая договорная база оказания содействия по уголовным делам состоит в основном из договоров о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам, передаче осужденных и выдаче заключенных Российской Федерацией и СССР (участником которых она является как государство - продолжатель СССР), а также ряда договоров царской России <*>.

--------------------------------

<*> С середины 60-х гг. XIX в. до 1917 г. Россия заключила только договоры о выдаче с 19 государствами.

 

В указанных договорах, как правило, содержится положение об их применении к отношениям, возникшим до их вступления в силу.

6.2. Необходимо также иметь в виду, что Российская Федерация участвует почти во всех универсальных (т.е. рассчитанных на участие всех государств мира), а также в некоторых региональных и трансрегиональных международных договорах о борьбе с отдельными преступлениями, представляющими международную опасность. В этих договорах, как правило, содержатся обязательства государств-участников признать в качестве уголовно наказуемых указанные в них деяния, сотрудничать в вопросах выдачи и оказывать друг другу возможно более широкую правовую помощь в связи с такими деяниями. В большинстве из этих договоров предусмотрено, что государства-участники могут рассматривать их в качестве правового основания для выдачи лиц, совершивших или обвиняемых в совершении указанных в этих договорах преступлений, и обязуются привлекать в соответствии со своим законодательством к уголовной ответственности лиц, которых они не выдают по запросу другого государства (принцип "aut dedere aut judicare" - "выдай или суди").

Среди таких договоров, в частности: Конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими (1923); Международная конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков (1929); Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948); Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами (1949); Единая конвенция о наркотических средствах (1961); Конвенция о психотропных веществах (1971); Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971) с Протоколом о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию (1988); Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него (1973); Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (1973); Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (1979); Конвенция о физической защите ядерного материала (1980); Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания (1984); Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства и Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе (1988); Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (1990); Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала (1994); Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (1998); Соглашение между Правительством Канады, Правительствами государств - членов Европейского космического агентства, Правительством Японии, Правительством РФ и Правительством Соединенных Штатов Америки относительно сотрудничества по международной космической станции гражданского назначения (1998); Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999); Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (2000) и дополняющие ее Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и наказании за нее (2000) и Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми (2000) <*>.

--------------------------------

<*> Некоторые из этих договоров см.: Действующее международное право: В 3-х т. Т. 3. Разд. XVII. М., 1997. Актуализированные перечни государств - участников указанных договоров см. на сайтах ООН и Совета Европы: www.un.org и www.conventions.coe.int - соответственно.

 

При этом следует иметь в виду, что при ратификации Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (2000) Россия заявила, что она будет на основе взаимности использовать Конвенцию в качестве правового основания для сотрудничества в вопросах выдачи с другими государствами - участниками Конвенции, а также на основе взаимности применять п. п. 9 - 29 ст. 18 Конвенции вместо соответствующих положений договора о взаимной правовой помощи, заключенного Россией с другим государством - участником Конвенции, если, по мнению центрального органа Российской Федерации, это будет способствовать сотрудничеству <*>.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2004. N 18. Ст. 1684.

 

6.3. В конкретных международных договорах могут содержаться отступления от положений российского законодательства и практики, отраженной в коммент. к настоящей части, или более детально регламентироваться отдельные вопросы. В этом случае следует руководствоваться положениями соответствующих договоров.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 УПК общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью законодательства РФ, регулирующего уголовное судопроизводство; при этом, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные УПК, то применяются правила международного договора (данные положения отражают содержание ч. 4 ст. 15 Конституции).

Следовательно, общепризнанные принципы и нормы международного права, а также нормы международных договоров РФ могут применяться непосредственно субъектами российского права, в том числе правоприменительными органами, если данные правоположения являются самоисполнимыми, т.е. не требуют издания специального внутригосударственного правового акта, обеспечивающего их исполнение.

Следует иметь в виду, что с учетом подп. "а" п. 1 ст. 15 Закона о международных договорах, п. 5 Пост. Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 и п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" <*> при коллизии с предписаниями Кодекса приоритет имеют только правила вступившего в силу международного договора, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона - о ратификации или присоединении.

--------------------------------

<*> БВС РФ. 2003. N 12.

 

Вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры официально публикуются в СЗ РФ и Бюллетене международных договоров (БМД). Хорошим подспорьем в работе могут служить тематические сборники документов (например: Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи. М., 1996; Международно-правовые аспекты экстрадиции. М., 2000; Совет Европы и Россия. Сборник документов. М., 2004).

6.4. В практике применения положений международных договоров (в первую очередь - многосторонних) необходимо учитывать оговорки, сделанные Россией и другими участниками этих договоров, посредством которых действие отдельных договорных норм между ними может быть изменено или исключено (ст. 21 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.) <*>, а также их заявления, которые могут иметь значение для официального толкования правил договора (так называемые интерпретационные заявления). К сожалению, в настоящее время в России оговорки и заявления других сторон договора не публикуются вместе с ним, как это следовало бы делать (их следует искать на интернет-сайтах соответствующей международной организации).

--------------------------------

<*> ВСНД и ВС СССР. 1986. N 27. Ст. 772.

 

6.5. При наличии двух и более договоров, последовательно заключенных с конкретным государством по одному вопросу (например, двусторонний и многосторонний), необходимо следовать содержащимся в них коллизионным нормам в отношении обязательств по другим договорам (заключительные положения), а при отсутствии таковых действует следующее правило: предыдущий договор применяется только в той мере, в какой его положения совместимы с положениями последующего договора (ст. 30 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.).

7. Следует иметь в виду, что кроме УПК ряд других федеральных законов также содержит положения, касающиеся международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.

Например, регулированию отношений международного сотрудничества посвящена гл. IV ФЗ от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в ред. от 28.07.2004) <*>. В частности, согласно ч. 7 ст. 10 данного Закона органы государственной власти РФ, осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами исполняют в пределах своей компетенции запросы компетентных органов иностранных государств о конфискации доходов, полученных преступным путем. А на основе ст. 11 этого Закона в Российской Федерации: а) в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами признаются вынесенные судами иностранных государств и вступившие в законную силу приговоры (решения) в отношении лиц, имеющих доходы, полученные преступным путем, и б) в соответствии с международными договорами РФ признаются и исполняются вынесенные судами иностранных государств и вступившие в законную силу приговоры (решения) о конфискации находящихся на территории РФ доходов, полученных преступным путем, или эквивалентного им имущества. При этом конфискованные доходы, полученные преступным путем, или эквивалентное им имущество могут быть переданы, полностью или частично, иностранному государству, судом которого вынесено решение о конфискации, на основании соответствующего международного договора РФ (пока таких договоров у России не имеется).

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3418; 2002. N 30. Ст. 3029; N 44. Ст. 4296; 2004. N 31. Ст. 3224.

 

Отметим также, что применительно к выдаче принцип взаимности впервые на законодательном уровне был закреплен в ст. 12 указанного Закона.

Кроме того, большое значение для применения положений Европейской конвенции о выдаче 1957 г. (далее - Европейская конвенция 1957 г.) с Дополнительными Протоколами к ней 1975 и 1978 гг. и Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. (далее - Европейская конвенция 1959 г.) с Дополнительным Протоколом к ней 1978 г. имеют ФЗ от 25.10.1999 N 190-ФЗ "О ратификации Европейской конвенции о выдаче, Дополнительного протокола и Второго дополнительного протокола к ней" <*> и от 25.10.1999 N 193-ФЗ "О ратификации Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и Дополнительного протокола к ней" <**>, которыми все эти договоры были соответственно ратифицированы.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1999. N 43. Ст. 5129.

<**> СЗ РФ. 1999. N 43. Ст. 5132.

 

8. Законодатель не включил в УПК нормы, которые бы регламентировали исполнение запросов международных уголовных судов (трибуналов), юрисдикция которых является обязательной для Российской Федерации (хотя потребность в такой регламентации представляется очевидной и в названии разд. XVIII и гл. 53 УПК говорится о международных организациях).

В настоящее время функционируют два таких суда: Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии, и Международный трибунал по Руанде, учрежденные решениями Совета Безопасности ООН соответственно от 25 мая 1993 г. и от 8 ноября 1994 г., которые обязательны для России как члена ООН, но международными договорами не являются. Кроме того, Россия подписала, но пока не ратифицировала Римский статут Международного уголовного суда (1998).

9. Взаимодействие в вопросах проведения оперативно-розыскных мероприятий (как части международного полицейского сотрудничества, т.е. взаимодействия специальных служб, правоохранительных и контролирующих органов) осуществляется на основании запросов по линии международных правоохранительных организаций и органов (прежде всего, Международной организации уголовной полиции - Интерпола, объединяющего усилия антикриминальных правоохранительных структур из 181 государства, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ) и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ (п. 6 ст. 7 Закона об ОРД) <*>.

--------------------------------

<*> См., например: Участие органов внутренних дел и внутренних войск МВД России в международном сотрудничестве: Сб. документов. Вып. 1 - 5. М.: МВД России, 1999 - 2001; Сборник нормативных актов. Вып. 2. М.: Министерство безопасности РФ, 1992.

 

10. Копии запросов о содействии по уголовным делам, особенно в вопросах выдачи, могут для ускорения одновременно направляться зарубежным партнерам и поступать от них по каналам Интерпола - через Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации (п. 2 Указа Президента РФ от 30.07.1996 N 1113 "Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола" <*>, п. п. 2, 12 Положения о Национальном центральном бюро Интерпола в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.10.1996 N 1190) <**> и Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ (п. 17 Положения о Бюро, утв. Решением Совета глав правительств СНГ от 09.10.1997) <***>.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1996. N 32. Ст. 3895.

<*> СЗ РФ. 1996. N 43. Ст. 4916.

<*> См.: Участие органов внутренних дел и внутренних войск МВД России в международном сотрудничестве: Сборник документов. Вып. 1. М.: МВД России, 1999. С. 421 - 427.

 

11. Вопросы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства регулируются и в ряде ведомственных нормативных актов, в частности в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 19.06.1959 N 2 "О вопросах, связанных с выполнением судами договоров с иностранными государствами об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам" (в ред. от 11.07.1972) <*>, Инструкции об организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утв. Приказом МВД России от 28.02.2000 N 221, в указаниях Генеральной прокуратуры РФ от 20.06.2002 N 32/35 и МВД России от 18.08.1994 N 1/3896, от 27.03.2000 N 300, от 17.04.2000 N 1/7421.

--------------------------------

<*> Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР 1924 - 1986. М.: Известия СНД СССР, 1987.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.